О христианском погребении усопших мая 2015 Документ утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года ( журнал 30 ).  О христианском погребении усопших О христианском погребении усопших Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами. Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). " В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека " (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда " земля извергнет мертвецов " (Ис. 26:19) и " посеянное в тлении восстанет в нетлении " (1 Кор. 15:42). " Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его " (Еккл. 12:7), - говорит слово Божие. Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). " Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле " , - писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс. Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-khristia...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суббота пред Рождеством Христовым 19.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Рождество Христово , Суббота пред Рождеством Христовым Лк, 72 зач., 13, 18—29 Сказал Господь: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. Господь дает два ярких образа Царства Божия, два заметных факта из обыденной жизни Галилеи. Маленькое горчичное зерно вырастает в дерево, закваска поднимает тесто. Две важных подробности: хозяйка положила закваску в три меры муки, что составляет сорок килограммов. Горчичное зерно становится деревом, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Мы вспоминаем о большом и крепком дереве в пророчестве Даниила, высота которого «достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли» (Дан. 4, 8). Речь у пророка идет о великом Царстве, собирающем все народы. В глубине этих двух притч — тот же процесс роста и созревания, который показан в книге Деяний поразительным распространением Евангельской проповеди. В Откровении даны измерения Святого Града, в котором есть место для всего мира, и даже больше (Откр. 21, 16). «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» — слышим мы в сегодняшнем Евангелии.

http://moral.ru/суббота-пред-рождеством-...

Проповедь в день памяти преподобного Антония Великого Сегодня мы празднуем день переселения в небесные обители великого подвижника, основателя монашеского жительства – преподобного Антония Великого. Жизнь великого Антония была настолько преисполнена разнообразными чудесными явлениями, что мы, порой читая его житие и жизнеописания других подобных ему древних святых, поражаемся, насколько их жизнь отличалась от нашей нынешней жизни. Иногда это дает нам повод полагать, что в то время жили какие-то особо одаренные по своей природе люди, особые избранники Божии, от века предуготованные Богом быть вместилищами Его благодати. Иногда нам кажется, что их время было каким-то особенным – временем, когда Господь был более щедр на дары Духа и как бы без меры изливал их на каждого христианина. Думая подобным образом, мы тем самым забываем слова апостола Павла, который говорил, что « Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Забываем, что древние святые по своей природе были такими же людьми, как и мы с вами; те же немощи, что мы наблюдаем у себя, были и у них: они также испытывали голод, как и мы; им так же хотелось спать; их тело подвергалось тем же болезням, каким подвергаемся и мы с вами. У Бога нет лицеприятия. И сейчас мы слышим тот же самый Божественный голос, что слышал и Великий Антоний, слышал и последующий за ним сонм великих подвижников и святых, будут слышать и будущие поколения христиан, которые придут после нас: « Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери (сердца своего), вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем» (Откр . 3:20,21). Господь наш Иисус Христос ради нас создал этот видимый мир; ради нас Он сошел с небес, став подобным нам человеком; в страшных страданиях излил за нас на Кресте Свою Божественную кровь, чтобы даровать нам такие блага, о которых мы на земле даже и помыслить не можем. Поэтому, наверное, ни на небе, ни на земле нет больше скорби, чем скорбь от сознания того, что христиане пренебрегают теми неизреченными дарами, наследниками которых они призваны быть.

