Основополагающие принципы миссии — Христоцентричность проповеди и свидетельство о Церкви как о радостной жизни во Христе. Миссионер призван раскрывать людям основы христианства, исходя из иерархии христианских ценностей: главное — Христос, соединение с Ним, исполнение Его заповедей; все остальное второстепенно. Миссионеру необходимо прежде всего четко понимать цели, задачи и смысл своего служения и, как следствие, область и глубину своей компетенции; осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться; признавать свободу тех, к кому обращена проповедь. Миссионер, разумеется, должен обладать православным мировоззрением и иметь опыт духовной жизни. Важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую церковную действительность и не отрицать острые моменты таковой. Кроме того, миссионеру желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других дисциплин. Непременной обязанностью миссионера должно быть стремление реализовывать то, что он проповедует своей жизнью. Часто сама жизнь, без слов, является лучшей миссией. “Господа Бога святите в сердцах ваших” ( 1 Пет. 3:15 ) — апостол ставит это предварительным условием готовности свидетельствовать своё упование. “Имейте добрую совесть” ( 1 Пет. 3:16 ); “подавайте пример” (ср. 1 Пет. 5:3); “будьте образцом:в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” ( 1 Тим. 4:12 ), увещают апостолы пастырей; это же, разумеется, относится и к миссионерам. Миссия есть свидетельство Церкви об истине на том языке, который свойственен конкретному человеку (или группе людей). Образцом этого принципа является для нас святой апостол Павел: “Для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, :для немощных был как немощный: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” ( 1 Кор. 9: 20 - 22 ). Прекрасным примером этого подхода является проповедь апостола в Афинском ареопаге. Хотя Павел и “возмутился духом при виде этого города, полного идолов” ( Деян. 17:16 ), он не проявил своего возмущения, а, наоборот, обратился к горожанам со словами: “Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; ибо проходя и осматривая ваши святыни:”( Деян. 17: 22-23 ). Идолов Апостол назвал святынями, — то есть не оскорбил и не разрушил ценностей слушающих его, но, оттолкнувшись от них, возвёл людей к высшей Ценности — Христу.

http://azbyka.ru/katehizacija/missiya-ka...

Поскольку благодатью священства во всей полноте обладают только епископы, то без епископов нет Церкви. По словам сщмч. Киприана Карфагенского , «кто не с епископом, тот не в Церкви» 1208 . 4.3. Пресвитеры В первые века пресвитеры (от греч. πρεσβ τερος – старец, старейшина) поставлялись на служение либо апостолами (см.: Деян.14:23 ), либо епископами (см.: 1 и 2 Тим. и Тит.). Практически во всех Книгах Священного Писания слово «пресвитеры» употребляется во множественном числе (см.: Деян.1 и 2 Тим. Тит. Иак. и 1 Пет.), из чего можно заключить, что пресвитеры составляли особый церковный чин (пресвитериум): иметь в каждой поместной общине нескольких пресвитеров было нормой. Полномочия пресвитеров по сравнению с полномочиями епископов ограничены. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т. е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное Предание также исключает такую возможность. В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством, оно предполагает те же три составляющие, которые мы видим у епископов: 1 . Учительство. Ап. Павел в 1Тим.5 говорит о пресвитерах, которые трудятся в слове и учении. 2 . Священнодействие. Ап. Иаков говорит о совершении пресвитерами таинства елеосвящения: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак.5:14 ). 3 . Служение управления. Пастырей (πρεσβυτ ρους) ваших умоляю я, сопастыр (συμπρεσβ τερος) и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду ( 1Пет.5:1–3 ). Слово надзирая (греч. – πισκοπο ντες) указывает, что служение пресвитеров предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Как видим, эта власть была настолько велика, что даже в первые десятилетия бытия Церкви уже существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью. Например, из Книги Деяний известно, что пресвитеры принимали участие в Апостольском соборе в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   (В современном христианском мире слишком, через меру, все сосредоточено на Лице Господа Иисуса Христа. Это особенно ярко сказывается у сектантов, и вообще у протестантов, где только и слышно о спасении Христом Искупителем; даже у католиков Личность Господа Иисуса Христа, особенно страдающего, чрезмерно выпукло выступает. Праздник воплощения, затем распятие у них более чтутся, чем Воскресение Господа Иисуса Христа; не говоря уже о Вознесении, Троице; всюду статуи, да еще человекообразные, Распятого; четырнадцать икон «пути Креста» в каждой церкви; все это говорит больше о Нем Самом, и в частности о Его Жертве, Кресте. Но у них в иерархическом сознании, а не в массе (верующих) еще ярче выступает идея Церкви, а отсюда — папизма. В так называемом «христианском студенческом движении» тоже весьма сильна «христологическая проблема»: проповедь о вере во Христа как Сына Божия, как Искупителя, как Спасителя; «евангельские» кружки, лекции, беседы, конференции «о вере», о Живом Христе — все это оттенок, если не говорить — «отблеск», протестантизма, откуда (из Америки) вышло «христианское студенческое движение». И это понятно: маловерующему западному миру приходится снова проповедовать еще о Христе — Камне веры. В дальнейшем христианское движение начало становиться на «экклезиологический» путь — на идею Церкви, «оцерковления жизни», на подчинение себя авторитету церковному, на более строгое выявление (или хоть равнение) традиционного православного церковного сознания.))    Но это еще не конец: далее начинается уже «жизнь», «духовная жизнь»; и здесь человек встречается уже с «благодатью», со Святым Духом, послать Которого и было целью всего дела Христова. Ближайшая же задача Духа состоит в том, чтобы из ветхого человека «создать» новое «творение» (см.: Еф. 2:10), «нового человека» (Еф. 2:15) по образу Христову (см.: Еф. 4:13), «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца» (Еф. 3:16—17) в том же Духе; короче, не только уподобиться нравственно Христу, Сыну Божию, но и действительно сочетаться с Ним воедино, как члены тела с главою. Но и это единение лишь путь к последней цели, о коей говорит апостол Павел так: «Чрез Него (Господа Иисуса Христа) мы имеем доступ к Отцу, в (при посредстве и действии) одном Духе» (Еф. 2:18). Для этого именно «Бог, богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,:( благодатию вы спасены) воскресил с Ним, и посадил на Небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобилъное богатство благодати Своей в благости к нам — и все это опять — во Христе Иисусе» (Еф. 2:4—7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

