Трудность дела состояла в том, что, во-первых, надо было объединить всю Россию и в том числе отдельные места ссылки, во-вторых, все дело надо было поставить конспиративно и выполнить в сравнительно короткий срок, так как, если бы ГПУ узнало о таком начинании Церкви, то, конечно, постаралось бы помешать осуществлению его. По единогласному решению епископов-инициаторов кандидатом в Патриархи был избран митрополит Кирилл [Смирнов] Казанский, томящийся в ссылке с 1922 г. и не раз явивший свою стойкость в Православии, свою неподкупность и мужество: к тому же в 1926 г. осенью как раз настал конец срока его ссылки и можно было, хотя и без особой уверенности, надеяться на его хотя бы относительную свободу. Митрополит Сергий в особом секретном обращении к епископам излагал соображения, побудившие группу епископов поднять вопрос об избрании Патриарха, и, со своей стороны испрашивая Божие благословение на это дело, просил всех епископов высказать письменно своё мнение. С этим обращением митрополита Сергия епископ Рыльский Павлин [Крошечкин] и ещё несколько близких митрополиту Сергию лиц, разделивши Россию между собою, стали объезжать епископов, собирая подписи. В ноябре 1926 г. имелись уже подписи 72-х епископов под актом избрания митрополита Кирилла Патриархом. Казалось, вопрос был решённым, но как раз в этот момент произошло событие, нарушившее все планы и предположения. Епископ Павлин был внезапно арестован в Москве, где он находился проездом. Вслед за этим последовали другие аресты. Был арестован ряд епископов, чьи подписи стояли одними из первых под актом избрания митрополита Кирилла – архиепископ Корнилий [Соболев], епископ Григорий [Козлов] и др.; был арестован в Нижнем, и митрополит Сергий и перевезён затем в Москву в декабре 1926 r.; был арестован в ссылке, где он находился, – в Зырянском крае, и брошен в Вятскую тюрьму и митрополит Кирилл. Митрополит Сергий был в Москве помещён во внутренней тюрьме ГПУ. Наряду с арестованными епископами, подписавшими акт избрания митрополита Кирилла, некоторые, в том числе и тот, кто первый подписал этот акт, оставались совершенно невредимыми; при аресте епископа Павлина все документы компрометирующего характера были не при нем и в ГПУ не попали.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В тот же день, 19 декабря был второй раз допрошен епископ Павлин (Крошечкин). Среди прочего, следователя интересовала «политическая» подоплека выборов. «Почему это избрание Кирилла, – спрашивал следователь у арестованного епископа, – Вы проводили в такой тайне, беря слово не говорить никому и т. д. – Потому, что это дело касается только Церкви и делалось в частном порядке, – отвечал епископ Павлин. – По Вашему мнению, Церковь в целом должна следить за политической благонадежностью своих членов? – Не должна, – отвечал епископ, – потому что она преследует религиозные цели, и если ее член подходит к ней с религиозной точки зрения, ей нет дела до его политической физиономии. Последнее является личным делом каждого, и дело государства иметь дело с его политической деятельностью». Но подобный ответ не удовлетворил следователя, пытавшегося вернуть разговор на тему «церковной конспирации»: «Почему Вы считали нужным дело, «чисто церковное», делать в такой глубокой тайне? – Я считал, что дело будет лучше, если я его сохраню от всех в тайне, кроме епископов. – А почему Вы хотели, чтобы совсем никто, кроме епископов, об избрании Кирилла не знал? – Я считал – так будет лучше, пусть после бы лучше узнали. – Вам известно, что выдвинутый Вами кандидат в патриархи подвергался репрессиям за антисоветскую деятельность? – спросил следователь, настаивая на «политической» подоплеке выборов. – Я не знаю, за что он был наказан, – был ответ епископа Павлина» 479 . 22 декабря в Москве был арестован епископ Евгений (Кобранов), проживавший по адресу: Крестьянская площадь, д. 8, кв. 9. В Москве епископ Евгений стал известен активной поддержкой идеи выборов патриарха. Некоторые не подозревали даже, что его активность как-либо связана с деятельностью епископа Павлина. Тотчас после ареста владыка Евгений был допрошен (в деле сохранился только один протокол допроса) 480 . «Что касается моих претензий попасть в число инициаторов движения за выборы патриарха, то они основывались на следующем: во время моего посвящения в епископы (март 1926 года), даже немного раньше, я, желая улучшить отношения мои с митрополитом Сергием, предложил во время обеда тост «за будущего патриарха, подобного