46). Итак, все зависит от нас самих. Не ослепим же своих глаз и не сделаем каменным свое сердце, для того чтобы Свет, пришедший в мир спасти всякого человека, просветил и нас! Потому что не верующий во Христа ни на что не имеет правильного взгляда, он пребывает во тьме, хотя и считает себя мудрым человеком. Может быть, какой-либо философ или политик, хорошо разбирающийся в своем деле, думает о себе, что просвещен светом своего разума, но на самом деле он находится во тьме и будет пребывать в таком состоянии до тех пор, пока не примет света учения Христова, пока не примет Самого Христа, Который есть свет. Люди, имеющие истинный духовный опыт, познавшие Христа опытно, молитвенно, знают, что Он действительно есть свет, в самом буквальном смысле. В своем сердце они созерцают Божественный свет, озаряющий иногда всю их душу. И слова Спасителя о том, что Бог есть свет, — не притча, но точное выражение самой сущности христианства. А познают эту истину те люди, которые всей душой преданы молитве и духовному подвигу. «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (ст. 47). Итак, в Свое Первое пришествие Спаситель не осудил нас, Он пришел нас спасти и все сделал для этого. И уже от нас зависит, примем ли мы этот свет. Если, несмотря на все чудеса, которые показаны нам в Божественном Евангелии и даже случались в нашей собственной жизни по действию Божественной благодати, мы произвольно ослепим свои душевные очи и сделаем свое сердце бесчувственным, то (не дай Бог, чтобы так произошло) и к нам будет относиться этот упрек Священного Писания: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». И тогда Господь отойдет и скроется от нас. Мы знаем, что были такие угодники Божий, как преподобный Серафим Саровский, который был настолько преисполнен Божественной благодати, что испытывал пасхальную радость не только на протяжении пасхальных дней, но и всегда. Всех людей, приходивших к нему за помощью, советом, молитвой, он встречал торжественными пасхальными словами: «Христос воскресе, радость моя!» Любя своих ближних, он не знал, что можно сказать им более радостного, чем эти замечательные слова пасхального приветствия.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

5 отрицательных итогов Великого поста Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях 6 апреля, 2017 Мы не побеждаем духовные болезни, а кусок колбасы – преграда в отношениях Отстранение от ближних под видом духовной работы и другие антиитоги поста – в размышлениях священника Евгения Дорофеева. Священник Евгений Дорофеев Изменение самого себя, внутреннее преображение, жизнь по Евангелию – все это и есть подлинное христианское делание. Стяжание Духа Святого, как указал нам преподобный Серафим Саровский, есть главная цель жизни христианина. Под стяжанием Духа Святого понимается единение человека и Бога, значит, нам необходимо уподобиться Богочеловеку Христу, который и имел в себе подлинное единение Божественного и человеческого. Для достижения этих высот Церковь предлагает многочисленные средства, отработанные веками. Однако при неправильном понимании их сути они из средств превращаются в цели. Неумение и нежелание разграничить цели и средства и есть одна из причин отсутствия всякого внутреннего преобразования. Начинать нужно не с отказа от шашлыка Человек уверен, что неупотребление в пищу мяса и молока – и есть собственно пост. Эта история про то, как второстепенное стало главным и средство заменило цель. Мы ведь не вегетарианцы, мы христиане. Нам необходимо помнить, что пост – это прежде всего духовное делание: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Мы не считаем, что мясо как-то духовно неполноценно по сравнению с тем же укропом и, вкушая его, можно умалить нашу праведность. Отнюдь! Такие взгляды присутствуют в христианстве, но они имеют не христианское происхождение (манихейское, гностическое или восточное). «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Иоанн Златоуст замену мяса рыбой объяснял не чем иным, как дешевизной рыбы, а не каким-либо более высоким духовным состоянием рыбной плоти.

http://pravmir.ru/5-otritsatelnyih-itogo...