Больший из вас да будет вам слуга·, этот или похожий призыв встречается в прямой речи Иисуса неоднократно ( Мф.20:26–27 ; Мк.9:35,10:43–44 ; Лк.9:48; 22:26 ). Слова кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится также имеют в Евангелиях многочисленные параллели ( Мф.18:4 ; Лк.14:11; 18:14 ). Эти афористичные высказывания являются кратким суммарным описанием той системы взаимоотношений, которую Иисус хочет реализовать в общине Своих учеников. Христианской Церкви лишь в некоторой степени удалось воплотить в жизнь начертанный Иисусом нравственный идеал. Уже в первом христианском поколении апостолы увещевали против распрей внутри христианских общин и призывали к смирению, перефразируя афоризмы Учителя: Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите... Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас ( Иак.4:1–2, 4, 6, 10 ). Отцы и учители Церкви последующих веков свидетельствовали о том, что дух фарисейства не только не изжит в христианской общине; наоборот, в ней он обрел второе дыхание. В III веке Ориген писал, комментируя 23-ю главу Евангелия от Матфея: О, если бы это услышали все, особенно диаконы, пресвитеры и епископы, особенно те, кто думает, что не для них написаны слова: Кто возвышает себя, тот унижен будет... Они возгордились и из-за гордости подпадают осуждению диавола ( 1Тим.3:6 ) и не стремятся через смирение подняться от осуждения за гордость... 91 В IV веке ему вторил Иоанн Златоуст , наблюдавший в среде церковной иерархии своего времени симптомы тех духовных недугов, которые были характерны для фарисейской среды: Может быть, все это сочтет кто-либо и за мелочи; но мелочи эти бывают причиною великих зол. Они разрушали и государство и церкви. Я не могу удержаться от слез, когда и ныне слышу о председаниях и приветствиях, и представлю, как много зол произошло отсюда для церквей Божиих. 92

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В заключении послания содержится пророческое предостережение: «Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылать сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия» . Православие не знает других отношений между епископами и их церквями, кроме духовно-родственных и братских Православие не знает других отношений между епископами и их церквями, кроме духовно-родственных и братских, потому что их объединяющее начало едино и Глава Церкви один – Господь наш Иисус Христос. Он является объединяющим началом всех членов Церкви независимо от их иерархического положения, в Нем находит свое основание соборность Православной Церкви. И единственным путем к соборному единству всегда был путь благодатного озарения любви в Святом Духе, как учит нас святой апостол Павел: «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». (Ефес. 4: 15–16). Рейтинг: 10 Голосов: 144 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на книгу Деяний. Беседа 7, 2. М., 1993. С. 45.   Помазанский Михаил , протопресвитер. Соборность и церковное сотрудничество//Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори (Пс. 113: 11): апологетические очерки (1978–1982). Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1985. С. 67–76.   Кирилл Иерусалимский , святитель. Творения. Слова Тайноводственныя. Слово 4. М., 1855. С. 368.   Иларион   (Троицкий ) , священномученик. Христианства нет без Церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 2007. С. 28.   Лосский В.Н . Боговидение. М.: ACT, 2006. С. 704.  Там же. С. 709.  S. Ignatius. Epistola ad smyrnaeos. Cap. VIII, PG714.   Аквилонов Е.П.  О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1905.

