387 Chronique de Michei le Grand patriarche des Syriens jacobites, traduite pour la premiere fois sur la version armenienne du pretre Ichok par Victor Langlois. Venise, 1868. Отрывки: Journal asiatique. Т. XII, 1849 (от Юстина II до Льва 111 Исавра), Recueil des hist, des crois., I. 388 Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. Издал, перевел и объяснил барон В. Р. Розен. СПб., 1883. 390 Historia Saracenica… arabice olimexarataa Georgio Elmacino… et latina reddita opera et studio Thomae Erpenii. Lugdun. Batav., 1625; L’histoire Mahometane du Macine, trad, par Pierre Vattier. Par., 1657. Отрывки у Куника (О записке готского топарха), проф. Васильевского (ЖМНП) и бар. Розена (Император Василий Болгаробойца). 391 По догадке проф. Васильевского, он пользовался хрониками Ильи Ниси-бийского и Игнатия Мелитинского. Ж. М. Н. Пр., CLXXXIV, 129–131. 392 Saint-Martin. Memoires sur l " Armenie, II, 214–216, 226–228. Bibliotheca arabo-sicula raccolta da Michele Amari versione italiana. Torino e Roma, 1880. 112–114. У Куника, Васильевского и Розена. 393 Abulfeda. Annales Moslem., ed. Reiske-Adler, 1789–1794; Historia compend. dynastiarum authore Gregorio Abul-Pharagio, ed. Pococke. Oxoniae, 1663; Gregorii Abulpharagii sive Bar-Hebraei Chron. Syr., ed. Bruns et Kirsch. Lips., 1789. 394 Ed. Pontanus. Ingolst., 1603. PG. Т. CXX. «Душеполезное чтение» за 1877: Слова (23) преподобного и богоносного отца нашего Симеона Нового Богослова . В переводе епископа Феофана с новогреческого, на который они были переведены высокопреподобным Дионисием Зогреем, подвизавшимся на пустынном острове Пипери, лежащем против Афонской горы, и напечатаны в Венеции в 1790 г. 404 γκμιον εις ωννην τν θεοσεβστατον μητροπολτην Εχατων και πρωτο– σγκελλον (Энкомий Иоанну, благочестивейшему митрополиту Евхаит и прото-синкеллу). Sathas, V, 142–167. 406 Εγκωμιαστικς εις τν μακαριτατον πατριρχην κυρ Μιχαλ τν Κηρουλλριον (Энкомий блаженнейшему патриарху господину Михаилу Керулларию). Sathas, IV 304–387.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Дискуссия о строгости соблюдения среды и пятницы в праздничные дни Парадоксально, что такое малое послабление, как разрешение вкушения молочных продуктов по средам и пятницам после 9-го часа, в течение многих веков было своеобразным символом Православия в противостоянии традиции поста у христиан-монофизитов. Однако внутри православной традиции строгость пощения в среду и пятницу и сама возможность отмены этой строгости в дни или кануны больших праздников, включая длительные посты, неоднократно вызывала споры и длительные дискуссии — досточно вспомнить строгое отношение к соблюдению этих дней преподобного Афанасия Афонского (X в.), вызывавшее неприятие со стороны его оппонентов25. Данная дискуссия естественно восходила к оценке 4-го правила святителя Никифора, которое оценивалась как положительно, к примеру у Марка Монаха, так и отрицательно, к примеру у Никифора Влеммида. По Типикону Марка Монаха, на Сырной седмице полное разрешение — (после 9-го часа и вечерни26), а на сплошной — частичное. Этому дается богословское объяснение: «Яковиты и тетрадиты хранят ее (=Сырную седмицу) в полной чистоте. Поэтому Никифор Константинопольский канонически предал разрешать ее». В этом же Типиконе говорится, что в монастырях после 9-го часа и вечерни в трапезной по средам и пятницам вкушают сыр, рыбу и вино27. Однако Никифор Влеммид подверг критике правило святителя Никифора, не называя самого святителя по имени. Приведем полностью пространный отрывок, напрямую относящийся к теме статьи: «Поскольку длинным постам отцы предпочли ежедневно есть помалу, то есть без жадности и чрезмерности, и я присоединяюсь к суждению отцов и не принуждаю каждый день воздержанно питать монашествующих, но принимаю; это и надмение изгоняет, и вселяет в тело силу к духовным трудам. А некоторые среды и пятницы, как субботы и воскре­сенья, ради жирной пищи расценивать в связи с радостью владычних праздников или ради опровержения еретических басен, мне кажется, совершенно не необходимо. Ибо божественно наслаждаться, но не телесно на божественных праздниках мы научены Богом. А о еретических постах мы знаем, что они осуществлялись не только по средам и пятницам, но в течение всех тех седмиц…»28

http://e-vestnik.ru/analytics/igumen_dio...

