Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик протоиерей Михаил Тихоницкий – †7/20 сентября 1918 Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Память празднуется 7/20 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II по случаю прославления священномученика протоиерея Казанско-Богородицкого собора города Орлова Вятской епархии Михаила Тихоницкого Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры богоспасаемой земли Вятской! От всего сердца поздравляю Вас с торжеством прославления в сонме новомучеников великого подвижника и мученика за веру Христову протоиерея Михаила Тихоницкого. В ХХ веке Русская Православная Церковь шла тернистым путем исповедничества и мученичества. Бесчисленное множество священнослужителей, монашествующих и мирян с твердостью и смирением приняли кончину, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Божией. Претерпевая великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры и благочестия. Память о них навсегда останется в сознании православного народа земли Российской. Ныне совершается прославление священномученика Вятской епархии протоиерея Михаила Тихоницкого. Церковное Предание и мученические акты свидетельствуют о святости отца Михаила, которому было дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп 1:29 ). Его мученический подвиг умножил славу Христовой Церкви на Вятской земле и явил святость и высокое благочестие, подтверждая слова апостола Павла о том, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, ибо ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим 8:18,39 ). Молитвами священномученика Михаила да укрепит нас всех Господь и да осенит Своим благословением духовное возрождение земли Вятской! АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси ОБРАЩЕНИЕ Архиепископа Вятского и Слободского ХРИСАНФА по случаю прославления в лике новомучеников Российских священномученика Михаила Тихоницкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Митрофан и 221 святых мучеников, с ним в Китае пострадавших †1900 г. Прославлены Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых 22 апреля 1902 г. Восстановлено почитание в лике местночтимых святых 17 апреля 1997 г. Память празднуется 11/24 июня Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 17 апреля 1997 г. под председательством Патриарха Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о возобновлении богослужебного почитания 222 святых мучеников Китайской Автономной Православной Церкви, убиенных за Христа в 1900 г. Справка. Во время антихристианского восстания “ихэтуаней” 138 в 1900 г. в Китае были замучены 222 православных христианина-китайца во главе с первым священником из китайцев – иереем Митрофаном Цзи Чунем. 11 октября 1901 г. Начальник Российской Духовной Миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский), впоследствии митрополит Пекинский и Китайский, представил в Святейший Правительствующий Синод поименный список убиенных за веру китайцев и ходатайствовал об увековечении их памяти. Указом Святейшего Синода от 22 апреля 1902 г. за 2874 было определено прославить мученически пострадавших за веру во время восстания “ихэтуаней” китайцев в лике местночтимых святых. Для православной общины в Китае было установлено ежегодное двухдневное празднование в их память 10 и 11 июня (ст. ст.). Нетленные мощи новомучеников были погребены в склепе храма Всех святых мучеников на территории Российской Духовной Миссии в Пекине. В 1957 г. при передаче территории Миссии советскому посольству их мощи были перенесены на русское кладбище Пекина. Впоследствии это кладбище муниципальными властями Пекина перестроено в парк Озера молодежи (“Цинняньху”), треть его площади затоплена искусственным озером. Указ Синода от 1902 г. о почитании памяти мучеников-китайцев не исполняется в течение 35 лет. Постановили: 1. Восстановить исполнение Указа Святейшего Синода 2874 от 22 апреля 1902 г. о почитании в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православных мирян, с ним в Китае пострадавших. Днем их памяти определить 24 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобные Завулон и Сосанна Время жизни 2-я пол. III в. – начало IV в. Прославлены Грузинской Православной Церковью 23 декабря 1996 г. Имена внесены в диптих святых Русской Православной Церкви 17 апреля 1997 г. Память празднуется 20 мая/2 июня Определение Священного Синода В заседании Священного Синода 17 апреля 1997 г. под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, об акте канонизации преподобных Завулона и Сосанны, родителей святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, состоявшемся в Грузинской Православной Церкви 23 декабря 1996 г. Постановили: 1. С благодарением Господу принять весть о прославлении в лике святых родителей святой равноапостольной Нины Грузинской преподобных Завулона и Сосанны. 