Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: «Я практически все ролики смотрел со слезами на глазах» Завтра в Санкт-Петербурге пройдет презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» 04.06.2013 646 Как сообщалось, на днях вышел в свет диск с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» , созданными сотрудниками «Русской народной линии». В сборник вошло 10 фильмов : «Священник Стефан Щербаковский», «Гренадер Леонтий Коренной», «Казак Константин Недорубов», «Римма Иванова», «Майор Горталов», «Купец Иголкин», «Прапорщик Щёголев», « " Гроза Кавказа " Яков Бакланов», «Русский герой англо-бурской войны - подполковник Евгений Максимов» и «Подвиг Александра Казарского и брига «Меркурий». 5 июня в Санкт-Петербурге в Духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры «Святодуховский» (набережная реки Монастырки, 1; м. Площадь Александра Невского) с 18:00 до 20:00 пройдет презентация диска . В рамках мероприятия состоится передача партии дисков протоиерею Димитрию Василенкову, который 9 июня вылетает на Северный Кавказ. В ходе своей поездки батюшка встретится с военнослужащими, которым и передаст в торжественной обстановке фильмы «Русские герои» в целях духовно-патриотического воспитания и поднятия боевого духа. Вход на мероприятие свободный. Все присутствующие получат в подарок диск с фильмами. В презентации примут участие сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством и заместитель председателя военного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Димитрий Василенков, председатель движения «Санкт-Петербург – духовная столица» Елена Бабич, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов, доктор исторических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Андрей Иванов и др. Напомним, ранее в интервью РНЛ известный священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов заявил : «Я практически все ролики смотрел со слезами на глазах.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/4/pro...

В 80-х гг. XVII в. рядом с Вознесенским собором на месте обветшавшей ц. святых Флора и Лавра был возведен кирпичный 2-этажный храм с нижним престолом в честь Рождества Христова, верхним - в честь Казанской иконы Божией Матери. В храме был погребен боярин гр. Иван Осипович Апраксин, принявший монашество с именем Иоасаф. Вероятно, именно на его средства воздвигли церковь. С зап. стороны к трапезной Рождественской ц. примыкает шатровая колокольня. При ней находились монашеские кельи и хлебная. Основной объем Рождественского храма имеет разные фасады. Южные и северные стены украшены 2 простыми закомарами. Восточные и западные стороны декорированы 3 полуциркульными кокошниками. Этот прием нехарактерен для муромской архитектуры кон. XVII в. На сев. фасаде церкви на значительной высоте сохранились отверстия балок. Вероятно, именно здесь у Рождественской ц. в XVII-XVIII в. находилась «властелинская келья о шести покоях», известная по описанию 1741 г. (ОДДС. Т. 21. Стб. 1189-1193). Она соединялась с колокольней, где и сейчас имеется дверной проем. Храм венчают 5 глухих барабанов, украшенных луковичными главами. В основании каждого находятся миниатюрные килевидные кокошники. Они придают легкость строгим формам Рождественской ц. На территории мон-ря находился храм свт. Николая Чудотворца. В 1693 г. служилый человек боярина Петра Аврамовича Большого-Лопухина Матвей Ерофеев Волыгин пожелал возвести в обители кирпичный храм. 21 марта 1693 г. он заключил договор с мастерами, крестьянами стольника Ивана Родионовича Стрешнева, проживавшими в Подгорном стане Ярославского у., в с. Полтеве и деревнях Коломино и Новая. Документы сохранили имена подрядчиков: Герасим Иванов, Иван Никитин сын Кокоря, и Сергей Иванов ( Чернышев. 1994. С. 166). По желанию заказчика надвратный Никольский храм типа восьмерик на четверике стал одной из доминант мон-ря. Восьмерик возвышался над четвериком на 4 саж. (8,5 м). В плане Никольская ц. имела квадрат со стороной 5 трехаршинных саж. (10,6 м). В договоре имелась оговорка: «…или полпяты против обрасца всечюдотворца Алексея Чудова монастыря, что в кремле». Т. о., при возведении Никольского храма образцом считалась ц. свт. Алексия Чудова московского монастыря. Вероятно, это условие было продиктовано заказчиком - М. Е. Валыгиным.

