Откр.3:15–16 . «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Объясн. И богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть или тщательно быть холодным. И подлинно, ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит её; а горящий духом чрез крещение и охладевший потом от лености отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры: Евр.6:4–6 (толков. Андрея, Арх. Кесарийского). Откр.3:20 . «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной». Объясн. «Се, стою у дверей и стучу». Не вынужденно Моё присутствие. Толкаю в двери сердца и с отверзающими его сорадуюсь о их спасении; его почитаю Я вечерей и пиршеством, насыщаемый тем, чем они насыщаются и отгоняют голод слышания слова Господня и тьму заблуждений: Ин.14:23 (Толк. его же). Откр.18:4 . «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её». Объясн. Под «народом», которому голос с неба повелел выйти из блудницы, нельзя разуметь самообольщённых еретиков, отвергающих, например, Крещение: Ин.3:5 , Причащение: Ин.6:53 ; последние, как незаконно подвизающиеся ( 2Тим.2:5 ), подлежат отлучению от Христовой Церкви: Мф.18:17–18 ; и именно от них повелено православ. верующим христианам отвращаться: Тит.3:10 . Пс.13:1:3 . «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро... Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Объясн. Думать, что нет Бога, но что всё произошло само собой, – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам по меньшей мере безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистым и свободным: 1Ин.1:8 ; Пс.115:8 ; Рим.7:15–17 , но есть грехи против догматов веры вследствие заблуждения человеческого ума или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6 , не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29 , не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых нномыслящими с Православной Церковью при отрицании крестного знамения и крестных ходов Лк.18:10–14 . Здесь приводится притча о вошедших в храм помолиться: Мытаре и Фарисее. Объясн. Притчу эту Господь говорил до крестных страданий Своих, поэтому о крестном знамении здесь не могло быть и речи; а когда крестом Господь нас спас: 1Пет.2:24 , то мы должны сами, в благодарность Господу за спасительную для нас силу креста, осенять себя крестным знамением: Гал.6:14 ; Евр.13:13 ; 1Тим.2:8 . Даже слово о кресте для нас сила Божия: 1Кор.1:8 . Евр.6:6 . «(Невозможно...) отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Объясн. К христианскому крестному знамению, которое мы производим не в себе, а «на себе», это место не может относиться потому, что при совершении крестного знамения мы не браним Сына Божия. Откр.7:3 . «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Объясн. «Печать на челах» – есть, очевидно, наружное знамение, видимое телесными очами и дающее возможность различать людей не только по внутренним их качествам, но и по внешнему виду, чтобы спасти рабов Божиих от всеобщего погубления. Нечто подобное было перед разрушением Иерусалима: Иез.9:2–6 . Посему понятно священное обыкновение христиан полагать на себе, на челе и персях, знамение креста, в ограждение от козней диавола, а потому крестного знамения мы не гнушаться должны, как это делают погибающие ( 1Кор.1:18 ), а должны вместе с апостолом Павлом хвалиться: Гал.6:14 . Откр.13:16–17 . «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Объясн. В этом месте говорится о «начертании имени или числа имени зверя» (т.е. диавола): ст.2:6, которое примут на чело своё и на руку свою несчастные люди, имеющие поклониться диаволу и признать его своим богом: Откр.13:4:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

