Внешние ограничения не должны расторгнуть наше единство Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сёстры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств . Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно свидетельствуя об исключительности того, что произошло в погребальной пещере возле стен древнего Иерусалима. Весь земной путь Сына Божия: от Его чудесного Воплощения до страданий и страшной смерти на Кресте – является исполнением обетования Творца, данного некогда нашим прародителям. Бог обещал послать в мир Того, Кто возьмёт на Себя наши немощи, понесёт наши болезни (Ис. 53, 4) и спасёт людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21). Это обетование Господь подтверждал неоднократно через Своих пророков. Этому обещанию оставался верен даже тогда, когда народ избранный отступал от завета и нарушал волю Создателя. В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодолена, наконец, смерть – последний рубеж, отчуждавший человека от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена – её жало вырвано (1 Кор. 15, 55). Пленил плен Господь (Еф. 4, 8) и низложил ад. У Бога не остаётся бессильным никакое слово (Лк. 1, 37) – воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28, 6)! В нынешнем году народы Земли проходят через особые испытания. Губительное поветрие распространилось по всему миру, достигнув пределов и наших стран. Власти применяют ограничительные меры, для того чтобы предотвратить взрывной рост эпидемии. В некоторых странах пастырской ответственности Московского Патриархата остановлено проведение общественных богослужений, в том числе и Божественной литургии. Однако нам, православным христианам, не должно унывать или отчаиваться в этих сложных обстоятельствах, а тем более поддаваться панике. Мы призваны хранить внутренний мир и помнить слова Спасителя, произнесённые накануне Его искупительных страданий: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

http://pravmir.ru/pashalnoe-poslanie-pat...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/na...

Как встретить Святую Пасху Почему Пасха — главный праздник года? Что такое пасхальный канон? Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца? 1 мая, 2016 Почему Пасха — главный праздник года? Что такое пасхальный канон? Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца? Пасха — главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье. Как встретить Святую Пасху? Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха , — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово « Пасха » пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Как происходит Богослужение в Пасху О приветствиях и Лобзании в День Пасхи При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — « Христос воскресе «. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе» . Так же должно совершаться христосование и с мирянами. По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением « Христос воскресе !» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

http://pravmir.ru/kak-vstretit-svyatuyu-...

Как правильно подготовиться и провести Пасху О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 31 марта, 2010 О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 30 марта в пресс-центре « Российской газеты » состоялась пресс-конференция на тему: «Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху». В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица — Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной. Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад. В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда)  мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему , что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение — дерево.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podgotovi...

Любая человеческая жизнь – уже ради этого стоило трудиться Интервью на радио " Эхо Москвы " Источник: Эхо Москвы      С.Сорокина Здравствуйте. Это программа " В круге Света " . Юрий Кобаладзе и Светлана Сорокина. И рядом с нами наш гость сегодняшний - Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата. Давно у нас не были. Здравствуйте. В.Легойда Здравствуйте. Добрый вечер. С.Сорокина Добрый вечер. Ну вот давно не виделись, а между тем есть что называется о чем поговорить. Потому что только что прошла и пасхальная неделя и просто с этого предлагаю начать. В этом году Пасха совпала с Первомаем. Что бывает нечасто и возникли некоторые впечатления. Во-первых, скажите, как прошла пасхальная неделя, много ли людей принимало участие в службах. В.Легойда Я, во-первых, поскольку вы предложили такую тему, я хотел бы всех верующих поздравить, поприветствовать пасхальным приветствием " Христос воскресе! " . Что касается количества людей, то всегда очень сложно точно сказать, сколько было людей. Мы считаем, что уже пасхальное богослужение начинаются в субботу и потом люди ходят, освящают куличи, в субботу утром приходят на литургию. И потом вечерняя служба. Переходящая в ночную. Сегодня слова Богу во многих храмах есть возможность совершать и утром. Литургию пасхальную. Канонически один священник не может в день служить на одном престоле одной литургии. Поэтому в тех храмах, где есть такая возможность, для маленьких детей, пожилых людей совершают ночную и утреннюю. Если считать всех вместе, увеличивается и количество и цифры, которые назывались по Москве, они этого всего не учитывают. Поэтому если уж заговорили о цифрах, что я не считаю самым главным, но раз мы затронули тему, то с учетом суббота и воскресенье, всего нахождения в храмах я думаю больше миллиона в Москве. Мы опираемся на данные, которые мы получили из департамента московского по межнациональным отношениям. С. Сорокина То есть такое все-таки довольно массовое явление людей в церковь.

