Возрадуется и Господь о них: и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5). Будут видеть Бога Отца своего лицем к лицу (1 Кор. 13:12) и узрят Его как Он есть (1 Ин. 3:2). Будет и Бог на них смотреть, как Отец чадолюбивый на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровью Своею. Будут видеть в божественной славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением последовали, как Сам Он об этом молился: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17:24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь дружбу со святыми Ангелами и с ними вместе во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и дьяволом: Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Будут петь пресладкую песнь: «Аллилуия! Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему!» Тому слава, честь и благодарение да будет и от нас, недостойных, ныне, и присно, и во веки веков, аминь! О Боже Отче, Сыне Божий Единородный, и Святый Душе, Триипостасный Боже, Творче, Спасителю и Промыслителю мой, немерцающий Свете, неложная Истино, Любы вечная, Благосте бесконечная, непостижимое Всемогущество, непостижимая Мудросте, всегда сущая Вечносте, Начало безначальное, Сило вся действующая, Животе всех живущих! Живи мя, просвети мя и вразуми мя, да узрю любовь и благость Твою, которую Ты явил роду человеческому. Аминь! notes Примечания 1 Лик – собрание поющих и пляшущих, а также сама песнь, сопровождаемая пляской. Тимпан – музыкальный инструмент наподобие бубна (прим. ред.) 2 В псалмах: 5:7,15-16; 9:26-32; 11:3-5; 35:2-5, 36:12, 14, 21, 32, 35; 49:16-21; 51:3-6; 58:2-4, 8, 13; 63:4-7; 72:6, 7, 11; 93:5-7; 139:2-6, и в прочих. В апостольских посланиях: Рим 1:21-32; 1 Кор 6:9-10; 2 Кор 12:27; Гал 5:19-21; Еф 5:3-5; Фил 3:18-19; Кол 3:5, 8; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2-7; Тит 1:10,16; Откр 21:8; 22:15 и в прочих местах. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

е. в дохрист. эпоху. Точно так же (в синодальном переводе «вождь воинства Господня», в LXX ρχιστρτηγος δυνμεως κυρου) назван муж с обнаженным мечом, явившийся недалеко от Иерихона Иисусу Навину (Нав 5. 13-14), что позволяло христианским и иудейским комментаторам отождествлять этого мужа с М. ( Hannah. 1999. P. 39-40). В Новом Завете В Послании Иуды о М. сообщается следующее: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» (Иуд 9). По свидетельству Оригена ( Orig. De princip. III 2. 1) и Геласия Кизического ( Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 21. 7-8), здесь имеется в виду рассказ о споре М. с диаволом, содержавшийся в несохранившемся окончании «Завещания Моисея» (или «Успения Моисея», подробнее см. в ст. Завещания апокрифические ), причем текст, приводимый в «Церковной истории» Геласия, практически дословно совпадает с Иуд 9. Слова М., обращенные к диаволу, сопоставляют также с видением прор. Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах 3. 1-2). Присутствие Ангела Господня и слов «Господь да запретит тебе, сатана» позволяет предположить, что видение прор. Захарии повлияло на текст «Завещания Моисея» ( Tromp. 1993. P. 273). Уже в иудейской лит-ре эпохи Второго храма для М. характерна роль психопомпа (греч. ψυχοπομπς - проводник душ): он принимает души праведников и сопровождает их на небеса ( Hannah. 1999. P. 46). В Апокалипсисе М. упомянут лишь однажды, причем это единственное место книги, где ангел назван по имени. Рассказывается об участии М. в происшедшей на небе войне с драконом: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр 12. 7-8). Войско М. побеждает: «...низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Здесь М. не назван архистратигом, однако его функция (военачальник ангельского войска) лучше всего могла бы быть обозначена именно этим титулом. В рукописях Мёртвого моря

http://pravenc.ru/text/2563460.html

