Пути эмиграции ряда представителей этой волны были и иными, но они не носили массового характера. Религиозная деятельность первой волны эмиграции оказала огромное влияние на духовную жизнь не только русского зарубежья, но и населения самих тех стран, в которых оказались русские изгнанники. В качестве примеров можно назвать создание и деятельность Русского студенческого христианского движения (РСХД), Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, Института им. Н. П. Кондакова в Праге, Свято-Владимирской Православной духовной семинарии в Крествуде (США), Свято-Троицкой Православной духовной семинарии в Джорданвилле (США) и многие другие. Приведем некоторые вехи развития религиозной деятельности первой волны эмиграции. В начале 1920-х годов создается Русское студенческое христианское движение (РСХД). Начало организованному Движению было положено 1–8 октября 1923 года на I общем съезде РСХД в местечке Пшеров близ Праги (Чехословакия). В 1925 году начинает работу Свято-Сергиевский Богословский институт в Париже, преподавателями которого в разные годы были ведущие православные богословы и религиозные деятели русского зарубежья: епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков), протопресвитеры Борис Бобринской, Василий Зеньковский, Алексий Князев, архимандрит Киприан (Керн), протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский; А. В. Карташев, Г. П. Федотов и другие. Институт окончили или учились в нем митрополит Николай (Еремин), архиепископы Георгий (Вагнер), Никон (Греве), Павел (Голышев), Серафим (Дулгов), Серафим (Родионов), епископы Александр (Семенов Тян-Шанский), Дионисий (Лукин), Константин (Ес­сен­ский), Мефодий (Кульман), Феодор (Текучев), протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, протоиереи Николай Озолин, Михаил Фортунато, иеромонах Савва (Струве), один из руководителей Русского студенческого христианского движения К. А. Ельчанинов, видные православные богословы П. Н. Евдокимов и И. М. Концевич и др. В ноябре 1927 года в храме Свято-Сергиевского подворья в Париже была совершена первая литургия на французском языке, а в конце 1928 — начале 1929 годов родился первый франкоязычный православный приход святой Женевьевы (Геновефы Парижской), настоятелем которого был назначен о. Лев (Жил­ле). Первые богослужения проходили в помещении РСХД на бульваре Монпарнас, д. 10, а затем, благодаря содействию П. Н. Ев­докимова, приходу был предоставлен бывший лютеранский храм Святой Троицы в 13-м округе Парижа 1 .

http://pravmir.ru/chetyire-volnyi-russko...

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. 14 августа, 2013 Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уверен: поиски врагов в Церкви, деление христиан на группы и партии происходит оттого, что люди не ищут в жизни главного, единого на потребу. Об этом главном, его поисках и о том, как рассказывать о нем людям — в интервью с владыкой Тихоном. 20 лет в Новосибирске Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма — кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников. Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы. Мой предшественник, владыка Гедеон, 18 лет был на одном месте, что в те времена было большой редкостью. Тогда на одном месте было сложно задержаться где-то, мотали архиереев по всему Советскому Союзу, как только светские власти чувствовали, что человек обжился, завел знакомства, начал какую-то работу, его сразу переводили. Епископы, которые служили на Новосибирской кафедре в 60-е годы, оставались здесь полгода, год, от силы — два. Среди моих предшественников были люди выдающиеся. Митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев), митрополит Никифор (Асташевский), митрополит Варфоломей (Городцов). В тех условиях они делали главное — сохраняли веру.

http://pravmir.ru/mitropolit-novosibirsk...

