С одной стороны, Иерусалим, действительно, – славная столица великого царя Давида. Но с другой… Ведь прежде этот город находился в руках язычников, и войску Давида пришлось брать его штурмом! Не случайно через пару строк мы читаем ( Ис.29:3 ): «Я расположусь станом вокруг тебя, и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления». Жители Иерусалима, вероятно, полагали, что город Давида, где расположен Храм, находится под безусловной защитой Господа. Но Он говорит им: смотрите, если Иерусалим будет вести себя как языческий город, то его снова будут брать штурмом, как во времена Давида. А если вы пойдете по стопам Давида, то можете рассчитывать на Мое покровительство; всё зависит от вас. Особенно характерно такое неоднозначное прочтение для поэтических и пророческих книг. И нередко в Новом Завете древнее пророчество начинало звучать по-новому, обретало свой подлинный, более глубокий смысл. Вероятно, именно это имели в виду отцы Церкви, когда говорили: «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий – раскрывается в Новом». Вот, к примеру, слова апостола Павла ( 1Кор.15:54–55 ): «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Это изречение православные люди обычно знают из пасхального богослужения, точнее, из Огласительного Слова Св. Иоанна Златоуста , в котором есть эта цитата. Но и апостол, в свою очередь, цитировал ветхозаветного пророка Осию ( Ос.13:14 ). Откроем Осию – и удивимся. Он говорит не об избавлении, а о наказании, и слова «где твое жало? где твоя язва?» (а не победа) – звучат скорее как угроза выпустить на волю это самое жало и эту язву. Такое разнообразие интерпретаций, конечно, может шокировать современного читателя. Что же именно имел в виду пророк? Ведь не может быть, чтобы Господь в одной и той же короткой фразе одновременно грозил людям и давал им самые смелые надежды! Но ведь меняются люди, времена, обстоятельства, и то, что звучало угрозой для одних, для других легко может стать обещанием или даже радостной вестью о его исполнении. Так, Матфей ( Мф.1:21–23 ) применяет пророчество о рождении Эммануила к Рождеству Иисуса, хотя это два разных имени. Но Матфей соединяет их потому, что совпадает внутренний смысл этих имен (Иисус – «Господь спасает», Эммануил – «с нами Бог») и самих событий, а не потому, что совпали детали. Нет ничего невозможного и в том, что одно и то же выражение порой может быть понято по-разному, вплоть до противоположных значений.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Самарянка сказала: “Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все”. И Он открылся ей: “Это Я, Который говорю с тобою”. He Он ли Христос? Как раз в это время возвратились ученики, и удивились, что Он толкует с женщиною; однако ни один из них не сказал: “Чего Ты просишь?” или: “О чем говоришь с нею?” А самарянка, оставив кувшин свой, пошла в город, и говорит людям: “Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Люди вышли из города и пошли к Нему. Многие уверовали в Иисуса Христа Многие самаряне из этого города уверовали в Иисуса Христа по слову той женщины: “Он сказал мне все, что я сделала”. И когда Самаряне пришли к Нему, они попросили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос”. Дела нашей веры 34 – Свидетельство Богу Повествование об Иисусе Христе и самарянке – одно из воскресных Евангельских чтений пасхального периода. Это еще один пример развития темы воды и новой жизни. Оно также служит примером того, что для Иисуса Христа даже человек, презираемый другими, может стать избранным и занять достойное место в Его замысле. Прочтите в кругу семьи повествование Ин.4:5–42 . Побеседуйте между собой о следующем: 1 . Шестой час (полдень) – не совсем подходящее время для того, чтобы идти за водой на колодец. По всей видимости у этой женщины не было особого желания встречаться здесь с другими женщинами, приходившими к колодцу в более прохладное время дня, или даже, пожалуй, она чувствовала, что едва ли им будет приятно ее видеть. 2 . Заговорив с этой женщиной, Иисус Христос совершает нечто весьма необычное. Вообще считалось, что мужчина не должен разговаривать с незнакомой женщиной. Иисус Христос не только говорит с ней, но просит ее об одолжении. И все это еще более необычно в силу того, что она самарянка. Сама женщина выражает нескрываемое удивление, а Евангелие напоминает нам, что “иудеи с самарянами не сообщаются”, поскольку богослужение самарян считалось скверным и неподобающим, а потому даже само название “самарянин” было у иудеев бранным и презрительным словом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Само действие «отпуста» людей из храма является не менее литургическим и таинственным, чем первоначальное действие их собрания. Это – конечный итог всего движения Литургии. В отпусте народ призывается нести в мир свидетельство о Царстве Божием. Они видели Свет истинный, приняли Духа Небесного, обрели веру истинную в Литургии Церкви, причастились божественным святым, бессмертным и животворящим Христовым Тайнам, и поэтому они теперь обрели способность нести в мир такое же свидетельство и такую же весть, какую несли апостолы и все настоящие христиане всех веков. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. ( 1Ин.1:1–4 ) Глава пятая. Годовой круг Богослужения Церковный год Хотя в православном Церковном календаре началом года считается 1-е сентября, действительное начало годового богослужебного круга – праздник Воскресения Христова. Всё православное литургическое благочестие связано с Пасхой и вытекает из неё. Даже «неподвижные» (отмечаемые в определённые календарные даты) праздники Церкви, такие как Рождество и Богоявление, берут свою литургическую форму и вдохновение от праздника Пасхи. Сам пасхальный богослужебный круг начинается с Великого Поста (длящегося 7 недель) и завершается великим днём Воскресения Христова. За Пасхой следует Пятидесятидневный праздничный период, кончающийся Пятидесятницей. И все остальные недели Церковного года начинают отсчитываться от неё («1-е воскресенье по Пятидесятнице», «2-е воскресенье…» и т. д.). В Церкви есть две богослужебных книги для пасхального круга: «Постная Триодь» и «Цветная Триодь». Они получили своё название от трёх од (песней), из которых состоят каноны этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Самый незабываемый для детей день Страстной Недели наступает в четверг. Утром за литургией Церковь вспоминает, как было установлено Таинство Причастия. Вот как рассказывает об этом евангелист Лука: « И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается » ( Лк. 22:14–20 ). Если есть возможность детям причаститься в этот день – день дарования нам Таинства Причастия, это будет иметь для детей особенно глубокий смысл. Почему–то именно в этот день, в Страстной Четверг, у нас в семье всегда красили яйца к пасхальному столу – красили самыми разнообразными способами, и сложными и простыми, и всегда дети старались приготовить особенно красивое яичко, чтобы похристосоваться с любимым членом семьи или другом. С еще плохо отмытыми от краски руками шли мы ко всенощной с чтением 12–ти Евангелий. Сколько обычаев, сколько переживаний было связано с этой службой! Были у нас особые книжечки, в которых славянский текст был напечатан русскими буквами, и мы могли по нему следить за чтением священника. Готовился фонарь, чтобы после службы донести домой святой четверговый огонек – свечку, которую мы держали в руках, слушая повествование о страданиях Христа. Дома от принесенного огня зажигались лампадки перед иконами. А мальчики любили «коптить» крестики на дверных притолоках. Огонек в лампадке надо было непременно сохранить до пасхальной ночи, до того, как «воскреснет Христос». Что это было? Суеверные обычаи? Или детское, чистое и конкретное восприятие символов? Знаю только, что слова о страдании и смерти Спасителя доходили до глубины детского сердца, а став взрослыми и самостоятельными, даже те из наших детей и внуков, которые были не очень благочестивыми, никогда не пропускали богослужений Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Светлое Христово Воскресение. Пасха. Центральное событие переходящего цикла богослужений, конечная цель великопостного странствия, главный праздник православной церкви, «праздник праздников». Слово Пасха – греческий измененный вариант еврейского слова фасха, фесах, что буквально означает «прохожу мимо», или переход, перемена места. Этим словом обозначается иудейский праздник избавления первенцев израильских от смерти, когда Господь поразил всех первенцев Египта. Господь сказал Моисею: «В сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас и не будет между вами язвы губительной. когда буду поражать землю Египетскую» ( Исх.12:12–13 ). Словом фасха называют и самого агнца, которого по закону Моисееву иудеи съедают в этот праздник с пресным хлебом и горькими травами. Еще одно название этого празднества – праздник опресноков, так как в течение семи дней, в которые он продолжался, евреи ели лишь пресный хлеб. Новозаветная христианская Пасха есть преобразование еврейской пасхи, то есть переход «от смерти к жизни, и от земли к небеси» (поется в первой песне Пасхального канона). Христианская Пасха праздновалась уже в апостольские времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа, и посвящала ее празднованию дни предшествующие Воскресению, и последующие за ним. Первая часть праздника именовалась Пасха Крестная или Пасха Страданий, вторая часть – Пасха Воскресения. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц. Божественной славе воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует и особая торжественность богослужения самого дня Пасхи и всей последующей Светлой седмицы. На пасхальной Утрене преобладают исключительно праздничные песнопения (Ирмосы и тропари канона, ипакои, кондак «Воскресение Христово видевше», светилен «Плотию уснув», стихиры Пасхи) и практически отсутствуют песнопения и чтения суточного круга, характерные для праздничной утрени (Шестопсалмие, Бог Господь, кафисмы, Полиелей, Великое славословие).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свое пророчество Валаам относит к «последним дням», то есть ко временам мессианским. Созерцая эти последние дни, Валаам говорит: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко ( Числ. 24:17 ). Тот, Кого пророк видит в эти отдаленные времена, называется далее звездой, воссиявшей от Иакова, человеком (по МТ – жезлом), восстающим от Израиля, поражающим врагов избранного народа и подчиняющим Своей власти и всех сынов Сифовых. Толкуя это высказывание, блаженный Феодорит Кирский писал, что «происшедший от Иуды по плоти пленил не князей только Моавитских, но и всех сынов Сифовых, а сыны Сифовы – все человеки, потому что Сифов потомок – Ной, от Ноя же весь род человеческий » 282 . Та мысль, что происшедший от Иакова «пленит сынов Сифа», то есть все человечество, может относиться только к Искупителю рода человеческого. В Церковь , основанную Христом Спасителем, призваны все народы (см.: Гал. 3:28 ), и, по словам святого апостола Павла, Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:9 – 11 ). Учение о том, что звездой от Иакова был предызображен Христос, существовало еще с апостольских времен – именно его передает святой Иустин Философ в своей первой Апологии 283 . Он же передавал предание о том, что именно эту звезду видели волхвы, пришедшие ко Христу-младенцу 284 . Подобно же и Церковь воспевает Рождающегося Богомладенца следующими словами: «Волхва, звездочетца Валаама, гадания ныне исполняются: возсия бо звезда от Иакова и настави к Солнцу славы дары носящия волхвы, от Персиды цари» 285 . Слова: преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? ( Числ. 24:9 ) – по мнению блаженного Феодорита Кирского , являются пророчеством о Воскресении Христа Спасителя и Его могуществе, как воскресившего Самого Себя (кто поднимет его?) 286 . Такое понимание слов книги Чисел вошло и в богослужение Православной Церкви: в припевах на девятой песни пасхальной утрени Воскресший Христос называется львом от Иуды 287 . Приготовление ко вступлению в Землю Обетованную и второе исчисление народа (Числ. 26:1 – 36:13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Сегодня Бутовский полигон представляет собой большое поле, огороженное забором, в центре которого находится деревянный храм, недалеко стоит поклонный крест, вокруг храма — расстрельные рвы, около храма стоят доски с именами святых пострадавших здесь. Во рвах находятся останки более двадцати тысяч людей, которых здесь убили и мощи сотен святых, пострадавших здесь. С начала 90-х годов, когда открылась история Бутовского полигона, это место стало одним из самых почитаемых святых мест Русской Православной Церкви. Пасхальное настроение Воспоминания от одной из служб в память Новомучеников настоятеля храма в Бутово о. Кирилла Каледы. — Древние святые, которых мы глубоко почитаем, к которым мы прибегаем в молитвах, такие как преподобный Серафим Саровский , преподобный Макарий Великий, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин, это великие святые и нам трудно представить величие их подвигов. И совершенно очевидно, что как бы мы не старались, мы не можем достигнуть их вершин, потому что им изначально были даны великие духовные дарования, (но вместе с тем, им пришлось, в меру их дарований, преодолевать и большие искушения). Но вот те святые, которые лежат здесь, это простые люди. Естественно, у них, как у всех нас, были какие-то таланты, но их таланты сопоставимы с нашими. Мы похожи на них. Но они смогли сохранить веру. Вера в воскресение Христово у них была такая, что их жизнь была для них ничто, по сравнению с той вечной жизнью, которую Бог уготовал любящим Его. И вот сегодня совершается богослужение в этом великом храме, освященном в честь Воскресения Христова. И каждый из новомучеников верил в воскресение, верил, что есть Бог. Они не думали, что они будут святыми, но верили, что, претерпев страдания за веру, они будут со Христом. И не отреклись от веры. Это пример для подражания для всех нас. То есть они, с одной стороны, по своему величию подобны великим древним святым, а с другой они похожи на нас! Небесная литургия Двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, глаголя: «Достоин Ты, Господи и Боже наш, приять славу и честь и силу — ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено».

