Образ закланного Агнца указывает на победу Иисуса Христа, которая именно дала Ему право сообщать людям Божественное откровение. Это право заключалось в том, что Он был Агнцем, закланным за грехи мира выражение же «как бы закланный» означает то, что Иисус Христос явился пред Иоанном с такими признаками, которые свойственны закланному агнцу, т. е. с раною заклания. Семь рогов Агнца, как число священное и число полноты ( Пс 11:7 , Иез.29:21 ; Дан.7:8 ), означают полноту могущества Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя. Относительно того, что нужно разуметь под семью духами Божьими, то лучше согласиться с тем мнением, что здесь, как и в Откр.1:16 и Откр.4:1 , под семью духами нужно разуметь Св. Духа с Его благодатными дарами, которыми Он почивает на Иисусе Христе и пребывает среди верующих, изливая на них обильную благодать искупления. Откр.5:7 .  И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. «Взял книгу…» Чем взял? – спрашивает Корнилий Ляпид, и отвечает: ногами, – но понимать это нужно символически. Но лучше совсем не задавать подобных вопросов при изъяснении апокалиптических видений, в которых многое из частностей оставалось неясным и для самого тайнозрителя. Откр.5:8 .  И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Совместное падение и животных, и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента. – Гусли – это действительный инструмент, который видел тайнозритель в руках старцев; поэтому и звуки гуслей были действительными, как действительно слышалась и та песнь, содержание которой передается далее. Лишь о чашах, которые напоминают собою кадильницы ветхозаветных священников, говорится, что они были символом молитв святых. Старцы также являются представителями святых, вознося их молитвы к Господу Богу. Откр.5:9 .  И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Преображение в этом случае обычного звездного небосклона характеризуется в Откровении словами: «Небо скрылось, свившись как свиток». Землетрясения разрушают города и жилища, и поэтому люди будут стремиться скрыться в пещерах и ущельях. Последние слова из Откровения ( Откр.6:16–17 ) говорят об их отчаянии и ужасе перед происходящими космическими явлениями. Однако начало наступления периода небесных знамений еще не ведет сразу же к непосредственному концу мира. До снятия седьмой печати произойдет еще радостное событие, о котором говорится ниже. 14. Ангелы, держащие четыре ветра земли; снятие седьмой печати (Откр. 7:2–17, 8:1) Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам. ( Откр. 7:3 ) Седьмая глава Откровения повествует о событии, которое явится светлым пятном на мрачном фоне самых последних времен Новозаветной Церкви. Согласно тексту Откровения, это событие наступит в период между снятием шестой и седьмой печатей. Откровение описывает его такими словами: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» ( Откр.7:1–3 ). Итак, от Самого Господа (Ангел от востока с печатью Бога живого) идет повеление временно приостановить земные бедствия (чтобы не дул ветер), сохраняя от них все народы – и языческие (море), и христианские (земля), и всех пастырей и учителей Церкви (дерева). Вероятно, это произойдет в начале периода развития небесных знамений и еще до великого землетрясения. Как говорит Откровение, тогда произойдет то обращение в христианство многих из евреев, о котором говорилось выше – в главе о Филадельфийской церкви. Откровение так описывает его: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч...» И далее идет перечисление всех других колен, впрочем, кроме колена Данова (см. Откр.7:4–8 ). Про последнее издревле имеются предсказания, что из него произойдет антихрист. Можно думать поэтому, что оно оказалось недостойным, чтобы дать своих избранников в Царство Небесное 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Христос — величайший знак разделения исторических сил и форм. Известно, что выбор Христа или отказ от Него прежде всего происходит в сердце человека. Но этот выбор никогда не остается скрытым в душе: он объективируется. Установка по отношению к Христу есть зримый знак человеческой экзистенции. Этот знак ложится печатью на все существование — и историческое, и личное. Если человек делает выбор в пользу Христа, он запечатлевается знаком Божиим на челе (Откр., 7, 3; 9, 