Разделы портала «Азбука веры» Об эсхатологии без эсхатофобии игумен Андроник (Трубачев) Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста» В Избранное ( 9  голосов:  4.2 из  5) Поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен. Таким образом, в понятие «печати антихриста» входят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апокалипсисе к поклонению самому антихристу или его образу (изображению). Понятие «печать антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова: 1. И он (зверь из земли, т.е. лжепророк антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть ( Откр.13:16-18 ). 2. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его ( Откр.14:9-11 ). И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению ( Откр.19:20 ). И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет ( Откр.20:4 ). Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята. Начертание зверя

http://azbyka.ru/apokalipsis/igumen-andr...

Откр.5:9 . И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, «новую песнь» – см. комм. на 2, 17. «искупил нас Богу из всякого колена…» – Христос искупил все человечество, независимо от того, к какому колену, народу, языку или племени кто принадлежит. Откр.5:10 . и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.: «соделал нас царями и священниками» – см. комм. на 1, 6. «мы будем царствовать на земле» – на какой земле? Святой Андрей Кесарийский отвечает: на той земле, которую Господь обещал кротким ( Мф. 5, 5 ). Придерживающиеся хилиастических воззрений считают, что речь в этом стихе идет о тысячелетнем царстве, имеющем наступить в пределах земной истории 47 . Однако, согласно преобладающему на сегодняшний день в Православной церкви мнению, под «землей» здесь следует понимать расположенный за пределами истории Будущий век – то есть ту землю, о которой тайнозритель говорит в конце книги: «И увидел я новое небо и новую землю» ( Апок. 21, 1 ). Кроме того, слова «будем царствовать…» можно относить и к обычной земной истории – см. комм. на 20, 4 и 20, 6. Откр.5:11 . И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, «Тьма», греч. « μυρις», мириада, означает «десять тысяч», или, в переносном смысле, бесчисленное множество. Отсюда видно, что небесные Ангельские силы неисчислимы. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст : «Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово». Откр.5:12 . которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Речь идет о Божественных совершенствах и славах: хотя они от вечности принадлежат Богу, однако теперь их принимает Человек Иисус, Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

В первом послании к Тимофею Апостол пишет так: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в своей совести ( 1Тим.4:1–2 ). А во втором послании тот же Апостол рисует ещё более мрачную картину последнего времени. Знай, – говорит он своему любимому ученику и сотруднику, – что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:1–5 ). Из этих слов апостола видно, что «пред кончиною мира часть людей ниспадёт до такой степени нравственного растления и нечестия, что будет представлять собою самую мрачную картину всех видов нечестия и порока, напоминая собою тех безбожников, которые жили во дни Ноя и своим нечестием привлекли на себя грозный суд Божий». Это ещё не все признаки второго пришествия Господа, какие можно найти в слове Божием. Наиболее явственным и в высокой степени бедственным и для мира, и для рода человеческого будет явление антихриста или последнего богопротивника, имеющего явиться пред вторым пришествием Христовым. Об этом признаке ясно пишет апостол Павел во втором послании к солунянам. «Да не обольстит вас никто никак, – говорит апостол, – ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:3–4 ). Тайновидец в своём откровении представляет этого последнего противника Христа под образом зверя, которому дракон даст силу свою, престол свой и великую власть. И который отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе ( Откр.13:2, 6 ). Слово Божие ясно учит об антихристе как об определённой (индивидуальной) личности ( 1Ин.2:18 ; 2Фес.2:3 ), о времени его явления пред вторым пришествием Господа ( 2Фес.2:8 ), о народе, к которому он придёт ( Ин.5:43 ), об его учении ( 2Фес.3:4 ), о печати, какой он запечатлеет своих последователей ( Откр.13:16–18 ), о знамениях и чудесах, какие он совершит «на погубление неутверждённых» ( Мф.24:24 ; Откр.13:13 ), о бедственном