Но через воскресение Иисуса Христа получила сильнейшее подтвеждение для себя также истина нашего искупления. Уже умирая, Спаситель произнес со креста: «совершилось». Этим Он поучал, что дело искупления нашего кончено, что умилостивительная жертва за грехи наши принесена. Со креста Он, как великий первосвященник Нового Завета, вошел в небесное Святое Святых со Своею Кровию, чтобы ходатайствовать за нас перед Отцем Своим Небесным. Затем, по воскресении Своем, явился с радостною вестью о примирении нас с Богом. «Мир вам», – так приветствовал воскресший Господь учеников Своих, свидетельствуя тем, что прощение действительно даровано, грехи искуплены, мир с Богом восстановлен. Все это сделалось несомненным после воскресения Иисуса Христа. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших, – говорит апостол, – Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Поэтому наша вера в Него не тщетна; о имени Его мы имеем прощение всех грехов. Наконец словами «Но Христос восстал из мертвых, первенец из умерших» апостол указывает еще на одно великое значение воскресения Иисуса Христа. Наши мертвые тела полагаются во гроб и истлевают. Но некогда они снова соединятся с душами и воскреснут. Несомненно, ручательство этого заключается в воскресении Иисуса Христа. Мы делаем именно следующее заключение: если Иисус Христос воскрес, то Он может также воскресить и нас, ибо Сам Он свидетельствовал, что Он есть воскресение и живот наш ( Ин.11:25 ). Он показал уже и опыт воскресения мертвых, ибо по смерти Его, говорит евангелист: «гробы отверзались, многие тела усопших святых воскресли», а по воскресении Его, «вошли во святый град, и явились многим». Для чего же? Для того, конечно, дабы возвестить ту истину, что смерть Иисуса Христа попрала нашу смерть, а воскресение Его есть залог нашего воскресения. Итак, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Иисус Христос вознесся на небо к Отцу Своему Небесному в сороковой день по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Прощеное воскресение 02.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Прощеное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшнее воскресение называется «прощеным», а также «воспоминанием Адамова изгнания». И одно именование связано с другим. Человек — творение Божие. Мы вышли из рук Божиих. Все, что мы есть, и все, что есть в нас, — дар Божий. Человек создан для блаженства, и чтобы исполнить свое предназначение, он должен питаться от древа жизни Божественной. Быть ведомым светом Божиим, а не обманываться своими собственными представлениями о том, что есть добро и что есть зло, отделяя себя от Бога и противопоставляя себя Ему. Возлюбив славу человеческую более, нежели славу Божию, люди утратили и истинные отношения друг с другом, отделяя себя друг от друга и противопоставляя себя друг другу. Употребив во зло дарованную Богом свободу, вместо рая они обрели ад. И нагота человека выражает лишение его Божественной благодати и являет смерть — как предельное следствие этого лишения. Ад и смерть были бы вечной участью рода человеческого, если бы Бог не послал на землю Сына Своего Единородного, Который Крестом Своим и Воскресением примиряет нас с Богом и друг с другом. Мы все призваны исполнять служение примирения, мы все должны быть миротворцами, теми, кому обещано именование сынов Божиих. Мы все призваны утверждать всюду и со всеми благовестие прощения, мира и любви, испрашивая прощения и прощая, словами и без слов, и всею нашею жизнью. Мы должны это делать из глубины сердца, не слишком заботясь о том, кто прав и кто виноват — там, где речь идет о наших личных отношениях, не ожидая ничего от другого, ни до примирения, ни после. Бог первым возлюбил нас, и Он зовет нас прощать первыми. Мы не должны сосредоточиваться на том, что делают другие. Важно то, какие у нас отношения с Богом. Нашей заботой не должно быть то, чем заняты другие. Когда Петр спрашивает Христа об Иоанне, после того, как Господь поручил ему заботу об овцах: «Сей же что?», Господь говорит ему, что это его не касается. Важно то, как мы открываем себя, чтобы был мир.

