Е.Б. Громова Содержание Введение Глава 1. Историографичесие проблемы изучения текста и иллюстраций Акафиста Богородице § 1. Текстологические проблемы изучения Акафиста § 2. Историко-художественные проблемы Акафиста Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста 1. Проблема устойчивости иконографических типов 2. Об особенности интерпретации сюжетов 3. Отношение композиций к иконографическим прототипам 4. Проблема наполненности сюжетов символическими элементами 5. Разделение циклов Акафиста по характеру интерпретации текста 6. Возникновение новых тем в композициях догматической части 7. Проблема отражения реальности в иллюстрациях Акафиста § 2. Литургические сцены в цикле Акафиста 2.1. Изображения строфы υ. Появление ктиторских портретов в литургических сценах 2.2. Композиции циклов Акафиста в клеймах ψ и ω 2.3. Синаксарные повести Постной Триоди как источники сюжетов Акафиста 2.4. Смысловые отличия сцен поклонения иконе Одигитрии в разных циклах Акафиста 2.5. Характер интерпретации реальности в константинопольской и балканской редакциях Акафиста Глава 3. Донаторская композиция на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля § 1. Композиционные особенности построения цикла Акафиста на иконе Успенского собора Реалии литургических сцен § 2. Символические мотивы изображения Богоматери в клейме ψ и их зависимость от смысловой интерпретации сюжета. Повторение константинопольской традиции § 3. Особенности костюмов ктиторов иконы Успенского собора § 4. Традиция получения знаков верховной власти в XIV–XV столетиях на Балканах § 5. Изображение регалий княжеской власти в древнерусском искусстве и их отношение к данным письменных источников 5.1. Изображение венцов 5.2. Изображение лора Глава 4. Отражение русской истории в иконографии верхнего ряда клейм Акафиста иконы Успенского собора § 1 . Сюжеты, представляющие поклонение иконе Богоматери Одигитрии, и их зависимость от литературных источников § 2.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

4 . Одной из наиболее интересных и важных проблем византийской иконографии Акафиста, как видно из сравнительной таблицы, является проблема донаторских портретов или в более общем смысле проблема отношения средневековой живописи к реальности, так как для циклов Акафиста обязательными являются изображения литургических процессий, включающие вполне конкретных современников росписей или миниатюр. Этот вопрос был выделен нами в силу того, что именно в этом аспекте отчетливо проявляются новые тенденции палеологовской художественной культуры: изменение соотношения текста и изображения, необычное функциональное предназначение гимнографических композиций в храмовой росписи, соединение композиций с конкретной реальностью и др. Здесь же проявляется специфическая для цикла Акафиста проблема: изображение процессий с иконой Богоматери Одигитрии, которые напоминают об истории установления празднования Субботы Акафиста и современном росписям почитании иконы Богоматери Одигитрии в Константинополе. Обе выделенные проблемы важны для изучения иконы «Похвала Богоматери с Акафистом»: проекция результатов их исследования на конкретный цикл Акафиста поможет поставить интересующий нас памятник в определенный историко-культурный контекст и приблизиться к решению вопросов и его происхождении. В этом отношении, помимо иконографических проблем гимна Акафиста, необходимо рассмотреть целый ряд новых тем, связанных с теми реалиями, которые открываются в историческом контексте памятника: определить заказчиков иконы и причины заказа, раскрыть замысел художественной программы цикла, выделить основные семантические идеи и проследить их истоки, установить зависимость между данной иконой и русской традицией иконографии Акафиста. Такая последовательность работ позволит нам уточнить атрибуцию иконы Успенского собора и представить этот памятник в русле новых тенденций византийского искусства XIV–XV вв. 1 Первые публикации греческих и латинских текстов службы Акафиста в научных изданиях см.: Pitra J. В. Sacra Spicilegio Solesmensi parata. T. I. Paris, 1876. P. 250; De Meester P. Officio dell’inno Acatisto in onore della Santissima Madre del Dio//’AxoXouOia той ’Аκολουθα του ’ Ααθιοτου υμνου ες την περαγαν ΘεοτοκωνRoma, 1903; Christ W., Paranikas M. Antologia Graeca carminum Christianorum. Lipsiae, 1871. P. LII.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

