Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых нномыслящими с Православной Церковью при отрицании крестного знамения и крестных ходов Лк.18:10–14 . Здесь приводится притча о вошедших в храм помолиться: Мытаре и Фарисее. Объясн. Притчу эту Господь говорил до крестных страданий Своих, поэтому о крестном знамении здесь не могло быть и речи; а когда крестом Господь нас спас: 1Пет.2:24 , то мы должны сами, в благодарность Господу за спасительную для нас силу креста, осенять себя крестным знамением: Гал.6:14 ; Евр.13:13 ; 1Тим.2:8 . Даже слово о кресте для нас сила Божия: 1Кор.1:8 . Евр.6:6 . «(Невозможно...) отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Объясн. К христианскому крестному знамению, которое мы производим не в себе, а «на себе», это место не может относиться потому, что при совершении крестного знамения мы не браним Сына Божия. Откр.7:3 . «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Объясн. «Печать на челах» – есть, очевидно, наружное знамение, видимое телесными очами и дающее возможность различать людей не только по внутренним их качествам, но и по внешнему виду, чтобы спасти рабов Божиих от всеобщего погубления. Нечто подобное было перед разрушением Иерусалима: Иез.9:2–6 . Посему понятно священное обыкновение христиан полагать на себе, на челе и персях, знамение креста, в ограждение от козней диавола, а потому крестного знамения мы не гнушаться должны, как это делают погибающие ( 1Кор.1:18 ), а должны вместе с апостолом Павлом хвалиться: Гал.6:14 . Откр.13:16–17 . «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Объясн. В этом месте говорится о «начертании имени или числа имени зверя» (т.е. диавола): ст.2:6, которое примут на чело своё и на руку свою несчастные люди, имеющие поклониться диаволу и признать его своим богом: Откр.13:4:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Евр. 7: 24–25 . «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Объяснение. Иисус Христос есть Ходатай по природе, святые же суть ходатаи по благодати, например, Моисей называется посредником, что тоже ходатай: Гал.3:19 . Апостол Павел говорит о многих ходатаях: 2Кор.1:11 , и наконец Сам Бог указывает на пророка, как на ходатая: Иер.27:18 . Евр.12:24 . «и к ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева». Объяснение. Хотя мы и прибегаем к заступлению святых, однако отнюдь не сравниваем их с Единым Ходатаем ( 1Тим.2:5 ), каковым Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом Небесным об очищении людских грехов: Еф.2:18 . Из Писания видим, что Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными: Рим.8:26 ; говорится также о ходатайстве святых угодников Божиих: 2Кор.1:11 . Таким образом, Иисус Христос есть ходатай-Спаситель, а свят. угодн. – ходатаи-молитвенники. Откр.5:8 . «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых». Объяснение. Эти слова изобличают суемудрие отрицателей ходатайства за нас святых угодников Божиих: Откр.8:3 ; 2Пет.1:14–15 . Откр.6:9–10 . «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?». Объяснение. Указанные здесь мученики высказывают не своё недоброжелательство к мучителям (это было бы противно Евангелию: Мф.5:44 ), но молитву о том, чтобы Господь Своим судом праведным прекратил те несправедливые гонения и жестокости, какие производили языческие мучители: Лк.18:7–8 . Такой молитвой о суде над жестокими гонителями живущие на небе мученики именно оказывают защиту и помощь (ходатайство) преследуемым на земле праведникам: Ин.5:45 ; 1Кор.13:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. 16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Далее Иоанн видит три демонических существа, выходящие из пастей сатанинской троицы: дракона (диавола), зверя (то есть зверя из моря, антихриста) и лжепророка (зверя из земли, священника антихриста). Эти подобные жабам духи противопоставлены трем Ангелам, возвещавшим Евангелие, падение Вавилона и суд Божий ( Откр.14:6 и далее). Сам образ жаб напоминает одну из казней египетских ( Исх.8:1–14 ), когда «вышли жабы и покрыли землю Египетскую». Нечистые духи выходят «из уст» нечестивой троицы – в этом образе своего рода игра слов. Дух (по-гречески пневма, pneuma) означает также дыхание. То есть само дыхание сатанинской троицы нечисто, полно зла. Вообще жабы считались нечистыми животными. Кроме того, они символизировали пустословие. Ведь