20 «А се грехи злые, смертные…»: Любовь , эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х–первая половина XIX в.)/Отв. ред. Н.Л. Пушкарёва М., 1999 С. 13–116 См. также: Пушкарёва Н.Л. Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов (X–XII вв.). С. 51–103. 21 Левина Е. Секс и общество в мире православных славян. 900–1700//«А се грехи злые, смертные...». С. 239–491 Перевод книги: Levin Е. Sex and Society in the World of Orthodox Slavs, 900–1700 London, 1989. 22 Пихоя Р.Г 1) Церковь в Древней Руси (конец X– первая половина XIII в.) Древнерусское покаянное право, как исторический источник: Автореф. дисс. канд. Ист. наук. Свердловск, 1974; 2) Покаянное право и его влияние на становление социальных и политических институтов Древней Руси: Доклад на Международной научной конференции «Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства» (10–11 декабря 2001 г.) 23 Щапов Я.Н. 1) Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978; 2) Памятники церковного права IX–XIII вв. Древней Руси и славянских стран: Опыт сравнительно-исторического изучения//Исторические записки. 1982. Т. 107. 25 Boshkovska N. Die russische Frau im 17. Jahrhundert Köln; Weimar; Wien. 1998 (рецензия: Пушкарёва Л. H.//Вопросы истории 2002 С. 171–173). 26 V. Patrolling the Boundaries: Witchcraft accusations and Household Strife in Seventeenth Century Muscovy//Harvard Ukrainian Studies. 1995 N 19 P. 302–323. Ryan W.F. The Bathhouse at Midnight. An Historical Survey of Magic and Divination in Russia. University Park. Pennsylvania. 1999. Левин И. Двоеверие и народная религия//Двоеверие и народная религия в истории России. М., 2004 С. 11–37. 27 Покровский Н.Н. Документы XVIII в. об отношении Синода к народным календарным обрядам//Советская этнография 1981. 5 С. 96–108; Горелкина О. Д. К вопросу о магических представлениях в России XVIII в (на материале следственных процессов по колдовству)//Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск. 1987. Горелкина (Журавель) О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе Новосибирск, 1996; Толстой Н.И. Язычество древних славян//Очерки истории культуры славян. М., 1996; Левин И. 1) Рождение ребёнка в допетровской России: церковное право и народные традиции//Двоеверие и народная религия в истории России. С. 62–83; 2) Чудеса пьянства: «хмельное питие» в русской агиографии и чудесах святых XVII века//Там же. С. 110–121, Смоленская Е. Б. Волшебники, богохульники, еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

32 . Лука Жидята, епископ Новгородский. Поучение к братии.//Красноречие Древней Руси. XI-XVIII вв. М., 1987. 33 . Лука Хрисаверг, патриарх Константинопольский. Послание к князю Андрею Боголюбскому.//Памятники древнерусского канонического права. Спб., 1908. 34 . Порфирий (Успенский) , епископ. Четыре беседы Фотия, св. архиепископа Константинопольского. Спб. 1864. 35 . Поссевино Антонио. Историческое сочинение о России в XVI в. М., 1983. 36 . Русская Правда.//Законодательство Древней Руси. М., 1984, т.1. 37 . Сказание о чудесах Владимировской иконы Святой Богородицы.//ПСРЛ. Спб., 1897 (репринт 1965) т.2. 38 . Титмар (Дитмар) Мерзебургский. Хроника.//Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. 39 . Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. 40 . Феодосий Печерский , преп. Слова, молитва и послания.//Еремен И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского .//ТОДРЛ, 1947, т.5. 41 . Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993. 42 . Церковные уставы древнерусских князей.//Законодательство Древней Руси. М., 1984, т.1. 43 . Щавелева И.П. Польские латиноязычные средневековые источники. Тексты, переводы, комментарии. М., 1990. Исследования: 1 . Абрамович Д.И. Софийская библиотека. Спб., 1905–1910, Вып. 1–3. 2 . Алпатов М.В. Русская иконопись. М., 1879. 3 . Амвросий (Орнадский), еп. История Российской иерархии. М., 1807–1815. т.1–7. 4 . Аристов Н.Я. Первые времена Христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей. Спб.1888. 5 . Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. 6 . Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев., 1982. 7 . Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. Спб., 1878. 8 . Барсуков Н.П. История русской агиографии. Спб., 1882. 9 . Белевцев И., протоиерей. Образование Русской Православной Церкви.//Международная церковно-историческая конференция. Киев, 21–28 июля 1986. Материалы. М., 1988. 10 . Беляев С.А. История Христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука.// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. М., 1994, Кн.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1607 В квадратных скобках указана нумерация, содержащаяся в указателе к ПрибТСО (в случае несовпадения с выходными данными). 1611 Этот и следующий номера в чит. зале МДА на переплётах были поставлены ошибочно, с опережением, в то время как продолжались печататься 49-й и 50-й номера ТСО. Соответственно, следующие за ошибочными номерами (51 и 52) четыре номера имеют индексы [а] и 1618 Репринт: Leipzig, 1975 (Subsidia Byzantina lucis ope iterata. Vol. VI). Новое предисловие издателей на немецком языке на с. 5–10. Далее римскими цифрами указаны порядковые номера опубликованных текстов. 1631 См.: Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Ч. 1. Исследование; Одесса, 1911. Ч. 2. Тексты [BHG 264, 264b–d]. 1636 Собрание палестинской и сирийской агиологии (Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας I)//ППС 57. 1907 [BHG 1200, 579, 1684, 205, 1177, 1179e, 694, 695, 1218, 465, 115,142, 700, 702ab]. 1640 Menologii anonymi Byzantii saeculi X quae supersunt. Номера BHG см. ниже в приложении. 1423а, 277е, 605е, 1202а, 1423, 1332, 277, 1202, 1414т, 1669с, 1544с, 1027–1027b, 1672а, 1312z, 1047, 1048, 835–837cde. 1654 Ср. более позднее издание: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского , с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: В 12 кн. Μ., 1902–1911. Это издание является русским переводом (с небольшими сокращениями или, наоборот, дополнениями) с церковнославянского (одно из последних изданий: Киево-Печерская лавра, 1870); ниже о. Павел называет его «синодальным». Много репринтов и переизданий. 1661 К перечисленным ниже о. Павлом книгам следует добавить исследование, вышедшее в год составления записки: Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. Μ., 1917, переизд.: СПб., 1997. 1662 См.: Шестаков Д. П. К истории текстов жития святого Климента, папы Римского, пострадавшего в Херсоне//ВВ 14. 1909. С. 215–236; Житие Симеона Дивногорца в его первичной редакции//ВВ 15. 1909. С. 332–356.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они преследовали приличных прохожих просьбами о подаянии 535 . В рассказах аввы Даниила читаем об александрийском нищем, который, ночуя в загородном монастыре св. Марка, днём сидел почти нагишом на рынке, выкрикивая: δóτε, γατε 536 . Другие нищие, юродствуя, бегали по рынку, воруя съестное 537 . Третьи, всевозможные больные и особенно прокажённые, валялись на виду у всех, и выставляя отвратительные язвы, старались возбудить сострадание у проходящих 538 . Так или иначе, но нищенствуя, в Александрии можно было добыть гораздо больше, чем честным трудом подёнщика. В то время как пр. Виталий зарабатывала всего 11 оболов, нищий Марк набирал в день до 100 оболов, из которых он всего 10 тратил на дневное пропитание 539 . Менее всего подробностей сохранила нам агиография о городах М. Азии и Балканского полуострова. Малоазийская житийная литература, если не считать некоторых использованных выше указаний, почти не содержит материала для живой характеристики внешнего городского быта, a агиография Эллады, Пелопоннеса, Македонии и Фракии, надо сказать, весьма малочисленная, содержит только разрозненные данные. Более других городов в ней отражены Солунь, Фивы, Афины и Спарта, которые с тех пор, как окончились Славянские погромы VI и VII вв., до известной степени смогли вернуть себе прежнее видное значение. Впрочем, чудд. вмч. Димитрия Солунского говорит, что даже около 600 года Солунь, эта «Богом хранимая митрополия» превосходила все города Фракии и Иллирика богатством, пышностью, зажиточностью и благочестием своего населения 540 . При этом мы находим интересное указание, что в Солуни значительная часть жителей сохранила тесную связь с пригородными местностями, частью в виде помещиков, летом навещавших свои имения (κσας=casas), где трудились их φαμλιαι (рабов), частью даже прямо в качестве земледельцев, уходящих на поля во время жатвы 541 . После эпохи нашествий, в IX и XI вв., значение Солуни чрезвычайно возросло. Она величается как μεγαλóπολις 542 , «город великий и обширный» 543 , город, «знаменитый среди городов» 544 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенно преуспели иезуиты в развитии нравственного богословия, которое выделилось в специальную дисциплину именно в XVI веке. Большинство специалистов по этой дисциплине, если не все, выходило до 1773 года из рядов ордена. Особенно ценен вклад Пола Лемена, кардинала Хуана де Луго 49 и Германа Бузенбаума. В XVII и XVIII вв. остро сталкивались разные системы нравственного богословия, от т. н. ригоризма до т. н. лаксизма. Почти все иезуиты были сторонниками пробабилизма, которого и сейчас придерживается Западная Церковь . Суровые янсенисты обвиняли их за это в потворстве злу, особенно известны обвинения, выдвинутые Блезом Паскалем в его «Письмах». Когда Тирео Гонсалес, возглавлявший орден с 1687 по 1705 годы, выдвинул т.