г) А чтобы мы усерднее исполняли эту священную обязанность, для этого Господь обещает великую награду за исполнение ее и тяжкое наказание за небрежение о ней. Кто те блаженные, которых наречет Господь на всемирном суде Своем благословенными и введет в царство небесное? Это добрые – сострадательные люди, вспомоществующие бедным и несчастным; это те, которые питают алчущих и жаждущих, принимают в домы свои странников, одевают наготствующих, посещают больных, утешают заключенных в темницах. А кто те несчастные, которых удалит Господь от лица Своего и ввергнет в огнь вечный, уготованный диаволу? Это люди жестокосердые, которые не имеют жалости к бедствующим и отказывают им в необходимой помощи. «Идут сии в муку вечную», говорит Спаситель ( Мф. 25, 34–46 ). Вот, какое страшное последствие будет иметь наше несострадание к бедным братиям, нуждающимся в нашей помощи... д) Впрочем, хотя бы и небыло ни награды за благотворения бедным, ни наказания за равнодушие к ним, ни других побуждений оказывать им необходимую помощь: то и в этом случае мы должны сострадать и благотворить им потому, что о нас самих милосердствует и печется Отец небесный. Он «солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведные и неправедныя». А что еще важнее, Он для спасения нашего не пощадил Единородного Сына Своего, но «за нас предал Его», – «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Иоан. 3, 16 . Римл. 8. 32 ). Что же? не должны ли мы подражать такой любви и благотворительности Его? не должны ли в благодарность за них сами благодетельствовать бедным людям, меньшим братиям Христовым? Непременно должны! Это нам внушает и Спаситель, говоря: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» ( Лук. 6; 36 ). Если же кто не сострадает несчастным и отказывает им в необходимой помощи, то не только не достоин любви Божией и тяжко грешит пред Господом, но еще напрасно называется христианином и человеком. «Кто сеет скупо», говорит апостол, «тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». – «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» ( 2Кор. 9. 6 . Евр. 13, 16 ). Если же кто «имать богатство мира сего», говорит другой апостол, «и видит брата своего требующа, и затворит утробу», или сердце свое, «от него; како любы Божия пребывает в нем?» – «Суд без милости не сотворившему милости» ( 1Иоан. 3, 17 . Иак. 2, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Если же, радуясь о милости Божией, только на этой бесплодной радости и остановимся, то правосудие Божие не замедлит открыть свое действие. Когда царь Соломон выстроил храм и посвятил его Богу, то в ночь, следовавшую за днем торжества, Господь явился ему во сне и сказал: Я услышал молитву твою. Очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на сем месте. Сердце Мое будет (в этом храме) во все дни – если ты будешь исполнять все, что Я повелел тебе, и будешь хранить уставы Мои и законы Мои... Если же оставите уставы Мои и заповеди Мои, то храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю его притчею и посмешищем у всех народов (Парал. 7:12–20). Последующие события показали, что слова эти были не простая угроза, а предостережение от действительной беды, и так как преемники и потомки царя Соломона не обратили на это должного внимания – об исполнении заповедей Божиих небрегли, – то и предвозвещенная кара Правосудного Бога постигла законопреступный народ. Храм, построенный царем Соломоном, – храм великолепнейший, составлявший чудо зодчества и богатства того времени, – был сожжен и превращен в мусор! Будем молить Господа, чтоб Он милость Свою к нам и храму сему утвердил до века, чтоб и мы, и потомки наши находили здесь отраду и утешение в скорби, счастье и радость в отеческой любви Господа Иисуса Христа, в молитвах же Пресвятой Владычицы нашей Богородицы – этой усердной нашей Заступницы – скорую помощь и покров в наших нуждах и напастях. Аминь. Речь к причастникам Святых Таин К вам, причастники Святых Таин, слово мое! Поздравляю вас, возлюбленные, с великой милостию Божиею. Приобщившись Святых Таин, мы вошли в самое тесное общение с Господом нашим Иисусом Христом. Ведь не благодать только приняли мы, как это бывает в прочих таинствах церкви. Приобщились мы самого Тела и Крови Христовой, оживленных душою Его и Божеством: мы приобщились живого, воскресшего и притом всецелого Христа. Через грех легкомысленно отчуждившись от жизни Божией, мы потеряли способность к вечноблаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

