Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян 1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела? Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский) 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога. Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий) 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа. Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин) Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов) 4. Прощаются ли все грехи при Крещении? Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» — творение Святых отцов первых Вселенских Соборов) 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться? «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? — Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин) 6. Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

Письма Скачать epub pdf Письма к архимандриту Леониду (Кавелину) Письмо Ваше Высокопреподобие Возлюбленнейший Отец. Архимандрит Леонид! Прежде выражения моей благодарности, приветствую Вас с наступившим Новым Годом, с пожеланием Вам милости Божией. Не сочтите, Батюшка, мою медленность в ответе за невежество, нет, это моя единственная добродетель, и мне удается в этом успевать, особенно насчет поздравлений: я иногда поздравляю зараз с прошедшим, настоящим и будущим Новым годом. Душевно благодарю Вас за прекрасную Икону Преподобного Отца нашего Сергия, благодарю также и за поздравление с милостию Божиею и Царскою. Протекли моего настоятельства 25 лет, как день един. Не избежал я и торжества и милостей беспримерных. Скажу вам по-братски: все суета! Хотелось бы остальные дни провести в покаянии. Дела незаконченные, дряхлость и тягость телесные уже начинают всякому делу препятствовать. Вот купец и проторговался, одна надежда на неизреченную милость Божию. Прошу Ваших Святых Молитв пред престолом Божиим, да покрыет Господь своим милосердием мое недостоинство. Вашего Высокопреподобия имею честь быть усердный слуга и богомолец. Архимандрит Игнатий. 13 января 1883 года Письмо Христос Воскресе! Незлобиве отче! Я еще за старую книгу не благодарил, а ты, добродушие, и другую прислал. Вот и экономия: за два благодеяния один раз благодарить. Очень, очень благодарю и прошу прощения за мою леность. По этому поводу я благодарен Достоевскому, который одному приятелю отвечал на письмо через два года, и говоря, что письма писать дело невозможное, прибавлял к тому, что если я буду за грехи сослан в ад, то другого тягчайшего наказания не ожидаю, кроме того, что заставят писать каждый день по десяти писем. Хотя меня это не утешает, но успокаивает, что и умные люди ленились письма писать. А нам и Бог простит. Прошу Св. молитв и благословения от Преподобного Сергия. старый друг и почитатель Твой. Архимандрит Игнатий. 20 апреля 1886 года Письмо архимандрита Иннокентия (бывшего настоятеля Троицко-Зеленецкого монастыря) к архимандриту Игнатию (Малышеву) 

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Malysh...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание 1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела?    Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов)    Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский) 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога.    Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий) 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа.    Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин)    Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов) 4. Прощаются ли все грехи при Крещении?    Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов)    Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» — творение Святых отцов первых Вселенских Соборов) 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться?    «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? — Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1533-1535 годы) и звонница (1640-е годы) Александро-Свирского монастыря Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь – одна из наиболее почитаемых обителей Олонецкого края. Он расположен на берегу Рощинского озера, неподалеку от реки Свири. Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы является наиболее старинным храмом монастыря. Он, единственный из сохранившихся построек, хранит память о святом Аллександре Свирском. Первоначально все строения монастыря были деревянными и составляли два комплекса: Спасский (с храмом Спаса Преображения, основанный в 1487 году) и Троицкий, отстоящий от Спасского примерно на 300 метров, с храмом Святой Троицы, основанный в 1506 году. Первый из них был предназначен для погребения и уединенной молитвы иноков, а второй – для общежительного жития Храмы Спасо-Преображенской части монастыря оставались деревянными еще в 1628-1629 годы, о чем свидетельствует опись князя Ивана Михайловича Долгорукова и подьячего Посника Ракова В «общежительной» части ситуация была иной. В 1526 году архиепископ новгородский Макарий освятил первый каменный Троицкий собор, построенный московскими мастерами. Их по просьбе настоятеля прислал в обитель великий князь московский Василий III В 1533 году по благословению преподобного Александра началось строительство тоже каменной Покровской церкви с трапезой. По сведениям некоторых документов из монастырского архива до кончины преподобного храм возвели «по окна» (запись Якова Яковлевича Мордвинова) Завершились работы уже в 1535 (1536) году. Мастеров, как и при возведении собора, прислал великий князь Руководил работами подрядчик Игнатий: «…делающим с убо в обители святого церковь камену такоже с убо и трапезу купно делающее нарядчик же суще оу дела церкови того Игнатиею именем…» Долгое время считалось, что подрядчик Игнатий – это новгородский мастер Игнатий Салка, возводивший в 1537 году церковь Похвалы Пресвятой Богородицы на Софийском дворе в Новгороде Великом Однако сейчас преобладает мнение (высказывавшееся уже в XIX веке), что Игнатей Салка не имел никакого отношения к строительству церкви Покрова, а подрядчик Игнатей, руководивший работами, являлся московским мастером Трапезная церковь, как и все строения монастыря, сильно пострадала во время шведских и польских набегов в 1613 и 1618 годах. О ее повреждениях повествует Грамота 1618 года «О разорении монастыря»: «…Александрова Чудотворцева пустыня от немецких и литовских людей и от казаков разорены и выжжены без остатка. … В соборнем каменном храме Троицы Живоначальные обожжена и расщепилась, да трапеза камена Покров Пречистыя Богородицы обожженные и развалися надвое…» Благодаря помощи государя Михаила Феодоровича Романова, за 1619-1620 годы храм Покрова восстановили в прежнем виде,

