Зах.9:14 ). Прежде чем ангелы начинают трубить ( Откр.8:6 ), сообщается еще об одном важном событии на небе. Появляется еще один Ангел с золотой кадильницей, которую он затем разжигает на золотом жертвеннике перед престолом. Вместе с фимиамом к престолу возносятся молитвы святых, то есть верующих. Такое молитвенное посредничество Ангела известно уже из Ветхого Завета (Рафаил в Тов.12:15 ; Михаил в Дан.10:21 ; Дан.12:1 ; Откр.5:8 ). О содержании молитв прямо не сообщается. Судя по контексту, это молитвы притесняемых на земле христиан. Они, как и души убиенных мучеников на небе ( Откр.6:9–11 ), просят Бога о том, чтобы Он скорее осуществил свое царство и правосудие. Это подтверждается воздействием молитвы. Бог слышит ее. И тогда Ангел с жертвенника, на котором перед этим приносился в жертву фимиам вместе с молитвами христиан, берет огненный жар, то есть угли, наполняет ими кадильницу и повергает этот «огонь» на землю. Образ углей, бросаемых на землю, восходит к пророчеству Иезекииля. Там некоему ангелу отдается приказ бросить на обремененный грехами Иерусалим горящие угли с жертвенника: «Возьми полные пригоршни горящих угольев между… и брось на город» ( Иез.10:2 ). Низвержение огня и пламени – символ проявления гнева Божьего ( Мф.3:10–12 ; 2Фес.1:8 ) и образ грядущих катастроф как предвестий Последнего суда. Раздаются «голоса и громы», появляются молнии и происходят землетрясения – ветхозаветные образы теофании, богоявления. После этого говорится, что семь ангелов приготовились трубить в свои трубы. Звуки труб вызывают дальнейшие «казни». Они затрагивают только грешников и не приносят вреда верным христианам, чьи молитвы как раз и исполняются с наступлением этих «казней». б) Первые четыре трубы: природные катастрофы ( Откр.8:7–13 ) 7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. 8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Значит, Церковь (христиане) убегает в пустыню в свое место не столько для того, чтобы обезопасить себя от преследования дракона, сколько для того, чтобы питаться в продолжение 3,5 лет, жить возвышенною жизнью, пользуясь учением и таинствами, данными от Господа Бога. Срок 3,5 года (ср. Дан.7:25, 12:7 ) ближе всего относится к последнему времени антихриста, времени проповеднической деятельности двух свидетелей ( Откр.11:3 ), хотя бегство жены в пустыню обозначает ее постоянное отношение к жизненным земным условиям. Так можно рассуждать потому, что антихристианское время 3,5 года должно быть принимаемо как типичное, когда особенно будет заметно то, что в большем размере совершается всегда. Откр.12:15 .  И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Видя улетавшую жену, дракон, чтобы погубить ее, пустил вслед ей из своей пасти воду. Образ взят из природы: змей, ужаливая, испускает яд. Под водою нужно разуметь и вообще военную силу, войска, а также всякое насилие и всякую лесть и хитрость, которые когда-либо были и будут употребляемы врагами Церкви против нее. Откр.12:16 .  Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. Жене помогло не небо, а земля, поглотившая воду. Это указывает на то, что история Христианской Церкви, несмотря на все усилия врага ее диавола, будет идти своим путем, начертанным ей от Бога. Сами жизненные условия, в которых она будет находиться в то или другое время, те или другие государственные и общественные перевороты естественно и верно будут спасать Церковь от крайностей бедствий, стеснения и насилий. Христианская Церковь была и будет недоступна для диавола, как апокалиптическая жена, убежавшая в пустыню, недоступна для дракона. Откр.12:17 .  И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Остальные, упоминаемые Апокалипсисом, будучи семенем жены, суть, следовательно, также дети Христианской Церкви 65 , но отличные от тех чад ее, которые разумеются под образом сына-мужа, и суть избранные и совершенные, эти же обыкновенные ее чада, простые верующие, люди мира и мирской деятельности. Они могут падать и грешить, но могут каяться и получать прощение грехов. Иоанну открывается ( 3Цар 19:18 ), что такие верующие существуют, что их знает не только Бог и Церковь , но знает их и диавол, не оставлявший их в покое и устраивающий против них свои козни ( Еф.5:15 ). И Церковь , будучи общею матерью, одинаково должна думать и о них; и если она сама как бы поддерживается своими совершенными членами в своей чистоте, то не должна забывать и несовершенных, которые нуждаются в ее поддержке, ибо против них также направлена диавольская злоба.