Введение Общепризнано, что Послания св.апостола Павла, наряду с Евангелием от Иоанна, имели решающее влияние на формирование богословской мысли свт. Кирилла Александрийского 1 . Он объяснял их «с редким проникновением, вплоть до постижения их духа» 2 и постоянно обращался к ним в своих творениях. Ключевыми в сотериологии святителя были заимствованное у апостола (см. Еф.1, 10 ) учение о «возглавлении» (νακεφαλαωσις) во Христе обновлённого человечества 3 и его же типология Христа как второго Адама (см. 1Кор.15, 22.45 ), ставшая и своего рода объединяющим принципом его библейской экзегезы 4 . Обширные отделы ряда его триадологических и христологических трактатов представляют собой последовательность полемически заострённых толкований избранных мест Нового Завета, где на первом месте по объему стоят Павловы послания 5 . К сожалению, из творений святителя, непосредственно посвящённых их экзегезе, до нас дошли только фрагменты четырех трактатов (толкования на Рим.,1 Кор.,2 Кор. и Евр.) 6 , главным образом в греческих катенах 7 . Но и в виде этих фрагментов они представляют собой важную часть письменного наследия свт.Кирилла и в самое последнее время вновь привлекли к себе серьёзное внимание исследователей 8 . 1. Изначальная форма толкования В опубликованных катенах на Послание к Римлянам лишь отмечаются принадлежащие святителю схолии («Кирилла») без обозначения источника. Но один фрагмент толкования (3, 31) 9 цитируется в катене на Деяния свв. апостолов с надписанием: «Святого Кирилла из (послания) к Римлянам второго тома», а свт. Никифор Константинопольский в третьем «Антирритике против Константина Копронима» приводит другое место (1, 3–4), вводя его словами: «Ибо так говорит он [т.е. свт.Кирилл], объясняя (πομνηματζων) Послание к Римлянам божественного апостола» 10 . Можно сделать вывод, что это был экзегетический комментарий (ξγησις πομνηματικ, πμνημα), разделённый на «томы» (τμοι), – форма, избранная святителем в большинстве его экзегетических творений, в том числе и на остальные Павловы послания. Сведениями об общем количестве томов толкования мы не располагаем. 2. Дата написания

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Видна Божия воля просветить Японию Святитель Николай Японский. Видна Божия воля просветить Японию : Сб. писем/ред.-сост. Г.Г. Гуличкина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 336 с. : ил. — (Письма о духовной жизни) В предлагаемом читателю сборнике содержится лишь небольшая часть эпистолярного наследия замечательного миссионера, святителя Николая Японского (1836–1912). Свыше 50 лет он неустанно трудился в деле распространения и утверждения Православия в далекой Японии, сохранив глубокую любовь к своей родине. Отдав всю свою жизнь основанной им Японской Церкви, святитель Николай сделал ее живым организмом, способным к дальнейшему развитию и росту, сделал тем, что она стала Японской Православной Церковью и заняла полноправное место в семье мирового Православия. Приводим отрывок из книги. Письма к митрополиту Иннокентию (Вениаминову) Ваше Высокопреосвященство! В бытность Вашу в Хакодате, семь лет тому назад, Вы, увидев меня за французскою книгою, изволили выразиться: «Бросить бы теперь все эти книги, малополезные здесь, и при няться тщательно за изучение японского языка». Ваш совет я свято хранил в памяти и старался следовать ему, тем более что сознательно и обдуманно приехал в Японию с миссионерскою целью. В первые годы много времени истрачено мною на испытание разных методов изучения японского языка, так как этот язык положительно труднейший в свете, долго стоит непонятною загадкою пред каждым, начинающим изучать его. Но терпение все одолевает. Раскрылись, хоть наполовину, передо мной японские книги; свободно течет, хотя и с ошибками, японская речь. Сколько возможно было, я старался преследовать и мою главную цель; успехом похвалиться не могу, но кое-что сделано; переведены на японский с китайского: 4 Евангелия, Деяния, Соборные послания, несколько посланий апостола Павла, краткая Священная история, Православное исповедание святого Димитрия Ростовского, Катехизис для оглашенных, утренние и вечерние молитвы; с славянского: Обряд присоединения иноверных и крещения. 18 мая текущего года крещены три японца, после долгого обучения их вере. Этих японцев я готовил в проповедники, но увы! Пришел к окончательному убеждению, что на японских проповедников плохая надежда. Чтобы учить других, здесь нужно отчетливое и обширное знание христианской веры.