http://sobory.ru/article/?object=05255

Архим. исп. Игнатий (Бирюков). Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г. (Бирюков Иван Адрианович; 25.05.1865, г. Бирюч Воронежской губ. (ныне Белгородской обл.) - 27.09.1932, Казахстан), преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. Учился в Бирючском городском училище. 9 окт. 1878 г. поступил послушником в Валуйский мон-рь Воронежской епархии. Служил келейником наместника мон-ря архим. Игнатия (Алексеевского); нес клиросное послушание, управлял монастырским хором; научился играть на скрипке и на фисгармонии. В 1888 г. издал нотный сборник догматики 8 гласов знаменного распева. В 1894 г. взял отпуск по состоянию здоровья и провел его в паломничестве на Св. землю и Афон. Настоятель, опасаясь за здоровье И. Бирюкова, освободил его от клиросного служения. Работал помощником повара, трапезного, был звонарем, келейником настоятеля и учителем в монастырской школе грамоты. В 1896 г. официально зачислен послушником мон-ря. 20 дек. 1897 г. пострижен архим. Игнатием в монашество с наречением имени Игнатий. В 1898 г. рукоположен еп. Иосифом (Соколовым) во диакона. В 1900 г. рукоположен Воронежским еп. Анастасием (Добрадиным) в воронежском Митрофаниевском мон-ре во иерея. Управлял монастырским хором (до 1917). В 1903 г. назначен помощником настоятеля. В 1908 и 1910 гг. для восстановления здоровья путешествовал по св. местам России. После кончины архим. Игнатия (Алексеевского) 3 февр. 1912 г. избран настоятелем Валуйского монастыря; 19 апр. по утверждении в должности настоятеля возведен в сан игумена. Во время первой мировой войны по инициативе И. мон-рь взял на себя заботу об обеспечении родственников тех, кто были призваны в армию, одеждой, обувью, продуктами и деньгами; раненым воинам были предоставлены монастырские гостиницы и бесплатная трапеза. В марте 1917 г. в монастыре был произведен обыск, И. был заключен на неделю под домашний арест. В февр. 1918 г. И. вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения; братия выполнила это требование. 23 апр. 1920 г. И. был возведен в сан архимандрита. В 1924 г. мон-рь был закрыт. И. уехал в с. Будённое (ныне г. Бирюч), где поселился у родственников. В янв. 1926 г. переехал в Воронеж; болел более 2 месяцев тифом. Назначен Воронежским архиеп. сщмч. Петром (Зверевым) на должность руководителя церковного народного хора (до авг. 1929). Был епархиальным духовником в Акатовом во имя святителя Алексия монастыре.

