Историческая беседа Преподобного с Н. А. Мотовиловым, в заключение которой он дал своему другу ощутимо восчувствовать облагодатствовавшего состояние человеческого духа, представляет собой по мысли самого Преподобного, обращение не к одному лицу, а ко всему миру: «Не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы, сами утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными» 4 . Это указание Преподобного заставляет нас с особым благоговейным вниманием отнестись к каждому слову, произнесенному им в этой исключительной по своему значению беседе, которую можно без преувеличения назвать духовным завещанием Преподобного. Своим современникам здесь выражено в словах то, что он являл примером всей своей жизни. Значение преподобного Серафима для русской религиозно-нравственной жизни в том, что в эпоху охлаждения веры и уклонения некоторой части общества от Церкви яснее всех своих современников видел из глуши Саровских лесов пороки общества, от которого он был отделен стенами обители, откуда он, по собственному признанию, «никогда, ниже мыслью ... не выходил», и противопоставил им словом и примером своей жизни ясно понятую им задачу, цель, смысл жизни: стяжание Духа Святого Божьего. Именно это ясное понимание им самого главного, единого на потребу – цели жизни, именно то, что он сам достиг этой высшей цели – именно это и влекло к преподобному Серафиму сердца людей со всей России. Поэтому указание преподобного Серафима о стяжании Святого Духа Божия как истинной цели христианской жизни уместно положить в основу настоящей работы. Поскольку работа эта посвящена вопросу о религиозно-нравственном значении преподобного Серафима для его эпохи, центральное место в ней, естественно, должно принадлежать общественному служению Преподобного, т. е. тому периоду, когда, стяжав благодать Святого Духа, он щедро раздавал дары её всем нуждающимся по собственному слову: «Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свещи возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свещи, не умаляя своего собственного огня, зажигает во светение всем в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вот такой человек приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). Промыслом Божиим Ивану Петровичу Павлову суждено было состоять в духовной близости и с митрополитом Серафимом (Чичаговым) . По пятницам владыка читал акафист преподобному Серафиму в Знаменской церкви, где был придел, посвященный Саровскому чудотворцу. В миру владыка Серафим немало времени посвятил углубленному изучению медицинских наук и имел медицинскую практику. Все это, безусловно, также роднило Ивана Петровича с митрополитом Серафимом. Оба они глубоко чтили смиренного духовника Александро-Невской Лавры... Иеросхимонаха Серафима почитали выдающийся астроном своего времени, один из основателей Русского астрономического общества, академик Сергей Павлович Глазенап, а также один из создателей современной фармакологической школы, профессор медицины Михаил Иванович Граменицкий. Частыми гостями в Вырице также были выдающиеся русские ученые, академики с мировыми именами – физик Владимир Александрович Фок, известный своими трудами в области квантовой механики, распространения радиоволн и теории относительности, и биолог Леон Абгарович Орбели, ученики последователь Ивана Петровича Павлова, автор многих исследований по физиологии нервной системы и биохимии, известный также своими работами по физиологии органов чувств. За чашкой чая вел с ними отец Серафим долгие душеполезные беседы о мироздании; о той дивной гармонии, которую вложил Премудрый Творец всяческих в окружающую нас природу и самого человека; о мире духовном, невидимом; о Духе Святом и Животворящем, наполняющем всю бесконечную Вселенную. Светила науки многому учились через богомудрые наставления смиренного старца. Этот старец-монах был воистину гражданином иного мира – Сам Дух Божий говорил его устами. То, что оставалось скрытым и от великих ученых, было открыто батюшке Серафиму по словам Спасителя: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» ( Лк.10:21 ). Одним из любимейших воспитанников отца Серафима был известный во всей России профессор-гомеопат Сергей Серапионович Фаворский, которого называли «светилом Петербурга». Он был чистейшей души человеком и талантливым медиком. В кабинете доктора Фаворского можно было встретить государственных мужей и иерархов Церкви, знаменитых артистов и военачальников, известных спортсменов, и, конечно же, простых тружеников, которым Сергей Серапионович оказывал, чаще всего, помощь бескорыстную.