У нас, несмотря на всю распущенность студентов, многие бегут из академии. А от чего бежать? В классы не ходят, сочинений в срок не подают или пишут кое-как, дома не живут, позволяя себе все без преследования. Жалобы к начальству идут только на стол, который лучше чем у наставников. Ректор не спит ночей, расстраивается всем, но не имеет решимости твердо вести дело по пути, который признает полезным. Говорят: живущий в Москве Никанор 826 , отставленный прежним патриархом из митрополитов Фиваиды, избран в патриархи Александрийские. Наш Владыка сказал, что он видел людей, а потому будет если не лучше, то и не хуже прежних патриархов. Истинно хорошо устроилось дело по вашей семинарии, что духовенство само назначило добровольные посильные приношения, – это гораздо тверже. Пусть и покричат на съезде или поругают наставников, то это будет им побуждением к более вниматель- —554— ным трудам. Не надо бы отвергать и некоторого контроля духовенства за преподаванием в семинарии. Ничто так усердие к делу не поддерживает, как то, когда признают его своим. Если из ста займется один, и то хорошо. Что за дело, что в настоящее время нет у вас человека способного вести это дело, признайте принцип, найдутся люди теперь и после. Хочется нам по цензурному комитету похлопотать об увеличении жалованья, а то член у нас получает менее, чем писец при гражданском цензурном комитете. Но наши ближайшие власти морщатся от этого предприятия и сбивают членов – монахов. Читали ли вы проект изменения учебной части Смоленского Владыки 827 , который ему дозволено привести в исполнение. Я с ним согласен. Одобряю и то, что первые классы он хочет по благочиниям утверждать, чтобы в училище было только два класса и то, что он гонит патристику и медицину, и сельское хозяйство, и катихизис Петра Могилы , и учение о Богослужебных книгах. 1866 г. фев. 28-го. Едва ли отзовется чем-либо ваше пастырское послание. Это извлечение из лекций, а священнику нужно практическое наставление. Иное дело проповедь, иное дело поучение. Прежде надо научить, потом поучать. Если прихожане не знают символа веры , заповедей Господних, то, прежде всего, надо внушать священникам, чтобы выучили этому. Превыспреннее слово только испугает и удержит от поучений и того, кто бы без этого и хотел сказывать их. Не верьте тем, которые будут расхваливать это поучение, как пастырское. На кафедре профессора оно имело бы значение, но не в устах пастыря к священникам. Для исправления этого недостатка полезно бы преподать краткие, но практические советы, как вести дело проповеди, сказав, что прежде показана важность и дух поучений, а теперь даются частные наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А между тем еще 11 июня того же года он согласно заявленному им желанию 326 , приказом обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого определен был на должность преподавателя греческого языка в Литовскую духовную семинарию 327 и с 1-го сентября означенного —255— года вступил в должность. Сверх того, не далее, как чрез год, именно 20 июня 1875 года, резолюцией высокопреосвященного Макария (Булгакова) , архиепископа Литовского 328 он определен быть преподавателем русской словесности в Виленском женском училище духовного ведомства, с оставлением и в должности преподавателя семинарии. На новом месте службы В.Ф-ч в короткое время так успел зарекомендовать себя, что в том же 1875 году был избран и 6 октября сего года утвержден в звании члена педагогического собрания правления семинарии. Но не долго послужил В.Ф. Кипарисов на пользу Литовской епархии и для преподавания предметов, не бывших предметами специального изучения для него в академии. Выдающиеся успехи его академических занятий указывали ему место не на семинарской, а академической кафедре. Еще в 1874 году профессор гомилетики и пастырского богословия в Московской Духовной Академии протоиерей Ф.А. Сергиевский был избран и утвержден в должности ректора Вифанской духовной семинарии, с увольнением от профессорской должности в академии. Но так как новое назначение о. протоиерея состоялось уже в конце означенного года (22 ноября), т.е. после начала учебного 1874–1875 года, то академический совет упросил его продолжить преподавание своего предмета на академической кафедре и в остальное время означенного 1874–1875 учебного года. А в начале 1875–1876 учебного года и приглашен был академическим Советом к занятию этой кафедры В.Ф. Кипарисов . 