Бга бо ставивъ внтрь, извн том прибесдеши, высокихъ къ дол прекланс, но и молв содловаеши, и тишин ума смщаеши: бо по имени своемъ и имать, въ мир и тишин имти то: Бгъ бо миръ превышше молвы и воплей. И псни бо нашей аггльской быти достоитъ по жительств, а не плотской. бо гласнымъ воплемъ пти, умнаг вопл и ради лности и невжества нашег дано бысть, за привозводитис ко истиннымъ. Невдющымъ бо молитвы, же добродтелей источникъ по лствичник, сады, силы, подобаетъ мног пти, и без мры, и присн въ многихъ быти, и никогдаже преставати, дондеже многаг приболзненнаг во предспютъ, молитв умню бртше, дйствющ внтрь ихъ. Ино бо и ино бщаг койждо же, въ неже призванъ б, пребывай спасетс. Тмже боюс писати ради немощныхъ, зр т посред сихъ бращающас. Вскъ бо, иже ил въ молитв страждай, погибаетъ, к нестжавый наставлющаг. Вксивый же благодати, долженъ въ мр пти, коже тцы рекоша, множае же въ молитв трждатис. Разлнивыйс же долженъ пти, ил прочитати Не требетъ во корабль втр втрила протжщ, благо дх подающ къ сланаг мор страстей: стощъ же ил влечетс. Аще же нцыи любопрительн предлагаютъ стыхъ, ил зд к всенощное творх и непрестанно вщаемъ симъ к не всхъ вс скдости ради и силы: но мала уб, не вск мала дл великихъ: велика же въ малыхъ, не вск бо вс удобь сть. Занеже не вс сть присн, нын ил древле длатели, ниж вс тмъ же птемъ шествоваша, ил до конца въ томъ пребыша. Мнози бо въ и престаша всхъ, сббтствовавше по дховном закон, и бз веселхс, насыщени бжественны пищи, и не попщаеми пти, ил во иномъ чесомъ початис, благодати сще во ужас до времене, достигше конца части к во же, даже до кончины въ успше спасошас, въ бдщемъ жидающе.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

В слав.-греч. переводе стих этот соединяется с предыдущим: …и грызтъ васъ, реч Господь, неисцлно. 70 толковников разделили на два слова: отрицательная или исключительная частица: без и произвели от исцелять. На самом же деле, это есть одно слово и происходит оно от корня, который в 1-й форме сохранился только в арабском языке: баляга=освещать, лучи проливать (о солнце). В 5-й ф. у евреев тот же корень употребляется в значении: радоваться (собственно – быть светлым), утешаться. Иер. 8:19 19. Се гласъ вопл дщере людей моихъ земл издалеча: еда Гдь нсть в ил цр нсть в немъ; понеже прогнваша м во изванныхъ своихъ, и в сетныхъ чждихъ. 19. Вот, слышу вопль дщери народа Моего из дальней страны: разве нет Господа на Сионе? разве нет Царя его на нем? – Зачем они подвигли Меня на гнев своими идолами, чужеземными, ничтожными? 19 . Угроза – выселить народ в чужую землю представляется уже сбывшеюся (ср. Иер. 8:15 ). Народ представляется уже пребывающим в «земле дальней» и обращающим свой взор на Сион. Еда Гдь нсть въ ил цар нсть в немъ=разве Господь оставил Сион своим благоволением? разве Он перестал быть его Царем и считать его Своею собственностию (ср. толков. Иер. 2:7 )? Дальнейший смысл этих вопросов тот, что, если Господь не перестал быть Владыкою Сиона, то Он должен возвратить на Сион и народ Свой. Таков смысл вопля иудеев, томящихся в стране рабства. Ответ на этот вопль дается от лица Самого Господа, притом в форме вопроса же: зачем они подвигли Меня на гнев?... Господь не переставал бы хранить Сион, если бы жители Иудеи не раздражали Его своим идолослужением. Чужеземными, ничтожными, буквально с евр.: «ничтожествами чужеземцев»=идолами чужеземцев. Смысл названий тот же, что и смысл другого названия: «боги, которых вы не знаете»: см. Иер. 7:9 . Во изванныхъ своихъ=идолами, вытесанными из дерева (или камня?). Понеже прогнваша м… первое слово соответствует греч. διτι, которое может значить здесь, как и соответствующее евр.: «вскую»: «вскую прогневаша мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Вверху картины написано: «Притча о чистот