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Тогда один из крестьян, поднявши с земли топор, обухом так крепко ударил о. Серафима в голову, что у него изо рта и ушей хлынула кровь. Старец упал на землю и пришёл в беспамятство. Злодеи тащили его к сеням келии, по дороге яростно продолжая бить, как звероловную добычу, кто обухом, кто деревом, кто своими руками и ногами, даже поговаривали о том, не бросить ли старца в реку?.. А как увидели, что он уже был точно мёртвый, то верёвками связали ему руки и ноги и, положив в сенях, сами бросились в келию, воображая найти в ней несметные богатства. В убогом жилище они очень скоро всё перебрали, пересмотрели, разломали печь, пол разобрали, искали-искали и ничего для себя не нашли; видели только у него св. икону, да попалось несколько картофеля. Тогда совесть сильно заговорила у злодеев, в сердце их пробудилось раскаяние, что напрасно, без всякой пользы даже для себя, избили благочестивого человека; какой-то страх напал на них, и они в ужасе убежали. Между тем, о. Серафим от жестоких смертных ударов едва мог прийти в чувство, кое-как развязал себя, поблагодарил Господа, что сподобился ради Его понести раны безвинно, помолился, чтобы Бог простил убийц и, проведши ночь в келии в страданиях, на другой день с большим трудом, однако же сам, пришёл в обитель во время самой литургии. Вид его был ужасен! Волосы на бороде и голове были смочены кровью, смяты, спутаны, покрыты пылью и сором; лице и руки избиты; вышиблено несколько зубов; уши и уста запеклись кровью; одежда измятая, окровавленная, засохла и по местам пристала к ранам. Братия, увидев его в таком положении, ужаснулась и спрашивала: что с ним такое случилось? Ни слова не отвечая, о. Серафим просил пригласить к себе настоятеля о. Исаию и монастырского духовника, которым в подробности и рассказал всё случившееся. И настоятель, и братия глубоко опечалены были страданиями старца. Таким несчастием о. Серафим вынужден был остаться в монастыре для поправления здоровья. Диавол, воздвигший злодеев, по-видимому, торжествовал теперь победу над старцем, воображая, что навсегда изгнал его из пустыни.

http://pravoslavie.ru/2041.html

По благословению батюшки о. Серафима, Михаил Васильевич Мантуров продал своё имение, отпустил на свободу крепостных людей своих и, сохранив до времени деньги, купил только в Дивеево 15 десятин земли на указанном ему о. Серафимом месте, со строжайшею заповедью: хранить эту землю, никогда не продавать, никому не отдавать её и завещать после смерти своей Серафимовой обители. На этой земле Михаил Васильевич поселился с женою и стал терпеть недостатки. Он претерпевал множество насмешек от знакомых и друзей, а также упрёков от своей жены Анны Михайловны, лютеранки, вовсе не подготовленной к духовным подвигам молодой женщины, не терпящей бедности, весьма нетерпеливого и горячего характера, хотя, в общем, хорошей и честной особы. Всю жизнь свою чудесный Михаил Васильевич Мантуров, истинный ученик Христов, терпел унижения за свой евангельский поступок. Но он переносил всё безропотно, молча, терпеливо, смиренно, кротко, с благодушием, по любви и необычайной вере своей к святому старцу, во всём беспрекословно его слушаясь, не делая шага без его благословения, как бы предав всего себя и всю жизнь свою в руки о. Серафима. Неудивительно, что Михаил Васильевич стал наивернейшим учеником о. Серафима и наиближайшим, любимейшим его другом. Батюшка о. Серафим, говоря о нём с кем бы то ни было, не иначе называл его, как «Мишенька», и всё, касающееся устройства Дивеева, поручал только ему одному, вследствие чего все знали это и свято чтили Мантурова, повинуясь ему во всём беспрекословно, как бы распорядителю самого батюшки. О. Серафим после исцеления М. В. Мантурова начал принимать других посетителей и, верный обещанию, данному о. Пахомию, не забывал Дивеевской общины. Он посылал некоторых послушниц к начальнице Ксении Михайловне и, ежедневно молясь о них, получал откровения о будущем этой общины. Принимая посетителей к себе в монастырскую келию в течении 15 лет, о. Серафим всё-таки не оставил затвора и никуда не выходил. Но в 1825 году он начал просить Господа о благословении его на окончание затвора.

