I. Древние и другие примечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре 1 В 1-й книге Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских, 1874 г. (отд. V, стр. 173 – 233), помещены «Списки настоятелей московского Высокопетровского монастыря с 1379 года», и еще статья с заглавием: «Надгробные памятники того же монастыря», в которой изложены уцелевшие на них надписи. В Петровском монастыре, кроме надгробных, есть много других древних надписей: на крестах, церковных сосудах, иконах, книгах и т. д. Они приведены сполна в предлагаемом сочинении. Из описанных в нем церковных и ризничных вещей, замечательных сами по себе, или только по имеющимся на них надписям, почти все сохранились до настоящего времени, а об остальных, не существующих ныне вещах, потребные сведения заимствованы из старых монастырских описей. Таковы: 1) опись, составленная по указу Петра I от 27 Февраля 1699 г., хранимая в Архиве Министерства Юстиции, 2) «Книга описная, вновь учиненная» в декабре 1774 года. К числу достопримечательных вещей Высокопетровского монастыря принадлежат: Евангелия Евангелие, печатаное в Москве 1628 г., на простой бумаге в десть, обложено объярью лимонного цвета с серебряными травами. На верхней дске в середине чеканный образ Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по углам Евангелисты; на обратной дске средник и наугольники с репьями (листками, цветами), резными по серебру. По листам сделана полууставом надпись: «Лта 7142 (1634), генваря 12 дня, въ царствующемъ граде Москве, въ храмъ Покрова Пресвятыя Богородицы 2 далъ книгу, глаголемую напрестольное, печать московская, Москвитинъ Исай Савельевъ сынъ Тележниковъ, по своей душе и по родителехъ своихъ. И сию книгу изъ церкви никому не вынести, ни продать, ни заложить ни попомъ, ни ни какова чина человку. А кто вынесетъ, тово судить Гь (Господь) на ономъ будущемъ суду». По другим листам этой же книги встречается другая чья-то надпись: «Лта 7142 (1634), февраля 2 дн, въ царствующемъ граде Москве, въ Беломъ городе, за Неглиною (ркою), на Петровке, въ Петровской монастыр(ской) 3 древяной храмъ, теплой».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

I О Христе мы знаем от тех, кто был живым свидетелем Его жизни, – от Его Апостолов. Апостольская Церковь жила их свидетельством; оно хранилось, затем, всеми поколениями христиан и было закреплено в тысячах памятников церковной жизни. Но главнейшим памятником апостольского предания остался на все времена Новый Завет ... Если мы принимаем Новый Завет, мы знаем, Кто Христос и как Он жил на земле. Если мы отвергаем его, мы отвергаем Христа или становимся перед загадкой Человека, который жил так, как если бы Он был Богом. Христос Нового Завета и церковного предания есть истинный Бог и истинный Человек – Сын Божий, ставший человеком. Другого Христа не было, и нет. Или Христос есть Бог, и Новый Завет истинен, или Христос ошибался, ложно веруя в Свое Божество и в Царство Божие, будто бы принесенное Им в мир для спасения людей, и тогда Новый Завет – безумная книга... Иные ученые и поэты выдумывают «своего» Христа, взяв некоторые факты и мысли из Евангелий. Но кому нужны выдумки? Люди нуждаются в истине. Каждый, даже неверующий, должен прочесть Новый Завет , но, прочтя его, мы стоим перед необходимостью выбора: принять или отвергнуть Христа. И от этого выбора зависит вся наша жизнь; лучше сказать, зависит, иметь ли нам истинную и вечную жизнь или идти путем бесконечного умирания в заблуждении и зле. Верующие знают Христа не только из новозаветных книг, потому что Христос живет не на страницах книги: Он в каждом из нас и в мире, как наш Бог и Сочеловек-Спаситель. Мы сотворены по Его образу и живем Им, когда живем в добре, хотя бы мы и не сознавали этого. Кто сознательно следует Христу, тот знает Его сам, ибо живет Им и Его силой и светом. Содержание Нового Завета и церковного предания бесконечно богато. В настоящей статье мы бы хотели привлечь внимание к самому существенному, что в нем сказано о Христе, надеясь, что читатель уже знает Новый Завет или хочет прочесть его. Мы избегаем ссылок и цитат только из-за недостатка места. II Христос родился в убогом домике в Вифлееме, небольшом городе маленькой Иудеи, в бедной рабочей семье, хотя и происходившей некогда из царского рода. Вместе с тем, Евангелие рассказывает, что безвестный Младенец, повитый в яслях, был «с нами Бог» ( Ис.7:14 ) 1 и родился от Девы, осененной силой Духа Божия; Ангелы и знамения возвестили о Его Рождестве... Христос вырос в семье деревенского плотника и Сам стал плотником; Он жил со Своей матерью среди родных своим трудом. Он «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ). Однако несколько человек уже знало о том, что Он не простой человек. В двенадцать лет Он называл храм «принадлежащим Отцу Своему» ( Лк.2:49 ) и поражал Своей мудростью ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