26 ноября 1875 года он был избран и 26 декабря утвержден в знании приват-доцента по кафедре пастырского богословия и гомилетики в Московской Духовной Академии, с увольнением от должностей, которые занимал в Вильне. С тех пор начались и почти до самой смерти непрерывно продолжались неустанные труды его по Академии, причем он, сверх профессорских обязанностей и ученых работ, нес еще неко- —256— торое время труды по исполнению побочных должностей, именно – должности помощника-секретаря Совета и Правления Академии (с 6 октября 1882 и по 15 августа 1884 г.) и помощника инспектора Академии (с 8 сентября 1884 и по 15 августа 1887 г.), побуждаемый к тому скудостью доцентского жалования и необходимостью содержать семейство, которым обзавелся в 1882 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

г) Завершением и систематизацией богословского ведения является изучение богословия в последнем году. Способ преподавания в пастырской трёхгодичной школе желательно лекционно-катехизаторский. Приблизительная таблица распределения уроков и предметов по классам Название предметов Духовное училище Семинария Пастырская школа Классы Классы Предметы Священная история Ветхого Завета Священное ПисаниеВетхого Завета Священная история Нового Завета Священное Писание Нового Завета Богослужебный устав Общая церковная история Катехизис Русская церковная история Священное Писание Ветхого Завета История раскола и сектантства Священное Писание Нового Завета Литургика Общая церковная история и история русской церкви Каноника Русский и церковнославянские языки Практическая гомилетика Теория словесности Патристика История литературы Пастырское богословие География Богословие Всеобщая гражд. история Педагогика и дидактика Практические занятия Русская история Народная медицина Арифметика Алгебра Геометрия Примечание 1. В качестве необязательных предметов в курс общеобразовательной школы вводятся: естествоведение, иконописание, занятия музыкой, ремесла; в курс пастырской школы в качестве необязательных вводится – кроме указанных изучение еврейского, греческого, латинского и новых языков.Примечание 2. Желательно во внеклассное время ввести в качестве обязательных физические упражнения для учеников общеобразовательной школы. Тригонометрия Физика, краткая химия и космография Логика Психология Философия Гигиена Законоведение Христианское вероучение и нравоучение Греческий язык Латинский язык Немецкий и французский языки Чистописание Таким образом, предполагаемое совершенное отделение пастырских богословских классов от общеобразовательных не только не порывает окончательной связи между этими школами, но, как видно из программ, общеобразовательная школа является пропедевтической по отношению к пастырской. Такое отделение не вносит даже существенно нового принципа сравнительно со строем существующей школы; переносится только центр тяжести этого разделения. В самом деле, подобный принцип деления проведён в существующей школе в отношении духовных училищ и семинарий. Соединением этих органически связанных школ разъединяется менее связанное, и приближается пастырская школа к типу школ святоотеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно православным канонам, все русское духовенство в Болгарии требовалось зачислять в ведомство Болгарского Экзархата, однако по «братской церковной благосклонности» (как выразился протопресвитер Стефан Цанков), правда без принятия специального письменного решения, Болгарский Священный Синод позволил создание и самостоятельных в юрисдикционном отношении общин и монастырей, вошедших позднее в состав РПЦЗ. 1108 В марте 1925 года епископ Дамиан представил на утверждение Архиерейского Синода программы лекций по философии. Перед утверждением Синодом они были переданы на заключение митрополиту Антонию. 1109 В августе епископ Дамиан выслал на утверждение программы для 4-го курса по психологии, нравственному богословию и практическому миссионерству. Программы по этим предметам были утверждены Синодом. 1110 Несколько позже, основываясь на благоприятном отзыве митрополита Антония, Синодом была одобрена и утверждена программа по пастырскому богословию. 1111 Программы обучения епископ Дамиан отправлял на согласование Архиерейскому Синоду и в дальнейшем. Так, в марте 1928 года он испрашивал разрешения на печать составленного им в соответствии с программой, одобренной митрополитом Антонием, руководства по Пастырскому Богословию. В принципе одобрив представленный епископом Дамианом конспект составленного им руководства, Синод предложил ему непосредственно перед публикацией все же представить данное руководство на рассмотрение Архиерейского Синода. 