дшевн. Чистота дшевна подобна и равна аггльском дша стоитъ аки невста крашена, стоитъ одесню престола гн» Ниже облаков написано: «стоитъ превыше слнца, млтва же из стъ аки пламень исходитъ до нбсъ предъ бга». На стороне картины написано: предъ нею паде аки котъ не терпти чистоты дшевны, оукрот. постомъ и молитвою льва свза дша гршна тмою помрачена». Внизу картины написано: «лна подъ ногами На 41-м листе нарисовано избавление матери своей от муки чрез милостыню и молитву сына. В углу картины написано: «члкъ матерь им блдниц и слчис в той скверн оумрти, онъ же молитвою и милостынею матерь свою мки изъбави». На 42-м листе нарисовано раздаяние всего имения одного человека за умершую свою дочь некрещеную. Вверху картины написано: члвкъ дщерь им некрщенн. оумерш же дщери . нже за дш вс дасть црквамъ и нищимъ и непрестанно бга мл за ню. Приде же к нем гласъ ко дщ тво, не тж». На 43-м листе написано: сщенницы ды оуреченны поютъ и каноны глютъ, а внихъ ко заплы сть, покой гди помни дш раба твоег. мкъ. впиш гди в книги животны иже на небесхъ. оуслышавъ аггелъ гднь радостенъ на небо ходитъ и тамо написетъ ймна тхъ шедшихъ дшъ в немерцающемъ свте идже радости нсть числа». «Сего свта члческое маловременное подобно мж бгающ лица бснющагос ко нетерпщ гласа и вопл и страшнаго, но крпко бгъ, да не бдетъ дь. Текщ же в ров впад. В падающже рц простеръ, за древо тс. Держащжес крпко, и ко на степени ноз оутвердив мнше с ко ми оуже и твердын. Позрвъ же оубо дол вид дв мыши, бл, а дргю черн грызщ безпрестани корень древа, идже б держас. Сима же оубо приближающемас, да подгрызета древо. И позр в глбин рва, вид страшна образом и огнемъ дышща, оусты страшно з вающа и пожрети хотща.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

г) 52 студента IV курса выпущены из Академии со степенью кандидата богословия, а 11-ти студентам разрешено Советом Академии сдать устные испытания по всем или некоторым предметам IV курса и представить курсовые сочинения – после летних каникул. 957 Здесь у преп. Максима – применение святоотеческого сотериологического принципа: «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились» (св. Афанасий В. Слово о вопл. Б. Слова 54, PG. 25, 192B; русск. пер. I 2 , 260; О воплощ. и против ариан. 8, PG. 26, 996А: русск. пер. III 2 , 257; св. Григорий Бог., Or. 1. n. 5, PG. 35. 397С; русск. пер. I 3 , 1. 5; Or, 29, n. 19, PG. 36. 100A; русск. пер. III 3 , 59; Or. 38, n. 13, PG. 36, 325C: русск. пер. III 3 , 202), 959 Обожение выражается в достижении богоподобной непреложности души и нетленности тела (Ambigua, PG. 91, 1088C), или вечнобытия (Qu. ad Thal. LX, 624D), в силу соединения с Богом, Источником всех благ (Ambigua, 1392D). Вполне обожение осуществилось на человечестве Христа в силу тесного с ним соединения Божества (Ambigua, 1320А–В). Наше обожение – подражание этому высшему обожению. – Учение об обожении было весьма распространённым у древних отцов (см. стр. 71, прим. 6). 963 Ср. Ambigua, PG. 91, 1237В; Tomus ad Marinum presb., PG. 91. 236C–D; Qu. ad Thal. LXV, 757CD. 965 Or. Dom. expositio. PG. 90, 889C. Бог вселяется в человека в заповедях (Сар. theol. II, 71) и созерцаниях (ibid. II, 37), которые являются отражением Его энергий – идей. Ср. у св. Григория Богослова , Or. 39, n. 10, PG. 36, 345А; русск. пер. III 3 , 214. 966 В какой степени Господь воспринял наши немощи, в такой и исцелил их силой Божества, в такой и обожил наше естество (Qu. ad Thal. LXI, 637D: Ambigua, PG. 91, 1385Β–C. 1084C; Ad Thomam, PG. 91, 1040D; Oral. Dom. expos., PG. 90, 877A). Cp. у св. Григория Бог., Or. 29 (слово о богосл. 3-ье), n. 19, PG. 36, l00A; русск. пер. III 3 , 59; Ер. 101 ad Cledon. I, PG. 37, 181D–184A; русск. пер. IV 3 , 162. 