– Страшное пророчество сбылось: преданный царём, власть имущими и иерархами народ смёл оставивших его с лица земли. Воистину это был бич Божий. «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её... Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. ...И будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог , судящий её» ( Откр. 18:6–8 ). 72 ...и нет надо мной господина Делаю, что хочу... – « " Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без Бога-то и без будущей жизни? Ведь это, стало быть, теперь всё позволено, всё можно делать?» – «А ты и не знал?» Всё будет позволено для каждого частного лица не верующего ни в Бога, ни в бессмертие своё» (Достоевский. 15, 29; 14, 65). 73 Мученичества, чтобы за Христа жажду этих страданий... – Идея необходимости страдания на пути ко Христу вряд ли была одной из определяющих в жизни Эрна и характерна именно для Свенцицкого. Мысль обратиться к епископам и авторство текста также принадлежали ему. Об этом говорят присущие его стилю выражения и хронология событий: у вернувшегося в Москву 25–26 января 1905 Эрна просто не было времени написать воззвание, а в последних числах января друзья уже были в Санкт-Петербурге. 74 Окружное послание (энциклика) – обращение архипастырей к народу в особенно важных обстоятельствах, требующих внимание всей церкви: о доблестях мучеников, появлении ересей, поместных определениях по догматическим вопросам (напр.: сщмч. Поликарпа Смирнского , свт. Фотия, Восточных патриархов в 1848). 75 Епископ Евлампий – Имеется в виду еп. Антоний (Флоренсов; 1847–1918), с которым друзья познакомились через П. А. Флоренского. Обстоятельства знаменательной встречи были также описаны на выступлении в МРФО 21 ноября 1905 (Свенцицкий В. «Христианское братство борьбы» и его программа. М., 1906). Ни малейших упрёков в искажении фактов доклад и брошюра не вызвали. 76 …я не верил в искренность его любви. – Описывая свой замечательный характер, еп. Антоний говорил: «А всё от того, что есть у меня одно качество.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Таким заблудшим Апостол и говорит, что никакого другого Христа в смертной плоти мы уже не знаем, ибо Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение», т. е. для всеобщего суда над миром ( Евр. 9:27–28 ). А в прославленной, нетленной и бессмертной плоти мы и теперь знаем Христа, ибо вкушаем пречистую Его Плоть и пьем всечестную Его Кровь в таинстве Св. Причащения ( Иоан. 6:51–58 ; 1Кор. 10:16–17; 11:23–30 ). 9) Умершие, тем более их мощи, не могут прославлять Господа: «от мертвого, как от несуществующего, нет прославления: живой и здоровый восхвалит Господа» ( Сир. 17:25–26 ). 9) Из предыдущего (24–го) стиха видно, что здесь говорится об умерших ветхозаветных людях, еще не искупленных Кровью Христа и находящихся в аде, где, конечно, не было прославления Бога: «Кто будет, спрашивает Сирах, восхвалять Всевышнего в аде, вместо живущих и прославляющих Его?» А затем поясняет: «от мертвого, как от несуществующего, нет прославления». В Новом же Завете, после совершенного Христом искупления людей от греха и после победы Его над адом ( 1Кор. 15:54–57 ), праведные прославляют Бога не только на земле, но и на небе ( Откр. 4:8–10; 5:8–14 ), прославляют Его не только молитвами при жизни, но и через святые свои тела по смерти, как, напр., прославили Бога кости Елисея, воскресившие из мертвых прикоснувшегося к ним человека ( 4Цар. 13:20–21 ; Сир. 48:15; 46:22–23 ). Затем, нужно заметить, что не мощи сами собой прославляют Бога, но Сам Бог, дивный во святых Своих, прославляет Себя через их святые останки. 10) Мертвые не могут совершать никаких чудес: «разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя»? ( Пс. 87:11 ). 10) Дальнейшие слова этого псалма такие: «или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою» (ст. 12–13). Из всего приводимого псалма видно, что находящийся в очень тяжелых обстоятельствах пророк просит Господа, скорее, пока он еще жив, проявить над ним чудо милости Своей, избавив от множества постигших его бедствий, ибо, когда он умрет, то уже не сможет сам в могиле прославить и возблагодарить Бога за Его великую милость; не услышат его прославления и находящиеся в могиле, предавшиеся тлению, умершие люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Тогда сильно возгорится царский гнев на таких бесчувственных и неблагодарных людей. Так и грешники, которые ныне слышат проповедуемое покаяние и кающимся являемую Божию милость, но не хотят чистосердечно обратиться, от грехов отстать и покаяние сотворить, вместо милости Божией узнают на себе правду Его и мстительную руку. «Дождем прольет Он на нечестивых сети: огонь и серу, и дух бурный — их доля из чаши их» (Пс.10:6). «Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Тогда они в самом деле на себе узнают те страшные