http://pravenc.ru/text/293441.html

Ви?дение Духовных ви?дений, как полагаю, восемь. И семь из них – нынешнего века, а восьмое есть делание будущего века... Первое есть познание скорбей и искушений этой жизни... и сетование о всем, что естество человеческое потерпело чрез грех . Второе – познание своих согрешений и благодеяний Божиих... Третье – познание ужасного, бывающего перед смертью и после смерти... Четвертое – уразумение жизни в этом мире Господа нашего Иисуса Христа и учеников Его и прочих святых, мучеников и преподобных отцов, дел их и слов. Пятое – познание естества и изменения вещей... Шестое – ви?дение существующего, т. е. познание и уразумение чувственных созданий Божиих. Седьмое – уразумение мысленных созданий Божиих. Восьмое – познание о Боге, называемое богословием. Из этих восьми ви?дений три первые приличны проходящему деятельную добродетель, дабы он успел многими и горькими слезами очистить душу свою от всех страстей и получить от Бога, по благодати, и прочие (ви?дения); пять же – перешедшему к ви?дению, т. е. получившему познание (духовное), за доброе хранение и всегдашнее исполнение телесных и нравственных, т. е. душевных деланий; чрез что и сподобляется их ощущения явно и мысленно. От первого получает делатель начало познания, и по мере того, как он после этого старается о делании и поучается в данных ему разумениях, преуспевая в них, пока не придет в навык их, – само собою является в уме его иное познание, и подобно сему и прочие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 60–62). Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 105). Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 108). Источник. Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 109). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев) мая 1884 – †29 августа/11 сентября 1938 Прославлен в 2000 г. Память празднуется 29 августа/11 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Схиархимандрит Игнатий (священно-архимандрит Агафон; Лебедев) родился в г. Чухломе Костромской губернии 28 мая 1884 года 86 и в крещении получил имя Александр. Родители его происходили из потомственных почетных граждан города. Отец, Александр Константинович Лебедев, был секретарем съезда мировых судей. Мальчик до 10 лет жил с родителями, после чего уехал в г. Солигалич для поступления в духовное училище, а затем – в г. Кострому для обучения в духовной семинарии. На этом образование Александра не заканчивается. В 1903 году он едет в г. Казань, где поступает учиться в Ветеринарную академию. Учась в Казани, Александр познакомился с руководством старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) 87 , которое привлекло его к монашеству. По окончании Академии Александр направляется в Зосимову пустынь под Москвой, настоятель которой игумен Герман (Гомзин) обещал принять Александра в число послушников обители. В родительский дом перед поступлением в монастырь Александр не заезжал, так как уже имел благословение родителей на иноческий путь. Была весна 1908 года. В обители брату Александру как ветеринарному врачу было поручено лечение животных и уход за ними. Кроме того, брат Александр работал в аптеке, пел на клиросе, продавал иконы и книги в монастырской лавочке, трудился в просфорне, а также убирал конюшни и исполнял полевые работы. Духовная жизнь брата Александра проходила под руководством старца-схиигумена Германа. Примерно через год после поступления брат Александр был одет в рясу, а весной 1910 г. – пострижен в рясофор игуменом Германом за литургией Преждеосвященных Даров. Еще в Казани отец Александр полюбил чтение Святых Отцов, в Зосимовой пустыни он продолжал это чтение и обучение. По благословению старца отец Александр знакомится со всеми основными трудами отцов-аскетов и делает краткие выписки в своих тетрадях. Вникая в дух перевода святоотеческих книг, отец Александр высоко ставил славянские переводы Добротолюбия и преподобного Исаака Сирина , сделанные преподобным Паисием Величковским . Из отечественных духовных писателей отец Александр более других любил труды святителя Игнатия Брянчанинова , и уже в эти ранние годы своего иночества приобрел все тома его писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письмо 1 Ваше Преподобие, возлюбленнейший о Господе отец Макарий! Исполненное любви письмо Ваше от 13 декабря я имел удовольствие получить. Приношу покорнейшую мою благодарность за поздравление Ваше; равномерно и я поздравляю Вас с наступившими и наступающими праздниками. Мы было ожидали приезда о. Иоанникия по нуждам монастырским. Этот слух распространил здесь Диомид, находящийся ныне в С.-Петербурге и занимающийся проповедью не без чудес и не без успеха... Монах Глинский Пафнутий гостит в нашей обители в надежде помещения в братство Старо-Ладожской обители. Прося Ваших святых молитв и свидетельствуя мое усердное поклонение всему единомудренному братству Вашему с обычною моею преданностию имею честь быть Вашего Преподобия покорнейший послушник архимандрит Игнатий. 23 декабря 1841 года Письмо 2 Достопочтеннейший отец Макарий! Письмо Ваше об обстоятельствах матери Анфии я получил. Сердечно благодарю Вас за уведомление и радуюсь о том, что с ней умиротворилось. Только в противном случае предлагал я ей перемещение в наши северные пределы, а если она успокоится в своем месте, то нам остается только утешаться и благодарить Бога, исполняющего во благих желание покойного старца. Прося Ваших святых молитв и заочно земно кланяясь как Вам, так и всем Вашим единомысленным о Господе, остаюсь навсегда Вашего Преподобия покорнейшим ко услугам арх. Игнатий. 6 апреля 1842 года О. Иосиф усерднейше Вам кланяется и просит св. молитв. Письмо 3 Христос Воскресе! Возлюбленнейший о Господе отец Макарий с прочею о Христе единомудренною братиею! Усерднейше поздравляю Вас с протекшим Праздником праздников и Торжеством всех торжеств, равно и с наступившею Пятидесятницею. Письмо Ваше от 14 апреля я получил сего 28 и на оное ответствую. Рассматривая присланного мною к Вам Петра Романова, я нашел, что столь бойкий монастырь, какова Сергиева пустыня, для него вовсе нейдет, несмотря на неотступные его просьбы о принятии; почему рекомендовал ему Оптину пустыню. По душевному его устроению, по некоторой слабости ума, мне показавшейся, за которою при самочинии может последовать решительное расстройство, ему необходим руководитель, почему и свидетельствовал я ему о вас. Не отриньте сию утлую ладью, могущую легко потонуть. Согласен я с Вами, что он скрытен, но скрытность сия, происходящая от бестолковой светскости, по причине коей какая-либо любовь к женщине почитается неприкосновенною тайною, которую надо унести с собою в гроб, – светская скрытность сия мало-помалу от чтения отеческих книг, заповедующих откровенность, может исчезнуть. Весьма успокоеваюсь сердцем в Вашей духовной относительно Петра политике, по коей оставляете на его произвол избрание в место жительства Оптину пустынь и уклоняете от себя избрание сие. Сим познается воля Божия и предупредятся искушения, могущие удобно возникнуть от людей денежных, кои не всегда, или паче редко, могут смириться. Точно – предвидится, что на него брань будет восходить не от Египта, а от Дамаска!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ЖМП 8 август 2012 /  3 октября 2012 г. Уральские старцы: преподобноисповедник Игнатий (Кевролетин) Каждая новая книга о реальном духовном опыте современных подвижников благочестия вызывает живой интерес. В этом году издательство " Паломник " совместно с екатеринбургским Ново-Тихвинским монастырем выпустило в свет книгу " Старчество на Урале " . Она не просто знакомит читателя с судьбами пятнадцати выдающихся уральских подвижников, но и помогает найти ответы на вопросы: для чего нужно руководство в духовной жизни? На чем оно должно строиться? Старцы, о которых рассказывается в книге, жили в разное время, и обстоятельства их жизни были различны: одни подвизались в XIX веке, в общежительных монастырях, уединенных скитах или в отшельничестве, другим пришлось вести монашескую жизнь в советские годы, пребывая среди мира, подвергаясь гонениям. Но эти внешние различия лишь подчеркивают то, что духовные основы старчества всегда одни и те же. В нескольких номерах " Журнала Московской Патриархии " будет помещены рассказы о наиболее интересных судьбах уральских старцев. Сегодня в номере — зарисовки из жизни преподобноисповедника Игнатия (Кевролетина). ...20 декабря 1907 года Церковь праздновала память священномученика Игнатия Богоносца. В этот день в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре совершался постриг в мантию. " Прими, Господи, раба Твоего монаха Игнатия в духовный Твой двор... " — услышал новопостриженный. И если бы он обратился к своему небесному покровителю за наставлением, то, наверное, услышал бы те же слова, которыми тот вдохновлял на подвиг первых христиан. — Снисходи ко всем, как и к тебе Господь, ко всем имей терпение в любви. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Умоляй всех, чтобы спасались. Говори с каждым, как поможет Бог. — А если будут искушения, скорби? — Стой твердо, как наковальня, по которой бьют. — Трудно, отче Игнатие! — Где больше труда — там больше приобретения... " Раскаиваться перед советской властью не буду " В лике святых старец прославлен как преподобноисповедник Иоанн: перед кончиной он принял схиму с этим именем. Но духовные чада помнят его как отца Игнатия, поэтому в публикации мы будем именовать его так.

