Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (см.: Откр.12). Однако врата ада не одолеют ее (Мф.16:18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1 Кор.11:26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения (2 Сол.2:10).    Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан.7:25), продолжительность царствования антихриста — три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца (см.: Откр.11:2, 13:5) или 1260 дней (см.: Откр.12:6), что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.    В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример — повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв (см.: Откр.15:16). Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся (см.: Мф.24:22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. — О. Д.) вести войну со святыми и победить их... (Откр.13:7).    Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Сол.2:8). В Книге Откровения сказано об этом так: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним... Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою (Откр.19:20-21). 2.4. Второе пришествие Христово, его действительность и образ    Греческое название Второго пришествия — παρουσα (парусия). Соответствующий латинский термин — adventus. Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его первого пришествия на Землю, будет со славою и величием: ...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего... (Мф.16:27) и сядет не престоле славы Своей... (Мф.25:31). Выражение «во славе» в данном случае нужно понимать как «окруженный особым сиянием». В день Второго пришествия явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф.24:30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но по святоотеческому Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет видимым, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11). Господь придет окруженный ангелами (см.: Мф.16:27; Иуд.14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Итак, наступило совершение времен и готовность Церкви святых – жены, облеченной в солнце – жены Агнца войти с Ним на брачный пир. Из кого же состоит эта единая Вселенская Церковь избранников? Выше уже говорилось, что вначале в нее вошли те, кто победил «его (диавола. – Н. П.) кровию Агнца и словом свидетельства своего» и не возлюбил «души своей даже до смерти» ( Откр.12:11 ), – это сонм мучеников. Затем туда вошли те, кто бежал в пустыню, порвал с миром, его суетой и соблазнами, – это в основном иноческий лик, сонм преподобных. Затем туда входят два сонма святых с числом каждого сонма в сто сорок четыре тысячи. Первый сонм состоит из ста сорока четырех тысяч сынов израильского народа из всех колен израилевых (см. Откр.7:4–8 ). Второй сонм – особых избранников Божиих из числа девственников – святых из всех стран и языков, особенно близких Господу, которые «непорочны пред престолом Его» ( Откр.14:5 ). Затем Откровение рисует святых, стоящих перед престолом и «пришедших от великой скорби», как «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» ( Откр.7:9 ). Следует обратить внимание на то, что их такое множество, что «никто их не мог перечесть». Поэтому следует считать, что здесь говорится про избранников из многих Церквей в течение многих веков. При этом никакая из семи церквей не исключается, что видно из слов Господа даже наиболее укоряемым Им церквам Сардийской и Лаодикийской. «Побеждающий облечется в белые одежды» ( Откр.3:5 ), и «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» ( Откр.3:21 ). Итак, в Царстве Небесном, очевидно, уже не будет различия между конфессиями, но, как молился Господь в Своей Первосвященнической молитве на Тайной вечере: «Будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). И хотя Церковь воинствующая является перед лицом Господа как семь золотых светильников, тем не менее жена, облеченная в солнце, – едина. Мы можем наметить грани между светом отдельных светильников, но о том, кто принадлежит к жене, облеченной в солнце, и к званым на брачную вечерю Агнца, и кто – к царству великой блудницы, можно предполагать лишь с какой-то долей вероятности (см. Мф.13:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Первые падут от меча уст Христовых ( Откр. 19:21 ), последние будут сожжены в озере огненном ( Откр. 20:9 ). И тем не менее это описание одного события, ибо если принять толкование Армагеддона иеговистами, то надо будет признать, как мы уже отмечали, бытие и двух Антихристов, которым надлежало в разное время и по-разному быть истребленными, так как казнь Антихриста по апостолу Павлу ( 2Фес. 2:8 ) разнится от описания ее Иоанном Богословом ( Откр. 19:20 ). В первом случае Господь убивает Антихриста духом уст Своих, во втором ввергает в озеро горящей серы. Откровение святому Иоанну давалось в виде образа, а не в виде прямого действия во времени и пространстве. Поэтому лобовое логическое толкование не раскрывает его содержания. Святой Иоанн описывает Господа, грядущего