http://pravoslavie.ru/51223.html

Разделы портала «Азбука веры» Говорил ли Христос: Я Бог, поклоняйтесь Мне? Похожие вопросы 6 Ответов Конечно! Он так и сказал о Себе евреям — Я и Отец одно Ин. 10:30 И заметим, что никакой иносказательности, вроде сыновства от Иосифа. Евреи после этих слов Христа тут же взялись побить Его камнями за то, что Он делает Себя именно Богом Ин. 10:31–33 Причём, Христос призывал почитать Себя как Бога, а значит и слушать Его спасительное учение, как имеющее Божественное происхождение, и за нарушение которого будет суд Ин. 5:21–24 Иисус Христос — Бог воплотившийся, вочеловечившийся, ставший человеком, не переставая быть Богом. Иисус Христос как Бог и как Бог воплотившийся (цитаты из Библии) Апологетический аргумент состоящий в том, чтобы найти в Священном Писании фразу, абсолютно идентичную коранической, является достаточно наивной манипуляцией. Буквально такой фразы, что написана в Коране через пол тысячи лет, Он не говорил. Однако Он постоянно произносил слова или совершал различные действия, которые может и имеет право делать только Бог. Современники так и трактовали их ( Ин.10:32–33 ). В последней книги Библии мы можем видеть, как Иисус (Агнец Божий) принимает небесное прославление и поклонение, равное Богу: И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков ( Откр.5:8,13–14 ). Христос говорил нечто большее: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди . ( Ин.14:15 ) В этом утверждается истина, что Бог дал человеку свободную волю. Волю выбирать себе Господина. Но лишь добровольным служением Истинному Богу, исполнением воли Отца Небесного человек приближается к Нему, получая от Него в награду радость и мир в душе — и в этой жизни, и в будущей.

http://azbyka.ru/vopros/govoril-li-hrist...

В ПСТГУ прошла конференция «Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова: экзегезис, богословие, история влияния» 13 октября 2012 г. 12:24 9 октября 2012 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла конференция «Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова: экзегезис, богословие, история влияния». Первой выступила профессор Эдит М. Хамфри из Питтсбургской богословской семинарии (США) с докладом на тему «Призыв Апокалипсиса: созерцать и поклоняться». В докладе было подчеркнуто значение зрительного восприятия образов Апокалипсиса, свидетельством которого является частое использование слова δο (се!; вот!). Наряду с этим отмечалось значение литургических мотивов в книге. Предметом подробного рассмотрения стали повествования о жене, облеченной в солнце, в гл. 12, небесная Литургия глав 4-5 и описание Нового Иерусалима в главах 21-22. В докладе преподавателя ПСТГУ В.А. Андросовой «Апокалипсис как книга надежды: основные богословские акценты Откровения Иоанна Богослова» было показано, что распространенное представление об Апокалипсисе как книге эсхатологических катастроф является поверхностным. Многие исследователи считают Апокалипсис книгой ободрения и надежды, и в докладе была приведена соответствующая аргументация. Описания катастроф и бедствий во многом отражают исторический контекст — напряженные ожидания гонений со стороны обожествляющего себя государства. Однако в начале повествования о видениях утверждается, что ключевым моментом истории является победа распятого и Воскресшего Христа (Откр. 5), и этот факт определяет все основные богословские акценты произведения. Тема мученичества христиан раскрывается как приобщение к победе Агнца-Христа (Откр. 7:14; 12:11). Через все произведение проходит устремленность к явлению эсхатологического града Небесного Иерусалима — он подробно описывается в заключительных главах 21-22, и его образность уже предвосхищена в 2-й,3-й и 7-й главах. Два раза в Апокалипсисе звучат ярчайшие гимны всемирному владычеству Божию и воцарению Бога и Христа (Откр. 5 и Откр. 11), и эти гимны расположены в повествовании прежде рядов бедствий и казней. Итак, читатели Апокалипсиса уверяются в том, что, несмотря на активность злых сил (изображенных в Апокалипсисе в образах дракона и «двух зверей» Откр. 11-13), зло будет окончательно побеждено, причем благой Бог ограничивает действие зла (Откр. 8-9) на протяжении всей истории и направляет ее к спасению людей.

