Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим 13:3–5). Разумеется, все это говорится для того, чтобы обеспечить позитивное принятие Евангелия и обеспечить мирное окружение, в котором Евангелие возвещается. Итак, Павел предлагает социологию интеграции Церкви в общество как некую миссиологическую ценность. Цель этого — не подвергать опасности и не компрометировать свидетельство Церкви о Евангелии. Это же, в свою очередь, — для того, чтобы привлечь “внешних”, чтобы приобрести их для Христа. Эта тенденция, наметившаяся у апостола Павла, продолжилась и развилась в Пастырских посланиях, которые приспосабливают Церковь к окружающей культуре в степени, далеко превосходящей Апостола. Действительно, здесь отличие Церкви от прочих социальных институтов становится меньше. Церковные руководители уже наделяются свойствами скорее добропорядочных граждан, чем харизматических верующих. Достаточно сравнить перечисление добродетелей епископа и диакона в 1 Тим 3 с перечислением благодатных даров в 1 Кор 12. Рабы должны почитать своих господ не как братьев в Господе (ср. Флм), но должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение (1 Тим 6:1). Женщины должны знать свое место: Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии (1 Тим 2:11–12). Сравни Гал 3:28:нет мужеского пола, ни женского. Церковь своей молитвой должна поддерживать светские власти: Прежде всего прошу совершать молитвы за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу (1 Тим 2:1–3). Сравни Рим 13:1–2:Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. К сожалению, в истории толкования этих слов Апостола слишком подчеркивалась мысль о том, что всякая мирская власть, добрая она или злая, — “от Бога”. Из истории известно, что это часто вело к злоупотреблениям. Сказать о том, что “власть от Бога” — все равно, что ничего не сказать, ибо все от Бога, не только “власть”. Как-то не принимается во внимание, что Апостол употребил не предлог ‘от’, а предлог ШрТ ‘под’. Далее он пишет, что власть всего лишь служанка Божия (Рим 13:4). И это в ситуации, когда население Римской империи обожествляло власть и ее носителей. Апостол ненавязчиво полемизирует с таким языческим заблуждением и указывает “власти” ее место служанки. Если она добросовестно несет свою обязанность исполнять волю Бога как своего Господина, то и наша совесть должна подвигать нас на послушание ей (Рим 13:5).

http://pravmir.ru/tserkov-hristova-v-pos...

и) Богатым и знатным людям, которые в роскоши и гордости мира сего живут, оказывать ласку берегись и пороки их уменьшать, или, что горше того, ни во что ставить, чтобы не быть вместо учителя ласкателем; но всякий порок прямо обличай и истину везде и всегда свидетельствуй: Божие ведь слово говоришь, как посланник Божий. Пусть все они знают, что ты есть пастырь и их учитель и слово о них имеешь воздать праведному Судие. к) Ради похвалы и славы человеческой берегись Божие слово говорить; и не согрешишь пред Богом, похищая себе то, что не твое. Божье слово дано ради спасения человеческого и прославления имени Божия; для этого и проповедовать его надо. Когда должность пастырскую как следует исправлять будешь, то будешь похвалу иметь, даже если не хочешь, однако же не от всех. Добрые и заботящиеся о своем спасении будут любить тебя и хвалить, но злые и не думающие о своем спасении будут ненавидеть и поносить: не всем же все нравится. л) Чему людей подчиненных тебе учишь, то все сам сначала должен делать. Будешь и словом и делом учить, когда нравы и жизнь твоя слову соответствовать будут. На высоком месте сидишь и пред всеми стоишь; все же на тебя смотрят, и что делаешь и говоришь примечают. Учи же их добру и словом и примером своим, чтобы слышали из уст твоих полезное слово и видели пример праведной жизни твоей и так словом и житием твоим пользовались. Возлюбленный! Будь людям твоим свет и словом, и жизнью; будь соль их, будь ведущий к Отечеству, а не столб, на пути стоящий; указывай им путь и сам впереди иди. Стереги их как сторож и сам стерегись; возвещай им волю Божью, но сам прежде твори. Зови на великую вечного блаженства вечерю, но сам впереди иди. м) Как самого пастыря, так и людей старание и дела без помощи Божией не исправляют и успеха не получают; поэтому пастырь обязан о себе и о людях, прилежно Богу молиться, чтобы Он ему и всем людям помог. Какими добродетелями обладать и как старателен пастырь должен быть, в первом и во втором Послании к Тимофею и в Послании к Титу Апостол говорит – читай, и увидишь. Примечания достойны слова его: «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» ( 1Тим. 3:2–4 ). Об обязанностях пасомых к пастырям