(лат. ariolus - пророк (Вульгата); ср. евр.   - истолковывать). Локализация родины В. на В. Евфрате согласуется с указанием Числ 23. 7 и Втор 23. 4 о том, что он пришел из Арама (Месопотамии); это не позволяет также отождествить В. с идумейским царем «Белой, сыном Веоровым» (Быт 36. 32; Грессманн и др.). Дополнительное указание Числ 22. 5 о том, что Валак посылает к В., в землю   (сынов народа его), в Вульгате, Пешитте и самаритянской традиции передавалось как «в землю Аммона», т. е. к аммонитянам (эта локализация имеет сторонников - см. Grey. Numbers. P. 325). В любом случае все предлагаемые локализации родины В. относятся к району севернее р. Арнон, т. е. В. приходит к Валаку с севера. Это находит подтверждение в арам. надписи из Дейр-Аллы (ок. 700 г. до Р. Х.), где упоминается пророк В. Возможно, здесь речь идет о фрагментах неск. рассказов о В. (Aramaic Texts. P. 268 ff.), к-рые, однако, не имеют непосредственного отношения к ветхозаветной традиции и свидетельствуют о том, что ок. 700 г. до Р. Х. в сев. Заиорданье существовала независимая от библейской традиция повествования о В. Тема воплощения Бога, имевшая особое значение в раннехрист. искусстве, обусловила распространение изображений В. уже в самый ранний период. В росписях катакомб и на рельефах саркофагов встречаются 2 типа изображений: В., указывающий на звезду (катакомбы Петра и Марцеллина, Рим, 2-я пол. III-1-я пол. IV в.), и явление ангела В. (катакомбы на Виа Латина, Рим, IV в.). Рядом с В. изображена ослица, перед ним ангел в виде юноши в белых одеждах с жезлом, в небесах - звезда. В поздневизант. период изображение В. включается в композицию «Похвала Богоматери». Так, он представлен в числе пророков, окружающих Богоматерь на иконе «Похвала Богоматери с акафистом» (XV в., ГРМ). Лит.: Gressmann H. Mose u. seine Zeit. Gött., 1913; Karpp H. Bileam//RAC. 1954. Bd. 2. S. 362-373; Vermes G. The Story of Balaam// idem. Scripture and Tradition in Judaism. Leiden, 1961. P. 127-177; Aramaic Texts from Deir Alla/Ed. J. Hoftijzer et al. Leiden, 1976. (DMOA; 19); Braverman J. Balaam in Rabbinic and Christian Traditions: Festschr. f. J. Finkel. N. Y., 1974. P. 41-50; Schmidt L. Bileam//TRE. Bd. 6. S. 635-639; Baskin J. R. Origen on Balaam: The dilemma of the unworthy prophet//VChr. 1983. Vol. 37. P. 22-35; The Balaam text from Deir - Alla re-evaluated: Proc. of the intern. symp. held at Leiden, 21-24 Aug. 1989. Leiden, 1991; Feldman L. H. Josephus " portrait of Balaam//Studia Philonica Annual. 1993. Vol. 5. P. 48-83; Greene J. T. The Balaam Figure and Type before, during, and after the Period of the Pseudepigrapha//JSP. 1991. Vol. 8. P. 67-110; Moore M. S. The Balaam traditions: their character and development. Atlanta, 1990; R ö sel M. Wie einer vom Propheten zum Verführer wurde: Tradition und Rezeption der Bileamgestalt//Biblica. 1999. Vol. 80. 4. P. 506-524. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153883.html

Из трех литургических композиций иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» две представляют процессии (υ, ω), весьма необычные по сравнению с другими сценами соответствующих строф в иллюстрациях гимна, но не заключающие в себе каких-либо характерных черт ктиторских изображений. Последняя же из трех – композиция строфы ψ «Поящи ти рождество, хвалим Тя вси, яко одушевлен храм, Богородице», – вполне может быть отнесена к ряду сцен Акафиста, включающих донаторские портреты. Здесь перед храмом, на котором в круге написан образ Богоматери с Младенцем, с одной стороны стоят три архиерея (первый в крестчатой фелони- полиставрионе с омофором и епитрахилью является патриархом или митрополитом, второй – в белой фелони с омофором и епитрахилью – епископом, облачение