И вечером Евфимиан говорит сыну своему: “Войди, дитя, взгляни на невестку мою и супругу твою”. И, вошед в брачный покой, юноша увидел ее сидящей в кресле. И он взял свой золотой перстень и поясную пряжку, завернутые в пурпурного цвета покров, и отдал ей, и сказал: “Прими это и береги, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его”, и сказал ей и другие сокровенные слова. И, выйдя из брачного покоя, удалился в свою спальню. И, взяв долю от богатств своих, ночью покинул дом и, придя к пристани, увидел корабль, готовящийся плыть на восток. Он взошел на этот корабль и прибыл в Магналию, город Лаодикии сирийской. 406 Сойдя на берег и помолившись Господу, Алексий сказал: “Господь Бог, сотворивший небо, землю и море и спасавший меня от чрева матери моей, спаси и ныне от суетной жизни сей и удостой меня вкусить благ Твоих со всеми угодниками Твоими, ибо Ты милостивый, Спаситель, и мы славим Тебя во веки веков”. И, встав с молитвы, он в тот же час встретился с погонщиками ослов, и следовал за ними до тех пор, пока не пришел в Эдессу месопотамской Сирии. 407 Там находится нерукотворная икона святого и царственного образа Господа нашего Иисуса Христа, которую он дал Авгарю, 408 когда во плоти пребывал на земле. И, войдя в город, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги бедным. И, облекшись в нищенское рубище, сел, прося подаяния, в притворе 409 храма во имя владычицы нашей Пресвятой Богородицы. Он наблюдал строгий пост и еще более строгое бдение. Ибо от воскресенья до воскресенья причащался святых и чистых тайн Христовых. Ел же две унции хлеба, а две унции 410 воды были ему питьем, и всю неделю он жил в воздержании, а ночи проводил бодрствуя. Все, что ему подавали, Алексий раздавал нищим. И лицо свое преклонял к руке, а сердце пребывало постоянно с Господом. Мать его с самого дня свадьбы затворилась в спальне своей и, оставив открытым только одно оконце для света, постелила себе на полу вретище, посыпала его пеплом и, так лежа, говорила: “Я не встану отсюда, пока не узнаю, что сталось с моим единственным сыном”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Когда мы оглядываемся на историю своей страны, видим множество славных побед, — сказал архипастырь. — Наши благочестивые предки оценивали их причины с христианских позиций, через призму Евангелия, понимая, что спасает Россию Покров Царицы Небесной. В XX веке люди попытались отказаться от веры Христовой, стали в своей гордыне приписывать воинские успехи собственному уму, усердию, мужеству. Однако можно обладать необыкновенными умом и храбростью, но, если Господь не благословит твой ратный подвиг, не будет победы. Ее дарует только Он по молитвам Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Русские люди знали об этом и возводили множество храмов в честь воинских побед. К примеру, Храм Христа Спасителя в Москве и Воскресения Словущего в Арзамасе воздвигнуты в честь победы над Наполеоном. Символично, что другой Воскресенский собор — главный храм Вооруженных сил России — построенный уже в наше время, освящен в день памяти Всех святых». Праздник Собора всех святых известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых. Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых. Читающийся на Литургии отрывок из Послания к Евреям прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32); Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38); Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мне нечего добавить к этому свидетельству женщины, без малого полтора десятилетия наблюдавшей семейство Мунов изнутри, свидетельству, которое срывает ореол «святости» с Муна и мунизма. Нечего добавить, кроме собственных свидетельств, которые созрели за шесть с лишним лет непосредственного наблюдения ближайших сподвижников и ставленников Муна в России. Этим горьким наблюдениям и размышлениям над ними я посвящу свое следующее открытое письмо. Православный христианин Лев СЕМЕНОВ, Покров Пресвятой Богородицы 1999 г. Письмо третье. Религиозный тоталитаризм в действии: из хроники злых дел секты Муна в России Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к нам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. ( 2Ин. 1:7–11 ) В предыдущем письме я обещал привести вынесенные из собственного опыта свидетельства неприглядной тактики мунитов. Разумеется, полный перечень подобных свидетельств потребовал бы значительно большего объема, нежели предполагает жанр открытого письма, к тому же некоторыми горестными наблюдениями я уже успел поделиться (рассказ об удавшейся мунитам акции проникновения в Кремлевский дворец со своим грандиозным пропагандистским шоу в 1993 г.). Поэтому сейчас я остановлюсь лишь на некоторых достаточно характерных фактах, раскрывающих тактику мунитов, основанную на лжи и лицемерии. На чьей стороне оказалась Государственная Дума в организации парламентских слушаний в феврале 1995 г. В прошлый раз я упоминал об искусном проникновении мунитов в разнообразные структуры российского общества – от органов образования, до силовых ведомств. Не убереглись от мунитской заразы и ветви законодательной и исполнительной власти – впрочем, преимущественно на уровне их аппарата.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/otkrytye...

Но какие мысли и чувства вызывает в нас размышление о молитвенном предстательстве за нас святых пред Богом? Многие ли из нас исполняются радостью о том, что они «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» ( Евр. 12, 22–23 )? Многие ли имеют такую веру, чтобы общение их с небесной Церковью не было только мысленным, но и действительным и как бы ощутительным? Не бывает ли, напротив, что мы в действительности держимся мыслей тех людей, которые еще ясно не знали о будущей жизни, думая, что когда человек нисходит в преисподнюю, то уже он отошел в путь невозвратный «и место его не будет уже знать его», как «не существующего более» ( Иов. 7:10, 3:16 )? Затем, если святые, исполненные любви ко всем, не оставляли своего общения с земной Церковью , но ведают все наши нужды и немощи духовные, то ищем ли мы сами общения с ними? Ибо общение должно быть взаимным. Можем ли мы сказать, что стремиться к общению с ними столь же приятно и радостно для нас, как и с людьми, которых мы любим на земле, считая пребывание и беседы с ними счастьем для себя и подражая им? Не бывает ли, напротив, обыкновенно то, что мы готовы, правда с уважением, относиться к подвигам святых, но не считаем эти подвиги предметом желаний или предметом подражания для нас самих? Мы думаем, что нам предстоят другого рода занятия и деятельность на пользу общественную, и сохраняем в себе уверенность, что можно быть в общении с Церковью небесною, не имея в себе расположения духа святых людей. Считая же подвиги святых необходимыми лишь для них самих, мы перестаем и помощь их считать для себя необходимою. Но ведь если даже мы способны или по крайней мере считаем себя способными устроить свои земные дела, то можем ли обойтись без помощи святых в жизни духовной: в борьбе со своими страстями, с дурными привычками, даже незначительными, с малейшими движениями гнева, в изгнании из сердца своего себялюбия и в научении делам любви?