И если празднование многим святым, даже не из числа великих, совершается дважды, иногда и трижды в год, то тем более подобает, чтобы общий праздник Всех русских святых праздновался не однажды. Кроме того, в Неделю вторую по Пятидесятнице весьма во многих градах, обителях и весях нашего Отечества в заключение всех подвижных праздников совершаются нарочитые местные празднования в честь местных святынь, соединяемые во многих случаях с большими крестными ходами. Русские обители на Афоне и их подворья в России в Неделю вторую вместе со всем Афоном совершают празднование всем Афонским преподобным. Присоединение праздника Всех русских святых к этим местным празднованиям, которые по твердо установившейся традиции не могут быть перенесены на ин день, не только ослабит и то и другое празднование, но и совершенно недопустимо с точки зрения церковного устава. Устав наш не предусматривает возможность соединения с воскресной службой еще двух праздничных, почти храмовых служб, так как в этом случае произошло бы такое «утеснение в стихирах и канонах», какого наш устав, назначающий все точно мерою и числом (см.: 2Кор.10:14 ), никак не может разрешить. Перенесение же в многочисленных храмах праздника Всех русских святых на следующий воскресный день 108 еще более ослабит значение праздника в честь всех русских святых, ибо смысл этого нарочитого Всероссийскаго праздника и в том, чтобы он всею Русскою Церковью совершался в один день, чтобы в одно время, во всех храмах, от всего русского народа как бы едиными устами возносилась хвала в честь наших родных угодников. Ввиду всех этих обстоятельств с неотложной необходимостью возникает вопрос об установлении второго непереходящаго праздника Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах (лишь за самыми редкими исключениями) могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой. Там, где в Древней Руси справлялся праздник Всех русских святых, он справлялся именно как неподвижный и в старых месяцесловах отмечался под 16 или 17 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Второй период связан с преодоления обособленности частей и сегментации последования на семь отделов. Вместо семи различных молитв каждым священником читается теперь одна и та же: Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляй сокрушения душ и телес наших. И если прежнее деление последования на семь частей поддерживалось существованием семи особых молитв, то теперь, при существовании одной, исчезает основание сохранять подобный порядок. При единичности молитвы образуется для всего последования и одно общее начало: прежние молитвословия, произносимые в начале каждой части с присоединением псалма 90 и Символа веры. То же самое произошло и с тропарями на Слава и ныне: семь отдельных групп соединены теперь в одну. В результате указанных изменений вторая часть елеосвящения получила в XIII-XIV вв. следующий вид: обычное начало – Благословен Бог наш, Трисвятое, Приидите поклонимся, псалмы 50 и 90, Символ веры, ектения, молитва над елеем – Господи, в милостях и щедротах, и тропари (в большинстве случаев в честь Божией Матери). Кроме того, в означенный период больной является в храме после пения тропарей, а не во время Литургии, как в XII веке. Этим обстоятельством обуславливается его обращение к совершителям Таинства с просьбою: Благословите и простите меня грешнаго, если и согрешил словом, делом, ведением и неведением, и помолитеся о мне. Отсюда и вполне закономерный ответ последних: Бог простит тебя в сей век и в будущий. В XIV столетии вторая часть елеосвящения претерпевает еще одно существенное изменение. Как было сказано выше, в данный период прекращается древний обычай соединять елеосвящение с вечерней и Литургией, а утреня утрачивает свою обособленность, поскольку ее молитвы образуют первый блоке чинопоследования. Это общее стремление к компактности и целостности отразилось и на композиции освящения елея. Как самостоятельный раздел оно предварялось уже известными молитвословиями и начиналось замечанием, что перед ним бывает отпуст, а затем собираются и облачаются в священные одежды священнослужители. Теперь же – в XIV-м и особенно XV вв., под влиянием указанного стремления опускаются начальные молитвословия, исчезает указание об отпусте, и вторая часть последования – освящение елея, утрачивает прежнюю обособленность, сливаясь с первой. В подобном виде излагает ее состав источник XIV века (из Синайской библиотеки) и памятники XV столетия: рукописи Синайской библиотеки, Афоно-Дионисиатской библиотеки и лавры преподобного Афанасия Афонского.