состоянии мира и рода человеческого ( Мф.24:21–22 ; Мк.13:19–20 ), об определённом времени царствования антихриста ( Дан.7:25 ; снеси 12, 7 и 11; Откр.11:2–3, 12:6, 14, 13:5 ). Таким образом, из свидетельств слова Божия ясно видно, что пред вторым пришествием явится последний противник Христа, которого верующие узнают и потому могут познать близость дня Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Иисус Христос, зная, что смертью наказываются все противящиеся законным властям, все восстающие против их постановлений и желая напомнить о том Своему забывшемуся ученику, и произносит: «Взявший меч – меч бунтовщика, а не бранный – мечом и погибнет». За открытое, хотя может быть и необдуманное противление погибнет, потому что «не напрасно начальник носит меч» ( Рим. 13:4 ; 1Пет. 2:13–15 ) – символ от Бога данной Ему власти. Ясно, поэтому, что война и бранный меч здесь Христом Спасителем не имелись в виду. 4) Кто ведет в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит, быть убиту мечом». ( Откр.10:13 ) 4) Приводимое сектантами место из книги Откровения (13:10) совсем не говорить о войне людей между собою. Здесь тайнозритель Иоанн Богослов  говорит о событиях, которые ( Откр. 13:10 ) произойдут при кончине мира; здесь говорится о войне антихриста со святыми, которая должна быть при кончине мира и пленение антихристом и его лжепророками святых. Последние, взятые в плен, будут там умерщвлены. Но погибнут и их пленители, «брошенные в озеро огненное горящее серою» ( Откр. 19:20–21 ). О войне же людей между собою здесь и намека нет. В той же книге Откровения, между прочим, повествуется о событиях, происшедших на небе после крестных страданий Спасителя, чрез которые диавол потерпел окончательное крушение своей власти: «И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона; и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось для них уже места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Откр. 12:7 – 9 ). Описываемая война бесплотных духов была повторением другой бывшей раньше войны на небе, в премирное время, до творения видимого мира, когда возмутившийся гордый дух свержен был со всеми подчиненными ему духами от престола Творца, был лишен той великолепной славы, которую он имел до своего падения; свержен был и удален от того вещественного неба, или состояния Бога, окружаемого безгрешными чистыми ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Если для нас весть, сообщенная громами, не сохранилась, то это не потому, что она непонятна, но потому, что она не записана: «Скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего». Почему Иоанн не должен ничего записывать – не сказано. Возможно, этот запрет связан с содержанием возвещенного семью громами. Но этого содержания мы не знаем. Можно только сказать, что содержание того, что осталось сокрытым, не относится к непосредственной задаче Иоанна. Возможно, речь могла идти о дальнейших «казнях», ибо даже гибель трети неверующего человечества не привела оставшихся в живых к покаянию ( Откр.9:20–21 ). Но важнее то задание Иоанну, о котором сообщается далее. Сцена клятвы сильного Ангела ( Откр.10:5–7 ) в вольном пересказе повторяет сцену клятвы Ангела в Дан.12:4–9 . Особенно важен стих Дан.12:7 : «И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полвремени… все это свершится». У Даниила это высказывание относилось ко времени эллинистического царя из Селевкидов Антиоха IV Епифана (175–164 гг. до Р.Х.), который угнетал народ Божий. После таинственного срока в три времени с половиной произойдет «свершение», завершение, придет некий конец. Как и в Дан.12:4–9 , в Откр.10:5–7 речь идет о клятвенном заверении в том, что Бог через определенный Им самим срок одолеет своих врагов, «совершится тайна Божья». Обозначение Бога как «Живущего во веки веков» тоже восходит к Дан.12:7 . Но при этом еще подчеркнуто, что Бог – Творец неба, земли и моря, то есть имеет власть над всеми сферами космоса. «Времени уже не будет». Это значит, что немедленно, уже без всякой отсрочки, откроется и свершится тайна Божья. В видении пятой печати ( Откр.6:11 ) мученикам говорится, чтобы они успокоились и потерпели еще короткое время. Теперь говорится, что времени больше не осталось. Промедления больше не будет. Наступает обещанный конец. Никто и ничто не сможет воспрепятствовать в этом Богу. Его план спасения определен и неизменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Обличение есть выражение заботы и любви Господа, который