И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр 14:13). В продолжение традиции ветхозаветных пророчеств говорящим активным лицом выступает именно Дух. Действие Духа в Церкви выражается также тем, что Он готовит ее к принятию Господа в грядущем Втором пришествии: И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр 22:17). “Невеста, то есть Церковь и в ней обитающий Дух взывают в сердцах наших: Авва Отче, что признают пришествие единородного Сына Божия” 61 . 4. Апостол Павел При использовании Посланий апостола Павла как источника учения о Святом Духе следует иметь в виду тот факт, что их содержание в большей степени, нежели в случае других новозаветных книг, обусловлено историческим контекстом и условиями, побудившими к их написанию. Апостол не ставил своею целью систематическое изложение учения о Духе, ни даже отдельного преподания самих Божественных истин. Послания апостола Павла (в отличие от большинства соборных) строго адресны и вызваны конкретными запросами, на которые святой Апостол и дает ответы. Этим объясняется особый акцент в его посланиях на действие Духа Святого в жизни верующих и раскрытие по преимуществу именно этой стороны домостроительства Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово рпеата встречается в посланиях апостола Павла в значениях: 1. Дух человеческий (Рим 1:9; 12:11). 2. Тварная духовная сущность (Евр 1:14 — ангелы; Еф 6:12 — нечистые духи). 3. Дух=сила (2 Фес 2:8). 4. Дух=ум (Еф 4:23). 5. Дух=настроение (1 Кор 4:21). Анализ этих мест и словоупотребления Апостола выходит за рамки нашего исследования, хотя мы вынуждены признать наличие проблемы, когда общие выводы о пневматологии (либо антропологии) апостола Павла находятся в прямой зависимости от интерпретации ряда стихов его Посланий 62 . В этом отношении было бы очень желательно появление специального исследования с опорой на святоотеческие толкования и учетом соответствующих работ западных библеистов.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Объяснение. Иисус Христос назван Пастырем, как и Сам назвал Себя Он, говоря: «Я есмь Пастырь добрый»: Ин.10:11 . Этот Пастыреначальник, во время земной жизни Своей, избрал Себе помощников-апостолов: Мф.10:1–5 ; Лк.10:1 , а затем основал в Церкви пастырей, учителей, пророков и друг.: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 . Бог и в ветхом завете высоко превознёсся, как говорит Писание: Исх.15:1–21 , и у нас, христиан православных, должно быть славословие и прославление Его не только словом, но и делом, так, чтобы, по словам Христа, и посторонние лица видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного: Мф.5:16 ; Пс.102:2–6 . Откр.1:20 . «Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Объяснение. Под ангелами церквей нельзя разуметь никого иного, кроме епископов, почему и говорится дальше: «ангелу Ефесской церкви напиши... ты много переносил... ты ниспал... покайся»: Откр.2:1–5 и проч. Всё это не приложимо к блаженным духам, называемым ангелами в собственном смысле, а приложимо только к человеческим предстоятелям церквей или епископам, как, напр.: Тит.1:5 ; 1Тим.5:22 . Существование таких предстоятелей в век апостольский совершенно опровергает еретическое учение о всеобщем равенстве членов Церкви: 2Тим.2:20 ; Еф.4:11–14 . Исх.19:5–6 . «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым». Объяснение. Хотя Бог чрез Моисея и говорил народу Израильскому, что они будут называться царством священников, когда будут соблюдать завет Божий, однако и в ветхом завете было особое, Самим Богом установленное на все время ветх. завета священство: Исх.40:12:15 ; срав. Лев.8 гл. и др. Отправление известных религиозных обязанностей всецело принадлежало только законно постановленной, богоучреждённой иерархии. Царь Озия был наказан проказой за самовольное вхождение во святилище и воскурение фимиама на алтаре кадильном, что имели право делать только священники: 2Пар.26:16–23 . А Корей, Дафан и Авирон, самовольно избранные взбунтовавшимся обществом для священнослужения, были поглощены со всеми бунтовщиками и их семействами разверзшейся землёй: Чис.16:3–5:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Согласно предсказаниям Спасителя и св. апостолов, мир движется не к покаянию, а к утрате веры ( Лк. 18, 8 ), не к принятию истины, а ко все большему отступлению от нее ( 2Фес. 2, 2—12 ), чем и подготавливаются времена грядущего антихриста, влекущего к вечной погибели. От этой погибели верующие могут спастись не экуменизмом, а лишь посредством глубокого покаяния в своих нравственных грехах, отказа от лжеучений и возвращения к Богооткровенной истине, которую мы должны хранить и оберегать как зеницу ока, согласно увещанию Слова Божия: «Вспомни, что ты принял и слышал (Божественное Предание), и храни и покайся!» ( Откр. 3, 3 ). Сама по себе Божественная истина, правда, нас не спасет, если мы не претворим ее в дело. Приводя святоотеческую мысль: «Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнью?», св. Симеон Новый Богослов перефразирует ее: «Что пользы веровать право, а жить беззаконно?» 