XX век стал для Русской Церкви серьезным испытанием. Не только было нарушено соборное начало, но и само существование Церкви как института в русском обществе оказалось под большим вопросом. Именно поэтому сегодня, спустя целое столетие, для нас является актуальным и важным тот соборный труд, который стал не только залогом сохранения, но и прочным фундаментом для дальнейшего развития свободной церковной жизни на Руси. Для того чтобы понять тот контекст, в котором соборные решения вырабатывались и принимались, в настоящее время проводится большая работа по научному изданию документов Собора. Это наследие нам еще предстоит осмыслить и актуализировать в современной церковной жизни. Можно сказать, что соборные деяния — это завет новомучеников и исповедников о сохранении и непрерывности соборности в нашей Церкви. Для Новоспасского монастыря этот проект — и честь, и почетная обязанность, и большая ответственность. Думаю, что это издание будет своего рода памятником Собору. Говорить о сроках завершения проекта, конечно, еще рано. Мы ориентируемся на 2020 год как на время завершения работы над основными томами и документами. Понятно, что в любом случае следует стремиться к какой-то конкретной цели. Для нас такая цель — опубликовать как можно больше документов, естественно сопроводив их необходимыми научными комментариями. Как известно, каждый наш том открывает статья ответственного редактора, где он особо обращает внимание читателей к тем или иным публикуемым документам. Сейчас запланировано выпустить 36 томов, хотя ранее мы остановились на цифре 25. Увеличение количества томов связано с тщательным изучением состава соборного архива и каждого из семи сотен дел, его составляющих. Конечно, это очень тяжелый труд, но тем не менее очень нужный. Уже сейчас мы приступили к постоянной популяризации соборного наследия, выработали новый книжный формат для массового представления соборных дискуссий по разным темам (первая книга — «Священный Собор 1917-1918 гг. о браке и разводе» — скоро будет выпущена и представлена широкому кругу читателей). Затем предстоит издавать творческое наследие членов Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5020571...

   Глава ваша осталась свободной от нечестивого и беззаконного покрова, которым покрывались там пленные главы приносивших жертвы; чистое чело с знамением Божиим не могло носить диавольского венца — оно сохранило себя для венца Господня. О, с каким восторгом Мать-Церковь принимает в свои объятия вас, возвращающихся с битвы! С каким блаженством и с какой радостью она отворяет свои врата, чтобы соединенными отрядами вошли вы, неся памятники победы над поверженным врагом! С торжествующими мужами приходят и жены, в образе с миром победившие даже свой пол; приходят и девы с сугубой славой своей воинственности, и отроки, доблестями своими превышающие свои лета. За вашей славой следует и остальное множество «устоявших»; с весьма близкими к вашим и почти с одинаковыми достохвальными отличиями и они идут по стопам вашим; и в них — та же искренность сердца, та же целость непоколебимой веры. Утвержденные на незыблемых основаниях заповедей небесных и укрепленные евангельскими преданиями, они не убоялись ни предписанных ссылок, ни определенных им мучений: ни потери имущества, ни истязаний тела. Для испытания веры назначались сроки; но кто помнит, что он отрекся от мира, тот не знает никакого мирского срока: не помышляет уже о временах земных тот, кто ожидает вечности от Бога. Никто, возлюбленнейшие братья, никто да не уменьшает этой славы; никто злостной клеветой да не умаляет неповрежденной твердости «устоявших». Когда миновал срок, назначенный для отречения от веры, то, кто не отрекся в срок, — тем самым исповедал, что он христианин. Попасть в руки язычников и там исповедать Господа — это первое победное отличие; осторожно скрыться, чтобы чрез это сохранить себя для Господа — это вторая ступень к славе. Там исповедание всенародное; здесь — тайное. Тот побеждает судью мирского; а этот, довольствуясь своим судьей Богом, сохраняет совесть свою чистой в непорочности сердца. Там виднее мужество; здесь покойнее само беспокойство. Тот за приближением своего часа найден уже созревшим; а этому, быть может, только отсрочено: оставивши наследственное достояние, он скрылся для того, что не желал отречься, и он, конечно, исповедал бы Христа, если бы был схвачен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3495...

