А притом, будучи и праздны, они научаются обходить дома, будучи не только праздными, но и болтливыми и любопытными, говоря то, чего не должно. Итак я желаю, чтобы молодые вступали в брак, рождали детей, вели хозяйство не давали противнику никакого повода к поношению. Ибо некоторые уже совратились вслед сатане. Если какая верная имеет вдов, пусть помогает им, и пусть бремя не ложится на церковь, чтобы она оказала помощь истинным вдовам. Хорошо предстоятельствующие пресвитеры да будут удостоены сугубой чести, особенно трудящиеся в слове и учении. Ибо говорит Писание: “у вола молотящего не заграждай рта”, и: “достоин работник награды своей”. На пресвитера обвинения не принимай иначе, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай в присутствии всех, чтобы и остальные страх имели. Заклинаю тебя пред Богом и Христом Иисусом и избранными ангелами соблюсти это без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. 1 Тим 5:11–21 Вторник 27 седмицы. Первое послание к Тимофею, зачало 287 Сын мой Тимофей, рук ни на кого не возлагай поспешно и не участвуй в чужих грехах: себя храни чистым. Впредь не пей одну воду, но употребляй немного вина ради желудка и частых твоих немощей. Грехи некоторых людей явны, даже до суда, а за некоторыми они и следуют. Также и добрые дела явны, и те, с которыми иначе обстоит, не могут быть скрыты. Все те, которые, как рабы, находятся под игом, пусть почитают своих господ достойными всякой чести, чтобы имя Божие и учение не подвергались хуле. Те же, которые имеют господами верных, пусть не пренебрегают ими, потому что они братья, но пусть еще усерднее им служат, потому что верны и возлюбленны те, которые получают от них благодеяние. Этому учи и увещай. Если кто распространяет иные учения и не внимает здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению согласному с благочестием, – тот впал в гордость, ничего не знает, но болен страстью к спорам и словопрениям, от которых бывают зависть, ссоры, хулы, лукавые подозрения, прения между людьми с развращенным умом, чуждыми истины, думающими, что благочестие есть источник прибытка.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Апостол учит, что на церковных собраниях, то есть на богослужениях, прежде всего должны произноситься " молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте " (ст. 1-2). " Священник есть, — говорит св. Златоуст, — как бы общий отец целой вселенной, поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как печется о всех Бог, на службу Которому он поставлен " . Вследствие того апостол и заповедует молиться за всех без исключения людей, не только принадлежащих к Церкви, но и за " внешних " , то есть не принадлежащих к ней. Особенно же надо молиться за царя и за представителей государственной власти, дабы вся деятельность их направлялась ко благу их подданных, и не только внешнему, но и внутреннему — " благочестию и чистоте " : " Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " — ясно, что эта молитва должна быть молитвою о спасении всех, а потому она и приятна Богу, желающему спасения всем людям. Догматическая важность этих слов в том, что ими опровергается безотрадное лжеучение реформатов, учащих о безусловном предопределении Божием, независимо от воли людей. Ибо зачем молиться о тех, которые все равно предопределены к вечной погибели? — " Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех " (ст. 5-6) — это сказано в доказательство того, что все люди, без исключения, призываются ко спасению ради искупительных заслуг " единаго ходатая человека Христа Иисуса " . Христос называется здесь только " Человеком " для того, чтобы подчеркнуть, что Ходатаем за нас Он стал благодаря Своему вочеловечению, как истинный Человек. Этими словами не исключается молитвенное ходатайство за нас святых угодников Божиих, как пытаются утверждать это сектанты. Христос назван здесь единым Ходатаем в том смысле, что единственно Он Один принес за нас искупительную жертву на кресте, но этим нисколько не упраздняется молитвенное ходатайство за нас людей, достигших спасения и желающих своими молитвами помочь нам достигнуть его.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

Архив Пн О Великом пятке 17 апреля 2009 г. 00:00 Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека. Утреня Великой пятницы совершается в четверг вечером. Главная особенность этой службы — чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Первое и самое длинное из них — Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея. В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение — «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница — большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи» заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).

http://patriarchia.ru/db/text/105987.htm...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Троицком храме г. Реутова 11 июня 2017 г. 23:55 11 июня 2017 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком храме г. Реутова Московской области. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Этот день, первое воскресенье после Троицы, посвящается воспоминанию всех святых. В этот день каждый из нас празднует как бы малые именины, потому что Церковь вспоминает и тех святых, в честь кого мы названы. Именно на сегодняшний день выпадает особое Евангельское чтение, которое мы слышали за Божественной литургией. В нем содержатся слова, которые часто шокируют человека, так что даже верующие нередко задаются вопросом, как это все понять, — «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Многим кажется, что слова Господа расходятся с самим духом Евангелия. Мать, отец, дети кого ж еще больше любить? Казалось бы, что может сравниться с материнской любовью и почему Господь противопоставляет любовь матери к ребенку, которая является высшим проявлением человеческой любви, любви к Нему? Неужели одна любовь может противопоставляться другой любви? Как понять эти таинственные божественные слова? У Господа нет ни одного праздного слова — каждое исполнено глубочайшего смысла и имеет отношение к жизни нашей и к нашему спасению. Что значит возлюбить Господа? Некоторые думают, что любовь к Богу это та же любовь, что к отцу или матери, детям, жене или мужу, брату или сестре, друзьям…Человеческая любовь имеет своим источником человеческое чувство, которое сильно воспламеняется, и многие знают, что ничего более сильного, чем любовь, в жизни они не переживали. Именно эта любовь распространяется на людей нам близких и дорогих. Может ли человек так любить Бога? Трудно ответить на этот вопрос. Бога никто никогда не видел. Можно любить Господа Иисуса Христа, Его образ, Его жизненный путь, но эта любовь будет всегда отличаться от любви, которой мы любим наших ближних.

