Гал.1:13 . Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, Откуда видно, что чрез божественное откровение получил я Евангелие? Из прежней моей жизни. Ведь будучи таким гонителем, как бы я мог вдруг измениться, если бы не извлекло меня некое божественное явление? А что я был ревностным гонителем, видно из того, что слышали об этом и вы, галаты, столь далеко живущие от Иудеи. что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, Заметь, как сильно он выражается. Ибо не сказал «гнал», а «жестоко гнал». И не только это, но даже «опустошал», то есть пытался разрушить до основания и истребить, – ведь в этом состоит дело опустошителя. Гал.1:14 . И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Всех, говорит он, сверстников я превзошел горячностью, и в войне против Церкви шел впереди; иначе: был в чести у иудеев. Но не думай, что это было делом тщеславия или гнева, а из ревности. Итак, если я боролся против Церкви не по человеческим каким-нибудь расчетам, но из ревности по Боге, хоть и заблуждался, то как же теперь, когда познал истину, стал бы я проповедовать из любви к человеческой славе что-нибудь другое, а не то, что повелевает истина и чему научил меня Христос. Гал.1:15 . Когда же Бог , избравший меня от утробы матери моей: Если от чрева матери он предназначен был к благовестию и избран Богом, то, конечно, по некоторому божественному распоряжению оставался некоторое время в иудействе, без сомнения, для того, чтобы эта столь резкая перемена в нем привлекла многих к вере и утвердила в ней. Избрал же его Бог не по жребию, а по предведению, что он достоин. и призвавший благодатью Своею, Хотя Бог призвал его за добродетель, ибо сказано: «он есть Мой избранный сосуд» ( Деян.9:15 ), – но он скромно говорит, что призван благодатью не по достоинству, а по милости. благоволил Гал.1:16 . открыть во мне Сына Своего, Не сказал: открыть мне, но – «во мне», показывая тем, что получил наставление не словесное только, но и сердце его исполнилось многого Духа, так как знание это запечатлелось во внутреннем человеке и Христос в нем говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава восемнадцатая Ин.18:1 . Сказав сие, Не сказал евангелист «Иисус, помолившись таким образом», но – «сказав сие». Ибо предшествовавшая речь была не молитвою, а беседою, и была для утешения учеников. Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Иисус идет среди ночи, переходит реку и спешит прийти на место, известное Его предателю. Сам Себя выдает убийцам для того, чтобы показать, что Он идет на страдание добровольно, и освобождает иудеев от труда искать Его. Дабы они не затруднялись, переходя туда и сюда и отыскивая Его, Он Сам идет к ним, Сам отдает Себя в руки их; ибо в саду они находят Его, как бы в какой-нибудь темнице. Сад, в котором спасение наше получило начало, может быть сравнен с раем. Ибо в саду мы ниспали из рая; в саду, видим, начинается и спасительное страдание Христово, и исправляет все прежние бедствия. Ин.18:2 . Знал же это место и Иуда, предатель Его, Чтобы ты не подумал, будто Иисус удалился в сад с целью укрыться, евангелист прибавляет, что знал сие место и Иуда. Посему Иисус отходит в сие место скорее с целью открыться, чем укрыться. потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Иуда знает сие место потому, что Иисус часто хаживал туда. Ибо Господь любил уходить в места пустые и пристанища спокойные, особенно когда передавал что-нибудь таинственное. Почему Иуда знал, что Иисус в настоящее время находится в саду, и не думал найти Его спящим в дому? Он знал, что Господь много ночей проводил вне града и дома, а посему и тогда вышел вон. И иначе: он знал, что Господь во время праздника особенно имел обычай учить учеников своих чему-нибудь высшему. А, как мы сказали, Он учил учеников Своих таинственному и в местах таинственных. И как тогда был праздник, то Иуда догадывался, что Иисус находится там, и по обычаю рассуждает с учениками Своими относительно праздника. Ин.18:3 . Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, Уговаривают на помощь себе отряд воинов за деньги; ибо воины таковы, что золотом их можно подкупить. Приходит их много, потому что боятся последователей Иисуса, привязанных к Нему ради Его учения и чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая 1Фес.2:1 . Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; Велики, говорит апостол ваши подвиги: только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру; без них она была бы тщетной. 1Фес.2:2 . но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Избежав опасностей в Филиппах, мы снова у вас впали в другие опасности. Смотри, как опять все приписывает Богу, сказав: «дерзнули в Боге нашем», то есть одушевляемые Им. 1Фес.2:3 . Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, То есть наше учение – не обман. Ибо обманывающие не подвергают себя опасностям, а скорее вдаются в роскошь: я же подверг себя опасностям. Отсюда, таким образом, ясно, что мое учение не обманывает, и что не за человеческие дела я принимаю на себя опасности, а за божественные и непреложные. ни нечистых побуждений, То есть я не учу чему-нибудь нечистому, как учат маги и волшебники. ни лукавства; Ни стремления к возмущениям и переворотам, как делают последователи Февды. 1Фес.2:4 . но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, Бог, говорит, удостоил нас и избрал, чтобы вверить нам Евангелие: Он не избрал бы, если бы не признал нас достойными. Посему мы и остаемся такими достойными, какими избраны были Им для столь великой проповеди . угождая не человекам, но Богу, испытующему: ( δοκιμζοντι ) сердца наши. То есть мы делаем все это не для того, чтобы угодить вам, но желая угодить Богу, Который испытывает тайны (ибо δοκιμζειν теперь это означает), или потому, что Он постигает сердца и дает венцы. Никакой обманщик, лукавый и нечестивый человек не может Ему угодить. 1Фес.2:5 . Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, Так как он пред этим похвалил их, то чтобы похвала не сделалась подозрительной, он говорит: никогда я не льстил вам (что свойственно обманщикам), и теперь не льщу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая 2Фес.2:1 . Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2Фес.2:2 . не спешить колебаться умом Не говорит, когда будет воскресение, но что теперь оно не последует, – вот чему он учит; так как были некоторые обманщики, которые говорили, что настало уже время общей кончины и пришествия Господа. К немалому утешению апостол сказал также и то, что верные будут собраны к Нему, чтобы быть вместе с Ним, как и в первом послании он сказал, что достойные тотчас по воскресении будут восхищены к Господу. Что означает слово «молим»? То есть упрашиваем вас, чтобы вы не поколебались и не отклонились от правильного убеждения, какое до сих пор имели. и смущаться ни от духа, То есть чрез пророчество. Ибо некоторые, лицемерно объясняя пророчество, обольщали народ, говоря о пришествии уже Господа. ни от слова, То есть учением, выражаемым на живом языке (устно). ни от послания, как бы нами посланного, Обманщики поддельными посланиями, будто бы посланными Павлом, подтверждали то, что говорили. будто уже наступает день Христов. Не ужасайтесь, говорит, что настал день Господа, то есть пришествие Христа. 2Фес.2:3 . Да не обольстит вас никто никак: Ни как пророк, ни как учитель, ни как от меня пишущий таковое. ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, Не будет, говорит, пришествия Господа, если не придет отступление, то есть антихрист. Отступлением апостол назвал его, потому что он на самом деле таков: он имеет отклонить многих, даже избранных, если можно. Его же назвал и «человеком греха» потому, что он совершит всякое беззаконие и других натолкнет на беззаконие. И «сыном погибели» назвал, потому что он и сам погибнет. Кто же он такой? Уже ли сатана? Нет, но некий человек, принявший всю его силу. 2Фес.2:4 . противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, Он не будет приводить людей к идолослужению, напротив, отвергнет всех богов и все предметы почитания их, или идолов, и себя одного объявит богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая Тит.2:1 .  