В сер. XVIII в. начинается новый этап национально-освободительного движения болг. народа. Оформляется движение «болгарского национального возрождения». Особое впечатление произвела на современников книга прп. Паисия Хиландарского «История славяно-болгарская» (1762), дата создания к-рой считается началом национального возрождения болг. народа. Основной целью сочинения Паисия было осмысление прошлого своей страны с тем, чтобы направить болг. народ к борьбе за свою политическую независимость. Паисий осуждал тех болгар, к-рые, желая казаться образованными и культурными, пренебрегали своим происхождением и объявляли себя эллинами. Он считал, что для пробуждения народа необходимы создание национального языка, чувство своей земли и знание своего исторического прошлого. Подчеркивая контраст между прошлым Б. и рабским ее положением в настоящем, Паисий побуждал своих соотечественников к активным действиям. Написав «Историю», Паисий Хиландарский занялся ее распространением в болг. землях; книга передавалась из рук в руки, переписывалась болг. патриотами, с восторгом воспринявшими ее идеи. В наст. время известно более 50 списков и более 20 переработок этого сочинения. Первым переписчиком «Истории славяно-болгарской» и первым последователем прп. Паисия стал свящ. Стойко Владиславов (буд. еп. Врачанский Софроний). Ему же принадлежит авторство 1-й болг. печатной книги - сборника воскресных поучений «Кириакодромион, сиречь Неделник», опубликованного в валашском г. Рымник в 1806 г., а также публицистической автобиографии «Житие и страдания грешного Софрония». В деле укрепления национального самосознания болгар еп. Софроний считал главным фактором просвещение и распространение знаний; он переписывал богослужебные книги, пропагандировал введение разговорного болг. языка во всех сферах жизни, в т. ч. и в богослужении, считая необходимым сделать его доступным для всех. Среди последователей Софрония наиболее известны монахи Иоаким Кырчовский и Кирилл Пейчинович, развернувшие просветительскую и лит. деятельность в Македонии. В нач. XIX в. ими было написано и издано неск. книг религиозно-политического содержания, восторженно принятых в юго-зап. Б. (Македонии).

http://pravenc.ru/text/149669.html

1760 г.) написал восторженную поэму во славу России, Царя Петра Великого и русского оружия. Мегаломания у греков достигла высокого накала. Вселенская Патриархия надеялась сплотить всех подвластных туркам православных христиан под знаком эллинизма и в удобное время осуществить заветную цель греческого национализма – восстановление Византии. Отсюда у греков возросли заносчивость, надменность и презрение к своим православным собратьям и в первую очередь это изливалось на безответных болгар, которые были лишены как исторической памяти, так и национальной идеологии и были беспомощны отражать греческие издевательства. Уязвленное народное чувство от насмешек и издевательств греков и сербов над болгарами заставило проигумена (исполняющего должность игумена) Хиландарского афонского монастыря иеромонаха Паисия задуматься над болгарским прошлым и отыскать исторические памятники и свидетельства болгарской истории. В 1762 г. он окончил компилятивно составленную им «Историю словено-болгарскую», которая представляет собой первую систематическую хронологически составленную болгарскую историю на болгарском языке. В ней он дает достойную отповедь хулителям болгарского народа. Значение «Истории словено-болгарской» отца Паисия огромно. Отец Паисий не только воскресил болгарское прошлое в своем хронологическом изложении болгарской истории, которое для состояния науки в XVIII в. было составлено довольно хорошо и добросовестно, но дал болгарскому народу необходимое оружие для самозащиты и для будущей борьбы и завоеваний болгарского народа. Мало того, после Царя Симеона (Черноризец Храбър), отец Паисий заново дал болгарскому народу национальную идеологию. Отец Паисий сделал рукописную копию со своего труда и странствуя в качестве монастырского таксидиота (духовника) по монастырским делам по болгарским землям предлагал ее для чтения и переписи. Пребывая в городке Котел в Балканских горах, он дал местному священнику Стойко Владиславову свою книжицу и тот переписал ее. Семя было брошено в почву и вскоре дало обильные всходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она