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Осенью 1978 года я поехал к старцу Паисию. Тогда он жил в келлии Честного Креста монастыря Ставроникита. День был дождливый. Когда я подошел к келлии, калитка была закрыта. Я потянул за веревку, и зазвонил колокольчик. Один, два, три раза… Ответа не было. Я подумал: «Не уйду, пока не увижу старца». Прошло минут десять, я снова позвонил и прождал еще десять минут с той же мыслью. Вдруг калитка открылась и показался старец. Он поклонился и поцеловал мне руку. Я попытался сделать то же, но у меня не получилось. Он провел меня к себе в келлию, и я поклонился Честному Кресту. Затем он предложил мне угощение. Он очень обрадовался, когда услышал, что я из далекой и гостеприимной Австралии. Старец ездил в Австралию с отцом Василием Гонтикакисом, игуменом монастыря Ставроникита, в марте 1977 года. Отец Василий ездил, чтобы исповедовать, а старец – чтобы наставлять. Старец очень полюбил Австралию, у него было святое желание, чтобы там основали православный монастырь. Он даже указал мне место между Сиднеем и Канберрой, сказав: «Монастыри – это Акрополь Православия. Там, где есть православные монастыри, есть и живая Церковь ». Я представляю себе радость старца сейчас на небе, когда он молится за четыре монастыря в Австралии – два женских и два мужских. Тогда, молодому иерею, он дал мне совет: «Жертвуй всем ради Христа. Но Христом не жертвуй никогда. Впереди у тебя много работы. Делай то, что можешь, а остальное устроит благодать Божия. Теперь я буду молиться за Православную Церковь в Австралии. – Помолчал и продолжил: – Австралийский архиерей Стилианос просит, чтобы я поехал туда. Чтобы построить монастырь. Однако помысел говорит мне, что он будет всегда держать меня рядом с собой, куда бы ни поехал, чтобы представлять меня христианам. Я помолюсь нашей Матушке, Пресвятой Богородице, и да будет воля Божия». И воля Божия была, чтобы он остался в уделе Богородицы, что и сделал. Австралия была лишена его присутствия, однако он распростер над ней свой молитвенный покров. Он расспросил меня о разных людях и вещах, с которыми встретился во время своего пребывания в Австралии. Обо всех он сказал доброе слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Поскольку мы вспоминали о подвиге Спасителя, нового Адама, в сопоставлении с преступлением нашего прародителя, ветхого Адама, то уместно вспомнить о том, как была создана Ева. Она была сотворена из ребра Адама. Новая же Ева, Церковь Христова, создана из прободенного ребра Спасителя, из которого истекла кровь и вода — вода Крещения и Кровь Евхаристии. Опять мы видим, что через распятие, через крест Христов началось и по сей день совершается наше спасение. Будем помнить об этом, ценить и переживать это, но для того чтобы сказанное нами исполнить, необходимо подвизаться. Ведь мы все носим на груди крест не только для того, чтобы он нас охранял, но и ради воспоминания о Том, чьими последователями мы являемся, какой ценой мы искуплены. С усилением веры сила креста будет проявляться и через крестное знамение, и через наш нательный крест, мы будем везде и всюду чувствовать помощь Божию: в быту, в храме, в борьбе со страстями и в деле нашего спасения. Тогда мы и само спасение будем осознавать как актуальную жизненную необходимость, потому что будем чувствовать, что находимся в беде и опасности погибнуть. Святитель Игнатий, рассуждая о том, что спасение необходимо погибающим, напоминает нам, что мы должны постоянно заботиться о своем спасении, подвизаться. Одна только наша принадлежность к Церкви Христовой не спасает нас автоматически. Между прочим, когда монах при постриге приносит обеты, ему предлагается постоянно помнить о страданиях Христовых. Это, можно сказать, долг монаха. В Евангелии и всевозможных духовных книгах мы также находим напоминания о страданиях Спасителя. Привыкать к «слову крестному» нельзя, надо постоянно его переживать. Чем больше будет у нас благоговения и духовного опыта, тем живее станет для нас эта, казалось бы, древняя историческая истина. Аминь. 30 сентября 2007 года Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Евр. 320 зач. (9, 1–7) И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. О ветхозаветных прообразах Девы Марии