1112 В августе 1928 года Синод утвердил представленные епископом Дамианом программы лекций по практическому миссионерству для III и IV курсов и гигиены в Пастырско-богословском училище в Болгарии. 1113 В июне 1930 года архиепископ Дамиан испросил благословение на открытие летних богословско-педагогических курсов. Архиерейский Синод разрешил и благословил их открытие, а также предоставил Председателю проверить и одобрить по своему усмотрению программы данных курсов. 1114 В августе 1925 года епископом Дамианом был представлен отчет о деятельности училища за 1924–1925 учебный год. Синодом была выражена Начальнику Пастырско-Богословского училища и учащим благодарность за их труды в деле религиозно-нравственного просвещения. 1115

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весь строй Богословского Института создан на строго церковных началах: с одной стороны тесное каноническое единение с Высокопреосвященным Владыкой, как Епархиальным Архиереем, с другой – живая непосредственная связь с православным народом – приходскими общинами Петрограда и епархии. [...] К Вашему Высокопреосвященству Богословский Институт считает своим долгом обратиться с особенным словом почтительной сыновней признательности: Вы – вдохновитель всего этого дела, Вашей любовью Институт начал свое бытие, Вашими попечениями он имеет возможность жить и свободно дышать, отдаваясь всецело – ничем не стесняемый – осуществлению своих прямых задач; в Вас он видит и в дальнейшем своего любящего отца, покровителя и руководителя. [...]» 992 . В конце заседания с глубокой напутственной речью выступил митрополит Вениамин. Владыка особенно подчеркнул, что ему «хотелось бы видеть в институте не столько учебное заведение, сколько школу, похожую на школы древности – александрийскую, антиохийскую, куда обращались все за удовлетворением своих религиозных запросов, и которые широко влияли и вне своих стен. Также и здесь институт должен широко нести религиозное просвещение за свои стены» 993 . С открытием Богословского института в него были приняты многие студенты II курса Богословско-Пастырского училища. Само же училище, которым продолжал заведовать И.П. Щербов, вошло в тесную административно-педагогическую связь с Богословским институтом, а в конце 1920 года было объединено с ним и в экономическом отношении. Программа училища существенно сократилась и приобрела ярко выраженный практический характер. Наибольшим по объему курсом стала литургика, большое внимание уделялось также миссионерству, церковному проповедничеству и дидактике Закона Божия. Средства на содержание института поступали от целевых сборов, которые производились по всем приходам епархии четыре раза в год. Неоднократно ему материально помогал и митрополит Вениамин. Однажды за литургией в храме Троицкого подворья святитель получил от одной девушки запечатанный конверт с надписью «На Богословский Институт». По вскрытии конверта в нем оказалось 100 тысяч рублей 994 . Сам митрополит Вениамин пожертвовал в пользу студенческого фонда института (и Богословско-Пастырского училища) 600 тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Курс обучения был трехлетний. Бесплатные занятия проходили по вечерам с 6.30. Читалось 4-6 лекций по 40 минут, что давало возможность посещать их работающим днем. В субботу и воскресенье занятий не было. Институт являлся единственным духовно-учебным заведением не только в Петрограде, но и во всей стране, дававшим высшее богословское образование и подготовлявшим просвещенных пастырей и деятелей церкви. Всего в институте преподавалось 29 богословских предметов. При институте существовало Богословско-пастырское училище, в котором преподавалось 15 богословских предметов. При открытии, в апреле 1920 г., в институт было зачислено 60 студентов и вольнослушателей, и их число вскоре выросло более чем до 100; 32 из них были с высшим образованием, прочие - со средним. К 7 октября 1920 года было принято уже 146 человек. Первоначально в ноябре 1919 года «инициативную группу» составили: прот.Н.Чепурин (церковное проповедничество), прот.А.И.Боярский (пастырское богословие), проф.А.И. Бриллиантов (церковная история), проф. И.П. Щербов (догматика), акад. Б.А.Тураев (литургика), проф.Н.О.Лосский (метафизика), проф.П.П. Мироносицкий (церковно- славянский язык и пение), проф.И.А. Карабинов (литургика), проф.Н.Н. Глубоковский (Новый Завет), проф.А.В. Петровский (Ветхий завет), акад. Л.П. Карсавин (греческий язык и мистика), проф.И.П.Соколов (сравнительное богословие), проф.Н.И. Лазаревский (западные исповедания) и т.