Фарисеи не поняли Иисуса; впрочем, мысль, положенная в основу этого иносказания, не была еще Им высказана вполне, и потому Он, продолжая Свою речь, сказал: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... кто войдет Мною, тот спасется ( Ин. 10, 7, 9 ). Теперь стало ясно, что Он говорит об основанном Им на земле Царстве Божием, Царстве людей, соединенных верою в Него и любовью к ближним. Это Царство Он уподобляет двору овец; но так как во двор надо пройти через двери, а в Царство Божие можно войти не иначе, как уверовав в Него, то Он и называет Себя тою дверью, которая ведет в это Царство. Но Он не только дверь, Он – Пастырь. Он вывел Своих овец из старой ограды Моисеева закона и зовет их к Себе; они идут за Ним, и Он, как Пастырь добрый, ведет их к блаженству вечной жизни, и любовь Свою к ним доказывает тем, что жизнью Своею жертвует за них. Пастырю доброму Иисус противопоставляет воров и разбойников, которые думают только о том, как бы поживиться на счет овец, а также наемника, которому овцы не дороги, который не любит их и думает только о своем личном благополучии. Ворами и разбойниками Он называет всех лже-пророков, лже-мессий, наемниками – фарисеев и подобных им мнимых руководителей народа, а волком – диавола. Но Христос пришел не для того только, чтобы вывести евреев из ограды Моисеева закона и привести в Царство Божие; Он пришел спасти весь мир, всех людей, готовых уверовать, к какой бы народности они ни принадлежали, и всех их объединить новым законом любви. Вот почему, говоря о Себе как о Пастыре добром, Он тут же счел нужным вновь рассеять ложные понятия евреев о Мессии как исключительном Царе Израилевом. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин. 10, 16 ). До пришествия Христа можно было делить все народы, населяющие землю, на евреев, поклонявшихся Истинному Богу и составлявших поэтому избранное стадо, и язычников, поклонявшихся идолам. Слова Иисуса, что будет одно стадо и один Пастырь , доказывают, что отныне евреи перестают быть исключительным, избранным стадом Божиим, – что в это избранное стадо будут привлечены и язычники, овцы... не сего двора , и таким образом составится одно разноплеменное стадо под главенством одного Пастыря – Христа. Такая мысль, заключающаяся в приведенных словах Иисуса Христа, ясна и не вызывает никаких возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Притом же слова: «овцы не послушали» сказаны в похвалу (овцам). Но нигде не видно, что Он хвалил тех, которые не слушали пророков, а везде, напротив, сильно обличает и осуждает их. Отсюда ясно, что это выражение: «не послушали», относится к тем возмутителям. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» ( Ин.10:10 ). Так и было тогда, потому что все были умерщвлены и погибли. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин.10:10 ). Что же, скажи мне, больше жизни? Царство небесное. Но Он еще не называет его, а употребляет известное им название жизни. «Я есмь пастырь добрый» ( Ин.10:11 ). Здесь говорит уже о страданиях и показывает, что подъемлет их для спасения мира и подвергается им не по неволе. Затем снова указывает признаки пастыря и наемника. «Пастырь полагает жизнь свою... А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк приходит и расхищает... их» ( Ин.10:11–12 ). Здесь Он представляет Себя таким же Владыкою, как и Отец, потому что Он сам Пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к падению). Что же делает наемник? «Видит приходящего волка, и оставляет овец; и волк приходит и расхищает... их». Так поступили те, но Он – напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: «оставьте их, пусть идут, да сбудется слово», что никто из них не погиб ( Ин.18:8–9 ). Но можно здесь разуметь и волка мысленного, – потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: «противник ваш диавол, – говорит Писание, – ходит, как рыкающий лев» ( 1Пет.5:8 ). Это змей и дракон: наступайте «на змей и скорпионов» ( Лк.10:19 ). В особенности пагубно то, что, находясь в столь несчастном положении, мы веселы духом, лобызаем свои оковы и, обитая в темнице, исполненной мрака, не желаем выйти на свет, но привязываемся к злу, и услаждаемся болезнью. Потому-то не можем и освободиться и находимся в худшем состоянии, чем те, которые работают в рудниках, потому что подвергаемся трудам и бедствиям, но не пользуемся плодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

п. Особенно важно соблюдать все посты, установленные Церковью, и без уважительных причин не допускать нарушения их в своем доме, в своей семье. Соблазны этого рода действуют на паству часто весьма губительно. Вообще, ради блага своих пасомых, ради спасения их душ, а равным образом и для облегчения скорбей их временной земной жизни, пастырь должен приучать себя жертвовать собою, своими собственными личными интересами и вкусами, по слову Христа Спасителя: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» ( Иоан. 10, 11 ). И должен постоянно помнить грозные, предостерегающие слова Господа: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Матф. 18, 6 ) и «горе человеку тому, через котораго соблазн приходит» ( Матф. 18, 7 ) – тем более «горе» пастырю, вводящему в соблазн своих пасомых. К этому же, к подобному же самоотвержению, пастырь должен приучать и свою семью, воспитывал детей своих в страхе Божием, дабы они ничем не роняли в очах верующих достоинства своего отца, и стараясь, чтобы семья его подлинно была «домашнею церковью». Вот первое и основное практическое указание оцерковления жизни для пастыря, о