С вятитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий–Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского. В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию — Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык. 16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт–Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии. В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных -675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Таких ошибок было сделано немало и той и другой стороной, прежде чем было найдено правильное догматическое понимание 861 ». Глава 9. Верный Богу и царю равноапостольный Макарий 862 Тех ревнителей веры христианской, которые, подобно святым Апостолам, посвятили свою жизнь насаждению и утверждению правой и спасительной веры посреди нехристей, Святая Церковь именует равноапостольными. Таков был и митрополит Московский Макарий (Невский) , многими трудами приведший ко Христу несколько народностей Алтая. Великий духоносный Старец был избран Богом для апостольского подвига не только в среде диких язычников. Промысл Божий поставил «Апостола Алтая» на столичную кафедру, чтобы «живой русский святой» в сане митрополита проповедовал объязычевшейся столице спасительную верность и Богу, и Его Царю. Происхождение Святителя Митрополит Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, а по прозвищу, данному ему в семинарии, Невский, родился первого октября 1835 года в селе Шанкине Ковровского уезда Владимирской губернии, где отец его, Андрей Иванович, был пономарём в храме Рождества Богородицы. В семье Миша был шестым ребёнком. Когда ему было семь лет, сгорел дом и всё, что в нём было. Крайняя нищета вынудила родителей оставить родные места и отправиться в далёкую Сибирь. – Там будет легче, – утешал Мишин отец скорбящую супругу. В Тобольске Андрей Иванович получил благословение направиться на приход в Томскую епархию, где он и подвизался до своей кончины. О начале духовного пути Михаил поступил в Тобольскую семинарию, в которой окончил обучение в 1854 году. Будучи лучшим учеником духовной школы, он мог поступить в Академию, но отказался от представившейся ему возможности. Избрал путь проповедника. – Ещё на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня, – свидетельствовал он сам при наречении его в епископа. Сердце Михаила устремилось к неведомому и далёкому Алтаю, где он желал служить простым людям. Отец и мать благословили его на подвиг миссионерства, и поэтому, как он вспоминал, обретён был мир душе, томившейся исканием пути.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Деяние 5-е 19 августа (1 сентября) 1917 г. Присутствовало 443 члена Собора. Председатель: архиепископ Новгородский Арсений (См.: Там же. С. 72–74). «αξιος» (греч.) – достоин. Возглас при хиротонии во дьякона, иерея и архиерея. Этим возгласом клир и народ выражают свое согласие с поставлением нового служителя Церкви. – Примечание. 206 Пресвитериане – последователи одного из протестантских религиозных исповеданий в Англии и Америке, отвергающего епископат и признающего лишь сан священника (пресвитера). 208 Неуравновешенное поведение В. Н. Львова говорило о наличии у него нервного (а по мнению некоторых современников и психического) заболевания, что вынуждало его периодически лечиться в нервно-психиатрических клиниках. – Примечание. 209 Речь идет о бывшем митрополите Московском Макарии (Невском) , который 20 марта 1917 г. против его воли был уволен на покой с пребыванием в Николо-Угрешском монастыре. На Московскую кафедру свободным голосованием клира и мирян Московской епархии был избран архиепископ Виленский Тихон. Митрополит Макарий был не согласен с этим решением. В протоколах заседаний Епископского Совещания от 20 сентября 1917 г. этот факт не упоминается. Но в протоколе Совещания от 8 октября 1917 г. говорится: «Ст. 1. Слушали: Докладную записку Высокопреосвященного Макария, митрополита б[ывшего] Московского, с указанием церковных законоположений и обычаев, нарушенных при увольнении его и некоторых других иерархов на покой и при назначении вместо них новых лиц, с просьбой о восстановлении всех их в чести и должностях». Совещание постановило: «документ передать в Судную Комиссию» (ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 192. Л. 5. Более подробно об этом: Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминия. М.: ПСТБИ, 1995. С. 246; Современники о Патриархе Тихоне/Сост. М. Е. Губонин. Т. 2. М.: ПСТГУ, 2007. С. 196–206). Макарий (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич; 1835–1926), митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский. Родился в семье пономаря. В 1854 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, в которой получил фамилию Невский. Поступил в состав Алтайской духовной миссии. В 1861 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1861–1864 гг. трудился над устроением Чулышмановского монастыря, с 1864 г. – наместник монастыря, работал над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг. С 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии, архимандрит. В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С 1891 г. епископ Томский и Барнаульский. В 1906 г. возведен в сан архиепископа. С 1912 г. митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1920 г. во внимание к великим 50-летним миссионерским трудам на Алтае отмечен Патриархом Тихоном пожизненным почетным титулом «митрополита Алтайского». Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Молись, борись, спасайся! Предисловие Митрополит Макарий (Невский) был, несомненно, одним из самых выдающихся иерархов Русской Православнон Церкви. Ему довелось возглавлять Московскую кафедру в трагическое время нашей истории — с 1912 по 1917 год. До того он был архыеписком Томским, еще прежде — епископом Бийским, а вообще церковное служение Михаила Андреевича Парвицкого, как звали его в миру (Невский — прозвище, данное семинаристами) началось в 1855 году, когда после окончания семинарии молодой человек отправился рядовым сотрудником в Алтайскую духовную миссию. Пламенный миссионер, блестящий проповедник, энергичный строитель, владыка Макарий удивительнейшим образом сочетал с этими дарованиями общественного служения сердечную кротость. В страшное предреволюционное время, когда либеральная печать, сбросив маску радетеля за свободу совести и права человека, открыто ополчиласъ против Церкви, митрополит Макарий был обвинен в... благословении еврейских погромов. Владыка, по своей чистоте и невинности, покоже, не мог даже представить себе степень бесчестности нравов: он стал объяснять, что это неправда, — прессе только того и надо было. Она подняла шум, и с помощью безбожной власти авторитетнейший иерарх был отправлен в отставку. Его лишили права проживания в Троице-Сергиевой Лавре, саященноархимандритом которой он являлся, лишил денежного пособия и сослали в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, где, изнуренный страданиями и болезнями, он в 1926 году и скончался. И во времена своего архипастырского служения, и в годы изгнания, несмотря на занятость, несмотря на болезни, святитель Макарий не оставлял своих духовных детей: терпеливо и кротко он принимал все их боли, беды и скорби. Собранные здесь письма — это ответы владыки духовной дочери, некоей Матроне. Она была сестрой милосердия, служила в госпиталях и общалась со своим духовным отцом чаще всего посредством переписки. Похоже, Матрона понимала, что значимость писем святителя Макария выходит за пределы частного интереса, и позаботилась о том, чтобы после ее смерти они оказались в надежных и бережных руках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3600...

Митрополит Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, а по семинарскому прозвищу Невский, родился 1 октября 1835 года в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии, где отец его Андрей Иванович был дьячком. Невесело встретила мать рождение сына Михаила: нужда доводила ее до слез. «Не на радость будет нам это дитя, – в скорби говорила она своему мужу. – Семья большая, он шестой. Что-то будет с ним?» Супруг утешал ее словами: «Подожди горевать, подрастет – так уедем в Сибирь». Да, в труде и заботе протекала жизнь родителей Михаила. После пожара, истребившего их жилище, пришлось им поселиться в бане, построенной «по-черному». Владыка Макарий во время посещения своей родины 7–9 сентября 1913 года, осматривая эту еще сохранившуюся баньку, невольно представил себе тот дым, который в детстве ел ему глаза. Посмотрел он на двор, обнесенный оградой, где рос клевер, и вспомнил, как, будучи ребенком, набивал себе от голода рот «кашкой» – цветами, а проезжая мимо шоссейной дороги, так называемой Владимирки, встрепенулся, будто что-то родное, дорогое пронеслось в его мыслях. «Вот этой самой дорожкой ради семьи хаживала моя матушка с котомкой в Москву», – проговорил Архипастырь и перекрестился. Действительно, добрая и благочестивая родительница будущего великого миссионера с большим трудом добывала детям пропитание. Помогал ей родной брат, московский протоиерей отец Иоанн Рождественский, которого Владыка весьма чтил. Однажды он даже бросился в объятия к незнакомому пожилому священнику, нашедши в нем сходство с любимым дядей. Когда Михаил подрос, заветная мечта отца его осуществилась: [в 1843 году] собрав детей и жалкое имущество, отправился он в дорогу. Путь был настолько тягостен, что дети питались по очереди. Андрей Иванович только и ждал, как доберется до Тобольска, но и тут ему не повезло; написал скорбное прошение архиепископу Владимиру о своем безвыходном положении, о крайней нищете, просил дьяконского места, но не получил и умер дьячком 1 . Мытарства Парвицкого закончились при архиепископе Георгии, переведшем его по просьбе упомянутого протоиерея Рождественского в Тобольскую епархию. Прослужив там неделю, он окончательно устроился в селе Верх-Ануйском Томской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Макарий Московский, Алтайский, свт. - житие Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года на празднование Покрова Божией Матери, в сел Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского. В 1854 году он закончил Семинарию (здесь ему дали фамилию - Невский), и, согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия, поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий Святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык. 16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта — в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение. Сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской Миссии. В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности Владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных —675 душ), число приходских храмов — до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.