со славою, сидящим на белом коне с мечом, исходящим из уст Его ( Откр. 19:11–15 ). Такова природа иносказания, представляющего нам явление могущественного Царя, грядущего сразиться с врагами лютыми. Господь же в день последний явится на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:30 ). Меч, исходивший из уст Спасителя ( Откр. 19:11 ), виденный Иоанном, которым Он, по Откровению, поразил нечестивцев, есть не оружие материальное, но сила истины Духа Святого ( 2Фес .2, 9 ). «Народы земли Гога и Магога» ( Откр. 20:7 ) – кто они? Этими именами Тайнозритель обозначает бездуховное ожесточение народов, которым надлежит жить при скончании мира. Под именем Гога в пророческом видении Иезекииля разумеется личность злейшего предводителя самых ожесточенно-безбожных народов, а под именем Магог – живущие на «четырех углах земли», т.е. по всему миру. Именем «Гога», очевидно, знаменуется личность свирепого мучителя, предводителя полчищ нечестивцев, как то ясно следует из книги пророка Иезекииля. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий, обрати лице свое к Господу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчества и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я – на тебя, Гог…поверну тебя и вложу удила в челюсти твои и выведу тебя и все войско твое» ( Иез. 38:1–4,7 ). Из сказанного следует, что Гог – это военачальник большого войска.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако " ...врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто " ...не приняли любви истины для своего спасения " (2 Фее. 2, 10). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24, 22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: " И дано ему вести войну со святыми и победить их... " (Откр. 13, 7). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7, 25) — три с половиной года. Апок. называет 42 месяца (Откр. 11, 2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12, 6), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительнорть царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: " ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего " (2 Фее. 2, 8). В Апок. сказано: " И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою " (Откр. 19, 20-21). 2.2.6. Второе пришествие Христово

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Глава XVI Видение семи чаш последних казней; первая – отвратительные раны на грешных людях (1–2), вторая – обращение воды моря в кровь (3), третья – обращение в кровь воды рек (4–7), четвертая – нестерпимый зной солнца (8–9), пятая – мрак в царстве зверя при нераскаянности грешников (10–11), шестая – появление из уст дракона трех нечистых духов подобных жабам, собравших земных царей на место Армагеддон (12–16), седьмая – великое землетрясение и разрушение города Вавилона, падение града величиною в талант (17–21). Откр.16:1 .  И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Откр.16:2 .  Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. Голос, несомненно, принадлежал Самому Господу Богу (ср. Откр.1:10 ; Иез 9:1 ), ибо исходит из самого храма, этот голос повелевает вылить чаши на землю. Под землею здесь нужно разуметь всю вселенную, и море, и сушу, и всех тех, кто должен подвергнуться казням гнева Божья, т. е. всех принадлежащих к царству антихриста и отвергшихся христианства. По вылитии первой чаши на землю-сушу на всех людях появились жестокие и отвратительные гнойные раны (ср. Исх 9:9–11 ). Под этою казнью нельзя понимать только символический образ. Исторический пример подобной же египетской казни ручается за то, что возможно и его повторение в больших размерах. А так как изображаемое событие относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящее время можем и не встречать. Откр.16:3 .  Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Вторая чаша выливается в море – настоящее море, наполненное живыми существами. Очевидно, масса морской воды по цвету сделалась сгустившеюся и темноватою кровью и к тому же зловонною. Такая масса была непригодна для жизни в ней живых существ, и поэтому Иоанн замечает, что все одушевленное в море умерло. Ввиду этого нет никакого основания придавать и этой казни аллегорический смысл. Это есть новое физическое бедствие, которое постигает антихристианский мир и природу того времени; бедствие притом не временное и быстро прекращающееся, но, как это нужно усматривать из Откр.16:9 и Откр.16:11 , продолжающееся постоянно вместе с бедствиями других казней до самого конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Звук седьмой трубы не вызывает «казней», подобных тем, которые сопровождали звуки прочих труб. Это так же, как при снятии седьмой печати ( Откр.8:1 ), когда не сообщается ни о каких новых «казнях». Седьмая печать вызвала сообщение о семи трубах. Седьмая труба возвещает Конец, то есть суд («семь чаш гнева»), спасение и наступление Царства Божьего. Вот это окончательное наступление Царства Бога и Его Помазанника над миром и