972 Δικρισις – нравственная оценка, различение между тем, что должно и чего не должно делать (Qu. ad. Thal. XXV, 336А; ср. в более широком смысле [в отношении также к познавательной деятельности] в XXXII, 372С; LV, 544А; сл. Ambigua, 1296В).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Добро въспомнти многых чюдесъ стго мало да незабвению предано бдеть. Жена нка сх рк имщи. и та прииде къ цлбоносном гроб стго и бо въскор стго и бы рка здрава коже и дрга. и радс и слав ба иде и чюдотворца ленти. Многа же и ина повести достоина, стго чюдеса преминх. множества ради земли бо широта. мор же глбина. и стых чюдеса неисчетенна сть. но пастырю добрыи великыи помни стадо събра мдр. и съблюди бгодарованню ти паств. ко чадолюбивыи ць. и не презри чтщих врою и прчтню и многорадостню памт твою. и защити на и съблюди находщих врагъ. да твоими молитвами и нбнаго сподомимс. х гд нашемъ. же слава и дръжава съ безначалным цемъ и с престымъ и блгым и животворщимъ дхомъ. и нн и прно и въ вкы вкомъ. аминь. Ниже чюдеса блженна ца предани бдт. Попъ нкыи жилище имше в ростовьсти бласти. и тои бше бсом мчимъ лют. сръдоболи же приведоша къ гроб стго желзы кована по рк и по ног. и многых дръжимъ бывааше. глсы бо нкы странны и страшны испщааше. иногда же и нка страшна и грозна поше. очи же бх кровавы. страшающи всх. же измнис. и сего ради страненъ, и страшенъ позоръ всмъ бше. и въ цркви бо пнию не слышатис и вопл и не члком. но и на ба нкы глы хлны изношааше. не тои бо глаше. но живыи в немъ бсъ сты его глаше. и нощи бо приходщи. никто же смше к себ в домъ ввести всх бо бьше. и на многы же дни првзанъ бы жемъ вн цркви. против гроба стго ни дыи ни пь днь и нощь т пребывааше. но и т д стражемъ црквым въкргъ цркве ходити не дааше. ко же бычаи имт. и тол бо преводт и привзают къ колокольни. никымже бо небрегомъ за великю его лютость. и сръдобль ставленъ бы. и всмъ же чавшимс живота и в такои нжи многы дни пребы. рце бо и желзы кованы. мышц же южемъ свзани.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

И66 ПРОПОВЕДОВАТЬ. Опускаем предшествующее пасс. прич. покланмо И66 20 , чтобы не повторить греч. анаколуф. И67 ЭПИКУРЕЙЦЫ: πικοριοι Б70 8 «последователи Эпикура» (πκουρος Эпикур). В слав. помощници И67 9 . Смещение от имени собст. к нариц. отмечено в [Истр. II, 157], так как πκουρος значит «помощник», мн. πκουροι. В Лет также помощници ЛМ25об. 25 . В обоих слав. пер. – невнимание к значению суффикса. РАЗДЕЛЯЛАСЬ: раздлшес И67 14 в соот. с διρετο имперф. пасс. Б70 23 зд. «разрушалась». Передача более употребительного значения гл. δι-αιρω. УЧАСТЬ: оуполоучаси (S ), в Лет прилоуча ЛМ26 в соот. с τχ дат. Б70 23 «счастливый случай»; может быть, имеется в виду сама Тиха – богиня счастливого случая. СУЕТНЫХ БОГОВ: соутныхъ бъ И67 33 на месте μντεων Б71 2 «прорицателей». Ср. близко звучащее ματαων θεν «суетных богов». Смысл смещен в сторону усиления отрицательной оценки. В ДЕЛЬФАХ: εν Δλφος; в пер. въ рыб рекше въ морьски [ ] – этимологический пер. топонима плюс глосса. В Лет топоним сохранен. И68 ПРОЧИХ: прочии И68 3 на месте ρωας вин. мн. «герои»; Ср. τρους «прочих». В Лет ироа ЛМ26. ГОВОРИТ ОН – Афанасий Александрийский , Вопл. 47. ЭФИР – см. комм. к И61 3 . В Лет глосса: иже и глетсе, иже на высот вьз д оухь ЛМ26об. И69 УЛОВЛЯЕТ: δρασσμενος прич. наст. Б73 3 (δρσσομαι «хватать»). Это прич. было связано с гл. δρω «действовать» и переведено неуместным здесь твори И69 1 . Так и в Лет: ЛМ27. В Острож запинаи 1Кор. 3:19 . См. комм. к И62 3 ДЕЛО. ГОРДЫМ: гордаго на месте περιφανες мн. «со всех сторон видный, известный, знаменитый». Свободный пер.: вм. признака, направленного на предмет извне (его видят) активизирован признак самого предмета: «гордый», этимологии которого несут отрицательные коннотации [Фасмер I, 440]. ПРИДУМАЛИ: ξερον – этот аор. был понят как предлог ξ + собст. имя: вра ; отмечено в [Истр. II, 159]. АСТРОНОМИЮ: астрономию И69 31 – редкий во Врем греч. термин; в этом месте в Лет как раз звздозаконии ЛМ27об.; в Лет выше звздозаконии вместо звздослови .