А область сновидений — еще меньше изведанный и весьма таинственный мир. Но в нем почему-то мы начинаем верить всем снам подряд, не боясь обмануться. Причем ошибиться иной раз можно роковым образом. Посмотрите, как написано в Библии: «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» ( Иер.29:8 ). Сам Бог увещевает людей через Моисея не гадать по снам. Безрассудные люди обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами… «Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица» ( Сир.34:2, 3 ), — говорит Библия. Почему так категорично говорится об этом? Потому что подавляющее число людей относится к снам как к некоторому развлечению, информационному источнику типа газет, журналов и телевидения. И, конечно, многие хотят, чтоб во сне являлся умерший, и жизнь продолжалась как раньше, пусть теперь уже не наяву. Естественно, это совершенно неверное и эгоистичное желание не может найти удовлетворения, отчего человек очень страдает. Кроме того, кому из нас дано различить истинные сны от вредных и ненужных? Кто знает критерии, на основании которых это можно сделать? Вот почему, чтобы не получалось больших трагедий, Библия так говорит о вреде слепо доверять сновидениям. — А к каким трагедиям может привести вера к снам? — Сразу же приходит на память рассказ святителя Григория об одном человеке, который доверял снам, где ему обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы прожить в достатке, но вдруг заболел и вскоре умер. Он так и не смог воспользоваться накопленным богатством и в то же время не взял с собою в вечность никаких добрых дел. Как видим, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и не стоят нашего внимания. — Получается, что снам вообще нельзя верить? — Нет, бывают и такие сны, к которым надо прислушиваться. Подтверждение этому мы тоже находим в Библии. Например, сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу приснилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу; сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему ( Быт.37:5-7 ). Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался там правителем. И когда в Египет приехали отец и братья его, то должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы он не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных, то горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифа умерли бы голодной смертью. ( Быт.41 ).

http://azbyka.ru/death/chelovek-umer-cht...

Великий понедельник — толкования, проповеди, песнопения (+ Аудио) Зачем Господь проклинает смоковницу? 6 апреля, 2015 Зачем Господь проклинает смоковницу? В Великий понедельник мы вспоминаем внука праотца Авраама, патриарха Иосифа, называемого иногда Прекрасным, и бесплодную смоковницу, проклятую Господом. В Великий понедельник на страстной седмице Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим. Грядущие невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Наделенный от Бога даром вещих снов (в которых он видел себя, возвышающимся над своей семьей), Иосиф вызвал зависть братьев. Они продали его в рабство в Египет, предъявив отцу испачканную кровью одежду, как будто брата растерзали звери. В Египте Иосиф с помощью Божией и благодаря своему благочестию поднялся по карьерной лестнице, через некоторое время был оклеветан женой своего хозяина и попал в тюрьму, но, истолковав сны фараона о грядущих годах сначала изобилия, а потом голода, стал вторым лицом в Египте. Когда голод добрался до семьи Иакова, братья, не знавшие, что проданный ими много лет назад Иосиф и есть помощник фараона, пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Через некоторое время он открылся им, и так Иаков и его дети оказались в Египте. К. Флавицкий. Продажа Иосифа в рабство В этот же день Церковь вспоминает бесплодную смоковницу, проклятую Господом. Во время оно, возвращаясь в город, Иисус взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то’, что’ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. [Мф. 21, 18 – 19.] Толкования

http://pravmir.ru/velikiy-ponedelnik-cht...