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Почему это произошло? Безусловно, по благодати Божией – не по нашей жизни. Каким бы ни был человек умным, нравственным, талантливым – без воли Божией, без Его помощи мы к Богу не сможем прийти. Только благодатью Святого Духа мы исповедуем Христа Сыном Божьим, Сыном Человеческим. Не сомневаюсь, что совершается это с нами, во-первых, потому что Россия – это особая страна, особое государство – центр православной веры во всем мире. На России покоится Покров Пресвятой Богородицы: мы знаем, что после отречения царя страстотерпца Николая Второго Пресвятая Богородица стала управлять Россией. Да, мы прошли через тяжкие испытания. Реки крови мучеников пролились. Но эта кровь дала новые христианские ростки, может быть слабые – как я. Ведь мы в полном смысле этого слова не являемся верующими людьми. Я не стесняюсь говорить об этом – я только на пути к вере. Конечно, я верующий человек по сравнению с теми людьми, которые находятся за стенами храма, которые не приходят в церковь. Однако мы, священники, совершающие Божественную Литургию, Таинство из Таинств, не являемся чудотворцами. А Господь Иисус Христос в Евангелии от Марка говорит: «Уверовших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Совершаем ли мы эти чудеса? Нет. Иисус Христос      Ко мне подходили несколько раз люди сектантствующие, баптисты или пятидесятники, пытаясь убедить в своей правоте, уличить в незнании. Беседу с ними я всегда заканчивал следующими словами: «Я очень больной человек, Господь сказал – «именем Моим вы можете исцелять людей». Вы-то – верующие, возложите на меня руки, помолитесь, чтобы я исцелился». Они отходили с глубочайшим раздражением, понимая, что совершить этого не могут. Но мы все-таки держимся – благодатью Духа Святого. И нам надо помнить о том, что без Божией помощи мы не можем в этом мире и в своей жизни ничего совершить.

http://pravoslavie.ru/106645.html

Придите, поклонимся: (3) И три поклона, и псалмы: Псалом 120 Возвёл я очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Помощь моя – от Господа, сотворившего небо и землю. Не давай поколебаться ноге твоей, и да не дремлет Хранящий тебя. Вот, не задремлет и не уснёт Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя, Господь – твой покров на правую руку твою: днём солнце не сожжёт тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь, Господь сохранит вход твой и выход твой отныне и до века. Псалом 133 Вот, благословляйте ныне Господа, все рабы Господни, стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. По ночам возносите руки ваши ко святыням и благословляйте Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, Сотворивший небо и землю. Слава, и ныне: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Тропари, глас 2 Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих/и всё, в чем они в жизни согрешили, прости:/ибо никто не безгрешен, кроме Тебя./Ты можешь и преставившимся дать покой. Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий/и полезное всем подающий,/Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих,/ибо на Тебя они надежду возложили,/Творца, и Промыслителя, и Бога нашего. Слава: Со святыми упокой,/Христе, души рабов Твоих,/там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,/но жизнь бесконечная. И ныне: Блаженною именуем Тебя/мы, все роды, Богородица Дева,/ибо беспредельный Бог наш, Христос,/в Тебе вместиться благоволил./Блаженны и мы, имея в Тебе защиту,/ибо Ты день и ночь ходатайствуешь о нас,/и скипетры царства Твоими мольбами укрепляются./Потому, воспевая, взываем Тебе:/«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» 4 Господи, помилуй. (12) И молитва: Помяни, Господи, отцов и братьев наших, усопших с надеждою на воскресение и жизнь вечную, и всех во благочестии и вере скончавшихся, и прости им всякое согрешение, как вольное, так и невольное, словом или делом или помышлением совершенное ими. И всели их в места светлые, в места отрадные, в места покоя, откуда отошли всякая мука, скорбь и стенание, где светлый взор лица Твоего веселит всех от века святых Твоих. Даруй им и нам Царство Твоё, и причастие неизреченных и вечных Твоих благ, и Твоей бесконечной и блаженной жизни наслаждение. Ибо Ты – жизнь, и воскресение, и покой усопших рабов Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010