Преподобный Максим говорит, что христианин предстает любомудрствующим в трех основных проявлениях своей духовной жизни: в исполнении заповедей, в исповедании догматических истин Церкви и в осуществлении веры в своей жизни 171 . А в другом месте 172 он отмечает, что любовь – это путь истины, которая есть Христос. Идущих по пути любви Сам Христос представляет Богу Отцу чистыми от всякой грязи греха. Так Он ведет их к созерцанию Бога Отца и они становятся зрителями, вернее, боговидцами неизреченной красоты Святой Троицы. Также и авва Филимон в «Добротолюбии» отмечает, что человеку даруется созерцание, когда он делается причастным нетварным энергиям Божиим: «Чем больше умножается наша праведность, тем больше возрастает духовное возмужание; и наконец, ум, в совершенство пришедши, весь прилепляется к Богу и осиявается Божественным светом – и ему открываются неизреченности таинств» 173 . Трезвение. Преподобный Филофей Синайский в «Добротолюбии» подчеркивает, что трезвение – это путь созерцания небесных вещей. Он замечает, что внимание и молитва , сочетаемые вместе каждый день, похожи на огненную колесницу пророка Илии, потому что поднимают на высоту небес ум того духовного подвижника, который с любовью к Богу упражняется во внимании и молитве 174 . И далее преподобный Филофей добавляет: «Кто достиг трезвения или старается достичь его, у того блаженное 175 сердце соделывается мысленным Небом со своим солнцем, луною и звездами и бывает вместилищем невместимого Бога посредством таинственного созерцания и восхождения» 176 . Выход за пределы ограниченного человеческого бытия. Преподобный Григорий Синаит связывает умную молитву, молитву сердца, с выходом за пределы ограниченного человеческого бытия, с восхищением ума к Богу, к Небесным сущностям 177 . Когда сердце приобретает умную молитву, эта молитва очищает душу от страстей. Только очищенный от страстей ум может таинственно совершать священнодействие этой молитвы как всецелое приношение души Богу. Особенно же безмолвие 178 ума очищенного от всякой грязи, способность затемнить ясность духовного зрения, делает ум свободным и светозарным. И, отрывая его от земли, выводит его за пределы ограниченного человеческого бытия, к созерцанию неизреченных таинств Божиих. Речь идет о восхищении ума в Небесные сферы Божественного присутствия. Движущей силой в этом является любовь к Богу, любовь к красоте неизреченной и подлинно желанной. Эта любовь изливается также и на ближнего. Действительно, совершенная любовь духовного подвижника к Богу и вместе с тем к ближнему помогает ему приобрести опыт выхода за пределы ограниченного человеческого бытия. Она возносит его ум на высоту созерцания нетварных энергий Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хотя «Главы» Исихия дошли в полном виде (в Добротолюбии) и в виде выдержек в 24 главах, об авторе почти ничего не известно; по нек-рым указаниям, он был игуменом синайского монастыря Неопалимой Купины. Судя по ссылкам на Иоанна Лествичника и Максима Исповедника , жил прибл. в VII-VIII или же VIII-IX вв. Сочинения О трезвении и святости Recensio longior (Centuriae II) 1836 . PG93. 1479–1544; Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 141–173 (под именем Исихия Иерусалимского ; текст более надежный, чем в PG). Рус. пер.: 1) 1837 . Исихия, пресвитера Иерусалимского , к Феодулу, Душеполезное учение о трезвении и молитве [греч.: и добродетели]/Пер. прот. Д. С. Вершинского//ХЧ 1827. 25. 131 сл. изд.: 2 СПб. 1867. 58. 6 М. 1890. 62, испр. 7 М. 1902. 8 1912. 64. Преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского , к Феодулу душеполезное и спасительное слово. СПб. 1999. 222. 2) Еп. Феофана Затворника по греч. Добротолюбию, с доп. по PG://Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 157–202. 