третьего не видно), с другой – очевидно, супружеская чета неизвестных властителей. Они одеты в торжественные одежды, обильно украшенные золотыми вышивками и орнаментом, ярко-алого цвета, на головах – короны необычной для балканских властителей конусообразной, расширяющейся вверх формы, затушеванные частым золотым асистом. Все персонажи представлены как участники богослужения: в руках у верховного архиерея золотое кадило, которым он кадит перед храмом, светские владыки обращаются к изображению Богоматери над входом в храм, молитвенно протягивая к ней руки. Любая литургическая сцена в палеологовской живописи, как видно из предшествующей главы, не ограничивает число и социальную принадлежность ее участников какими-либо установленными художественными образцами, здесь возможны варианты композиций по желанию создателя, и чаще всего народ или певчие представлены перед иконой или в храме в виде толпы – лика или хора поющих. Понятие «лик» в данном случае имеет более конкретный смысл, чем то значение, в котором оно уподобляется по отношению к средневековой живописи позднейших времен, т.е. не является обозначением совокупности изображенных людей, объединенных по иерархическому принципу, как, например, «лик апостолов», «лик святых жен» и т. д. Степень индивидуализации персонажей в гимнографических композициях необыкновенно высока по сравнению с древними традиционными сюжетами, и задана она прежде всего смыслом изображения, который предполагает реалистичность заключенных в нем образов. Разделение же двух традиций в передаче реальности литургических сцен – столичной и провинциальной – показывает, что в балканской живописи происходит смещение в сторону более конкретной интерпретации «реалистических» композиций (см. приложение 1).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Анализ почерков, проделанный А. А. Туриловым, показал, что и устав, и полуустав относятся к рубежу XIV–XV вв. и близки такому типу почерков, как устав и полуустав Киевской псалтыри 1397 г., но на иконе отсутствуют курсивные элементы, характерные для этого памятника. Лингвистическое исследование показало наличие в надписях русизмов. 117 Подводя итог этой части работы, прежде всего нужно вспомнить начальную тему: ктиторская композиция в клейме ψ строится в соответствии с принципами константинопольской редакции изображений Акафиста, точно и полно воспроизводя образы текста гимна. Изображение Богоматери с Младенцем на храме, представленном в центре композиции клейма ψ, имеет характерную для искусства XIV столетия особенность – подчеркнутую символику жестов, семантическая основа которой восходит к константинопольскому образцу из Кахрие Джами. Смысловым аналогом является образ Богоматери « χρα του χωρτου», название которого перефразирует синтагму Акафиста, что свидетельствует о непосредственном знакомстве мастера, создавшего икону Успенского собора, с константинопольскими образцами. Однако изображения ктиторов в этом клейме не могут быть связаны со столицей Византии. Их костюмы и регалии не находят прямых аналогов в парадных облачениях властителей балканских стран. Исходя из историко-культурного контекста XIV столетия, с наибольшей степенью вероятности можно предположить, что на иконе Успенского собора Москвы представлены московский великий князь Василий Дмитриевич и его супруга Софья Витовтовна. Это предположение требует дальнейших доказательств, которые мы попытаемся найти, объяснив неправильный порядок расположения клейм, свойственный только иконе «Похвала Богоматери с Акафистом». 69 Попов Г. В. Три памятника южнославянской живописи XIV в. и их русские копии середины XVI в.//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 362–363. 70 Розыск о богохульных строках и сомнения святых честных икон дьяка Ивана Михайловича Висковатого//ЧОИДР. М., 1858. Кн. II (апрель-июнь). С. 13 (ri); Андреев Н. Е. О «деле» дьяка Висковатого//Seminarium Kondakovia- num. Prague, 1932. T. V. P. 224. Рукописный текст: ГИМ, OP, Епарх. 432/14. Л. 36об.–37об. Отмечено изображение Саваофа в клейме о «Весь бе в нижних и вышних...».