Таким образом вы – причина несправедливости не только вашей собственной, но и всех других людей. И справедливо восклицает Исаия: «чрез вас имя Мое хулится среди народов» 49 . И: «горе душе их, потому что они предприняли злой умысел против себя самих, говоря: свяжем праведного, потому что он бесполезен нам. За это они вкушают плоды дел своих. Горе беззаконному: зло постигнет его по делам рук его» 50 . И опять в другом месте: «горе тем, которые влекут грехи свои, как будто длинной веревкою, и неправды, как будто ремнем ига юницы, которые говорят: пусть приблизится скорость Его и придет совет Святого Израилева, чтобы мы знали его. Горе тем, которые называют зло добром и добро злом, которые полагают свет за тьму и тьму за свет, которые полагают горькое за сладкое и сладкое за горькое» 51 . Вы постарались по всей земле распустить те горькие, мрачные и ложные обвинения против единого непорочного и правильного Света, от Бога, посланного людям. Он показался вам бесполезным, когда воскликнул пред вами: «В писании есть: дом Мой дом молитвы..., а вы сделали его вертепом разбойников» 52 . И он ниспроверг столы менял в храме, и сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы даете десятину с мяты и руты, ...а не помышляете о любви к Богу и о суде: ...гробы обеленные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых» 53 . И к книжникам: «горе вам, книжники, потому что имеете ключи, и сами не входите, и препятствуете желающим войти, – слепые вожди» 54 . Глава 18 Так как ты объявил, Трифон, что читал учение, преподанное Спасителем нашим, то не считаю неуместным того, что я присоединил несколько кратких изречений Его к словам пророческим. И так «омойтесь и будьте ныне чисты и отымите лукавства от душ ваших» 55 : так Бог повелевает вам омыться этим омовением и обрезаться истинным обрезанием. Мы также соблюдали бы ваше обрезание по плоти и субботы и вообще все праздники, если бы не знали, по какой причине они заповеданы и вам, именно по вашим грехам и грубости сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Я подчеркиваю слово " наконец " , так как это представляет жизненно важное значение для христологии. Все христологии рассматриваются в свете воскресения. Воплощение само по себе не дает гарантию спасения. Тот факт, что наконец-то смерть побеждена, дает нам право верить, что Победитель смерти был также первоначально Бог. Это тот путь, по которому развивалась в Новом Завете христология — от воскресения до воплощения, а не наоборот — и патристическое богословие никогда не теряло этот эсхатологический подход к христологии. Следовательно, когда мы заявляем, когда Христос избежал необходимости и " страстей " природы, мы не подразумеваем, что Он был чужд условиям биологического существования (например, Он, претерпел высшую страсть биологической ипостаси, страсть смерти). Но тот факт, что Он воскрес из мертвых, указывает на то, что эта страсть " без ипостаси " : действительная ипостась Христа оказалась не биологической ипостасью, а эсхатологической или тринитарной. 51 Структура таинства крещения с самого начала отождествлялась со структурой в евангельском повествовании о крещении Иисуса. Слова: " сей есть Сын Мой возлюбленный (или " единородный " ), на Ком Мое благоволение " , и произнесенные Отцом по отношению к Сыну Троицы в присутствии Духа, произносятся во время крещения по отношению к крещаемому человеку. Таким путем структура Троицы делается структурой ипостаси лица, которое крестят, факт, который побудил апостола Павла суммировать смысл крещения такой фразой: " Дух усыновления, которым мы взываем: " Авва, Отец " (Рим.8,15). 52 " Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5,32). 53 " Все же вы — братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах " (Мф.23.8,9). Сравни Мф.4,21; 10.25,27; 19.29 и параллельные тексты, особенно Лк.14,26: " Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником " , то есть, вся сеть взаимоотношений, которые составляют биологическую ипостась. 54

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