http://pravenc.ru/text/2564386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Максим († после 1716), иконописец Оружейной палаты Московского Кремля посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Очевидно, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия (см. ст. Максимовы ). Проживал в Москве, в приходе ц. вмч. Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677-1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой ц. Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохр., находятся в Покровском соборе). В 1689-1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным , Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семеновым Коробовым писал иконы для иконостаса ц. Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера имеется на двери в жертвенник с изображением арх. Михаила (1694, Музей-усадьба «Останкино»). Имя И. упомянуто среди др. художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689, ГТГ). В надписи указано, что И. вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за 5 дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 р. иконостас для новопостроенной ц. Воскресения Христова в Андреевском мон-ре в Пленницах по заказу игум. Феофана и братии (не сохр.). Поручителем при заключении договора был иконописец Билиндин, с которым И. совместно работал. В 1703 г. И. выступил поручителем Билиндина и В. Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Т. Н. Стрешнева с. Рождествене (Шарапове) Московского у. Наиболее позднее известное произведение И.- икона «Ап. Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской ц. свт. Власия Севастийского в Староконюшенном пер. В 1716 г. его имя еще упомянуто в переписных книгах Москвы.

http://pravenc.ru/text/200483.html

Так в два этапа – в 1790-х и в 1850-х годах – был построен сохранившийся до наших дней храм с престолами во имя Святителя Николая, Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского. В облике храма присутствует разновременной декор. Так, первоначальная храмовая часть, завершенная миниатюрным пятиглавием, имеет наличники в явной стилистике барокко. Протяженный широкий объем трапезной и высокая трехъярусная колокольня выдержаны в эклектичном стиле середины XIX века. Но при этом облик здания целостен и гармоничен, в чем несомненная заслуга автора проекта и перестраивавших храм мастеров. Такова история здания церкви. Не менее ценны сведения об украшающих ее росписях. Как следует из документов, их выполнил живописец ростовский купецкий сын Александр Иванов Сапожников. Именно с ним 24 апреля 1841 года, с согласия всех прихожан, крестьян государственной Клементьевской волости, церковный староста Сергей Иванов и избранный строителем Авдей Николаев заключили контракт. Там говорилось: «по данной мне доверенности родителем моим, города Ростова 3-й гильдии купцом Иваном Абрамовым Сапожниковым… в настоящей холодной церкви, также и в алтаре сделать стенное письмо живописью: в настоящей в двадцати трех клеймах по предоставленному мною рисунку, а в алтаре в пяти по старой щекотурке, которую перетереть прочным образом. В означенных клеймах изображать эстампы под номерами». Далее подробно перечислялся состав сюжетов: «1-е) В алтаре против престола Тайную Вечерю, по сторонам Святителей: 2-е) Василия Великаго, 3-е) Григория Богослова, 4-е) Иоанна Златоуста, 5-е) Иакова, перваго Епископа Иерусалимскаго. Над балдахином Всевидящее Око с сиянием в кумпале, 6-е) Прямо над иконостасом Воскресение Христово, 7) Напротив Умоление о чаше: тут изобразить и спящих апостолов, 8-е) Снятие со креста, 9-е) Ангела, седящаго на гробе и мироносиц. На западной стене: 10-е) Суд на Иисуса Христа, произведенный во дворе Архиерейском при собрании книжников и старцов людских, 11-е) Иисуса Христа, выведеннаго на позор из претора, облеченнаго в багряницу; где говорит Пилат: «се, Человек!» и пониже иудеев, 12-е) Несение креста в сопровождении народа, 13-е) Притчу о десяти девах, 14-е) Притчу о блудном сыне, 15-е) О мытаре и фарисее, 16-е) О примирении пред алтарем. 17. Вход в Иерусалим, 18-е. Лазарево Воскресенье, 19-е. Изгнание из храма продающих торжников, 20-е) Жену, приведенную к Иисусу Христу в прелюбодеянии истую, 21-е) Посещение Иисуса Христа в доме Симона прокаженнаго, где Мария помазала миром ноги и отирала своими власами, 22-е. Ввержение двух лепт вдовицею в сокровищное хранение, 23-е) Притчу о человеке, впадшем в разбойники, 24-е) Исцеление гадаринскаго бесноватаго и стадо свиное, утопающее в озере, 25-е) Притчу о богатом и нищем Лазаре, лежащем пред вратами, 26-е) Счастливая участь нищаго и пагубная богатаго, 27-е) Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его, тут же и великаго князя Владимира Киевскаго, 28-е) Убиение царевича Дмитрия Угличскаго».