12) О борьбе со злыми духами Еф.6:10–12 . «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Объясн. Христианину предлежит бороться не только с трудностями, которые зависят от слабости и испорченности нашей природы, но и с действительными врагами – злыми духами, а потому необходимо ему иметь и орудия, которые должны быть не плотские, но сильные на разрушение твердынь: 2Кор.10:4–5 . Злые духи называются мироправителями не потому, что им дана власть над миром вообще; но потому, что всё злое в мире, все злые люди творят волю их: Ин.8:44 ; 1Ин.3:8 . Откр.12:11–12 . «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени». Объясн. До Христа дьявол имел ещё некоторую власть не только на земле, но и на небе. Первым пришествием Господа сатана прогнан с неба: Лк.10:18 ; до начала 1000-летнего царства он имеет поприщем деятельности своей – землю. В продолжение 1000-летнего царства (третий период) обольститель связывается и низвергается с земли в бездну: Откр.20:1–3 , как некогда был свергнут с неба на землю. Затем, после кратковременного освобождения из бездны, он получит окончательный суд и ввергнется уже в геенну огненную: Откр.20:7–10 ; Мф.25:41 ; 1Кор.6:3 . 13) О ветхом и новом человеке Еф.4:22–24 . «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Объясн. Ветхий и новый человек суть два противоположных состояния человека, сначала находившегося под грехом и истлевшего в похотях, а потом возродившегося духом, начавшего жизнь в правде и преподобии истины: Рим.6:6 . Блаж. Иероним говорит, что облечься в нового человека есть облечься в Иисуса Христа: Рим.13:14 , ибо Он есть истинно новый человек. Тот облёкся в нового человека, кто может говорить с апостолом: «не я живу, но живёт во мне Христос»: Гал.2:20 ; 1Кор.11:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! «Одна берется, а другая оставляется» ( Мф.24:41 ); и «один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:36 ). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!” 859 Стих 1–3. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1–3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа ( Откр.14:14, 19:11–16 ) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии ( Откр.10:1–2 ), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца – Откр.12:10–11 ). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2Пет.2:4 ) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мф.27:66 ; Дан.6:17 ) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. 860 Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира ( Ин.12:31 ) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол.2:15 ; Евр.2:14 ; 1Ин.3:8 ). Связав сильного ( Мф.12:29 ), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа ( 1Пет.5:9 ; Еф.6:16 ), Его святейшее имя (Μр.16:17), крестное знамение (ср. Кол.2:15 ), пост и молитва ( Мф.17:21 ), слово Божие ( Еф.6:17 ) и благодать Христова ( 2Кор.12:9 ), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют ( 1Пет.5:8 ); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Павел в Еф. 4:16 и Кол. 2:19. умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мной, изрек Господь слова благие, слова утешительные». На небесах, кроме того, 24 старца, которые являются представителями небесной Церкви, также молятся Богу (Откр. 5:8). Ап. Петр же имел убеждение, что не оставит свою паству и после своей смерти: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1:15). Как же он после отшествия своего думал стараться о своих чадах? Видимо, молитвенным предательством пред Богом. Далее, в Ис. 43:27 сказано: «Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня». Здесь явно говорится о ходатаях небесных. Иер. 15:1: «...сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему...». Т. е., эти праведники ходатайствуют пред Богом за народ, но в этот раз евреи так согрешили, что Бог говорит, что и их уже не послушает. В Откр. 6:9-11 дается еще один пример молитвы умерших, в частности, о мести. Ангелы и усопшие праведники не бездействуют и не пребывают в состоянии пассивности, а участвуют во всех событиях и знают историю человечества. Так, Авраам в разговоре с богачом говорит о Моисее, хотя тот жил после него (Лк. 16:29), а Моисей и Илия, когда явились Иисусу, знали обо всем происходящем и о том, что должно произойти, так что беседовали об этом с Ним (Мф. 17:3). Есть также в так называемых неканонических книгах Библии 23 свидетельства о молитвенном общении небесной и земной Церкви. В Тов. 12:12 Ангел говорит Товии: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго... Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12:12,15; ср. Откр. 8:2-4). Также Варух молится: «Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их...» (Вар. 3:4). Во 2 Мак. 15:12-15 описано видение: «Видение было такое: он (Иуда Маковей) видел

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Ответ: 1. Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28 . «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: «Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (13). Св. прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11). ( Ин.3:36 ) «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15 . Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул». ( Мк.3:1-5 ). «И, воззрев на них с гневом» Господь обратился к человеку с иссохшей рукой. Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7). Свидетельства о наказании и гневе Божием из Апостольских посланий: ( Иак.4:1 , 2Пет.2:9 , 2Пет.2:13 , Рим.1:18 , Рим.2:5-6 , Рим.12:18 , 1Кор.3:17 , Кол.3:6 , 1Фес.4:6 , 2Фес.1:8-9 , 2Фес.2:12 , Откр.15:1 , Откр.11:18 , Откр.22:12 ). Данные цитаты в раскрытом виде. Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно. 2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) ( Иак.1:17 )» (12). И слова ярости к израильскому народу «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» ( Иез.22:31 ) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, — и что Он неизменяем» (Св. прав. Иоанн Кронштадский) (11). 5. «О наказании Божием в Библии говорится только лишь для того, чтобы запугать человека, для его исправления»

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-otvet-na-6...