д. Перед тем, как Советом института профессор избирался на ту или иную кафедру, он должен был прочитать испытательную лекцию, т.е. выборы проходили на конкурсной основе. Выбранные Советом кандидатуры профессоров, а также другие вопросы по институту ректор прот.Н.Чуков утверждал у митр. Вениамина, который в феврале 1921 г. был избран первым почетным членом института. На протяжении трехлетнего существования института (по разным причинам - люди умирали, уезжали, приходили новые) один и тот же предмет вели разные профессора и преподаватели. Большинство профессоров активно занимались научной работой, и преподавание велось на самом высоком уровне.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Для учеников малоуспевающих, для которых обучение в училище и семинарии оказывается непосильным, необходимо открыть особые школы, курс и задачи которых могли бы быть определяемы местным духовенством. Б) Богословские классы Означенные классы – специально богословские, и здесь обучаются те из окончивших общеобразовательную школу, кто желал бы посвятить себя пастырскому служению или поступить в духовные академии. Курс обучения продолжается два года. Здесь преподаются науки нынешних 5-го и 6-го классов семинарии, за исключением классических и новых языков и дидактики, которые должны быть закончены в общеобразовательной школе. Здесь проходится церковная история, всё основное богословие, гомилетика и литургика. Практическое руководство должно быть заменено каноническим правом и пастырским богословием. Гомилетика, после изучения краткой и общей теории построения проповеди, может быть с большей пользой заменена историей проповеди с задачами и приёмами изучения образцов церковного ораторства, подобно тому, как это делается при изучении образцов в науке словесности. Из новых наук в богословские классы нужно ввести краткий курс патрологии. Все названные науки составят, так сказать, обязательный, неподвижный курс. Но, кроме их, должны быть вводимы и другие, смотря по потребностям времени и места. Так, в Симбирской епархии, где много язычников – чуваш и татар, полезно взамен языков и обличительного богословия ввести необязательное изучение этнографии чуваш и татар, их религиозных верований и обличение последних, равно как и изучение чувашского и татарского языков. Еврейский язык нужно ввести как предмет, необязательный для учеников. По Священному Писанию, как главному и основному предмету богословских классов, желательно изучение «всей Библии». В богословских же классах может быть проходима и живопись в виде иконописания или – по крайней мере – краткая и наглядная история этого искусства, равно также желательно и ознакомление учеников с памятниками церковной архитектуры и зодчества; преподаётся и церковное пение. Здесь же изучается медицина и гигиена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С переходом руководства училищем к о. Гурию с ближайшими помощниками – о. Львом (Егоровым) и о. Ф. К. Андреевым – общее настроение и даже направление Богословско-Пастырского училища стало меняться: вместо скромной бесшумной прямой работы по религиозному просвещению, как это было при И. П. Щербове, слушатели Богословско-Пастырского училища стали втягиваться в «церковную политику», проводимую руководством училища. Еще раньше, в 1921 и 1922 годы, «ученые монахи» Лавры почему-то невзлюбили Богословский институт и начали возбуждать против него профессоров б. Духовной академии под флагом «восстановления ученой деятельности Академии». Интрига была сразу раскрыта, истинное, исполненное уважения отношение Богословского института к профессорам академии было вполне доказано, и некрасивая, неумная попытка дискредитации Богословского института и «разделения» ученых сил не удалась. Теперь поводом к «церковному политиканству» для руководителей Богословско-Пастырского училища послужило, во-первых, то обстоятельство, что под одной крышей с училищем находились Богословские курсы 2-го городского благочиния (впоследствии, в 1925 году, преобразованные в Высшие Богословские курсы), в состав работников которого вошли деятели б. Богословского института, а во-вторых, появившееся в 1922 году в Петрограде и довольно сильно развившееся так называемое «обновленческое движение», разделившее верующих на два лагеря – православных и обновленцев; причем Богословско-Пастырское училище, в лице своих руководителей, почему-то вздумало присвоить исключительно себе привилегию «православного», налагая на деятельность Богословских курсов ярлык «колеблющихся», «соглашателей», «красненьких» и т. п. Раздуваемый таким образом