http://sobory.ru/article/?object=15010

Житийные образы М. крайне редки. Сцена обретения мощей, описанная в некоторых иконописных подлинниках, появляется на миниатюре Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., иллюстрирующей рассказ о событиях 1521 г. (Шумиловский том - РНБ. F.IV.232. Л. 830 об.). Первые сведения о житийных иконах святого относятся только к 1619 г., когда «Севрюк Григорий сын Милютин» написал «образ в деянии чудотворца Макария» для надвратной ц. во имя М. Калязинского монастыря ( Иванов. 1891. 24. С. 639). Этот памятник, состав клейм которого неизвестен, мог быть не первым произведением такого рода, созданным для обители. Вероятно, иконография житийного цикла образа 1619 г. была близка к древней, но не имеющей даже косвенной даты иконе из ц. Рождества Христова на родине преподобного - в с. Кожине. Согласно описанию И. А. Виноградова, в среднике (11/4 аршина × 1 аршин 2 вершка) был представлен в рост М., вокруг - 24 клейма. В центре верхнего поля находился образ Св. Троицы (это может свидетельствовать о создании иконы не ранее рубежа XVI и XVII вв., когда возникла традиция включать сюжеты универсального содержания непосредственно в житийные циклы рус. святых). В др. клеймах - рождество и крещение преподобного, приведение во учение, обучение Свящ. Писанию, беседа с родителями о бракосочетании, обручение, преставление и погребение супруги, получение благословения от игумена, приход в Клобуков мон-рь, пострижение, поиск «в пустыне» места для основания обители, моление М. к Богу и водружение креста, строительство деревянной ц. Св. Троицы и келий, моление братии о принятии М. священства, иерейская хиротония, исцеление расслабленного ногами, чудо с татями, укравшими монастырских волов, моление братии к преподобному о принятии игуменства, моление М. в «пустыни» с изгнанием беса, приход к М. боярина, преставление преподобного и обретение его мощей ( Виноградов. 1901. С. 9-10). Иконография житийного цикла была довольно развитой, но не включала сцены посмертных чудес святого. Возможно, образ воспроизводил житийную икону, находившуюся в Калязинском мон-ре. В росписи Троицкого собора 1654 г. сцены Жития отсутствовали, однако известно, что одновременно с храмом были расписаны 2 его придела и св. ворота обители ( Иванов. 1891. 19. С. 503). Сведений о сюжетном составе их декора нет, но можно предположить, что росписи включали изображения деяний М.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

