Павел Иванович, ведь Вы профессор и воспитатель, к лицу ли Вам так выражаться, так вести себя?.. В ответ на мои слова он с пущей силой снова схватил меня за плечи, резко повернул спиной к себе и начал тузить меня кулаками. Раздались возгласы коллег: Митрофан, не сплошай, держись! Они окружили Зайцива, нанося ему легкие удары, кто ладонью, кто кулаком. Вряд ли смог бы несчастный профессор добраться до своей комнаты, если бы не вырвал его из рук студентов Е. Лебедев, личный друг Зайцива, 40-летний студент-богослов. Вечером того же дня в здании Университета урок латыни преподавал Зайцив. Все мы, второкурсники, должны были явиться на урок. Мои коллеги по курсу решили бойкотировать его, а я, облачившись в праздничный костюм, отправился в Университет. Увидав в аудитории меня в единственном числе, Павел Иванович плюнул и удалился. Урок не состоялся. К вечеру узнал о происшедшем в общежитии Митрополит Дионисий, декан Богословского факультета. Владыка вызвал меня к себе. Свидетели случившегося, мои коллеги, решили сопровождать меня, чтобы пред ним свидетельствовать правду. Не сразу принял их Владыка: хочу видеть только студента Зноско. Все же он уступил настойчивой просьбе моих коллег. К этому времени успел я направить в Академический суд жалобу на проф. Зайцива. Митрополит принял нас в зале заседаний Синода. Прибывшие со мною коллеги, как в театре, разыграли перед владыкой всю картину, пережитую ими в столовой. Были изображены все действия, голоса, крики и проф. Зайцива, и студентов. Некоторые из действующих лиц плакали, их слезы свидетельствовали о том, какое тяжелое впечатление произвела на них вся «картина», разыгравшаяся в студенческой столовой. По окончании «представления» Владыка Митрополит оставил меня одного и сказал: – Хвалю Ваши выдержку и терпение, но прошу – возьмите обратно на проф. Зайцева поданную Вами жалобу. Дело в том, что Академический суд, по солидарности, решит дело не в Вашу пользу, и рас могут исключить из Богословского факультета без права вернуться в Варшавский университет. Вас я в течение двух недель направлю в Белград. Зайдите ко мне завтра в вечерние часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Так проводили Сталина в последний путь рясофорный Павел Груздев из затопленной Мологи и мастер на все руки из старинного городка Ветлуга Иван Лебедев. " А уж после похорон Сталина молчим - никого не видали, ничего не слыхали " . И вот снова ночь, примерно час ночи. Стучатся в калитку: - Груздев здесь? Что ж, ночные посетители - дело привычное. У отца Павла мешок с сухарями всегда наготове. Выходит: - Собирайся, дружок! Поедешь с нами! " Дедушко ревит, бабушка ревит... - Сынок! Они за столько лет уже привыкли ко мне, - рассказывал о. Павел. - Ну, думаю, дождался! На Соловки повезут! Все мне на Соловки хотелось.. Нет! Не на Соловки. Сухари взял, четки взял - словом, все взял. Господи! Поехали. Гляжу, нет, не к вокзалу везут, а в комендатуру. Захожу. Здороваться нам не ведено, здороваются только с настоящими людьми, а мы - арестанты, " фашистская морда " . А что поделаешь? Ладно. Зашел, руки вот так, за спиной, как положено - за одиннадцать годов-то пообвык, опыта набрался. Перед ними стоишь, не то чтобы говорить - дышать, мигать глазами и то боишься. - Товарищ Груздев! Ну, думаю, конец света. Все " фашистская морда " , а тут товарищ. - Садитесь, свободно, - меня, значит, приглашают. - Хорошо, спасибо, но я постою, гражданин начальник. - Нет, присаживайтесь! - У меня штаны грязные, испачкаю. - Садитесь! Все-таки сел я, как сказали. - Товарищ Груздев, за что отбываете срок наказания? - Так ведь фашист, наверное? - отвечаю. - Нет, вы не увиливайте, серьезно говорите. - Сроду не знаю. Вот у вас документы лежат на меня, вам виднее. - Так по ошибке, - говорит он. Слава Тебе Господи! Теперь на Соловки свезут, наверное, когда по ошибке-то... Уж очень мне на Соловки хотелось, святым местам поклониться. Но дальше слушаю. - Товарищ Груздев, вот вам справка, вы пострадали невинно. Культ личности. Завтра со справкой идите в милицию. На основании этой бумаги вам выдадут паспорт. А мы вас тайно предупреждаем... Если кто назовет вас фашистом или еще каким-либо подобным образом - вы нам, товарищ Груздев, доложите! Мы того гражданина за это привлечем. Вот вам наш адрес.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2090...

