О посвящении собора есть две легенды. Первая: в начале строительства храма по Волге к монастырю приплыла икона Покрова Богоматери, ставшая потом чудотворной. Вторая: еще в 1472 году Паисию и его ближайшим ученикам было явление Богоматери, повелевшей на этом месте устроить церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возведение собора завершилось в 1482 году. Уже немолодой Паисий «с братиею принимал самое живое и непосредственное участие в построении церкви, собирая камни для основания храма и нося в монастырь, иногда улучшая по ночам дневную кладку мастеровых, иногда же внося кирпичи на стены или известь» (Цитата из «Жития» Паисия). Собор выстроили четырехстолпным, одноглавым, трехапсидным. Алтарь его, вопреки традиции, был обращен на юг — «по божественному откровению преподобного Паисия». Ряд современных исследователей предполагает, что в 1484–1485 годах стенопись в соборе могла быть выполнена артелью великого Дионисия. В 1609 году монастырь пострадал от польско-литовских интервентов: настоятель, братия и укрывшиеся в обители жители были убиты, собор разграблен и выжжен изнутри. Возобновленный в 1619 году храм имел уже пять глав. На протяжении нескольких веков храм достраивался и частично перестраивался: появлялись и дополнялись объемы новых приделов, трапезной; устанавливались железные главы; растесывались окна... В 1928 году монастырь закрыли. В древней обители размещались и дома отдыха Московского комвуза им. Свердлова, и дом престарелых, и склады инвентаря, лесоматериалов, и кузница. С Покровского собора и Богоявленской церкви сняли главы. В 1932 году комиссия по борьбе с религией решила изъять и уничтожить мощи святого Паисия, погребенного под стенами построенного им Покровского собора. Однако, когда вскрыли раку с мощами преподобного Паисия, его ученика Андриана и преподобномученика Антония — того самого игумена, что в 1619 году погиб, защищая монастырь, — оказалось, что в захоронении ничего нет. По легенде, бывшие монахи бывшего монастыря тайно вынесли и захоронили мощи. Где? Неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=59058

2-й вариант Пространной редакции Жития К. читается в сборнике РНБ. Вяз. Q-37, написанном Г. Д. Серебренниковым (Тихомеровым; ок. 1745-1827), угличским писателем и историком (он отредактировал Пространную редакцию Жития прп. Паисия Угличского в той же рукописи, Житие Романа Угличского (РНБ. Q.I.995), Угличский (Серебренниковский) летописец (РГБ. Муз. 934)). В списке РНБ. Вяз. Q-37 представлена авторизованная, поданная в характерной для Серебренникова лит. манере Пространная редакция Жития К. Серебренникову были известны обстоятельства ареста кн. Андрея Васильевича Большого в Москве в 1491 г. (об этом свидетельствуют маргиналии в переработанных книжником Житии прп. Паисия и в Угличском (Серебренниковском) летописце). Однако угличский писатель не смог в своей версии Жития К. отказаться от местной легенды, в к-рой рассказывается, как воины кн. Димитрия Иоанновича Жилки ночью напали на кн. Андрея в его угличском дворце (этого не могло быть, потому что кн. Димитрий Жилка получил Угличский удел в 1504, в 1491 ему было ок. 10 лет). Серебренников изменил финал истории по сравнению с др. списком Пространной редакции: кн. Андрея разлучают с детьми и отправляют в Москву. Видимо, Серебренников искал компромисс между известными ему историческими фактами и местной агиографической традицией. Каган-Тарковская выделила Особую редакцию Жития К., которая представляет собой свободный сокращенный пересказ Пространной редакции Серебренникова и читается в Угличском летописце, составленном Серебренниковым в нач. XIX в. (РГБ. Муз. 934. Л. 58-67; фрагмент опубл.: Ярославские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 11-13). Жизнеописание К. в Угличском (Серебренниковском) летописце сокращено (опущены рассказы о наводнении и о гибели кн. Андрея), но можно установить его зависимость от Пространной редакции, составленной Серебренниковым. Так, только в данном варианте Пространной редакции и в Угличском (Серебренниковском) летописце выбор места для Учемской обители определен явлением св. Иоанна Предтечи, который повелел К. остаться на Учме и обещал заботиться о мон-ре. По-видимому, Особую редакцию Жития К. составил Серебренников в ходе работы над Угличским летописцем. Биография

