Пример милосердного самарянина: теория и практика Почему два других единоплеменника путника, служители истинной веры, по очевидности должные быть ему ближними, проходят мимо? Только ли дело в их предполагаемом равнодушии и бессердечии? Конечно, нет: они могли быть вполне порядочными служителями, не хуже многих современных. 27 ноября, 2011 Почему два других единоплеменника путника, служители истинной веры, по очевидности должные быть ему ближними, проходят мимо? Только ли дело в их предполагаемом равнодушии и бессердечии? Конечно, нет: они могли быть вполне порядочными служителями, не хуже многих современных. Притча о Милосердном самарянине одна из самых выразительных и трогательных. Здесь описана весьма жизненная ситуация. Город Иерихон был важным и последним перевалочным пунктом из Галилеи в Иерусалим, и все паломники, несомненно, проходили через него и оставались на ночлег, чтобы после достигнуть святого города. Расстояние от Иерусалима до Иерихона – примерно 30 км. «…Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…» (Лк., гл. 10, 31-34). Конечно, можно упрекнуть священника или левита, прошедших мимо забитого до полусмерти путника, в обрядоверии или черствости… Но не все так просто выходит, если смотреть на эту дорогу в непосредственной близости. Только лишь в начале пути от Иерусалима в Иерихон или обратно можно найти хоть какую-то тень, укрывшись под оливковыми деревьями или пальмами. Большая же часть дороги представляет такой вот суровый пустынный пейзаж. Фото: свящ. Филипп Парфенов Быть избитым и ограбленным где-то посреди этой дороги, оставшись под палящим солнцем и без всяких источников воды – заведомо быть обреченным на мучительную смерть!

http://pravmir.ru/primer-miloserdnogo-sa...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Как определить, где есть «совет нечестивых», не нарушая заповедь «не суди»? Благословите, батюшка! В первом псалме Давида сказано: " Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе... " , но как определить для себя, что вот тот совет есть совет нечестивых, а там губители сидят, а тот человек вообще не достоин чтобы с ним за один стол сесть? Как определить, чтобы при этом не нарушить заповедь " не суди! " ? Где грань между Заповедью и дозволенными выводами о человеке? Ответьте пожалуйста и если можно приведите пример. Спаси, Господи! Анастасия. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Анастасия! Обычно при словах Христа «не судите» очень часто забывают важное продолжение их: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). То есть – не всякий суд, не всякая оценка недозволена, а только неправедная, несправедливая. Без оценок вообще в нашей жизни обойтись невозможно. Тот же Иисус ведь говорил, например: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7, 24). Следовательно, в данном случае мы стараемся применять к другим так называемое «золотое правило» Библии: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Мы все грешники, все можем ошибаться, поэтому если не любим скорых и поспешных выводов о нас самих и о наших недостатках, не стоит то же делать в отношении окружающих нас людей. С другой стороны, в этой же 7-й главе от Матфея в Нагорной проповеди мы читаем: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/kak-opred...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему в книге Деяний говорится: «уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни»? Значит ли это, что кто-то предустановлен ко спасению, а кто-то изначально обречен на гибель? Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, смысл фразы из 13-й главы Деяний Апостолов: " 48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни " . Что здесь означает " предустановлены к вечной жизни " ? Ведь Церковь и всё Евангелие учат, что Бог желает всем спастись, и человек, имея подлинную свободу, сам решает, спасаться ему, следуя заповедям Христа, или нет. А из той фразы следует, что кто-то предустановлен ко спасению, а кто-то нет, т.е. изначально обречен на гибель. Я вижу тут какое-то противоречие. Руслан. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Руслан! А таких противоречий довольно много в Писании. Их очень хорошо разбирает отец Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение истины». Вот, например, еще: «…Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 12-13). Это как: если Бог производит всё, включая сами человеческие желания, по Своему благоволению, тогда как человек может совершать свое спасение?… На самом же деле здесь таинственно сосуществуют оба процесса, и в православном богословии это называется синергией или синергизмом (то есть совместным действием). Действует Бог, но действует и человек, и Бог может что-то совершить в плане спасения не иначе, чем при участии человека. Но в то же время человек сам ничего не сможет сделать подлинно хорошего с точки зрения вечности, если ему не будет содействовать Бог. А в некоторых случаях апостол Павел вообще, чтобы присмирить оппонентов, доходит до полного отрицания свободы воли: 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. 14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. 15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-v...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему РПЦ не выступает против службы в армии? Скажите, почему РПЦ не выступает против службы в армии? Много раз слышал о том, что аборт-это убийство и рпц хочет, чтобы у врача был выбор совершать его или нет, даже если это необходимо по медицинским показателям. А вот если молодого человека государство призывает на войну, то церковь почему то не выступает за его право не брать в руки оружие и не становиться убийцей. Значит по мнению церкви жизнь не рождённого ребёнка дороже жизни взрослого человека пусть и сражающегося на другой стороне? Похоже на двойную мораль. Читал много статей(в том числе и на православных сайтах) о том, что отдать жизнь за родину это проявление любви к ближним, что только захватнические войны это грех, а Россия всегда только " оборонялась " и даже что русский солдат идёт на войну не убивать, а умирать. По моему все это просто ложь и попытка оправдать абсолютно земные не имеющие ничего общего с Богом амбиции власти. Складывается очень неприятное впечатление. Александр. Отвечает священник Филипп Парфенов: Скажите, дорогой Александр, а почему РПЦ должна выступать против службы в армии? Учитывая то, что в Новом Завете нигде нет подобных выступлений против. Иоанн Креститель, призывая израильтян к покаянию, что говорил воинам? Отнюдь не то, чтобы они немедленно оставили свое занятие, бросив оружие, но: « никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем » (Лк. 3: 14). Апостол Павел тем более писал к Римлянам: Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13: 3-4). Естественно, что не только РПЦ, но большинство других церквей во всем мире – Католическая и разные протестантские, за отдельными исключениями, никогда не выступали против службы в армии, основываясь на вполне трезвом понимании Писания.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-r...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему Христос, запрещая нам называть друг друга «безумными», Сам называл так фарисеев? Как понять слова Иисуса? Он называл фарисеев безумными (Матфей 23:17,19), несмотря на то, что сам проповедовал: «кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный» - подлежит геенне огненной» (Матфей 5,22). Получается противоречие. Или получается Ему можно, а нам нельзя? Ведь своим поведением Он подавал пример людям. Растолкуйте. Анна. Отвечает священник Филипп Парфенов: Дорогая Анна, Получается в самом деле именно так: «Ему можно, а нам нельзя». Вернее, нам можно, но не всегда. Христиане любой церкви исповедуют Христа как безгрешного, в Котором «обитает вся полнота божества телесно» (Кол. 2, 9). Соответственно, только Ему были до конца ведомы человеческие сердца и их состояние; только Он мог обличить по существу, не празднословя, и только Его гнев был всегда праведным, бесстрастным. Наш же гнев чаще всего рискует быть страстным и разрушительным и для самих себя, и для других. Вот еще комментарий на эту тему свят. Иоанна Златоуста: “Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду”, — говорит Христос. Этими словами Он не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен; во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Посмотри, например, сколько добра произвел гнев Павла против коринфян. Он избавил их от великого вреда. Равным образом, посредством гнева же обратил он и отпадший народ галатийский, и многих других. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя, что запрещает и апостол Павел, говоря: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]” (Рим. 12:19); когда ссоримся из-за денег, чего тоже апостол не позволяет, говоря: “Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1 Кор. 6:7)? Как этот последний гнев излишен, так первый нужен и полезен. Но многие поступают наоборот. Они приходят в ярость, когда обижают их самих, но остаются холодны и малодушествуют, когда видят, как подвергается обиде другой. То и другое противно законам евангельским. Итак, не гнев собственно есть нарушение закона, но гнев неблаговременный, почему и пророк сказал: “Гневаясь, не согрешайте” (Пс. 4:5)

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-x...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Что Православие говорит о вознесении Церкви? Скажите, пожалуйста, что православие говорит о вознесении церкви. Знаю, что все протестанты уверены, что перед скорбными событиями (времена антихриста) все они (верующие во Христа) вознесутся на небо и не претерпят эти времена. Ссылаются на этот текст: Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы. Лк. 17, 34-37. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Наталья! Специально такой акцент не делается у православных. Только написанное у Луки относится не ко временам пришествия антихриста, а уже к самому пришествию Христа. Верующим во Христа скорби в этой земной жизни нельзя избежать. Её не избежали ближайшие ученики Христа, которым Он предрекал те же страдания, гонения и крест. Чем антихристовы времена, в таком случае, будут выгоднее для тех христиан, которые будут жить в то время? А вот что пишет по данному отрывку известный толкователь блаж. Феофилакт Болгарский (XI в. по Р.Х.): «…Пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что двое будут на одной постели, показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19, 23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен в сретение Господу (1 Сол. 4, 17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный. Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных. Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: где труп, там и орлы; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13, 43)».

http://pravmir.ru/vopros-otvet/chto-prav...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Являются ли катастрофы лишь случайностью? Здравствуйте! Нам известно, что Бог вездесущ, следовательно, Он (если мы обратимся к Нему за помощью) может предотвратить разрушительные природные катастрофы, которые обычно сопровождаются колоссальным количеством жертв... Я хотел бы спросить вас про Лиссабонское землетрясение. Как христианину относиться к подобной несправедливости и почему Господь попустил произойти такой страшной катастрофе в преимущественно христианской стране, да еще и в один из самых главных католических праздников? Позже подобная трагедия произошла в Мессине. Можно ли считать эти катастрофы лишь случайностью? Ярослав. Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Ярослав! На такие вопросы нет готовых и очевидных ответов. Случайности в нашем мире, конечно, существуют. Иногда они, впрочем, осознаются разными людьми в разных обстоятельствах как промыслительные события, и тогда перестают быть для них случайностями. Поэтому оценка явлений как случайных или неслучайных зависит прежде всего от личной веры человека, и даже от разных подходов у разных людей в рамках одного и того же вероисповедания! К полному согласию обычно тут не приходят. Если спрашивать мое собственное мнение, то я не считаю, что в подобных стихийных бедствиях напрямую участвует Бог. А вот почему Бог это попускает, ответов нет и не будет. В евангелии от Луки (гл. 13) приводится пример подобных массовых катастроф, но там вовсе не говорится ни об их причинах (случайны они или нет), ни о том, кто виноват. Там делается акцент на другом. 1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. 2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? 3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

http://pravmir.ru/vopros-otvet/yavlyayut...