1Мак.1:37 . И проливали кровь невинную вокруг святилища, и оскверняли святилище. 1Мак.1:38 . И разбежались жители Иерусалима ради их, и он стал жилищем чужих: и был чужим для урожденных своих, и свои чада оставили его. 1Мак.1:39 . Святилище его запустело, как пустыня: праздники его заменились плачем, субботы его – поношением, честь его уничижением. 1Мак.1:40 . По мере славы его увеличивалось безчестие его, и величие его сменилось плачем. 1Мак.1:41 . Притом написал царь Антиох всему царству своему, чтобы все были народ один, 1Мак.1:42 . и каждый оставил бы законы свои; и поступили все язычники по сему слову царя. 1Мак.1:43 . И многие израильтяне приняли обряд его, и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. 1Мак.1:44 . И послал царь вестников в Иерусалим и в города Иудины с приказами в руке поступать по законам чуждым сей земле, 1Мак.1:45 . и запретить всесожжения, и жертвы и возлияние святилищное, и омерзить субботы и праздники, 1Мак.1:46 . И осквернить святилище и святых, 1Мак.1:47 . строить жертвенники и капища и кумирницы, и в жертву приносить свинину и скотов нечистых, 1Мак.1:48 . и оставлять сынов своих необрезанными, сквернить души свои всякою нечистотою и мерзостию, 1Мак.1:49 . так чтобы закон был забыт, и переменились все установления; 1Мак.1:50 . И если кто не поступит по сему глаголу царя, да умрет. 1Мак.1:51 . Точно такия же приказания написал он для всего царства своего, и поставил надзирателей над всем людом: и повелел городам Иудейским приносить жертвы, от города до города. 1Мак.1:52 . И собрались к ним многие из народа, всякий, кто оставил закон: и сделали зло на сей земле; 1Мак.1:53 . И принудили израильтян укрываться во всяком убежище их. 1Мак.1:54 . И в пятнадцатый день Хаслева (месяца) сто сорок пятаго года создали мерзость запустения на месте жертвенника: и в городах Иудейских вокруг построили требища. 1Мак.1:55 . И у дверей домов и на площадях кадили, 1Мак.1:56 . И книги закона, какия находили, разорвав, сожигали огнем. 1Мак.1:57 . А у кого где находилась книга завета, и кто любил закон, того умервщлял суд царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

39. «Возвращайся домой и рассказывай, что Бог сделал для тебя!» И тот пошел и стал возвещать по всему городу, что сделал ему Иисус. 40. А когда Иисус возвратился, Его встречал народ, потому что все Его дожидались. 41. И пришел тут человек по имени Иаир; он был старейшиной местной синагоги. Припадая к ногам Иисуса, он умолял Его придти к нему в дом, 42. потому что была у него единственная дочь, лет двенадцати, и она умирала. Иисус пошел, а по дороге Его со всех сторон теснила толпа; 43. и женщина, которая страдала кровотечениями уже двенадцать лет и потратила на врачей все, что у нее было, и никто не мог ее вылечить, 44. сзади подошла к Нему и дотронулась до бахромы на краю Его плаща, и тотчас кровотечение у нее остановилось. 15. И сказал Иисус: «Кто прикоснулся ко Мне?» Между тем как никто не сознавался, Петр сказал: «Наставник, толпа отовсюду окружает Тебя и теснит». 46. Но Иисус сказал: «Кто-то дотронулся до Меня, ибо я почувствовал, как сила вышла из Меня». 47. А женщина, видя, что ей не удалось утаиться, с трепетом приблизилась, припала к Его ногам и объявила перед всем народом, по какой причине дотронулась до Него и как тотчас получила исцеление. 48. Он же сказал ей: «Дочь Моя, твоя вера спасла тебя; иди с миром!» 49. Он еще говорил, а из дома синагогального старейшины приходит кто-то и говорит: «Умерла твоя дочь! Не беспокой Учителя». 50. Но Иисус, услышав это, ответил старейшине синагоги: «Не страшись, только веруй, и она будет спасена». 51. А войдя в дом, Он не допустил войти больше никого, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца, и матери той девочки. 52. Все плакали о ней и причитали. Но Он сказал: «Не плачьте! Она не умерла, но спит» 53. И над Ним смеялись, зная, что она умерла. 54. А Он, взяв ее за руку, громко возгласил: «Дитя, встань!» 55. и возвратился дух ее, и тотчас она встала; и Он велел, чтобы дали ей поесть. 56. И родители ее были изумлены; но Он наказал никому не говорить о том, что произошло.   9 Созвав Двенадцать, Он дал им силу и власть изгонять всех бесов и врачевать недуги, 2. и послал их возвещать Царство Божие и исцелять, 3. и сказал им:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