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Преподобный Кассиан, в мире Константин, был из иностранного княжеского рода и прибыл в Москву вместе с Софиею, невестою великого князя Иоанна, дочерью морейского владельца 595 . Долго ли пробыл он при дворе великой княгини, неизвестно. Жизнеописатель говорит только, что жизнь придворная не была по душе его и что он любил жизнь тихую и строго наблюдал за своею совестью 596 . По нераннему рукописному житию преподобного Паисия Угличского, блаженный Константин до поступления своего к ростовскому архиепископу живал у преподобного Паисия Угличского 597 . В 1481 году избрал он себе скромное место боярина при ростовском архиепископе Иоасафе, бывшем князе Исааке Михайловиче Оболенском, хотя и предлагали ему место при дворе самого великого князя. Так он уже не искал более на земле счастья, после того как родина его стала страдать от нечестивых турок. Выбор его был вполне рассудительный! Вот что писал умный современник его: «Зимою (1482 г.) возвратилась из бегства великая княгиня София; она бегала от татар на Белоозеро, а не гонял ее никто. Тем местам, где ходили, досталось хуже, чем от татар, от боярских холопов и от кровопийцев христианских. Воздай им, Господи по их делам! Там проживали жены их; а они любили жен более, чем святую веру; они готовы были предать святые церкви, в которых просветились Святым Крещением. Милостивый Бог не презрел слез христианских. Храбрые воины русские! старайтесь охранять отчизну свою, русскую землю, от нечестивых, – чтобы очи ваши не узрели разграбления святых церквей и ваших домов, убиения детей и позора жен и дочерей, как это потерпели от турок болгары, греки, трапезонцы, морейцы, албанцы, хорваты, босняки, манкупцы и жители Кафы. Они скитаются по чужим сторонам бедственно, достойно укоряемые за малодушие. Иные убегали с большим имуществом, с женами и детьми, но вместе с золотом потеряли земное счастье. Бог – свидетель, своими глазами видел я государей, убегших от турок с имением, скитающихся странниками и просящих смерти как милости» 598 . Это описание дает нам видеть, с какими расположениями души был в России бедный и благородный чужестранец Константин: за прошлое он не мог упрекать себя, потому что был еще молод, когда прибыл в Россию, и едва ли не дитятею был, когда турки захватили христианский юго-восток. Но он чувствовал и над собою гнев Божий и считал грехом искать веселой жизни; он хотел трудиться и молиться. В 1489 году блаженный Иоасаф, отягченный несправедливым гневом великого князя, отказался от кафедры и удалился в Ферапонтов монастырь, на место иноческих подвигов своих 599 . Сюда вместе с ним перешел и князь Константин. Здесь в молитве и чтении книг находил он покой душе. «Кассиян, бывый князь, добродетельный зело, пострижен преподобным отцом Мартинианом», говорит древнее известие 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Покровский монастырь, затопленный при строительстве Угличской ГЭС, впервые исследуют водолазы 15.11.2021 Научная экспедиция по изучению Покровского Свято-Паисиевского мужского монастыря стартовала под Угличем в деревне Покровские Горки, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области. Инициаторы получили благословение от епископа Переславского и Угличского Феоктиста, пригласили профессиональных водолазов, спасателей и историков. Отмечается, что изучение монастыря под водой с использованием водолазного оборудования проводится впервые за все время существования Угличского водохранилища. В рамках предварительного мониторинга акватории водохранилища была обследована территория, где предположительно находятся фундаменты и останки стен древнего монастыря, собраны данные для дальнейших исследований. Руководитель экспедиции, создатель эко-парка «Легенды леса» Дмитрий Ширгаев подчеркнул, что идея изучить монастырь и сохранить о нем память для потомков у него возникла после детального погружения в историю Угличской земли. «Духовное влияние монастыря было огромным, личность самого Паисия и его вклад в становление нашего государства сложно переоценить. Память о святом месте необходимо сохранить, потому что даже многие угличане уже не знают, что здесь на территории находился один из главных монастырей», - приводятся в сообщении слова Ширгаева. «Легенды, которыми он (монастырь – ред.) окутан, нам предстоит еще разгадать. Кто-то уверен, что не сохранилось ничего, другие уверены, что есть стены, третьи считают, что можно услышать колокольный звон. При этом и мощи самого святого Паисия на сегодняшний день не обретены. Нам предстоит проделать большую работу», - отметил руководитель экспедиции. На начальном этапе исследований был определен контур затопленной территории, где находился монастырь. В ближайшее время полученные данные сравнят с данными топографических карт прошлых эпох. Дальнейшие подводные погружения будут запланированы на зимне-весенний период, когда вода в Волге будет более прозрачной.