сем ревнующего: позаботься со всем усердием «оцерковить» прежде всего свою собственную личную жизнь и жизнь своей семьи! Это – первый и важнейший шаг на пути оцерковления своей паствы, на пути оцерковления всего современного общества. Только «оцерковив» самого себя и свою семью, пастырь может надеяться на какой-то успех в деле оцерковления окружающих его, являясь для всех живым примером «церковности» – «светильником горящим и светящим», во исполнение слов Христовых: «вы есте свет мира» ( Матф. 5, 14–16 ). Как вести затем дело оцерковления своей паствы? Главное внимание необходимо сосредоточить на воспитании детей, еще с младенческих лет, в духе подлинной православной церковности, всячески влияя на родителей и стремясь иметь как можно более частое общение с детьми. Высокий пример для этого наш Пастыреначальник-Христос, так любивший детей, обнимавший их, благословлявший их и сказавши однажды: «не препятствуйте детям приходить ко Мне ибо таковых есть царство небесное» ( Матф. 19, 14 и Марк. 10, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пятая глава . Наставления пастырям и пасомым 5:1-9 Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, Апостольское благословение и заключительные приветствия.Пастырей Апостол увещает пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду.Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр: " Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно " — т.е. пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем, любящим своих духовных овец (5:2) [ 1 ]; " Не для гнусной корысти, но из усердия " — это вторая черта доброго пастырства, которая называется бескорыстием. Это не то значит, что пастырь ничем не должен пользоваться от своих пасомых (см. 1 Кор. 9:7 [ 2 ], 13-14 [ 3 ]), а лишь то, что он не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды, не должен вымогать деньги за свои труды; " И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду " — пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола, что возникает из самолюбия и гордыни. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду — тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними (5:3) [ 4 ]. За такое доброе пастырствование Апостол обещает " неувядаемый венец " от Пастыреначальника — Христа (5:4).Пасомых Апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. " Также и младшие " , то есть рядовые верующие, " повинуйтесь пастырям " . " Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " . " Подчиняясь друг другу " значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам, и тем проявлять смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божью (5:5-7) [ 5 ].Апостол призывает к трезвению и духовному бодрствованию, указывая, что враг человеческого спасения диавол, " ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " — т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Так что же теперь? Вводить еще и две невесты?! Так окончательно запутывается гипотеза драмы буквалистов. Пастух-царь и именитая дщерь-скиталица могут быть поняты только в таинственно-аллегорическом смысле как один Жених и одна Невеста. Жених-Царь Песни Песней (1:3; 3:7; 7:6) есть «Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним (Невеста), суть званые (девицы) и избранные (наложницы) и верные (царицы)» ( Откр. 17:14 ), составляют Его Церковь . «Господь – царь на веки, навсегда» ( Пс. 9:37 ). Жених-пастух Песни Песней (1:7; 6:2.3) – есть Тот, Кому вопиет Давид: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» ( Пс. 22:1–2 ). А Сам Господь говорит: «Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов... и буду пасти их на горах Израилевых» ( Иез. 34:11–13 ). Возвещается и о грядущем Мессии! «И поставлю над ним одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем» ( Иез. 34:23 ). 10 Это сбылось на Том, Кто сказал: «Я есмь пастырь добрый» ( Ин. 10:14 ). И есть, наконец, текст псалма 79:2, где Господь одновременно именуется и пастырем и царем: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя». Господь и пастырь, водящий подобно Иакову-Израилю Свой народ; Он и царь, как на престоле, восседающий на Херувимах, подобно Иосифу, владычествовавшему в Египте. Господь – Он и Иаков и Иосиф, Он и Пастух и Царь в одном Лице. А что дочери Иерусалимские не знали царя (5:8), так это часто бывает, что душа не знает Бога. Так старец Силуан Афонский († 1938 г.) говорил, что многие знают о Боге (о Царе!), и почти никто Его не знает. «Редкие души знают Тебя, и мало с кем можно говорить о Тебе: больше спасаются люди верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Хотя содержание притчи было доступно слушателям Христа, но, тем не менее, символический смысл рассказа не был им понятен. Тогда Господь объяснил им: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Этими словами Господь открыто объявил иудеям, что Он, как Мессия, есть истинная «дверь» в Царство Небесное, единственный вход в него», рядом» с которым другого не существует. Никто никогда в истории человечества, кроме Христа, не указал истинного пути спасения и не открыл двери, ведущей в Царство Небесное. Все, сколько их ни приходило до Христа и после Христа», суть воры и разбойники; но овцы не послушали их». Конечно, здесь имеются в виду не ветхозаветные пророки и святые отцы, говорившие о Мессии духом и именем Божиим, но лжепророки и лжеучители, выдававшие себя за Мессию, – самозванцы, которых имелось в истории уже много, появляются они и сейчас и будут еще появляться в мире. Но эти самозванцы, как бы они ни были