39 Удали от меня поношение моё, которое я подозревал, ибо суды Твои благи. 40 Вот я возжелал заповедей Твоих: правдою Твоею оживи меня. 41 И да сойдет на меня милость Твоя, Господи, по слову Твоему, спасение Твоё. 42 И я дам ответ поносящим меня, ибо я надеялся на слова Твои. 43 Не отнимай совершенно слова истины от уст моих, ибо на суды Твои я надеялся. 44 И я сохраню закон Твой всегда, в век и во век века. 45 И ходил я широко, ибо заповеди Твои взыскал. 46 И говорил о свидетельствах Твоих пред царями и не стыдился. 47 И поучался в заповедях Твоих, которые я сильно возлюбил. 48 И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил, и размышлял об оправданиях Твоих. 49 Вспомни слово Твоё рабу Твоему, на которое Ты велел мне надеяться. 50 Это утешило меня в унижении моем, ибо слово Твоё оживляло меня. 51 Гордые до крайности преступали закон, а я не уклонялся от закона Твоего. 52 Я вспоминал суды Твои от века, Господи, и утешался. 53 Печаль объяла меня при виде грешников, оставляющих закон Твой. 54 Оправдания Твои были мне песнями на месте странствования моего. 55 Вспоминал я ночью имя Твоё, Господи, и хранил закон Твой. 56 Это было со мною, ибо я оправдания Твои взыскал. 57 Я сказал: " Часть моя – Ты, Господи " , чтобы хранить закон Твой. 58 Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим: помилуй меня по слову Твоему! 59 Помышлял я о путях Твоих и обращал стопы мои к свидетельствам Твоим. 60 Приготовился я без смущения хранить заповеди Твои. 61 Сети грешников опутали меня, но закона Твоего я не забыл. 62 В полночь я вставал славить Тебя за праведные суды Твои. 63 Общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. 64 Милости Твоей, Господи, полна земля, оправданиям Твоим научи меня. 65 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему. 66 Благости, благонравию и разумению научи меня, ибо я веровал Твоим заповедям. 67 До унижения моего я погрешал, поэтому слово Твоё храню. 68 Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня оправданиям Твоим. 69 Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(49) Но мы все-таки спросили их: «Вот вы возвестили нам, что Христос есть Бог и человек. Если же мы станем служить Ему, то в этом служении Богу не придадим ли мы Ему в сотоварищи человека, имеющего голову и зубы?» (50) Они сказали: «Все не так, как вы думаете. Это служение не природе человеческой, как вы считаете, но служение и поклонение Богу, единому по субстанции, троичному по свойствам. Наше служение относится к Ипостаси Христа, которая есть одна из Ипостасей Бога, в которой объединены без разлучения две природы, божественная и человеческая. Даже обратившиеся огнепоклонники, которые есть среди вас, разъяснят вам это». (51) Мы спросили их: «Было ли ваше служение огню и дровам или [только] огню?» Они сказали: «Мы служили огню. Поскольку же при его соединении с дровами образуется единый уголь, мы воздавали дровам честь, но служение к ним не относилось». (52) «Примером может служить и то, как целуют царское письмо: целование относится к содержанию, а почитание письма [совершается] благодаря его соединению с царским словом. Разве вы не знаете, что человек, входя к царю, облаченному в одежды из шелка и льна, не говорит: “Не поклонюсь царю, чтобы моим поклонением не придать царю в сотоварищи его одежду”? Да не будет! Но он благоговеет и стремится прикоснуться к краю рукава [царской одежды] и облобызать его. Поклонение же и целование относятся к царю, а не к одежде. А почитание одежды [совершается] только потому, что она есть царское одеяние». (53) Услышав эти рациональные аргументы и логические доказательства, мы уверовали и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, единственного Бога, единого по Своей сущности, троичного по Своим Ипостасям. Мы разрушили храмы идолов и превратили их в церкви, в которых поминается имя Бога, Ему же подобает слава, честь, хвала и величие ныне и во веки веков. Аминь. (54) Мы же, кто были прежде иудеями, порицали апостолов за то, что они ходили к язычникам, упрекали их за общение с ними и говорили: «Вы – подобные нам обрезанные евреи и должны свой путь начинать с нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