http://pravoslavie.ru/33240.html

Глава III Увещание к молитве за успех Апостольского благовестничества и за самого благовестника (1–5), завещания Апостола Фессалоникийцам касательно бесчинных, праздных и непослушных (6–13) и указание братолюбных по отношению к ним мер (14–15). Призывание читателям мира от Господа, собственноручное приветствие и ниспослание благодати Христовой (16–18). С этой главы начинается увещательная часть послания, причем нельзя не заметить, что по своему построению наше послание очень близко подходит к первому, разделяясь на две части – повествовательно-изъяснительную, и увещательную. Последняя, как и в 1 Фес., начинается выражением το λοιπν. 2Сол.3:1 .  Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2Сол.3:2 .  и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Ап. просит ф. молиться об успехе евангельской проповеди , чтобы последняя имела такой же успех у Коринфян, как и у них. « Да слово Господне течет и славится» – по-слав.; τρχη και δοξζηται – по-греч. Первый глагол подчеркивает живую и действенную природу слова Божия, и желание Ап., чтобы оно все более и более распространялось, а второй указывает на внутреннее признание, выражающееся в прославлении С. Б. (ср. Пс 146и Пс 19 ) и следующее за признанием его. Во втором стихе Ап. частнее указывает, почему он просит молитв ф. общины – чтобы избавиться от испорченных и злых людей. На кого намекает здесь Ап. Павел? Что здесь имеются в виду определенные лица, на это указывает член των. Но где их искать? Едва ли эти враги – иудаисты, борьба с коими разгорелась позднее. Нет оснований их искать и среди самих христиан, ибо выражение «не во всех вера» собственно значит: «вера не есть удел всех», и имеет более широкое приложение, чем к одному лишь кругу верных. Значит – этих врагов нужно искать среди неверующего жидовства (в данном случае коринфского), которое всюду гнало и преследовало благовестника Христова. Подтверждения этому дают Деяния ( Деян.17:5, 13, 18:12 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I. Иерусалимская церковь Источники Для истории первоначальной иерусалимской церкви мы располагаем двумя древнейшими источниками: посланием ап. Павла к Галатам и Деяниями Апостолов. В смысле древности первый источник имеет неоспоримое преимущество перед вторым. В то время как Деяния могли появиться во всяком случае не ранее 63 года, послание к Галатам относится по всей вероятности к 53 году 1 . В нем апостол рассказывает о своем двукратном посещении Иерусалима, в первый раз чрез три года после обращения 2 , а во второй раз – спустя четырнадцать лет 3 . Описание второго посещения отличается большей подробностью и дает весьма ценные сведения о положении христианской иерусалимской общины. Сделанное самим апостолом-очевидцем и притом вскоре после самого посещения, это описание не возбуждает в ученых исследователях никаких сомнений относительно своего исторического достоинства. О полном беспристрастии описания свидетельствует по их мнению уже то, что апостол не скрывает в нем самых интимных и теневых сторон в своих отношениях к апостолу Петру. Иное отношение исторической критики к Деяниям Апостольским. Она ставит их в разряд источников „второго ранга“, т. е. таких источников, которыми следует пользоваться с разбором и осторожностью. Находя в них множество драгоценных сведений о первых временах христианской церкви, она в то же время видит во многих местах пользование непроверенными и противоречивыми преданиями и источниками и общее тенденциозное освещение фактов, имеющее целью по возможности сгладить всякие шероховатости в отношениях первохристианской церкви и апостолов, представить их более гармоничными, чем были они на самом деле. Не имея надобности затрагивать сложный вопрос об исторической достоверности книги Деяний вообще, мы скажем лишь о том, насколько основательны подозрения литературной критики в отношении тех частей книги, которые дают нам важные сведения о первоначальной христианской церкви в Иерусалиме. Главным основанием этих подозрений служит видимое несогласие Деян.15:1–30 и Гал.2:1–10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Е Вопр. Что есть Евангелие ? Отв. Евангелие есть слово греческое и значит весть