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Престол. Престол есть в храме Божием на небесах: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его , и Сидящий на престоле будет обитать в них» ( Откр.7:15 ). Престол в храме и Сидящего на нём Господа видит и пророк Исаия: «...видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» ( Ис.6:1 )». И поскольку, как было сказано, христианам дана заповедь подражать Богу, и церковные храмы устраиваются по образу небесному, то и в них есть престолы – седалища для епископов, которые олицетворяют собою сидящего на престоле Христа 370 . И как на небесах престол находится за жертвенником – «жертвенник, который перед престолом» ( Откр.8:3 ), так на этом же месте находится престол и в православном храме; и как вокруг престола Божия были другие престолы – «И вокруг престола двадцать четыре престола...» ( Откр.4:4 ), «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» ( Откр.11:16 ) – так и в алтаре вокруг (полукругом с двух сторон) престола епископа располагаются меньшие престолы 371 для священников, которые олицетворяют этих святых старцев, то есть самых близких ко Христу святых. О том, что на небесах у Бога есть престол, и что восседает Он на нём среди других престолов, говорится также и у Даниила: «И поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан.7:9 ). По этому небесному порядку и устраиваются престолы в православных храмах, которые являются наглядным свидетельством и проповедью о невидимом устройстве Божьего Небесного Царства. Престол епископа и меньшие престолы для священников пророчески прообразуют также важное эсхатологическое событие, о котором предсказывая Христос: «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). В Церкви из древности были в храмах особые престолы для епископов (и для священников, очевидно, меньшие, как и сейчас). Об этом ясно говорится в «Апостольских Постановлениях» при описании того, как нужно устраивать здание церковного храма: «Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В средине 372 да будет поставлен престол епископа , а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы...» (кн. 2/57); «А наутро прочие епископы пусть помещают его (новорукоположенного епископа) на принадлежащий ему престол ...» (кн. 5/8).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

“Слово Божие учит, что второе пришествие Христа для завершения спасения верующих и для наказания неверующих ( Мф.24:23–34 ; 1Фес 4:16 ) будет видимое ( Мф.24:30 ). Второму пришествию Христа должно предшествовать: 1) распространение Евангел, вести по всему лицу земли, пока царству Иисуса не покорятся иудеи ( Рим.9:27 ) и язычники и не настанет тысячелетнее царство Христа ( Мф.24:14 ); – (второе пришествие Христа); 2) усиление зла, пришествие антихриста, его падение, первое воскресение мертвых ( Откр.20:5 ) и наступление тысячелетнего царства Христова, в течение которого зло будет как бы в бездействии ( 2Фес.2:1–12 ; Откр.20:2–4 ; Рим.8:21–23 ); 3) по окончании тысячелетнего царства зло опять получит некоторую власть и вступит в окончательную борьбу с добром ( Откр.20:3–7 ). При втором (нет, уже третьем) пришествии Христа должно совершиться воскресение тела и новое единение тела с душою... Это воскресение будет всеобщее и называется вторым» ( Откр.20:11–15 ). Вероучение евангельских христиан (пашковцев), стр. 45, 46. 835 Творен. Часть 2. 39 слово на честн. и животвор крест и на второе пришеств., также о любви и милостыне. 1908 г., стр. 265. 838 I аполог., гл. 52. Перев. Преображенского. 1892 г., стр. 82; ср. Разговор с Трифоном иудеем гл. 14, 31, 32, 40, 49,52, 100. 848 Сочинения древ. христиан, апологет. Перев. Преображенского. Речь против эллинов, гл. 6. 1895 г., стр. 15. 864 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. 