Ты же говори то, что сообразно с здравым учением. Хотя бы они были неверующими и бесчестными людьми, ты все же делай свое дело: не молчи, хотя бы они и не принимали учения. Тит.2:2 . чтобы старцы были бдительны, Так как недостаток старости – леность, медлительность и неудобоподвижность, поэтому говорит, чтобы «были бдительны», то есть бодрствовали бы и были бы готовы на все должное. степенны, целомудренны, Целомудренными называет здесь рассудительных, имеющих здравое состояние ума. Ибо и между старцами бывают люди неистовые, беснующиеся и безумные, – одни от вина, другие от малодушия. здравы в вере, в любви, в терпении; Заповедь о «терпении» особенно прилична старцам, по причине их вспыльчивости и раздражительности. Тит.2:3 .  чтобы старицы также одевались прилично святым, Говорит о старицах, которые и по внешнему виду, и по одежде должны казаться приличными. Некоторые, впрочем, думают, что здесь речь о диакониссах, от которых апостол требует, чтобы они и по самому одеянию казались благоприличными, то есть отвечающими их священному служению. не были клеветницы, не порабощались пьянству, Так как к старости человек охлаждается, то является расположение к вину, а затем, не будучи в состоянии удерживаться, как слабый, побеждается не от умеренного, а от большого употребления вина, а отсюда является склонность к клеветам. учили добру; Как же в другом месте говорит: «а учить жене не позволяю» ( 1Тим.2:12 )? Там он говорит о публичном учении в церкви, которое женам не дозволяется, а здесь об учении домашнем, притом только жен младших. Что это говорит апостол, слушай далее. Тит.2:4 .  чтобы вразумляли молодых любить мужей, Не своих только дочерей, а и вообще всех юных по возрасту. Каждая старшая пусть «вразумляет» младшую, и прежде всего важнейшему домашнему благу – «любить мужа». Когда это налицо, и остальное последует, порядок в доме и изобилие в имуществе; когда же этого нет, то хотя бы и все было, все утечет. Любить детей, Кто любит корень, то есть отца, тем более полюбит и плоды, то есть «детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава вторая Флп.2:1 . Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность,: Флп.2:2 . то дополните мою радость: имейте одни мысли, Слова эти значат вот что: если вы желаете доставить мне какое-либо утешение в моих испытаниях; если желаете оказать какую-либо отраду, которую рождает любовь; если думаете доказать, что имеете некоторое общение со мной в духовных делах и ради Господа; если скорбите обо мне и сочувствуете моим страданиям; то за все это воздайте мне взаимной друг ко другу любовью. Заметь, как он в их единодушии видит для себя личное благодеяние и полагает, как будто он сам удостоился милости. И не сказал: доставьте мне радость, но «дополните». Вы, говорит, начали во мне радость и уже доставили мне мир; желаю, чтобы эта радость была доведена до конца. В чем же моя радость? Не в том, чтобы мне освободиться от опасности, или получить от вас что-нибудь, но в том, чтобы вы мудрствовали одинаково. имейте ту же любовь, Это больше, чем мыслить одинаково. «Имейте ту же любовь». Когда ты любим чрезмерно, отвечай не слабой любовью, но равной мерой. будьте единодушны и единомысленны; Будьте как бы одна душа, не по природе, но по мыслям и согласию; на это апостол указывает словами: «будьте единомысленны». Флп.2:3 . ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, Ничего, говорит, не делайте по зависти или соперничеству, что бывает, когда мы говорим: вот, я поднатужусь, чтобы меня не превзошел такой-то; в этом именно и состоит любопрение ( ριθεα). Затем апостол матерью такой ревности выставляет тщеславие, потому что из последнего рождается первая. Когда мы ищем славы человеческой, чего мы для нее не делаем? но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Теперь апостол показывает нам путь, которым мы можем избежать тщеславия, и предлагает спасительное для нас учение. Если, говорит, ты представишь себе, что другой не просто больше тебя, но чрезмерно тебя превосходит и, по великому смирению, убежден будешь, что это подлинно так, то ты его всячески будешь почитать. Поступая так, ты не огорчишься, когда увидишь, что и другие его почитают, даже если бы он стал тебя поносить или бить, ты терпеливо перенесешь; потому что ты, признав его высшим себя, не будешь и завидовать ему; потому что зависть бывает к равным, а не к тем, за которыми мы признали преимущество. И тот, в свою, очередь, будет думать, что ты превосходнее его, и вот настанет между вами полный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава двенадцатая Евр.12:1 .  Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, Не сказал: поднимающееся над нами, но: «вокруг», то есть отовсюду нас охватывающее. Свидетелями же называет не только лиц новозаветных, но и ветхозаветных, и эти последние засвидетельствовали о величии Божием, как три отрока, и Даниил, и все пророки. Не сказал же: все множество, но «облако», как наиболее приличное в настоящем наставлении. Так как те, к кому писал апостол, объяты были огнем скорбей, то, говорит, воспоминание о свидетелях, подобно облаку, охватывая вас отовсюду, освежит вас. свергнем с себя всякое бремя То есть бремя земных занятий и попечение о них. Ибо, говорит, это ничто иное, как тщетное бремя. Так почему же вы огорчаетесь при освобождении от них? и запинающий нас грех Или легко обладающий нами, или легко могущий подвергнуть нас беде. Ибо если мы пожелаем, то легко подчиняемся греху. Или чрез грех легко подпасть беде, ибо нет ничего столь опасного, как грех. и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Не сказал: станем биться, или: станем бороться, но ставит на вид то, что было легче всего в деле подвига; не сказал: усилим подвиг, но: будем оставаться в том самом подвиге. Одни путем воздержания, другие путем милости, третьи путем иной какой-нибудь добродетели должны подвизаться; вы же – «терпением». Ибо оно вам нужно, как и выше было сказано. Евр.12:2 .  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, То есть если мы желаем научиться подвигу терпения, то будем взирать на Христа, как и учащиеся искусствам – на учителей, о чем Он и Сам говорил: «научитесь от Меня» ( Мф.11:29 ), и снова: «если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его»; и: «ученик не выше учителя» ( Мф.10:24–25 ). Что же значат слова: «начальника и совершителя»? То есть Сам Он и веру изначала внедрил в нас: ибо «не вы Меня», говорит, «избрали, а Я вас избрал» ( Ин.15:16 ): Сам же и усовершает, чтобы вы обладали верой совершеннейшей. Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление,

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава одиннадцатая Ин.11:1 . Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Один только Иоанн рассказывает эту историю. Рассказывает же для того, чтобы научить нас не соблазняться, если какая-нибудь болезнь постигнет людей усердных и боголюбезных. Ибо Лазарь был друг Христов, однако же, и он был болен. Ин.11:2 . Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Нужно знать и то, что сия Мария, помазавшая Господа миром, не была ни блудница, упоминаемая у евангелиста Луки ( Лк.7,37–50 ), ни женщина, упоминаемая у евангелиста Матфея ( Мф.26, 7 ), но иная, не блудница, но честная, боголюбезная и усердная. Ибо она заботилась о принятии Христа и служила Ему, как сам Иоанн потом ( Ин.12, 2 ) свидетельствует. Господь о ней же свидетельствует, что она избрала благую часть, как замечает евангелист Лука ( Лк.10, 42 ). Сестры сии были так чудны и достопочтенны, что и Лазарь сделался известным более из-за них. Ибо Лазарь, сказано, был из Вифании, из селения Марии и Марфы. Ин.11:3 . Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Почему же они посылают звать Иисуса, а не идут к Нему сами, подобно сотнику и цареву мужу? Потому, что они крепко надеялись на Христа, потому что они были слабые женщины и не прилично было им выходить из дому, потому что и они одержимы были скорбью и заняты были заботою около брата. А что они сделали так не по небрежению, это оказывается из последующего, ибо они оказывают Христу великую честь и уважение и приносят твердую молитву. «Вот, кого Ты любишь». Говорят так для того, чтобы именем дружбы вернее преклонить Господа к состраданию. Такое выражение сих жен обнаруживает и некоторую веру их. Они так уверены в величии силы Господней, что для них удивительно, как болезнь коснулась человека, любимого Им. Ибо удивительным как-то представляется, что болен тот, кого Ты, Господи, любишь. Ин.11:4 . Иисус, услышав то , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава первая 1Фес.1:1 . Павел и Силуан