http://pravoslavie.ru/52676.html

4, 19). – А ты, отче, видел ли Христа? – простодушно спросил его Иона. – Видел, – с ангельской кротостью отвечал старец. – Что же Он тебе говорил и говорит? – опять спросил Иона. – Он постоянно мне говорит одно и то же: гряди по Мне (Мф. 4, 19), т.е. исполняй Мои заповеди, но однако я, по своему нерадению, не последую Его Божественному гласу. – Сказав это, Акакий горько заплакал. – Бога ради, святый отче, не лиши меня еще одного вопроса: ты говоришь, что можно видеть в сердце Христа, как это возможно Его видеть, объясни мое недоумение? – Знай, чадо, что этого дара редкие сподобляются, для этого необходимо очистить себя от страстей, и уже после этого, когда Господь Бог увидит, что плоть покорена духу и сердце очищено от всех страстных вожделений, тогда в оное вселяется Иисус Христос со Отцем и Св. Духом и тогда таковый избранник Божий видит в сердце своем Христа умными очами как бы чувственными. Некоторые ученики преподобного Акакия, соблазняясь воззрением на красивые лица, спрашивали его, как им сохранить себя от такого соблазна. – Я не знаю, что сказать вам на это, – отвечал он, – потому что никогда при воззрении на красивые лица я не ощущаю в себе никакого страстного движения, а напротив, когда мне случается видеть прекрасные черты лица, тогда я невольно возношусь мыслью к Творцу Небесному и славословлю Создателя моего за Его великие и дивные дела, что Он из ничтожной персти сотворил такое прекрасное создание, и верьте мне, чада мои любезные, что я после этого в сердце ощущаю такую радость, что даже забываю и о пище. Наконец, преподобному Акакию уже на закате дней своих еще пришлось предпослать к Богу мученика св. Пахомия Россиянина, который за молитвы великого своего наставника мужественно совершил свой страдальческий подвиг. И потом вслед за ним и его чистая и блаженная душа отошла от бренного тела ко Господу Богу, 12 апреля 1730 года, на 98 году от рождения. О блаженной своей кончине преп. Акакий был извещен от Бога за несколько дней, что он и открыл одному иноку, Афанасию, пришедшему из скита св.