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Е.Б. Громова Заключение. Продолжение константинопольской традиции изображения акафиста в московском искусстве рубежа XIV–XV вв. Особое место иконы «Похвала Богоматери с Акафитом» В настоящей работе речь шла об особенностях иконографии балканских циклов Акафиста и об отношении к ним иконы московского Успенского собора. Исследование было выполнено на изобразительном материале 13 балканских циклов гимна, созданных в конце XIV – середине XV в., и дало следующие результаты. I. Место гимнографического цикла Акафиста в сюжетном пласте византийской живописи Циклы иллюстраций к Акафисту, созданные в Константинополе, Греции, Сербии, Болгарии или Валахии в XIV столетии, относятся к особому течению искусства палеологовского ренессанса. Это – иллюстрации литургического гимна, занимающие в иерархии храмовых изображений место посредника-толкователя богослужения, помогающего в понимании древних традиционных текстов. В силу этого сюжеты их предопределены несколькими факторами. 1 .Они передают повествовательные реалии текста, следуя в тех случаях, когда это возможно, многовековой иконографической традиции. Более всего сюжетов, обращающихся к композиционным прототипам X–XII вв., можно выделить в первых 12 иллюстрациях гимна, которые связаны общей повествовательной канвой. 2 . Вторая часть текста Акафиста состоит из строф-восхвалений, имеющих необычную образную структуру, наполненную метафорическими сравнениями и уподоблениями, построенными вокруг основных догматических понятий христианства. Для иллюстрации этих строф создаются новые композиции, использующие тип раннехристианских сцен торжественного поклонения. Метафоры текста передаются посредством символических мотивов. Иконографические изменения в иллюстративных циклах Акафиста XIV столетия происходят в основном в догматической части, которая более сложна для истолкования заключенных в ней тем. На протяжении столетия постепенно возрастает сложность художественных образов, увеличивается значение символических элементов. В иллюстрациях последних строф Акафиста встречаются необычные композиции поклонения иконе Богоматери Одигитрии, сюжет которых находится в зависимости от литературных источников – синаксарных текстов Постной Триоди на праздновании Недели Православия и Субботы Акафиста.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Второе средство против страха смерти - чистая совесть. Человек с чистой совестью может спокойно переступить порог вечности - смерть телесную. Такой человек может спокойно сказать с праведным Симеоном: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром (Лк. 2, 29). Но у кого же совесть может быть действительно спокойна? - У того, кто старался жить истинно христианской жизнью, кто был послушным сыном Церкви, кто примирился с Богом и людьми, кто приготовился к смерти таинством Покаяния, которое снимает тяготеющее над совестью бремя грехов, и вкусил в таинстве Причащения Тело и Кровь Христовы. Следующее сильное средство для человека против страха смерти - вера его в бессмертие души. Тело разрушается и истлевает, а дух, созданный Богом для бессмертия, остается жить вечно. Последнее же и самое могущественное средство есть вера не только в то, что душа бессмертна, но и в то, что будет некогда время, когда она соединится со своим воскресшим, прославленным телом для вечной жизни за гробом - блаженной для праведников, мучительной для грешных. Имея живую веру в эту истину, христианин не только не будет бояться смерти, но и даже с радостью встретит ее, когда она придет к нему. Эта живая вера в существование за гробом вечной блаженной жизни одушевляла бесчисленные сонмы мучеников в первые века христианства и делала смерть для них самым радостным событием, несмотря на страшные мучения. Дорогие братия и сестры, взирая на блаженное успение Богоматери, потщимся и сами усердием в добродетельной жизни и презрением к пороку сделать свою кончину мирной. Чем достигла столь блаженной кончины Пресвятая Дева? - Чистотой целомудрия, строгостью воздержания, постоянством в молитве, смирением и терпением в трудных обстоятельствах, упованием на Промысл Божий. Поэтому, подражая примеру Богоматери, идите путем тесным, который приводит к вечной жизни. Да, действительно, на этом пути необходимо терпение. И потому, укрепляясь надеждою на Бога, терпите в счастье, чтобы не увлечься обольщением, терпите и в несчастье, чтобы не впасть в малодушие среди тяжких испытаний. Терпите все скорби и болезни и все трудности, какие надобно терпеть, чтобы устоять на праведном пути. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Так поступая, каждый из нас будет иметь истинный мир в душе и надежду блаженной мирной кончины; последний час не будет страшить нас, и конец настоящей жизни станет для нас началом жизни вечной, и гроб - лествицею к небу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Мы же на прьваа обратимся, приснопамятнаго отца. Не ласкаа глаголю, ниже сих ради похваляю преподобныя си отца, Ферапонта, глаголю, и Мартиниана, не требуют бо святии наших похвалъ или украшениа словесъ, довлет бо им небеснаа красота и наслаждение еже с Богомъ быти и зрти выну Пречистаго того лица, якоже пророк глаголеть: «Похвала праведнику от Господа бываеть и строение его от Вышняго». Ферапонтъ же преподобный въ своа лта отиде къ Господу, добр упасъ о немже попечению врученъ бысть от Бога. И положены бышя честныа мощи его в Лужкхъ в Можайсц у Пречистыа Богородица, 387 якоже и прежде указася, понеже и тому убо бяше началникъ мсту святому. Тломъ убо възлегъ, душа же его взыде къ Господу, нам же остави пекущагося възлюбленнаго намъ о Христ преподобнаго отца Мартиниана. Тъ нача, то бяше остави, съ же недокончаное навръши. Тъ отиде на куплю духовную в далняа страны, Богомъ посылаемъ, Богомъ ведомъ, отиде, съ же блаженный Мартинианъ Богомъ приведенъ в него мсто, к намъ прииде и вселися в достоание его, акы наслдникъ нкый или братъ по плоти бяше, прилпися желанно, начатъ подвизатися трудолюбезно, труды къ трудомъ прилагаа, болзни к болзнямъ, день и нощь печашеся, боряся з духы лукавьствиа, находящаа безстудн на стадо Христово словесныхъ овецъ, ищуще коегождо насъ растлити или въсхытити от ограды добраго нашего пастыря Христа. Он же, яко добрый пастухъ, ово събою, ово другы своими, сирчь ученикы своими, пасый и ограждаа, укрпляа отвсюду, направляа бяше и от влъкъ губящих, бсовъ, из гортаней схыщаа, подражаа своего прьваго пастыря и учителя Христа, якоже онъ взыде на небеса, остави ученикы своя, постави многы святител, пастыря и наставникы, наставляющая на путь спасеный. Простите мя Господа ради, отцы и братиа, и не осудите худость мою, мало ми нчто провщати к вашему благородству. Никакоже азъ просту мню вещь сию быти, но божественаго промысла того человеколюбиа, того милосердиа многаго, еже на нас сътворися и заступлениемъ великыа помощница нашеа, Пречистыа Его Богоматере: аще не бы угодна была Богови дланиа си блаженныхъ онхъ отець, то не бы утвердилъ Богъ и възградилъ таковы дв обители, якоже град утверженъ пред славою его и величествомъ предстоятъ спасающихся ради душь. Колико ихъ спасошяся и спасаются въ имя того Всесилнаго Бога и Пречистыа его Богоматере! И сиа, вмъ, не невсть святость твоа, о възлюбленне, – пред тобою нын вся предлежят: мнози от ндръ онхъ преподобных отець епископи изыдошя, мнозии игумени, учителие и наставници общим житиамъ. И сиа, вмъ, не невси: мнози отцы и братиа, ученици их, прозорливи бышя и мнози Божиа благодати исплънени и райскыа пища сподобишася. И се ти мало нчто повм о тхъ исправлении, да уразумеши истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умоли сына твоего и Господа Бога нашего не оставить всех грешных, всех любящих тебя без святого твоего заступничества. Помяни всех мне близких, всех далёких, всех людей добрых, всех страждущих, всех немощных, всех за кого просили меня молится, всех за кого некому молится так же. Славим тебя честнейшую Херувим, славнейшую без сравнения Серафим. Благословенна ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Раб Божий Яков 2011/06/29, 21:00:11 Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, Даждь силу рабом Твоим, Мати Пресвятая, благословение всем любящим и славящим Тебя. р.