Римские власти терпели египетскую религию, многобожие, да любую, без исключения – греческую, вавилонскую, какую угодно религию. А вот злокозненные иудеи, христиане, они отказываются признать императора богом. За это их и наказывают, за это их казнят. Ну, и политическими преступниками были христиане и в Советском Союзе тоже. Только за это их преследовали, никогда за их религиозные убеждения, не так ли? – Фактически священнослужителей преследовали за публичные выступления, либо – за ревностное исполнение своего ежедневного служения; за требы, проповеди, миссионерство. И то, и другое в итоге наказывалось… – Ну, вот архиепископ Ермоген (Голубев) – он не позволил ни в одной епархии, где он служил, закрыть какие-то храмы. Ни в Ташкентской, ни в Омской, ни в Калужской. Ну, его турнули за штат, поселили в Жировицком монастыре, и больше он никогда не служил. А другие епископы… Скажем, епископ принимает епархию с 200 приходами, а когда он оттуда уходит, когда его переводят, то в епархии остается 20 или 25 приходов. Этого епископа повышают, переводят в следующую епархию, а потом могут назначить или выбрать – не знаю, какой термин вам больше нравится – членом Священного Синода. Я не знаю, каждый человек выбирает в своей жизни тот путь, который ему кажется правильным. Архиепископ Ермоген выбрал свой. Архиепископ Павел (Голышев) выбрал свой. За что архиепископу Павлу (Голышеву) его собратья несколько часов плевали в харю на заседании Священного Синода, потом оклеветали. Потом ему, по-моему, разрешили вернуться во Францию, откуда он приехал; вскоре он умер. Каждый человек выбирает то, что ему хочется. Есть один путь, это путь Патриарха Алексия (Симанского), который отдыхал на дачах Иосифа Виссарионовича Сталина (Сталин отдыхал на соседней даче), ездил на правительственной машине ЗИС-110 к источникам минеральных вод. Примерно так же жил митрополит Никодим (Ротов) и другие высокопоставленные архиереи. А был путь архиепископа Ермогена, который несколько лет прожил в Жировицком монастыре, которого вызывали на Синод и, повторяю, в харю ему плевали. Говорили, что его труды, записки используются во вред и нашей Церкви, и нашему Отечеству.

http://pravmir.ru/protoierey-georgiy-ede...

Об антиканоническом вмешательстве уполномоченных Совета по делам РПЦ в церковную жизнь красноречиво свидетельствуют высказывания Святейшего Патриарха Алексия I: «Правящим в епархии по церковным канонам является архиерей. Но архиерей не управляет, а архиерействует, а уполномоченный управляет». В своём письме к Хрущеву в 1962 году архиепископ Ермоген (Голубев) сравнивал административный статус архиепископа со статусом старшего благочинного при уполномоченном. В результате давления государства, 1961-1962 годы стали периодом смерти многих прекрасных владык, некоторые из них ныне канонизированы как исповедники: святитель Афанасий (Сахаров), Лука (Войно-Ясенецкий). Тогда же скончались митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Симон (Ивановский). Многие архиереи подверглись травле в СМИ из-за отказа закрывать храмы, двое попали в тюрьму. В газетах поносились даже скончавшиеся владыки. В 1970-е годы людей очень часто упекали в психушки за то, что они верят в Христа Бога. В 1968 году Синод без предупреждения провёл суд над архиепископом Ермогеном (Голубевым) под давлением В.А. Куроедова. Дух патриарха Тихона, который унаследовал архиепископ Ермоген, был ненавистен. Только законы государства должны были главенствовать, все, кто вспоминал об альтернативном законодательстве – о канонах, подвергались травле, как владыка Ермоген. В 1972 году заочно, лишённый возможности защищаться, Синодом был осужден архиепископ-реэмигрант Павел (Голышев). За всем этим стоял Куроедов, который разорял Церковь «церковными руками» и потом победно рапортовал в ЦК, что сама Церковь осудила смутьянов (то есть тех, кто не повиновался безбожникам). В 1965 году, когда десять архиереев после отставки Хрущёва направили патриарху просьбу пересмотреть приходскую реформу 1961 года, лишившую власти над приходом и священника и архиерея, им заявили, что обращения от групп архиереев – незаконны и сами группы архиереев тоже незаконны. Понятно, что с позиций канонического права ничего незаконного в обращении 10-ти архиереев не было… Но владыкам напомнили, что в 1937-м за участие в каких-то группах расстреливали, даже если этой группой была просто большая семья, где мужчин было от трех и более…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/o_...