провозглашается с самого начала ( Откр.11:15 ). Это отвечает основному прошению молитвы Отче наш : «Да приидет Царствие Твое». После этого следует молитвенное благодарение 24 старцев ( Откр.11:17–18 ). Они благодарят Творца за свершение истории, за то, что Он не покинул свое творение. Здесь звучит как бы продолжение и завершение хвалы и благодарения Творцу, которое звучало в главе 4. Поскольку не говорится, кому принадлежат те громкие голоса (11:15), которые провозглашают на небе господство Бога и Христа Его, иногда предполагалось, что это голоса четырех животных, которые в главе 4, предшествуя гимну старцев, возглашают «Свят, свят, свят» ( Откр.4:11 ). Но скорее всего, теперь, когда верные свидетели были восхищены на небо ( Откр.11:12 ), это их голоса присоединяются к гимну хвалы. Голоса спасенных на небе мы услышим и далее, в Откр.19:1 : «Я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» Царство над миром принадлежит «Господу нашему [то есть Богу] и Христу [Помазаннику] Его». Здесь, конечно, имеется в виду выражение из Пс.2:2 . К тому времени этот псалом давно понимался в мессианском смысле. Помазанник для христиан не кто иной, как Иисус Христос. Это царство не будет иметь конца, как было сказано в пророчестве Даниила: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:14 ). Любопытно следующее: не сказано, что «они будут царствовать», но «Он будет царствовать во веки веков», то есть глагол стоит в единственном числе несмотря на то, что подлежащих двое: Господь Бог и Христос. Это не случайная грамматическая ошибка, но указание на то, что Бог и Христос составляют единство. Нам уже случалось говорить о том, что Иоанн использует грамматику для выражения своих богословских мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Откр.11:17 .  говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. Третье и последнее горе не раскрывается подробно во втором порядке апокалиптических видений. Тайнозритель только лишь предуказуется на это горе (ст. 18), и порядок заканчивается изображением видения небожителей и небесного храма. – При звуке трубы седьмого Ангела тайнозритель услыхал новые громкие небесные звуки и голоса – вероятно, те самые, которые всегда раздавались вокруг престола Божия и которые принадлежали четырем серафимам – животным ( Откр.4:8 ), Ангелам ( Откр.5:11 ) и сонму святых прославленных ( Откр.7:9 ). Голоса говорили, что вместо царства мира наступило Царство Господа Иисуса Христа, ибо над миром прекратилась уже царская власть 58 (господство) антихриста. Откр.11:18 .  И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. К этим голосам присоединились старцы, которые, называя в своей хвале Господа Бога Вседержителем, прилагают еще и другой эпитет, Который еси и был и грядешь. – Сообразно с этим старцы далее указывают и на то, что за все злые дела и намерения нечестивых, за их нераскаянность и упорство падет на них карающий гнев Божий. Выражение же их: «судить мертвых» можно понимать как равносильное выражению: наступило время воскресения и суда – суда не только над умершими, но и над живущими, как над праведниками, так и над грешниками, губившими землю своими грехами и злоупотреблениями. Откр.11:19 .  И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. А таинственное видение открывшегося храма и стоящего в нем ковчега завета говорит о будущем совершеннейшем союзе Бога с людьми. Как (в видении) храм (святое святых), прежде недоступный, сделался доступным, и ковчег завета, прежде сокрытый и невидимый, стал видим, так точно и для праведных и совершенных людей после страшного суда станет доступно самое тесное общение с Богом, самый тесный и внутренний союз 59 . Откровение этой тайны сопровождалось молниями (угроза судом), голосами и громами (указание на самый суд), землетрясением (символ перемены вещей) и великим градом (грозные последствия суда) 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Откр.16:4 .  Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. Откр.16:5 .  И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; Откр.16:6 .  за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Третья казнь стоит в близкой параллели с первою египетскою казнью, по которой воды реки Нила обратились в кровь ( Исх 7:19–21 ). В пользу буквального понимания и третьей казни, кроме аналогий с предыдущими, говорит и то замечание текста, что эти воды, сделавшиеся кровью, люди должны были употреблять для утоления своей жажды. Ангел вод, как управитель определенною стихиею, восхваляет Господа за Его правосудие, за Его неизменяемость и за Его верность Своему существу всесвятому и правосудному. Необходимость пить кровь вместо воды – казнь страшная и непредставимая, для антихристианского мира является справедливым возмездием (ст. 6) за его страшную и непонятную жестокость по отношению к христианству и против верных хранителей его. Откр.16:7 .  