http://patriarchia.ru/db/text/4930839.ht...

Б. Объяснение некоторых наиболее употребительных церковных молитвословий 1. Беседа на слова: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» В другие дни этою молитвою обыкновенно предначинаются церковные поучения; а в настоящий день самое содержание поучения будет состоять из объяснения этой молитвы. Ибо в кратких словах: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, заключается существо нашей веры и основание всех наших обязанностей. Этой молитвою, каждый раз как произносим ее, мы свидетельствуем свою веру во единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Единство Божие исповедуем, когда говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не говорим: во имена Отца и Сына и Духа, ибо слова Отец и Сын и Дух Святый, изображают не многих богов, но три Лица единого, беспредельного, святого, всесовершенного, всеблаженного Бога. Отца, Сына и Духа Святаго – каждое слово, изображающее особое Лицо Божества, должно напоминать нам то, что мы знаем о Нем из божественного откровения. Говорим: во имя Отца – и должны благоговейно помышлять, что Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, от вечности предопределил и во время сотворил мир видимый и невидимый, человека и ангелов, и Его волею и силою все содержится в бытии и все управляется. Его волею и силою и мы сотворены по образу Создавшего нас. Бог Отец, как всеведущий, всеблагий и премудрый, предвидел падение человека, предопределил послать в мир единородного Сына Своего для спасения рода человеческого – и в определенное время послал Своего Сына в мир, для искупления и примирения человека с Собою. Бог Отец, по совершении сего примирения вследствие ходатайства единородного Сына Своего, Иисуса Христа, послал с небес Всесвятаго Духа Утешителя, да будет Он в церкви Христовой до скончания мира, устрояя спасение людей. Бог Отец дал Сыну всякую власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ), дабы Он при скончании мира и произвел суд всему миру ( Ин. 5:27–29 ). Говорим: в имя Отца и Сына, и наименование Сына напоминает нам, что сей Сын есть второе Лицо Святой Троицы, единородный и единосущный, единославный и сопрестольный Богу Отцу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) То же чувство благоговения к святым иконам требует от нас того, чтобы мы прикасались к ним или возжигали перед ними лампаду не иначе как при строгом соблюдении чистоты телесной. в) Также всегда и везде с откровенной главой должно предстоять святым иконам, и никто да не глумится над неправильно изображенными иконами, чтобы не быть звероуловленным от диавола, чтобы не подвергнуться участи тех безумных детей, которые посмеялись над пророком Елисеем и за то растерзаны были медведицами. г) Особенно должно строго соблюдать то, чтобы никаких изображений соблазнительных не было при святых иконах, потому что допускающий это явно уничижает и оскверняет святыню и некоторым образом уподобляется тому римскому императору, который из ненависти к христианству повелел на святейшем месте Распятия Спасителя поставить капище одной языческой бесстудной богине. Но, благодарение Богу, редки между нами такие примеры. Видим же мы очень часто особенные примеры истинного иконопочитания; так, например, многие православные очень часто износят торжественно из храма в дома свои святые иконы, несмотря ни на отдаленность своих жилищ, ни на жар или холод и другие воздушные перемены; и даже самые дети их, дети малолетние, с радостию встречают святые иконы и простираются к ним для лобзания. При виде этих нежных отраслей Церкви Христовой, так сказать, обвивающих ее, невольно с глубоким сердечным умилением представляешь Ангелов небесных, окружающих престол Царя Небесного, или тех блаженных детей, которых благословил Спаситель, когда они были приведены к Нему родителями. Благословен тот дом, в котором можно видеть такое умилительное зрелище! Несомненно Господь благословит такой дом, как благословил Он некогда дом Аведара за принятие Кивота Завета ( 2Цар. 6 ). Аминь. (Составлено по «Беседы о Божественной Литургии», свящ. В. Разумовского). Приложение к беседе 1. Доказательства истинности иконопочитания в Православной Церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разуметь и святые иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и Храме ветхозаветных: «И сделай из золота двух Херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (Кивота Завета)», – говорил Господь Моисею. ( Исх. 25:18 ). – «И поставил он (т. е. царь Соломон) Херувимов среди внутренней части храма. Крылья же Херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого Херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом» ( 3Цар. 6:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа с реабилитантами в Доме трудолюбия (с. Черноусово Свердловской обл.) У десятника есть помощники, в обязанности которых входит забота оказывать постоянное попечение о членах десятки и еженедельно собирать их всех вместе, в том числе на совместное чтение акафиста и ежемесячные встречи трезвенников, организуемые для всего общества. Помимо молитвенных собраний и встреч десятки участвуют во всех других мероприятиях, организуемых обществом «Трезвение»: оказывают помощь при наборе новой группы, при организации и проведении очередных курсов для страждущих; трудятся на послушаниях, организованных для помощи монастырю; помогают в издании и распространении «Листков трезвости» и журнала «Трезвое слово»; совершают совместное паломничество к православным святыням родного края. Учебно-практическая конференция в Катехизаторской школе Общества «Трезвение». Наряду с оказанием необходимой психологической помощи и поддержки в обществе существует еще одно важное направление работы — катехизаторская школа. Она ставит своей целью создание условий для приобретения людьми, прошедшими курс занятий, системных знаний о Боге, вере, Православии, богослужении, духовной жизни в традициях святых отцов и учителей Восточной Православной Церкви. Мероприятия общества сплачивают его в единый, деятельный, живой организм, который помогает страждущему измениться и жить трезво. 6. Возрождение традиции обетов трезвости Основным и наиболее действенным способом достижения положительных результатов в борьбе со страстью пьянства Православная Церковь считает обет трезвости. Священное Писание побуждает давать и исполнять обеты. Первое обетование — о пришествии в мир Спасителя — дал Сам Бог. Примеры обетов Богу мы видим и в Ветхом, и в Новом Завете. Например, в Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод. Во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи» ( Числ. 6, 2:4 ). В Священном Писании Нового Завета мы также видим примеры, когда давали обеты святые праведные Иоаким и Анна, Захария и Елисавета, обещавшие в случае разрешения от бесплодия посвятить свое чадо Богу.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