http://isihazm.ru/1/?id=1825

Являясь господствующею в период от VIII–IX до XIV ст., древняя редакция чина елеосвящения начинает вытесняться в XIV и следующих веках новою. Теперь прекра­щается первоначальный обычай предварять последование св. елея отправлением вечерни и утрени и совершать самое таин­ство на литургии. Но в то время как вечерня совсем исклю­чается из состава последования, связь с утренею сохра­няется. Ея песнопения и молитвословия сливаются с чином елеосвящения, образую его первую часть. Справедливость подобного положения подтверждается следующими данными. В списках второй редакции 9 первая часть елеосвящения, до приготовления к освящению елея, получила такой приблизительно вид: начальное благословение священника, Трисвятое, Господи помилуй 12 раз, Приидите поклонимся, пс. 142 – «Господи, услыши молитву мою», Бог Господь (вместо него в четыредесятницу, а по некоторым спискам и всегда – «аллилуия»), тропари – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», «Господи помилуй», пс. 50, канон Арсения «Моря чермную пучину», екзапостиларий, стихиры, Трисвятое, тропарь отпустительный – «Скорый в заступлении един сый Христе», ектения и отпуст. Одна часть перечисленных молитвословий: «Бог Господь», канон – «Моря чермную пучину», стихиры, ектения и отпуст, входит в состав утреннего богослужения, совершаемого, по указанию рукоп. XIII в. лавры преподобнаго Афанасия Афонского , пред елеосвящением 10 ; другая: псал. 50 и екзапостиларий, встре­чается в изложении утрени по рукоп. 1153 г. Синайской библ. 973 11 , а пс. 142 является последним в шесто­псалмии. Подобное же совпадение состава первой части елео­священия с составом утрени представляется, бесспорное до­казательство справедливости того высказанного положения, что первая часть чина елеосвящения XIV и следующих столетий есть ничто иное, как утреннее богослужение, совершением которого предварялось данное последование в, более раннее время. Следы подобного происхождения первой части сохранились между прочим в том, что она, как образовавшаяся из самостоятельной службы, совершается, но указанию некоторых памятников, отдельно от осталь­ного последования св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Отметь также и следующее. Хотя и Афанасий Афонский , и преподобноисповедник Дунале, упоминаемый в «Синаксаристе» (17 декабря), и некоторые другие приняли вначале малую схиму, а затем великую в разные времена, однако лучше и правильнее поступают те, которые сразу становятся великосхимниками, не принимая малой схимы, потому что этим единственным принятием схимы они показывают, что монашеская схима действительно только одна, как и требует предание святых. А молитва , напечатанная в книге оглашений Студита, который говорит, что ее составитель принял вначале малую схиму, а затем великую, хотя и умилительна, и душеполезна, однако принадлежит не Феодору Студиту , а некоему Феодосию, как видно из ее содержания, и составлена на основе разных источников. Отметь еще, что хотя любое время подходит для того, чтобы стать монахом, однако более подходит для этого время Четыредесятницы, как время покаяния, по 25-му ответу Симеона Фессалоникийского (Sym. Thessal. Respons. 25//PG 155, 876D). A Иов говорит, что за одной литургией не принимают постриг от руки одного старца много монахов или монахинь, но только один или одна. Ангельской же монашеская схима называется по разным причинам, но главным образом по следующим двум: во-первых, потому, что монах, хотя и облечен плотью, должен подражать бесплотной жизни и девству ангелов, во-вторых, потому, что монах должен всегда славить Бога, как ангелы на небесах, по словам Симеона Фессалоникийского (Idem. De poenit. 265//PG 155, 489B). А Дионисий Ареопагит говорит в главе «О монашеском совершении», что «отречение от делимого, не только существующего в жизни, но и воображаемого, являет совершеннейшее монашеское любомудрие, выражающееся в знании единотворящих заповедей» (Dion. Areop. De eccl. hierarch. VI, 3. 2//PG 3, 533D). 254 Вальсамон, видя, что настоящее правило вступившего в брак монаха наказывает только как мирянина, впавшего в блуд, говорит, что это снисхождение может быть оказано тем монахам, которые сами добровольно расторгнут свой беззаконный брак и прибегнут к исповеди и покаянию, а не тем, которые приносят покаяние недобровольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Преподобный отче Афанасий Афонский! Моли Бога о нас грешных, о прощении нам наших грехов. Помоги не впасть в отчаяние. Помоги, отче Афанасий! р.Б. Алла 2015/03/09, 16:28:57 Преподобный отец Афанасий Афонский, помолись о прощении греха рабы Божьей Людмилы, преведшими ее к потере рассудка. Вразуми ее ум вымолить прощение и в здравом уме и желании пойти по пути выздоровления. Аминь Людмила 2015/01/13, 20:03:45 Преподобный отец Афанасий Афонский! Прошу услышь меня рабу Божью Ксению, услышь мой крик, боль раздирает душу. Прошу помоги вернутся любимого человека раба Божьего Сергея ко мне, вспомнить наши чувства и радость, и помоги нам стать мужем и женой и повенчаться. Прошу Господь смилуйся надо мной рабой Божьей Ксенией помоги чтобы раб Божий Сергей вернулся ко мне, я люблю его и жду, я слёзно молю помоги, пусть он мне позвонит и я расскажу ему о моей любви (у меня сейчас даже такой возможности нет, умоляю помоги), помоги нам встретится, я люблю его всей душой.Господь может нам помочь, очень прошу Твоего ходатайства, молитвы Господу Богу обо мне и помощи во всем. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Ксения 2014/11/30, 14:34:51 Отче наш преподобный, Афанасий Афонский, взываю к тебе и прошу твоих молитв и вразумлений мне грешной рабе божий Ирине по моей не складной и не к чёмной, жизни, прожив 27 лет в браке и утратив свою любовь при всех жизненных передрягах , вразуми как расстаться с человеком который растрачивал мою жизнь и мою любовь, помоги отпустить его и прожить остаток дней данных мне Господом с радостью без уныния и грусти, помолитесь у Престола Божьего ,обо мне прошу Вас Отче и уповаю на Вас , Во имя Отца и Сына и Святого Духа! р/б Ирина 2014/11/29, 21:49:36 Преподобный отец наш Афанасий Афонский! Прошу тебя вымолить у Господа Бога прощение за все грехи,совершенные мной и сыном моим рабом божиим Михаилом! И очень прошу помочь сыну поправить здоровье,чтобы лечение и операция были успешными,чтобы он выздоровел и благодарил Господа Бога,и тебя,преподобный отец Афанасий за свое выздоровление.Слава тебе отец Афанасий!!! Во имя Отца и Сына,и святаго Духа ныне и причиной, и во веки веков.Аминь.