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И.Ц. Миронович Лекция 2. Беседы Иисуса Христа с Никодимом и Самарянкой Всех приветствую, присаживайтесь, и мы с вами рассматриваем программу, как программу-минимум, которую вы должны приготовить к экзаменам. Но все атрибуты экзаменов – билеты и прочее – не будет. Буду спрашивать так: ну, что вы приготовили? Что вы можете сказать? А вот нужны бы билеты! Потому что при билетах-то и вскрывается, знаете, какая удивительная картина – Промысл Божий: вот приготовил человек 30-ть билетов, а 31-й нет – выходит брать билет и берёт 31-й. Вот вам Промысл Божий: уж если готовить, так надо готовить всё, а не выборочно. Ну а здесь, у нас вот уже отношения такие, более благостные, потому что всё-таки вас надо пожалеть в известной мере. Вы трудитесь на производстве, приходите сюда, уходите после 9-ти, и после многие ещё 2 часа в пути находятся, и строжничать никак невозможно. Всё будете сдавать пред Господом Богом! Экзамен наш – пред Господом Богом. И посмотрите, чем бы нам надо с вами заниматься и чем был озабочен пастырь Церкви Вселенской Апостол Павел. Вот если сравнить то, чем он был озабочен, и наши прошения к Богу, знаете, я вам скажу: Богу с нами неинтересно. Неинтересно! Ну такой примитивизм! Такой, что прямо не знаю, как и сказать вам. Вот давайте сейчас Послание к Колосянам откроем. Господи, помилуй! Вот это бы и надо. Читаю вам Послание к Колосянам, 1-я глава, читаю с 3-го стиха: «Благодать вам и мир [это не пацифизм – мир, – а внутренний мир, такое умирение души в Боге, упокоение души в Боге, вот мир Мой даю вам, мир Мой, не так, как дает, Я даю вам (см. Ин 14:27 )], от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Что же он дальше пишет? – «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа [во-первых], всегда молясь о вас [вот пастырская озабоченность: молитва о своей пастве], услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым [имеются в виду члены общины, они назывались святыми по святой их жизни], в надежде на уготованное вам на небесах [вот мы питаемся этой надеждой], о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования [свою проповедь он называет истинным словом евангельским, истинной благой вестью], которое пребывает у вас, как и во всем плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Как оградить верующим себя от заблуждений? Апостол Павел дает один ответ: должно держаться преданного учения. Этот ответ одинаково проходит через все его послания. Солунян он убеждает твердо держаться Преданий 888 , удаляться от всякого… поступающего бесчинно (τκτως), а не по преданию, которое приняли от него (μ κατ τν παpδοσιν ν παpελβετε πα μν) ( 2Сол.3:6 ). [Он] хвалит коринфян за то, что они держат Предания, как он им передал (καθς παpεδωκα μν παpαδσεις κατχετε) ( 1Кор.11:2 ). Филиппийцев [он] убеждает исполнять то, чему они научились, что приняли, что слышали и выдели ( Флп.4:9 ) 889 . Римлян умоляет остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению (παp τν διδαχν), которому они научены ( Рим.16:17 ) 890 . А вот наиболее выразительное место из Послания к Галатам: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:8–9 ) 891 . Вполне понятно, что критерием иномыслия здесь можно считать не писание апостола, а только Предание в широком смысле слова. Это, очевидно, есть живое самосознание Церкви, обладательницы и хранительницы апостольской истины. Это Предание обязательно. Несогласие с ним – признак лживости. Так принцип Предания положительно установлен е в раннейших посланиях апостола Павла 892 . Но наиболее ясно и подробно учение о предании раскрыто апостолов Павлом в посланиях последнего периода его жизни, в посланиях пастырских. Знал святой апостол, что наступало время его отшествия; течение свое он скончал, уготовлялся ему венец правды (см. 2Тим.4:7 ) 893 . Прошел он с проповедью Евангелия от края до края земли, основал много Церквей. И когда на закате жизни своей окидывал он взором дело свое, невольно мысль его обращалась в будущее, и тревога закрадывалась в сердце апостола языков. Уже события жизни апостола убеждали его в том, что по смерти его настанут лютые времена: отступят многие от веры, внимая духах обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:1–2 ) 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