Он замечает вопреки тем, если бы кто пожелали этого осуждения: „многие церковные правила одним преданы, а другим неизвестны. Кто принял их и нарушает, тот достоин наказания, но кто не имеет их, почему должен подлежать наказанию? “ 463 . Вот тот истинно христианский, гуманный взгляд, которым смотрит он на разности обрядовые, разделявшие издавна различные церкви одну от другой 464 . II. К сожалению в дальнейшей истории церкви восточной утверждается не столько этот любвеобильный примирительный взгляд на разности церковные, сколько тот взгляд Фотия, который выражен этим патриархом в его окружном послании, взгляд через чур строгий и не совсем справедливый. Насколько подобный ригористический взгляд начал утверждаться в церкви, это сделалось ясно, в особенности когда в XI веке возгорелись споры церкви восточной с церковью западною. Как скоро случилось это, взгляд Фотия утрированный, чуждый снисхождения, выраженный им в сказанном послании, делается руководящею нитью для многих представителей восточного богословствования. Таким образом создавалось направление, которое можно назвать консервативно-ритуальным. Разительный пример указанного направления представляет патриарх Михаил Керуларий (XI в.. Керуларий, хотя быть может и не без достаточных причин, но во всяком случае без должного снисхождения, нападает на некоторые церковно-обрядовые разности латинской церкви. Он видит в этих разностях как бы такое дело, которое грозило самою великою опасностью для допускающих оные. Так в своем известном полемическом послании против латинян Керуларий 465 ), обличая латинян в том, что они совершают евхаристию на опресноках, что они постятся по субботам (в четыредесятницу), что они едят удавленину, что они имеют некоторые неважные богослужебные особенности, однако делает при этом такой вид, как будто бы дело шло о коренных догматических отступлениях. Он писал на Запад: „отчего вы не обращаете внимания на такие погрешности свои, не познаете их, и не исправляете народы и себя (обращение к епископам), вы, которые должны будете дать ответ в этом Богу? Неужели вы презрите то, чему учили Петр, Павел и другие? Вы обольщаете себя и народ, а о чем я пишу, тому учили Петр, Павел и другие апостолы, учил Сам Спаситель, и то восприяла св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

XI Сенека приветствует Павла. – Если бы ты захотел быть в самой тесной связи с моим лицом и моим именем, ты, человек возвышенный и избранный во всех отношениях, скажу более, если бы ты захотел не только быть соединенным со мной во всех отношениях, но если бы ты захотел сделаться одним лицом со мной, и тогда твой Сенека встретил бы это с удовольствием. Пусть ты вершина и глава всех народов (gentium cacumen), но неужели ты не позволил бы мне слиться с тобой воедино и чувствовать себя настолько близким к тебе, чтобы я мог считаться за второе ты. Нет, я не считаю тебя недостойным стоять во главе нашей переписки, если только ты не думаешь шутить со мной, потому что ведь и ты римский гражданин. Я хочу, чтоб место, которое занимаю я, было твоим, а которое занимаешь ты место, было моим. Прощай, мой дражайший Павел. Дано в десятый день апрельских календ, в консульство Апрониана и Капитона. XII Сенека приветствует Павла. – Будь здоров, мой дражайший Павел. Неужели ты думаешь, что я не опечален, видя, что ваша невинность присуждается к наказанию, когда вас считают людьми злыми и подлежащими суду, когда народ приписывает вам все зло, случившееся в столице? Тем не менее постараемся переносить наш жребий с терпением и будем вести борьбу на арене, куда рок бросил нас, пока высшее Провидение не положит конца нашим несчастьям, Древние должны были выносить Македонянина, сына Филиппова, после Дария и Дионисия, наше