http://drevo-info.ru/news/27493.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышел в свет новый номер журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» (2011, 11.07.2011 Издан очередной номер журнала « Древняя Русь. Вопросы медиевистики » (2011, (44)). Многие из опубликованных в журнале материалов связаны с историей Русской Церкви. Исследование А. С. Усачева посвящено Житию святого Козьмы Яхренского (XV в.), которое относится к числу малоизученных произведений древнерусской литературы. Исследователь отметил, что Житие создано известным суздальским агиографом Григорием в стенах Спасо-Евфимиева монастыря в 50–60-е годы XVI в. Этот текст, наряду с жизнеописанием Козьмы, включал повествование о чудесах святого, снабженных предисловием. Основным источником для Жития послужило «Слово похвальное» Варлааму Хутынскому Пахомия Серба, дополненное фрагментами других памятников. А. А. Гиппиус и С. М. Михеев опубликовали ряд надписей-граффити новгородского Софийского собора. Е. Г. Сосновцева на материале Житий Юлиании Лазаревской и Паисия Угличского проанализировала методы редактирования житийных текстов, которые использовались агиографами XVII в. Редактор Жития Паисия Угличского насыщал первоначальный текст памятника многочисленными историческими подробностями, деталями монастырского быта (не всегда правдоподобными), которые, с одной стороны, помещали жизнеописание преподобного в контекст истории Углича, а с другой стороны, нарушали строгую композицию житийного жанра. Составитель же пространной редакции жития Юлиании Лазаревской, внося правку в раннюю редакцию жития, стремился приблизить текст к агиографическим канонам путем включения в него ряда житийных топосов и разработки традиционных мотивов при помощи риторических приемов. Работа Д. А. Боровкова посвящена св. князю-страстотерпцу Борису. Автор публикации сопоставил статьи 1014–1016 г. в «Повести временных лет» и повесть «Об убиении Борисове». Ученый пришел к выводу, что первоначальный летописный вариант рассказа о событиях 1014–1016 гг. представлял единый сюжет, который стал составной частью одного из древнейших летописных сводов и лишь позднее был расширен за счет различных вставок, в том числе — повести «Об убиении Борисове». Первоначальный вариант повести мог быть составлен в Вышгороде, который в середине XI в. стал центром распространения Борисоглебского культа. Возможно, одна из ее копий позднее была положена в основу «Сказания о Борисе и Глебе», а другая включена в летописный рассказ о борьбе Ярослава со Святополком.

http://drevo-info.ru/news/11033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП УГЛИЧСКИЙ († XVI?), прмч. (пам. 22 авг. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Поздняя традиция почитания святого, представленная «Ярославским патериком» (1912), называет его учеником прп. Паисия Угличского и приписывает Б. У. обретение чудотворного образа Покрова Пресв. Богородицы в 1482 г., о чем сообщает житие прп. Паисия. В житии рассказывается, что «некий хлебопекарь» из угличского в честь Богоявления Господня (впосл. Покровского) муж. мон-ря ранним утром вышел на Волгу за водой. На берегу под горой он увидел икону Пресв. Богородицы, неведомо откуда приплывшую к мон-рю. Монах побежал в обитель и рассказал о случившемся прп. Паисию. Согласно «Ярославскому патерику», хлебопекарем был Б. У., к-рый имел эту профессию в миру, а впосл., поступив в мон-рь, нес такое же послушание. За благочестие и смирение Б. У. был удостоен священного сана, перед смертью принял пострижение в схиму. Время местной канонизации Б. У. неизвестно. Празднование ему 22 авг. совершается в связи с памятью мч. Феопрепия (Боголепа). Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, установленный решением Святейшего Патриарха Алексия I и Свящ. Синода 10 марта 1964 г. Лит.: Ярославский патерик, или Жития угодников Божиих, подвизавшихся в нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1912. С. 154-155; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 37; Жития рус. святых. Коломна, 1994. Т. 6. С. 300-301. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН РЯБОВСКИЙ (ок. 1441 - 1509), Угличский, Рябовский чудотворец, прп. (пам. 12 февр., 11 июня, 21 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/149485.html