2 . Включить в диптих святых Русской Православной Церкви имена святых преподобных Завулона и Сосанны с установлением празднования их памяти 20 мая/2 июня. Преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, просветительницы всей Грузии, происходили из Каппадокии, из города Коластры. Завулон происходил из знатного рода и был сыном благочестивых родителей. Он, оставив родной город, отправился в Рим, чтобы службой у императора Максимиана поддержать честь своего рода. Одновременно с Завулоном в том же городе жила одна благочестивая чета, имевшая двух детей – сына и дочь, которых звали Ювеналий и Сосанна. По смерти обоих супругов брат с сестрой остались сиротами, не имевшими крова и приюта. Они решили пойти в Иерусалим. В святом граде они нашли себе приют у храма Воскресения Христова. Сосанна поступила в услужение к благочестивой старице, состоявшей диакониссой при Святом Гробе. Завулон по прибытии в Рим был назначен начальником войска. Вскоре им были обращены в христианство царь галлов со многими вельможами, которых он пленил в бою. Испросив у императора помилование пленным, Завулон по благословению патриарха со священниками и царем обратил в христианство жителей столицы галлов. Впоследствии Завулон отправился в Иерусалим, чтобы послужить от своего богатого имения святым местам и нуждающимся. В то время Ювеналий, брат Сосанны, был уже патриархом Иерусалимским. Завулон вскоре подружился с ним. Патриарх, видя благочестие Завулона, выдал за него свою сестру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Праведный Иоанн Русский, исповедник † 27 мая/9 июня 1730 г. Прославлен Константинопольской и Элладской Православными Церквами Причислен к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью в 1962 г. Память празднуется 27 мая/9 июня (преставление) Определение Священного Синода 19 июля 1962 года под председательством Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ состоялось заседание Священного Синода. Слушали: Доклад архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима о необходимости канонизации в Русской Православной Церкви святого преподобного Иоанна Русского, исповедника, мощи которого почивают в г. Неопрокопион (б. Ахмет Ага) на острове Эвбее, в Греции. Постановили: Ввиду того, что наш соотечественник преподобный Иоанн Русский, исповедник, канонизирован Константинопольской и Элладской Церквами, причислить его имя к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью, установив празднование ему в день его преставления – 27 мая (в соответствии с днем праздника его в Греческой Церкви), в день памяти святого Иоанна службу ему править с полиелеем. Поручить архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму отредактировать перевод с греческого из службы преподобному Иоанну и один из тропарей его канона подготовить к включению в службу всех святых, в земле Российской просиявших, о чем Священный Синод примет соответствующее решение. Угодник Божий Иоанн родился в конце XVII в. на Украине и воспитывался в православной вере и благочестии. В зрелом возрасте он был взят на военную службу, участвовал в русско-турецкой войне в войсках Петра I и в одном из боев попал в плен. Проданный в рабство, Иоанн был отвезен в селение Прокопион (в Малой Азии). Пленных христиан уговорами и угрозами принуждали отречься от своей веры и принять мусульманство. Иоанн проявил такую стойкость и бесстрашие в исповедании христианства, что хозяин оставил его в покое и относился к своему рабу даже с некоторым уважением. Иоанн не давал по- вода злословить свою христианскую веру: он честно относился к своим обязанностям, помогал другим рабам и раздавал свой скудный заработок бедным. Каждую ночь он молился или на паперти местного храма, или в хлеву, где была его постель. Неприятности и бедствия он переносил с величайшим благодушием, зная, что все в руке Божией. Вскоре после праведной кончины святого Иоанна, последовавшей 27 мая 1730 г., его мощи были перенесены в храм, и множество страждущих телесными и душевными недугами получали по молитвам “раба Иоанна” благодатную помощь. Как и при жизни, святой Иоанн был милостив ко всем, Будучи беззаветно преданным Православной Церкви, он уважал любого человека, кем бы он ни был и какую бы религию ни исповедывал, ибо в каждом видел образ Божий. И святого Иоанна чтили не только православные, но и армяне, и протестанты, и турки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Мученица Филофея Румынская † 7 декабря (XIII в.) Прославлена Румынской Православной Церковью Имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1956 г. Память празднуется 24 ноября/7 декабря Из определений Священного Синода от 7 февраля 1956 г. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия слушал Энциклику Священного Синода Румынской Православной Церкви (октябрь 1955 года) о воздании всенародных почестей святым, чьи мощи находятся в Румынской стране, и о причислении к лику святых мучеников и преподобных: преподобной Параскевы, святой мученицы Филофеи, святого Григория Декаполита , святого Димитрия Нового Бессарабовского, преподобного Никодима из Тисмана и святого мученика Иоанна Валаха. Выслушав Энциклику, Священный Синод возблагодарил Господа Бога и определил установить в Русской Православной Церкви на будущие времена воздавать святой мученице Филофее, преподобному Никодиму из Тисмана и святому мученику Иоанну Валаху все почести по учрежденным правилам и каноническому порядку ежегодно: святой мученице Филофее 24 ноября ст. ст., преподобному Никодиму из Тисмана 13 декабря ст. ст. и святому мученику Иоанну Валаху 29 апреля ст. ст., по общим чинам служб мучеников и преподобных, впредь до поступления от Румынской Церкви составленных в честь и память сих святых служб, а также и включить их святые имена в наш месяцеслов. Святая мученица Филофея родилась в 1206 году в городе Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца. Мать ее была валашского (румынского) рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха наказывала девочку за то, что она часто ходила в церковь и раздавала деньги и домашние вещи сиротам и нищим. Отец также ругал ее. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и сохраняла свою чистоту. Однажды, когда мачеха послала ее отнести обед отцу, работавшему в поле, Филофея, как обычно, поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный тем, что ему осталось мало еды, выбранил свою жену, но та посоветовала ему подкараулить девочку. Он ее послушал, выследил Филофею и поймал, когда она раздавала пищу бедным детям. Разгневанный отец бросил в нее топор, поранив ей ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охваченный страхом и угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но не смог, так как оно стало тяжелым, как камень. Тогда несчастный отец побежал к архиепископу Тырнова и признался в своем грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария † около 1339. Прославлены в 1992 г. Память празднуется 28 сентября/11 октября, 18 (31) января и 6 (19) июля (Собор Радонежских святых) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (Свято-Данилов монастырь, 31 марта – 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сей знаменательный год, когда вся Полнота Русской Церкви празднует 600-летие со времени преставления великого подвижника, Преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, – ОСВЯЩЕННЫЙ APXIEPEЙCKUЙ СОБОР Русской Православной Церкви, молитвенно вспоминая его благочестивых родителей, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию, через которых, по словам блаженного Епифания Премудрого , “дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы, и потому не пристало такому младенцу от неправедных родиться родителей”, исследовав их житие и подвиги и отметив следующие их добродетели: праведность жития во исполнение заповедей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; заботу о воспитании своих чад в духе Православия, плодом чего и стал великий светильник земли Русской Преподобный Сергий; чудотворения, бывшие по молитвам преподобных; непрекращающееся народное почитание, – с благоговением и любовью определяет: 1. Причислить к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания местночтимых Радонежских – преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию. 2 . Честные их останки, покоящиеся в Покровском храме Хотькова монастыря, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное церковное поклонение 4 . Службу сим преподобным составить особую, а до времени составления таковой, после сего дня прославления памяти их, отправлять общую – преподобным. 