Глава 38 Иуда и его сыновья Быт.38:1–2 . В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира. И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней. Эпизод из жизни Иуды, рассказ о котором в 38 гл. прерывает повествование об Иосифе, стоит с этим повествованием не только во временной связи («в то время»), но и во внутренне-логической: потомство чистого целомудренного Иосифа, в лице сильного колена Ефремова, впоследствии стало главою северного (Израильского) царства; потомство Иуды образовало главную массу царства южного (Иудейского) и, в конце времен, дало из среды своей Мессию, не возгнушавшегося родиться от племени Иуды-кровомесника; по Мидрашу, прежде чем рожден был поработитель (фараон), рожден был уже последний освободитель (Мессия из колена Иудина). По иудейским толковникам, Иуда отошел от братьев вследствие продажи Иосифа, мучаясь совестью за поданный, хотя и благонамеренный, совет. В отношении времени, когда произошло все рассказываемое в гл. 38, Абен-Эзра, Розенмюллер и др. полагали, что не все эти происшествия имели место после продажи Иосифа – в 23-летний срок от этого события до переселения Иакова в Египет, так как за этот период едва ли мог Иуда иметь 3-х сыновей от первой жены, «много времени» быть вдовцом (ст. 12), затем родить Фареса и Зару, наконец от первого иметь внуков: Эсрома и Хамула ( Быт. 46:12 ). Иуда выходит из Хеврона – последнего местопребывания Иакова – и поселяется в местности (на запад от Хеврона) Одоллам, в долине Сафала (впоследствии около возникшего здесь города была пещера, давшая приют Давиду, 1Цар. 22:1 ; ср. Нав. 15:35 ; 2Пар. 11:7 ). Одолламитянин Хира здесь сделался другом Иуды (ст. 12). Здесь же Иуда женился на дочери одного хананеянина – Шуа. Евреи, по почину Таргума Онкелоса, понимают слово kenaani (ст. 2) в нарицательном смысле: купца (как в Притч. 31:24 ), но в явном противоречии с контекстом, из тенденции отклонить смущавшее их, ввиду Быт. 28:1 , событие брака патриарха их с хананеянкой. Шуа – имя отца жены Иуды, а не ее самой (как понято у LXX-mu, в сирск., слав.), как показывает суффикс мужского рода при слове schem (имя).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь явился здесь Иакову, ободрил его идти в Египет, обещая там ему Свое покровительство. Здесь, в Вирсавии, собралось все многочисленное семейство Израиля со всем имением и скотом; всех прямых потомков Иакова было 66 душ, кроме жен сынов его, а считая с ним – 67 душ. Пришедши же в Египет, род Иакова вместе с Иосифом и его двумя сыновьями (Манассиею и Ефремом) явился в количестве 70-ти душ. Для поселения семейству Иакова отдана была по повелению Фараона самая лучшая земля Гесем, на восток от Нила (гл.46–47:27). В Египте Иаков прожил 17 лет и, когда исполнилось ему 147 лет, он почувотвовал приближение смерти. Призвавши к себе Иосифа, патриарх особым благословением усыновил себе сыновей Иосифа: Манассию и Ефрема, при чем предсказал, что «менышй брат (Ефрем) будет больше старшего» (Манассии), и так. обр. «поставил Ефрема выше Манассии». Потом умирающий патриарх, собравши всех сыновей своих, дал им свое предсмертное благословение и при этом, предсказал судьбу их потомков «в грядущие дни», когда они унаследуют землю обетования, а Иуде предсказал: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему: и той чаяние языков». Наконец Израиль завещал отвести его тело в Ханаан и там погребсти в пещере Махиельской, где погребены Авраам и Сарра. Исаак и Ревека и Лия. Так скончался патриарх Иаков. По приказанию Иосифа тело его было набальзамировано, а потом Иосиф и все сыны Иакова и все домашние его отвезли тело патриарха в Ханаан и с честью и великою пышностью похоронили его в пещере Махиельской (гл.47:28–50:13). После смерти и погребения Иакова Иосиф продолжал относиться к своим братьям дружелюбно и покровительствовать им, не помня зла, которое они причинили ему. Он умер ста десяти лет и перед смертью завещал «сынам Израилевым» вынести кости его из Египта для погребения в земле Ханаанской; потому что он веровал, что Господь выведет, как обещал Аврааму, потомков его из Египта и введет в