http://patriarchia.ru/db/text/2520656.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Вседержитель (греч. — Παντοκρτωρ) - 1) имя Единого Бога , Пресвятой Троицы , смысл которого состоит в том, что всё существующее, видимый и невидимый мир, содержится Божественной властью и всемогуществом; понятие Вседержитель сближается по значению с понятием «Царь царствующих, Господь господствующих» ( 1Тим.6:15 ); 2) имя Господа Иисуса Христа ; подчеркивающее, что любое Владычное действие, инициируемое Богом Отцом , проистекает через Единородного Сына; 3) (Господь Вседержитель) иконографический образ Спасителя, отличительными особенностями которого служат: благословляющий жест, книга (либо свиток) в левой руке. Вера в Бога как Вседержителя, основана на богооткровенном учении. Имя «Вседержитель» неоднократно упоминается в Священном Писании Ветхого и Нового Завета ( Иов.8:3 ; 2Кор.6:18 ; Откр.21:22 ). Кроме того оно отражено в первом члене Символа веры . Это именование тесно связано со свойством всемогущества . Оно указывает на то, что всё, что ни происходит в мире, происходит по воле Божьей: по Его благоволению или же попущению. Подчеркнем,мир существует в силу причастности Богу (Божественным энергиям). Как Вседержитель, Бог постоянно поддерживает бытие всего сущего ( Кол.1:17 ); контролирует все процессы, так что без Его воли ничего не происходит и исход любого человеческого замысла определяется Его решением ( Притч.19:21 ); Его желания исполняются всегда ( Ис.55:8-13 ); никто не может противостоять Ему ( Рим.9:19 ); в Его руках находится жизнь каждого человека ( Иак.4:15 ; 1Цар.2:6 ); Он управляет всеми государствами и в Его руках судьбы всех народов ( Сир.10:17-20 ; Дан.2:21 ). Вера в Бога Вседержителя, в Его благой Промысл , позволяет человеку быть внутренне спокойным и не унывать. Если Господь содержит всё в Своей власти, то почему Он не запрещает демонам вершить зло? Демоны , как и бесплотные духи вообще, были созданы нравственно свободными, не имевшими склонности ко греху. Пользуясь дарованным им от Творца правом свободного выбора, все они имели возможность самоопределения: либо к Добру , либо ко злу .

http://azbyka.ru/vsederzhitel

Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью! Архангел Михаил — вождь небесного воинства Архангел Михаил Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого. Празднование 8 ноября по старому стилю, 21 ноября по новому стилю. Упоминается в канонических книгах: Дан. 10:13; 12:1. Иуд. ст. 9. Откр. 12:7-8. Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы  Рафаил ,  Уриил ,  Салафиил ,  Иегудиил и  Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания.  Архангел Гавриил  обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита  архангел Рафаил  говорит о себе: «Я —  Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

http://pravmir.ru/arxistratig-arxangel-m...

Календарь Материалы 8 мая 2008 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Священник Павел Гумеров Рождение внуков для бабушек и дедушек иногда событие не менее радостное, чем для самих родителей. Наши родители, нянча внучат, как будто вновь становятся молодыми, переживают то время, когда сами были родителями малышей. Бабушки порой любят внуков даже больше, чем своих детей. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ангелина Леонова Тьма памятозлобия хуже всякого иного греха: всякий грех совершается в короткое время и быстро прекращается… Памятозлобие же непрестанно хранит пламенеющую страсть. Одержимый сей страстью – встает или ложится, молится или совершает путь – непрестанно носит жало в сердце. Тот, кто поработил себя сей страсти, не может ни вкусить благодати Божией, ни удостоиться отпущения грехов. [Встреча с Православием/Апологетика] Юрий Максимов Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с градом Божиим и вне его навеки останется область отвержения, «смерть вторая» (Откр. 21: 8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. «Бог будет все» лишь в «сынах Царствия», все во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Необходимо было пришествие на землю Сына Божия, Его крестные искупительные страдания, чтобы душа человека опять получила благодать Святого Духа. [Поместные Православные Церкви/Синайская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Тьма памятозлобия хуже всякого иного греха: всякий грех совершается в короткое время и быстро прекращается… Памятозлобие же непрестанно хранит пламенеющую страсть. Одержимый сей страстью – встает или ложится, молится или совершает путь – непрестанно носит жало в сердце. Тот, кто поработил себя сей страсти, не может ни вкусить благодати Божией, ни удостоиться отпущения грехов. Мы являемся одними из старожилов православного Рунета. Информационное агентство «Русская линия» было создано в 1998 году в Санкт-Петербурге по инициативе «Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна (Снычева)». Так случилось, что первый новостной блок появился 9 мая 1998 года, и этот великий в нашей истории день Русская линия считает своим днем рождения.