Епископ Павел (в миру Евгений Павлович Голышев) родился 6 сентября 1914 г. в семье горного инженера в г. Днепропетровске. В 1919 г. в пятилетнем возрасте был вывезен родителями через Турцию и Италию в Бельгию. Жил во Франции, где в совершенстве овладел французским и английским языками. Среднее классическое образование получил в Бельгии. 16 марта 1937 г. пострижен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в монашество. 19 марта 1937 г. рукоположен тем же архипастырем в иеродиакона, 2 июня 1938 г. — в иеромонаха. С июня 1938 г. по январь 1942 г. — настоятель Свято-Георгиевского прихода в Антверпене (Бельгия). В 1939 г. окончил Православный богословский институт в Париже. За сочинение на тему «Ефесская Церковь» был удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1942 г. был выслан фашистами во Францию, где служил настоятелем Свято-Сергиевского прихода в Коромбеле. С весны по декабрь 1946 г. был духовником церковно-социальной организации «Православное дело» в Париже. С декабря 1946 по октябрь 1947 г. — настоятель Воскресенского прихода в Тулоне (Франция). В 1947 г. вернулся на Родину в сане игумена. Занимал должности казначея, проповедника и духовника Троице-Сергиевой лавры. С сентября 1950 г. по июль 1952 г. — казначей Успенского монастыря в Одессе и преподаватель сравнительного богословия, истории сектантства и латинского языка Одесской духовной семинарии. С августа 1952 г. по октябрь 1953 г. — настоятель Свято-Дмитриевской церкви Пскова. С октября 1953 по октябрь 1954 гг. исполнял обязанности секретаря Учебного комитета при Священном Синоде в Ленинграде. Преподаватель общей церковной истории Ленинградских духовных семинарии и академии. С ноября 1954 г. по сентябрь 1956 г. — настоятель Свято-Николаевского прихода в г. Кизляр, Ставропольской епархии. С сентября 1956 г. по февраль 1957 г. — настоятель Свято-Пантелеимоновского прихода в г. Георгиевске той же епархии. С февраля 1957 г. — настоятель Свято-Пантелеимоновского храма в г. Кисловодске и благочинный Минераловодской группы церквей. С 7 июля 1957 по 15 сентября 1960 г. — епископ Молотовский (Пермский) и Соликамский. За сопротивление властям и конфликт с уполномоченным Совета по Молотовской области П. С. Горбуновым переведен на Астраханскую кафедру. С 15 сентября 1960 г. по 23 июня 1964 г. — епископ Астраханский и Енотаевский .

http://bogoslov.ru/article/6176448

Храм имеет форму правильного креста и, восходя к типу «трапезного», связан с колокольней (высотой 27 м) в одно здание. Изначально церковь имела иконостас «длиною 10,5 аршин и высотой 13 аршин», отапливалась пятью голландскими печами и была обнесена кованной металлической оградой. В 1890 г. колыванский купец второй гильдии Евграф Жернаков построил рядом с храмом церковно-приходскую школу. Почти сразу после революции все храмы в Колывани были закрыты и разрушены, кроме храма во имя святого Александра Невского, который впервые был закрыт только в 1934 г., но в 1946 г. вновь открыт по многочисленным просьбам верующих. Окончательно его закрыли в 1962 г. Через шесть лет в бездействующем храме разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили уникальный липовый пол. Более двадцати лет разоренный храм находился в заброшенном состоянии, были планы приспособить, то, что осталось от храма под цементный завод и склад. Долго стоял храм как символ запустения и разрушения. Верующие люди без слез не могли смотреть на это надругательство над красотой и святыней. Высокопреосвященный владыка Павел (Голышев), архиепископ Новосибирский и Барнаульский (1964-1972 гг.) предпринимал целый ряд шагов, чтобы сохранить колыванский приход и возвратить верующим их храм, но все усилия его тогда казались тщетными. Храм был возвращен Русской Православной Церкви только в 1990 г. и сразу же началось его восстановление под руководством протоиерея Николая Чугайнова (+ 1994). Тогда же были возвращены в храм три алтарные иконы, находившиеся в запасниках Новосибирской картинной галереи, и Распятие, хранившееся в тайнике у Анны Сизиковой, старосты прихода. Преосвященный Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский (ныне - митрополит Новосибирский и Бердский), прибыл на Новосибирскую кафедру в 1990 г., и, увидев в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска большое количество монашествующих, вскоре же начал заботиться об устройстве женского монастыря в Новосибирской епархии. Местом для будущей обители был избран находящийся в сорока километрах от Новосибирска рабочий поселок Колывань.