867 После скорби, слав перев. по скорби, μετ τν θλψιν (μετ с вин. после, по, в, за), собств. в скорби, т.е. скорбь людей не окончится, а будет еще продолжаться, как последуют страшные явления. 869 Издыхать от страха, – ποψυχντων (от ποψχω, падаю в обморок, перестаю дышать) νθρπων π φβоυ, – издыхающим человеком от страха, букв. падающим в обморок, изнемогающим от ужаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Агнец подходит к престолу и берет книгу из десницы Сидящего, и Ему воссылаются три гимна. Четыре животных и 24 старца поклоняются Агнцу и поют Ему «новую песнь»: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле» (5:9–10). Второй гимн поет неисчислимое множество ангельских существ: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение», третий гимн обращен к Богу и Агнцу вместе, и теперь охватывает все творение (5:12–13). Основной темой раздела Откр. 4 – 5 можно назвать прославление Христа, последовавшее за Его жертвенной смертью и Воскресением 341 . Основной новозаветной параллелью Откр. 5 является христологический гимн из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2:8–11 ; а также Евр. 2:9 ), а ближайшим ветхозаветным прототипом – 7-я глава Книги пророка Даниила, наделение «властью и царством» Сына Человеческого ( Дан. 7:13–15 ). Подобно указанным библейским текстам, в Откр. 5 изображается принятие Христом универсального владычества. Толкование В святоотеческой традиции широко распространено толкование запечатанной книги, как Писания Ветхого Завета. Начиная со сщмч. Ипполита Римского , многие толкователи понимают открытие книги Откр. 5:1 , как символ открытия смысла ветхозаветных Писаний, которые получают свое исполнение в Самом Христе (ср. 2Кор. 3:12–16 : «...покрывало доныне остается неснятым, при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом»; Лк. 24:32 ). Приведем толкование Андрея Кесарийского : «Ни Ангелы, ни люди... не достигли полного ведения Божественных судеб, кроме Агнца Божия, разрешившего Своим пришествием сказания, ранее о Нем пророчествовавших» 342 . Как подытоживает П. Прижан 343 , «истинное содержание Ветхого Завета становится доступным людям лишь тогда, когда Мессия, исполнив все пророчества, делает возможным их истинное прочтение...» 344

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

В одной из притч Господь говорит о сеятеле, разбрасывающем зерна; судьба их зависит от того, на какую почву они упадут. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего…» ( Мф.13:23 , см. также Лк.8:15 ). Слышащему открываются тайны обетования о преображении неба и земли, о победе добра над злом. В Откровении Иоанна Богослова каждое из посланий «семи церквам» (т.е. всем верующим во Христа) заканчивается призывом: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 , см. также Откр.2:11, 17, 29 , Откр.3:6, 13, 22 , Откр.13:9 ). Имя ИМЯ: ВО ИМЯ; ДОБРОЕ ИМЯ; ИЗГЛАДИТЬ ИМЯ ИЗ ПАМЯТИ; ИМЕНИТЫМ быть; СДЕЛАТЬ СЕБЕ ИМЯ; ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИМЕНИ Согласно библейским представлениям имя человека (как и наименование любых объектов) прочно связано с его сущностью. Так Господь, призвав Моисея стать вождем израильского народа, объясняет Свой выбор: «…ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» ( Исх.33:17 , см. также Исх.33:12 ). «Знать по имени» означает здесь — знать суть и соответственное ей предназначение. Само наречение имени устанавливает факт бытия чего-либо и определяет формы этого бытия. Созданные Богом живые существа получают имена от Адама: « Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» ( Быт.2:19 ). Имя человеческое нередко отражает жизненное предназначение его носителя. Жена Адама не имела собственного имени до момента грехопадения, изгнания из рая и определения ей участи «в муках рождать детей». Когда же это свершилось, «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт.3:20 ; «Ева» означает «жизнь»). Кардинальные перемены в существе личности, принятие на себя нового жизненного предназначения сопровождаются переменой имени. Господь избирает Аврама отцом множества народов и заключает с ним Завет, одновременно нарекая его Авраамом (соответственно, жена его Сара становится Саррой).