Б. Яков 2011/05/31, 06:16:55 Владычица Небесная Пресвятая Госпоже Богородице Игуменья Афонская, спаси нас грешных. Излечи мою мать болящую рабу Божию Нину, управи жизнь дочери Инны,помоги отцу р.Божиему Димитрию. Не остави нас без Всесильной твоей Помощи, Пречистая! раба Божия Ирина 2011/05/30, 01:35:22 Как радостно всё это читать.Господи, помоги всем кто трудится над этим сайтом! Дай вам Бог силы, умения, здоровья, материальную помощь и всего того что вам необходимо. Наталья 2011/05/29, 18:50:05 Пресвятая Богородице, спаси нас, грешных! Любовь 2011/05/29, 15:42:45 Прими мой низкий поклон. Благодарю Тебя за молитвы о нас грешных. Спасибо Тебе за помощь и заступничество, которое неустанно творишь. Не оставляй нас в море житейском. Прошу Твоих святых молитв о прот.Сергие, рабов божиих Георгие(Юрии), Людмиле, Анне и всех моих сродников и знакомых, благодетелей. Пресвятая Владычица, моя Богородица, благодарю Тебя за все! Прошу, услышь мою молитву, не останься в стороне от чаяний моих и упования на тебя! Слава Отцу, слава Сыну, слава и Святому Духу, слава и Тебе, Преславней Деве Богоматери, ублажаемой и благословляемой в бесконечные веки веков. Аминь. Честь и похвала Тебе Небесная Царице, Пречистая Дева Богородице! Людмила 2011/05/29, 15:36:18 Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим! Пресвятая Госпоже Богородице! Людей почитающих Тебя и любящих всем сердцем своим, Ты наша Ходатаица и Молитвеница, Скорая помощница не оставляй Твоего покрова и заступления.Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси.

http://isihazm.ru/1/?id=590

С великою радостью встал раскаявшийся и прощенный грешник и с благоговением облобызал Пречистые язвы Спасителя, и с того времени стал жить богоугодно. Возлюбленные братия и сестры, воспоминаемое ныне событие свидетельствует, прежде всего, о неизреченной любви Матери Божией не только к праведникам, но и к грешникам, о Ее заботе материнской о детях Своих, которые утопают в бездне греховной, но в то же время раскрывает оно перед нами и величайшее зло, таящееся во грехе. Грех есть ужасное зло, для уничтожения которого потребовалась смерть Единородного Сына Божия. А мы грехами своими вновь и вновь распинаем Спасителя и растравляем Его раны. Сколько таких ран причинили мы Господу нашему Иисусу Христу, живя беззаконно и неправедно! Потому будем, дорогие мои, бегать греха и бояться его больше всякой беды, всякого несчастья. Каждый из нас может сказать, что он немощен и повсюду встречает вокруг себя преткновения и искушения, которые нелегко миновать. Действительно, мы немощны и слабы, а искушений очень много: от собственной нашей плоти, воюющей всегда против нашего духа; от мира, который, по слову Божию, весь во зле лежит; наконец, от врага-диавола, который, яко лев рыкающий, ищет погубить какую-либо христианскую душу. Но, дорогие, мы имеем надежное убежище и покров - в лице Богоматери. Будем твердо надеяться, что Она с нами всегда, где бы мы ни были и как бы мы ни жили, и что Она нас не забудет, если будем с горячей молитвой прибегать к Ней. Помолимся и сегодня, в день празднования в честь Ее иконы, чтобы Она и нам, погрязшим в грехах и страстях, послала Свою нечаянную радость, смягчила наши сердца и исполнила их смирением и любовью к ближним, чтобы мы, помилованные и спасенные Ею, непрестанно воссылали Ей славословие: Радуйся, Обрадованная, радуйся, всех скорбящих Радосте, радуйся, Заступнице усердная! Аминь. 9/22.12.1962 г. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братия и сестры, наши предки, русские православные люди имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию. И Матерь Божия не оставляла эту веру тщетной, но подавала скорую помощь каждому просящему. История Государства Российского полна свидетельств об этих неисчислимых милостях Матери Божией, оказанных Ею как нашему народу в целом, так и отдельным людям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010