208 . Эта мысль основана на Слове Божьем, ибо Спаситель говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного… Отойдите от Меня, делающие беззаконие!» ( Мф. 7, 21, 23 ). Духовное знание само по себе не спасает, если оно не связано с исполнением. Но из этой аксиомы нельзя делать вывод, будто неважно, как веруешь, а важно — как живешь. Важно то и другое. Просвещенному православному христианину понятно, что правильная богоугодная жизнь невозможна без правильной веры. Нельзя оспаривать значение догматических истин в деле спасения. Сам Спаситель говорит в Первосвященнической молитве к Богу Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17, 3 ). О св. ап. Иоанне Богослове, называемом апостолом любви, сказано в его службе: «…яко полн сый любве, полн бысть и богословия» (Вечерня, 26 сентября, слава на «Господи воззвах»). В свете Божественного откровения видно, что не всякое «доброе» дело угодно Богу, ибо оно может вдохновляться греховными побуждениями. Лишь правильная Православная вера учит правильному миросозерцанию и, следовательно, правильному доброделанию. «Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр. 11, 6 ). В мире безверия и кривоверия правильная вера настолько существенна, что тот, кто сохранит ее в своей душе от противных богоборческих ветров современности, тот будет спасен ею при всех роковых испытаниях, грядущих на мир сей, и особенно на Страшном суде Христовом, согласно обещанию Самого Господа: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле!» ( Откр. 3, 10 ). Это же означают слова Христа Спасителя: «всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф. 10, 32 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати , которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда ( 1Кор.15:23–26 864 ), и будущее вечное Царство славы ( Лк.1:33 ; 2Пет.1:11 ; Откр.3:21 ), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное ( Мф.5:3, 19, 6:20 ; Лк.12:33; 18:22 ), исполненное не земных. а небесных благ. Стих 4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мф.19:28 ) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы. «Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст , – не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь». 865 Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу ( Ин.5:22 ; Мф.25:31 ), а в том, что они своею высоко-добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14–15; Μф. 12:41–42). Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. Откр.13:14–16 ). Они ожили (ζησαν от ζω – жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. Мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

409 Интересно сопоставить именования Отца и Сына, Бога и Агнца, в Их сходстве, как и различии: с одной стороны, говорится об Отце: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр. 1,8 ; ср. 4, 8–11; 21, 6–7), с другой – говорится и об Агнце: «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний» (1, 10, ср. 2, 8), однако без дальнейших именований, свойственных только Отцу; и еще об Агнце: «Я есмь первый и последний и живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (I, 17–18). Иногда же Отец и Агнец объединяются в славославии: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков» (5, 13). «И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от Сидящего на престоле и гнева Агнца» (6, 16), или в воскликнопении: «спасение Богу нашему. Сидящему на престоле, и Агнцу» ( Откр. 7, 10 ), хотя затем следует поклонение перед престолом «Богу» (ст. 11–12, ср. ст. 15–17). Далее: «ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его» (12, 10). Характерно содержание «песни Моисея и песни Агнца». «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержителю» и далее (15, 3–4). Наконец, о первом воскресении говорится: «они будут священниками Бога и Христа» (20, 6). Т. о. Бог Отец и Христос-Агнец одновременно соединяются и различаются в Их отношении к миру и человеку. 