1985. С. 85). Сожжение Аввакума, Феодора, Лазаря и Епифания. Миниатюра из лицевой рукописи. Мастерская Каликиных. Кон. XIX - нач. XX в. (ГИМ. Щук. 690. Л. 81 об) Сожжение Аввакума, Феодора, Лазаря и Епифания. Миниатюра из лицевой рукописи. Мастерская Каликиных. Кон. XIX - нач. XX в. (ГИМ. Щук. 690. Л. 81 об) Е. появился в Москве осенью-зимой 1666/67 г., по мнению С. А. Зеньковского , он остановился в доме Ф. П. Морозовой , где познакомился с иноком Авраамием (автором «Христианоопасного щита веры против еретического ополчения», в составе к-рого дошла Записка Е.). Свою обличительную «книгу» (в форме челобитной) Е. подал царю во время работы Большого Московского Собора в 1667 г., хорошо зная, какие суровые меры Собор принял против нераскаявшихся старообрядцев (Никиты Добрынина, протопопа Аввакума, диак. Федора ) в мае 1666 г. Согласно «Житию инока Епифания», созданному в Выговском общежительстве в 30-х гг. XVIII в., Е. на площади перед Успенским собором читал свои обличения «на патриарха Никона» и подал царю Алексею Михайловичу челобитную («книгу»). Карманова считает, что Е. подал царю «книгу» 8 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери ( Карманова. 1996. С. 410-416). Этот поступок привел к аресту и заключению Е. По решению Собора 17 июля 1667 г. Е. «по премногом увещании… проклятию предаша», он был лишен иночества («иночества обнажиша и острищи повелеша») и вместе с Аввакумом и Лазарем предан светскому суду (МДИР. 1876. Т. 2. С. 181-182). На последнем допросе 5 авг. того же года Е. вновь заявил о несогласии с богослужебными реформами, ссылаясь на «книгу», к-рую подал царю. 26 авг. Аввакум, Е., Лазарь и симбирский свящ. Никифор были приговорены к ссылке в Пустозерск, 27 авг. над Е. и Лазарем на Болотной пл. в Москве была совершена казнь - отсечение языка. В Пустозерский острог узники прибыли 12 дек. 1667 г., там их разместили поодиночке в крестьянских избах, 20 апр. 1668 г. сюда же был привезен Федор Иванов. Лит. деятельность Е. и др. пустозерских узников, рассылка ими по стране обличительных писем и челобитных привели к тому, что 14 апр.

http://pravenc.ru/text/190079.html

Прп. Максим Кавсокаливит. Миниатюра из Жития. Ок. 1450 г. (Ath. Vatop. 470. Fol. 1а) Прп. Максим Кавсокаливит. Миниатюра из Жития. Ок. 1450 г. (Ath. Vatop. 470. Fol. 1а) В К-поле М. К. получил известность среди ревнителей благочестия и был представлен имп. Андронику II Палеологу и К-польскому патриарху свт. Афанасию I , которые увидели в подвижнике святого мужа. Однако великий логофет Феодор Метохит, услышав безыскусные речи М. К., высказался несколько саркастически: «Глас бо, глас Иаковль, руце же, руце Исавове» (Быт 27. 22). М. К. в ответ назвал насмехавшихся над ним «суемудренными и безумными» и покинул имп. двор навсегда ( Halkin. 1936. P. 71). Согласно ЖФ, именно в К-поле М. К. вновь начал вести себя как юродивый (Ibid. P. 70; Kallistos (Ware). 1988. P. 414-415), стремясь избежать похвал и почестей, к-рые воздавали ему, как святому. Патриарх Афанасий I предлагал М. К. остаться в одном из столичных монастырей, но тот предпочитал спать на паперти ц. Пресв. Богородицы во Влахернах ( Halkin. 1936. P. 72). Однако, как справедливо указывает еп. Каллист, поведение М. К., несмотря на притворное безумие, было лишено скандальности или провокационности, как у древних юродивых ( Kallistos (Ware). 1988. P. 415; ср.: Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 223-225). Оставив ок. 1310 г. ( Rigo. 2005. P. 191) К-поль, М. К. через Фессалонику (там преподобный поклонился мощам вмч. Димитрия и др. святыням: Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 148) отправился на Св. Гору ( Halkin. 1936. P. 72), где и пребывал до кончины. В то время Афон постоянно подвергался нападениям турок (Ibid. P. 48, 51, 95), причем особенно опасным при этих набегах оказывалось положение пустынников, живших вне монастырских стен. По-видимому, по этой причине М. К. первоначально поселился в Великой Лавре, где исполнял обязанности «часовника» (ρολγος), т. е. звонил в колокол или стучал в било в условленные часы (Ibid. P. 44; Rigo. 2005. P. 191; об этом послушании в визант. мон-рях см.: Meester P., de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam: Statuta selectis fontibus et commentariis instructa. Vat., 1942. P. 275). Поскольку М. К. обладал хорошим голосом, его вскоре определили в монастырский хор ( Halkin. 1936. P. 73; Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 148). Находясь в Великой Лавре, М. К. оказывал беспрекословное послушание игумену и старшей братии, испрашивая у них совета ( Halkin. 1936. P. 73). Несмотря на то что М. К. поселился в общежительном мон-ре, он по-прежнему не имел своей кельи и к.-л. имущества. Большую часть ночи он проводил в бдении, спал урывками в притворе церкви (Ibid. P. 74). Как и в К-поле, окружающие считали М. К. юродивым (Ibid. P. 83).