жабы знамениты своим кваканьем. А «кваканье, – говорил блаженный Августин , – это самое пустое из всех тщеславий» 54 . То есть сами слова этих нечистых духов были своеобразной казнью, бедствием. Мы определили лжепророка как зверя из земли. Но это требует некоторого разъяснения. О лжепророках говорится и в Ветхом, и в Новом Завете. В Ветхом Завете Израилю запрещено слушать лжепророка, какие бы впечатляющие знамения и чудеса он ни показывал ( Втор.13:1–5 ). И христиане были предупреждены, что «восстанут лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных», то есть христиан ( Мк.13:22 ). Далее, в Откр.19:20 , будет сказано, что этот лжепророк был схвачен вместе со зверем. Он производил чудеса перед зверем и «обольстил принявших начертание зверя и поклонявшихся его изображению». Но мы уже знаем из Откр.13:13 , что «творит великие знамения» и обольщает ими живущих на земле «зверь из земли», который символизирует провинциальную администрацию и жречество, насаждающее культ кесаря. Таким образом, лжепророк символизирует государственный аппарат, созданный для того, чтобы внушить людям отречься от Иисуса Христа ради поклонения обожествленному государству и императору. Вообще же лжепророк – это тот (любой), кто пытается ввести идолопоклонство с его культами и побудить людей к полному подчинению безбожному миру и боговраждебному государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Кроме того, в Писании есть четкие указания на то, что некоторые ветхозаветные святые взошли на небеса. Например, в Книге 4Цар.2:1 мы читаем: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала». Далее, в 4Цар.2:11 говорится: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (курсив автора). Илия не претерпел смерти и отправился прямо в присутствие Божье на небесах. Это неопровержимый пример ветхозаветного святого, имеющего небесную участь! Есть и другие примеры. В Мф.8:11 конкретно говорится о том, что Авраам, Исаак и Иаков находятся в Царстве небесном. А в Лк.13:28 сказано, что все ветхозаветные пророки пребывают с Авраамом, Исааком и Иаковом. Спросите: Как вы примирите учение Сторожевой Башни о том, что ветхозаветные святые уповают на земную участь, с библейским утверждением, что Авраам, Исаак, Иаков, пророки и другие ветхозаветные святые будут с Богом на небе? (Если собеседник не согласится с вами, попросите его прочесть вслух Мф.8:11 и Лк.13:28 , а затем спросите, о чем говорится в этих стихах.) Откр.7:4 и 14:1–3 – 144 000 в «классе помазанников»? Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» Откр.7:4 звучит так: «И услышал я число отмеченных печатью – сто сорок четыре тысячи, которые были отмечены печатью из каждого племени сыновей Израиля...» (курсив автора). По словам Свидетелей Иеговы, в этом стихе речь идет о классе помазанных верующих, имеющих небесную надежду (ср. Откр.14:1–3 ). Как утверждается в публикациях Сторожевой Башни, именно эти 144 000 названы «малым стадом» в Лк.12:32 . «Малое стадо» числом в 144 000 человек составляет тело Христа и будет царствовать с Ним. Общество утверждает, что эти люди будут участвовать в «первом воскресении» – получат такие же духовные тела, какое в свое время получил Иисус Христос 585 . Их тела непременно будут духовными, потому что «плоть и кровь не могут наследовать царство Бога» ( 1Кор.15:50 , ПНМ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

12) О борьбе со злыми духами Еф.6:10–12 . «Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Объясн. Христианину предлежит бороться не только с трудностями, которые зависят от слабости и испорченности нашей природы, но и с действительными врагами – злыми духами, а потому необходимо ему иметь и орудия, которые должны быть не плотские, но сильные на разрушение твердынь: 2Кор.10:4–5 . Злые духи называются мироправителями не потому, что им дана власть над миром вообще; но потому, что всё злое в мире, все злые люди творят волю их: Ин.8:44 ; 1Ин.3:8 . Откр.12:11–12 . «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак веселитесь небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени». Объясн. До Христа дьявол имел ещё некоторую власть не только на земле, но и на небе. Первым пришествием Господа сатана прогнан с неба: Лк.10:18 ; до начала 1000-летнего царства он имеет поприщем деятельности своей – землю. В продолжение 1000-летнего царства (третий период) обольститель связывается и низвергается с земли в бездну: Откр.20:1–3 , как некогда был свергнут с неба на землю. Затем, после кратковременного освобождения из бездны, он получит окончательный суд и ввергнется уже в геенну огненную: Откр.20:7–10 ; Мф.25:41 ; 1Кор.6:3 . 