добрую, благоприятную и утешительную. Евангелие Иисус-Христа открывает нам, что Он от Отца Небесного в мир сей послан грешники спасти, как сам Он рек: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго ( Лк. 19:10 ). Тоже и Апостол благовествует: верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешников спасти ( 1Тим. 1:15 ). Слава пославшему Отцу! Слава и пришедшему Сыну спасти грешников! Поклонимся убо радостным и благодарным духом Пришедшему спасти нас и Благоволившему послать Его. Благословен Бог, хотяй всем человекам спастися и в разум истины приити! Приимем сию радостную весть в сердца наши и дадим славу Богу, благоволившему о нас. Вопр. Сколько св. Евангелистов ? Отв. Четыре: Матфей, Марк, Лука, и Иоанн Богослов. 1) Св. Матфей есть один из дванадесяти апостолов, иначе называемый Леввием. Он писал прежде прочих Евангелистов, именно чрез восемь лет по вознесении Господа. Существующий до ныне греческий текст сея книги есть перевод с еврейского, или сирского, но он, по своей апостольской древности, имеет для христиан достоинство – равное подлиннику. 2) Св. Марк был сопутником ап. Петра и причисляется к 70 апостолам, а к вере во Христа обращен Петром. Будучи послан от Петра во Египет, епископскую там отправлял должность и первый христианское училище в Александрии основал. Отвержение от Христа Петрово пространнее, нежели прочие Апостолы, описал, потому что, конечно, от самого Петра сию плачевную историю лично услышал. 3) Св. Лука, антиохиянин, искусством врач, сотрудник ап. Павла. Он отличается полнотою, которая объемлет происшествия нового Завета от рождения Предтечи до вознесения Иисуса Христа на небо. Имя его Лука от lux – свет; он не был самовидец, но Евангельскую историю от Апостолов слышал. Написал он Евангелие свое в 66 или 67 лето по вознесении Господа, потому что Деяния Апостольские написал он в лето по Р. X. 68. Феофил, для которого писано его Евангелие, был, без сомнения, муж чиновный, и, может быть, градоначальник.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Едва ли не вся история, так называемого, Белокриницкого священства, от его зарождения до последних дней, обязана своим появлением «Братскому Слову». Здесь сообщена была «Переписка» раскольничьих деятелей; здесь раскрыты были в «Воспоминаниях» и «Записках» все тайные пружины, движущие австрийщину в её мечтах о соединении всех старообрядцев; здесь в «Летописях» раскола обнаруживались все тайные и наглые деяния раскольников всех толков и сект; здесь, далее, в рассказах об обращениях бывших раскольников сообщено было, чем волнуется, движется, крепнет и растёт или слабеет внутренняя жизнь раскола. Не удивительно поэтому, что воспроизводящий настоящую жизнь раскола, неизбежно должен был обращаться к «Братскому Слову», как единственному источнику необходимых для него сведений, как к своего рода «Летописи временных лет»... В свою очередь, и полемист против раскольничьих суемудрий, по необходимости, притекал к тому же источнику воды для него живой. Здесь, сначала в беседах самого приснопамятного о. архим. Павла, а затем его учеников и почитателей, изобличён в целых трактатах и отдельных статьях, в целой его системе и по отдельным вопросам раскол во всех его разветвлениях. Узнав из того же «Братского Слова» о появившейся, подпольно изданной, раскольничьей книжке, пастырь-миссионер спешил к тому же «Бр. Слову», чтобы найти в нём и изобличения на неё. И никогда в своих упованиях он не был посрамлён: всегда и в избытке обретал нужное ему и смело шел на борьбу, твёрдо веря в твёрдость и прочность приобретённого здесь им оружия. Вооружая пастырей-миссионеров, снабжая историко-научными данными всякого интересующегося расколом, «Братское Слово» подкрепляло неуверенного в первых шагах миссионерской деятельности, разгоняло тьму сомнений, у колеблющегося в истинах православия и забрасывало, а потом и возращало в плод мног зерно разочарования относительно раскола во многих лучших последователях его. Сколько таковых насчитывается теперь по лицу Руси святой, кои всем своим обращением из мрака к свету обязаны «Бр. Слову!» Скольких и ещё оно могло бы привести во двор церкви, особенно, при современном развитии миссионерства и грамотности!.. Но смелый голос «Братского Слова» смолк на «Прощальном Слове» почтенного его редактора, проникнутом похоронной элегией, навевающей тяжёлые чувства и думы и на издателей духовной и тем более – специальной журналистики.