9 В русском переводе: «Если (как говорит Писание) «худые сообщества развращают добрые нравы», то беседа с женщинами, хотя и добра будет, сильна, впрочем, втайне растлить внутреннего человека скверными помыслами, и в то время как тело будет чисто, душа осквернится. Ибо что тверже камня? И что мягче воды? Но непрестанное усердие и природу побеждает: так что если естество (камня), едва поддающееся движению, движется (водою), и из-за нее, которую ни во что не ставит, разрушается и уменьшается, то как легко колеблемая человеческая воля не будет побеждена и изменена долговременной привычкой?» 12 Свт. Иоанн Златоуст . «Маргарит», слово 5. «О непостижимом, против аномеев». В русском переводе: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва – корень, источник и мать бесчисленных благ». 17 Буквально: «дверь для плачущих вне» (Чертога Небесного). Ср. «Я есмь дверь» ( Ин.10,9 ); «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк.13,23–25 ). 24 Мадианитяне – потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис.25,16–18 : «И сказал Господь Моисею, говоря: с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве 31 В русском переводе: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.» 33 В русском переводе: «Видя богатство добродетелей Иова, хитростью думал похитить его враг праведности и, разрушив крепость тела, не украл сокровище духа, ибо нашел (встретил) вооруженную душу праведника.» 40 В русском переводе: «Воды Силоама, текущие тихо.» (Воды Силоама, бесшумной и медленной реки, считались священными и были предметом торговли. Содержащееся в Книге пророка Исайи упоминание этой реки можно истолковать как символическое изображение тихого, спокойного счастья пребывающих в Царстве Божием).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

„Нынешния временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». ( Рим. 8:18 ). „По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». ( 2Кор. 1:5 ). „Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ». ( Откр. 2:10 ). Изречения „Ничто по достоинству не может сравниться с узами ради Христа. Быть узником выше, чем быть апостолом, учителем, евангелистом; это – более, чем сидеть одесную Господа, прекраснее, чем сидеть на одном из 12 престолов». (Златоуст). „Знаете ли, в чем завидуют нам ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали». (Франциск Ассизский). „Выносливость благороднее силы, а терпение – красоты». (Рескин). „Мученики диавола и здесь страдают не меньше, чем мученики Христовы». „И лжеапостолы страдали за Христа». (Преподобный Макарий Египетский ). „Мученики презрели жизнь: мы презрим удовольствия и роскошь. Они повергли тело свое в огонь: ты повергай сокровища в руки бедных. Они попирали горящие угли: ты погаси в себе пламень похоти. Ты нежишься на мягкой постели? Тебе трудно встать? Вспомни о православных мучениках: они лежали на раскаленных железных решетках. Не мягкие перины, а горячие уголья служили им постелью». (Златоуст). „Ах, если бы ты знал, возлюбленнейший мой, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением». (Пр. Серафим Саровский ). „Только в христианстве можно найти чудесный камень, превращающий мрачное железо в чистое золото, горечь – в сладость, зло – в добро, смерть– в жизнь, страдание – в блаженство». (Филарет, м. М.). „Для нововступившего монаха нет ничего полезнее поношения. Что древо, ежедневно поливае-мое, то и нововступивший монах, поносимый и переносящий поношение». ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   Ведь «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17)!    И поэтому — сколько ни пресыщайся ты в этом мире, голод твой телесный прекратится по общему порядку угасания всех вещей. Но голод духовный, если не удовлетворить его ныне, будет длиться вечно. Ибо если сейчас не узнаешь ты, душа, где Источник, который утоляет этот голод, если не отыщешь той дороги, которая поведет тебя к Отцу твоему (твоей дороги, только твоей, той дороги, которая приведет именно тебя к обители, для тебя уготованной: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2)!), если не сделаешь ты первых шагов по этой дороге — сейчас, пока ты еще в теле твоем! — то как ты сделаешь это тогда, когда расстанешься с телом? «Ни мертвые не восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу», — сказал тебе пророк (Пс.113:25; ср.: Пс.87:11).    Пока жива ты, душа моя, пока тело твое — друг и помощник тебе, ищи свой путь! Оставь земное пресыщение, укроти страсти твои и тела твоего, стяжи, по апостолу, «праведность и мир и радость во Святом Духе». Каждому из нас сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ведь кто стяжал этот дух — тот уже обрел путь ко спасению, конец которого венчает Божественная благодать.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша, проливает токи богословия.     «И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы» (Быт.21:25). «И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских» (Исх.17:5—6).    Как долго ты, душа моя, колодцы хананейских помыслов предпочитала источнику, изведенному из камня, из которого река премудрости, словно переполненная чаша, изливает потоки богословия!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Побуждает человека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. В противовес сребролюбию христианская вера учит нас быть бескорыстными, трудолюбивыми и милосердными: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся» (Еф. 4:28). Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание и отречение от всякой собственности. Это предлагается тем, кто стремится к совершенству: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах,» — сказал Господь богатому юноше (Мф.19:21).Такому евангельскому идеалу следовали многие подвижники, как, например, святые Антоний Великий и Павел Фивейский, св. Николай чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербургская и многие другие. Монашество ставит себе целью полный отказ от личного имущества и утех семейной жизни. Девятая заповедь Закона Божия         «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».        Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя “дьявол” значит “клеветник.” Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Ап. Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы — члены друг другу» (Еф. 4:25).Относительно осуждения Спаситель категорически заявил: «Не судите, да не судимы будете!» (Мф.7:1). Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Надо помнить и свои слабости. Вообще, необходимо обуздывать свой язык и воздерживаться от празднословия. Ведь слово — это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Когда мы говорим, мы уподобляемся Творцу, слово Которого немедленно становится делом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Самого Бога Св. Апостолы неоднократно именуют в своих посланиях «Богом мира»  (Рим. 15:33; 16, 20; 1 Коринф. 14:33 и мн. др. места).    И святые угодники Божии — Святые Отцы Церкви, великие подвижники и наставники подлинно-христианской, духовной жизни и словом и примером учили и до сих пор продолжают учить нас чрез свои вдохновенные писания той же великой истине, то есть, что мир есть главное неотъемлемое свойство и качество души истинного христианина. Особенно образно, как бы подводя итоги всему сказанному прежде, говорить о значении мира для христианина наш величайший христианский подвижник последнего времени преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»; «ничего нет лучше во Христе мира, которым разрушается всякая брань воздушных и земных духов»; «Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары».    Таково учение нашей Христианской Церкви о мире и о его значении для христианина.    Но если так, то может ли истинный христианин питать в своем сердце какую бы то ни было непримиримость к кому бы то ни было? Совместимо ли самое чувство непримиримости со званием последователя Христа-Спасителя, принесшего на землю мир и проповедывавшего мир?    Ответ на этот вопрос мы можем получить, лишь тщательно изследовав, все ли по данному вопросу исчерпывается вышеизложенными данными.    Оказывается, — нет.    Помимо учения о мире мы находим и в Слов Божием и у Святых Отцев ярко выраженное учение и онепримиримости.     «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» - так учил Сам Христос-Спаситель: «Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека со отцом его, и дочь с матерью ея, и невестку со свекровью ея. И враги человеку — домашние его». А дальше объясняется, в каком смысле это сказано: «Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:34—38). В еще боле решительных тонах выражено это же учение Господа Иисуса Христа у Евангелиста Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

“Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся”. ( Мф.5:9 ). “Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся,” — говорит преподобный Серафим Саровский . Христианская любовь — это особенная любовь, это любовь к врагам. Христианство этим отличается от всех других религий, где нет и не может быть такой любви. В Ветхом Завете было сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага. “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных…” ( Мф.5:44-45 ). Видите, к чему призывает нас Господь? Он Сам показал нам образ такой любви, когда молился на кресте за Своих распинателей: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”. Так поступали и все ученики Христовы. Когда первомученика Стефана побивали камнями, он, испуская дух, просил: “Господи, не вмени им греха сего”. Ничто так не умилостивляет Господа, как любовь к врагам. Преподобный Иов однажды увидел, как на монастырское поле пришел вор, набрал мешок зерна и хотел унести. Преподобный не стал поднимать шума, а подошел к нему и тихо, ласково сказал: “Если тебе нужно, надо пойти и попросить. Пойми, нам не зерно жалко, а душу твою,” — и помог ему отнести мешок домой. Конечно, в душе вора произошел переворот, совесть проснулась, стыдно стало заниматься таким делом. Тем более мы должны прощать своему личному врагу, тому, кто нас унизил, оскорбил, обидел. Все надо спокойно претерпеть и никогда не мститъ за оскорбление, а ответить оскорбившему любовию, чтобы приобрести его душу. Епифаний, епископ Кипрский, пошел однажды в пустыню, и там на него напали разбойники, стали избивать, а он терпел и молился за них Богу. Предводитель разбойников, одноглазый от рождения, обнажил меч, чтобы отсечь ему голову, а он стал еще горячее молиться, и вдруг незрячий глаз его открылся и стал видеть. Разбойник в изумлении бросил меч. И остальные были поражены, стали воздавать Епифанию почести, просили: “Отче, останься с нами!” Он остался, ходил с ними три месяца, научая закону Божию, и почти всех разбойников обратил к Богу. А предводитель вскоре сделался миссионером, проповедовал Христа, обратил множество людей; он же написал житие преподобного Епифания.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-uteshen...