http://moral.ru/forgive/

Ответ. Во-первых, мы должны следить за тем, чтобы это Таинство и все, что к нему относится, совершалось только священниками и никем иным. Во-вторых, чтобы масло было чистым, без всякой примеси, и чтобы больной был православным, кафолической веры, чтобы он исповедал свои грехи перед священником, своим духовником. В-третьих, чтобы во время помазания читалась та молитва , в которой объясняется сила этого Таинства. Вопрос 119. Каковы плоды этого Таинства? Ответ. О пользе и плодах, происходящих от этого Таинства, говорит апостол Иаков: прощение грехов или спасение души, а также здоровье тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов подается душе кающегося всегда. Вопрос 120. Какой одиннадцатый член веры? Ответ. Ожидаю воскресения мертвых. Вопрос 121. Чему учит этот член веры? Ответ. Учит тому, что после смерти несомненно будет воскресение человеческих тел, как добрых, так и злых, по слову Господа, Который сказал, что «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). Тела будут те же самые, в которых люди жили в этом мире, как говорит Иов: «Ибо я знаю, что Присносущен Имеющий искупить меня, [и] на земле воскресить кожу мою, терпящую это, ибо от Господа со мною это совершилось. Это я знаю в себе самом, это видели глаза мои, а не другой [человек], все это у меня совершилось во внутренности» ( Иов. 19:25–27 ). Впрочем, это тело, о котором мы говорим, что оно будет то же самое, после воскресения станет нетленным и бессмертным, как говорит Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:51–53 ). Также следует знать и то, что каждая душа возвратится в свое тело, и тогда вместе с ним получит совершенную и вечную награду по своим делам. Тела нечестивых также будут бессмертны, потому что будут наказываться (κολζεσθαι) вечно. Вопрос 122. Во-вторых, чему учит этот член веры?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

В таинстве Елеосвящения болящий получает также и прощение забытых грехов. Это есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, — восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» [ 454 ]. ГЛАВА XII ОБ ОДИННАДЦАТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ 1. УЧЕНИЕ О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ Согласно «Пространному Катехизису», воскресение мертвых, которого мы чаем или ожидаем, есть «действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны [ 455 ]. Таким образом, воскресение мертвых — это не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом. 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов. 19, 25-27). В этих словах с полной ясностью выражена идея самотождественности личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» (Ис. 26, 19). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11, 24). 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). «сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 43). 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

В таинстве Елеосвящения болящий получает также и прощение забытых грехов. Это есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» 454 . Глава XII. Об одиннадцатом члене Символа веры 1. Учение о воскресении мертвых Согласно «Пространному Катихизису», воскресение мертвых , которого мы чаем или ожидаем, есть «действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» 455 . Таким образом, воскресение мертвых – это не духовное воскресение, а реальное воссоединение души со своим телом. 1.1. Учение о воскресении мертвых в Священном Писании Учение о воскресении мертвых присутствует уже в Ветхом Завете: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его...» ( Иов. 19:25–27 ). Здесь с ясностью выражена идея самотождественности личности: то же самое лицо, некогда жившее на земле, будет участником Воскресения. Не менее определенно о воскресении умерших говорится в пророческих книгах: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!..» ( Ис. 26:19 ). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). Всеобщность веры в воскресение во дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» ( Ин. 11:24 ). 1.2. Тождественность тела воскресшего телу живущего Воскресение не есть облечение души в новое тело, по существу это будет то же самое тело, каким человек обладал в этой жизни: " тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15:53 ), «сеется в тлении, восстает в нетлении» ( 1Кор. 15:43 ). 1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

4. Истина Воскресения Христова, чрез веру проникнув в сознание наше и сердце (мир наших чувств), оказывает на верующих огромное нравственное воздействие, способное преобразить и изменить нашу жизнь – всецело, из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6: 4–5). То есть нравственного и морального перерождения, того, что на языке Библии и означает спасительное рождение свыше. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10: 9–10). То есть мы живем так, как веруем, и веруем так, как живем. Это всецелое Божие прощение, которое предоставляет человеку возможность начать все снова – «с чистого листа» 5. Есть и спасительный смысл в вере в Воскресение Христово. Когда мы верим в Его Воскресение, мы верим в то, что и сама Смерть Его не была напрасна. Ибо когда Сын Божий умер на Кресте, то и Его враги и друзья начали ожидать, примет ли Бог Отец эту Жертву. И когда Он воскрес, это и была полная спасительного смысла истина о том, что жертва Его принята и мы оправданы. «Который (то есть Христос. – прот. О.С. ) предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25). Само библейское понятие «оправдание» есть термин и понятие юридическое. Представьте себе: идет суд, и судия внимательно следит за словами прокурора и адвоката. И вдруг (!) неожиданно для всех – и для защиты, и для обвинения – судья провозглашает: ОПРАВДАН! «Оправдан» означает, что никогда и не был виновен! То есть такое всецелое Божие прощение, которое предоставляет человеку возможность начать все снова, «с чистого листа». «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 18).