жила в Салониках вместе с другой девушкой. Та подарила ей книгу старца Паисия, она прочла ее с большим смирением, со слезами. Она вставала на колени и просила старца помочь ей: она бросила университет. Куда бы ни пыталась устроиться на работу, везде спрашивали диплом, а экзамены она сдать не могла: знаний не хватало. Она была в отчаянии и не знала, что делать. Однажды, то ли во сне, то ли наяву, она увидела старца Паисия. Он говорил ей: «В чем ты нуждаешься? Зачем ты меня зовешь?» – «Я хочу окончить университет, но на моем факультете поменялись все предметы и я ничего не знаю». – «Пойди в университет и подай необходимые документы, а я помогу». Девушка подала документы. Пришло время, и она сдала экзамены, а потом и окончила университет. Теперь она ехала, чтобы поблагодарить старца на его могиле. Монах Порфирий, Капсала, монастырь Ставроникита Я иностранец на Святой Горе, из Румынии, исполняю правило для иностранцев, то есть послушание. Я был послушником монастыря Хиландар, в келлии Святого Саввы Сербского , в Карее, которая называется Типикарио. Там такой устав, что каждый день читается Псалтирь и только в воскресенье совершается Божественная литургия, в то время как в других местах на Афоне она совершается каждый день. Об отце Паисии я ничего не знал. Однажды приходит иеромонах Паисий, который был тогда протэпистатом 23 , а потом игуменом Хиландарского монастыря, и говорит мне: «Ты сегодня пойдешь со мной к отцу Паисию». Я не хотел идти, но протэпистат мне приказал: «Пойдешь со мной. Слушайся». Я и взмолился: «Господи, сохрани меня от искушения.» Так, с молитвой к Богу, я пошел к отцу Паисию. Мы пошли через долину, которая находится рядом с первыми келлиями после монастыря Кутлумуш. Я увидел перед собой огромный облачный столб, диаметром примерно в три метра, который поднимался от земли к небу, как пар. Я подумал, что этот столб и есть отец Паисий. Я пошел между деревьями, потому что он находился где-то там и молился по своему обыкновению. Увидев его рядом с оливковым деревом, я спросил: «Это вы?» Я тогда не слишком хорошо говорил по–гречески.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Эти-то Сербы, живя сдесь в 1160 году избрали и провозгласили Стефана своим Деспотом. Он, испытывая свое счастие, покушался неоднократно возвратиться в Сербию, но тамошние Сербы не хотели принять его и признать за своего (Деспота), покорившись одни Мехмеду II, a другие Стефану, сыну Фомы (Томаша), Краля Босанскаго (рожденному от брака сего Краля с Марою, дочерью Лазаря Гюргевыча). В 1461 году Стефан был принужден бежать в Албанию, которая в то время еще имела собственных Князей. Там Стефан женился, взяв себе в супруги Ангелину, известную в народе под именем «Майки (матушки) Ангелины. «Стефан имел от Ангелины два сына, Георгия, в монашестве известнаго под именем Владыки Максима, и Иоанна Деспота. Когда Турки, по смерти Скендербега, начали угрожать и Албании, тогда Стефан бежал отсюда в Италию (в 1167 году), и там умер. Семейство его перешло из Италии в Ердель (Седмиградскую область), а вь 1485 году из Ерделя в Срем. В 1496 году, во «Христа Бога благочестивая и Христолюбивая Госпожа Деспотица Ангелина и Деспоты Георгий и Иоанн» обещаются прилагать монастырям Хиландару и Св. Павлу на всякий год по 500 дукатов каждому от их Дубровницкаго доходка. Хрисовул о сем писан 3 Ноября, 1496 года, в Купинове (в Среме). 1503 года Иован (Иоанн) Деспот, по причине частых нападений Турок, перенес свою столицу из Купиника в Беркасово, где мало пожив, скончался 10 Декабря, 1503 года. По смерти Деспота Иоанна, брат его, Георгий, тогда уже Иеромонах Максим, видя, что Турки все более и более напирают на Срем, взяв тела отца, матери и брата, переселился в Угровлахию (Седмиградию), где был поставлен в Митрополиты Угровлахские. Но, по нерасположению местнаго духовенства к чужеземцу, не мог оставаться сдесь долго и возвратился обратно в Срем, где основал монастырь Крушедол. Это было в 1509 году, а в 1516 и он преставился ко Господу. Первые подробные известия о прямых сношениях Сербской Хиландарской Лавры с Русскими Царями относятся к 1550 году. Из дел Приказа видно, что в Августе месяце этого года пришел к Царю Ивану Васильевичу Хиландарской обители Игумен Паисий и с ним три старца, и принесли в дар Государю от всей братии иконы, обложенныя серебром, Святых Симеона и Саввы Сербских , и крест, который носил на себе Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Келлия во имя Трех Святителей. Литография. 