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афанасий Афонский житие икона     Афанасий Афонский   Преподоный отец наш Афанасий Афонский.   Афон . Великая Лавра Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне)       Житие кратко:     Преподоный отец наш Афанасий Афонский - основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре преподоный отец наш Афанасий Афонский превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином, игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой, выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969).   Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил Афанасия, долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать Афанасия игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил Афанасия и дал деньги на храм в Карее.   Преподобный удалился на крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил Старца приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь мирянам обязанностью инока, преподоный отец наш Афанасий Афонский приехал на Крит в нач. 961 г.

http://isihazm.ru/?id=654&c_pid=1

Маладнец болящий марина 2016/06/24, 20:34:47 Афанасий Афонский! помоги пожайлусто и моли Бога о рабах Божьих Татиане и Георгии о даровнии долгожаного здорового ребенка,венчаные. Помоги Георгию в рабочих делах,что бы начальник платил зарплату. А Татиане похудеть. И всем Татиане и Георгию,Веры,Николаю,уноши Николаю,Нины,Марии здоровья и благополучие,физичекских и духовных сил. И прошу святому приподобному Стилиану Пафлагоняну о рабах Татиане и Георгии о даровании долгожданого чада. Аминь!!!!! Татиана и Георгий 2016/06/10, 20:06:25 Афанасий Афонский! помоги пожайлусто и моли Бога о рабах Божьих Татиане и Георгии о даровнии им долгожаного здорового ребенка,венчаные. Помоги Георгию в рабочих делах,что бы начальник платил зарплату. А Татиане похудеть. И всем Татиане и Георгию,Веры,Николаю,уноши Николаю,Нины,Марии здоровья и благополучие,физичекских и духовных сил. И прошу святому приподобному Стилиану Пафлагоняну о рабах Татиане и Георгии о даровании долгожданого чада. Аминь!!!!! Татиана и Георгий 2016/06/10, 19:57:26 Преподобный Афанасий Афонский! Помолись Богу о моей болящей дочки Марине,что бы Марина наконец заговарила,стала понимать обращеную речь и исполнять,себя обслуживать. Прошли ее бесконечные истерики. Марина выздровила. Аминь!!!!! Маладнец болящий марина 2016/01/12, 21:48:05 Преподобный Афанасий Афонский! Помолись Богу о моей беременной дочери , чтоб беременность была без осложнений и она родила здорового Богу угодного ребеночка . И о мне грешной Ольги помолись что не коснулся нас голод и нищета и я могла дальше служить в монастыре . О Александре чтоб он вернулся домой и о Аркадии . Аминь 2015/09/24, 17:31:29 Святой Афанасий,заступись и помоги Р.Б.Василию исцели его тело и душу,и сохрани здоровье ,чтобы он поскорее поправился от недуга-инсульта,который сразил его. Аминь Наталья 2014/08/27, 16:49:10 прошу милости у бога за моих родных 2014/08/23, 07:15:39 Преподобне Афанасий Афонский, Великий, моли Бога о Грузии и Грузинах! Афанасий 2014/07/16, 10:21:06 Святый Преподоный Отче Афанасий..Царствие Вам Небесное..вечная слава.. покой...Моли Бога и Царицу Небесную о прощении..заступлении и помощи..О чаде моем отр.Леонтии его здравии .Величаем и чтим память твою...

http://isihazm.ru/1/?id=568

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010