1838 . Поучение Исихия, презвитера Иерусалимськаго//Мудрое слово Древней Руси (XI-XVII вв.)/Сост., вступ. статья, подг. др.-рус. текстов, пер. и коммент. Колесова В. В. М. 1989. [Среди глав из Изборника 1076 г., с. 25–63]. Англ. пер.://Philokalia 7 .158). 1. 162–198. Recensio brevior (Capita 24) 1839 . Waegeman M. Les 24 chapitres «De temperantia et virtute» d’Hésychius le Sinaïte. Éd. critique//SEJG 1974–1975. 22(1). 195–285. [Первое изд. алфавитной рецензии в 24 главы с лат. пер., введ. о ркп и их классиф., указ. всех слов]. Исследования 1840 . Kallistos Ware. Origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai//SS 1 .598). 175–184. 1841 . Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaïte et ses Centuries//MMA 8 .234). 1. 319–329. 1842 . Völker W. Die beiden Centurien «De temperantia et virtute» des Hesychius//Id. Scala Paradisi 4 .1831). 291–314. 1843 . Waegeman M. La structure primitive du traité «De temperantia et virtute» d’Hésychius le Sinaïtë deux centuries ou un acrostiche alphabétique?//Byz 1974. 44. 467–478. [Против гипотезы Киршмайера и в пользу первичности обширной версии (двух сотниц)]. Михаил Синкелл

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

35 . Истолкование Молитвы Господней словами святых отцов. М. 1896. СПб. 1996. 160. 36 . Как бороться с помыслами. М. 2001. 78. 37 . Кассиан (Безобразов) , еп. О молитве Господней//Правосл. мысль. 1949. 7. 58–84. 38 . Кассиан (Безобразов) , еп. К вопросу о построении молитвы Господней//Правосл. мысль. 1951. 8. 56–85. 39 . Ключ разумения. Русские подвижники благочестия о молитве Иисусовой/Сост. Авраам (Рейдман) , игумен. М.; Екатеринбург 2003. 368. [Тексты свв. Нила Сорского , Игнатия (Брянчанинова) , старцев Василия Поляномерульского и Зосимы Верховского ; полные описания их см. в Разд. 9 , 13 . Готовится переизд.] 40 . Макарий, иером. Подвиг христианской молитвы, по учению Слова Божия и изречениям святых отцов и Богомудрых подвижников благочестия. Спб. 1900. 41 . Мень А., прот. Практическое руководство к молитве. Изд. 2, доп. М. 1995. 222. 42 . Молитвы и наставления подвижников благочестия: Молитвы, которыми молились подвижники келейно. М. 1991. 32. же: Б.м. Б.г. 32. 43 . Мусхелишвили Н. Л. К проблеме сопоставления Умного делания и системы «духовных упражнений» Игнатия Лойолы//Синергия 1 .161). 230–248. 44 . Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Семантика и ритм молитвы//Вопросы языкознания. 1993. 1. 45–51. 45 . Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А., Спивак Д. Л. В поисках общего значения. Сравнительный анализ восточных и западной молитв//Страницы. 1996. 4. 80–91. 46 . Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. Мюнхен 1990. 173. 2 М. 1992. 47 . Никольский А., свящ. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск 1909. 48 . О молитве, внутренних свойствах и внешних действиях ее по учению Священного Писания , св. отцев, учителей и писателей церковных. Одесса. Б.г. Mahopac, NY 1991. 64. 49 . О молитве вообще и Молитве Господней в особенности. М. 1896. 2 М. 1912. 61. 50 . О молитве и трезвении. Из творений Святых Отцов Василия Великого , Иоанна Златоуста , Ефрема Сирианина.//Надежда. 1980. 4. 17–40. [Тексты Отцов – по рус. «Добротолюбию " ]. 51 . О молитве и трезвении. Преп. Нил Синайский . Исихий, пресвитер Иерусалимский . Преп. Филофей Синайский. Св. Исаак Сириянин//Надежда. 1981. 5. 16–44. [Тексты Отцов – по рус. «Добротолюбию " ].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Буде». В. А. Колобовой 173. Благословение перед постом. О письмах в «Домашней беседе» Благословение перед постом. О письмах, печатаемых в «Домашней беседе». 