На вопросы учеников о грехе слепого Христос отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин. 9:3 ) и вслед за тем сотворил Свое чудо исцеления. Так и каждый иерей Божий, получивший через таинство Рукоположения благодать крепкой веры, силы и любви, обладает властью явить незримое, но великое чудо исцеления – исцеления отчаявшейся души, обратившейся к нему как к последней надежде на спасение. Такого чуда, свершающегося через духовное утешение, жаждет скорбящий человек; того же требует от пастыря овец Его и Сам Бог. Непревзойденные образцы пастырского утешения мы находим в деятельности апостола Павла. Здесь сказалась исключительная благодатная одаренность апостола как великого боговидца, стоящего у истоков любого христианского богословия, в частности богословия утешения, и как ревностного и любящего пастыря. С необычайной остротой и ясностью воспринял он откровение Божие о единении всех верующих во Христе, о подвиге страдания вместе с Ним и во имя Его, о грядущей радости воскресения во славе. Проповеданное народам и изложенное в посланиях это учение о Церкви как о Теле Христовом воистину стало для верующих «якорем надежды» в бурях жизненных невзгод. В своих посланиях он постоянно утверждает свое единство с паствой: Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим. И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении (2 Kop. 1:6–7). Поэтому, пишет ли апостол о своих гонениях и скорбях – смиренное перенесение таких же страданий становится радостным долгом каждого христианина; делится ли он с братиями во Христе бывшим ему утешением – такое же утешение Бог милосердия равно ниспошлет всем о Христе труждающимся. В каждом своем послании, как в заочной беседе с пасомыми, апостол языков непременно прибегает к молитве, прося Господа о милости Его к верным, укреплении их в вере и любви. Однако не только молитву, но и утешительное наставление дает он страждущим. Вот, обращаясь к колеблющимся и соблазняемым к отпадению от Христа евреям, он объясняет им, что все их невзгоды и испытания суть посещения Божии, знамения их неутраченного сыновства ( Евр. 12:1–13 ). В послании к Фессалоникийцам он утешает новообращенных: со дня на день ожидая кончины мира, они боялись, что усопшие не войдут во славу грядущего Господа ( 1Фес. 4:13–18 ). Апостол заботился о душе каждого человека из вверенных ему церквей: так, о некоем тяжко согрешившем он просит, чтобы простили его! дабы он не был поглощен чрезмерною печалью ( 2Кор. 2:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Крите у Тита широкие апостольские полномочия. Павел оставляет его там, чтобы он – …довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). В 1Тим. и Тит. подробно перечисляются те качества, которыми должен обладать человек, облеченный церковной властью: 1Тим.3:1-7 . Тит.1:6-9 . В обоих текстах настойчиво подчеркивается, что кандидат на епископское служение должен быть совершенно бескорыстен: корысть может погубить все пастырские таланты и дарования. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем  – наставляет Павел Тимофея. –  А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6:8 . Ср. 3:3). О том же самом – к Титу: Епископ должен быть… не корыстолюбец ( Тит.1:7 ). Видимо, корыстолюбцем был упоминаемый во 2Тим. Димас. Автор послания сетует о нем: Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Но епископы как преемники апостолов поставлены не только управлять, но и учить. Об этой их функции немало говорится в пастырских посланиях. Например: Епископ должен быть… учителен ( 1Тим.3:2 ). Епископ должен быть… держащимся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7,9 ). Трудящиеся в учительстве «пресвитеры» (опять же имеются ввиду епископы) заслуживают поощрения: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Также: 1Тим.4:7,13,16; 6:20-21 . Тит.2:7-8 . Ср. Деян.6:4 . Завершим этот небольшой обзор цитатой из Первого послания к Тимофею. Эти слова все мы знаем наизусть, потому что они находятся на оборотной стороне священнического креста, возложенного на нас в день поставления во пресвитеры: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). Заключение