http://pravoslavie.ru/112033.html

В “Предисловии” Гоголь рассказывает о своем намерении “отпра­виться к наступающему Великому Посту во Святую Землю” и испрашивает у всех прощения, подобно тому как в последнее воскресенье перед этим постом все христиане просят прощения друг у друга. В Прощеное воскресенье в церкви читается отрывок из Евангелия, где говорится: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6:14).В записной книжке Гоголя мы находим подробный рассказ о том, как прощают перед Великим Постом 9 . Таким образом, путешествие, которое Гоголь “хотел бы совершить как добрый христианин”, и есть великопостное странствование. Конечно, это не зачеркивает и прямой смысл “Предисловия”, то есть намерение Гоголя отправиться в Иерусалим. Действительно, Гоголь давно мечтал посетить Святую Землю, получил на эту поездку благословение от епископа Харьковского Иннокентия еще в начале 1842 года, много готовился к ней, рассказывал об этом друзьям. Однако свое паломничество он совершил только в 1848 году. В книге же “поездка в Иерусалим” имеет символический смысл. Дело в том, что долгое постное странствование (этот образ Гоголь мог часто встречать как в писаниях святых Отцов, так и в церковных песнопениях) служит образом скитания Израиля в пустыне, описанном в книге Исход. Этот сорокалетний (Великий Пост — сорокадневный) путь привел древних евреев к Иерусалиму. Теперь же, когда богоизбранным народом являются все, находящиеся внутри ограды церковной, они, подобно древним израильтянам, совершают во время Великого Поста свой путь в Горний Иерусалим, к Светлому Христовому Воскресению — Пасхе (главой “Светлое Воскресенье” заканчивается книга Гоголя). П. Г. Паламарчук в книге “Ключ к Гоголю” говорит, что для писателя поездка в Иерусалим была “путешествием к первообразу Нового Града”. О нем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр 21:2). От “города со всем вихрем сплетней — прообразования бездельности жизни всего человечества в массе”, по выражению Паламарчука, — ко Граду Божиему: вот путь Великого Поста. Паламарчук подробно разбирает эволюцию “города” у Гоголя и доказывает важность этого образа в его творчестве. Таким образом, “путешествие в Иерусалим” есть путь христианской души во время Великого Поста. Следует отметить, что в последнюю пятницу перед постом на богослужении читается отрывок из Книги пророка Захарии. Вот несколько выбранных мест из него, где говорится об Иерусалиме как о цели и о спасении:

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

Люди — ожесточенные мятежники против Бога и друг против друга, и падший человек смотрит на Бога — как только начинает воспринимать Его всерьез — с враждебностью и страхом, как на Того, Кто пресечет его мятеж и покарает его грехи. И вот Христос Своей смертью и Воскресением приносит нам мир . Святой апостол Павел пишет о том, что Христос «убил вражду» на Кресте (Еф.2:16), а святой Иоанн Златоуст в «Беседе на Вознесение» подробно поясняет: «Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою”,— говорит Апостол (Гал. 3:13). Видишь ли, как Он принял наказание, угрожавшее свыше? Посмотри, как претерпел Он и поношения, причиняемые на земле. “Злословия злословящих Тебя, — говорит Псалмопевец, — падают на меня” (Пс.68:10). Видишь ли, как Он прекратил вражду, как Он не переставал делать и терпеть все, и употреблять все меры, пока не привел неприятеля и врага к Самому Богу и сделал его другом?» Смерть и Воскресение Христа являются бесконечным источником прощения и мира в отношениях с Богом. Как говорит пророк Исаия: «Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:9–10). Но не только в отношениях с Богом, но и между людьми смерть и Воскресение Христа являются бесконечным источником прощения и мира. Нам нечего взыскивать с людей, на которых мы обижены и негодуем, особенно, с наших братьев и сестер по вере, потому что Христос умер за их грехи, как Он умер за наши. Видя человека, который вызывает нашу неприязнь и озлобление, мы должны знать, что Христос уже понес на Себе и его грехи тоже.