землю обетованную (ст.14–26). Избранные отделы из книги «Бытия» для обстолтельного объяснения и изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицом до земли По мнению св. Ефрема Сирина , здесь Иосиф является прообразом Иисуса Христа как Судии мира. Ибо как «к престолу Иосифа, обречённого ими к смерти, когда он царствовал в Египте, приняв власть над врагами своими, добровольно приводятся братья его, чтоб со страхом и трепетом поклониться тому, кого продали они на смерть; и в страх поклоняются Иосифу, которого не хотели иметь паки над собой (ст. 7); причём Иосиф, узнав их, одним словом показал убийц; они же, узнав его, стояли изумлённые в великом стыде, не осмеливаясь говорить и вовсе не имея ничего в своё оправдание, вполне сознав свой грех , совершённый в то время, как продали его (ст. 21–22); так что тот, кого представляли они сотлевшим во аде, внезапно оказался царствующим над ними. Так, – говорит св. Отец, – и в тот страшный день, когда Господь Иисус Христос придёт на облаках воздушных, сядет Он на престоле Царства Своего; и связанные страшными ангелами приведутся к престолу Его все враги Его, которые не хотели, чтобы Он царствовал над ними, не верили, что Он Бог, пришедший для спасения, и рассуждали, что если будет распят, то умрёт как человек» (тв. ч. 2, стр. 118). Гл. 45, 3 Речé же Иóсиф брáтии своéй: áз éсмь Иóсиф: ещé ли отéц мóй жив éсть? И не могóша брáтия отвещáти емý: смутишася бо И сказал Иосиф братьям своим: я – Иосиф, жив ли ещё отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним «Как Иосиф свободно сказал братьям своим, приведя их в страх и трепет: я – Иосиф, которого вы отдали в рабство, теперь царствую над вами, не желавшими того, – так и Господь в светозарном виде покажет крест распявшим Его, и узнают они крест и Сына Божия, распятого ими» (ч. 2, стр. 118–119). В богослужебных книгах отмечаются следующие мессиански-прообразовательные черты из жизни патриарха Иосифа. а) «Аще и в рове поживе иногда Иосиф, Владыко Господи, но во образ погребения и восстания Твоего» (Канон Андрея Критского Понед. п. 5, троп. 6) 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иосиф, предполагая ошибку со стороны отца в возвышении младшего внука, пытается исправить ее, применительно к естественному порядку первородства. Быт.48:19 . Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. Но Иаков отвечает ему, что действие его было вполне сознательное, сообразное и с божеским определением (по Мидрашу, Иаков говорил: «я знаю, какие бедствия вышли из предпочтения мною Иосифа, могут выйти и теперь, но да будет воля Божия!»). Манассиино колено долгое время не уступало Ефремову ни в количестве своих членов, ни в могуществе, и одно оно из всех колен могло разделиться на 2 половины, западно-иорданскую и восточно-иорданскую, из которых каждая была очень могущественна. Только уже после Ефремово колено приобрело гегемонию в средней (по географическому положению) группе колен Израилевых. Из него вышел славный вождь Израиля Иисус Навин, а из Манассиина – Гедеон. Быт.48:20 . И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии. Торжественное принятие сынов Иосифа в семью патриарха Иакова, вероятно, было необходимо ввиду возможных после его смерти споров между сыновьями его о не принадлежности к семье обетования сынов Иосифа, как рожденных им от дочери жреца египетского. Предупреждая эту возможность, Иаков преподает Ефрему и Манассии нарочито-торжественное благословение и даже обещает им, что вследствие тех действительных благ, какие благословение его низведет на них, оно сделается образцом в Израиле для благословений отцами детей. Без сомнения, последующие поколения в подобных случаях всегда обращались мыслью к данному благословению Иакова. Пророчество Иакова о возвращении его потомков в землю отцов Быт.48:21–22 . И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но здесь мы видим другую проблему, связанную вот с чем:  И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста   лет  (Быт. 15, 13) – вот никак не получается 400 лет! Пребывания евреев в египетском рабстве – 210 лет. И ниже сказано:  