гениальны, как бы красиво ни говорили о жизни, какие бы блага ни сулили своим последователям, – не могут дать им истинной жизни», жизни с избытком», т. е. жизни, переливающейся за края временности, переходящей в вечность. Такую жизнь может дать только Тот, Кто Сам есть Жизнь, Кто одновременно есть и «Дверь» в жизнь вечную и истинный Пастырь пасомых. Как верный пастырь овец не щадит своего покоя и жизни, чтобы сохранить свое стадо, так и Пастыреначальник Христос отдает жизнь Свою за «словесное стадо». «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец, – сказал Христос. – А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их». Эти слова об истинном пастырстве относились к современным Иисусу Христу духовным вождям еврейского народа, книжникам и фарисеям, но они в такой же мере относятся и ко всем тем пастырям Христовой Церкви, которые за деньги и другие житейские выгоды пасут словесное стадо; они тоже суть «наемники», так как без подвига самоотречения и без готовности для служения стаду Христову идти на все опасности, вплоть до смерти, невозможно быть истинным пастырем Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Его красивый голос — тенор — опять зазвучал, пел он всегда от души, проповеди говорил так, что они западали в души людей. Это был уже зрелый пастырь, и слова его были с властью, взвешенные, растворенные евангельской солью, исходящие из сердца. Поэтому даже хорошо знакомые прихожанам вещи из уст батюшки они воспринимали как откровение. Люди тянулись к нему, и паства шла за своим пастырем. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И когда выведет овец своих, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Аз есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Какая сила притягивает паству к пастырю? Это сила благодати, умноженная непрестанной молитвой, которая делает человека подобным духовному магниту. Архимандрит Рафаил Карелин писал о таких пастырях, как отец Афанасий: «В определённом духовном состоянии благодать действует так ощутимо, что надежда переходит в уверенность, человек говорит, как власть имеющий, он молится, не сомневаясь, что его молитва будет услышана. Но в то же время он знает, что это действует не он, а благодать, посетившая его, и ещё больше смиряется перед величием дара». Младшие дети: Люба, Виталий и Виктор — жили с родителями. Сынишки прислуживали в алтаре. Нина трудилась в Перми, Борис воевал, Веру после контузии демобилизовали. Никто из близких отца Афанасия, воевавших на фронте, не погиб, по его молитвам все остались живы. Отцовская молитва хранила детей. Судьбы их складывались благополучно. Четверо из шестерых получили высшее образование. Из Орла отец приезжал в Пермь к старшим детям, привозил хлеб, помогал им. После Орла недолго служил в городе Добрянка. А потом был отправлен восстанавливать вновь открывшуюся церковь в Верхнечусовских Городках. Митейная гора Всехсвятская церковь-часовня была построена в конце XVIII века на средства верхнегородковского купца Павла Кропачева и сначала служила как кладбищенская приписная церковь при храме Рождества Христова поселка Верхнечусовские Городки. В 20-х годах XX века церковь была закрыта, а здание использовалось как спичечная фабрика. По просьбе общины она была возвращена верующим в 1946 году.

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

    «Близок всему конец» — в том смысле, что христиане всегда должны быть готовы ко пришествию Христову. Из этого Апостол выводит необходимость для христиан добродетельной жизни и дает ряд наставлений, ставя во главе всего «любовь», потому, что «любовь покрывает множество грехов» (ст.8), как учит об этом и святой Апостол Иаков. О неповинном злострадании 4:12—19    Заканчивается 4-ая глава наставлением мученикам: «огненного искушения... не чуждайтесь» (12). Христиане должны безбоязненно исповедывать свою веру, не боясь злословия и страданий, но прославлять Бога за такую свою участь (13—19). Подобным образом и Апостол Павел ободрял христиан, терпевших гонения за свою веру: «Не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29). Экзегетический разбор Первого послания святого Апостола Петра. Пятая глава Наставления пастырям и пасомым 5:1—9    Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, Апостольское благословение и заключительные приветствия.    Пастырей Апостол увещает «пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду».     Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр:     «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно» — т.е. пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем, любящим своих духовных овец (5:2); «Не для гнусной корысти, но из усердия» — это вторая черта доброго пастырства, которая называется бескорыстием. Это не то значит, что пастырь ничем не должен пользоваться от своих пасомых (см. 1 Кор. 9:7, 13—14), а лишь то, что он не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды, не должен вымогать деньги за свои труды; «И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» — пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола, что возникает из самолюбия и гордыни. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду — тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними (5:3). За такое доброе пастырствование Апостол обещает «неувядаемый венец» от Пастыреначальника — Христа (5:4).    Пасомых Апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. «Также и младшие», то есть рядовые верующие, «повинуйтесь пастырям». «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2764...