н. пробабилизм, это ускорило внутренний кризис в ордене. В области канонического права ценны и по наши дни работы Франца Шмальцгрубера. Из тех, кто изучал Священное Писание , выделяются Иоанн Мальдонатус, Франсиско де Рибера и Корнелий о Лапиде. В области аскетики классические труды принадлежат Альфонсо Редригесу Диего, Альваресу де Пас, Луису дела Пуенте, Иеремии Дрекселю, Николасу Ланцицию, Жану Сен-Жюре, Жаку Ноэ (1605−1680 гг.), Николаусу Аваниини (1611−1686), Джованни Скарамелли и Жану Гру. Другие науки. Иезуиты внесли ценный вклад в церковную и обычную историю. До сих пор не утратили ценности труды многих по патристике, истории Вселенских Соборов, агиографии. Питавий и Жак Сирмон издали творения святых отцов. В XVII–XVIII вв. Филипп Лаббе, Жан Ардуэн и Йозеф Харухейм издали тексты Соборов. Пьетро Паллавичино был историком Собора Тридентского. Известнее всего Acta sanctowm – огромное, в 67 томов, собрание житий, изданное и комментированное небольшой группой, именуемой болландистами. Начал эту работу Хериберт Розвейде (1569−1629 гг.), продолжил и впервые издал Жан Ван Болланд (1596−1665 гг.), а затем вели многие поколения бельгийских иезуитов. Ведут ее они и сейчас. Хотя философия тех времен и не способствовала богословию, иезуиты были в ней весьма сведущи и искусны. Лучшие их богословы, особенно Суарес, были крупными философами. Издавали они, главным образом, учебники и комментарии к Аристотелю, которого особенно любили.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

О важной роли в транзитной торговле, которую играла в VII и последующих веках M. Азия, сохранены указания в моливдовулах и у историков. Schlumberger приводит целый ряд моливдовулов коммеркиариев из Никомидии, Селевкии, Каппадокии, Ликаонии и Писидии, Халдии, Армениакон, Галатии, Кипра и Атталии, относящихся к VII–XI вв. 919 . Все эти города лежали на великих торговых путях, шедших с Востока на Запад, и являвшихся главными руслами, по которым товары Передней Азии вливались на константинопольские и европейские рынки. Особенно важные пути этой торговли проходили через фему Халдию, где уже в X в. процветал κωμóπολις (старинный Феодосиуполис, нынешний Эрзерум), обладавший смешанным купеческим населением, с преобладанием сирийцев и армян 920 . Другим великим этапом малоазийской и черноморской торговли, являлся Трапезунт, через который, например, в Константинополе получалась восточная парфюмерия 921 . В агиографии мы дважды встречаемся с указаниями на таможенную администрацию Трапезунта. Житие Георгия Амастридского рассказывает, как преподобный заступился однажды за амастридских купцов, которые были схвачены в Трапезунте по обвинению в «государственном преступлении», очевидно, в вывозе запретных товаров за границу 922 , a житие пр. Афанасия Афонского повествует, что святой уехал из Трапезунта – своей родины – с тем, присланным сюда из столицы евнухом, который, в качестве πρκτωρа (или коммеркиария, поясняет житие), произвёл в этом городе взыскание государственных платежей, т. е. торговых пошлин 923 . Обращаясь к Эгейскому морю и проливам, мы увидим, что здесь не прекращалось (если только не усилилось) постоянное курсирование торговых судов, имевшее место в античном мире. Прокопий в VI в. сообщает о таможнях τελωνεα, поджидавших эти суда на Босфоре и Геллеспонте 924 . Этими же таможнями были снабжены все видные порты, окаймлявшие Архипелаг, и моливдовулы их коммеркиариев в некоторых случаях дошли до нас. Schlumberger приводит сигиллы царских «коммеркиариев» «островов Эгейского моря», Крита, Христополиса, Абидоса, Галлиполи и Геллеспонта 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этим источником не могли быть ни произведения исторической литературы Византии с их пристрастием к узкому кругу придворных, военных и церковных событий, ни законодательные памятники, говорящие о системе абстрактных норм, а не о сложной, живой, неподдающейся нормами действительности, ни византийские