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Нам не понять богословского учения о законе святого апостола Павла, если не принять во внимание, что оно имеет пастырскую направленность, то есть сформулировано с целью защитить паству от «вкравшихся лжебратий... скрытно приходивших подсмотреть за нашей свободой, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас» (см.: Гал. 2 , 4–5). Всё, что говорит апостол о законе, необходимо понимать в этом свете. Тот факт, что апостол Павел выступает против самодостаточного морализма, сухого обрядоверия и законничества, еще не значит, что он выступает против нравственности и морали или против послушания правильно понимаемому закону. Его проповедь свободы во Христе легко могла стать жертвой неправильного толкования, поэтому он предупреждает: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя... Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» ( Гал. 5 , 13–16). Вопрошавшим, не уничтожает ли он закон верой, он категорически отвечает; «Никак; но (мы) закон утверждаем» ( Рим. 3, 31 ). И действительно, его проповедь об оправдании верой не упраздняет закон, но укрепляет, поскольку подчеркивает его истинное значение, спасение через установление общения с Богом в любви. Апостол ведёт борьбу по двум направлениям: во-первых, против иудействующих и, во-вторых, против сторонников анархизма. Существует мнение, что своё Послание к галатам, в котором он провозглашает свободу от закона, апостол Павел написал не только против иудействующих, но и против «группы приверженцев анархических взглядов, считавших, что Павел чрезмерно тяготеет к Иерусалиму и слишком почитает иудейский закон, потому ложно толковавших его учение о свободе от закона и допускавших к вопросам нравственности слишком вольное отношение» 20 . Истинный характер новозаветного закона наилучшим образом передаёт Соборное послание святого апостола Иакова, называя его «законом свободы» и «законом совершенным» (см.: Иак. 1, 25 ). Новым Заветом не упраздняются моральные требования, которые Бог предъявляет к человеку. Нравственный закон остаётся в силе. Теперь, однако, речь идёт о законе любви и свободы, то есть о законе, соблюдая который человек преодолевает сухой юридизм и принуждение, но при этом не впадает в анархию вседозволенности и безответственности. Как очень точно сказал святитель Иоанн Златоуст , «не просто искупление, но вместе с искуплением и закон, с тем, чтобы показать жизнь достойную благодати» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Но могут возразить, что подобное всеобъемлющее и глубокое сознание очень трудно приобрести. Разумеется, все хорошее трудно, но зато и все вообще достижимо путем подвига; что же касается, в частности, пастырей, то прежде всего им во всем содействует особенная благодать Божия; наконец, здесь содействующим фактором является самое его положение как представителя Бога – даже просто вспоминая об этом своем назначении (чему способствует даже особенность его одежды) и стараясь впитать это сознание и в сердце, пастырь и чисто естественно, психологически более и скорее, чем кто-либо иной, имеет возможность постепенно развить в себе это основное свое настроение – самосознание Божественного посланничества своего, благодатного посредничества. На первых порах оно, может быть, будет выражаться в неясной, но инстинктивно-чувственной общей форме – предания себя на всецелое служение Богу, подобно тому как это отмечает Евангелие про исповедание Спасителя Отрока в 12-летнем Его возрасте: Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? ( Лк.2:49 ). Это еще не ясно определенное, беспредметное в тех, яже Отца Моего (ν τοις του Πατρς μου) затем выразилось в совершенно ясном самосознании Своего посланничества от Отца: Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также ( Ин.5:19 ). Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин.5:30 ) и все творю Я во имя Его (см.: Ин.10:25 ). В этих словах Спаситель так наглядно выразил определенность самосознания Своей глубочайшей связи с Отцом, что во всех случаях («ничего»), когда потребно было ему что-либо делать или даже высказывать суждения, Он как бы предварительно «видел» Отца творящим то, как бы предварительно «слышал» изреченным суд Отца. Подобно этому и пастырь так же постепенно может дойти до соответствующего настроения и самосознания, до постоянного поставления себя «на суд Божий» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Об этом поручении, возложенном на Петра и апостолов, а также на их преемников – пастырей и учителей, рассуждает апостол Павел. Апостол народов пишет христианам Ефеса, что Христос – …поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями (poimnaς) и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11-12 ). Лука передает слова, которыми Павел обратился к ефесским пастырям при прощании с ними: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (piskópouς), паст и Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте ( Деян.20:28-31 ). Эти епископы чуть выше названы пресвитерами, что опять же свидетельствует о неустоявшейся еще в апостольский век иерархической терминологии: епископы в то время могли называться пресвитерами. Эта терминологическая путаница исчезнет уже в начале II века. Так, в посланиях священномученика Игнатия Антиохийского († 107 г.) за каждой из иерархических степеней четко закреплено одно название. 2.3. Пастырские послания апостола Павла Обратимся теперь к новозаветным посланиям, которые в церковной традиции получили название «пастырских» (1Тим., 2Тим., Тит.). Их авторство и датировка дискутируются, но на этих проблемах мы не будем сейчас останавливаться. Послания вошли в корпус Нового Завета и издревле были единодушно приняты всеми поместными Церквами как части новозаветного канона. В этих посланиях «епископ» и «пресвитер» – синонимы (ср., напр., Тит.1:5-7 ): как отмечалось выше, в ту пору еще не выкристаллизовалась четкая иерархическая терминология. Но и Тимофей, и Тит, и поставляемые ими «пресвитеры» – это епископы уже в нашем понимании этого термина, они – представители и преемники апостольской власти. Эта власть, переходившая к ним как к преемникам апостолов, в дальнейшем будет принадлежать председателю совета пресвитеров, ставшему епископом в нашем понимании этого слова.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Пастырские послания обвиняли в недостаточной связности, в неровности стиля, монотонности и многословии, недостойных такого самобытного мыслителя и автора, каким был Павел. Но эти особенности свойственны тому простому, узнаваемому, можно сказать, небрежному стилю, который является отрицательной стороной личной переписки, но одновременно и придает ей неповторимое очарование. Более того, стиль всякого великого писателя в той или иной мере меняется на протяжении жизни и в зависимости от обстоятельств и настроения. Если бы кому–то удалось доказать, что богословие этих посланий противоречит учению признанных работ апостола, такое возражение было бы более серьезным. Но это не так. Говорят, что в пастырских посланиях больший акцент делается на здравом учении и благих делах. Однако в Послании к галатам Павел самым серьезным образом осуждает любое отступление от истинного Евангелия (Гал. 1:8–9) и во всех своих посланиях говорит о святости как необходимом признаке веры; между тем спасение в пастырских посланиях (1 Тим. 1:9; Тит. 3:5) так же, как и в Послании к римлянам, ясно объясняется одной лишь Божьей благодатью. Мы не должны закрывать глаза на ряд трудных моментов, которые в силу наших недостаточных знаний о конкретной ситуации невозможно удовлетворительно объяснить, но следует признать, что основная масса фактов свидетельствует о подлинности этих посланий. Они согласуются с богословской системой Павла; они озарены светом его гения; в них присутствуют ценнейшие жемчужины богодухновенной истины и весьма здравые предостережения и советы, благодаря которым они до сего дня представляют большую ценность, нежели любое количество трудов по пасторскому богословию и церковному управлению. В них есть немало отрывков, которые с богословской или практической точки зрения сравнимы с лучшим из написанного Павлом и занимают прочное место в жизни и сердцах христиан. Да и можно ли придумать для такого героя веры более подходящий и более величественный и прекрасный конец жизни, чем последние слова его последнего послания, написанные на самом пороге мученической кончины: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». ПРИМЕЧАНИЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010