http://pravicon.com/info-2831

С. Девятова Скачать epub pdf Святитель Макарий, апостол Алтая (1835–1926) Митрополит Московский и Коломенский Макарий  (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский) родился 1 октября 1835 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 г. в с. Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Ивановича Парвицкого. Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии.)  Ребенок был очень слаб,  поэтому его сразу же крестили и в крестильной рубашке положили под святые иконы. И свершилось чудо – младенец выжил. С детства мать приучила сына к молитве. Михаил унаследовал от матери нежность сердца и любовь к молитве. Епископ Арсений (Жадановский) (Священномученик) писал: «Родители Михаила, при всей своей нищете материальной, были богаты благочестием. В строгости христианской воспитывали они детей. Родительская молитва... укрепляла и защищала их».   С первых лет жизни Михаил был связан с храмом. Позже, когда он в сане митрополита в сентябре 1913 года посетил родное село, перед ним «как живые встали картины его раннего детства». В бедной благочестивой семье Михаил научился с христианским терпением переносить жизненные лишения. В 1843 году семья переселилась в Тобольск. В  Тобольске у Михаила родилось горячее желание поехать миссионером на Алтай. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Михаил поступил в Тобольскую духовную Семинарию. К этому времени отец с семьей переехал в с. Верх-Ануйское Томской епархии. Отрок остался один. Тоска по любимой матери сильно повлияла на его характер. У него появилась тяга к уединению. Он много читал Священное Писание , творения святителя Тихона Задонского и прп. Ефрема Сирина , житие преп. Серафима Саровского . Кроме семинарии и храма Михаил нигде не бывал.  В 1854 году Михаил окончил духовную Семинарию вторым по разрядному списку, и хотя мог бы продолжить обучение в Академии, отправился в Алтайскую Миссию. В 1855 году он был принят в Алтайскую Миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника... Первое время он служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места. Первые годы Михаил посвятил изучению трудного языка алтайцев, он горячо молился Матери Божией, просил помощи и вскоре чудесным образом овладел новым языком. Молодой проповедник все свое время проводил в далеких проповедуя истинную веру. – поселок кочевого или полукочевого типа)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причиной этому были обстоятельства времени, неосведомленность многих о кончине Святителя и отчасти весенняя оттепель. Но мы склонны видеть тут нечто другое: очевидно, Господь всю славу для митрополита Макария отложил до будущего, на Небеса, куда он взойдет уже во всей чести апостольского своего звания и где станет наряду с учениками Христовыми, в земной жизни которых, прежде всего, должны исполняться слова Спасителя: «...раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» ( Ин.13:16 ); «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его...» ( Мф.10:24–25 ). Христос был погребен немногими, но зато нежно любившими Его учениками. И гроб митрополита Макария окружали лишь верные ему духовные дети, глубоко ценившие его жизнь и труды. Митрополит Макарий на смертном одре Похоронили нашего Владыку в ограде местной Котельнической церкви 42 . При опускании тела в могилу произошло некоторое случайное обстоятельство, невольно обратившее на себя внимание. Гроб нужно было запереть ключом на замок, который перед этим проверяли и нашли в исправности, а тут он как бы отказался служить и, сколько ни вертели, не запирался. Пришлось опустить гроб в могилу незапертым. Некоторые из присутствующих по этому поводу громко заявили: «Как и подобает Владыке Макарию быть не спрятанным, ибо дело о нем на земле еще не окончено» 43 . 1 Вероятно, ошибка: Андрей Иванович Парвицкий просил места дьячка, более почетного, чем пономарское; к церкви села Верх-Ануйского он был переведен пономарем. 2 Благовещенский Чулышманский миссионерский мужской монастырь, в шести верстах от Чулышманского стана Алтайской Духовной Миссии, был учрежден в 1879 году. 3 Вероятно, Владыка Арсений «суммировал» сроки пребывания будущего митрополита Макария в Чулышманском монастыре. Поступив на службу в Алтайскую Духовную Миссию, Михаил Андреевич Невский в 1855–1857 годах служит псаломщиком в Улалинской церкви и учителем церковного пения в Улалинском училище, с 1857 года он рясофорный послушник проектируемой в Чулышмане обители. После пострига и иерейской хиротонии в марте 1861 года иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан, затем вновь в Чулышман (для устройства монастыря и на дело проповеди), в Улалу и в Чопош. В 1864–1866 годах он занят печатанием богослужебных книг на алтайском языке в Петербурге, с июня 1868 года по декабрь 1869 года работает в Казани над грамматикой алтайского языка, затем служит в Улале и Чопоше; в 1875 году он назначается помощником начальника Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