50. Слово 8. О Крещении. 51. Слово 71. На св. Филолога. 52. Толкование на Первое Послание к Тимофею. Беседа 5. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.11. Кн.1. СПб., 1905, с.656-657. 53. Беседы на Послание к Евреям. См.: Указ. изд. Т.12. СПб., 1905, с.153-154. 54. Беседа 75 на Евангелие от Иоанна. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Кн.2. М., 1993, с.504. 55. Слово 4. На сотворение мира. 56. По-гречески воскресный день называется Κυριακ - день Господень. - Прим. пер. 57. Декалог законоположения Христова. Заповедь 4. 58. См.: " на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Мф.22,40). 59. Правило 3. Так в греческой Книге Правил - " Кормчей " ( " Πηδλιον " , θεσσαλονκη, 1991). Такую редакцию правила подтверждают Аристин и Армеиопулос, тогда как вариант славянский " по временам " - Вальсамон и Зонара. В греческой " Кормчей " приведено следующее примечание: " См. и 1046 страницу " Евергетиноса " , где авва Кассиан говорит, что Святое Причастие преподавалось бесноватым и никогда не запрещалось для них древними старцами, и что Святые Дары даются не в пищу бесу, а, скорее, для очищения души и тела и в попаление злого духа, пребывающего в членах тела человека, и что если мы запрещаем Приобщение бесноватым, то даем этим возможность бесу чаще и тяжелее в них действовать по причине лишения их Божией помощи, подаваемой от Божественного Причащения " . Указанное издание, с. 668. - Прим. пер. 60. См.: " Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже " (Пс.50,19). 61. Нравственные правила, 22, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепикопа Кесарии Каппадокийския. Ч.3. М.,1993, с.393. 62. Нравственные правила, 33, 2. См.: Там же, с.402. 63. См.: " Соблюди меня. Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня " (Пс.139,4-6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

Вседствие этого Иерусалимская церковь в первое время своего существования пользовалась сравнительным спокойствием. Хотя саддукеи находились в то время у власти ( Деян.4:1; 5:17 ) и старались подавить новое движение в самом зародыше, однако они не могли умствовать решительно, потому что встречали отпор со стороны фарисеев и боялись народа. Так, после исцеления хромого они взяли апостолов Петра и Иоанна под стражу, но на следующий же день «отпустили их, не находя возможности наказать их по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее» ( Деян.4:21 ). Синедрион пробовал застращать вождей нового религиозного движения, действуя на них угрозами ( Деян.4:21 ) и подвергая их телесному наказанию ( Деян.5:40 ), но принять какие-либо более крутые меры он не решился. Таким образом, столкновения церкви Иерусалимской с иудейскими первосвященниками и синедрионом в ту пору не принимали еще характера гонения. Что же касается римских властей, то они в это время, очевидно, не обращали еще никакого внимания на новое движение, возникшее в среде иудейства, а если и замечали его, то не придавали ему никакого значения. Даже лет через тридцать после вознесения Христова пребывавшие в Палестине римские должностные лица не имели никакого понятия о христианстве; это видно из образа действий римского военачальника и римских прокураторов по отношению к апостолу Павлу ( Деян.22:30; 23:29 ). кажется, существенной неполнотою, если бы в нем ничего не было сказано о той личности, которой принадлежало первенствующее положение в Иерусалимской церкви. В рассказе книги Деяний о первых временах истории христианства одно лицо выступает на первый план, одно лицо является вождем христианского общества того времени, его руководителем и представителем. Это был тот ученик Христов, который и при жизни Спасителя выдавался среди прочих своей горячей верой и своими пламенными порывами в служении Учителю своему 51 . Его имя стоит первым у всех евангелистов при перечислении 12 апостолов 52 , и не даром: он действительно был как бы их представителем и говорил от их имени в важные минуты их жизни, во всех случаях, когда требовалось выразить их общую мысль и общее чувство 53 . Он первый из учеников, по откровению свыше, исповедал свою веру в Иисуса как Сына Бога Живого 54 , и получил за это от Спасителя обетование, что на нем и на его исповедании, как на скале, воздвигнута будет церковь , и что ему будут даны ключи Царства Небесного. Ему же, перед самым отречением его, Спаситель сказал: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» 55 . Ему, первому из двенадцати, явился воскресший Христос 56 , ему, наконец, Спаситель по воскресении Своем троекратно повелел: «Паси овцы Моя» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Для того чтобы раскрыть, т.