6 янв. [без года]. Милость Божия буди с Вами! 49 Вот и праздникам конец! – Наездились, навизитились, нагляделись, наговорились... Теперь и остепениться надо. Вот-вот и неделя мытаря и фарисея... Покаяния отверзи двери... Хочешь – не хочешь, а иди... Хорошо, что зовут... Что было бы, когда бы не звали! Крещение! – Народу-то, народу! – И у нас 50 ... А у вас?!! 51 а в Питере!!!.. Это Господь крестившийся всех приводит в движение. Хоть внешно, а все труд не худой. Иной, глядишь, трется-трется... и ототрется. Читаете ли Вы письма мои, что печатаются в «Домашней беседе»?.. Прочитайте все подряд и скажите: дело там говорится или безделье?! – Теперь им скоро конец... Хотел было содержание «Добротолюбия» написать – да трудновато. Едва ли смогу! Здоровье мое добро есть: благодарение Господу! Всем вашим мои благожелания. Всех Вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне. Ваш богомолец Еп. Феофан. 174. Сопроводительное письмо к посылаемому в дар образу Спасителя Сопроводительное письмо к посылаемому в дар образу Спасителя, написанному собственноручно. 15 окт. 1875 г. Милость Божия буди с Вами! На днях не хотелось мне ни писать, ни читать. – И ну рисовать. Нарисовал Спасителя и думаю, куда его послать. Вспомнил, что Вам я еще никакого рукоделья своего не давал. И решил послать к Вам. Прошу покорно принять и поклонник положить за грешного рисовальщика. Рисовано на картоне. Рамочку маленькую сделайте, а позади досточку, – и будет будто на доске. Я здоров. Благодарю Господа. Поклонитесь прежде всех добрейшей N. Что не пишет? – Попадется на Вышу, будет отвечать поклонами. А четок у нас не занимать стать. NN. закружилась, кажется. Спаси ее, Господи! Поклонитесь ей. И забыл. Прежде-то всех Владыке 52 надо. И всем поклонитесь. Прошу у всех святых их молитв. Рисунок 2. Христос Спаситель в терновом венце. Икона, написанная святителем Феофаном Когда получите иконку, пожалуйста (в первый раз) не смотрите на нее при солнце, а как-нибудь под вечер или при свете (здесь: при искусственном освещении. – Ред.). Это значит – товар лицом показывать. Всем Вам благ от Господа желаю. Вашим присным мои благожелания. Ваш богомолец Еп. Феофан. Афонскому архимандриту Макарию 175. О каждодневном служении Божественной литургии Благословение перед постом. О письмах, печатаемых в «Домашней беседе». 2 июня 1889 г. Милость Божия буди с Вами, Достопочтеннейший о. Архимандрит! Спешу ответить Вам на только что полученное письмо Ваше от 19 мая. Вопрос: прекратить ли Вам каждодневное служение литургии? Отвечаю: прекратите, ничто же сомняся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Забвение Ничто столько не бывает причиною забвения, как праздность (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 179). ...Оно сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек (прп. авва Исаия , 89, 319). ...Нерадение о ней , хотя малое. есть матерь забвения (прп. авва Исаия , 89, 351). Будь особенно внимателен к себе, чтоб не овладело тобою забвение (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Проклятия достойное забвение, как вода огню, противится вниманию, и сильным супостатом ему бывает каждочасно. От забвения приходим в нерадение, от нерадения переходим к пренебрежению (порядков духовной жизни) и унынию, – и к безместным похотениям; и таким образом опять возвращаемся вспять, как пес на свою блевотину (ср.: 2Пет. 2, 22 ) (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 173). Источник. Забвение обыкновенно погашает хранение ума, как вода погашает огонь. Но непрестанная молитва Иисусова с неослабным трезвением вконец испаряет его из сердца (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 188). Источник. Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения (прп. Марк Подвижник , 69, 13). Источник. Когда силою действенной благодати образуется в душе и тщательно будет храним в ней (тройственный) союз истинного ведения, памятования словес Божиих и доброй ревности, тогда самый след забвения, неведения и равнодушия исчезнет из души... В душе же начнет царствовать, наконец, благодать, во Христе Иисусе, Господе нашем... (прп. Марк Подвижник , 89, 503). Если к человеку, находящемуся уже при смерти, приблизится огонь, он тотчас чувствует боль; и чем бы человек ни был занят, если упадет на него горячий уголь, он нимало не может уже оставаться в своем увлечении. Брат! Огонь никогда не угасает, иначе он и не был бы огнем. Если ты хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжавши в себе духовный огнь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огнь сей стремлением к Богу (авва Варсануфий, 29, 234–235). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

155 Ср.: «Любезная моя книга! Даже одно токмо воззрение на тебя делает отраду духу моему и приятное воспоминание... 21. Апр. 55. Утро. В Ник. монастыре» (Муз-9265. Л. 23а об. Запись AT на отдельном листке бумаги). 156 Феолипта митрополита Филадельфийскаго Слово, сокровенное во Христе делание изъясняющее и показующее вкратце труд монашеского чина//Добротолюбие. 1822. Ч. II. Л. 38–40. 157 Ср.: «На трапезу шед предлежащая пред тобою зря, и (тех) прикасался, телу давай пищу, слуху же – слышание чтения, души же – молитву, да телом и духом питался, всесовершенне восхвалиши Исполняющаго во благих желание твое» (Там же. Л. 38). 162 Ср. комментарий в составе «Чудес, производимых внутреннею молитвою», составленных AT в 1839 г.: «Святые отцы утверждают, что внутренняя молитва есть ключ к разумению Св. Писания (Пред на к Исихия)» (Муз-9265. Л. 302). Ср.: «А понеже глаголют отцы, яко ключ есть разумения Писания умная и священная молитва» (Предисловие на книгу Исихия, Муз-9265. Л. 60; опубликовано: Паисий Величковский . 1847: 142). 173 Ср.: «43. И свойственно убо есть тем разум сущих, видение словес твари и причастие Святаго Духа» (Третия сотница главизн о любви и совершенстве жития тогожде (смиреннаго Никиты монаха и пресвитера святейшия обители Стифата Студийскаго – А. П.)//Добротолюбие. 1822. Ч. IV Л. 72). 178 Речь идет о церковнославянском переводе второй редакции Жития прп. Василия Нового, составленного его учеником Григорием, которое содержит описание посмертных мытарств души старицы Феодоры, поведанных Григорию по молитве прп. Василия, а также пространное описание видения Страшного суда, явленного Григорию по молитве его наставника. 179 Пораздольнее (в свое удовольствие). Ср.: проклад – увеселения, забавы; прокладный – доставляющий удовольствие (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. M., 1956. С. 490; Словарь русских народных говоров. Вып. 32. Присуха-Протишь. СПб., 1998. С. 156, 157). 180 Ср.: «Якоже не возможно настоящее житие продолжати без пищи и пития, сице не возможно без хранения ума и чистоты сердца. Богоугодное достигнути душе и свободитися мысленнаго греха, аще и нудит кто себя страха ради мук не согрешати» ( Исихия Иерусалимскаго к Феодулу слово душеполезное и спасительное о трезвении и добродетели//Добротолюбие. 1822. Ч. II. Л. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Василий Великий , О благодарении, PG 31, 217–238. Иоанн Златоуст , PG 50, 773–786; Псевдо-Златоуст, PG 64, 461–466; PG 65, 737–740. Кассиан, Трапеза 9–10, SC 54 (1958), р. 38–97. Псевдо-Макарий, О молитве, PG 34, 853–865; Том. 6, 1–3, col. 517–520. Нил-Евагрий, Трактат о молитве, PG 79, 1165–1200; франц. Добротолюбие, с. 44–55; I. Hausherr, Les leçons d’un contemplatif, Paris 1960. Евсевий Александрийский О благодарении, PG 86, 331–342. Иоанн Лествичник , Лествица райская 28, PG 88, 1129–1148. Иоанн Дамаскин, Священные Сопоставления 7, PG 95, 1436–1456. Каллист Ксанфопулос, Главы о молитве, PG 147, 827–832. Каллист Теликудес, О молитве и внимании, PG 147, 827–832. Симеон Солунский , De sacra precatione, PG 155, 535–670. Феофан Затворник , О молитве и трезвении, Москва, 