13) О ветхом и новом человеке Еф.4:22–24 . «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Объясн. Ветхий и новый человек суть два противоположных состояния человека, сначала находившегося под грехом и истлевшего в похотях, а потом возродившегося духом, начавшего жизнь в правде и преподобии истины: Рим.6:6 . Блаж. Иероним говорит, что облечься в нового человека есть облечься в Иисуса Христа: Рим.13:14 , ибо Он есть истинно новый человек. Тот облёкся в нового человека, кто может говорить с апостолом: «не я живу, но живёт во мне Христос»: Гал.2:20 ; 1Кор.11:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Что касается луны под ногами, то, делая отступление от нашей темы, можно напомнить некоторые иконописные изображения Пресвятой Богородицы, стоящей на луне или на полумесяце. Это явные следы «мариологического» истолкования образа жены из главы 12. Кроме того, все наблюдали кресты на многих православных храмах, в основании которых находится полумесяц. Иногда это толкуют как победу христианства над исламом. Это неверно. То, что воспринимается как полумесяц, на самом деле схематическое изображение корабля или лодки, плывущей по житейскому морю и управляемой парусом-крестом. Упомянутые сильные «боли и муки рождения», от которых жена кричит, вопреки нашему ожиданию, вовсе не указывают на трудности рождения Сына. «Муки рождения» – устойчивый термин для обозначения «скорбей» последних времен. Например, 1Фес.5:3 : «Когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». Или вот слова Господа Иисуса: «Восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней» (буквально «начало родильных мук») ( Мк.13:8 ; Мф.24:8 ). Второе знамение на небе – «большой красный дракон» ( Откр.12:3 ). Он внушает ужас и очень силен. Согласно Откр.12:9 он – «древний змий, называемый диаволом и сатаною». Его цель – совращение и погибель всего мира. На Древнем Востоке дракон считался неким демоническим существом, олицетворявшим власть хаоса. Эти древневосточные мифы оказывали влияние уже на образы Ветхого Завета. Но там Господь Бог сокрушает дракона: Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев [драконов] в воде; Ты сокрушил голову левиафана… ( Пс 73:13–14 ). Господь в Последнее время победит дракона: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» ( Ис.27:1 ). Красный цвет дракона тоже традиционен. Этот цвет обличает его кровавые убийственные намерения. Вспомним снятие второй печати и рыжего цвета коня, символа войны и убийства в Откр.6:4 . Возможно, образ дракона отражает пророчество Исаии ( Ис.14:29 ):

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ответ: 1. Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28 . «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: «Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (13). Св. прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11). ( Ин.3:36 ) «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15 . Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул». ( Мк.3:1-5 ). «И, воззрев на них с гневом» Господь обратился к человеку с иссохшей рукой. Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7). Свидетельства о наказании и гневе Божием из Апостольских посланий: ( Иак.4:1 , 2Пет.2:9 , 2Пет.2:13 , Рим.1:18 , Рим.2:5-6 , Рим.12:18 , 1Кор.3:17 , Кол.3:6 , 1Фес.4:6 , 2Фес.1:8-9 , 2Фес.2:12 , Откр.15:1 , Откр.11:18 , Откр.22:12 ). Данные цитаты в раскрытом виде. Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно. 2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: «Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) ( Иак.1:17 )» (12). И слова ярости к израильскому народу «Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» ( Иез.22:31 ) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример — покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающий за нарушение их, — и что Он неизменяем» (Св. прав. Иоанн Кронштадский) (11). 5. «О наказании Божием в Библии говорится только лишь для того, чтобы запугать человека, для его исправления»

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-otvet-na-6...