юридические акты, освещающие специальные вопросы экономической жизни эпохи Комненов и Палеологов, ни сигиллы и надписи, столь пригодные для изучения византийской администрации. Не могли быть такими источником и византийская эпистолография, с её по большей части бессодержательной риторикой и порой трудно понимаемыми содержанием 12 , и византийская изящная литература романа, сатиры и эпиграммы, за немногими исключениями 13 повторяющие сюжеты и форму своих классических образцов, и византийское красноречие, в котором столь редки такие насыщенные жизнью эпитафии, как надгробные речи Феодора Студита и Михаила Пселла своими матерями. Исключив перечисленные разряды литературных памятников, увидим, что источниками, которые лучше всего удовлетворяли бы предъявленным требованиям, могли бы быть или биографии отдельных лиц византийского общества из самых разнообразных его слоёв, или какие-нибудь рассказы и повести из византийской жизни, подобные нашим бытовым повестям. К счастью, такие источники, совмещающие и биографию, и бытовую повесть, зараз, имеются. Ими являются произведения греческой агиографии – византийские жития святых. II. Сознание важности агиографической литературы, как исторического источника, не ново. Оно разделялось и разделяется всеми византинологами, которыми, по тому или иному поводу, приходилось прибегать к её свидетельствам. Подобно западноевропейским средневековым житиям, византийская агиография не раз выручала историка там, где отсутствовали показания других источников. Так, некогда Tafel извлёк ценные факты для истории Солуни в VI и VII вв. из собрания чудес вмч. Димитрия Солунского 14 . Так, в своё время Hopf дал очерк внутренней истории Пелопоннеса, анализируя жития преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великая культурная роль палестинских монастырей продолжалась в течение V (и VI вв. до тех пор, пока нашествие Ислама не опрокинуло этот процесс эллинизации и не создало на Востоке империи опасную, постоянно опустошаемую, совершенно неблагоприятную для культурной жизни, зону. Но вместе с тем, новое соседство с арабским государством, новые военные и мирные отношения с арабами, внесли в население империи новый, довольно заметный, этнический элемент. Писатель XIII века Константин Акрополит в своей похвале популярному в Греции ещё в X веке 182 этолийскому святому – Варвару, записал народное предание о бывшем некогда (вероятно в IX в.) набеге агарян на Этолию, во время которого они разграбили Никополь и Амвракию, но зато были разбиты сами, и частью перебиты, частью бежали. Один из агарян спрятался и долгое время жил как разбойник, пока, наконец, не раскаялся и за своё покаяние не стал святым «Варваром». Потом он принял мученическую смерть от ошибочного выстрела никопольского охотника, и был канонизирован в этом городе. Какую бы историческую цену не придавать данной легенде, она важна для нас благодаря своей бытовой вероятности, как закрепление в народной памяти, в чертах несколько фантастического рассказа, одного из многочисленных фактов оседания в Греции части арабских корсаров во время их набегов IX в. Прекрасное подтверждение этой легенды представляет житие преп. Петра Аргивского, сообщающее, что некоторые из арабов, нападавших на Пелопоннес, из уважения к высокой личности св. Петра, крестились и бросили свои дикие нравы 183 . Другие показания агиографии говорят, наоборот, о мирной иммиграции арабов в империю и даже в самый Константинополь. Житие преп. Андрея Юродивого повествует, что Епифанию, ученику святого, однажды явился сатана в виде агарянского купца (каких, вероятно, привыкли нередко встречать в столице) 184 . В легенде о чудесах Иконы Богородицы Римской читаем, что при царе Василии, один столичный спафарокандидат затеял спор о веке с двумя булочниками-агарянами 185 . Прочие агиографические произведения называют агарян в качестве дворцовой гвардии, сановников и временщиков. В житии препп. Феодора и Феофана Начертанных, в качестве мучителей этих исповедников упомянуты «сарацины» 186 ; синаксарное житие преп. Анны Левкатской рассказывает об агарянине, недавно прибывшем в царство Ромеев, который так понравился царю Василию I, что тот порешил выдать за него молодую, богатую и знатную сироту Анну 187 . В житии преп. Василия Нового встречаемся с агарянином Самоной, паракимоменом царей Льва и Александра, который пользовался у них огромным влиянием. Этому Самоне цари поручают пытать заподозренного в шпионаже преподобного, причём все присутствующие