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

Скачать epub pdf Беседа 29 Иисус в храме: протест и сопротивление (Мк.11,15–19; Мф 21,12–17; Лк 19,45–48; ср. Ин 2,13–22). Продолжение. 15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. 17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. 18 Услышали/это/книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. 19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Гнев Иисуса Христа на торговцев и продавцов, на обменщиков денег и продающих голубей в храме современниками должно было, как ни странно, почти неизбежно восприниматься как нападки на храмовый жертвенный культ. И разве могли «книжники и первосвященники» смотреть на все это и при этом бездействовать, особенно если всё это происходило в их непосредственной близости, во дворе язычников святилища? Сейчас мы несколько внимательнее посмотрим на некоторые особенности прочитанного отрывка. Мы уже обсуждали стих, в котором говорится, что Иисус «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Мы объясняли это место Евангелия следующим образом: Иудеи мало думали о святости наружных дворов храма, что пользовались ими в качестве путей сообщения, бегая по своим делам, что было запрещено законом. Поэтому, Иисус, Которого огорчало осквернение святого места Божия, обратил внимание иудеев на их же собственные законы. – Однако, как показали новейшие исследования этого вопроса, все не так просто! Вот в чем дело: во время Пасхального праздника наряду с обязательным участием в богослужении и в жертвоприношении происходило также зримое представление священных сосудов, которые c этой целью выносились во внешний двор храма. Это зрелище манило народ в храм. Об этом свидетельствуют законы того времени. Теперь обратим внимание, какое слово употреблено в оригинальном Евангелии от Марка, которое у нас переведено как «какую-либо вещь: не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf В великий день таинственной Пятидесятницы было положено начало новому благодатному царству – обществу Нового Израиля, Церкви Христовой – мистическому телу Христову. В Церкви воссоздано единство человеческого естества, расчлененного грехом. Горделивому строительству вавилонской башни, смешению языков и разделению человечества в богослужении Пятидесятницы противопоставляются огненные языки Св. Духа и богочеловеческое соборное тело Церкви, соединенное воедино любовью. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17, 21 ), – молился Христос своему Отцу в первосвященнической молитве. Эта молитва и предшествующая ей прощальная беседа Христа с собеседниками – друзьямиапостолами в Сионской Горнице, этот гимн ликующей и торжественной любви, богословие Евхаристии, в Евангелии «богослова и друга Христова» Иоанна занимает место, соответствующее описанию Тайной Вечери в синоптических Евангелиях. На ней была совершена первая Евхаристия, установившая Новый Завет . «Сие творите в Мое воспоминание». Исполняя эту заповедь Христа в полном сознании великого значения Евхаристии, апостолы совершают это таинство. Реконструкция первоначальной формы Евхаристии представляет сложную проблему 1 . По всей вероятности, апостольская Евхаристия по форме походила, если не повторяла, чин иудейской вечери друзей (habura) – kiddush, может быть, пасхальной. Книга Деяний повествует, что после первой проповеди Апостола Петра и крещения 3000 человек «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба» ( Деян. 2, 42 ) и, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2, 46 ). Это преломление хлеба озаряло благодатными лучами всю жизнь первохристианской общины, живущей постоянно радостью блаженного сорокадневия. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян. 2, 44 ). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и... не было между ними никого нуждающегося» ( Деян. 4, 32, 34 ). Жизнь христиан была проникнута сознанием, что если страдает один член, страдают с ним и все члены, славится один член, с ним радуются все члены» ( I Kop. 12, 26 ). У «чаши благодарения» для христиан указывался путь к разрешению социальной проблемы, мучительная острота которой в Римской империи и до сего времени волнует наши сердца, как она мучила и христиан первых веков. Евхаристия углубила остроту проблемы. Евхаристия соединяла и уравнивала всех – господ и рабов, богатых и бедных. Все члены Церкви – равны и свободны во Христе, все – дети Божии, все – друзья Христовы, братья и сестры. «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (I Kop. 10,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/evh...

Скачать epub pdf Послание к пастве, по случаю праздника Светлого Христова Воскресения Христос Воскресе! «О, Пасха, избавление скорби!» – Вот слова пасхального богослужения, которыми св. Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленные о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлого Христова Воскресения. Может быть, некоторые из нас скажут: как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей. Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищного явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей. Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» ( Апок. 9:17–18 ). Итак, от какой же скорби избавляет нас св. Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешние скорби, которые омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби, как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: «В мире скорбни будете» ( Ин. 16:33 ). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» ( Мф. 7:14 ). А великий Ап. Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во втором послании к Коринфянам он говорит: «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010