70-е гг. XIX в. Келлия во имя Трех Святителей. Литография. 70-е гг. XIX в. На А. и в России были известны подвижнической жизнью настоятели Андреевского скита архимандриты Феодорит и Иосиф, настоятели Ильинского скита архимандриты Паисий и Гавриил, настоятель Иоанно-Златоустовской келлии (Хиландарского мон-ря) иеросхим. Кирилл, настоятель Свято-Троицкой келлии (Хиландарского мон-ря) иеросхим. Нифонт, настоятель Вознесенской келлии (Филофеевского мон-ря) иеросхим. Антоний, настоятель Иоанно-Златоустовской келлии (Иверского мон-ря) иеросхим. Константин. Согласно омологии (купчей крепости) на приобретение келлии, права ее настоятеля (старца) после кончины переходили к преемникам. Благодаря этому рус. келлии, имевшие большое братство, оставались всегда в руках русских. Под покровительством Пантелеимоновой обители, имевшей своего представителя (антипросопа) в афонском киноте и использовавшей свой голос в защиту интересов всех рус. афонцев, рус. келейные обители были защищены от нападок и претензий господствующих греч. мон-рей. После кончины о. Иеронима и о. Макария рус. келейные обители решили объединиться для взаимной поддержки, оказания помощи бедным рус. келлиотам и отшельникам, ведения миссионерской деятельности. В этих целях в 1896 г. рус. келлиотами было основано Братство рус. обителей (келлий), поддержанное рус. правительством через консульство в Салониках и посольство в К-поле. Братство, боровшееся за сохранение прав монахов-негреков на А., прекратило существование в 30-х гг. XX в. Келлия во имя Казанской иконы Божией Матери. Литография. 1880 г. Келлия во имя Казанской иконы Божией Матери. Литография. 1880 г. Рус. афонцы жили по преимуществу в общежительных мон-рях, скитах и келлиях, строгих отшельников было немного. В 40-х гг. XIX в. в пещере близ Ватопеда подвизался рус. схим. Севастиан, в пустыне под Хиландаром - украинец схим. Салафиил, на Каруле - рус. архим. Онуфрий. Благодаря заботам и материальной помощи о. Иеронима число рус. иноков на Каруле к 90-м гг. XIX в. увеличилось до 12 чел.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Разделы портала «Азбука веры» 20 Июн 2023 Фото: hilandar.org На Святой Горе Афон сменился состав исполнительной власти монашеской республики − Священной Эпистасии. Новым главой монашеского правительства Афона стал игумен сербского монастыря Хиландар, архимандрит Стефан. Об этом сообщает  сайт  обители. По уставным положениям Святой Горы, состав Эпистасии меняется каждый год в начале первого летнего месяца. Во главе ее становится одна из 5 групп, на которые поделены 20 обителей Афона. В свою очередь, каждая из групп состоит из четырех монастырей и названа по имени первенствующего − «Лаврская», «Ватопедская», «Иверская», «Хиландарская» и «Дионисиатская». В этом году Эпистасию приняла Хиландарская группа монастырей. Кроме самого Хиландара в нее входят монастыри Ксиропотам, святого Павла и Григориат. Игумен первенствующего монастыря Хиландар будет исполнять обязанности наблюдателя или надзорного Протата − административного органа Афонского государства. Надзорный является высшим исполнительным лицом принимаемых на Афоне решений. Кроме того, он выполняет муниципальные обязанности — входит в контакт с местными властями и государственными службами, а также готовит повестку дня каждого собрания святой общины. Церемония передачи исполнительной власти прошла 15 июня в храме Протата в Кариесе. Также были избраны еще три члена Священной Эпистасии – отец Павел из монастыря Ксиропотам, отец Никодим из монастыря святого Павла и отец Паисий из монастыря святого Григория. На церемонии правительство Греции представлял министр национальной обороны Алкивиадис Стефанис, а также присутствовали гражданский губернатор Афона Афанасий Мартинос, гражданский заместитель губернатора Аристос Касмироглу, региональный губернатор Центральной Македонии Апостолос Цицикостас, бывший заместитель премьер-министра Панайотис Пикрамменос, представители двадцати монастырей, гости и монахи. Источник: gorthodox.com   Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/novym-glavoj-monas...