http://pravoslavie.ru/93238.html

(Общедоступное разъяснение заключающегося в нём смысла и несколько «исторических» данных и соображений, имеющих прямое отношение к «слову»). Бесспорно, нет другого проповеднического «слова», которое было бы так общеизвестно в среде нашего православного русского народа, как общеизвестно в ней вышеназванное. Почему это – так, понятно без труда, если принять во внимание, что «огласительное слово» св. Иоанна Златоуста читается в храме во время богослужения и, при том, не в какой-либо другой день, а в первый день св. Пасхи (в конце пасхальной утрени), когда все – и старый, и малый, и здоровый, и даже немощный, и богатый, и бедный, и наслаждающийся земными благами, счастьем, и лишённый тех благ, удручённый горем и невзгодами – неудержимо стремятся в Божию « церковь », забывая обо всём, кроме того, что имеет непосредственное отношение к «светлому Христову Воскресению». Общий смысл данного огласительного слова, его, так сказать, «дух», несомненно, понятен каждому, сколько-нибудь знакомому с сущностью праздника св. Пасхи, с историей и значением земной жизни Богочеловека. Но в некоторых своих частях «слово» не совсем понятно для многих. Отчасти недоумевают перед теми или иными его местами даже и лица, от которых этого, по-видимому, меньше всего можно было бы ожидать. Сознаваясь в этом чистосердечно, они просят об общедоступном разъяснении пасхального слова. Настоящая статья и написана в удовлетворение одной из таких просьб. Ввиду специального назначения статьи, которая должна быть вполне удобопонятна всем читателям «Христианского Чтения», «филологический» разбор пасхального слова нами естественно будет оставлен в стороне, тем более что освещение последнего в этом отношении уже сделано в прекрасной статье о. М. И. Орлова, помещённой в этом же журнале 1 . Наше внимание будет обращено на выяснение догматического и нравственного смысла «слова», после чего будет сделано нами и несколько замечаний исторического характера. I. В пасхальном огласительном слове св. Иоанна Златоуста кратко, но в высшей степени выразительно раскрывается и выясняется великое значение Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых. Чтобы понять это значение, мы должны несколько напомнить о тех обстоятельствах, которые вызвали собою искупительную деятельность Спасителя; иначе сказать: должны наметить общий ход жизни человека за дохристианский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Пасха В Светлую седмицу Великого праздника Воскресения Христова умершие освобождаются ли от испытания мытарств во время перехода души через оные? В эти дни определено краткое погребение над умершим и сказано: «аще и не удо­влетвори за грехи свои, но Церковь Святая приемлет оные на себя». (24, с.118). Светлое Христово Воскресение Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит, в частности, в своем Слове на этот праздник св. Епифаний Кипрский : «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы, предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздни­ка употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, или Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Цер­ковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами по этому вопросу была сделана при св.Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два разных обычая празднования Воскресения Христова существовали до Первого Вселенского Собора (325 г), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской (4, с.273–275). Особенности пасхального богослужения Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Пасхальное огласительное поучение. Анализ содержания с сравнительно-филологическим разбором текста приписываемого Златоусту поучения Источник Ваше преосвященство и Милостивые государи! Честь имею говорить с кафедры высшего духовно-учебного заведения, в котором наука своей целью должна иметь – да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа (Ин. XVII, 3), где не устами только, но еще более сердцем должно произносить: Господи, во свете Твоем узрим свет! И потому, для своего настоящего чтения я не беру какого-нибудь образца языческой греческой литературы, правда, поучительной во многих отношениях, но не столь близкой к нам, а предпочитаю взять образец древнехристианской греческой литературы. Из роскошных цветов последней останавливаю ваше благосклонное внимание на том скромном цветке христианского красноречия, восхитительные прелести которого православная Церковь глубоко оценила, внесши его с именем Иоанна Златоуста в богослужение своего праздника из праздников. Разумею огласительное поучение, которое всегда у нас произносятся в конце пасхальной утрени. При рассмотрении этого предмета, буду поступать несколько иначе, чем можно ожидать. Вместо перевода на русский язык, будет параллельное чтение славянского и греческого текстов. Это даст два важных следствия – будет возможность сравнивать с греческим текстом славянский, видеть всю выразительность слога последнего, и не будут утрачиваться непередаваемые красоты греческого текста, потому что безукоризненно совершенный перевод считается в филологии недостижимым идеалом. Язык принадлежит к таким внутренним достояниям человека, о которых трудно сказать, чего в них больше: воспринимаемого или претворяемого. Если брать даже первую сторону (разумею предметы конечные и вещественные), то в языке должны быть понятия только из известного окружающего мира. Житель благодатных южных стран не может с безусловною точностью передать описание нестерпимого холода, растительности природы севера, и пасынку северной природы не понятны палящий зной и щедрые дары юга. Насколько язык есть достояние человеческого духа, он не может быть заключен в рамки точного измерения, иначе говоря, невозможно установить безусловное тожество между словами двух, хотя бы я сродных, языков. Кроме анализа содержания поучения и ораторских приемов автора, я своею преимущественною целью считаю исследование греческих корнесловов, сравнительное изучение их с корнями санскритского и других древних языков, славянского и сродных с ним литовского и латышского, и новейших языков немецкого, французского и итальянского. Не говорю о том, что интересно и полезно для науки отыскание первоначального смысла корня, но мы в результате еще увидим преимущество в большинстве случаев на стороне славянского и сродных с ним языков (в отношении чистоты корня), и потому заслуживающих первого места после древних языков в сравнительной филологии, а не последнего, как всегда бывает 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ апреля 1998 и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии Пасха Христова Санкт-Петербург 1998     " Благословен Христос, воскресивший мертвенность нашу и обетовавший жизнь и упование скончавшимся! Прославим и поклонимся Сыну, Который избавил нас от рабства человекоубийцы - смерти " (преп. Ефрем Сирин, творения, ч. 4, М., 1860, с. 656).   В сей нареченный и святой день, когда Церковь Христова смерти празднует умерщвление, адово разрушение и начало новой вечной жизни, мы приветствуем друг друга во имя Воскресшего Спасителя мира, Жизнодавца Господа особым пасхальным приветствием, в котором заключается радость и весь смысл нашей веры: Христос воскресе ! Святая Церковь именует сей нареченный и святый день Праздником праздников и торжеством из торжеств, и призывает мир, видимый и невидимый, радоваться о воскресшем Господе и Спасителе нашем: " Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь " (Пс. 11, 17, 24). Вступая в спасительное поприще Великого поста, мы просили Господа сподобить нас достигнуть святой Пасхи и неосужденно поклониться Святому Воскресению Его. Он услышал наши молитвы, и ныне мы, просвещенные благодатью спасительных страданий Христовых, вошли в радость воскресения, озарились неприступным светом Воскресшего тридневно от гроба Христа Жизнодавца и утешаемся ликующими песнопениями пасхальных богослужений. Истина о воскресшем Христе озаряет высочайшим смыслом праздник святой Пасхи и является источником неиссякаемой радости неба и земли, мира видимого и невидимого. И если когда-либо Церковь земная чувствует свою особую близость Церкви Небесной, торжествующей, то именно в радостные пасхальные дни: " Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо восста, веселие вечное " (Канон Пасхи, песнь 1, тропарь 2). Воскресение Христово прославляется как поразительное чудо, как необычайное действие божественного всемогущества. Но величие этого Божественного действия состоит не в его поразительности, а в его спасительной значимости для нас. " От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, - вот блага, которые даровал нам Воскресший Спаситель.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