109. Н.А. Семенов. Афон гора святая. – М.: «Безбожник», 1928. 110. И. Половнев. Страна Псху. Очерки. – Сухум. Абгосиздат. 1931. 111. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. – М.-Рига, 1995. 112. Переписка Николая и Александры Романовых. 1914–1915 гг., т. 3. – М.-Пг., 1925. 113. Старец Силуан. – М. 1994. 114. Священник Александр Чесноков. Глинская пустынь и её старцы. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. (Указано Евгением Лукьяновым). 115. Архив русской революции, издаваемый И.В. Гессеном. XII. – Берлин, 1923; М. 1991. 116. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский , Апостол Алтайский (Парвицкий«Невский»). 1835–1926. Автор-составитель Татьяна Гроян. – М. 1996. 117. Летопись Скита Оптиной пустыни. Избранные страницы. 1845–1882. По плану монаха Варсонофия (Плиханкова) . Публикация и комментарии Р.В. Багдасарова.//Православие и русская народная культура. Научный сборник (выпуск 1). М, 1994. (Указано Евгением Лукьяновым.) 118. Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). Составитель Г.П. Чинякова. – М. 1996. 119. Поместный Собор. – Симбирск, 1923. 120. «Вменихомся яко овцы заколения» ( Пс. 43:23 ). – «Православная Абхазия». 1996, май. стр. 4–5. 121. ЖМП. 1947. 122. Карманный словарь атеиста. – М. 1983, стр. 104–105. (Указано С. Антоненко.) 123. Русский Пастырь. Сан Франциско. – 1992, 124. В. Капитанчук. Имяславие. – «Царь-Колокол». 1990. 125. А.В. Гулыга. Диалектика жизни. – «Родина». 1989. 126. «Начала». 1995. Имяславие, вып. 1. 127. А.А. Дмитриевский . Афон и его новое политическое международное положение. СПб. 1913. 128. Константин К. Папулидис. Русское имяславие на Святой Горе. Фессалоники. 1977 (на греческом языке, предоставлено С.С. Демидовым). 129. Журнал «Наставления и утешения св. веры христианской». Издание Русского Св.-Андреевского Общежительного Скита на Афоне. Одесса. 130. Истинно-православные в Воронежской епархии. Публикация М.В. Шкаровского//Минувшее-19. М.-СПб., 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

305        По воспоминаниям владыки Нестора, записанным его духовными детьми, кронштадтский пастырь «передал о. Нестору неполную бутылочку хереса, сказав при этом, что о. Иоанн велел ему передать, что он сам выпил половину этого, а ему надлежит испить вторую половину. Впоследствии на Камчатке в тяжёлые минуты болезни одна капля этого хереса являлась для о. Нестора лучшим лекарством» (Митрополит Нестор, Камчатский миссионер//Надежда. Христианское чтение. Вып. 7. Франкфурт-на-Майне, 1982. С. 5 3 –5 4 ). – С.Ф. 306        Епископ Благовещенский и Приамурский Владимир (Благоразумов, 3.4.1845–1914) – сын диакона Пензенской епархии. После окончания Пензенской Духовной Семинарии рукоположен во иерея и назначен священником в уездный город Городище (1866). После смерти супруги поступил в Казанскую Духовную Академию (1878). Принял монашество (1888), назначен преподавателем в Волынскую Духовную Семинарию. Редактировал «Почаевский листок». Преподавал Священное Писание в Кишинёвской Духовной Семинарии (1891). Возведён в сан архимандрита (1897). Старший цензор Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета. Хиротонисан во епископа Сарапульского, первого викария Вятской епархии (4.2.1901). Епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии (5.4.1902); Благовещенский и Приамурский (3.11.1906). На покое (25.5.1909). Магистр богословия, автор научных трудов. 307        По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона – 237266 кв. вёрст (или 472300 кв. км). 308        Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов, 26.8.1797–31.3.1879), митрополит Московский и Коломенский. Прославлен Русской Православной Церковью 23.9.1977. (подробнее см. комм. 356 – ред.) 310        Апапель – это открытое, по их понятию и верованиям, капище, холм, где пребывает злой дух, держащий в тисках своего влияния язычников. На этом холме могут лежать жертвы в виде оленьих рогов, мяса, табака, убитых ездовых собак, умилостивляя злого духа. 313        Святитель Макарий (Парвицкий-Невский, 1.10.1835–16.2/2.3.1926), митрополит Московский и Коломенский – старец-митрополит, выдающийся миссионер, просветитель алтайского народа (его называли «Сибирским столпом Православия», «Апостолом Алтая»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010