http://pravoslavie.ru/2041.html

Слава, и ныне, Богородичен: По Бозе упование имуще на Тя,/Пречистая Богородице,/молим Ти ся:/Рождшагося из Тебе умоли/даровати мир вселенней/и велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: После Бога имея одну надежду на Тебя,/пречистая Богородица,/мы молимся Тебе:/Рожденного от Тебя умоли/вселенной даровать/мip и великую милость. Молитва преподобному Серафиму Саровскому О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к Небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь. О пречудный отче Серафим, великий Саровский чудотворец, всем прибегающим к тебе скоро их слышащий помощник! Во дни земной жизни твоей никто от тебя без помощи и утешения не уходил, но всем сладостен был вид лица твоего и благостный глас слов твоих. К тому же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обильно в тебе явился. Когда же призвал тебя Бог от земных трудов к небесному упокоению, нисколько любовь твоя прекратилась к нам, и невозможно исчислить чудеса твои, умножившиеся, как звезды небесные: ибо вот, по всем концам земли нашей ты людям Божиим являешься и даруешь им исцеления. Потому и мы взываем тебе: о претихий и кроткий угодник Божий, дерзновенный к Нему молитвенник, никогда призывающих тебя не отвергающий, вознеси о нас мощную во благости твою молитву ко Господу Сил, да дарует Он нам все, потребное в жизни сей и все, к душевному спасению полезное, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, чтобы без преткновения войти нам в вечное Небесное Царство, где ты ныне сияешь в немеркнущей славе, и там воспевать со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

4.13.6. Орденом преподобного Серафима Саровского награждаются священнослужители, монашествующие и миряне за вклад в дело возрождения монастырей и храмов, за пастырскую и церковно-общественную деятельность. 4.14. Положение о медали ордена преподобного Серафима Саровского 4.14.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского . 4.14.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали – рельефное изображение преподобного Серафима Саровского в рясе с епитрахилью. Образ святого поясной, правая рука – благословляющая, в левой руке – четки. По сторонам, на уровне плеч, стилизованная надпись: у левого плеча – ПРПД?БНЫЙ, чуть ниже – СЕРАФ?МЪ, у правого плеча – CAPO?BCKIЙ, чуть ниже – ЧУДОТВО?Р. (Чудотворец). Над изображением святого по окружности расположен стилизованный девиз СТЯЖИ ДУХЪ МИРЕНЪ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма «СС» ( Серафим Саровский ), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой расположен номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, зеленого цвета, с широкими белыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки – приспособление для крепления. 4.14.3. Медаль ордена преподобного Серафима Саровского носится на левой стороне груди и располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.14.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой зеленого цвета с широкими белыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.14.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Аудио: О, пречудный отче Серафиме , великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от Тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к Небесному упокоенню, николиже любы твои преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь. Перевод: О, пречудный отец наш Серафим, великий Саровский чудотворец, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощник! Во время твоей жизни никто от Тебя скорбящим и неутешеным не уходил, но всем в сладость было видеть лицо твоё и слышать снисходительные слова твои. К этому и дар исцелений, дар провидения, дар больных душ обилен исцеления в тебе явился. Когда призвал тебя Бог от земных трудов к Небесному упокоенню, ни насколько любовь твоя не ушла от нас, и невозможно посчитать чудеса твои, которые приумножаются, словно небесные звезды: вот по всем земным концам людям Божьим являешься и даруешь им исцеление. Также и мы вопиём к тебе: о тишайший и кроткий угодник Божий, дерзновенный к Нему молитвенник, никак же призывающих тебя не отвергаешь! Вознеси о нас благомощную твою молитву к Господу сил, да дарует нам всё благопотребное в этой жизни и всё полезное для душевного спасению, да оградит нас от падений греховных и научит нас истинному покаянию, чтобы без повреждений войти нам в вечное Небесное Царство, где ты ныне в незаходимой сияешь славе, и там воспевать со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь. Преподобному Сергию Радонежскому 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-v-o...