А. Кордочкин Сщмч. Евлогий Кордубский. Памятная книга святых В 850–859 гг. в Кордубе пострадало 48 мучеников. Почти все они сами сделали первый шаг навстречу гонителям и собственной казни. О причинах этого явления было написано немало за последние десятилетия. 918 Описываемые Евлогием события были ответом на ассимиляцию христиан в мусульманском обществе, которое в первой половине IX в. стало заметным. Драма жизни Евлогия заключалась в сопротивлении не только мусульманскому, но и «умеренному» христианскому обществу. С точки зрения многих современников Евлогия, мученики, страдание которых он описывает, не святые, а провокаторы, которые обрушивают и без того хрупкий баланс христиан в мусульманской Кордубе и ставят других христиан под удар. Евлогий является автором и других трудов, которые ждут своего перевода на русский язык. 919 Его почитание в Кордубе началось сразу после мученической кончины. Его друг Павел Альвар посвятил ему молитвенные песнопения, называя его святым, 920 а через некоторое время после погребения Евлогия его мощи внутри храма перенесли на особое место для почитания. 921 В 883 г. эмир Мухаммед I по просьбе короля Альфонсо III разрешил выдать христианам мощи Евлогия и Леокриции, и пресвитер Дулькидий перенес их в Овьедо, где 9 января 884 г. их положили в крипту храма св. Леокадии, а в 1305 г. мощи перенесли в Святую часовню (Camara Santa), где им можно поклониться и сейчас. 922 Послание Евлогия Альвару Кордубскому Любезнейшему в Господе Иисусе Христе брату моему Альвару – Евлогий. Когда-то, брат мой, домашнее спокойствие упрочилось и заботы близких кончились, все мне больше благоприятствовало. Но внезапно всех взволновало мученичество блаженного Исаака, и весь город изумился необычности такового дела, начали все – как клирики, так и миряне, – усердно почитать совершившееся и возносить величайшими хвалами стойкость столь удивительного исповедника. Объединяющий божественный пыл многих воспламенил и побудил толпы верных сойтись на площади и, исповедав веру, проклясть врага Церкви, но тотчас все, устрашенные гневом беснующегося тирана, по неслыханной своей слабости изменили суждения и ушли, бранясь, и объявили вдохновителями великого преступления и тех, кто это сделал, и тех, кто им споспешествовал. Лишь очень немногие, как ты сам знаешь, отделились от кощунства таковых и из почтения к святым не изменили своего первоначального суждения. По этой причине я постарался приступить к своему труду и с Божьей помощью создать небольшую книгу про заключение мужей под стражу, чтобы принести будущим поколениям свое свидетельство и получить от них либо бесчестье за ложь, либо хвалу и славу, потому что мы за оправдание мучеников все же надеемся получить от Господа награду как защитник справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аннотация Продолжение публикации перевода христологического трактата святителя Кирилла Александрийского . Представлен первый отдел его основной части, содержащей комментарий к избранным местам Нового Завета. В предисловии дается обзор содержания основной части трактата. В примечаниях к переводу отражены особенности библейских цитат у святителя, указываются цитируемые в позднейших письменных памятниках места, отмечаются некоторые стороны богословского учения свт. Кирилла. В предыдущем номере «Богословского вестника» была начата публикация крупного полемического сочинения свт. Кирилла Александрийского – книги «О правой вере к царевнам» 1 , входящей в цикл трактатов-посланий «О правой вере». Был предложен перевод и анализ ее вступительной части 2 . Теперь мы переходим к основной части книги, представляющей собой подборку цитат из Нового Завета с краткими толкованиями. Она открывается перечнем вопросов, рассматриваемых в последующих главах (гл. 21), но данные здесь названия отделов и их порядок не соответствуют в точности дальнейшему содержанию; это не «оглавление» в строгом смысле, а, скорее, общий обзор тем. Отделы в той последовательности, как они представлены в самом тексте трактата, следующие: • О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, восходя в Его славу (гл. 22–132); • О том, что Христос – жизнь и животворящий (гл. 133–136); • О том, что один есть Сын и Господь Иисус Христос (гл. 137); • О том, что вера во Христа – как в Бога (гл. 138–144); • О том, что Он – жизнь (гл. 145–147); • О том, что Он – умилостивление через веру (гл. 148); • О том, что мы искуплены и получили примирение с Богом Кровию Его (гл. 149); • О том, что мы искуплены Кровию Христа (гл. 150); • О том, что смерть Христа спасительна для мира (гл. 151–161); • О том, что один Сын Божий и Господь Иисус Христос (гл. 162–179); • О том, что один Сын и Господь (гл. 180–193); • О том, что вера во Христа – как в Бога (гл. 194–215); • О том, что вера – во Христа (гл. 216–217). В каждом отделе избранные места Священного Писания располагаются в порядке библейских книг 3 , которые составляют подразделы, вводимые дополнительными заглавиями: «Из Послания к Римлянам», «Из Послания к Коринфянам» и т. д., а внутри этих подразделов – в последовательности глав той или иной новозаветной книги. Книга не имеет заключения (обычного в таких случаях славословия Святой Троице) и с окончанием последней главы текст просто обрывается как бы на полуслове. Подобранные библейские места сопровождаются лаконичными толкованиями, содержание которых строго догматическое и всецело подчинено задачам текущей полемики.