антагонизм среди слушателей Богословско-Пастырского училища, кое-как сдерживающийся пока во главе церковного управления Ленинграда стоял епископ Венедикт (Плотников) особенно распустился при его заместителе епископе Григории (Лебедеве), ставшем на сторону руководителей Богословско-Пастырского училища и доходившем до полного игнорирования Высших Богословских курсов и всей их работы. Дело доходило до очень некрасивой агитации в приходах и срыва церковных сборов на Богословские курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– В своей совокупности первый и второй пастырские курсы должны дать воспитанникам законченное общее богословское образование, где догматически-моральные истины православия утверждены на библейском фундаменте и освещены вселенским сознанием и историческим опытом. После такой пропедевтики каждый питомец является достаточно вооруженным для пастырского делания, и теперь следует только более непосредственно подготовить его к последнему богословско-практическими знаниями и церковно-проповедническими упражнениями, а также дидактическими навыками, предваряемыми историко-педагогическим осведомлением. По этим соображениям третий курс отойдет на долю наук из области «практического богословия» и будет церковно-практическим по преимуществу. Теперь вся система церковно-пастырского богословия рисуется перед нами, как последовательный и естественный переход от законченной теории к проверке и уяснению ее опытом истории, дабы вылиться затем в убежденное и плодотворно-созидательное дело водворения царства Божия на земле чрез благодатно-иерархическое служение в православной Церкви Христовой. А отсюда начертывается такая примерная схема преподавания в новой школе, которая по своим задачам, по содержанию и характеру преподавания справедливо должна получить название « богословско-пастырского училища». Схема распределения предметов в «богословско-пастырском училище». Предметы III кл. 1. Священное писание 2. Греческий библейский язык 3. Основное богословие 1 Особенно интересно то наивное возражение, которое видит в реформе нежелательную и, пожалуй, опасную (?) уступку требованиям воспитанников, как будто ни для кого не ясно, что радикальная уступка была сделана, и притом весьма поспешно, ещё в 1906 г., когда были изменены программы в смысле приспособления к светской школе, а в академии снесена так называемая автономия, как будто это независимые от Церкви институты. 2 В светских школах такое попустительство для всех было совершенно ясно. “Союз учителей и деятелей средней школы” на своём учредительном съезде 9–11 февраля 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Александр (Толстопятов; 1878–1945 гг.), епископ Молотовский. В 1920-х гг. настоятель церкви при Консерватории. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чуков Н. К., прот.Богословские школы в Ленинграде... Л. 22; Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918–1928 гг.//Вестник церковной истории. 2015. 1/2 (37/38). С. 273. Там же. С. 274. Там же. С. 275. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде… Л. 16. Предположительно это А. Я. Миркович (1792–1888 гг.), генерал-майор, участник войны с Наполеоном; передал свою коллекцию исторических документов Императорской Публичной библиотеке. Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 17–18. Там же. Л. 18. Там же. Л. 7–8. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде… Л. 8. Академический паек периода «военного коммунизма» существовал в 1919—1923 гг. в виде регулярного ежемесячного натурального (продуктами питания) бесплатного пособия ученым от советского правительства. Чуков Н. К., прот. Положение Церкви и духовенства в Олонецкой губернии. Записка от 22 ноября 1918 г. свящ. М Галкину для представления секретарю Ленина Бонч-Бруевичу//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2006. 34. С. 132–133. А. Ф. Шидловский (1863–1942 гг.), ученый-краевед, действительный статский советник, с 1911 г. Олонецкий вице-губернатор; основал Общество изучения Олонецкой губернии , в котором протоиерей Н. К. Чуков был учредителем и почетным членом. В своей записке «О путях на Севере к открытому морю» обосновал экономическую и военную необходимость строительства Беломорско-Балтийского канала и Мурманской железной дороги , входил в комиссию по строительству последней; с 1916 г. Олонецкий губернатор; в январе 1917 г. переведен в Архангельск, в мае 1917 г отставлен. После Октябрьской революции возглавлял Северный отдел КЕПС Академии наук.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010