Тихону», подразумевая личные мои отношения с патриархом Тихоном. Тогда Сергий отвечал: если ты говоришь обо мне, то я согласен. Если за другого, то нет» 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Котельнич. Митр. Сергий первоначально признавал особое положение К. среди российских иерархов в связи с патриаршим завещанием. В мае 1926 г. он писал митр. Агафангелу: «Впрочем, завещание Святейшего, хотя оно уже и использовано для своей цели (Местоблюстителя мы имеем), и теперь не утратило для нас своей нравственной, а пожалуй, и канонически обязательной силы. И если почему-либо митр. Петр оставит должность местоблюстителя, наши взоры, естественно, обратятся к кандидатам, указанным в завещании, т. е. к митр. Кириллу, а потом и к Вашему Высокопреосвященству» (Акты свт. Тихона. С. 461). Митр. Агафангел, попытавшийся весной 1926 г. объявить себя местоблюстителем, в июне того же года по причине противодействия митр. Сергия и неприятия епископатом его выступления отказался от своего намерения и порекомендовал митр. Петру передать местоблюстительство «первоиерархам Кириллу, митрополиту Казанскому, или Арсению, митрополиту Новгородскому» (Там же. С. 475). Существует свидетельство того, что это предложение митр. Агафангела очень не понравилось Тучкову, к-рый спросил, нельзя ли без К. «Нет, нельзя, он первый кандидат в Местоблюстители, без него все будет незаконно»,- ответил ему митр. Агафангел (Интервью с митр. Агафангелом//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2005. Вып. 1. С. 113). Осенью 1926 г. Полоцкий еп. сщмч. Павлин (Крошечкин) , Свердловский архиеп. Корнилий (Соболев) и некоторые другие архиереи выступили с инициативой проведения выборов нового патриарха путем тайного опроса епископов. Главным кандидатом они выдвинули К., у которого вскоре заканчивался срок ссылки. Митр. Сергий отнесся к инициативе еп. Павлина скептически. Его внимание в этот момент было обращено не на тайные выборы патриарха, а на переговоры с властью о легализации РПЦ. Но после того как еп. Павлин представил ему более 20 подписей поддержавших его инициативу архиереев, митр. Сергий согласился провести предварительный опрос епископов о принципиальной возможности избрания таким способом патриарха и о предполагаемых кандидатах.

http://pravenc.ru/text/1840285.html

В 1927 г. еп. Феофан был переведен на Псковскую кафедру. 29 сент. того же года на Калужскую кафедру был назначен еп. Стефан (Знамировский) , 27 июня 1928 г. ушедший на покой. 12 авг.- 12 дек. 1928 г. Калужскую кафедру занимал еп. Павел (Введенский) , 1 янв. 1929 - 16 сент. 1930 г.- еп. Сильвестр (Братановский) . В марте 1929 г. по распоряжению губисполкома был взорван калужский Лаврентиев мон-рь, разрушен монастырский некрополь, где были похоронены почетные граждане Калуги (Малютины, Черновы, Билибины, Золотарёвы и др.), герои войны 1812 г. генералы К. Ф. Багговут и Л. В. Всеволожский, архитекторы Калуги П. Р. Никитин, И. Д. Ясныгин, Н. Ф. Соколов. В Калуге в 1929 г. был закрыт храм во имя св. апостолов Петра и Павла на Пятницком кладбище, в 1930 г. уничтожен Крестовский монастырь. Шли массовые аресты священнослужителей. В нач. 1930 г. были сосланы викарий К. и Б. е. Мосальский еп. Стефан (Виноградов) , настоятель мосальского кафедрального собора прот. Михаил Полянский и староста И. П. Чернышёв. В 1929-1930 гг. были репрессированы 84 священнослужителя, 18 церковнослужителей, 5 церковных старост, 8 монахинь Шамординского мон-ря, 14 монахинь обители иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в пос. Дугна, 4 монахини Казанского Боголюбивого мон-ря, 2 монахини Тарусского Троицкого мон-ря, 4 оптинских инока. Рака над мощами блж. Лаврентия Калужского. Фотография. 1898 г. (ГИМ) Рака над мощами блж. Лаврентия Калужского. Фотография. 1898 г. (ГИМ) В дек. 1930 г. епископом Боровским, временно управляющим Калужской епархией, был назначен сщмч. Павлин (Крошечкин) , стремившийся укрепить веру в пастве в годы гонений. Для поддержания религ. духа народа еп. Павлин ввел особо торжественные богослужения в воскресные вечера, активно общался с прихожанами. В 1931-1933 гг. были сосланы и расстреляны еще 83 священнослужителя, 22 церковнослужителя, 13 шамординских монахинь. 28 июня 1931 г. 22 монахини калужского Казанского мон-ря вместе с игум. Ангелиной (Гуляевой) были сосланы в Казахстан, туда же были сосланы 16 монахинь медынской Скорбященской общины и Свято-Троицкого Тарусского мон-ря. В авг. 1932 г. в лагерях Северного края оказались 10 монахинь Николо-Печерской жен. общины во главе со старшей сестрой Екатериной (Авдеевой).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