Перед прощанием они спросили батюшку: «Что прикажете сказать вашему братцу?» О. Серафим ответил: «Скажите ему, что я молю о нём Господа и Пречистую Его Матерь день и нощь». Они отошли, а батюшка, воздевши руки, с восторгом несколько раз повторил: «Нет лучше монашеского житья, нет лучше!» Однажды, когда Прасковья Ивановна работала у источника, к ней батюшка вышел со светлым сияющим лицом и в новом белом балахончике. Ещё издали воскликнул он: «Что я тебе, матушка, принёс!» – и подошёл к ней, держа в руках зелёную веточку с фруктами. Сорвав один, он вложил ей в уста, и вкус его был невыразимо приятен и сладок. Затем, вкладывая в уста ещё такой же фрукт, он произнёс: «Вкуси, матушка, это райская пища!» В то время года ещё не могли созреть никакие фрукты. Старшая сестра в мельничной обители о. Серафима, Прасковья Семёновна, свидетельствовала много о батюшкиных милостях к сёстрам и, между прочим, рассказала, как страшно было ослушаться его. Однажды батюшка приказал ей, чтобы она приехала с отроковицей Марией Семёновной на двух лошадях за брёвнами. Они поехали прямо к батюшке в лес, где он их уже дожидался и приготовил на каждую лошадь по два тоненьких брёвнышка. Думая, что все четыре бревна может свезти одна лошадь, сёстры переложили дорогою эти брёвнышки на одну, а на другую лошадь взвалили большое, толстое бревно. Но лишь тронулись они с места, как лошадь эта упала, захрипела и начала околевать. Сознавая себя виновными, что они поступили против благословения батюшки, они, упав на колени, тут же, в слезах, заочно начали просить прощения, а затем скинули толстое бревно и разложили брёвнышки по-прежнему. Лошадь сама вскочила и так скоро побежала, что они едва-едва могли догнать её. Батюшка о. Серафим постоянно исцелял своих сирот от разных болезней. Раз сестра Ксения Кузьминична страдала зубной болью, от которой не спала ночи, ничего не ела и изнемогла, так как приходилось днём работать. Сказали о ней старшей сестре Прасковье Семёновне; она послала Ксению к батюшке. «Как только он меня увидел,– рассказывала Ксения,– то и говорит: что это ты, радость моя, давно ко мне не пришла! Пойди к отцу Павлу, он тебя исцелит.