протоиерей Михаил Браверман Благовещение и таинство Причащения По указанию Ангела Иосиф Обручник должен был дать Богомладенцу имя Иисус – «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» [ Мф. 1:21 ]. Человеческое имя Воплощенного Бога означает «Сущий спасает». Избавляет нас от грехов и вечной смерти Сам Господь Бог. И наше спасение – это возможность соединения с Богом, Который ради нас навсегда стал Человеком. В единении со Христом человек призван сделаться наследником Его вечного Бытия и Его победы над смертью ! Общение Бога и человека не есть только умозрительная, философская и нравственная категория – богообщение в Церкви является онтологической реальностью, оставаясь при этом абсолютной тайной. И прежде всего это явлено в Таинстве Причащения, где под видом хлеба и вина причащаемся мы Плоти и Крови – самой жизни Господа Иисуса Христа, две тысячи лет назад воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии. Таинство Причащения Господь установил в преддверии Своих крестных страданий, смерти и Воскресения. В Великий Четверг на Тайной вечере Господь взял в руки хлеб, благословил, освятил и преломил его, также освятил чашу вина и дал ученикам со словами, что этот хлеб и вино есть и до скончания века будут явлением Его Самого. Хлеб сей «есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов. Чаша же сия – есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» 13 . Хлеб и вино в Священном Писании – это еще и знаки, символы жизни и ее полноты. Господь называет Отца Небесного Виноградарем, о Себе говорит как о Виноградной лозе, о нас как о ветвях этой Лозы! И «как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы. если не будете во Мне» [ Ин. 15:4 ]. А о Пречистой Деве Марии Церковь возвещает, что Она есть «Лоза истинная, возрастившая нам Плод жизни» 14 . Господь, родившийся в Вифлееме (что в переводе означает «Дом хлеба»), называет Себя Хлебом, сходящим с небес и дающим жизнь миру. И если хлеб обыкновенный, земной, дает жизнь физическую, то Хлеб небесный дает человеку жизнь вечную. И так как Господь есть Хлеб, сходящий с Небес, то Дева Мария – Та, от Которой Небесный Хлеб вырос на земле. Одна из Богородичных икон именуется «Хлебной», а еще одна – «С’порительницей хлебов». Это название, данное образу преподобным Амвросием Оптинским , свидетельствует, что Дева Мария умножает хлеб земной – дары Божии, и от нее произрастает Хлеб Жизни – Господь Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Михаил Браверман Грехопадение и новая Ева. Рождество Девы Марии В Православной Церкви нет мариологии (учения о Богородице) как самостоятельной дисциплины. Всё, что говорит о Ней Церковь , связано со всем церковным учением, и прежде всего – с учением о Господе Иисусе Христе, Боге, родившемся человеком. И даже тропарь в честь Рождества Девы Марии несет в себе христологический смысл: «рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть,дарова нам живот вечный». Бог не творил смерти – напротив, «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» [ Прем. 2:23 ], через богообщение человек был призван стать причастником вечной жизни, которой обладает Один Вечный Бог. Но, совершив грех, человек отпал от источника жизни – Своего Бога и Творца, и как следствие – пришла в мир смерть и ее предвестники, болезни и страдания. Весь мир исказился грехопадением человека и, таким образом, оказался под клятвой – то есть отделенным от Бога. «Проклята земля за тебя» [ Быт. 3:17 ] – так сказано было Адаму. «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили», – говорит апостол [ Рим 5:12 ]. Мы можем понимать эти слова как указание и на Адама, и на его грех (такую возможность дает нам и греческий текст): всё человечество было заключено в Адаме и от него рождается уже смертным, но и каждый наш грех – это уход от Бога и участие в грехе Адама – повторение его греха. И наше положение трагично еще и тем, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» [ Быт. 8:21 ]. И для того, чтобы спасти человека от вечной погибели – «упразднить клятву» и даровать нам «живот вечный», – приходит в мир Господь. И у нас есть надежда: если до Воплощения благодать была для человека внешней, то после того как Бог почтил человеческую природу в Рождестве, прославил ее Воскресением, а в день Вознесения взошел на небо, человек получил удивительную возможность стать причастником Божией благодати. Это дарует нам Господь Иисус Христос в Самом Себе – в Своей Церкви и ее Таинствах. Как чада ветхого Адама, мы приходим в мир уже склонными ко греху и смертными – но, рождаясь от Господа в Таинстве Крещения и сочетаясь с Ним в молитве и других Таинствах Церкви, мы становимся наследниками Его вечной жизни и Его победы над грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Михаил Браверман Зачатие Пресвятой Богородицы Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог. Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна. Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [ Быт. 12:3 ]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [ Лк. 1:6–7 ]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой. И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного. Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [ Гал. 3:16 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010