Патриарх Кирилл: Если исключить из нашей жизни Пасхальное измерение, то все теряет смысл 16 мая, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Если бы новомученики отказались от веры, от Христа, то, может быть, и у народа не хватило бы духовной силы сопротивляться врагу. 16 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Только что отец Кирилл (протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, — прим.ред. )  сказал очень правильные слова о том, что новомученики и исповедники — как защитники Родины. Когда в Великую Отечественную войну погибали за Родину и воины, и мирные жители, они отдавали жизнь свою не только за землю, за воду, за воздух, за деревья. И не за фабрики, заводы или мосты они отдавали свою жизнь, ведь и фабрики, и заводы, и мосты с легкостью взрывались и нашими партизанами, и нашими войсками при отступлении, когда нужно было помешать врагу действовать эффективно. Что же тогда есть Родина? Родину осознавали как некую великую святыню, а потому и были готовы отдать за нее жизнь. Родина воспринималась, во-первых, как место, овеянное памятью о родных и предках, населявших ее на протяжении веков, и во-вторых, как место, где сформировалась нация, вернее, то лучшее, что этой нации присуще, ведь худшему не поклоняются и за худшее не отдают жизнь. Жизнь отдают за лучшее. А самым лучшим было то, что жило в сердцах защитников земли нашей, даже тех, кто не держал в руках оружие, но кто всячески содействовал победе, зная, что именно на этом месте, несмотря на огромные скорби, гонения на Церковь и репрессии, пребывает нечто возвышенное и святое. В сердцах и умах людей была некая доминанта, ради которой они были готовы и жизнь свою отдать. А поскольку эту доминанту нельзя осязать, значит, она принадлежит миру не физическому, а духовному.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-esli-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010