Первые подробные известия о прямых сношениях сербской Хиландарской Лавры с русскими царями относятся к 1550 году. Из дел Посольского приказа видно, что в августе месяце этого года к царю Иоанну Васильевичу Грозному пришел игумен Хиландарской обители Паисий и с ним три старца. И принесли в дар государю от всей братии иконы, обложенные серебром, с изображением святых Симеона и Саввы Сербских , и крест, который носил на себе святой Савва Сербский , с животворящим древом внутри его, и мощи великомученика Стефана 247 . Тот же хиландарский игумен Паисий в 1550 году составил для митрополита Мака-рия «Сказание об Афонской горе» 248 . «Сказание» содержит сведения о количестве монахов, размере дани туркам и о географическом положении афонских монастырей. Ответные подарки русских царей были чрезвычайно щедрыми в материальном смысле, но, кроме того, со времени Иоанна Грозного ни одно сербское паломничество не возвращалось без книжной милостыни из Москвы. Гости получали книги в дар, иногда копировали их на месте, реже покупали. В сербских источниках сохранился целый ряд свидетельств о притоке книг, преимущественно церковных, от России. При Иоанне Грозном даже Литва, насыщенная русской книжной письменностью, передавала ее в сербские руки. «В лето 7057 (1549), – пишет некто «Козма Василиевич, служитель храму Успения Пречистое Богоматере от богоспасаемого града Ковля», – я… придал есми сию книгу, глаголемую Палею… в Святую Гору, в монастира великий глаголемы Филандар… И дана бысть сиа книга в рукы старцом честным того святого монастиря Хиландаря который в запросию приходили до нашей земли Литовское именем священноиноку Максиму, а иноку Анастасию» 249 . Из Ковеля русская «Палея» попала в Хштндарскую обитель на Афоне. Таким же путем русские книги из западно-славянских собраний поступали на Балканы и позже. Например, в 1615 году было куплено во Львове Евангелие для Хилан-дарского монастыря, в 1632 г. «в Лецькую земли в град Барь» куплена попавшая потом в тот же монастырь вновь русская книга (Апостол).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Святые 27.11.2017 Подвиг святого Нила был так угоден Богу, что тело преподобного по кончине, погребенное рядом с пещерой, мироточило столь изобильно, что миро стекало в море с многометровой высоты. 23.11.2017 Однажды, когда святитель Нектарий Эгинский, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием всех своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Казалось, он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов 18.11.2017 В канун престольного праздника афонской болгарской обители Зограф великомученик Георгий Победоносец явил ему волю Божию: вернуться в Болгарию, где христианам приходилось тяжело страдать под турецким игом, и стать духовным наставником для народа. 11.11.2017 Преподобный Арсений Каппадокийский – духовник преподобного Паисия Святогорца. Отец Паисий был крещён преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь. 11.11.2017 10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой подвижнический путь простым послушником на Святой Горе Афон. 11.11.2017 Скорбь о потере любимой жены угнетала бедного Триандафила, и он решился во что бы то ни стало вырвать ее у когтей диавола, почему, кроме усердной молитвы, он тайно чрез других увещевал ее оставить мусульманскую веру, угрожал за ее отступничество вечным мучением. Усердная молитва, приносимая от полноты сердца, была услышана Небесным Творцом. 02.11.2017 Прп. Анастасия (в миру Великая княгиня Александра Петровна Романова, в протестантском крещении Александра Фредерика Вильгельмина) родилась 2 мая 1838 года в Санкт-Петербурге. Дочь принца Ольденбургского Петра Георга 01.11.2017 3 ноября в Салониках состоится научная конференция: Паисий Хиландарский и Балканы XVIII века.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&pid=3