в четвертом роде возвратятся они сюда…  (Быт. 15, 16). А что такое четвертый род? Первый род по Аврааму – это Исаак. Потом идет Иаков, потом – Иосиф. И после смерти Иосифа, когда возник фараон, «который не знал Иосифа» (см. Исх. 1, 8), а по истолкованию – не хотел знать Иосифа, начинаются гонения. Гонения как раз в четвертом роде – это род Моисея, когда и происходит исход из Египта. Каким образом появилось число четыреста и почему оно уменьшилось почти вполовину? Это связано со следующим событием: Авраам пошел в Египет, не спросив Божьего благословения, не было на то прямого указания! И все те опасности, которые он там пережил, потом переживал его народ. И – как наказание – 400 лет их будут порабощать и угнетать. Но срок сократился. Чтобы понять, почему, – откроем Книгу Бытия, 26я глава, 1й и 2й стихи, где сказано уже про Исаака, сына Авраама:  Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама  ( то есть был голод, который был намного хуже, чем тот, который был во дни Авраама , – О.С. );  и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе  (Быт. 26, 1-2). Господь останавливает патриарха Исаака, и тот принимает решение не идти в Египет  путем своего отца Авраама . Таким образом, Господь сокращает кару еврейскому народу почти на 200 лет. Это классический пример того, как в потомках может быть изжит грех прародителей, и цепочка зла оборвется. Именно для этого детям и приходится наследовать проблемы отцов –  за вину отцов до третьего и четвертого рода  (Исх. 20, 5).  См.:  Патерий , Изъяснение Ветхого и Нового Заветов 60 (аллюзия на цитату Григория Великого, Нравственные поучения на Книгу Иова 15.51).

http://pravoslavie.ru/99662.html

Но здесь мы видим другую проблему, связанную вот с чем: «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт. 15:13 ) – вот никак не получается четыреста лет! Пребывания евреев в египетском рабстве – двести десять лет. И ниже сказано: «в четвертом роде возвратятся они сюда…» ( Быт. 15:16 ). А что такое четвертый род? Первый род по Аврааму – это Исаак. Потом идет Иаков, потом – Иосиф. И после смерти Иосифа, когда возник фараон, «который не знал Иосифа» (см.: Исх. 1:8 ), а по истолкованию – не хотел знать Иосифа, начинаются гонения. Гонения как раз в четвертом роде – это род Моисея, когда и происходит исход из Египта. Каким образом появилось число четыреста, и почему оно уменьшилось почти вполовину? Это связано со следующим событием: Авраам пошел в Египет, не спросив Божьего благословения, не было на то прямого указания! И все те опасности, которые он там пережил, потом переживал его народ. И – как наказание – четыреста лет их будут порабощать и угнетать. Но срок сократился. Чтобы понять, почему, – откроем Книгу Бытия, 26-я глава, 1-й и 2-й стихи, где сказано уже про Исаака, сына Авраама: «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама (то есть был голод, который был намного хуже, чем тот, который был во дни Авраама, – О. С.); и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 26:1–2 ). Господь останавливает патриарха Исаака, и тот принимает решение не идти в Египет путем своего отца Авраама. Таким образом, Господь сокращает кару еврейскому народу почти на двести лет. Это классический пример, как в потомках может быть изжит грех прародителей, и цепочка зла замкнется. Именно для этого детям и приходится наследовать проблемы отцов – «за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ). Кто-то может сказать: «А как это Бог может принять сначала одно решение, а потом другое решение?» Но давайте вспомним Книгу Ионы, когда Господь повелел этому пророку отправиться в Ниневию, город великий, и сказать жителям его, что все они грешники, что все они погибнут, когда город их будет разрушен!