угрозы, которые ныне в святом Божием слове слышат. Не хотят являемые Божией милости на себе узнать, так уж познают мстительную правду Его. Ныне Бог зовет и обещает милость, а тогда от Себя отошлет и изольет на них праведный гнев Свой . Ныне говорит: «Покайтесь», — а тогда скажет: «Отвечайте»:. Ныне говорит: «Приидите ко Мне», а тогда скажет: «Идите от Меня». Куда? «В огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Ныне слушает кающихся и молящихся Ему, а тогда грешники услышат: «Не знаю вас, вы Меня не узнали, и Я вас не узнаю, вы Меня не слушали, и Я вас не слушаю». «Я звал, и вы не послушали, простирал слова Мои, и вы не внимали, но отметали Мои советы, и Моим обличениям не внимали. Итак, и Я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас пагуба» (Прит.1:24—26). И еще: «Я звал, и вы не послушали; говорил, и вы не слушали, но делали лукавое предо Мною и избирали то, что было неугодно Мне. Посему так говорит Господь Бог: «вот, рабы Мои будут есть, а вы будете алкать; вот рабы Мои будут пить, а вы будете... жаждать; вот рабы Мои возрадуются, а вы будете в стыде; рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, а вы... возопиете в болезни сердца вашего и от сокрушения сердца восплачете» (Ис.65:12—14). Грешники! Убоимся запретов Божиих, покаемся, пока проповедуется покаяние. Примем благодарно Божию милость, пока является.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Читайте жития святых, они очень помогают душе, потому что, читая их, человек связывается со святыми, в нем разгорается благоговение и расположенность к жертвенности. Эта жизнь не для того, чтобы устроиться потеплее. Умирать так умирать - давайте же, по крайней мере, умрем как должно! Раз мы все равно ничего другого не делаем, то, если Бог удостоит нас мученичества, разве это будет плохо?..» Земная смерть для верных Богу христиан есть только переход от смерти к жизни. Слово Божие дарит нам несомненную надежду: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20-22). Для верных Спасителю христиан смерти больше нет, а то, что кажется нам смертью, есть не более, как «успение», то есть, временный сон, от которого возстанем мы, по повелению Божию, к новой блаженной и уже нетленной жизни. Мы прекрасно знаем и веруем, что, несмотря на временное торжество сатанинского зла в мире, окончательная победа принадлежит нашему Господу и Спасителю - победителю ада и смерти. «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15, 25-26), - учит нас Слово Божие. Светлое Воскресение Христово еще раз напоминает нам об этом, радует и утешает, дарует силы и мужество к перенесению всех постигающих нас в этой земной жизни искушений и страданий. А тем, кто до конца сохранит верность Спасителю, дано величайшее обетование: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3, 21). Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Подготовила Лариса Кудряшова Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/07/vo...

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Откр. гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим.4:14 и т.п.). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия. «Есть лжеапостолы, – предостерегает св. Павел коринфян, – лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды» ( 2Кор.11:13–15 ). «Есть люди, смущающие вас, – предостерегает св. Павел галатийцев, – желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:7–9, 11–12 ). «Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите», – заповедует и Иоанн Богослов ( 2Ин.1:10 ). «Блюдитеся от псов, – предостерегает св. Павел филиппийцев, – блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Флп.3:2, 17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – «всем быть вся, да всяко некие спасут» ( 1Кор.9:22 ), – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Пет.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

4. Употребление частиц. В этой области приходится отметить чрезвычайную скудость Апокалипсиса. Связь между предложениями здесь в высшей степени однообразна и устанавливается, по большей части, посредством κα. Другие частицы находят употребление самое ограниченное. Чаще других ставится γρ ( ). В апокалипсических посланиях имеем: λλ ( Откр.2:4, 6, 9, 14, 20; 3:4 ), ον ( Откр.1:19; 2:5, 16; 3:3:19 ), δ ( Откр.1:14; 2:5, 16:24 ), φελον ( Откр.3:15 ), πλν ( Откр.2:25 ). Кроме того δ стоит в: Откр.10:2; 19:12; 21:8 . Иногда переход к следующему предложению делается через δο ( Откр.2:10, 22; 3:8, 9:20 ), иногда же чрез μετ τατα ( Откр.4:1; 7:9; 18:1 и др.) и μετ τοτο ( Откр.7:1 ). Таких частиц, как μν и τε, Апокалипсис не имеет. Союзы для соединения придаточных предложений упомянуты в отделе о спряжении. 