5 . Писать преподобным схимонаху Кириллу и схимонахине Марии честные их иконы для поклонения и чествования, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Варнава Гефсиманский января 1831 – †17 февраля 1906 Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых Радонежских святых 19 июля 1995 г. Память празднуется 6/19 июля (Собор Радонежских святых) Старец иеромонах Варнава родился в селе Прудищи Тульской губернии 24 января 1831 года и во святом крещении был наречен Василием в честь святителя Василия Великого . Его родители, Илия и Дария Меркуловы, люди добрые и богобоязненные особенно радовались рождению сына. В их семье после смерти старших детей оставалась лишь одна дочь Матрона. Господь оставил малютку Василия и его сестру расти на утешение родителям и для облегчения их тяжелой крестьянской доли. Благодаря своим родителям он уже с детства обнаружил склонность к духовной жизни. Еще в юные годы душа его познала страннический удел человека на земле. Крепостные крестьяне Меркуловы всем семейством были проданы другому владельцу. Им пришлось переселится на чужбину – в село Нару Фоминскую Московской губернии. Когда Василий подрос и окреп силами, помещик приказал обучать его слесарному мастерству, к которому юноша имел большую способность. Каждый свободный от занятий в слесарне день он проводил в Зосимовой пустыни, что близ Нары Фоминской. В то время отшельником близ Зосимовой пустыни жил монах старец Геронтий. Знакомство Василия со старцем Геронтием послужило главной причиной решительной перемены его внутренней и внешней жизни. Под влиянием этого опытного в духовной жизни старца в юном Василии возникла и постепенно созрела мысль отречься от мира и всех его суетных, скоропреходящих радостей. В 1851 г. двадцатилетний Василий оставил мир, получив родительское благословение на новую жизнь, и удалился в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Жизнь его текла мирно в обычных монастырских занятиях и в исполнении добровольно взятой на себя обязанности келейника схимонаха Григория. Но только один месяц Василий и старец прожили в одной обители. Множество братии и тысячи богомольцев не давали юному ревнителю благочестия и подвижничества наслаждаться уединением, которого так искала его душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Герман Аляскинский декабря 1837 Прославлен Автокефальной Православной Церковью в Америке в 1970 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1970 г. Память празднуется 27 июля/9 августа (день прославления) Из Определения Священного Синода от 1 декабря 1970 г. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима , председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, о причислении к лику святых Автокефальной Православной Церковью в Америке преподобного старца Германа Аляскинского, канонизация которого была совершена 9 августа 1970 года. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Включить святое имя преподобного старца Германа , сущего в лике святых, благодатию Божиею прославленных, в Православной Церкви в Америке просиявшего, в месяцеслов Русской Православной Церкви Преподобный Герман был уроженцем города Серпухова и происходил из купеческого сословия. До нас не дошли ни его мирское имя, ни обстоятельства его жизни до принятия монашества. В 16 лет он поступил послушником в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом (в ней позже был настоятелем святитель Игнатий Брянчанинов) . Примерно через пять лет он перебрался в Валаамский монастырь, во главе которого стоял в то время игумен Назарий, в прошлом старец Саровской пустыни, наставлениями которого пользовался преподобный Серафим Саровский . На Валааме отец Герман принял постриг и получил благословение на подвиг безмолвия: большую часть времени он жил в лесной келии, а по праздникам приходил в монастырь на богослужение. В 1793 г. отец Герман был включен в состав Кадьякской миссии, организованной по инициативе основателя Российско-Американской Компании Г. И. Шелехова и митрополита Новгородского, Санктпетербургского и Олонецкого Гавриила для проповеди Евангелия среди жителей российских владений в Америке. 24 сентября 1794 г. Миссия прибыла на остров Кадьяк. Началась активная миссионерская деятельность ее членов как на Кадьяке и других островах, так и на самой Аляске. На острове Кадьяк под их руководством строится храм в честь Воскресения Христова. Отец Герман несет послушание эконома Миссии, работает в пекарне, разбивает огород. Однако плодотворная работа Миссии, принесшая быстрый успех, продолжалась недолго. В 1796 г. мученически погиб один из ее членов, иеромонах Ювеналий. В 1799 г., возвращаясь к своей пастве, во время шторма погиб начальник Миссии, незадолго до того рукоположенный епископ Кадьякский Иоасаф с двумя сотрудниками. Миссия лишилась самых деятельных проповедников. На отца Германа теперь легли обязанности и начальника Миссии. Кроме этого, после смерти Г. И. Шелехова среди