http://pravoslavie.ru/archive/080508

Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Будучи Сам Светом истинным, Христос призвал Своих учеников стать светом для мира: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Он связывает сияние света не с экстатическими состояниями, как у неоплатоников или индуистов, но с добрыми делами. Непрестанно поглощая и распространяя свет Христов, каждый верующий призывается к тому, чтобы выражать свою веру служением всем без исключения. Христос – Свет миру. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Ин. 1:9) Слово – Свет истинный, который освещает каждого человека, – приходит в мир. Это потрясающие событие, касающееся всего человечества, мы празднуем в день Рождества Христова. Сегодняшний светлый праздник дарует нам эту всесветлую уверенность и неложную надежду! Как поет наша Церковь во время праздника Рождества Христова, «Свет от Света предвоссия безлетно, во времени плотски, Иже на земли явися и мир просвети» (канон, глас 1, утреня четвертка). Иисус Христос, воплощенное Слово Божие, неизреченно, неоднократно и во всеуслышание провозгласил: «Я – свет миру» (Ин. 8: 12, 9: 5). Свет, который непосредственно связан с жизнью: «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). По Его распятии и воскресении весь мир наполнился светом. А когда история спасения людей достигнет своего завершения в новой твари, светом будет Сам Сын и Слово Божие! (Откр. 21: 23). Таким образом, от естественного света, который во временном мире сменяет ночная тьма, мы придем в конце концов к Невечернему свету – Самому Богу. Природа света всегда находится в центре человеческих исканий и напрямую связана с развитием науки. Новые глубокие знания в области естественного «тварного» света еще больше увеличивают символизм в отношении удивительного воздействия на мир света духовного.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЬФА И ОМЕГА [ A и W ], первая и последняя буквы греч. алфавита. Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв. Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв. Выражение «А. и О.» трижды встречается в Откровении св. Иоанна Богослова: дважды как самоназвание Бога Отца (Откр 1. 8; 21. 6) и один раз как самообозначение Иисуса Христа (22. 13). «В 8 ст. говорится о Боге Отце как первопричине Божественного ведения, который, по 1 ст., дал откровение Иисусу Христу для сообщения верующим» (Николай Орлов, свящ. Апокалипсис святого Иоанна Богослова. СПб., 1999. С. 45). По др. толкованию, в 3 указанных местах Апокалипсиса А. и О. именуется Иисус Христос - сторонники этого взгляда принимают толкование архиеп. Андрея Кесарийского († ок. 565): «Словами Алфа и Омега означается Христос как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный - Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу...» (Слово 1. 1); «Начало и конец есть Христос как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей» (Слово 22. 66). Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVb. (Латеранский музей. Ватикан) Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVb. (Латеранский музей. Ватикан) Смысл этого имени Божия, к-рое использовано в Апокалипсисе и у ранних христ. писателей ( Пруденций , Тертуллиан ), очевиден из «описательных» имен, сопровождающих наименование А. и О.: «Который есть и был и грядет» (Откр 1. 8), «Начало и Конец» (1. 8; 21. 6; 22. 13), «Первый и Последний» (1. 10; 22. 13), «Вседержитель» (1. 8). Сопоставление первой и последней букв алфавита объединяет Божественный акт творения и эсхатологическое новое творение. Бог положил начало этому миру и приведет его к конечному завершению. А. и О., следов.,- Бог-Творец всего. Весь космос имеет начало и завершение в Боге. Не только начало и конец мира, но и вся его история пребывает под действием промышления Божия.

http://pravenc.ru/text/114190.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010