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Архиепископ Варфоломей (Ремов) Скачать epub pdf Образование Заиконоспасское духовное училище Год окончания: 1902 Московская Духовная Семинария Год поступления: 1902 Год окончания: 1908, действительный студент Московская Духовная Академия Год поступления: 1908 Год окончания: 1912, кандидат богословия Окончил МДА со степенью кандидата (магистранта) богословия; избран Советом Академии на вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета; назначен и.д. доцента МДА. Рукоположение монах Варфоломей Дата рукоположения: 1911.06.10 Место: Владимирская губ., Смоленская Зосимовская пустынь Кто рукоположил: епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) иеродиакон Дата рукоположения: 1911.06.23 иеромонах Дата рукоположения: 1912.02.18 Служение, иеромонах Московская о., Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: и.д. доцента по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета, с 1916г. экстраординарный профессор Год начала: 1912 Год окончания: 1919 11 ноября 1913г. – удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Книга пророка Аввакума»; назначен доцентом МДА. Рукоположение архимандрит Дата рукоположения: 1919 Служение, архимандрит Московская о., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия Должность: экстраординарный профессор, проректор с 15.05.1920г. Год начала: 1919 Год окончания: 1921.05.15 Московская губ., г.Сергиев Посад, Покровский академический храм архимандрит Должность: настоятель Год начала: 1919 Год окончания: 1920 С 22 мая 1920г. сотрудник художественного подотдела отдела народного образования Московского Совета. Сотрудник церковного отдела по охране памятников искусства и старины МСР и КД, член Союза защиты Лавры Места проживания Москва, 1-я Мещанская ул., Докучаев пер., 17–4 Также проживал в Сергиевом Посаде Аресты Московская губ., г.Сергиев Посад Дата ареста: 1920.09.06 Обвинение при аресте: являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», «имевшего своей конечной целью превращение Лавры в национальный центр...» Обвинялся также в том, что в Неделю Крестопоклонную (перед вскрытием мощей прп.Сергия Радонежского) произнес проповедь , имевшую «своим результатом крайнее возбуждение темных масс, которые устремились к месту производства реставрационных работ в Лавре и принудили мастеров, под угрозой избиения, данные работы приостановить», а также в том, что являлся «активным членом «Союза защиты Троицкой Лавры», имевшего своей конечной целью превращения Лавры в национальный центр...» Осуждения

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий 19 марта 2012 г. 02:30 Почему состоялся " гений Ломоносова " ? 18 марта исполнилось 330 лет со дня хиротонии Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского.  О Холмогорах мы чаще вспоминаем в связи с именем Михаила Ломоносова, 300-летний юбилей которого не так давно отмечался в России. Выдающийся ученый и просветитель, он основал современный русский язык, написал краткую историю России, разработал концепцию и учебную программу первого российского университета. Но состоялся бы этот гений без самой яркой звезды в созвездии епархиальных архиереев петровского времени, Преосвященнейшего Афанасия, чья память сегодня незаслужено забыта? Именем Ломоносова названы десятки улиц в городах России, научные заведения, в том числе Московский и Северный Арктический университеты. О нем снято немало художественных фильмов. По стране установлены десятки его памятников. Захоронение в Санкт-Петербурге ухожено, находится под опекой государства. По архиепископу Афанасию – почти ничего. Отпечатанная до революции биография, опубликованная на сайте областной библиотеки, уже много лет тщетно ожидает переиздания. Книга, изданная покойным историком, ректором Поморского университета Владимиром Николаевичем Булатовым (1946-2007) в 2002 году, давно разошлась. Могила в запустелом Соборе, который построил Владыка, давно неизвестно кем раскопана, останки, возможно, уже и не найти. Улиц с его именем нет, и если и будут, то вспомнят ли жители города, что именно архиепископ Афанасий создал на колокольне в Холмогорах первую на Севере обсерваторию, построил Новодвинскую (тогда Петропавловскую) крепость, создал фармацевтический справочник в двух томах, сделал карту устья Двины, разработал три пути наступления на Швецию в Северной войне, создал косторезные, иконописные артели, артели каменщиков, переписчиков книг? Страна узнала о нем благодаря актеру Ивану Лапикову, сыгравшему Владыку в фильме «Россия молодая» (1981, студия им.М.Горького, реж.Ю.Герман). А затем снова, как говорится «в тень и пыль веков». Увы, не нашлось ни одного государственного руководителя, который послушал, почитал бы об архиепископе Афанасии, привел бы в порядок его труды, могилу – ради славы Русского Севера. И говорить о том, что это неправильно, несправедливо – банально. История вообще несправедлива…

http://e-vestnik.ru/science/pochemu_sost...