К этому времени, 12 декабря 1926 года, ГПУ арестовало митрополита Сергия, и по его распоряжению церковное управление перешло к архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу). Формальным поводом для ареста послужила «открытая» ГПУ попытка избрания Патриарха с помощью письменных опросов архиереев. Из материалов следственного дела происшедшее выглядит таким образом. Епископ Павлин (Крошечкин) в октябре 1926 года посетил митрополита Сергия (Страгородского) в Нижнем Новгороде и сообщил ему, что он, как и многие православные архиереи, удручен нестроениями в Русской Православной Церкви, развившимися после ареста митрополита Петра, которые могли бы быть устранены избранием Патриарха. Но поскольку Собор в современных обстоятельствах не возможен, то он предлагает митрополиту Сергию обратиться к православным архиереям с соответствующим письмом, чтобы затем собрать их мнения по данному вопросу. Осторожный и многоопытный митрополит Сергий писать такое обращение отказался и предложил, чтобы православные архиереи сами обратились к нему с подобной инициативой, и тогда он составит обращение. Епископ Павлин составил обращение к митрополиту Сергию, под которым предполагал собрать подписи православных епископов. Причем, предложил кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова) на пост Патриарха. Епископ считал, что если большинство архиереев выскажется за кандидатуру митрополита Кирилла, то такое избрание можно будет считать действительным. Психологически весьма любопытно, что выход из сугубо церковного положения предполагалось найти в «демократической» процедуре «большинством голосов». По существу, неосознанно для инициаторов, предлагалась узурпация церковной власти: без какого бы то ни было церковного суда насильственно устранялся законный Местоблюститель-исповедник и назначенный им заместитель. ОГПУ, как и в случае обращения из Пермской тюрьмы митрополита Агафангела, торжествовало. Хорошо представляя все это, митрополит Сергий поставил епископу Павлину условие — получить отзыв о затеваемом мероприятии Местоблюстителя, митрополита Петра.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

А так как в случае ареста м[итрополита] Сергия, каковой считался возможным после отказа от легализации, такое авторитетное лицо организацией выдвинуто быть не могло, надо было искать иной выход из положения. Стоит обратить внимание на то, что оба описания Косткевича, и составленное на свободе, и записанное следователем, содержат упоминание об акте избрания митрополита Кирилла Патриархом, под которым подписывались епископы (в первом случае говорится про 72 подписи, во втором это число возрастает уже до 92). Эти описания, однако, могут быть существенно дополнены, а в чем-то и скорректированы материалами следственного дела, заведенного после провала тайных выборов (вел дело небезызвестный А. В. Казанский). Первым, 9 декабря 1926 г., показания начал давать епископ Павлин (Крошечкин). Своего активного участия в осенней истории он не скрывал, рассказывал и о том, с кем он общался по вопросу о тайных выборах, хотя некоторые имена и факты он от следствия все же утаил («позабыл»). Согласно показаниям епископа Павлина (в изложении следователя Казанского), события развивались следующим образом: «В октябре м[еся]це сего года я получил назначение или, вернее, предложение стать епархиальным епископом Полоцко-Витебской епархии. Предложение исходило от заместителя местоблюстителя митрополита Сергия Нижегородского» 1023 . Положение церковных дел в Белоруссии оставалось сложным. Хотя епископ Минский Мелхиседек (Паевский) к тому моменту и сложил с себя самозваное митрополитство, на месте оставались еще его викарии, некоторым из которых сепаратистские идеи не давали покоя. При этом большую часть приходов в Витебской епархии удерживали за собой обновленцы 1024 . «По этому поводу, – продолжал свои показания епископ Павлин, – я отправился в г. Нижний Новгород к митрополиту Сергию, так как официального уведомления об этом еще не получал, а ехать мне туда по некоторым причинам не хотелось. Эту поездку я использовал для разрешения с Сергием одного интересовавшего меня вопроса, а именно: я, как и многие церковные деятели удручен неустройством в православной патриаршей церкви, возглавляемой в настоящее время митрополитом Сергием, ввиду заключения патриаршего местоблюстителя Петра, ввиду отсутствия