http://sobory.ru/article/?object=19202

За патриотическое служение в годы войны архиеп. Варфоломей, благочинный церквей Новосибирска архим. Никандр (Вольянников; † 1957) и настоятель Успенской ц. прот. Николай Сырнев († 1960) 5 нояб. 1946 г. были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Боевыми орденами и медалями отмечен подвиг мн. представителей новосибирского духовенства, воевавших на полях сражений: архим. Нифонта (Глазова; † 2004), прот. Александра Смолкина († 2002), прот. Валентина Бирюкова (в постриге иером. Иосиф; † 2018), старшего пономаря Александро-Невского собора А. А. Михеева. На фронте в составе народного ополчения находился буд. еп. Новосибирский и Барнаульский Донат (Щёголев). Иером. Павел (Голышев), позднее управлявший Новосибирской епархией в сане архиепископа, в годы войны принимал участие во франц. движении Сопротивления. На 1 янв. 1947 г. на территории Новосибирска и Новосибирской обл. действовали 5 церквей и молитвенный дом, в к-рых служили 12 священников и 2 диакона (Там же. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 23). В послевоенные годы митр. Варфоломей стал духовным собирателем Сибири. В течение 13 лет территория подведомственных ему епархий простиралась «от Тюмени на западе до города Владивостока на востоке, от города Енисейска на севере до Тувинской автономной области на юге». В разные периоды архиерею поручалось управление епархиями: Красноярской (янв. 1944 - 4 авг. 1947, с апр. 1949) (см. Красноярская и Ачинская епархия ), Омской (до 28 нояб. 1946) (см. Омская и Таврическая епархия ), Иркутской (до 3 июня 1948) (см. Иркутская и Ангарская епархия ), Владивостокской (1947-1948) (см. Владивостокская и Приморская епархия ), Семипалатинской (1950-1951) (см. Усть-Каменогорская и Семипалатинская епархия ). Архиерей объезжал свою обширнейшую епархию, рукополагал священников и диаконов, заботился об укреплении материальной базы церквей и улучшении условий жизни священно- и церковнослужителей, помогал нуждающимся, писал духовные книги, проповедовал. Благодаря его трудам по всей Сибири начали открываться храмы. Ближайшими помощниками митр. Варфоломея были викарный Бийский еп. Никандр (Вольянников), хиротонисанный 27 февр. 1949 г., и протодиак. Олег Зырянов.

http://pravenc.ru/text/2577865.html

После устранения в окт. 1964 г. от власти Хрущёва в церковных кругах возникли определенные надежды на отмену навязанной Церкви реформы приходского управления. Летом (по др. данным, весной) 1965 г. Е. взял на себя составление документа, под к-рым поставили подписи еще 9 архиереев: архиепископы Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) , Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский) , Пермский и Соликамский Леонид (Поляков) , Пензенский и Саранский Феодосий (Погорский) , Новосибирский и Барнаульский Павел (Голышев) , Ташкентский и Среднеазиатский Гавриил (Огородников) , Мукачевский и Ужгородский Григорий (Закаляк) , епископы Рижский и Латвийский Никон (Фомичёв) , Черниговский и Нежинский Нестор (Тугай) (впосл. архиеп. Григорий и еп. Нестор сообщили о снятии своих подписей). В заявлении на имя Патриарха Алексия говорилось, что утвержденные Архиерейским Собором 1961 г. изменения оказались в противоречии как с канонической структурой Церкви, так и с гражданским законодательством и внесли в приходскую жизнь еще больше нестроений, чем было прежде. Подписавшие документ архиереи призывали Патриарха срочно изыскать пути к исправлению сложившегося положения путем созыва Поместного или Архиерейского Собора, а до того - специальным патриаршим разъяснением, согласованным с Советом по делам РПЦ, способствовать восстановлению законных прав духовенства в приходских собраниях. При сборе подписей Е. ссылался на полученное им патриаршее благословение. Однако к моменту, когда заявление было подано, стало ясно, что Советское гос-во не склонно смягчать свою позицию во взаимоотношении с Церковью. Появление заявления, текст к-рого стал широко известен, могло иметь негативные последствия для Церкви в целом. 5 авг. 1965 г. Патриарх Алексий I в резолюции просил Свящ. Синод вызвать Е. и указать ему на незаконность организации некой группы архиереев. Одновременно было высказано мнение, что решение Архиерейского Собора 1961 г. «вошло в жизнь, не вызывая в настоящее время каких-либо осложнений и возражений». 2 сент. Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) зачитал Е. резолюцию Патриарха и предложил отказаться от своего заявления. 3 сент. в письме к членам Свящ. Синода Е. взял на себя ответственность за инициативу и текст заявления, признавая как обоснованность своих действий, так и их ошибочность. Е. просил у Патриарха прощения за написание заявления от имени «группы архиереев» и заявил, что намерен «во избежание всяких кривотолков» показать его подлинник председателю Совета по делам РПЦ Куроедову.