И если этого не случилось, то только потому, что среди болгар существовали очаги, где поддерживалась слабо тлевшая искра национальнаго самосознания. Такими очагами были болгарские монастыри. Здесь совершалось славянское богослужение, здесь переписывались славянские книги, составлялись духовно-назидательные сборники, т. н. «дамаскины». В своей народно-просветительной деятельности эти центры болгарскаго просвещения опирались на родственную Сербию, где дольше сохранялась политическая самостоятельность, где, вследствие большей отдаленности от Константинополя, слабее сказывалосъ турецкое и греческое влияние, гд в более сильной степени сохранялось и национальное самосознание и развивалось славянское просвещение 11 . Главнейшими просветительными центрами дли болгар в турецкую эпоху были преимущественно два места – Афон и Рыльский монастырь. Отсюда выходили монахи-духовники, которые ходили для исповеди народа по Болгарии, проповедовали ему слово Божие на родном языке и распространяли среди него славянские религиозно-нравственные книги. До нас дошло имя одного из таких монахов-духовников Рыльского монастыря, который один из первых начал вводить в употребление в проповеди и в книги, вместо господствовавшего до сих пор «ресавского» – сербского наречия, простонародный болгарский язык. Это был Иосиф Брадатый, живший в период времени между 1690–1750 гг. 12 Вот подобные-то лица и поддерживали в болгарском народе слабо тлевшую искру национального самосознания в тяжелые времена тяготевшего над болгарами двойного ига: политическаго – турецкого и духовного – греческого. Более же заметным толчком к пробуждению национальнаго самосознания среди болгар послужило ознакомление их с отечественной историей. В 1762 г. афонский-хиландарский монах Паисий окончил свою маленькую книжку: «История славяно-болгарска и народех и о царех и о святых болгарских», с появлением которой в свете началось болгарское национальное движение 13 . О. Паисий, тоже (в качестве духовника) путешествовавший и распространявший свою историю, имел целый ряд учеников. К числу их принадлежал, напр., о. Спиридон, автор другой болгарской истории, дополняющей историю о. Паисия (1792 г.). 14 К их же числу принадлежал и знаменитый деятель болгарского просвещения к. XVIII – нач. XIX в. Епископ Софроний Вратчанский 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Вид Фессалоники. Гравюра. XIX в. Вид Фессалоники. Гравюра. XIX в. Однако уже в XVIII в. положение постепенно стало меняться: у балканских народов начало формироваться национальное самосознание. Связанные с его развитием процессы, получившие название национального возрождения, проходили у балканских народов в разное время: у греков они заметны уже с сер. XVIII в., у болгар и сербов - со 2-й пол. XVIII в., у албанцев - после 1878 г. Со 2-й пол. XIX в. часть слав. жителей М. стала выделять себя в особую этническую группу - македонцев. Национальное возрождение, вначале имевшее культурно-просветительский характер (открывались национальные школы, создавалась историческая и художественная лит-ра на национальных языках и т. п.), впосл. вступило в фазу вооруженной борьбы за обретение национальной независимости. Греч. просветителей отличала глубокая неприязнь ко всему византийскому, они апеллировали к античному прошлому, к-рое давало основания утверждать об исторической и о культурной исключительности греков. Для самоназвания греч. народа вместо термина «ромеи» просветители стали использовать «эллины». А. Кораис и Г. Козакис-Типальдос считали древних македонян варварами; по их мнению, со времени Филиппа II до революции 1821-1829 гг. греки находились под иноземным игом. Но новогреч. романтическая историография (напр., К. Папарригопулос) пересмотрела отношение к македонянам и признала их греками, что стало обоснованием территориальных притязаний Греческого королевства на М. Первым признаком болг. национального возрождения считается создание прп. Паисием Хиландарским патриотической «Истории славяно-болгарской о народах, и о царях, и о святых болгарских» (1762). Паисий считал, что для пробуждения народного самосознания необходимо знание истории своей страны и национального языка. Он осуждал тех болгар, которые, желая казаться образованными и культурными, объявляли себя греками. Паисий Хиландарский и мн. др. деятели болг. национального возрождения происходили из М.: иером. Иоаким Кырчовский (1750-1820), иером.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010