«Блаженны те, коих путь чист, которые ходят в законе Господнем. Блаженны те, кои хранят откровения Его, всем сердцем ищут Его» (ст. 1–2). «Чем юноша очистит путь свой? Сохранением слова Твоего» (ст. 9). «Яви милость рабу Твоему, чтобы я сохранил слово Твое» (ст. 17). «Странник я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. Истомилась душа моя непрестанным желанием познать суды Твои» (ст. 19–20). «Ты грозен для проклятых горделивцев, уклоняющихся от заповедей Твоих» (ст. 21). «Путь лжи отстрани от меня и закон Твой даруй мне (ст. 29). «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, чтобы я держался его до конца (ст. 33). «Не отнимай никогда от уст моих слова истины, ибо я ожидаю судов Твоих. И буду хранить закон Твой всегда, вечно и непрестанно» (ст. 43–44). «Сети нечестивых окружили меня, но я не забываю закона Твоего. В полночь восстаю славословить Тебя за праведные суды Твои» (ст. 61–62). «Закон уст Твоих для меня лучше, нежели тысячи золота и серебра» (ст. 72). Здесь оканчивается первое отделение (слава). Второе начинается следующим стихом: «Руки Твои сотворили и устроили меня. Вразуми меня и научусь заповедям Твоим» (ст. 73). «Сколько будет дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими? Гордые изрыли мне яму, вопреки закону Твоему» (ст. 84–85). «Я видел предел всего сотворенного, но Твоя заповедь весьма обширна. Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю об нем» (ст. 96–97). «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей. Я клялся хранить определения правды, и исполню» (ст. 105–106). «Время, Господи, действовать, закон Твой нарушили» (ст. 126). «Дивны откровения Твои, посему хранить их душа моя. Открытие слов Твоих просвещает и вразумляет простых. Отверзаю уста мои, ища прохлады, ибо заповедей Твоих жажду» (ст. 129–131). Здесь оканчивается второе отделение псалма (вторая слава). Третье начинается: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» (ст. 132). «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю. Правда Твоя, правда вечная и закон Твой истина» (ст. 141–142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”? И еще: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: “И да поклонятся Ему все Ангелы Божии”. И об Ангелах говорит: “Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим”, – а о Сыне: “Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих.” И: “В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся. Евр 1:1–12 В субботу или воскресенье, на вечерне, совершаемой отдельно от литургии — Послание к Галатам, зачало 207: Гал 3:15–22 . Аллилуиа, глас 5: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене,/дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Аллилуиа, глас 5 Стих: Сказал Господь Господу моему: “Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих”. Стих: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона. Стих: Жезл силы пошлёт Тебе Господь с Сиона, – и господствуй среди врагов Твоих! Стих: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Евангелие Луки, зачало 5: Евангелие от Луки, зачало 5 Во днех онех изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную. Сие написание первое бысть, владящу Сириею Киринию. И идяху вси написатися, кождо во свой град. Взыде же и Иосиф от Галилеи из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею, обрученною ему Женою, сущею непраздною.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех Божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится». (О.Э.Мандельштам. 1915 г.). Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей( Откр. 1:16 . Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский ). Нужны ли Богу обряды, посты и молитвы? иеромонах Иов (Гумеров) В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт. 4:4 . После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт.8:20–21 ). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010