http://pravoslavie.ru/143689.html

Иустина Философа -мученика, св. Иринея, епископа Лионского, и других. Св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, Августин, Феодорит писали толкования на послание Ап. Павла к Галатам. Достойны также упоминания толкование на сие послание блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также толкования Русских иерархов: Филарета, еп. Черниговского, Феофана, еп. Тамбовского, а равно архиепископа Агафангела и священника И. Галахова , труд которого отпечатан в 1896 году. Церковным употреблением, идущим от древнейших времен, пользовались все места послания к Галатам. Церковные чтения сего послания идут в таком порядке: I гл. ст. 1–10; 20–24 и II гл. ст. 1–5 в четверток 14 недели. I гл. ст. 11–19 в 20 неделю и в неделю по Рожд. Христ. II гл. ст. 6–10 в пяток 14 недели. II гл. ст. 11 –16 в понедельник 15 недели. II гл. ст. 16–20 в неделю 21 и по Воздвижении. II гл. ст. 21 и III гл. ст. 1–7 во вторник 15 недели. III гл. ст. 8–12 в субботу 26 недели и в субботу пред Рождеством Христовым. III гл. ст. 13–14 в великую Субботу. III гл. ст. 15–22 в среду 15 недели. III гл. ст. 23–29; IV, 1–5 в четверг той же 15 недели и преподобным женам до 29 ст. III гл. IV гл. ст. 4–7 на Рождество Христово. IV гл. ст. 8–21 в пяток 15 недели и о болящих до 14 ст. IV гл. ст. 23–31 св. Иоакиму и Анне (9 сентября). IV гл. ст. 28–31 и V гл. ст. 1 –10 в понедельник 16 недели. V гл. ст. 11–21 во вторник 16 недели. V гл. ст. 22–26 и VI гл. ст. 1–2 в субботу 27 недели, препод. VI гл. ст. 2–10 в среду 16 недели. VI гл. ст. 11–18 в 22 неделю и в Великий Пяток на 1 часе. Послание к Галатам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел Апостол избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. и все находившиеся со мною братия – церквам Галатийским 291 : 3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего: 5. Ему слава во веки веков. Аминь 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

О подлинности третьего послания Иоаннова свидетельствует как предание, так и внутренние признаки в самом послании. Если мы сличим тон, дух и слог этого послания с первым посланием Иоанновым и его Евангелием, для нас станет несомненным, что и это третье послание принадлежит возлюбленному ученику Христову.Обращено это послание к некоему Гаию или Каю. Кто это был, в точности неизвестно. Из Апостольских писаний и из церковного предания известно, что это имя носили несколько лиц (см. Деян. 19:29 [ 1 ]; 20:4 [ 2 ]; Рим. 16:23 [ 3 ]; 1 Кор. 1:14 [ 4 ] и др.), но к кому из них или к иному написано это послание, определить нет возможности. По-видимому, этот Гай не занимал никакой иерархической должности, а был просто благочестивым христианином, странноприимцем.О времени и месте написания третьего послания можно предположить то же, что о времени и месте написания второго послания: оба эти послания написаны приблизительно в одно и то же время, все в том же г. Ефесе, где Апостол Иоанн проводил последние годы своей земной жизни.Состоит послание это также из одной только главы. В нем Апостол хвалит Гаия за его добродетельную жизнь, твердость в вере и " хождение в истине " , а особенно — за его добродетель странноприимства в отношении к проповедникам Слова Божия, порицает некоего Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия. И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия. Экзегетические разбор третьего послания Иоаннова И в этом послании, как и во втором, святой Апостол не упоминает своего имени, а называет себя " старцем " . Обращаясь к Гаию, он называет его " возлюбленным " — обращение, которое мы часто находим в первом соборном послании.Апостол выражает ему пожелание " здравствовать " , что является обычным приветствием, и " преуспевать во всем " , " как преуспевает душа твоя " , то есть и в житейских делах своих домашних и общественных иметь такой же успех, как в жизни по Евангелию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