поколение, в свою очередь, – кесаря Кая; тираны всегда позволяли себе, что хотели. Пожары, которым часто подвергается Рим, доказывают это. Если бы человеческая немощь могла открывать причины и безнаказанно проникать в сокрытое от нас, то все тотчас бы узнали истину. Христиан и иудеев привлекают к наказанию как виновников пожара, но тиран (имеется в виду Нерон. – А. Л.), назначенный для своего времени, этот ночной разбойник, удовольствие которого состоит в том, чтобы быть палачом, и одеждой которого служит ложь, понесет за всех наказание и будет гореть в адском огне, подобно тому как некий наилучший предал единую главу за многих. Сто тридцать два дома, четыре квартала (insulae) сгорело в продолжение шести дней, огонь потух только на седьмой день. Желаю тебе здоровья, брат. Дано в пятый день апрельских календ, в консульство Фруги и Басса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Что удивительного, если этот насадитель или насадители, если их было более одного, проповедуя Христа, в то же время внушал новообращенным из язычников, что, усвояя христианство, не следует пренебрегать «обрезанием», которое узаконено самим Иеговою? Очень возможно, что Павел слышал об этом поступке иудействующих христиан в Риме, и потому, при написании послания к римлянам, воспользовался представившимся случаем преподать наставление тем из них, кто прельщались иудейскою законностью, и уверить их, что рядом с крещением водой нет места еще для другого крещения ножом. Павел писал: «не тот иудей, кто таков по наружности и не то (истинное) обрезание, которое наружно, па плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков и то (истинное) обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим.2:29,3:1–2 ). Вот и все. Где же здесь спор из-за мертвеющего обряда? Его не видно. Всем известный громовой лозунг Павла: «несть Иудей, ни Еллин, вси бо вы едино есте о Христе» ( Гал.3:28 ) навеки положил конец спорам о «преимуществах» ( Рим.3:2 ) ветхозаветного обрезания. Рассмотрим другой спор, на который Толстой смотрит как на туманную зарю имеющего за тем наступить царства зла, царства сатаны, которое художник выдумал под влиянием своей мрачной фантазии. Разумеем спор об идоложертвенных яствах, хотя в сущности это был спор так сказать без лиц споривших. Но что такое идоложертвенные яства, и какое отношение могли иметь к ним христиане? Под идоложертвенными яствами нужно разуметь все съестное, что фигурировало как приношение в честь богов, мясо, вино, хлеб, фрукты и т. п., язычники были щедры по этой части. Приносимого на языческие алтари часто бывало так много, что приноситель приглашал своих родных, друзей и знакомых на религиозный пир, в состав которого входили главным образом яства, побывавшие на жертвеннике и освященные идольским жрецом. Такие пиршества происходили или в капище (что с тогдашней точки зрения не представляло ничего зазорного, т. е. не считалось каким-либо оскорблением для храма ( 1Кор.8:10 ) или в языческих домах, где были тоже жертвенники, на которые возлагались приношения для освящения ( 1Кор.10:27 ); мало того: возможны были случаи, что жрецы, получая свои доли от идоложертвенных яств, за ненадобностью продавали их на торжищах 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Правильной отчетности в редакции не было (не было гросс-буха), а приходо-расходы 1099 писались конторщицами на отдельных ежедневных отчетных листках. Деньги от конторщиц принимал сам Гиляров-Платонов, а в его отсутствие или когда он бывал занят, принимали: я, Экземплярский и даже моя воспитанница Авдотья Иванова Буренкова. Принимавшие от конторщицы деньги расписывались в тетрадке, которая хранилась у конторщицы. В Конторе тогда занимались: 1) Варвара Васильевна Тимковская; живет на Тверской, д(ом) Голяшкина. 