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Вариисус – иудейский волхв современник ап. Павла. Принадлежал к свите проконсула Сергия во время посещения острова Кипра ап. Павлом. Во время проповеди ап. Павла и Варнавы, он старался отвратить проконсула от веры во Христа, за что получил грозное обличение от апостола и был наказан слепотой от Бога, после чего проконсул, видя и дивясь учению Господню, уверовал во Христа ( Деян.13:6-12 ). Кто такой лжепророк из книги Откровения ( Откр.16:13, 19:20, 20:10 )? В книге Откровения говорится о трех главных вождях сил тьмы в последней великой битве, в которой будет окончательно уничтожено зло: диаволе, звере, лжепророке. Св. Иоанн Богослов видит лжепророка в образе выходящего из земли зверя ( Откр.13:11 ). Это символически означает, что лжепророк – человек, и вся его сущность, желания, мысли и чувства будут земными, чуждыми всему небесному. Св. Ириней Лионский называет его «оруженосцем антихриста». Наименование его лжепророком показывает, что он будет предшествовать антихристу и приготовлять его погибельный путь. Главной целью лжепророка будет совращение людей новой антихристианской лжерелигией, чтобы привести людей к почитанию антихриста. Отпавшие от веры в Пресвятую Троицу, будут веровать в антихриста, который объявит себя богом и потребует установления себе особого богослужения. Сатана будет вооружать антихриста всей своей силой, чтобы тот добился мирового господства ( Откр.13:7 ). Лжепророк будет содействовать в этом. Диавол, зверь и лжепророк будут ввержены Богом в озеро огненное и серное и будут мучиться там вечно ( Откр.20:10 ). Библейский критерий узнавания лжепророков Если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его ( Втор.18:21-22 ). Спрашивали старца Амвросия: случается иногда встречаться с человеком, который верно говорит о прошедшем, предсказывает будущее, и сбывается, а между тем за святого его принять трудно, судя по другим сторонам его жизни. Старец дал такое пояснение: “Верить всем юродивым, блаженным, “дурочкам” и т.п. не следует, хотя бы слова их и сбывались, так как не всякое предсказание от Бога…

http://azbyka.ru/lzheproroki

Здесь блуднице дается еще и другое наименование – «Вавилон». Как известно из Священного Писания (см. Быт.11:2–9 ), имя «Вавилон» символизирует нечестие. Это идея построения мира на человеческих, рационалистических началах, без призывания Бога 29 . Вместе с тем, Вавилон для евреев был символом их пленения, отрыва от родины и храма Иерусалимского. Вавилон Нового Завета – также символ отсутствия истинного богопознания и богопочитания. Для христиан это лишь формальное исполнение обрядов при сердцах, отданных страстям, пристрастиям и миру. Блудница сидит на звере багряном – духовной основой ее является уже не Христос, а сатана и антихрист. Здесь следует понимать под термином зверя-антихриста антихристианское начало, а не единичную личность антихриста – последнего правителя земли 30 . Это подтверждается и последующими словами Откровения: «Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель» ( Откр.17:7–8 ). Здесь зверь-антихрист есть антихристианское начало, то усиливающееся, то ослабевающее, то возникающее вновь в течение истории новозаветного человечества. Каковы же особенности этих псевдохристианских организаций, сродных по духу зверю-антихристу? Как говорится в Откровении, они отличаются богатством, величием и пышностью: порфира – знак царский, багряница – символ священных одеяний. Их материальное богатство характеризуется «золотом, драгоценными камнями и жемчугом» ( Откр.17:4 ). Золотая чаша с мерзостями символизирует лжеучения – извращения Христова учения, которыми питали своих членов эти псевдохристианские организации. Сюда относятся и вышеупомянутые «глубины сатанинские» ( Откр.2:24 ), которыми питались некоторые отпрыски Фиатирской-Католической церкви. Как говорит Откровение, «жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» ( Откр.17:6 ). История рассказывает нам о крестоносцах, опустошивших православный Константинополь в 1204 году и убивавших и сжигавших иноков афонских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Итак, крест для первых христиан