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Чудотворец в военном госпитале Бурденко В канун праздника Николы Зимнего в госпиталь вернулся святитель Мир Ликийских 19.12.2023 153 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 18 декабря 2023 года, в канун дня памяти святого, в праздник Николы Зимнего, как величают его на Руси в военном госпитале им. Николая Бурденко состоялось дарение иконы святителя Николая госпитальной церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Икона выполнена известным московским мастером Антоном Старцевым. Икону внесли – иконописец Антон Старцев и жертвователь – глава международной организации «Русский Госпиталь» Виталий Хизниченко. Она была освящена настоятелем храма священником Илией Тягиным. Молитвенное настроение охватило всех приглашённых, согласно пели молебен Николаю Чудотворцу, вторя отцу настоятелю, после молебна почувствовали умиротворение и духовную радость. Святитель Николай Мирликийский, в народе – Николай Чудотворец, любимый русский святой. Именем его называют поныне многих русских мальчиков, посвящая их судьбы и деяния доброму и строгому, мудрому и отзывчивому святителю Николаю. Народу на мероприятии было немало, присутствовала делегация Императорского Православного Палестинского общества, а именно, редактор журнала «Искусство для всех» Галина Розанова, много способствовавшая подготовке мероприятия, заместитель руководителя Молодежной секции ИППО Тамара Григорьева, священник отец Илия, известный московский врач, кандидат медицинских наук Дмитрий Виноградов, заведующая медицинским музеем госпиталя Марина Овчинникова, иконописец Антон Старцев, художник Филипп Москвитин, представители врачебного сообщества. Жертвователь иконы Виталий Хизниченко и многие другие. Почему это дарение было так важно, пояснил отец Илия. Госпиталь, имеющий принадлежность к вооруженным силам России, став первым государственным медицинским учреждением, был основан 300 лет назад по Указу императора Петра I, который самолично подарил госпитальному домовому храму две иконы – Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Своё покровительство над госпиталем простёрли не только Богородица и Первоверховные апостолы, но и святитель Николай Мирликийский. Госпиталь был очень важен и как лечебное учреждение, и как школа для медиков, здесь были заложены основы выдающейся русской медицинской науки. Главным доктором Московского госпиталя стал выпускник Лейденского университета, искусный хирург и анатом, лейб-медик Петра I – Николай Бидлоо.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/19/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Остров Дмитрия Дюжева 05.09.2006 759 Время на чтение 10 минут Дмитрий ДЮЖЕВ родился в 1978 году в Астрахани. В 1995 году окончил " Школу одаренных детей " и поступил в ГИТИС на режиссерский факультет (в актерскую группу), в мастерскую Марка Захарова. После института работал в Московском театре юного зрителя. В настоящее время - актер Московского художественного театра. Снялся в целом ряде известных фильмов и сериалов, таких как: " Бригада " , " Родина ждет " , " Жмурки " и другие. В недавно вышедшем на экраны фильме Павла Лунгина " Остров " Дмитрий Дюжев сыграл роль монаха. - Дмитрий, Вы говорили, что не любите давать интервью. Почему? - Все вопросы довольно однообразны. Перетекают из одного издания в другое. Удивительно, но многие не любят, когда я начинаю говорить о Боге. Мои слова стараются как-то " секуляризировать " . К примеру, скажешь что-то о христианской морали, о христианском поведении, а потом приносят тебе готовый текст интервью - а там об " общечеловеческих ценностях " . И приходится каждый раз что-то объяснять. Я все говорю: " Господь помог, Господь сподобил! " Но журналисты порой просто не понимают, что я говорю о Боге всерьез, а если понимают, то не хотят касаться этой темы... - Может, это беда не столько журналистов, сколько их читателей? - Это беда всех людей на Земле, и она существовала изначально. Мы не умеем говорить