Предположительно это был 1547 год, тогда же была вскрыта гробница, и обретены нетленные мощи святого преподобного Паисия. День его памяти Церковью было установлено совершать 6 июня. А также в день его рождения - 23 января и в день Собора всех Ростово-Ярославских святых 5 июня. Преподобный Паисий оставил после себя немалое количество учеников, среди которых были особенно угодившие Богу и достигшие святости. Это основатель Учемской пустыни преподобный Кассиан Грек (греческий князь Византийского происхождения Константин Мангупский), келейник Паисия преподобный Адриан Угличский, основатель Троице-Рябовского монастыря преподобный Вассиан Угличский, постриженник Паисия благоверный Игнатий Прилуцкий и многие другие святые Христовы угодники, некогда подвизавшиеся в Паисиевом Покровском монастыре. После преставления преподобного Паисия основанная им обитель постоянно росла. Прибавлялась не только братия, не только приходили сюда новые люди и стекались паломники, но и росли стены монастыря, были возведены новые храмы. Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества. Также на территории монастыря был построен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В 16-17 вв. по периметру монастыря была возведена каменная ограда с башнями. В 1509 году по грамоте князя Димитрия Жилки монастырю было передано в собственность сельцо Архангельское с деревнями и живущими в них крестьянами, а это около тысячи человек. В 1534 году личной грамотой Ивана Грозного и в 1585 году грамотой царевича Димитрия монастырю были даны существенные льготы. К концу XVI в. обители принадлежали слобода на городской стороне и 36 сел с деревнями.Доподлинно известно, что в монастыре останавливался царь Иван Грозный, но, к сожалению обстоятельства и дата этого знаменательного события до нас не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=34796

После чудного видения прошло несколько времени, как Угличский князь Андрей Васильевич просит преп. Макария отпустить к нему Паисия в Углич, для основания обители. Преподобный рад был доброму желанию князя и отпустил ученика. Паисий поселился в хижине, на левом берегу р. Волги, в 3 верстах от Углича и на первый раз построил из дерева храм Богоявления с несколькими кельями. – К Паисию собралось 10 братий, – и он ввёл строгое общежитие. Разлив реки разрушил недавние постройки, и труженик Божий поставил на другом месте, в 3 верстах от Углича, кельи и храм Покрова Богоматери. По настоянию князя, подвижник принял сан игумена. Благочестивый князь щедро подавал пособия для новой обители. В грамоте 1476 г. писал он: «я князь Андрей Васильевич жалую Покровского игумена Паисия или кто по нём будет, – дозволяю Покрову Пресв. Богородицы на сей стороне Волги, на берегу, от Рождественского оврага строить слободу, и кого призовут в эту слободу на житье из иных княжений, а не из моей отчины, те свободны от моих податей на 20 лет» 48 . В 1479 г. по желанию и с пособиями набожного князя Паисий начал строить каменный храм, и в 1482 г. новый храм освящён был в честь Покрова Богоматери 49 . Со стороны князя это был памятник благодарности Богу за рождение двух сыновей Димитрия и Иоанна, которых принимал от купели преп. Паисий 50 . Князь любил и уважал Паисия. «В дом Пречистой, Покрову её, и игумену Паисию» грамотой отдал он «на городище монастырь Николая» с 10 деревнями и земли, выкупленные «у Воскресенского архимандрита Нафанаила» с 11 деревнями 51 . – Но ни уважение князя, ни сан игумена не ослабляли подвижнической строгости в Паисии. Он сам копал землю, носил воду и в жестокие морозы ходил в одной власянице. Светская ветреность смеялась над трудолюбивым старцем, но к своему вреду. Раз молодой боярин ехал мимо обители и, увидав старца, заступом копающего землю, посмеялся над ним; но вдруг лошадь сбросила его с себя, и он упал без чувств; блаженный Паисий привёл его в чувство и кротко сказал: «не осуждай иноков». Печальная участь любимого князя Андрея, скончавшегося в темнице (в 1493 г.), и детей его, сосланных в заточение, только оживила в душе преподобного мысль, что в Царствие Божие входят путём скорбей многих. Преподобный просил в. князя за невинных детей, но это не облегчило участи их. – В скорбях времени и глубокой старости передал он управление обителью ученику своему Геннадию, после которого был и ещё, при жизни преподобного основателя, игумен Иона 52 . Преподобный продолжал подвиги молитвы. Немощи старости не удерживали его от участия в молитвах храма; каждый воскресный день и каждый праздник сам он совершал литургию и в глубокой старости. Когда же наконец ноги отказались служить, ослабленные дряхлостью и подвигами, он сидя совершал келейное правило. Преподобный почил от трудов на 107 году своей жизни, июня 6-го 1504 г. 