410 В немногочисленных текстах Ветхого Завета, где Бог называется Отцом, это имя просто выражает любовь Божию к человеку. «Только Ты Отец наш... Ты, Господи – Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш», Ис. 63 ; в мессианском тексте 9, 6, Сын называется «Отец вечности»; ср. также Иерем. 31, 9. Более существен текст Малахии 2, 10, где говорится; «не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» (характерно и здесь это отождествление Отца и Бога). 411 Вариант: κυρου. В таком случае весь текст относится к одному Христу. В противном же случае различаются Бог и Христос, как и в следующем тексте. 413 Было уже отмечено («Агнец Божий», стр. 311), что и Христос не только не называл Себя Богом, но сам именовал Богом Своего Отца: «Отцу Моему и Богу Моему» ( Ин. 20. 17 ). Ср. Ин. 8, 54 : «...Отец Мой, о котором вы говорите, что Он Бог наш (μν)». Впрочем, есть к вариант μν, Он был назван этим именем лишь апостолом Фомой: «Господь мой и Бог мой». Единственный текст, который, видимо, хотя и косвенно, этому противоречит, есть Ин. 1, 1–1 «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Однако здесь мы имеем лишь неотчетливый перевод, не уловляющий оттенки. В действительности же говорится о Слове, что Оно было у Бога ( θες, с членом, т е. у Отца), – в первом и втором случае, но само оно было θεος (без члена) т. е. было божественного естества. Не следует оставлять без внимания и то, что здесь речь идет еще не о Христе, но о Слове в предвечной жизни Св. Троицы. Ср. еще 1Ин. 5, 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Слово Божие есть духовное млеко, от которого мы возрастаем во спасение ( Иак.1:21 ). 1–3. Кто уже вкусил, сколь благ Господь, тот не пренебрегай благости, кротости и долготерпения Божия, но помышляй, что благость Божия ведет к покаянию ( Рим.2:4 ). 5. Молитвы святых суть духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( Откр.8:4 ; 1Кор.6:19, 20 ). 7–8. Соблазн есть камень претыкания, то есть, подобен камню, о который претыкаются и падают ( Мф.18:6 сл.). Кто ищет оправдания не в вере во Христа, а в делах закона: для того Христос есть камень претыкания или соблазн ( Рим.9:32 ; 1Кор.1:23 ). 9. Верующие во Иисуса Христа – род избранный, царственное (Божие) священство, народ святый, люди, взятые в удел (усыновленные) Откр.5:10 ). Богом мы призваны из небытия в бытие, и Богом дано нам лучшее, благодатное бытие: посему мы должны покланяться Богу, как Существу Высочайшему; прославлять Бога, как Всесовершенного; благодарить Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя ( 2Кор.4:6 ). 11. Всякий странник, доколе он на пути, должен быть чист и телом, и духом; а всякий грех есть тяжелое бремя и делает препятствие к достижению предположенной цели ( Евр.12:1 ). 12. Так да светит свет ваш пред человеками, говорит Спаситель верующим, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). 13–14. Верховная власть на земли дана Богом царю, а правители суть слуги царя и вместе слуги Божии: и так, во-первых, должно повиноваться царю, а потом посылаемым от него правителям ( Рим.13:1, 1 ). Есть суд Божий, и есть суд человеческий. Бог управляет человеками (миром) невидимо, а через царей земных и прочие власти – видимо ( Рим.13:1 ). 15. Кто делает другому добро, тот заграждает ему против себя уста и отклоняет от всякого злоречия. 16. Рабы Божии свободны от греха; посему никто не должен употреблять сей свободы для прикрытия порока или в угождение плоти ( Гал.5:13 ; Рим.6:15, 16 ). 19–20. Кто, страдая не для Бога страдает, но за преступление ( 1Пет.4:14, 15 ), или кто страдает, не помышляя о страданиях И. Христа, тот страдает не по воле Божией ( 1Пет.4:19 сл.) и без пользы для своей души ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ: Наличие Новозаветного священства ( 1Тим. 4:14 ) предполагает и наличие священных одежд. Где 2 или 3 во имя Моё… Скажите, этим Христос призывал к единству или разделению? Тогда в любом случае эту цитату нельзя рассматривать как благословение разделений. Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор. 1:10 ) Преемственность – явление временное. При временных служениях преемственности не было. Например, пророческое или говорение языками. Канон Нового Завета заменил дар пророчества и учительства, но служение священства – созидание Тела Христова. Нужда в сем есть и ныне. Христос наш первосвященник ( Евр. 8:1 ). Да, как Искупитель ( Евр. 9:12 ). У священнослужителей служение иное. Они домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), т.