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И даше пищ, глагол, возм и ждь: левъ же не хотше пищи, но част см и вам смотр, и своего старца преподобнаго иша, рыкаше вельм скорбщи. Авва же и старцы поглаждающи 16) по хребт, глаголах: иде старецъ ко гд, ставивъ насъ. Но так глаголюще, не можах того уставити вопл и и словесы своими утшити мнх, толик нъ паче рыдаше, и подвизаше вопль рыка, и измн гласы, и лицемъ и чесы вл печаль свою, юже имше, не вид старца. Тогда глагола авва аще не имаши намъ вры, пойд съ нами и покажемъ т мсто, идже лежитъ старецъ. И поемши вед на гробъ, идже преподобный б погребенъ. стоше же гробъ цркве к пть стпеней ножныхъ, и ставъ авва верх гроба преподобнаг, глагола ко льв с зд старецъ нашъ погребенъ и преклонь колна верх гроба старча, авва плакаше. Левъ же слышавъ, и видвъ плачща ударше и той главою землю, рыка Таже рыкнвъ вельм, издше верх гроба старча. же бысть, не к дш словесню им левъ, но бгъ прославлющаго свтаго тца прославити восхот не въ живот, но и по смерти, и показати намъ, коликое имх ко адам въ ра прежде и ра До зд съ 17) . сюд в извстветс преподобнаг великое бг, юности до старости поработа усердн, и прейде къ нем на жизнь нестаремю, идже со свтыми водворс 18) , славитъ ца, и сна, и стаго дха, во вки, аминь. Примечания : 1) т. е. молодых, неопытных монахов; 2) варёной пищи; 3) было нельзя; 4) у Димитрия Ростовского , как и в других церковнославянских текстах, встречаются отступления от грамматической нормы: должно быть вземъ; 5) словно разумный; 6) т. е. дальнейшее изложение основывается на сочинении Иоанна Мосха «Луг духовный» (λειμν – луг, цветник, поэтому славянский перевод этой книги называется Лимонарь), автор которого вместе с Софронием (впоследствии патриархом Иерусалимским) в начале VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

И не б лз слышати пнья въ плач велиц и вопл, плакася о немь весь городъ Киевъ. Ярополкъ же идяше по немь, плачася съ дружиною своею: «Отче, отче мой! Что еси бес печали пожил на свт семь, многи напасти приемь от людй и от братья своея? се же погибе не от брата, но за брата своего положи главу свою». И, принесъше, положиша тло его въ церкв святыя Богородица, уложиша и в раку камяну и мраморяну. 646 Б же Изяславъ мужь взоромъ красенъ, тломъ великь, незлобивъ нравомь, кривды ненавидя, любя правду. Клюкъ же в немь не б, ни льсти, но простъ умомъ, не воздая зла за зло. Колко бо ему створиша киян: самого выгнаша, а домъ его разграбиша, и не възда противу тому зла. Аще ли кто деть: киян исклъ, котори же высадили Всеслава ис поруба, то сь того не створ, но сынъ его. Паки же брата своя выгнаста и, и ходи по чюжей земл, блудя. И сдящу ему паки на своемь стол, Всеволоду пришедшю побжену к нему, не рече ему: «Колко подьяхъ от ваю». Не вдасть зла на зло, но утши и рекъ ему: «Елма же ты, брате мой, показа ко мн любовь, уведе мя на столъ мой, нарекъ мя старйши себе, се азъ не помяну злобы перво, ты мн еси братъ, а я тоб, и положю главу свою за тя», еже и бысть. Не рече бо ему: «Колко зло створиста мн, и се нын тоб ся приключи», не рече: «Сего кром мене», но на ся перея печаль братню, показа любовь велику, свершая апостола, глаголюща: «Утшайте печалныя». 647 По истин, аще что створилъ есть на свт семь, етеро согршенье, отдасться ему, зане положи главу свою за брата своего, ни желая болшая части, ни имнья хотя болшаго, но за братню обиду. О сяковыхъ бо и Господь рече: «Да кто положить душю свою за други своя». 648 Соломонъ же рече: «Братье, в бдахъ пособиви бывайте». 