http://pravenc.ru/text/190191.html

Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы хрущевских гонений, за все 20 «застойных» лет не были возвращены верующим. В связи с массовым оттоком сельского населения в город, некоторые сельские приходы теряли прихожан и закрывались; в то же время возможности для открытия новых приходов в городах, население которых стремительно росло, оставались крайне затруднительными. За вторую половину 60-х годов число православных приходов убавилось с 7523 в 1966 году до 7274 в 1971 году. В конце 60-х годов прекратилась практика частых переводов архиереев из одной епархии в другую, обусловленная ненормальными условиями, в которые поставлена была Церковь на рубеже 50-60-х годов. Архиереи получили более широкие возможности для объездов своих епархий для контроля за пастырской деятельностью священников, однако не в тех пределах, которые были доступны им в послевоенные годы. В изменившейся обстановке в кругах епископов и духовенства, озабоченного состоянием церковных дел, пробудилась надежда на восстановление того положения, в котором Церковь находилась в 50-е годы. К тому времени уже проявили себя нездоровые последствия реформы приходского управления, на которую Церковь вынуждена была пойти на Архиерейском Соборе 1961 года. Устранение настоятелей и клириков от административно-хозяйственных дел ставило их в ложное положение, затрудняло и в духовном окормлении паствы; порождало конфликтные ситуации; власть старост, не всегда имевших твердые христианские убеждения, приобрела неподобающие, непомерные масштабы. Летом 1965 года архиепископ Калужский Ермоген (Голубев) составил проект петиции на имя Святейшего Патриарха с предложением внести поправки в ту редакцию «Положения о Русской Православной Церкви», которая была принята Архиерейским Собором. В этом проекте предлагалось ввести настоятелей приходов в состав Приходского собрания («двадцатки») и Приходского совета в качестве председателя. Документ, составленный архиепископом Ермогеном, подписали также архиепископы Пермский - Леонид (Поляков), Иркутский - Вениамин (Новицкий), Новосибирский - Павел (Голышев), Казанский -Михаил (Воскресенский); епископы Рижский - Никон (Фомичев), Тамбовский - Михаил (Чуб) и Корсунь-Шевченковский - Григорий. Но путь к внесению новых изменений в «Положение о Русской Православной Церкви» был закрыт. Петиция не возымела успеха.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

По мнению архиепископа Ермогена, все постановления Собора о сосредоточении управления в руках приходского совета должны были оставаться в силе. Однако прихожанам должно быть предоставлено право избирать председателем приходского совета настоятеля храма. Само собой подразумевалось, что народ выберет председателем приходского совета своего духовного отца, а не подозрительных бабенок, командированных оперуполномоченным КГБ. Проект петиции был составлен очень умно и тонко. В нем содержалась критика постановлений Собора, однако составленная в очень осторожных выражениях. К проекту петиции была приложена обширная объяснительная записка архиепископа Ермогена, в которой делалась попытка объяснить власти необходимость умеренной политики со стороны церкви с «их позиций». Констатировалось, что верующие христиане составляют меньшинство, но довольно крупное меньшинство в стране. Даже делалась ссылка на то, что политика умеренного ограничения язычества во времена императора Константина при предоставлении язычникам полной свободы отправления религиозного культа дала гораздо лучшие результаты, чем политика подавления язычества при помощи силы (аналогия, которая вызывала неприятные ассоциации). После составления этой петиции Владыка предпринял довольно продолжительное турне по ряду епархий, и ему удалось добиться довольно хороших результатов. Петицию согласились подписать 7 архиереев: архиепископ Новосибирский Павел Голышев, архиепископ Иркутский Вениамин Новицкий, епископ Корсуно-Шевченковский Григорий, архиепископ Пермский Леонид Поляков, епископ Рижский Никон Фомичев, архиепископ Казанский Михаил Воскресенский, епископ Тамбовский Михаил Чуб и, конечно, сам составитель петиции архиепископ Ермоген, тогда занимавший Калужскую кафедру. Затем эта петиция была представлена Патриарху и председателю Совета по делам Православной церкви Куроедову. Как рассказывал Владыка нам с отцом Глебом Якуниным, во время нашей с Якуниным совместной поездки в Калугу, Куроедов принял его любезно. Даже сообщил ему, что недавно читал Ренана «Жизнь Иисуса» и не понимает, почему надо придерживаться мифологической теории и отрицать историчность Иисуса Христа. Через некоторое время действительно последовало официальное дезавуирование «мифологической теории». По существу представленной петиции Куроедов сказал: «Я удивляюсь, Владыко, вы столько лет архиереем и думаете, что русский архиерей на что-нибудь способен».

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010