http://pravenc.ru/text/2561640.html

325. Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь: К 100-летию А.Н. Грабара (1896–1990)/Под ред. Э. С. Смирновой . СПб., 1999. 326. Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура: Посвящается 100-летию со дня рождения В.Н. Лазарева (1897–1976). СПб., 2002. 327. Дурново Л.А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. M., 1979. 328. Залесская В.Н. Памятники византийского прикладного искусства IV–VII веков. СПб., 2006. 329. Зубарь В.М. Летопись археологических исследований Херсонеса-Херсона и его округи (1914– 2005). Симферополь, 2009. 330. Иванов С.А. В поисках Константинополя: Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. M., 2011. 331. Измайлова Т.А. Армянская миниатюра XI века. M., 1979. 332. Императорская Археологическая Комиссия (1859–1917): К 150-летию со дня основания/Под ред. Е.Н. Носова, А.Е. Мусина. СПб., 2009. 333. Императорское Московское археологическое общество в первое 50-летие его существования (1864–1914). Т. 2/Под ред. П.С. Уваровой, И.Н. Бороздина. M., 1915. 334. Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. Т. 1–3. M., 1977. 335. Искусство Древней Руси и его исследователи/Под ред. В.А. Булкина. СПб., 2002. 336. Казарян А.Ю. Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин и восточно-христианское зодчество IV–VII веков. M., 2007. 337. Каковкин А.Я. Изучение коптского искусства учеными России. СПб., 2005. 338. Каргер М.К. Древний Киев: Памятники киевского зодчества X–XIII вв. M.; Л., 1961. 339. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. M., 1987. 340. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. СПб., 1914–1915 (репр.: M., 1998). 341. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Исторический иконографический очерк. СПб., 1905 (репр.: M., 2001). 342. Коптские ткани. Собрание Государственного Музея изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Москва: Каталог/Сост., вступ. ст. Р. Шуриновой. Л., 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первоначальный основной капитал составил 7 млн. 400 тыс. рублей. В начале XX в. в составе предприятия были ткацкая и красильно-апретурная фабрики в Никольском (10 тыс. рабочих) и бумагопрядильная фабрика при селе Саввино (2 тыс. рабочих). На 1914 г. основной капитал Товарищества составлял 10 млн. руб. При этом на протяжении всей своей жизни В.Е. Морозов значительные суммы выделял на дела благотворительности. Так, на постройку городской психиатрической больницы на Канатчиковой даче (Алексеевской) он пожертвовал 60 тыс. рублей, на устройство дешевых столовых и чайных на улучшение «продовольствия бедного класса населения» – 3 тыс. рублей. Наследники из завещанных В.Е. Морозовым денег внесли 3500 руб. на постройку здания богадельни при попечительстве Яузского участка. Но главным делом потомков Викулы Морозова было строительство в Москве детской больницы, открытой в апреле 1902 г. (архитектор И. А. Иванов -Шиц) и более известной в народе как «Морозовская». Ныне она носит имя Морозовых официально. Старший сын В.