друг с другом о Боге. Даже если кто-то уверовал - это еще не значит, что он сможет своими словами донести свою веру до других. Даже у апостолов это получалось далеко не всегда: почитайте " Деяния " - не обращали они людей толпами или целыми городами. Что уж о нас говорить! Нужно всегда помнить, что между верующим и неверующим существует непонимание. Это нормально. Важно не удивляться ему, а учиться его преодолевать, и помнить, что человек посторонний не всегда может правильно воспринять твои поступки, просто потому что ему не всегда ясны мотивы, которыми руководствуются верующие люди. Человек со стороны видит храм, молящихся там людей, знает, что существует христианство. Но он совершенно не представляет, в чем смысл веры, почему " смерти нет " , зачем нужно ходить в храм и причащаться. И никаким способом ты свою веру в другого не " вобьешь " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Коринфянам Введение Автор Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1). Время и обстоятельства написания Наиболее вероятная дата написания послания 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес ( Деян. 20,1 ), но еще не прибыв снова в Коринф ( Деян. 20,2 ). Основав в 51–52 гг. церковь в Коринфе ( Деян. 18,1–18 ), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие ( Деян. 18,22 ). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года ( Деян. 19,1–40; 20,31 ). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам ( 1Кор. 16,17.18 ). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже «в третий раз» (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10). Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам «строгое послание», полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10–13) глав. Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это «строгое послание», сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5–9.13–15; Деян. 20,1.2 ). Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу «строгому посланию». По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но «не имел покоя духу». Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Часть вторая: о книгах Нового Завета Источник § 1. О книгах Нового Завета вообще I. Определение Книги Нового Завета суть те священные книги, которые написаны по Рождестве Христове Богодухновенными мужами, и в вечное правило веры и деяний Церкви преданы. II. Надпись книг Нового Завета Все сии книги вообще именуются Новый Завет ; и сие наименование взято отцами после времен апостольских из второго Павлова послания к Кор. ( 2Кор.3:6,14 ); а во втором столетии оно уже было в употреблении, как видно из Наставл. Климента Александрийского книги 1, стр. 3. III. Причина наименования Сии книги называются Новым Заветом потому, что они написаны в то время, в которое Церковь Божия приняла на себя совсем новой вид и расположение. IV. Показание книг Нового Завета Оные составляют Евангелия Матвея, Марка, Луки и Иоанна, апостольские Деяния, седмь посланий соборных, одно апостола Иакова, 1 и 2 Петра, 1, 2 и 3 Иоанна, Иуды, и четырнадцать посланий апостола Павла к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам, к Галатам, к Ефесеям, к Филипписиям, к Колоссаям, 1 и 2 к Солунянам, 1 и 2 к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреем, и Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова. Что сии книги все до одной от первенствующей христианской Церкви почитаемы были за правильные, сие видим из свидетельства отцов, живших в первых столетиях по Рождестве Христове, как то из Оригена , Афанасия, Иеронима, Августина и прочих. Из сих свидетельств мы ясно усматриваем, какое отцы, жившие во втором столетии, имели о сих книгах мнение. Но немного спустя хотя возродилось о некоторых из оных книг сомнение; но как всегда в первенствующей Церкви были такие мужи, которые их почитали за богодухновенные: то они, опровергнувши причины сомнений об оных, по общему согласию приняли все в число книг богодухновенных. Некоторых же сомнение есть яснейшим доказательством, сколь то первенствующей христианской Церкви учители великое имели тщание и осторожность, дабы каких подложенных книг не почесть за истинные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010