е. истолковать тайный смысл частного откровения или знамения Божьего в Библии используется совершенно другие слова, как это видно, например, в истолковании сна фараона Иосифом: «Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать (sugkrinwn: от sugkrinw – слагать, сравнивать, исследовать 50 ) их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? (diasafhsiV: от diasafew – делать вполне ясным, объяснять 51 ) расскажите мне» ( Быт.40:8 ). (Ср.: Быт. 40: 12, 16, 18, 22. 41: 8, 12, 13, 15 ). Подобным по смыслу словом обозначается истолкование сна Навуходоносору пророком Даниилом: «И верен этот сон, и точно истолкование (krisiV: от krinw – отделять, толковать, истолковывать, объяснять 52 ) его!» ( Дан.2:45 ). Поэтому можем однозначно утверждать, что истолкование как объяснение смысла чего-либо и истолкование как точный перевод передаются совершенно разными словами в Священном Писании . Таким образом, употребляемое Апостолом Павлом, применительно к иным языкам, слово обозначает осмысленное истолкование или дословный перевод, а не получение какого-либо откровения 53 . Наконец рассмотрим десятую причину, по которой необходимо говорить на иных языках. Здесь явно творческий потенциал Хейгина совсем иссяк и он уже откровенно халтурит. Оказывается, что неопятидесятнические вопли и бессвязанные бормотания («иные языки») способны укрощать язык! (См.: Причина 10). Очень неожиданный ход, но не менее бестолковый. Так как «язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» ( Иак.3:8 ), то его, по мнению харизматического авторитета, необходимо подчинить «Святому Духу для того, чтобы говорить на иных языках». Опять видим, что в Послании Апостола Иакова нигде не говорится о глоссолалии, более того, в нем скорее осуждается основной признак неопятидесятнического «крещения духом» (глоссолалия), т.к. последующие стихи говорят нам вот о чем: «Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» ( Иак.3:9,10 ). Поэтому возникает резонный вопрос: а как можно что-то укрощать или контролировать, если говорящий на языках, во-первых, никаким образом не задействует свою волю, т.е. пребывает в пассивном состоянии 54 , и, во-вторых, не знает о чем он говорит на языках? Ведь с языка могут срываться проклятия не только человекам, о чем предостерегает Апостол Иаков, но и Самому Господу Иисусу ( 1Кор. 12: 3 )! Именно поэтому духов надо различать ( 1Кор.12:10 ), потому что они могут быть и не от Бога (См.: 1Кор.2:12 ; 2Кор.11:4 ; Еф.2:2 ; Еф.6:12 ). Заключение: испытывайте духов

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

е. позвать священника для исповеди и приобщения его Св. Таин Христовых, 6) странника принять в дом и успокоить и 7) погребать умерших в бедности на свое иждивение, или на собранныя подаяния. О всех этих делах милости, кроме последняго, упоминает Сам Господь при изображении последняго страшнаго суда Своего. Вот Его слова: когда же приидет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделит овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне 49. Из этих слов Господа вы видите, братия и то, как для нас необходимо и как важно - бесконечно важно - христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать, уготованное от сложения мира царство для благословенных Отца небеснаго, и суд без милости будет не оказавшему милости 50 бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотворите 51 ; ибо всн люди, особенно христиане, суть братия Его меньшие, а христиане - и члены Его. Дела милости духовной следующия: 1) обратить чрез увещание грешника от заблуждения, напр., человека неверующаго, или иноверца, раскольника, или пьяницу, блудника, расточителя и проч.; 2) невежду научить истине и добру, напр., неумеющаго молиться Богу, научить молиться, незнающаго заповедей, Божиих, научить заповедям и исполнении их; 3) подать ближнему во время добрый совет, - напр., в затруднении или в опасности, которой он не примечает, в болезни, при злоумышлении кого либо на чью жизнь или благосостояние; 4) молиться за всех Богу: молитеся друг за друга, яко да исцелеете 52 ; 5) утешать печальных: утешайте малодушныя 53 ; не воздавать или не мстить за зло, которое сделали нам люди, ни единому же зла за зло воздающе 54 ; или досаждения за досаждение 55 или не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу 56 , т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2356...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010