негодуют на зверство агарянина. Автор жития, отражая общую ненависть византийцев к подобным выскочкам-варварам, с удовольствием обличает (устами Василия) жестокого агарянина в содомии и несколько раз называет его тираном 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переходя теперь к Балканскому полуострову, мы извлекаем из агиографии ценнейшие указания относительно славянизации его населения. В чудесах вмч. Димитрия Солунского находится рассказ, как в 581 году авары в союзе со славянами, опустошили почти весь Иллирик и Фракию вплоть до большой столичной стены, и увели пленное население в Паннонию. Прожив здесь около 60 лет и смешавшись с болгарами и аварами, пленники в 645 году, воспользовавшись войной Византии со славянами, вернулись на полузабытую родину и поселились в окрестностях Солуни, в качестве союзного войска 110 . Этот любопытный рассказ об одном из случаев славянизации фракийско-македонского населения даёт яркую иллюстрацию к издавна установившемуся мнению, что четырёхвековые погромы Балканского полуострова славянами не прошли бесследно, и что в результате их значительное число славянских отрядов и шаек так или иначе слились с коренным населением. Конечно, вопрос о том, справедливо ли знаменитое выражение Константина Порфирородного о славянизации всей Греции, и какую цену можно придавать ламентациям Михаила Акомината о варварском скифском диалекте Аттики 111 . Вопрос не только выясненный, но скорее запутанный пристрастными воззрениями Фалльмерайера и Папарригопуло, может быть разрешён лишь точными лингвистическими и антропологическими исследованиями среди современного населения Фракии, Македонии и Греции. Но нельзя не отметить, что агиография, со своей стороны, даёт два указания на наличность славянских поселений на севере полуострова. Во-первых, в житии преп. Германа Козинитского (VIII–IX вв.) мы читаем, что на границе Фракии и Македонии находилась деревня, называвшаяся на «местном наречии» (πιχωρως) Черница, (т. е. чисто по-славянски) 112 . Во-вторых, житие преп. Григория Декаполита (IX в.) сообщает, что этот святой, идя однажды по фракийскому побережью из Эно в Христополь, попал в руки славянских разбойников 113 . Таким образом, агиография иллюстрирует то известие о смешанном полуварварвском населении Фракии, которое находится у писателя XI века Михаила Аталлиата 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

228 См. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 12. 230 Семенченко Г.В. К характеристике редакций жития ростовского епископа Исайи//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М., 1989. С. 40−41. 231 Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. С. 12; РГБ, ф. 304/1 (собр. Троице-Сергиевой лавры), 761, л. 259. 232 Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. 2. С. 126; РГБ, ф. 304/I (собр. Троице-Сергиевой лавры), 761, л. 279. 239 Сборник XVII в., см.: Петров Н.И. Собрание рукописей Высокопреосвященного Макария (Булгакова) , митрополита Московского//ЧОИДР. 1892. Кн. 1, отд. 2. С. 78–81, 38; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Т. 7 (Кн. 4, ч. 1). С. 528, примеч. 341; Т. 8 (Кн. 4, ч. 1). С. 281, 102. 240 См. об этом Гадалова Г.С. Литературные памятники XVI века, посвящённые преподобному Макарию Калязинскому: Источниковедческие проблемы: Дис. (..) канд. ист. наук. М., 2005. С. 195−212. 241 См. её описание: Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог/Ред. Е.В. Крушельницкая, О.В. Творогов. СПб., 2010. Вып. 4. С. 138. 242 См. об этом памятнике, а также публикацию его текста: Крушельницкая Е.В. Записка о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. СПб. 1993. Т. 46. С. 308−318. 243 Сборник середины XVI в., см.: Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. СПб. 2004. Вып. 3. С. 23−24, 641. 244 Сборник написан в 1548 г., см. владельческую запись на л. 248. См. также: Описание рукописей библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря из Епархиального собрания ГИМ/Сост. Т.В. Панова, Л.М. Костюхина, И.В. Поздеева. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 401−402. 245 Сборник середины XVI в., см.: Путеводитель по архиву Ленинградского отделения Института истории. М.; Л., 1958. С. 408, 275; Архив ЛОИИ АН СССР. Коллекция 238. Л. 29, 275 (машинопись); Минеева С.В. Рукописная традиция жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI–XVIII вв.): В 2 т. М., 2001. Т. 1. С. 779−781.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010