http://pravoslavie.ru/70320.html

Необходимым началом на пути смирения является примирение с врагами. Само слово «смирение» означает «уменьшение меры» — в противоположность высокомерию, то есть гордыне. Ты поссорился с человеком, но признай свою нравственную меру ниже, меньше его, и придешь к выводу, что скорее прав твой враг, чем ты. Тогда тебе будет легче попросить у него прощения. Гордому человеку сделать это страшно трудно. Гордыня ведет к ссорам и злу, подчас доводя людей до кровопролития. Гордый жаждет мести. Днем и ночью он обдумывает пути отмщения, сам страдает и мучает окружающих. Смиренному же человеку жить легче. Он считает себя хуже других, и если его хвалят, он не превозносится, а если ругают, он не переживает. Таких любит Господь. Таким дает благодать. Пост является удобнейшим способом приобрести смирение, а с ним и милость Божию, и поэтому воскресенье в начале поста названо Прощеным, то есть днем, когда каждый должен вспомнить, с кем он в ссоре, и приложить силы к примирению. Не обязательно для этого просить прощения. Во имя мира можно что-то подарить, о чем-то попросить или просто ласково улыбнуться, главное — примириться. Господь говорит в Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…» (Мф.5:23–24). И еще Иисус повелевает прощать обиды не формально, а от всего сердца, и добавляет: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…» (Мф.5:25). Обстоятельства могут разъединить враждующих, и тогда может произойти страшное: кто-то из них или оба умрут во грехе. Господь же говорит: «В чем застану, в том и сужу». Озлобленного человека ждет кромешная адская тьма. Родные мои, дорогие запорожцы! Вступая в дни Великого поста, вспомним, с кем нарушен наш мир сердечный. Примиримся с ними в эти святые дни, приступим к исповеди и причастию, чтобы с чистым и радостным сердцем встретить Воскресенье Христово — Святую Пасху.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Но пришел ecu и спасл ecu нас! Исповедуем благодать! Не таим благодеяния!.. И, наконец, мы свидетели того, как эта новая жизнь, явленная во Христе, как все мироздание опять даруется человеку. Снова мир раскрывается как дар Божий человеку, как средство общения с Ним. Вода крещения явлена нам как «благодать искупления, отпущения грехов, исцеления слабостей и немощей: яко имя Твое призвахом – дивное и славное и страшное сопротивным...» И приносится елей радости, и им под ликующее пение «Аллилуйя», помазуется и освященная вода, и все тело крещаемого. Елей, как и вода, – древний религиозный символ. Символ света, ибо им заправляли светильники, и потому – символ радости, Символ исцеления, ибо им лечили больных. Символ мира с Богом, ибо под конец потопа Бог послал Ною голубя с оливковой веткой в знак прощения и примирения... А крещение и есть таинство исцеления, прощения и примирения. Но сейчас, в помазывании воды и тела имеющего быть крещеным, доминирует радость – радость не «натуральная», а радость свыше, та, которую утерял человек в своем отпадении от Бога и которая теперь снисходит с неба, с ним соединяет нас. И вот наконец совершается крещение. Крещаемого трижды погружают в воду: «во имя Отца, – и Сына, – и Св. Духа». Погружение это апостол Павел называет крещением в смерть Христову. Христос спас нас своей вольной смертью, она явила себя как победа над смертью и стала путем в жизнь вечную. И эта смерть – как победа над миром и смертью, как обновление самой нашей жизни – дарована нам. Поэтому, будучи принятием смерти Христовой, крещение есть и «подобие воскресения». И жизнь, даруемая в крещальной купели, есть новая жизнь, уже причастная жизни воскресшего Господа: Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца. так и нам ходить в обновленной жизни, ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, мы должны быть соединены подобием воскресения. ...Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним... (Рим. 6:4–8) Мир отверг Христа, отказался увидеть в Нем свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010