1100 2) Екатерина Васильевна (помнится, Волкова – места жительства не знаю). 3) Родственник Гилярова-Платонова Сергей Дмитриевич Тихобразов; 1101 адрес его можно узнать в редакции «Сов(ременных) изв(естий)». 4) Наталья Францовна Пабуковская; адрес ее можно узнать от нотариуса Сухомлинова; 1102 5) Елизавета Ларионовна Чижова. Я вела для себя тетрадку домашних расходов, из которой видно, что более 50 р(ублей) в месяц не получала с декабря 1876 г. по май 1877 года. С осени 1875 г. до декабря 1876 года я никакого жалованья не получала, а мне давалось даже по 15 руб(лей) в месяц. Секретарем редакции до 1876 года был Павел Александрович Лебедев, имеющий свою типографию на Донской улице. Я лично часто говорила сыну Гилярова-Платонова 1103 про эти деньги, упрашивая его сесть в тюрьму или яму, но их отослать по назначению. Денежные дела его со времени покупки им писчебумажной фабрики 1104 были очень туги, и все жертвованные деньги шли в оборот. В июне текущего года между им и мною произошел разрыв, как видно из его же писем ко мне, врученных мною г. Прокурору 23 ноября. В июле я вспомнила об этих деньгах и сказала и даже написала к нему, что, вероятно, ему грозит большая напасть и потому Бог меня вовремя оторвал от него. До меня действительно дошли слухи, что еще весною наряжалось следствие о растрате им жертвованных денег, но в Петербурге кто-то остановил. В августе я сказала об этой растрате сотруднику Палешевскому 1105 (так!), который на это мне сказал, что весною пришел к нему Сергей Яковлевич Маурер и сказал ему: «Какому человеку Вы посоветовали дать взаймы деньги? Говорят, что Гиляров-Платонов затратил 12 т(ысяч) жертвованных денег».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

—123— в училище или, если желают, уволиться в епархиальное ведомство. Алексей Лебедев избрал первое и не напрасно. В то время как он медленно пробивал себе дорогу к лучшему будущему, его печальный спутник-брат Павел окончательно сошел с учебного поприща. Он тоже не миновал Перервы: был переведен сюда спустя несколько месяцев после Алексея Лебедева и всё время оставался здесь на своем содержании. Он не пошел дальше низшего отделения. – В 1857 г. он увольняется из училища по прошению его отца, судьба которого была тоже очень печальна. Он называет себя в прошении запрещенным священником, бывшим причетником С. Тарычева, Подольского уезда, и просит об увольнении сына Павла за его болезнью и по недостатку средств к его содержанию. При прошении имеется и подпись самого Павла Лебедева , заявляющего о своем согласии на увольнение. Подпись не только безграмотна, но и написана каракулями. Даже простое письмо и то не далось бедному Павлу Лебедеву . Такими прискорбными событиями осложнялся и без того не легкий ученический путь будущего знаменитого историка. Оставление на вторичный курс в старшем отделении училища отозвалось благоприятно на успехах Алексея Лебедева . Оба года он учится не просто хорошо, а прямо блистательно. Уже в первую треть 1858 г. он быстро выдвигается вперед. В ведомости о поведении и успехах учеников за сентябрь и октябрь 1858 г. он занимает 5-е место. Его поведение по-прежнему признается отлично хорошим, прилежание же называется весьма ревностным, способности и успехи весьма хорошими. Такую аттестацию он удерживает вплоть до окончания курса, неизменно повышаясь в разрядных списках. Последовательно он занимает 4-е, 3-е места и, по окончании первого учебного года, числится уже 2-м учеником. За свои успехи он удостаивается денежной награды в размере одного рубля из % с капитала, пожертвованного на этот предмет московским протоиер. Орловым. Этот капитал существует и в настоящее время и всё с тем же назначением