4); если же он определяется против Христа, ему дается имя зверя или число имени его также на челе или на правой руке (Откр., 13, 16). Число и рука здесь символы, которыми Откровение выражает зримость решения человека. Разрушая границы внутреннего мира, выбор сплачивает тех людей, которые отмечены одними и теми же знаками, и объединяет их в закрытое общество. Установка по отношению к Христу влияет и на общественное существование. Откровение рассказывает нам о двенадцати тысячах от каждого «колена», имеющих печать Бога живого; о великом множестве людей, «которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр., 7, 9); о воинствах небесных, которые за Словом Божиим следуют «на конях белых, облаченные в виссон белый и чистый» (0ткр.,19, 14) Все эти образы выражают одно: выбор Христа — это фактор, созидающий общество, и тем самым — историческая сила. Никакое различие между расами, народами, языками, призваниями, семьями здесь не имеет ни малейшего значения; остается только один единственный знак — верность Христу; знак, который превращает эти достаточно пестрые толпы в общество единого сердца и единого духа. Но обществу Агнца в мировом процессе противостоит общество Зверя. Зверь, как символ противника Христа, тоже обладает властью «над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклоняются ему все живущие на земле» (Откр., 13, 7—8). Он собирает воинства и царей земных, чтобы сражаться против «Сидящего на коне» и Имя Которого — Слово Божие (Откр., 19, 13. 19). Он обольщает народы, «находящиеся на четырех углах земли», собирает их в могучую армию, число которой «как песок морской» и окружает «стан святых» (0ткр., 20, 7—8).

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

1–я печать. «Конь белый, и на нем всадник, имеющий лук; и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» ( Откр. 6:2 ). Белый конь чистоту веры апостольского века. Всадник на белом коне с венцом, вышедший победить, изображает ревность и торжество евангельской проповеди апостолов. Первая печать обнимает время с 31 года до 100 г. по Р. X. (31–й год – год смерти Спасителя). 2–ая печать. «Другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр. 6:4 ). Рыжий конь указывает на порчу первоначальной чистоты веры. В церкви появились заблуждения. Она стала обмирщаться, стала искать помощи у государства; отсюда происходили различные затруднения и даже возмущения в церкви. Время этой печати простирается до Константина Великого (100–323 г. по Р. X). 3–я печать. «Конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» ( Откр. 6:5 ). Конь вороной означает окончательную порчу христианства. Между 323 и 538 г.г. появились грубейшие заблуждения в церкви: безбрачие духовенства, почитание икон и останков и многие суеверные обычаи. Церковь совершенно обмирщилась. Все это затемнило христианскую веру. Время этой печати продолжалось до 538 г., когда папы получили верховную власть в церкви. 4-я печать. «Конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть, и ад (могила) следовала за ним, и дана была ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом и мором и зверями земными» ( Откр. 6:8 ). Бледность коня – это бледность трупа. Смерть, сидящая на бледном коне, изображает состояние падшей римской церкви с 538 г. до 1517 г. (до реформации). 5–я печать. Когда Агнец снял пятую печать, ап. Иоанн увидел «под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом: доколе Владыко святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу. И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр. 6:9–11 ). По мнению адвентистов, в этом месте Откровения предметы несуществующие («души убиенных») изображаются так, как бы они существовали; душам умершим приписывается жизнь, живое существование ( Рим. 4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