и Тимофей – Апостол Павел в письме к фессалоникийцам ставит наряду с собой и Тимофея. Между тем, в Послании к Ефесянам он не делает этого, хотя Тимофей и был им известен. Мне кажется, это потому, что он имел намерение немедленно послать его к ефесянам, почему и излишне было писать послание от лица того, кто должен был доставить его. Здесь же не так: Тимофей недавно возвратился из Фессалоник, поэтому справедливо ставит его наряду с собой. Но впереди Тимофея он помещает Силуана, вероятно, потому, что этого по смирению требовал сам Тимофей, подражая учителю Павлу, который причисляет к себе своих учеников. Здесь Павел не называет себя ни апостолом, ни рабом, как обычно делает это в других посланиях, потому что фессалоникийцы были новообращенные и еще не узнали его близко. Поэтому и не следовало напоминать им о своем достоинстве. церкви Фессалоникской Хотя фессалоникийцев было немного и они еще не соединились тесно между собой, однако он называет их церковью, ободряя самым именем: так как имя церкви по большей части означает множество. в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: Так как были церкви эллинские и иудейские, то он, отличая эту церковь от тех, говорит, которая есть «в Боге Отце». Великое достоинство – быть «в Боге». Ибо если кто раб греха, тот не «в Боге». Заметь: предлог " в» ( εν ) относится и к Отцу, и к Сыну. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Желает им, чтобы все более и более они преуспевали в дарах Божиих, но имели бы и мир, не гордясь друг перед другом. 1Фес.1:2 . Всегда благодарим Бога за всех вас, Тотчас за похвалой следует хвала Богу. Ибо тем, что благодарит Бога за них, он показывает, что они исполнили все, чем прославляется Бог . Но вместе с тем учит и смирению, так как Богом все совершается. вспоминая о вас в молитвах наших, Что он благодарит Бога – это следствие их добродетелей; а что вспоминает их в молитвах – это по своей любви к ним. 1Фес.1:3 . непрестанно памятуя Не только, говорит, в молитвах поминаю вас, но и во всякое другое время. Это – доказательство его горячей любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава первая Гал.1:1 . Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, Тотчас же и отвергает, что он ученик людей. Ибо не люди, но свыше и от неба он призван, и не чрез человека, но чрез Самого Христа. Ибо хотя крестил его Анания, но не он призвал к вере, а с неба Христос. Почему же он не сказал: Павел призванный, но «апостол»? Потому что о том и была вся речь: говорили, что людьми он избран в апостолы. Против этого-то он и восстает, показывая, что это неверно. но Иисусом Христом и Богом Отцем, ( δια Ιησο Χριστο και θεο πατρς) воскресившим Его из мертвых, А книга Деяний говорит еще, что Духом он избран на апостольство ( Деян.13:2 ). Итак, ясно, что едина воля Сына, и Духа, и Отца. Заметь также то, что предлог «чрез» ( δια) относится и к слову «Отец», а Сын поименован первым, это ради еретиков, которые очень заняты были этим. Очень кстати упоминает о смерти и воскресении, чтобы убедить впредь не держаться закона, который ничего не принес для них, но Христа, за них умершего и воскресшего, и потому удаляться от такого Благодетеля есть великое неблагоразумие. Говорит же, что воскресил Его Отец, с одной стороны, по немощи слушателей, а с другой – потому, что все, что творит Сын, относится к Отцу. Ибо не бессилен был воскресить Себя Тот, Который даже уверовавшим в Него дал силу воскрешать мертвых посредством одной тени своих тел. Гал.1:2 . и все находящиеся со мною братия – Так как клеветали, что он один это проповедует, то показывает теперь, что и другие многие разделяют его мнение. церквам Галатийским: Обрати внимание на его негодование и скорбь. Не сказал ведь он: возлюбленным, освященным, или церквам Божиим, а просто «церквам Галатийским». А так как они разногласили между собой, то вполне справедливо называет их многими церквами, и вместе с тем, к пробуждению в них стыда, соединяет их в одно посредством этого имени (церкви). Ибо те, которые разногласят между собой во многом, не могут называться этим именем, которое означает согласие. Гал.1:3 . благодать вам и мир

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010