е. служители плодов искупления. Мы все священники ( Откр. 1:6 ; 1Пет. 1:9 ). Это о нашем внутреннем преображении, плодами которого мы призваны возвещать совершенства Призвавшего нас ( 1Пет. 2:9 ). Это было сказано еще в Ветхом Завете ( Исх. 19:6 ), но Корей, Дафан и Авирон за подобное вашему понимание этого места: всё общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Числ. 16:3 ) поплатились жизнью (ст. 32). Христос соделал нас царями н священниками Богу и Отцу Своему ( Откр. 1:6 ). В каком смысле мы цари? В этом же смысле мы и священники. Освящение Воды: Святая вода освящалась Господом и называлась святой ( Числ. 5:17 ), очистительной ( Чис. 19:9, 13, 20 ), живой ( Чис. 19:17 ). Ею очищались от скверны в разных случаях. Господь в Новом Завете часто подает благодать через воду: Крещение, исцеление слепорожденного посредством воды и брения ( Ин. 9:7 ), в Иерусалимской купальне ангел возмущал воду, и она исцеляла болящих ( Ин. 5:2–4 ). Разве Господь или вода изменились? Миропомазание : Сначала апостолы миром не помазывали, а возлагали руки. Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого ( Деян. 8:18 ). С умножением числа верующих апостолы заменили возложение рук миропомазанием: утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор. 1:21–22 ). Коринфянам (грекам) не знакомо было понятие о духовном помазании. К тому же, они были духовными младенцами в вере. Апостол Павел не стал бы вводить излишнее богословское понятие для немощных. В Ветхом Завете помазание елеем означало сообщение особых даров Святого Духа. Аарон ( Исх. 30:30 ), Саул ( 1Цар. 10:1 ), Давид ( 1Цар. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

Ис.16:1 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» (Ср. Лк.4:18 ). Ис.62:11 : «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ср. Лк.6:36 ; Мф.11:11–12 ). Ис.49:6 : «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых…но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ср. Ин.8:12, 12:36, 46 и 10:16). В главе 40, стихах 3, 4 Исайя предсказывает о явлении Иоанна Крестителя, Предтечи Господа (Ср. Лк.3:2–6 ; Ин.1:19–23 ). В той же главе, стихи 10 и 11, мы читаем: «Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое» (Ср. Ин.10:11–16, 27–28 ; Лк.6:35 ). В главе 50 стихе 6 книги Исайи мы читаем о поругании над Спасителем нашим: «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ср. Лк.22:63–65 и Мф.26:67 ). Особенно замечательна 53 глава книги пророка Исайи, изображающая страдания Христа за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Ранами его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно… На подвиг души Своей Он будет смотреть с удовольствием; чрез познание Его Он оправдает многих и грехи их на себе понесёт» (Ср. Мф.26, 27 ; Лк.22:23 ). Царственный Псалмопевец Давид, живший за тысячу лет до Христа, в своем 21 псалме пророчески изображает мысли и чувствования Спасителя нашего на кресте. В псалме 23 он пророчествует о вознесении Его на небо, в псалме 2 о Христе, как помазаннике Божием и царстве Его, а в псалме 97 – как о Спасителе и Судии народов (Ср. Ин.5:22–23 ). Смотри также пророческие о Христе Псалмы 2, 68, 117. У пророка Аггея ( Аг.2:7 ) мы читаем: «и приидет Желанный всеми народами»; у пророка Михея ( Мих.5:2 ) – о рождении Спасителя в г. Вифлееме (ср. Мф.2:1–6 ); у пророка Захарии ( Зах.9:9 ) читаем мы о входе Господа в Иерусалим, на вольные страдания за грехи людей, сидя на ослице (ср. Мф.21:5 ) и о распятии Христа ( Зах.12:10 . Ср. Откр.1:7 ); у пророка Амоса ( Ам.8:9 ) о закате солнца в полдень, когда, Христос висел на кресте (ср. Лк.23:44–45 ) у пророка Иоиля ( Иоил.2:28 ) – о сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян.2:16–21 ). Последний пророк Малахия изображает явление Христа на подобие солнца, оживляющего омертвелую природу: «Для вас, благоговеющих пред именем Моим, – говорит Господь, – взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ср. Ин.8:12, 9:5, 12:36 ) и предсказывает также об Иоанне Предтече, как новом Илии, по духу ( Мал.4:5–6 ср. Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010