649 Любовь бо есть выше всего. Яко же Иоан глаголеть: «Богъ любы есть, и пребывая у любви, у Бози пребываеть, и Богъ в немь пребываеть». О семь свершаеться любы, да достоянье имамъ въ день Судный, да якоже онъ есть, и мы есмы в мир семь. Боязни нсть в любви, но свершена любы вонъ измщеть боязнь, яко боязнь мученье имать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и пришедше повда т сщем вс бывша негоже и мы слышахомъ и написахомъ. и тол повезоша стое тло в рсь. везще и по градомъ по рсскимъ, и довезоша дограда москвы. и положиша во цркви стаго спса в мнстр, кнгине же и сыном невдщимъ про него ничтоже сотворшаго. понеже бо бше далече та земл, и не б мощно всти донест никомже. на дргое же лто приха в рсь кнзь юрьи, и привед с собою кнз константина и држин ца и с увдавше кнгина анна, и епкопъ и сынове послаша увдывати на москв, посланныи же прихаша с москвы во тверь и повдаша. ко хртолюбивый и михайло убиенъ бысть. и плакашас кнгина анна, и сынове на многи дн неутшно. бывшже юрью в володимер, посла к нем дмитреи брата своего алеандра и бол своихъ, умрлиша. и взша кнзь юрьи множеств сребра, а мощи блженнаго повел пстити. и посла на москв болръ своихъ со игмены и с попы, и привезоша мощи стаго воградъ тверь со многою и сртоша стаг михаила сынове дмитрей и алеандръ, и василей. и кнгина анна в насад по рк по волз. а со крты со игмены и с попы, и бесчисленное множество народа. и сртша у стаго михаила архангела на брез у волги рк, и многаго вопл и плача не бше слышати поющихъ. и не можах раки донест тесноты ради народа до цркви, и предъставиша пред црковными дверм. и тако на многи часы плакавше, внесоша в црковь. и пвше надгробны псни, и положиша во цркви вогроб, же б самъ гробъ создалъ, на десной стран. посторонь гроба прпбнаго симена. мца въ днь на памть стго чюдо архистратига михайла, и с чюдное сотвор бгъ, своею чюдною и неизреченною истоль далече исто земл везомо б тло стаго на телзе и в санехъ. потом же лто вс столо на москв бртес цло и неистлвше да како т мог по восхвалити, блженный кнже михайле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иероним. Словами: клтис бдтъ Бгомъ истиннымъ (у бл. Иеронима jurabit in Deo amen) бл. Иероним даёт такой смысл: «кто ни будет клясться на земле, он не будет клясться идолами и ложными богами, а Богом, что будет подтверждаемо словом аминь». Согласно переводу 70, мир христианский будет благословляться и клясться именем Бога Истинного, открытым людям Сыном Божиим, Истинным Богом, Христом Спасителем (ср. Ин.17:3 ; 1Ин.5:20 ). Бдетъ бо небо ново и земл нова, и не помнтъ прежнихъ, ниж взыдтъ на сердце ихъ, 17. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. 18. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим весельем и народ его радостью. Ст. 18. Господь наполнит Иерусалим веселием, народ Свой – радостью. Под Иерусалимом бл. Феодорит здесь разумеет тот вышний Иерусалим, который по апостолу свободь есть, иже есть мати всмъ намъ ( Гал.4:26 ). Вместо евр.-м. =в р.-с. во веки, 70 читали: почему: ν υτ= на ней; вместо слав. и людемъ моимъ, согл. евр. и греч.. т., следует: и люди мо; вместо евр.– м. =в р.-с. и народ его, 70 читали: , почему: κα τν λαν μου, ср. сл. И возвеселюс и возрадюс людехъ моихъ, и ксем не услышитс въ немъ гласъ плача, ни гласъ вопл, 19. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моём; и не услышится в нём более голос плача и голос вопля. к. ниж бдетъ там младенецъ, ни старецъ, иже не исполнитъ лтъ своихъ: бдетъ бо юный ста лтъ, умирай же гршникъ ста лтъ и проклтъ бдетъ. 20. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. Ст. 19–20. Господь даст радость Иерусалиму (ср. Ис.62:5 ), веселие людям Своим: среди них не будет слышно ни плача, ни вопля ( Ис.61:3 ; Откр.21:4 ), и каждый будет достигать полноты дней своих (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002   003     004