“Истинная смерть – в сердце, и она сокровенна, ею умирает внутренний человек” 9 , – говорит преподобный Макарий Египетский . Поэтому люди, не знающие Бога, являются как бы живыми мертвецами, на что указывают слова Спасителя, обращенные к ученику, у которого умер отец: “Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов” ( Мф.8:22 ). Но омертвение сердца отнюдь не означает его обездвиживание, пустоту – это такой сосуд, который не может быть пустым: «свято место пусто не бывает». Чем же в таком случае заполняется сердце? Прп. Серафим Саровский , говоря о сердце человека, использовал пример, взятый из Псалтири: «Сие море — великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа» ( Пс.103:25 ). Дальше в этом псалме написано: «животная малая с великими: тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему» ( Пс.103:25-26 ). Очевидно, так как сердце человека изначально задумано как вместилище Бога, то если в нем нет любви, заполнено оно в таком случае может быть только некоторым извращенным подобием любви, некоторой ее антианалогией. Такой ложной любовью или любовью, направленной вовнутрь, является гордость, которую обычно сопровождает блудная страсть. Интересно, что это вполне подтверждается современной психологией: половое влечение и желание стать великим являются основными подсознательными мотивами человеческой деятельности. Как лжелюбовь, гордость проявляется в виде искаженных, ложных добродетелей или страстей, которые порой, как ни странно, могут иметь внешний вид истинных добродетелей, что наблюдалось у евангельских фарисеев. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ( Мф.23:27,28 ) – говорит Спаситель. Но мы так часто стали употреблять слово «ложь», что настало время вспомнить и о ее «отце». Часто люди рассуждают так: я сам по себе, и не с Богом, и не с дьяволом.

http://azbyka.ru/chto-znachit-lyubit-bog...

  2. О причащении Святых Тайн для соединения во Христе со святым Серафимом Поучение, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 15 июля, за ранней литургией Как хорошо делают, братие, те из нас, кои, прибыв в Саров для поклонения преподобному отцу нашему Серафиму, стараются здесь причаститься святых Христовых Тайн! Пройдет несколько дней, и все мы отправимся в дома свои, и кто понесет отсюда на память о преподобном его образок, кто – просфору, кто – водицы из его источника, масла из лампады, сухариков из дальней пустыньки. Как святыню, дорогую по воспоминаниям, цельбоносную по вере в дерзновение пред Богом святого старца, понесем мы сии дары, чтобы поделиться саровскою святыней и со своими сродниками и близкими. Но превыше всякой святыни сподобятся здесь дара небесного и унесут его с собою те из нас, кои вкусят с верою «хлеба жизни». К вам, братие-причастники, нынешнее слово мое. Как оскудела духом жизнь наша, как мало в ней проявлений благодатного духа и как она суетна, мелочна, скучна! Мы не находим в ней удовлетворения и мечемся по сторонам, чтобы найти покой душам нашим. Не оттого ли происходит это томление духа, что вся жизнь наша ушла в заботы о куске хлеба, что мы оторвались от небесной жизни, которой сподобляются подвижники и на земле? Господь Иисус Христос учил: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин. 6, 27 ). А эта пища есть хлеб жизни: «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (35); «ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (51). «Плоть Моя, – говорит Господь далее, – истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», так что «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем», и он «имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (54–56). Таков дар Господа Иисуса Христа людям! Не может быть ничего выше этого дара: чрез него Господь вводит нас в теснейшее личное общение с Собою, приобщает нас Своей Божественной жизни, дает залог блаженной вечности. И не только обещал Господь дар сей, но и действительно принес на землю, когда на Тайной вечери сказал Своим ученикам: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое»... «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26,26–28 ), и причастил их Своей Божественной Плоти и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010