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Паисий Величковский декабря 1721-†15 ноября 1794 Прославлен в 1988 г. Память празднуется 15 (28) ноября Преподобный Паисий родился в Полтаве в семье священника и при крещении был наречен Петром. На тринадцатом году он был отдан в Киевскую Духовную академию. Здесь в нем проявилась тяга к монашеству и склонность к чтению святых Отцов. В семнадцать лет Петр начинает свое почти десятилетнее странствие по монастырям Восточной Европы в поисках истинного духовного наставника и обители, где был бы воплощен идеал жизни по Евангелию. В Медведовском монастыре на реке Тясмин в 1741 г. он был пострижен в рясофор с именем Парфений. Через некоторое время из-за гонения на православных со стороны униатов он перебрался в Киевскую Лавру. Затем он направился в Валахию, где действительно встретился с опытными подвижниками. Здесь он получил благословение на пустынножительство. К этому времени он уже обладал великим даром непрестанной молитвы, которая “самодвижно” совершалась у него в сердце. Однако вскоре инок пустился в новое путешествие: на Святую Гору Афон. Но его цель – найти себе старца, сильного в подвиге и в знании святоотеческих писаний, – не была достигнута и на Афоне. Тогда он снова удалился в пустыню и не оставлял ее более трех лет. По прошествии этого времени он был пострижен в мантию с именем Паисий. Вскоре к нему стали приходить монахи с просьбой, принять их в послушание. Таким образом отец Паисий был призван на подвиг старчества. Ему было тогда 28 лет. В 1758 г. старец Паисий был рукоположен во иерея. Его растущее братство переселилось в скит святого пророка Илии, где старец ввел общежитие. Здесь им было положено начало собиранию и переписыванию творений святых Отцов. Вскоре из-за притеснения монашествующих со стороны мусульман отец Паисий и его собратья возвратились в Молдавию. Здесь они поселились в пустовавшем монастыре Сошествия Святого Духа (Драгомирне), где старец ввел общежительный устав, ежедневное (дважды в день: утром и вечером) исповедание помыслов, насадил умную молитву и чтение святоотеческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский ноября 1867 Прославлен в 1994 г. Память празднуется 19 ноября/2 декабря (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации Святителя Филарета (Дроздова ; 1782–1867), Митрополита Московского и Коломенского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение Митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, находит ныне благовременным прославить во святых этого великого и богомудрого архипастыря Церкви Российской. В народе его почитают великим светильником православной веры, который и поныне в своих многочисленных творениях излучает свет истины Христовой. Благодаря значительному вкладу Святителя Филарета в перевод Священного Писания на русский язык христиане России и поныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном им языке. В полном убеждении в высоте и истинности духовной жизни и деятельного церковного служения Митрополита Филарета Собор определяет: 1 . Причислить Митрополита Московского и Коломенского Филарета к лику святых для общецерковного почитания. 2 . Честные останки Святителя Филарета считать святыми мощами 4 . Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения, согласно Определению Седьмого Вселенского Собора. 5 . Напечатать житие Святителя Филарета, а также начать издание его творений для назидания чад церковных. 6 . От лица Освященного Собора объявить о прославлении Святителя Филарета всероссийской пастве. 7 . Имя новопрославленного святого сообщить Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами Святителя Филарета да укрепит Господь православную веру чад церковных. Аминь. Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона (впоследствии священнника).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010