Б. Старая ризница Троицкого собора в Пскове Первоначальное построение Троицкого собора, по преданию, восходит к отдаленнейшим временам. Но в его настоящем виде он явился в 1699 году. Несмотря на неоднократные разрушения и пожары он, все-таки, сохранил много предметов церковной старины, относящихся к отдаленной древности и потому заслуживающих внимания, тем более, что до настоящего времени предметы эти, за немногими исключениями, не были изданы в точных снимках. Это особенно нужно сказать о старой ризнице Троицкого собора. Евангелие 1532 г. Троицкого собора Евангелие (табл. IV) в формате ип 8°, написано прекрасным полууставом первой половины XVI века. Оклад ажурный серебряный, с кабошонами. Характер ажурной орнаментики показывает, что его основные черты представляют собою эволюцию древней плетушки. Формы плетушки здесь синтезированы и по местам спутаны, – рисунок сбит. В середине изображение распятия И. Христа новое в западно-европейском стиле (табл. IV). Па первом листе: в чернильной рамочке, напоминающей план трехапсидного русского храма, находится запись: «лета 7040 написана бысть книга сия глаголемая Евангелие повелением раба Божия Елисея Борисова сеша на престол святым трем святителем да и Деисус поставил над престолом при игумени при Геронтеи церкви Божии на украшение, а себе на память и родо своему» (табл. IV). Очевидно, Евангелие это первоначально предназначено было для монастыря трех святителей вселенской церкви, где в 1532 г. игуменом был Геронтий. По всей вероятности, это был Спасо-Елеазаров Трехсвятительский монастырь 19 . Одно из лучших украшений текста Евангелия составляют прекрасные заглавные буквы, написанные разными красками. Впереди текста каждого из четырех Евангелий находятся изображения соответствующих Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изображения эти написаны в строгой новгородской манере. Ев. Марк (табл. IV) – средовек, сидит на табурете среди новгородских шаблонных палат, видимых одновременно изнутри и снаружи, перед ним на столике – пюпитр с развернутым свитком; в другом свитке Ев. Марк пишет: зачало Евангелия Х–ва.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Библиография 750 I. Священное Писание Ветхого и Нового Завета Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum/editio tertia decima revisa. Stuttgart, 1988 (3. Druck). Biblia Hebraica Stuttgartensia/ediderunm K. Elliger et W. Rudolph: Adjuvantibus H. Bardke et al; textum Masoreticum curavit H. P. Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece. Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle. Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland/editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/edidit A. Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 751 Августин, блаженный О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum//PL 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч.10. Киев, 1906. Проповеди: Sermones//PL 38–39; CCSL 41. Толкования псалмов: Enarrationes in Psalmos//CCSL 40. Трактат на Евангелие от Иоанна: In loannis Evangelium tracta- tus//CCSL 36. Амвросий Медиоланский , святитель Толкование на Евангелие от Луки: Expositio Evangelii secundum Lucam//PL 15, 1727–1850. Андрей Критский , святитель Слово в неделю ваий: In ramos palmarum//PG 97, 985–1018. Апостольские постановления Апостольских постановления: Didascalia apostolorum//SC320, 329, 336. Афинагор О воскресении мертвых: De resurrectione mortuorum II PG 6, 973–1024. Русский перевод: Афинагор. О воскресении мертвых II Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С.92–124. Викентий Леринский Памятные записки: Commonitorium II PL 50, 637–686. Григорий Неокесарийский К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога: Ad " lheopompum de passibili et impassibili in Deo II Analecta Syriaca I ed. P. de Lagarde. Lipsii; Londini, 1858. P. 46–64. Русский перевод: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. С.80–100. Григорий Нисский , святитель О душе и воскресении: Dialogus de anima et resurrectione II PG 46, 11–161. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О душе и о воскресении II Творения. М., 1862. Ч.4. С.201–326.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010