После того, как чтец объявил, что же он будет читать, его и всех слушателей благословляет предстоятель: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (1, 3). Чтец начинает чтение обычного адреса (кто?; кому?; благословение): 4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных (1, 4-5). После произнесения имени Иисуса Христа следует возглас предстоятеля, представляющий собой так называемую доксологию, т. е. славословие Христу: 5 Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков (1, 5-6). Хор (или чтец) отвечает: Аминь. Далее хор поет песнопение, использующее мотивы из пророческих книг Ветхого Завета: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные (1, 7а). Весь собравшийся народ (или другой хор, как это было принято в древности) отвечает: Ей (т. е. Да), аминь (1, 7б). Я есм. Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (1, 8). Теперь снова продолжает чтение (уже не адреса, а самого послания) чтец: Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и т. д. и т. д. (1, 9 слл.). Литургический характер книги обнаруживается также в том, что ни в какой другой книге Нового Завета нет стольких псалмов, гимнов, песнопений, славословий, возглашений, как в Книге Откровения. Она вся пронизана богослужением, то на небе, то на земле, то во всем космосе» . Парадокс заключается в том, что Откр. — как видим, столь литургичное по своей форме писание — остается единственной новозаветной книгой, не используемой в богослужении Православной Церкви. Причина этого, как было указано в начале данной главы — в том, что Откр. вошло в канон Нового Завета после долгих сомнений, когда круг литургических чтений уже сформировался. Причем речь идет только о Восточном (православном) христианстве, тогда как в западном христианстве канонический авторитет Откр. был признан гораздо раньше, что и обеспечило ему место в богослужении Западной Церкви. 146. Разбор отдельных мест Откр. Троичное благословение в открывающей формуле (Откр. 1, 4-5а)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Различные периоды в истории христианства изображаются в Откровении ап. Иоанна под образом «семи печатей» и «семи церквей». а) Семь печатей 134 ап. Иоанн видел в Откровении Господа, сидевшего на престоле и державшего книгу, запечатанпую семью печатями ( Откр. 5:1 ). Когда Агнец (Сын Божий) снимал эти печати, то ап. Иоанн созерцал различные образы, представлявшие различные периоды в истории всего христианства. 1-я печать. «Конь белый и на нем всадник, имеющий лук; и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить» ( Откр. 6:2 ). Белый конь изображает чистоту веры апостольского века. Всадник на белом коне с венцом, вышедший победить, – изображает ревность и торжество евангельской проповеди апостолов. Первая печать обнимает время с 31 до 100 г. по Р. X. (31-й год – год смерти Спасителя). 2-я печать. «Другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр. 6:4 ). Рыжий конь указывает на порчу первоначальной чистоты веры. В церкви появились заблуждения. Она стала омирщаться, стала искать помощи государства; отсюда происходили различные затруднении и даже возмущения в церкви. Время этой печати простирается до Константина Великого (100–323 г. по Р. X.). 3-я печать. «Конь вороной и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» ( Откр. 6:5 ). «Конь вороной» означает окончательную порчу христианства. Между 323 и 538 гг. появились грубейшие заблуждения в церкви: безбрачие духовенства, почитание икон и останков и многие суеверные обычаи. Церковь совершенно омирщилась. Все это затемнило христианскую веру. Время этой печати продолжалось до 538 г., когда папы получили верховную власть в церкви. 4-я печать «Конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад (могила) следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом и мором и зверями земными» ( Откр. 6:8 ). «Бледность» коня – это бледность трупа. Смерть, сидящая на бледном коне, изображает состояние падшей римской церкви от 538 г. до 1517 г. (до Реформации). «Смерть сидела иа бледном коне; за нею следовал ад (могила); и дана была ей власть над четвертою частью земли – умерщвлять» и т. п. Римская церковь замучила свыше 15 миллионов человек. «И дана была ей власть.... умерщвлять». Реформация обнаружила истинный характер папской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