поощрять ученические таланты и труды. Сверх де- —124—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На двух из соборов Сирмийских против упомянутого термина ясно замечено: «Слово «существо», употреблённое отцами (Никейскими) по простоте (πλοστερον), и для многих непонятное возбуждает соблазн, так как оно не употребляется и в Писаниях; поэтому заблагорассудили отвергнуть его и о существе вовсе не упоминать, особенно когда в Писании нигде не употребляется слово «сущность», когда говорится об Отце и Сыне» 212 . То же самое повторено в арианском Символе в Никее 213 , во Фракии, в 359 году, и в Константинополе 214 в 360 году. Вместо выражений, принятых в символе Никейском, «единосущный» и «из сущности», чаще всего и охотнее всего арианствующие употребляли выражения «подобен», «подобосущен» 215 для обозначения отношения Сына Божия к Отцу. Арианствующие находили, что указанные выражения приличнее и их можно употреблять с большей основательностью. Что касается до приличия, то арианствующие рассуждали: «Единосущный, собственно, относится к существам телесным, например, к людям и прочим животным, к деревьям и растениям, которые получают бытие и сущность из того, что подобно им, а подобосущие относится к существам бестелесным, например, к Богу и ангелам, из коих каждое мыслится само по себе, в собственной сущности». Вследствие таких суждений они находили выражение «подобосущие» более целесообразным, чем выражение «единосущный» 216 . Основание же, почему они предпочитали «подобен» выражению «единосущный», указывали в том, что апостол Павел говорит о Сыне Божием, что Он есть образ Бога невидимого 217 . Впрочем, между арианами не было единодушия в принятии выражений «подобен, подобосущен»: иногда некоторые из них, употребляя одно выражение, отвергали другое. Но во всяком случае эти термины были самыми любимыми между арианами. Случалось даже, что ариане умеренного направления, принимая символ Никейский, принимали и выражение «единосущный», но перетолковывали последнее вот как: «В вере Никейской одно слово «единосущный» кажется некоторым странным (ξνον), но оно от отцов (Антиохийского собора 363 года) получило определённое объяснение, а именно означает, что Сын родился из существа Отчего и что по существу Он подобен Отцу " 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Вот источник квасного хлеба; а так как пена, дрожжи, отвар, смоквенпый сок, прокислое молоко – считаются людьми наравне с нечистотами, то следует причислить к нечистотам и квасность. И масса, в которую кладется закваска, необходимо портится, почему и Павел говорит: „мал квас все смешение портит» (в латинском переводе: corrnmpit. Но конечно никакой порчи нельзя понимать в хорошем смысле, – отсюда выходит, что опреснок чище квасного хлеба; к опреснокам не примешивается никакого портящего массу кваса: они состоят из чистой муки да из чистой воды. Заметьте еще: закваска, если слишком долго по небрежности остается в массе, настолько окисляет ее, что смешение не может быть употреблено на пользу человека. Наконец, хлеб квасной, как скоро полежит немного, становится плеснелым, что весьма редко случается с опресноками: опреснок полон и тверд, а не рыхл и пещерист, как квасный хлеб» 704 . Доказывая превосходство опресноков пред квасным хлебом, Гумберт далее указывает, что квасной хлеб в св. писании употребляется в значении худом, а опресноки никогда в таком значении не употребляются в оном. „О квасном хлебе Христос говорит: „берегитесь кваса фарисейского, т. е. лицемерия», и апостол говорит: „станем праздновать не с старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства». Если внимательно испытаем Писание, окажется, что нигде хлеб квасной не употребляется с хорошим значением, за исключением