патриарха вообще, наличие которого я и некоторые другие епископы считаем необходимым» 1025 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Став епископом Рыльским, он принялся укреплять позиции православия в Курской области — обновленцы не сумели привлечь на свою сторону сколько-нибудь значительную часть паствы. Он поощрял внутреннюю реформу богослужения — среди его сподвижников был обоянский священник Григорий Петров, наделенный незаурядным поэтическим талантом. Им были составлены несколько акафистов, заупокойная служба, служба св. Павлину Ноланскому . Из братии Глинской пустыни вокруг еп. Павлина возникла мощная духовная община, сопровождавшая его в скитаниях. Именно еп. Павлину принадлежит инициатива тайных выборов патриарха в 1927 году. Когда он поставил митрополита Сергия в известность о задуманном мероприятии, тот уклонился от непосредственного участия, но благословил начинание. Россия была поделена на четыре округа, и, соответственно, были отправлены четыре вестника. Трое известны: игумен Таврион (Батозский), Кувшинов Иван Алексеевич и его сын Иван Иванович, коммерсанты, проживавшие на Вшивой горке, в Москве. Кувшиновы были схвачены ОГПУ со списками подавших голоса епископов. Они были подвергнуты пыткам, а затем расстреляны, не выдали никого. Впоследствии прокатилась волна арестов, был арестован и епископ Павлин. Год он пробыл в одиночке, был выпущен и в 1928 году назначен в Пермь. Вместе с ним отправляются игумен Таврион и иеромонах Андроник. Дальнейшие факты его биографии довольно хорошо изложены анонимным биографом. На Могилевской кафедре он пробыл три года, с 1933 по январь 1936 года. По словарю епископов митр. Мануила значится, что в январе 1936 года архиепископ Павлин (Крошечкин) уволен на покой, другими словами — арестован. Владыка погиб в Мариинских лагерях, на Севере. Неизвестны ни обстоятельства, ни дата его смерти. Когда читаешь службу св. Павлину Ноланскому , написанную прот. Григорием Петровым, ясно видишь духовный облик архиепископа Павлина, всей своей жизнью подражавшего житию своего ангела. Его твердость, глубокий ум, большая культура и активность образец для подражания. Хочется верить, что продиктованная им автобиография не исчезла бесследно, что где-то она сохранилась, и тогда многие сокрытые сейчас факты его жизни будут явлены, и мы получим неоспоримые доказательства святости новомученика архиепископа Павлина.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Отец заставил продолжить образование в городе Дергачи. Тихон смирился, но постоянно думал о пустыни, чувствовал, что его место там. В рождественские каникулы 1913 года Тихон привез родственникам подарки: крестики, иконки. Когда все рассматривали их, юноша на коленях стал умолять отца отпустить его в монастырь. Домашние уже давно поддерживали такое желание Тихона, но на этот раз и отец не смог отказать сыну. И в том же году Тихон Батозский был принят послушником в Глинскую пустынь. Первым послушанием Тихона стала работа в иконописной мастерской. В 1920 году он вместе со многими братиями был привлечен к трудовой повинности. В 1921 году, за год до закрытия Глинской пустыни, уже будучи монахом, он вместе с епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) приехал в Москву. Таврион сдружился с владыкой Павлином, когда тот был еще молодым монахом. Выходец из крестьян, он окончил Московскую духовную академию и стал прекрасным проповедником, добрым и отзывчивым к чужому горю пастырем. Епископ Павлин был наставником молодого монаха Тавриона. В Москве Таврион поселился в Новоспасском монастыре. Он продолжал заниматься иконописанием; выполняя поручения епископа Павлина, активно участвовал в церковной жизни. В 1923 году Таврион, по указу святителя Тихона, был рукоположен во иеродиакона. В 1925 году Новоспасский монастырь был закрыт и иеродиакон Таврион переехал к епископу Павлину в Курск. В том же году он был рукоположен во пресвитера и получил благословение на ежедневное служение Божественной литургии. В 1926 году двадцати восьмилетнего иеромонаха возводят в сан игумена витебского Маркова монастыря. Однако и этот монастырь вскоре был закрыт. Игумен Таврион вернулся в Москву. К тому времени Русская Церковь , не имея разрешения на созыв Собора, уже почти два года не могла избрать своего главу – патриарха. Владыка Павлин, неравнодушный к судьбе Церкви, выступил инициатором выборов патриарха путем тайного сбора подписей. Игумен Таврион принял в этом деле активное участие: он один из тех, кто ездил по России с подписными листами. Мнение епископата было достаточно ясным: за митрополита Казанского Кирилла (Смирнова, 1863–1937) поставили подпись 72 человека. Однако после расстрела двух помощников епископа Павлина и ареста сорока епископов (в том числе митрополитов Сергия и Кирилла) дело продолжаться не могло.