5. Известно, что из слов Откровения: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» ( Откр. 20:2 ); «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» ( Откр. 20:4 ); «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» ( Откр. 20:6 ) – некоторые богословы выводят мысль о тысячелетнем Христовом царстве на земле после победы над антихристом... Что вы об этом думаете? Хилиазм, как учение о тысячелетнем Христовом царстве на земле перед окончательной победой над силами зла, был достаточно распространен в древней Церкви, особенно в малой Азии. Но это учение понималось первыми христианами не грубо материалистически, а возвышенно и духовно. Грубо материалистическое понимание этого текста было отвергнуто Церковью как ложное. Большинство святых отцов понимало тысячу лет пророчества символически – как полноту времени земного бытия Церкви на земле, когда всякий ее верный сын становится необорим и даже страшен демоническим силам, которые связаны силой воскресшего Господа. 6. Как сегодня нужно понимать обращение к семи Церквам, – ведь тех Церквей, о которых говорится в Откровении, уже не существует. Это просто – здесь и слово Господа к историческим первым церковным общинам и символическое отражение всего земного пути Церкви Христовой, который условно можно разделить на 7 периодов или эпох. 7. Существует несколько святоотеческих толкований Откровения, – в том числе и современные. Какое из них вы считаете наиболее точным? Святые отцы дополняют друг друга и читать желательно их всех, а из современных богословских трудов особенно хороши «Толкование на Апокалипсис» Архиепископа Аверкия (Таушева) и сборник составленный М. Барсовым . 8. Сейчас в церковной среде распространено мнение, что Православие – это «религия поражения», (имеется в виду неизбежность победы антихриста). Но ведь победа антихриста – временная... Безусловно временная и далеко не полная! Мысль о поражении религии и Церкви в корне не верна. Можно говорить только о поражении большинства людей последнего времени – эпохи антихриста, но никак не о поражении Церкви. И последняя книга Нового Завета кончается именно гимном победы! Всякий читающий Апокалипсис заметит духовную красоту его особенной поэзии, его учения о торжестве Бога и Его праведников! «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков!» ( Откр. 22:5 ). Главный призыв «Откровения» всем христианам – посильным подвигом христианской жизни получить белые одежды побеждающих ( Откр. 3:5 ) – символ чистоты и вечного празднования!

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Бога Сына в образе Человека лицезрели многие святые: пророк Даниил (см.: Дан.7:13–15 ), первомученик и архидиакон Стефан (см.: Деян.7:55–56 ), апостол Павел на пути в Дамаск (см.: Деян.9:3–5 ) и божественный евангелист Иоанн (см.: Откр.1:8, 12–13, 20 ). Бога Духа Святого в образе голубя видел святой Иоанн Предтеча со множеством народа при Господнем крещении (см.: Мф.3:16 ; Лк.3:21–22 ); святые же апостолы в день Пятидесятницы видели Его в образе огненных языков (см.: Деян.2:1–4 ). Отсюда уразумеваем, что святые иконы запечатлевают Триединого Бога или одно из Лиц Святой Троицы в тех образах, в каких Сами Они благоволили открыться человеку, и такое запечатление нельзя счесть невозможным. Сектант : Почитатели икон добровольно предают себя во власть диавола и, согласно Писанию, навлекают на себя величайшее наказание от Бога. Ибо в Откровении Иоанна Богослова после слов об антихристе: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ). сказано также: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие поклоняющиеся образу зверя убиты мечом Сидящего на коне... и все птицы напитались их трупами ( Откр.19:20–21 ). Такова будет участь всех иконопоклонников. Священник : Нет и тени истины в том, что ты наговорил по внушению суетного ума своего. Ибо не почитатели святых икон получат праведное наказание от Бога, но те, кто добровольно поклонились диаволу и служили ему. Ведь образ зверя означает у апостола Иоанна не образ Бога и Сына Его, не образ святых Божиих, но образ диавола или антихриста. Антихрист же есть лицо (или совокупность лиц), которое перед Вторым пришествием Христовым будет яростно действовать против Господа и святой Церкви, служа диаволу и облекшись в силу его. Зверь первый это антихрист (диавольский человек, или диавол воплощенный), пришедший в образе земного властителя (см.: Откр.13:1–10 ), а зверь второй антихрист в образе лжепророка (см.: Откр.13:11–18 ). Через антихриста в обоих образах диавол попытается отвратить христиан от почитания образу Бога и заставить их поклониться ему, отцу лжи. Это поклонение и навлечет, по слову Писания, суровую кару на всех совратившихся вслед врагу рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Наконец, самую выдающуюся