ищет путь к потерянному и заблудшему: «ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч.3:12 ; ср. Евр.12:6 ). Единственная цель обличения – извлечь Лаодикийскую церковь из ее равнодушия и теплохладности к новому энтузиазму и покаянию. Следует отметить, что призыв к покаянию ( Откр.3:19 ) в конце первого христианского века был далеко не бесспорным, если речь шла о повторном покаянии после крещения ( Евр.6:4–8 ). А в Пастыре Ермы (VII 2:4–5) согрешающим христианам для второго покаяния требуется особое небесное разрешение 21 . Но Иоанн так убежден в неизменной любви Христовой, что он без сомнения призывает к покаянию даже эту церковь , которая не удостоилась ни единого слова похвалы. Поэтому не удивительно, что после этого призыва к покаянию вместо угрозы суда и наказания речь идет о радости для того, кто отворит дверь Христу. Эта радость изображена традиционным символом эсхатологического пира ( Откр.3:20 ). Тогда, – обещает Христос, – «войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Пророчество побеждающему содержит обетование царствования, совместного с Богом Отцом и с Христом. Здесь Иоанн примыкает к той евангельской традиции, в которой почти теми же словами говорится об эсхатологической интронизации и воцарении: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною… когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ; ср. Лк.22:28–30 ). Возникает образ небесного престола, на котором найдется место для побеждающего, если он победит, как победил и сам Христос ( Откр.3:21 ). Победа Христа – победа закланного Агнца, как будет показано в Откр.5:5–9 , то есть победа Его страданиями и смертью. Только в том случае, если христиане в своих бедствиях будут стойко держаться своей веры и свидетельствовать о ней, они примут участие в царстве Христовом, которое, со своей стороны, есть участие в царстве Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Город Сарды, в давние времена столица Лидийского царства, был расположен на плодородной равнине юго-восточнее Фиатиры. Некогда там правил вошедший в поговорку своим сказочным богатством царь Крез (595–546 гг. до Р.Х.). Но с той далекой поры город давно уже утратил свой прежний блеск. В 17 году Р.Х. он был разрушен землетрясением, но восстановлен благодаря щедрому пожертвованию императора Тиберия. В то время, когда писалась Книга Откровения, он сохранял какое-то значение только благодаря производству шерстяных тканей. Образ белых одежд, появляющийся в Откр.3:4–5 , может как-то отражать этот факт. Обращение к церкви в Сардах носит характер проповеди покаяния, и в целом напоминает послание Эфесской церкви. И здесь, и там прежнее блаженное состояние противопоставляется современному сомнительному. Иисус Христос здесь представлен как «Имеющий семь духов». Мы об этих духах знаем, что они «находятся перед престолом Божиим» ( Откр.1:4 ) и посылаются для служения «во всю землю» ( Откр.5:6 ). Что понимается под этими семью духами, нами уже обсуждалось. Есть ли это символ Духа Святого, или просто семь Ангелов престола Божьего, – вопрос открытый. Как и в пророческом послании в Эфес, Христос изображен как держащий семь звезд – ангелов семи церквей ( Откр.1:20 ). Следовательно, Он имеет полную власть над церквами. Акцент на этой власти отражает содержание пророчества, которое полностью состоит из упрека и назидания, что свойственно именно Учителю и Владыке. Правда, не сказано определенно, в чем именно упрекается Сардийская церковь . Говорится, что она сонная и мертвая: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Иногда полагают, что это образы нерешительности, халатности и бездейственности. Удовлетворенная своей умеренностью, она вовсе не имеет желания развивать у себя какое-нибудь лжеучение, но нет у нее и христианского энтузиазма, той силы убежденности, которая может вызвать ее преследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Се творю всё новое» (Откр. 21, 5). Так изрек «Сидящей на престоле», как об этом повествует нам в Апокалипсисе Тайновидец – возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, сподобившийся великих и дивных видений от Бога, среди которых дано было ему видеть  " новое  небо и  новую  землю», после того, как «прежнее небо и прежняя земля миновали» ( Откр. 21, 3 ). И узрел он «святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба», и услышал «громкий голос с неба, говорящий:  се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними: они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло»   ( Откр. 21, 2–4 ). Не ясно ли, что здесь идет речь о новотворении Богом мира, после того, как грех, исказивший и изуродовавший первоначальное прекрасное Божие творение, будет окончательно побежден и низвержен вместе с родоначальником греха диаволом и всеми его служителями, о чем так сильно и ярко повествует нам Апокалипсис в последних своих главах (17, 18, 19 и 20 гл.)