1889. О молитве «Отче наш» Кирилл Иерусалимский , PG 33, 1117–1124. Григорий Нисский , PG 44, 1119–1195. Иоанн Златоуст , PG 51, 41–48. Максим Исповедник , PG 90, 871–10. Феофан Затворник , О молитве.., cit. Ступени молитвы Никифор, изд. I. Hausherr, La métode d’oraison hésychaste, Or. Chr. IX, 36, Roma 1927; франц. Добротолюбие, с. 206 слл. Исаак Ниневийский , франц. Добротолюбие, с. 107–110. Феофан Затворник , в кн.: T. Spidlik, I grandi mistici russi, Roma 1977, с. 235 слл. Молитвословие, псалмы Василий Великий , Великое правило 37; Краткое правило .43, 44, 147, 173, 238, 279, 281, 307. Никита Стефат, франц. Добротолюбие, с. 181 слл. Григорий Синаит , Там же, с. 250–255, 261 слл. Агапит Валаамский, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 59 слл. Сердечная молитва Агапит Валаамский, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 60–63. Феофан Затворник , в кн.: S. Bolsakov,/mistici russi, Torino, 1962, c. 214 слл. Чистая молитва Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 270 (лицезреть и пребывать в свете). Исаак Ниневийский , франц. Добротолюбие, с. 105 слл. Elias Ecdicos, Там же, с. 169 слл. Литургическая молитва Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 326–334 (мало лишь присутствовать на богослужениях).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Огласительные поучения и завещание. М.. 1998. С. 27—28). По прп. Нилу Синайскому, в церковь должно входить как на небо, так как именно церковь избавляет нас от бурь и треволнений внешних (Увещательные слова//Добротолюбие. Т. 2. С. 272, 273).    Аскетические опыты. Т. II. С. 179    Аскетические опыты. Т. II. С. 178    Аскетические опыты. Т. II. С. 338—339    Аскетические опыты. Т. II. С. 338. Как говорит авва Еваргий, «вкушать Тело Христово есть истинная сила» (Изречения//Добротолюбие. Т.1. С. 602). Действенность же этого заключается в том, что по прп. Феогносту, «Тело, с Божеством соединенное, как некий угль попаляет всякое беззаконие и сердца просвещает с верою приступающих; равным образом и Божественная и всечестная Кровь, паче всякого иссопа, омывает и очищает всякую нечистоту и скверну тех, кои дерзают приступать к Святым Тайнам со всевозможным сокрушением и уповательным умилением» (О деятельной и созерцательной жизни//Добротолюбие. Т. 3. С. 397—398).    Аскетические опыты. Т. II. С. 135    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 315—316    Аскетические опыты. Т. II. С. 338. Интересна при этом следующая мысль прп. Исихия Иерусалимского: «Входя в нас, оно (Тело Христово) тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и очищает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда будем сподобляться св. Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим подобно звезде» (О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 178—179).    Аскетические опыты. Т. II. С. 171    Аскетические опыты. Т. II. С. 173    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 299    Аскетические опыты. Т. II. С. 174    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 158, 206. Аскетические опыты. Т. II. С. 174    Аскетические опыты. Т. II. С. 175—176    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 421    Собрание писем свт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