черту в апокалипсических видениях представляет символика звезд и таинственных чисел. Несомненно, что звезды служат символом ангелов, как небесных духов: символом ангелов семи церквей служат семь звезд, и двенадцати звездам на венце жены, облеченной в солнце, соответствует двенадцать ангелов на вратах нового Иерусалима ( Откр.1:20, 2:1, 12:1, 21:12 ). Вместе с этим звезды служат и символом злых ангелов, как падших с неба. К пониманию такой символики должно приводить отчасти указание на «звезду утреннюю, светлую» в самом Апокалипсисе и указание на нее в посланиях Петра и согласное с ним указание на «звезды блуждающие», как символы лжепророков, в послании Иуды 64 . В самом Апокалипсисе ( Откр.12:4 ), падение злых ангелов вслед дьявола представляется под образом того, что «хвост дракона увлек от неба третью часть звезд и поверг их на землю». Сообразно с этим под двумя звездами, падшими с неба на землю, из которых одна названа «полынью», а другой «дан ключ от кладезя бездны» ( Откр.8:1012, 9:1, 11, 14 ), должно разуметь падших ангелов, как орудий гнева Божия, тем более, что саранча, вышедшая из кладезя бездны, имела над собою царем «ангела бездны», и вслед за тем говорится об освобождении четырех ангелов, связанных при Евфрате. Но в непосредственной связи с символикой звезд находится в Апокалипсисе и символика чисел. Образ жены, облеченной в солнце, у которой под ногами луна, а на голове венец из двенадцати звезд ( Откр.12:1, 14 ), несомненно, взят от солнечного и лунного исчисления года в двенадцать месяцев. Самое пребывание жены в пустыне измеряется продолжением «времени, времен и полвремени», и измерение времени получасом, часами, полднем, днями, полугодом, годами и тысячелетиями указывает на точное математическое измерение времени по движению светил небесных. Даже в новом небе и новой земле, где «времени уже не будет», «и ночи не будет», находится древо жизни, «двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» 65 . В заключение скажем, что и апокалипсическое число зверя ( Откр.13:18, 17:812 ) взято из тех же астрономических исчислений времени и должно служить к указанию астрологических представлений, которые у лжепророков связывались со сказаниями об ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Общераспространенное у нас мнение, что Апокалипсис по своей таинственности и загадочности не должен, да и не может быть толкуем. Самая попытка толковать Апокалипсис является для большинства публики – даже и не неверующей – чем-то вроде сумасбродства, религиозной мечтательности, по меньшей мере, непростительным анахронизмом среди современного направления мысли и жизни. Может быть многие и из благочестивых сочтут такую попытку дерзкой ввиду того, что сама церковь из всех новозаветных книг один только Апокалипсис, как книгу недоступную для простого человеческого разумения, не употребляет для чтения при богослужении, и что сам писатель книги говорит в заключении слов пророчества своего: «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:1819 ). От указанных нареканий считаем нужным освободить предлагаемое исследование. – Прещение апостола на прибавляющих или отнимающих что-либо от слов его пророчества направлено против злонамеренного повреждения самого текста его книги: такое повреждение было весьма возможно при прежнем способе распространения книг через письмо, и уже апостол Павел указывал на распространение между верующими подложных посланий ( 2Сол.2:2, 3:17 ). Сам писатель Апокалипсиса не только не запрещает, но напротив требует сознательного понимания его книги: это видно не только из слов: «имеющий ум сочти число зверя» ( Откр.13:18, 17:8 ), но и из обращения к читателям в начале и конце книги: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» ( Откр.1:3, 22:7 ). Равным образом, нельзя думать, чтобы Апостол писал Апокалипсис лишь только для хранения его в церковных архивах: он назначает свои апокалипсические послания к разным церквам и предполагает чтение всей книги в церквах, на что указывает и оборот речи: «блажен читающий и слушающее слова пророчества сего», и следующее затем приветствие к церквам ( Откр.1:3–4 ), и заключительное в конце книги обращение: «Я, Иисус, послал Ангела моего засвидетельствовать вам сие в церквах» ( Откр.22:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010