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Часто Средневековье, а особенно русское, представляют темным временем, когда Русь была “непросвещенной”, “темной”, провинциальной и самозамкнутой. Между тем русские люди того времени сами много путешествовали и не теряли связей с остальным миром. Один из примеров тому можно обнаружить и в житии преподобного Паисия, другом и духовным братом которого был преподобный Кассиан Грек. Кассиан был образованнейшим человеком своего времени, родственником византийских императоров Комнинов. И он пришел из далекой Греции на Угличскую землю, чтобы найти здесь свой единственный и прекрасный путь к Богу. Церковь Рождества Иоанна Предтечи Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Жители Углича Смутного времени помнили пророчества преподобного Паисия. За сто лет до Смуты он предсказал судьбу монастыря, Углича и всего нашего Отечества. По прошествии чуть более ста лет по смерти Паисия, его родной Покрово-Паисиевский монастырь был окружен поляками и сторонниками Лжедмитрия второго. Желая предотвратить кровопролитие, игумен монастыря Антоний открыл ворота обители и вышел к захватчикам с крестом в руках... Однако и братия, и бывшие в обители угличане были перебиты, а монастырские храмы сожжены. Сохранилась невредимой лишь икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая во время управления обителью преподобным Паисием чудесным образом приплыла к монастырю по водам Волги. Один из уцелевших иноков сохранил и поруганное распятие, выпавшее из рук убитого игумена. Хранителем живой молитвенной памяти о преподобном Паисии является теперь Угличский Воскресенский монастырь. Сейчас в монастыре всего 4 монаха и 2 послушника, а о рассвете монашества в этой обители в конце XVI века можно судить по тому факту, что, согласно документам, во время Смуты от рук поляков и “тушинцев” в обители погибло 60 монахов. Тяжелейшие испытания выпали на долю святого места и во времена воинствующего атеизма. Однако в очередной раз, вопреки всему, монастырь возрождается. В 1930-х годах при строительстве гидроузла и Угличской ГЭС Покровский Паисиев монастырь был разрушен, а развалины его покрыты водами Угличского водохранилища. Кстати, при строительстве этой ГЭС была снесена половина Угличских храмов и монастырей.

http://foma.ru/uglich-sokrovennyij.html

Он заботился даже о том, чтобы и после его преставления не оскудевала милостыня заточенным князьям. Преподобный частым писанием поддерживал дух благородных узников, обещая им страдальческие венцы и нескончаемые блага за маловременные страдания. Таким образом созрел духовный плод сей в темнице и, как достойный ученик старца Паисия, князь Иоанн, в схиме Игнатий, был сам причтен к лику святых. Святость преподобного Паисия, который собирал в житницы вечной жизни сторичный плод добродетели, еще при временной жизни его ознаменовалась многими чудесами. Ему был дан от Господа дар исцелений, но смирение его умело покрывать совершаемые им чудеса. Когда приходили к нему недужные, беснуемые и прокаженные для разрешения от тяжкого недуга, то не просто возлагал он на них руки, но приводил в церковь, после молебна кропил их святою водою или помазывал елеем от лампады, тем подавая исцеление. Случился великий пожар в Угличе: загорелись все посады и торговые ряды, и не чаяли ни откуда спасения. Тогда преподобный Паисий собрал всех настоятелей, иноков и священников из обителей и церквей Углича и сам вынес из обители чудотворный образ Покрова Богоматери на пожарище. Огонь как бы устыдился чудотворного лика и такого сонма преподобных, и вскоре угасло лютое пламя молитвами старческими. Было в другой раз сильное наводнение в Угличе. Волга выступила из берегов своих и окружила обитель преподобного, проникла и в ограду, и волны шумели около соборной церкви, но хотя и стояла вода выше порога церковного, однако не взошла внутрь храма, ради молитв старца Паисия. Случилось однажды молодому боярину угличскому проезжать на коне мимо обители, и внутренне посмеялся он над преподобным, которого застал с заступом в руках, копающим землю в монастырском огороде, но в ту же минуту рассвирепел под ним конь и сбросил с себя — боярин упал без чувств. Преподобный сам его поднял, привел в чувство и кротко сказал: «Не осуждай иноков». От всех старался утаить свой подвиг труженик Паисий и одному только Господу, зрящему тайная, могло быть известно равноангельное житие его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010