одного случая, когда царствие Божие уподобляется закваске. Но переворочайте все священное писание и вы нигде и никогда не найдете, чтобы опресноки упоминались в нем в значении дурном. Вот как, напр., говорит апостол об опресноках: „будем праздновать с опресноками чистоты и истины». „Отсюда, оставайтесь вы при вашем квасе двуличности, а латиняне и римляне останутся, при своих опресноках искренности» 705 . Наконец Гумберт указывает, какое мистическое знаменование имеют опресноки, делающее их полными значения. „Опресноки приготовляются из зернового хлеба и из воды при посредстве огня; этими тремя элементами они указывают на троякую природу Иисуса Христа: хлеб зерновой – на Его тело, вода своей чистотой на Его душу человеческую, огонь на Его Божество».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1655 Theopanis Chron. р. 455: ρξαντο ο εσεβες παρρησιζεσθαι κα λγος το θεο πλατνεσθαι, κα ο θλοντες σωθναι κωλτως ποτσσεσθαι, κα δοζολογα το’ θεο ψοσθαι κα τ μοναστρια ναρρεσθαι. Эта фраза вновь подтверждает высказанную выше мысль, что иконоборческое правительство заботилось об ограничении числа монашествующих и для достижения своей цели стесняло не только уже бывших монахов, но и запрещало постригаться мipяhaм. 1656 Theopanis. Chron. р. 453: Παλος… μετ πολλν παρατησιν dι τν κρατοσαν αρεσιν β πολλ χειροτονεται πατριρχης Κων – εως, cnf. p. 457. Полагать, что βα πολλ было употреблено со стороны императора, представляется невероятным: император мог, конечно, найти достаточно таких кандидатов, по отношению к которым не потребовалось бы ни просьб, ни понуждения. Между тем партии Ирины, выдвигая православного в душе Павла на столичную кафедру, могла только выиграть на первый раз хотя бы в том, что православный Павел не мог настраивать слабого и капризного Льва против иконопочитателей. 1665 Vita Tarasii, р. 6, 24–27. γρ πρς τ τς ρθς πστεως τοτο κεφλαιον παρως τ στρατιωτικν φερετο στφος μ σινειδοκον ες τν τν σεπτν εκνων ποδοχν κα προσκνησιν. 1667 Mansi t. XII со1. 985–988. Деян. вс. соб. в рус. пер. т. 7, стр. 30–31, cnf Theophanis Chron. р. 458–460. 1669 Παπαρρηγοπουλος (T. 3, σελ. 501) на основании последующих событий предполагает, что число несогласных с предложением Тарасия было не много менее числа согласных – да и то потому только, что Ирина, составлявшая собрание, позаботилась дать численный перевес своим сторонникам. 1670 Mansi t. XII, col. 989–990 A. Theophanis Chron. p. 460. Παπαρρηγοπουλος T. 3. σελ. 500–501. – Кончая речь об избрании Тарасия в патриарха, считаем необходимым возвратиться нисколько назад и пояснить выраженное нами выше сомнение в правдивости тех известий, которые представляют это избрание совершившимся без предварительного соглашения между Ириною и новым патриархом. Как мы видели, по известиям выходит, что предложение занять кафедру Тарасию было сделано Ириною уже после его избрания сенатом. Верить таким сообщениям нет никакой возможности. Выставить кандидатом на патриаршество светского человека, устроить его избрание и потом уже сообщить ему свое решение – думать так совершенно не естественно. Тарасий был πογραφες βασιλικν μυστηρων, следовательно, по обязанностям самой службы своей знал прежде и скорее всех все μυστρια, которые надумывала и на которые решалась императрица, и в то же время этот Тарасий чуть не последним узнает о своем избрании в патриарха! Так мог говорить Игнатий (см. стр. 408 прим. 2), так могла рассказывать и Ирина (Mansi t. XII, col. 1005–1006–13), но подобные рассказы только наводят на мысль о необходимости искать различия между казовою стороною дела и действительным ходом его. Сделать это различие позволяют и самые известия, если сопоставить их друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010