вмещает в себя понятия “печать Бога живого” (Откр 7:2) тав — “знак Иезекииля” (Иез 9:4), то есть “личный знак Бога” и знак Мессии, имя Бога Отца и Его Агнца (Откр 14:1), славу Яхве (Иез 43:2), (Мессию) Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор 1:23–24), Который имеет имя написанное и которого никто не [знает], кроме Его Самого (см. Откр 19:12). Имя Ему Слово Божие ( Ð lÒgoj toà Qeoà, Verbum Dei) (Откр 19:13). И человеческое явление имени Мессии (Иисуса Христа), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (какое имя выше всякого другого? — только имя Божие), дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2:8–11). То есть Слава имени Бога Отца дарована Иисусу Христу (Мессии) через крест. Здесь крест — не только форма, но и образ. Не случайно в самом крещении при освящении воды священник говорит: “Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы” 29 . Не под знаком креста Твоего, а под знаком образа креста Твоего, так как крест — образ славы Божией и образ имени Яхве, явленный в Сыне Его, образ Бога. Это особенно видно в молитвах Кресту Господню, где идёт прямое обращение: “Радуйся Живоносный Кресте…” 30 или “Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень” 31 , где через образ креста христиане обращаются к Богу. Обращение ко кресту как существу одушевлённому объясняется тем, что он — печать Яхве и Его Мессии. Эта традиция весьма древняя. Автор Апологии в защиту христианства, направленной около 170 года императору Марку Аврелию, святитель Мелитон Сардийский, известный своими изысканиями в области подлинности книг Ветхого Завета, в проповеди “О Страстях Господних”, возможно одним из первых среди сохранившихся до нас авторов, прямо говорит о “живом кресте”: “иногда не верят живому кресту и Слову распятому на нём но Он воскрес из мёртвых, потому что Он Бог. И потому, что Он был Богом и есть Бог этот человек, Который был послан Отцом в мир, ибо Он Бог и Человек на земле и Бог на небесах” 32 .

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

«Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» ( Откр. 11:6 ). Илия Фесвитянин сказал: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар. 17:1 ). Точно так же будет и в конце времен: по слову того же Илии небо затворится и дождя не будет. Он будет повелевать всеми стихиями мира по воле Творца, чтобы посрамить тех людей, которые считают себя хозяевами всего на земле. «И имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» ( Откр.11:6 ). Моисею в Египте Бог дает право повелевать всеми стихиями для того, чтобы наводить кары Божии на землю. Мы понимаем, что это пока еще лишь наказания. Наказание от кары отличается тем, что при наказании есть возможность покаяться, когда же приходит кара, такой возможности уже нет. «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Откр. 11:7 ). Это произойдет, когда закончится время их свидетельства, а завершится оно тем, что к Богу обратятся евреи и последние из язычников (те, кто захочет обратиться). Илия посылается к евреям, которые его до сих пор ждут: когда они совершают обрезание, то каждый раз ставят отдельную табуретку для Илии пророка; в праздник Пасхи (Пейсах) евреи ставят специальный стул – для него же. Илия придет и будет их обличать в том, что они посмели не поверить в истинного Мессию. А к кому же придет Енох? Он придет к своим потомкам из других народов, которые еще захотят услышать слово Господа. Таким образом, через этих пророков Господь соберет последний остаток, и Церковь завершит свою миссию. Когда людей словом уже невозможно будет привлечь, будет использован более убедительный аргумент: огонь, язвы и другие наказания. «Зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Откр. 11, 7 ). Что это за зверь? Чуть далее мы увидим подробное описание трех великих зверей. Зверь из бездны – это антихрист. Он зверь – по своей зверской, нечеловеческой жестокости, а из бездны, потому что вся сила его – от Люцифера. Бог попустит ему лично убить этих пророков для того, чтобы они запечатлели свои свидетельства собственной кровью и как мученики получили свою славу и награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010