? Сущность христианства и состоит именно в этом новотворении: новотворении пораженной ядом греха души человеческой, а с нею и всего остального мира, на который также легла печать этого греха. Но сколь велико лукавство диавола и предавших себя ему служителей его! Даже все то, что так ясно заповедано Господом в Его Божественном Евангелии, он стремится  перетолковать,  переиначить на свой лад, лишь бы только не допустить этого новотворения, а еще больше погрузить человека в бездну греха, откуда уже не будет выхода! «Кто во Христе, тот новая тварь»   ( 2Кор. 5, 17 ) – так учит нас Слово Божие, то есть кто хочет быть христианином, тот должен переродиться, стать совершенно новым человеком. Об этом постоянно учил Сам Господь наш Иисус Христос, столь решительно сказавший иудейскому законоучителю Никодиму, пришедшему к Нему ночью:  «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»   ( Иоан. 3, 3 ), а дальше поясняет, как это «родиться свыше» – «водою и духом»   ( Иоан. 3, 5 ), то есть через таинство крещения и прочие таинства, подающие благодать Святаго Духа, которая и перерождает человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

T. 94. Io. Dam. De imag. I. 1261 A). Остальные образы создаются непосредственно людьми для получения, сохранения и передачи знаний о первообразах. Другими словами, допускается изображение практически всего универсума видимого нашими глазами. Св. Иоанн прямо говорит: «Естественно изображаются тела и фигуры, имеющие телесное очертание и окраску» (Ibid. III. 24). Допускается изображать бестелесные «духовные существа» (ангелы, демоны, душа), которые запечатлеваются «сообразно их природе» в традиционных и свойственных им формах («как их видели достойные люди»). Особое внимание Отцы Церкви уделяли двум функциям религиозных изображений: психологической и догматической. Примеры, которых мы найдем ниже. 1-я сцена: явление Господа Иисуса Христа ап. Иоанну (Откр. 1, 9-20). Сам Господь Иисус Христос является апостолу и евангелисту Иоанну, который находится в ссылке на о. Патмос и диктует ему Апокалипсис (Откровения о последних судьбах Церкви и мира). Христос изображен на облаке во всей полноте своего совершенства, дабы Иоанн (как некогда Исайя - Ис. VI, 1-5) мог заимствовать чистоту помышлений от своего видения, во весь рост с золотым поясом на высоте груди и с поднятой правой рукой, в которой он держит 7 звезд (ангелов), символы епископов 7 церквей. Христа окружают 7 зажженных светильников, которые символизируют 7 малоазийских церквей, к которым обращена книга Откровений в форме послания. Ниже сидит исступленный Иоанн, кресло его поднялось на воздух перед горой, а взгляд и слух со вниманием обращен к Иисусу Христу. Вся обстановка созерцания убеждает нас, что Спаситель имея в виду означенные ассийские церкви, входящие в состав епархии ап. Иоанна, в то же время обращается ко всей Вселенской Церкви в семи проявлениях и моментах ее существования. Эти семь эпох новозаветной истории, о которых мы можем только догадываться, судя по наставлениям ассийским церквям, не имеют точной хронологии. Каждая эпоха выражает некоторый, в данное время преобладающий дух или тип, который не сразу и не одновременно возникает и не сразу изменяется. И в этом апокалипсические эпохи ничем не отличаются от иных эпох культурной или духовной жизни человечества. Например, мы не можем точной датой определить, когда закончилась античная культура, и когда началось и закончилось средневековье и т. д. Рис. 3. Первая, вторая и третья сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата. На нимбе Христа: Сущий, (над головой Иоанна) Иоанн Богослов. Фото автора 2014 г. Надпись 1: (вверху сцены) Я Иоанн бы в духе, и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. (Откр. 1, 9-13) Надпись 2: И вот престол стоял на небе, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису, и радуга вокруг престола (Откр. 4, 2-3) Надпись3: И вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему был венец, и вышел он как победоносный (Откр. 6,2).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010