134 Антоний (Амфитеатров) , архиеп. Догматическое богословие православной Кафолической Восточной Церкви. СПб., 1862. С. 67. Владыка Антоний признает, в частности, богословски невозможным Filioque, поскольку оно ведет к разрушению свойства уникальности Личности Духа, как происходящего якобы от двух начал, там же. С. 80; Антоний (Храповицкий) , архиеп. Нравственная идея догмата Церкви//Он же. Полное собрание сочинений. В 3-х т. СПб., 1911. Т. II. С. 23–24. 137 «Бог есть… личная Сущность», Иоанн Кронштадтский , св. прав. Моя жизнь во Христе: или минуты духовного трезвения и созерцания благоговейного чувства и покоя в Боге. М., 2006. С. 687; «О, Красота трехличная», Сергиев И. И., прот. Созерцания и чувства христианской души. С. 252. 151 Макарий (Булгаков) , митр. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 271, 343; Филарет (Дроздов) , митр. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1899. С. 26; Путянин Р., прот. Проповеди. М., 2000. С. 23; Иоанн Кронштадтский , прот. Катехизические беседы, говоренные в Кронштадтском Андреевском соборе свящ. Иоанном Сергиевым. Кронштадт, 1859. С. 13; Епифанович С. Л. Лекции по патрологии... С. 497–498. 161 Михаил (Грибановский) , еп. Лекции... С. 91–93, 103; Интересно, что немецкий философ XIX в. Г. Лотце тоже утверждал, что совершенная личность принадлежит только Бесконечному Богу. См.: Lotze H. Grundzüge der Religionsphilosophie. Leipzig, 1884. S. 45–46. 164 Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство//Он же. Собрание сочинений. В 9-ти т. СПб., 1913. Т. 7. С. 235. 170 «Личность, действующая с самосознанием и волею», там же, с. 346–347; «Лицо есть не что иное, как деятельность», Попов И. В., мч. Конспект лекций по патрологии. С. 356. 173 Попов И. В., мч. Конспект лекций по патрологии. С. 281; Чекановский А. И. К уяснению учения о самоуничижении Господа... С. 49; Тареев М. М. Основы христианства... Т. I. С. 157–158. 175 Чекановский А. И. К уяснению учения о самоуничижении Господа… С. 51, 74; Муретов М. Д. Философия Филона Александрийского... С. 90–91.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Духовные беседы. С.153, 154, 198, 217, 369, 416, 438; Исаия Отшельник, авва. Слова//Добротолюбие. Т. 1. С.303; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С.173, 175; Нил Синайский, прп. Слово о молитве " » Добротолюбие. Т. 2. С.217; Мысли и увещания//Там же. С.287; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т.3. С.21; Иоанн Карпафский, прп. Увещательные главы//Добротолюбие. Т. 3. С.94—95; Феогност, прп. О деятельной и содержательной жизни//Добротолюбие. Т. 3. С.389; Илия Екдик, пресв. Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С.430; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С.201; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С.91, 148,307—308, 315; Паисий Величковский, архим. Крины сельные или цветы прекрасные. Одесса, 1910. С.24). 41 Аскетические опыты. Т. I. С. 207 42 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 288, 557. Различие душевного и духовного деланий в аскетическом учении свт. Игнатия отмечал иг. Марк (Лозинский) (Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам еп. Игнатия (Брянчанинова). М. «Казак», 1997. С.27—28). Вообще, основано это на святоотеческом различии трех состояний жизни человека: плотском, душевном и духовном. По учению прп. Никиты Стифата, плотское устроение жизни есть всецелое предание себя благам временным. Душевное — когда избегают греховных дел ради похвалы людей, но и о добродетели не заботятся по причине ее трудности. Духовное — когда всецело живут по заповедям Божиим (Никита Стифат, прп. Вторая сотница глав об очищении ума//Добротолюбие. Т. 5. С.111—114). Надо заметить, что понимание душевного делания у свт. Игнатия предстает в более возвышенных чертах, нежели понимание душевного устроения по прп. Никите Стифату. Душевное делание, по свт. Игнатию, есть все же забота о добродетели, забота с великим внутренним подвигом, на только еще и с духовными поражениями. Здесь более близость к учению св. Исаака Сирина о второй степени ведения, степени душевного ведения (Слова подвижнические. С.127—130, 132). Делание же духовное есть уже жизнь в полном подчинении себя Духу Святому, освобождение от внутренних греховных страстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010