http://e-vestnik.ru/analytics/ignatiy_ke...

О существенном делании монаха Существенное делание монаха – молитва , как то делание, которое соединяет человека с Богом. Все прочие делания служат или приготовительными, или способствующими средствами для молитвы, или же даются тем, которые, по нравственной немощи или но недостатку умственных способностей, не могут заниматься всецело молитвой. Говорит преподобный Марк Подвижник : «Не могущим претерпевать в молитве, хорошо находиться в служении (заниматься трудами и рукоделием в послушании), чтобы не лишиться того и другого; но тем, которые могут, лучше не нерадеть о лучшем» 69 . Преподобный Марк, объясняя слова Господа: «Делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный» ( Ин. 6:27 ) научает, что значение их заключается в том, чтобы молитвой искать царства небесного, которое внутри нас ( Лк. 17:21 ), как сказал Господь, обетовавший ищущим небесного царства доставить все телесные потребности Своим Божественным Промыслом ( Мф. 6:33 ). Объясняя слова святого Апостола Павла: «Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная» ( Рим. 12:2 ), преподобный Марк говорит: “Апостол наставляет нас к исполнению совершенной воли Божией, желая, чтобы мы вовсе не были даже судимы. Зная же, что молитва содействует к совершению всех заповедей, он не перестает многократно и многообразно заповедывать о ней и говорить: «молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве» ( Еф. 6:18 ). Из этого знаем, что молитва различествует от молитвы; иное – непарительною мыслью молиться Богу, и иное – предстоять на молитве телом, а мыслью парить. Опять: иное – молиться в известные времена и приступать к молитве по окончании мирских бесед и занятий, и иное – предпочитать и предпоставлять молитву, сколько можно, мирским попечениям по наставлению того же Апостола: «Господь близ: ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением прошения ваша да сказуются Богу» ( Флп. 4:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010