http://pravoslavie.ru/2041.html

Хорошо не мстить врагу, но еще лучше делать добро врагу. Положим, что кто-нибудь наклеветал на вас, повредил вашему служебному положению. Вы перенесли это, хотя не без горя, а может быть, и не без слез; вы не проклинали врага, не молились об отомщении ему – хорошо это. Но не здесь конец любви: вам нужно учиться большей любви – делать добро ненавидящим вас ( Мф.5:44 ; Лк.6:27 ); вам нужно учиться подражать Небесному Отцу, Который благ к неблагодарным и злым ( Лк.6:35 ). Предположим, что ваш враг попал в беду, ему грозит лишение места, он оклеветан, но вы имеете возможность помочь ему в этом. И вот вы забываете обиду, ходатайствуете за него, восстановляете его честь, делаете ему добро. Это – добрый знак: вы взошли на другую, высшую степень незлобия. Вы явились подражателями Христа, Который молился за врагов Своих на кресте ( Лк.23:34 ) и спас гонителя Своего Савла, обратив его к Себе явлением ему на пути ( Деян.9:3–6 ) и потом сделав его Своим апостолом. Таковую добродетель явил в жизни своей и новопрославленный преподобный Серафим, чудотворец Саровский. Разбойники, требуя от него денег, избили его, оставив его еле жива. Но когда они были отысканы и подлежали суду и наказанию, то преподобный Серафим простил их и умолял судей простить их, что и было исполнено. Бывает иногда, что мы уничижаем достоинство, заслуги наших врагов. Если немилый человек сделал нам зло, обиду, то мы, не любя его, видим в нем одно недоброе, недостатки его, а добрых сторон его характера, добрых качеств его ума, его способностей, его заслуг мы как бы не видим: мы говорим о недостатках его, но умалчиваем о достоинствах его. Это признак недостатка любви к врагам. Если хочешь исполнить заповедь Христову, поступай так: когда требуется твой отзыв о человеке, обидевшем тебя, и ты знаешь его, – не скрывай ничего, что может служить к похвале его, ко благу его. Будь честен и справедлив к другам и недругам своим. Вот и еще совет, как исполнить заповедь о любви к врагу. Старайся сделать все, что способствует примирению с врагом. Не жди, чтобы он извинился пред тобой, а ты первый постарайся сделать начало примирения. Не убегай свидания с врагом, а постарайся встретиться и ласково заговорить с ним. Если он станет говорить с тобой без вражды, то это добрый знак: значит, и он хочет примириться с тобой; вражда ваша будет проходить, таять, как снег тает от огня: ты положишь горячие угли на голову врага – не удержать ему этих углей, не удержать ему вражды к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Подобен: О, дивное чудо: О, преславное чудо,/подвижник благочестия в Сарове является/и молитвенник к Богу теплый/Серафим пречудный нам бывает;/веселися, обитель Саровская,/имущи в себе мощи преподобнаго;/взыграйте, православных множества,/предивнаго Серафима имуще в бедах заступника и вопиюще к нему:/радуйся, светильниче Российския земли,/тьмы сопротивных далече отревай/и Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. О, дивное чудо,/се бо воистинну во обители Саровстей/благочестия столп непоколебимый –/Серафим блаженный является нам,/темже, Богомудрых собори,/на высоту духом возноситеся,/к преподобному вопиюще:/преподобне отче Серафиме,/Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Дивны Твоя тайны, Христе Боже,/яко даровал еси нам светильника, преподобнаго Серафима,/верным людем на сопротивныя крепкаго поборника,/иноком и всем православным христианом молитвенника,/святей обители похвалу и утверждение;/той и ныне молит Тя, Господи,/даровати душам нашим мир и велию милость. Егда вшел еси, преподобне, в пустыню Саровскую,/тогда, своея воли до конца совлекся,/твердое ко всем послушание показал еси:/досады бо и безчестия претерпел еси, радуяся,/ударения и раны от злых человек приял еси,/о нихже и молился еси, преподобне./Мы же, прославляюще пречестную память твою,/молим ти ся, преподобне:/Господеви молися/мир мирови даровати/и душам нашим велию милость. Блаженна обитель Саровская,/имущи тебе, преподобне отче Серафиме,/добродетелей сокровище, сосуд чистоты,/целомудрия хранителя, приятелище благодати,/источник исцелений, болящим врача безмездна,/постника истинна, в скорбех утешителя,/житейскими страстьми обуреваемым тихое пристанище;/нам же, творящим честную память твою,/моли, преподобне отче Серафиме,/даровати мир и велию милость. Днесь ликуют собори верных/в память твою, преподобне Серафиме,/и велегласно вопиют:/ты, любве ради Христовы/вся красная мира оставив/и в пустыню Саровскую вселився,/никакоже устрашился еси невидимых враг борения,/но сия молитвами твоими, яко прах, отметал еси;/темже Господеви молися/даровати душам нашим мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010