Вне его он погиб. Не осуждать, не отталкивать его нужно, а приблизить. Всякий добрый пастырь постарается спасти заблудшего, помня апостольский завет: если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости ( Гал.6:1 ). А недобрый пастырь спешит с жалобою на учителя. Такому пастырю напомню также слово Апостола: рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостию наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим. 2, 24 ). Сам Господь учит в евангелии, что делать, когда согрешит к тебе брат твой. Если бы и это не помогло для вразумления и исправления – меры домашние наедине – то и в таком случае нечего спешить с жалобою, а поведать местной своей Церкви, напр. братству, уважаемым прихожанам. Но еще большее горе в том, что иногда во всем виноват бывает пастырь, прежде всего неисполнением своих законоучительских обязанностей, вследствие чего тяжесть эта всецело ложится на учителя. О таком пастыре скажу, что он не пастырь и не радит об овцах. В настоящее время священник, главным образом, в школе в детские души и может вложить веру в Бога, слово Божие и страх Его святый. А души взрослых во всех сословиях, нередко почва каменистая и тернистая для сеяния Слова Божия. В нашем же крае, особенно где упорство, вся надежда наша на воспитание детей в вере православной. Какая же страшная ответственность лежит на священнике, относящемся нерадиво к своим законоучительским и блюстительским обязанностям! Знаю, как велик труд школьный по долголетнему личному опыту, но велики и плоды такого труда. Знаю, что большею частью и не вознаграждается, как следовало бы, такой труд. Но я призываю к нему не страхом наказания и не обещанием наград, но ради Христа, заповедавшего особую заботу о малых детях Его Царства, ради славы и силы Церкви Христовой! Братия моя о Господе! От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам ( 2Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Действительно, пастырь добрый посещает овец больных, разыскивает рассеявшихся, приносит отставших, поддерживает утомленных. Наоборот, дурной пастырь делает все наоборот, и пожирает плоть тучных, отрывает и разбивает копыта овец и агнцев, чтобы они не ходили правильно. Иудеи приняли этого пастыря, – которого Господь убьет духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего, – так что те, которые не веровали истине, не спасутся, поверят лжи и будут судимы, так как приникли к неправде. – После описания нечестивого, неразумного, неискусного пастыря пророческая речь обращается к самому пастырю: «О пастырь, о идол!» Пастырь так преступен, что называется не чтителем идолов, а сам получает имя идола, когда называет себя Богом и хочет себе поклонения от всех. Он оставил на растерзание зверей то стадо, которое хранил столь долгое время. Меч на руку его и крепость, и на правый глаз его, которым он будто бы столь ясно проник в тайны Божии, что видел более всех прежних пророков, так что называл себя Сыном Божиим. А меч здесь разумеется тот, о котором мы уже и выше сказали, и теперь скажем отчасти; о нем говорит и Исаия: Упился меч Мой на небе ( Ис.34:5 ). И будет меч Господа на руку его и на правый глаз его для того, чтобы сила его и вся дерзость его мощи окончательно истощилась, и знание, которым он лживо хвастался, покрылось вечным мраком. Глава XII Зах.12:1–3 . Бремя слова Господня на Израиля: Сказал Господь, простирающий небо, утверждающий землю и образующий дух человека в нем: Вот Я поставлю Иерусалим верхом опьянения для всех окрестных народов. Но Иуда также будет в осаде против Иерусалима. И будет в день тот, Я поставлю Иерусалим камнем тяжести для всех народов. Все те, которые подняли [Вульг. поднимут] его, будут растерзаны от надрыва, и будут собраны против него все народы [Вульг. все царства] земли. LXX: Пророчество слова Господня на Израиля. Говорит Господь, простирающий небо, утверждающий землю и образующий дух человека в нем: Вот Я поставлю Иерусалим, как косяки у дверей, которые движутся для всех [или: у всех] окрестных народов и в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010