О человеке прямо сказано в книге Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» 27 . Человек, как и его Творец, соборен и иерархичен в телесном составе, а в душевном существе – триедин. Но человек в его отдельности ещё не венец Божественного творчества. Правда, сотворив его в 6-й день, Бог почил от дел Своих; но Господь наш Иисус Христос говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» 28 . Но это Божественное делание уже не непосредственный вызов стихий и существ Божественным Словом из небытия к бытию, а зодчество из данных в первые дни стихий и сил, совершаемое при посредстве созданных тогда же разумных тварей, главным образом – человеков и ангелов. Человек не только телеснодушевное существо, но и носитель духа, доброго или злого. А мы, ученики Христовы, призваны Им, Господом нашим Иисусом Христом, к созиданию Церкви – Тела Его. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ), «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, о Нем же всякое создание составляемо растёт в Церковь святую о Господе: о Нем же и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–22 ). «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф.:4:1). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова2 ( Еф.4:11–13 ). Церковное наше священноначалие идёт и получает своё освящение и благодатную силу и власть не от избрания снизу, а сверху. «Не вы Меня избрали, – говорит Христос ученикам, – но Я вас избрал» 29 . И Он дал им власть учить и священнодействовать, вязать и решить, и пасти Его стадо, и от апостолов передаётся преемственно эта власть чрез святительское рукоположение доныне. По православному нашему пониманию, Церковь не только общество верующих, но – Тело Христово; тело же возглавляется единою главою, и все члены его от неё получают веления, куда им двигаться или что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Объяснение. В этих стихах апостол Павел даёт наставление, какими качествами должен отличаться тот, кто пожелал бы вступить в иерархическое служение, и что священными лицами могли быть только единобрачные; а что здесь нет повеления быть епископу непременно женатым, – это можно заключить из слов того же апостола: 1Кор.7:7–8 . Сам апостол Павел, как епископ, будучи неженатым, желал, чтобы и все люди были таковы, как он сам, и многие другие из апостолов, как, например, Иоанн Богослов. Спаситель девственников считает людьми, имеющими особый дар от Бога: Мф.19:10–11 . Итак епископы, как посвятившие себя на высокое служение Богу, по слову апостола Павла, представили телеса свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу: Рим.12:1 ; Мф.19:12 . Об избрании диаконов Деян.6:3–6 . «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию, их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки». Объясн. Диаконов хотя и избрали вместе все члены первой христианской Церкви, но одним этим избранием дело не ограничилось, ибо «их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (ст.6). Какое же основание имеют предвосхищать себе власть апостольского служения те люди, которые не имеют ни церковного устройства: Мф.18:16–17 , ни посланничества на дело служения: Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:29 ? О выборном начале для священнослужителей Деян.1:23–26 . «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, и помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам». Объяснение. Матфей был из числа 70 апостолов и поэтому, как уже имеющий степень апостольства, без рукоположения был причислен к лику 12 апостолов, при этом избрание его сопровождалось жребием, предложенным не одними мирянами, а главным образом апостолами. Отсюда ясно, что никто сам собой этой чести принимать не должен: Евр.5:4 . Право руковозложения принадлежит только епископу: 1Тим.5:22 ; Тит.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

При этом они весьма активны и смущают огромное количество малообразованных членов Церкви. Все вышеперечисленное сводится к подмене реальности церковной духовной жизни фантастическим мистически-сказочно-апокалиптическим мировосприятием и смещением акцентов с внутренней жизни на внешнее. Налицо нарушение иерархии христианских ценностей: отсутствует жизнь со Христом, отсутствует содевание спасения, а присутствует каша в головах и неразбериха в духовной жизни. Причем всё вышеназванное прочно приписывается Церкви как неотъемлемое ее учение; но мы видим, что эти явления не церковные, а скорее психологические. Итак, мы рассмотрели определения Церкви и некоторые заблуждения насчет нее. У многих возникает в связи с этим вопрос: как уберечься от них? Как избежать их? И не проще ли принимать всю церковную действительность так, как она есть, не рассуждая? Кто мы такие, чтобы обсуждать это? Такая точка зрения есть, и она распространена. Но мы — члены Церкви, мы и есть Церковь, и здесь дело не в каком-то якобы бесчинном дерзновении. Мы имеем ясные заповеди Евангелия на то, чтобы по крайней мере думать над этими вопросами. Сам Господь уподобил Церковь полю, на котором растут и пшеница — доброе семя, и плевелы — сорняки (см. Мф.13 ). Ап. Павел заповедует: Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии ( 1Тим.4:7 ), и еще об этом: будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням; но ты будь бдителен во всем ( 2Тим.4:3-5 ). Есть Церковь Христова Православная, а есть басни, сплетающиеся с ней. Мы обязаны, следовательно, избегать, отвращаться басен, быть бдительными, упражняя себя в благочестии; а для этого нужно именно распознавать эти басни, которые выдают себя за церковное учение. И главное, первое условие здесь — быть честным перед собою и перед Богом. Нынешний упадок церковного сознания характеризуется, в том числе, и некоей боязнью правды, и даже больше — внесением лжи в Церковь.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010