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ПАВЕЛ Максимович Бочаров (1882-1937), мч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Николаевич Елькин (1876-1937), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Васильевич Кузовков (1875-1937), мч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Никитич Парфёнов († 1918), мч. (пам. 3 нояб., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (1892-1938), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Гаврилович Любимов (1871-1931), диак. , священноисп. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ, ВАЛЕНТИНА И ФЕА мученики (пам. греч. 18 июля) - см. в статьях Еннафа, Валентина и Павла, мученицы (пам. 10 февр.) и Павел, Алевтина и Хиония ПАВЕЛ ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. (пам. 1 июня) - см. в ст. Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел Гареджийские, преподобномученики ПАВЕЛ ЛАТРСКИЙ (кон. IX в. - 955), прп. (пам. 15 дек.), основатель мон-ря Пресв. Богородицы «ту Стилу» на горе Латрос ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛА мц. Кесарийская (Палестинская) (пам. 10 февр.) - см. в ст. Еннафа, Валентина и Павла, мученицы Кесарие-Палестинские ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) ПАВЛИН Ивановия Старополев (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_99.html

Впоследствии схиархимандрита Серафима (Амелина) спрашивали, как монахи пережили закрытие обители, как переносили боль сердца при виде общей разрухи. «Воля Божья», – спокойно и кротко ответил преподобный. Глава 2. Мытарства Служение при епископе Павлине (Крошечкине) Закрытие Глинской пустыни отец Андроник пережил, по его собственным словам, как событие страшное. Ему пришлось найти квартиру в Путивле, куда он забрал свою престарелую мать и где жил до 1925 года. В этот период он был чернорабочим на путивльской мельнице. Подворье вместе с монастырем было упразднено, но мельница продолжала работать. Впоследствии и ее ликвидировали. В 1925 году епископ Курский Павлин (Крошечкин) по совету отца Нектария (Нуждина) взял монаха Андроника себе в келейники. Монах Андроник, давший обет послушания, был готов на всякое благословение. Ему пришлось проститься с матерью. С глубокой скорбью он отвез ее к своему брату Иоанну, прося относиться к ней с должным почтением. Затем он возвратился в Курск в распоряжение епископа Павлина. В это время владыке было сорок шесть лет. Выходец из крестьянской семьи, с шестнадцати лет он подвизался в монастырях – в Саровском, Николо-Бабаевском (где занимался самообразованием под руководством жившего там епископа), ростовском Спасо-Яковлевском, московском Новоспасском (в последнем был пострижен в монашество). Заочно окончил Московскую духовную семинарию и академию. В 1921 году стал епископом Рыльским, викарием Курской епархии. Объезжая епархию, часто посещал приходы и монастыри, много проповедовал. Его простые проповеди воспламеняли сердца слушателей, возбуждали в них стремление к праведной жизни и покаянию. В декабре 1922 года епископ был арестован и около года провел в заключении, в одиночной камере одной из московских тюрем. Там он сделал крест из хлебного мякиша, молился перед ним, за что подвергался оскорблениям и побоям тюремщиков. К концу года был освобожден, вновь служил Церкви в епископском сане. Монаху Андронику поначалу не хотелось быть возле епископа: он боялся роскоши, высоких людей. Однако, на его счастье, владыка Павлин был очень скромен, отличался аскетической жизнью. Он был прост и доступен в обращении, незлобив и кроток, любим детьми. Много читал, собрал большую библиотеку. Очень любил простой русский народ, раздавал бедным большую часть своего имущества – деньги, продукты, несмотря на то что сам нуждался. Любил всякую живность: в своем садике сделал мостик через дорожку, по которой проложили тропку муравьи. Послушание у него келейником наложило глубокий отпечаток на душу отца Андроника, способствовало его духовному возрастанию. В свою очередь владыка видел в лице отца Андроника искреннего и преданного сына, который служил ему по келейным обязанностям и прислуживал иподиаконом в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010