И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои. Это Божественное правосудие подтверждают из-за жертвенника всесожжения закланные и убиенные 75 , которые также восхваляют Господа за непреложность и неукоснительность Его суда и за справедливость. Откр.16:8 .  Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. Первыми тремя казнями были поражены сами люди, море и реки; теперь, в четвертой казни, для довершения поражения физической природы и условий земной жизни поражается самое солнце. Понимая буквально, как и прежние три казни, под поражением солнца нужно понимать то, что тогда при общем расстройстве природы и солнечный свет изменит свою благодетельную теплоту на нестерпимый зной 76 . Откр.16:9 .  И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу. По мере того, как увеличивались страдания антихристианского мира от Божественных казней, все более и более обнаруживались его нечестие, упорство и нераскаянность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По вскрытии 3-й печати является конь вороной, и на нем всадник с мерой в руке, угрожающий голодом земле. По вскрытии 4-й печати является конь бледный, а всадником на ней смерть, угрожающая четвертой части земли. По вскрытии 5-й печати под жертвенником души убиенных за слово Божие возопили к Богу об отмщении, но были успокоены и получили одежды белые. По вскрытии 6-й печати происходят страшные перевороты в солнце, луне и звездах, и ужас людей (горы, падите на нас!) пред пришествием великого дня гнева Агнца. За сим произошло положение рукой ангела печатей Бога живаго на челах 144 000 рабов Божиих, и славословие пред престолом и пред Агнцем необозримого сонма спасенных людей в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках. По снятии 7-й печати как бы получасовое молчание, после которого семь ангелов с трубами предстали пред Богом, некий же иный ангел с золотой кадильницей предстал пред жертвенником, вознеся на него множество фимиама с молитвами святых, потом наполнил кадильницу огнем с жертвенника и, повергши на землю, произвел громы, молнии и землетрясения. V. Гласы семи труб ангельских ( Откр. 8:5–11 ). Трубный звук первого ангела низводит на землю град и огонь, смешанные с кровью, и производит погибель 3-й части дерев ( Откр. 8:6, 7 ). Трубный звук 2-го ангела производит низвержение в море пылающей огнем горы и истребление 3-й части судов и тварей, живущих в море ( Откр. 8:8, 9 ). По звуку 3-й трубы ангельской падает с неба большая звезда «полынь» на 3-ю часть вод речных, и много из людей умирают от горечи водной ( Откр. 8:10, 11 ). Четвертый ангел вострубил, и затмилась третья часть солнца, луны и звезд, и 3-я часть дня обратилась в ночь. Посем громкий голос ангела, летящего по небу, возвещает трикратное горе от остальных труб ангельских ( Откр. 8:12, 13 ). 5-й ангел вострубил – и звезда, падшая на землю, отворила кладезь бездны, и омрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя; из дыма же вышла ужасного вида и свирепая, как скорпионы, саранча для пятитысячного мучения людей ядовитыми жалами, Царем над саранчой был ангел бездны, по-евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Поэтому 144 000 спасенных ( Откр.14:3 ) называются «искупленными от земли». Эти спасенные не только выкуплены Христом, но и сохранили верность Богу и Агнцу. Люди выкупаются Христом в крещении. Предполагают, что отрывок гимна Откр.5:9–10 основан на крещальном исповедании, во всяком случае, близок к таковому. Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. В крещальном исповедании всегда присутствует негативное и позитивное высказывание. Здесь негативное высказывание, избавление из рабства греху, выражено в образе выкупа из всех народов земли. Позитивное же утверждение в том, что в крещении христиане становятся «царством и священниками» Бога (в Синодальном переводе неверно – «царями и священниками»). Здесь, конечно, снова аллюзия к истории исхода. Моисей на Синае получает от Бога обетование: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:6 ). Христиане – царский удел Бога, царский народ, в котором уже действует власть Божья. Церковь – та сфера на земле, которая может быть названа «Царством Бога». Подданные этого царства имеют доступ к своему Богу. В этом смысл их священства. Но активное со-царствование с Христом придет только в Конце, когда все свершится ( Откр.20:6 ; Откр.22:5 ). Вспомним увещевания апостола Павла в 1Кор.4:8 , где апостол сдерживает энтузиазм коринфских христиан, которые полагали, что они уже сейчас царствуют. В согласии с величием хвалы расширяется круг присоединяющихся к ней. Неисчислимое множество ангельских существ пело гимн Агнцу (ср. «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» ( Дан.7:10 )). Поется второй гимн ( Откр.5:12 ). Агнцу воссылается семь благословений: Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. Но не только небесные создания, но и все творение присоединяется к хвалебному хору. Звучит третий гимн, который направлен Богу и Агнцу вместе ( Откр.5:13 ):

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010