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но свидетельство Геродота весьма неопределенно, в других же местах своей истории он говорит об употреблении виноградного вина ( ονος μπελνος) жрецами и при жертвах (2 кн., 37,39), и даже, подобно Диодору Сицилийскому, Страбону, Плинию, отождествляет Озириса с Дионисом-Вакхом (2кн., 42,48,144). Вероятно, поэтому, в указанном месте Геродот говорит лишь о сравнительно меньшем развитии виноделия в Египте, в сравнении с Грецией. Если бы даже понимать это свидетельство в строгом смысле, то и тогда заключение от времен Геродота ко временам Иосифа было бы малостоятельно: 13 веков, разделяющих отца истории от библейского патриарха, могли существенно изменить физиономию Египта (теперь виноградничество в Египте не процветает вследствие запрещения вина исламом). Но наука египтология теперь имеет неоспоримое доказательство в пользу Библии и против Геродота: в окрестностях Бени-Гассана, Фив и великих пирамид на монументах найдены многочисленные изображения картин и виноградничества, и виноделия. То и другое, несомненно, восходит ко временам еще до Иосифа. Быт.40:10–13 . на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, Выслушав живое и наглядное изображение виночерпием сна (10–11 ст.), в котором он являлся исполняющим обязанности своего звания, Иосиф дает толкование сна (12–13): через 3 дня фараон «вознесет главу» виночерпия, т.е., вспомнив о заслугах его и найдя его невиновным, восстановит его в прежнем достоинстве (ср. 4Цар. 25:27 ). Быт.40:14–15 . и вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. К толкованию своему, в истинности которого Иосиф, очевидно, совершенно убежден, Иосиф присоединяет просьбу виночерпию – по освобождении своем напомнить фараону и содействовать его освобождению из темницы, причем, кратко и в общих чертах передавая свою историю, Иосиф говорит, что как продан («украден» – поступок братьев Иосифа был человекохищением) он из «земли евреев» (территории, занятой потомками Авраама в Ханаане) безвинно, так и в Египте попал в темницу без всякого преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

" По милости Божией мы поговели, кто-то причастился, кто-то завтра причастится - это великая милость к роду человеческому, - сказал владыка в проповеди. - В прошлое воскресенье мы вспоминали изгнание наших прародителей Адама и Евы из рая. Господь не просто их выдворил, Он дал им дары: веру в Искупителя, который придет спасти людей, и надежду на общение с Ним - молитву. Вера - великий дар Божий. Об этом мы будем говорить завтра, в праздник Торжества православия, а сегодня я хочу сказать о молитве как великом даре Божием. Кто умеет им пользоваться, тот живет в общении с Господом. Уже ветхозаветные праведники составляли молитвы Богу. В Ветхом Завете много прекрасных молитв. Например, Псалтирь царя Давида с самым известным псалмом, пятидесятым: " Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... " - очевидно, что эти слова внушены Духом Святым. Господь ценит, если в трудную минуту, когда нас преследуют, гонят, мы обращаемся не к людям, а к Нему. Он часто и через людей помогает, но обращаться надо к Нему. На Страстной неделе мы будем вспоминать Иосифа, младшего из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Отец любил его больше всех. Семнадцать лет он пас овец, и однажды рассказал братьям о таком сне: " Мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу " (Быт. 37:7). Братья расстроились: они не хотели поклоняться ему и ненавидели его за то, что отец любил его больше всех. Потом Иосиф рассказал о другом сне: " Солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне " (Быт. 37:9). Как-то братья пасли стада далеко от дома, отец стал волноваться и велел Иосифу найти их. Братья, увидев, что он приближается, хотели убить его. Но один из них, Рувим, предложил его связать и бросить в ров. Так и сделали - оставили его умирать: на палящем солнце без воды он бы долго не протянул. И тут другой брат, Иуда, увидел, что по пустыне идет купеческий караван, и сказал: " Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его " (Быт. 37:26-27). Они достали Иосифа изо рва и продали за двадцать сребреников. А в Египте купцы продали Иосифа начальнику охраны фараона. Когда Иосиф лежал во рву, к кому он обращался? Людей вокруг не было, и он обращался к Богу: " Господи, спаси меня! " Помощь пришла через купцов, а потом, в Египте, Иосиф возвысился " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010