Е. Морозова Алексей Викулович (1857– 1934), хотя и занимал должность директора Товарищества, не захотел посвятить себя руководству фирмой. Он был страстным коллекционером, унаследовав от своего деда любовь к памятникам старины. Дедовское собрание икон он дополнил новыми приобретениями. К 1917 г. оно насчитывало 219 единиц (мри этом 74 иконы были переданы в 1908 г. в новый поморский храм Воскресения и Покрова в Токмаковом переулке). A.B. Морозов составил также ценнейшие коллекции фарфора, миниатюр, гравюр, лубка, стекла, хрусталя, серебра, табакерок, деревянных резных игрушек, тканей и вышивок. Наиболее полными и ценными были собрания фарфора (2459 предметов) и гравированных и литографированных портретов (около 10 тыс. листов). Владелец бесценных коллекций сам подготовил и опубликовал описания части своего собрания. К сожалению, после революции 1917 г. морозовское собрание было разрознено и разошлось по фондам различных московских музеев. Основатель династии «Захаровичей», или «богородских» Морозовых Захар Савич (1802–1857) получил от отца капитал и красильное отделение Никольской мануфактуры в Богородске.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛЕС [Волос], в слав. мифологии божество земледелия и богатства, покровитель домашних животных («скотий бог»). Исходя из этимологии имени, ряд исследователей предполагает возможную связь В. с культом мертвых (ср. индоевроп. корень vel - мертвый, гибнуть; древнеангл. weae - оставшийся на поле брани, труп; литов. welis - покойник, welsi - души умерших). В.- один из 3 исконно слав. богов древнерус. пантеона ( Перун , В., Мокошь ), упоминается в «Повести временных лет» в 907 и 971 гг. при заключении договоров кн. Олега и кн. Святослава с греками. В миниатюре Радзивиловской летописи, изображающей клятву воинов кн. Олега Перуном и В., Перун представлен антропоморфным идолом, а В. - змеей. Перун и В. часто упоминаются вместе, при этом Перун выступает как покровитель дружины, В.- земледельцев. Сведения о культе В. скудны. Известно, что в Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол В.- на Подоле (нижняя часть города). О каменном идоле В. в Ростове в XI в. говорится в Житии прп. Авраамия Ростовского. На основании упоминания в «Слове о полку Игореве» вещего Бояна как «Велесова внука» В. приписываются также поэтические функции. По мнению исследователей, после принятия христианства на Руси культ В. в народном сознании ассимилировался с культом св. Власия, имеющего схожее по звучанию имя и также покровительствующего скоту. На Русском Севере можно найти следы культа В., сохранившиеся в преданиях о его каменных идолах и легенде о его святилище. В Новгороде существовала Волосова улица, на к-рой в XIV в. была поставлена ц. св. Власия. Среди топонимов нач. ХХ в. встречаются села Волосово (Псковская, Владимирская губ.), Велесто (Велисто) и оз. Велесто (Смоленская губ.), возле к-рого, по преданию, стоял идол В. Культ В. занимает значительное место в совр. неоязычестве: один из неоязыческих лидеров, Велеслав, считает себя воплощением В.; в сер. ХХ в. получила известность т. н. «Книга Велеса» ( «Влесова книга» ), и хотя текст является фальсификатом, часть неоязычников признает его священным. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 32, 73, 79; Т. 2. Стб. 23, 61; Памятники старинной рус. литературы, издаваемые графом Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225 [житие Авраамия Ростовского]. Лит.: Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Др. Руси. Х., 1916. М., 2000р; Иванов В. В. , Топоров В. Н. Велес//Слав. мифология: Энцикл. слов. М., 1995. с. 74; Топоров В. Н. Святость и святые в рус. духовной культуре. М., 1995; Слав. древности. М., 1995. Т. 1. С. 210; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 2002; Трубачёв О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. М., 20022. П. Г. Чистяков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150047.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010