Павел смело заявляет: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Из Библии хорошо известно, что наивысшая слава, которую можно только воздать Богу, есть признание Его и поклонение Ему в лице Его Сына. Сам Иисус Христос сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин. 14:6 ) и «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин. 5:23 ). Поэтому из контекста ясно, что неповторимость Бога-Отца в самой полной мере проявилась во Христе и что всем людям надлежит осознать пагубные последствия своего отказа принять Слово Божие и Божественность Его Сына, Который «есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 ). 6. Откровение 1:8. «Я есмь Алфа и Омега, говорит Иегова Бог, Тот, Который есть и был и грядет. Всемогущий» (НМ, ср. Откр. 1:7–8, 17–18; 2:8; 22:13 ; Мф. 24:30 ; Ис. 44:6 ). В стихах 7–8, 17 и 18 первой главы Откровения вновь подтверждается единственная и чудесная истина, что Иисус Христос и Бог Иегова единосущны, а, следовательно, равны, вечны, короче, одной природы в самом полном смысле. Рассмотрим подробно это положение из Священного Писания. При сравнении Мф. 24:30 с Откр. 1:7 становится очевидным, что Иисус Христос грядет «на облаках» как в первом, так и во втором случае. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:30 ). Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь ( Откр. 1:7 ). Рассуждая таким образом, мы прочтем слова Иеговы в Ис. 44:6 : «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога». Это заявление навсегда устраняет любое сомнение по поводу двух первых и последних. А раз Иегова единственный Бог, Слово не может быть «меньшим богом», «божеством» при Иегове, как пытаются убедить нас свидетели Иеговы на основании Ин. 1:1 («Эмфатический диаглот» и «Новый мир»). Неоднократно Иегова заявляет о Себе как о «единственном» Боге и Спасителе ( Ис. 41:4; 43:11–13; 44:6; 45:5; 48:12 , и т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Ангелы Божье творение не исчерпывается всем видимым, существует также и невидимый мир, который Библия иногда называет «небеса», а иногда – «превыше небес». Хотя этот невидимый тварный мир – чисто духовен и его нельзя обнаружить ни на одной карте материальных пространств, это ничуть не делает его менее реальным. Просто невидимое творение существует иначе, чем видимая материальная вселенная, и оно, конечно, отлично и от нетварного бытия Самого Бога. В Библии явления бесплотных сил обычно описываются в физических образах («шестокрылатые, многоочитые» или «в виде человеческом»), но мы должны понимать, что это только символические описания, – на самом деле они, по своей природе и по определению не имеют физических свойств. Ангелы (что значить «вестники»), строго говоря, являются только одним чином небесных или бесплотных сил невидимого мира. Всего же существует девять чинов бесплотных сил: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы . Последние, согласно описаниям, непрестанно поют славу Богу: «Свят! Свят! Свят!» ( Ис.6:3 , Откр.4:8 ). Чины, находящиеся в середине приведенного выше иерархического порядка, очень мало знакомы людям, а ангелы и архангелы известны как активные работники, воины против духовного зла и посланники Ягве в этот мир. В различных видах они приходят к людям на протяжении всей истории человечества, являя силу и присутствие Божье. Самые известные из них: Гавриил (чьё имя означает «Муж Божий»), принесший добрую весть Рождества Христова ( Дан.8:16, 9:21 , Лк.1:19, 26 ), и Михаил (имя которого означает «Кто как Бог») – начальник духовных воинств Божьих Дан.1:13, 12:1 ; Иуд.1:9 ; Откр.12:7 ). Злые духи Кроме ангелов, исполняющих волю Божью, существуют также духовные силы, восставшие против Него и творящие зло. Об их существовании свидетельствуют как Писания, так и жития святых. Они называются «демонами» или «дьяволами» (что значит «разрывающие» или «разрушающие»). «Сатана» (что значит «враг» или «противник») является собственным именем дьявола, вождя злых духов. Он – падший бесплотный дух, ангел, который был сотворен Богом для Своего служения и хвалы. Вместе с дьяволом полчища тёмных ангельских сил восстают против благости Божьей и стараются извратить и уничтожить Его творение.Как упал ты с неба, денница, сын зари! ( Ис.14:12 )…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. ( Иуд.1:6 )И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. ( Откр.12:9 ) Человек

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010