В будущей жизни, когда будет новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ), небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения... – ночи там не будет ( Откр.22:5 ). Там не будет различия дней, следовательно, не будет и субботы, а настанет вечный день радости и блаженного общения с Богом ( Откр.3:4 ). 8) Иисус Христос заповеди (4-й) о субботе не отменил: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:17–19 ). Так как Иисус Христос пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (т.е. исполнить то, к чему стремились закон и пророки, восполнить закон, усовершить его и отменить в нем элемент временный, национально-иудейский), то Он не разрушил как всех прочих заповедей, так, в частности, и четвертой, а уяснил истинный смысл ее. Он указал, как должны праздновать Его последователи и в чем состоит истинное освящение праздничных дней. По слову Господа празднование состоит вовсе не в соблюдении лишь покоя от будничных работ, а именно в освящения дня действиями богослужебными ( Мф.12:5 ; Ин.7:22 ), поэтому Он со Своими учениками имел обыкновение посещать по субботам синагогальное богослужение ( Лк.4:16 ). За это учение о сущности празднования иудеи считали Господа нарушителем субботы ( Ин.5:18; 9:16 ). Из будничных дел дозволяются в праздники, как видно из представленных Им примеров, дела неотложные, вынужденные необходимостью (напр. голодом – Мф.12:1–7 , неотложными заботами по хозяйству, как, напр., водопой скота – Лк.13:15 , делами любви и милосердия – Мф.12:12 ; Мк.3:4 ; Лк.6:9; 13:12, 14:3 ; Ин.5:2–9, 9:7 и т. п. – Лк.14:5 , которые нисколько не мешают празднованию. 673 При этом Иисус Христос учил, что суббота для человека, а не человек для субботы ( Мк.2:27 ), т.е. распределение времени на праздничное и будничное установлено для человека для того, чтобы удобнее мог совершать добрые дела, предназначенные ему ( Еф.2:10 ); и такой распорядок времени не есть нечто неизменное·, потому что Сын Человеческий есть господь и субботы ( Мк.2:28 ), т.е. Он имеет власть вместо ее установить празднование другого дня, изменить, усовершить и самый способ празднования. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ангелы Божье творение не исчерпывается всем видимым, существует также и невидимый мир, который Библия иногда называет «небеса», а иногда – «превыше небес». Хотя этот невидимый тварный мир – чисто духовен и его нельзя обнаружить ни на одной карте материальных пространств, это ничуть не делает его менее реальным. Просто невидимое творение существует иначе, чем видимая материальная вселенная, и оно, конечно, отлично и от нетварного бытия Самого Бога. В Библии явления бесплотных сил обычно описываются в физических образах («шестокрылатые, многоочитые» или «в виде человеческом»), но мы должны понимать, что это только символические описания, – на самом деле они, по своей природе и по определению не имеют физических свойств. Ангелы (что значить «вестники»), строго говоря, являются только одним чином небесных или бесплотных сил невидимого мира. Всего же существует девять чинов бесплотных сил: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы . Последние, согласно описаниям, непрестанно поют славу Богу: «Свят! Свят! Свят!» ( Ис.6:3 , Откр.4:8 ). Чины, находящиеся в середине приведенного выше иерархического порядка, очень мало знакомы людям, а ангелы и архангелы известны как активные работники, воины против духовного зла и посланники Ягве в этот мир. В различных видах они приходят к людям на протяжении всей истории человечества, являя силу и присутствие Божье. Самые известные из них: Гавриил (чьё имя означает «Муж Божий»), принесший добрую весть Рождества Христова ( Дан.8:16, 9:21 , Лк.1:19, 26 ), и Михаил (имя которого означает «Кто как Бог») – начальник духовных воинств Божьих Дан.1:13, 12:1 ; Иуд.1:9 ; Откр.12:7 ). Злые духи Кроме ангелов, исполняющих волю Божью, существуют также духовные силы, восставшие против Него и творящие зло. Об их существовании свидетельствуют как Писания, так и жития святых. Они называются «демонами» или «дьяволами» (что значит «разрывающие» или «разрушающие»). «Сатана» (что значит «враг» или «противник») является собственным именем дьявола, вождя злых духов. Он – падший бесплотный дух, ангел, который был сотворен Богом для Своего служения и хвалы. Вместе с дьяволом полчища тёмных ангельских сил восстают против благости Божьей и стараются извратить и уничтожить Его творение.Как упал ты с неба, денница, сын зари! ( Ис.14:12 )…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. ( Иуд.1:6 )И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. ( Откр.12:9 ) Человек

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

«Цепь» семи церквей дает таблица 4 136 : в) Семь труб 137 . Ап. Иоанн видел в Откровении семь ангелов, которые имели семь труб (гл. 8:6). «Трубы» обозначают войны. «Труба» в библии является нередко символом войны (Ср. Иер. 4:19 ). При шестой апокалипсической трубе войска выходят на войну ( Откр. 9:16, 17 ). Таблица 4. Первая труба. «Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пал на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела» ( Откр. 8:7 ). «Первая труба» обозначает нашествие готов под начальством Алариха (319–412 г. по Р. X.). Третья часть дерев (которая сгорела) есть третья часть Римской Империи. Константин Великий разделил свою империю между тремя сыновьями: Констанцию дал Константинополь и всю восточную часть Империи, Коистантину 2 – западную часть Империи (Британию, Галлию, Испанию и пр.), Констансу – среднюю часть Империи – Италию, Иллирию и Африку. Град, падающий на землю, указывает на опустошительные набеги готов, которые «пришли с холодного севера». Огонь означает страшные разрушительные действия готов, предававших сожжению города и села. Кровь изображает убийства, которые совершали готы. По словам Гиббона, готы наводнили плодоносные равнины Фокиды и Беотии и всюду оставляли после себя глубокий кровавый след. Вторая труба. «Вторый ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» ( Откр. 8:8–9 ). Вторая труба обозначает завоевание С. Африки и Италии вандалами под начальством Гензериха (429–468 г. по Р. X.). Гензерих совершал свои опустошительные набеги по преимуществу на море, поэтому его нашествия н представляются здесь под образом «болышой горы, пылающей огнем, которая низверглась в море». История называет Гензериха «страшпым». Он беспощадно предавал огню и мечу все, что встречал па своем пути. Слова «вандал», «вандализм» – вошли в поговорку. Гензерих предпринимал свои нашествия из Карфагенской гавани. Он два раза уничтожил огнем римский флот и вообще наводил ужас на море.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010