5. Анаколуф. Встречаются в Апокалипсисе обороты речи анаколуфические. Здесь нужно, прежде всего, отметить такие случаи, когда в начале предложения стоит nominativus pendens, например: νικν κα τηρν χρι τλους τ ργα μου, δσω ατ ( Откр.2:26 ); νικν, ποισω ατν στλον ( Откр.3:12 ); νικν, δσω ατ καθσαι ( Откр.3:21 ). Иногда местоимение ατς, стоя после причастия и в том же падеже, как причастие, по положению своему является плеоназмом: τ νικντι δσω ατ ( Откр.2:7:17 ); τ καθημν... δθη ατ ( Откр.6:4 ). Такое же положение часто занимает ατς после относительного местоимения: ν οδες δναται κλεσαι ατν ( Откр.3:8 ); ος δθη ατος ( Откр.7:2 ); ο ο γγραπται τ νομα ατο ( Откр.13:8 ); ср. также Откр.7:9; 20:8; 17:9; 12:6, 14 . 6 . Отсутствие согласования. Особый колорит придает языку Апокалипсиса весьма частое игнорирование правил согласования. Приложение и определение здесь нередко ставится в именительном падеже, в каком бы другом падеже ни стояло слово определяемое: π ησο Χριστο, μρτυς πιστς ( Откр.1:5 ); τς καινς ερουσαλμ, καταβανουσα κ το ορανο ( Откр.3:12 ); κρτησεν τν δρκοντα, φις ρχαος ( Откр.20:2 ); ср. Откр.2:20; 7:4; 14:12 . Определение с определяемым часто не согласуется в роде: φων... λγων ( Откр.4:1 ); ζον χων ( Откр.4:7 ); φωνν... λγοντα... γγλ, χων ( Откр.9:13:14 ); οτο εσιν α δο λααι... α... σττες ( Откр.11:4 ); φωνα μεγλαι... λγοντες ( Откр.11:15 ). Замечательно: ες τν ληνν... τν μγαν ( Откр.14:19 ). Наблюдается отсутствие согласования в числе: ο κατοικοντες π τς γς, ο ο γγραπται τ νομα ατο ( Откр. 13:8 ; ср. Откр.9:12 ). Отметим еще такие характерные обороты: χλος πολς... σττες... περιβεβλημνους ( Откр.7:9 ); ο κατοικοντες π τς γς... βλεπντων ( Откр.17:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Следующее видение Апокалиптика, предметом которого служат „души убитых за слово Божие и за свидетельство, которое они имели“, с несомненной очевидностью указывает на те кровавые преследования христиан, которые так ясно предрекает Спаситель в эсхатологической беседе ( Откр.6:9–11 ср. Мф.24:9 ; Мк.13:9 ;. Мк.13:12–13 ; Лк.21:12 ; Лк.21:16 ). Видение шестой печати, рисующее необычайные перевороты в природе физической и смертельный ужас в мире человеческом, служит прекрасной параллелью к тем непосредственным предзнаменованиям парусии, которые с различных сторон отмечены передающими эсхатологическую беседу синоптиками. ( Откр.6:12–17 ср. Мф.24:29 ; Мк.13:24–25 ; Лк.21:25–26 ). Наконец, можно думать, что белый конь первой печати и всадник на нем, украшенный венцом как символом победы и окруженный, по другому видению, воинством небесным, является символическим изображением паки-грядущего Сына Человеческого. ( Откр.6:1–2 ср. Откр.19:11–14 ср. Мф.24:30 ; Мк.13:26 ; Лк.21:27 ). Белый цвет в Апокалипсисе употребляется довольно часто, как символ невинности, чистоты, правосудия ( Откр.6:11 ср. Откр.19:14 ), а также, как символ духовного старшинства, совершенства ( Откр.1:14 ), небесной власти ( Откр.20:11 ) 286 . Само собой понятно, что в приложении к Сыну Человеческому все эти значения как бы объединяются и вместе с белым конем дают образ победоносного шествия и господства. Из других Апокалипсических видений, возникших не без влияния эсхатологической беседы Спасителя, можно отметить видение ангела, имеющего благовествовать евангелие всем живущим на земле. Едва ли нужно говорить, что это видение представляет собой образное выражение мысли о всемирной проповеди евангелия, мысли так ясно выраженной Христом Спасителем в эсхатологической беседе ( Откр.14:6 ср. Мф.24:14 ; Мк.13:10 ). Заметим также, что изречение Христа о лжепророках последнего времени, имеющих знамениями и чудесами прельщать верующих, нашло себе соответствующее изображение и в Апокалипсисе. Описывая скорбь грядущего времени, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   Слово «псалмы» относится, в первую очередь, к произведениям, входящим в ветхозаветную Псалтырь (Лк 20:42, Лк 24:44, Деян 1:20, Деян 13:33), но оно может относиться также и к новым богослужебным композициям (1 Кор 14:26, где греческое слово «псалмос» использовано, скорее всего, в значении «гимн»). Прилагательное «духовный» (греч.: «пневматикос»), служит определением к существительному «песня» (которое само по себе может иметь совершенно светское значение) и указывает, что данное произведение преподано Святым Духом или направлено Им (1 Кор 2:6, 1 Кор 15:44—45).    Искупительный подвиг Христа повлек за собой появление множества хвалебных гимнов, созданных Его народом, образцом для которых часто служили песни, входящие в Ветхий Завет (напр., Лк 1:46—53,67—79, Лк 2:14,29—32). У самого Павла был определенный опыт поклонения Богу посредством музыки (Деян 16:25), и уже давно замечено, что в его посланиях содержатся отрывки, по форме напоминающие церковные гимны (Еф 5:14, Флп 2:6—11, Кол 1:15—20, 1 Тим 3:16). Раннехристианские песни хвалы лежат, как представляется, и в основе таких фрагментов Писания, как Ин 1:1—14, Евр 1:3, 1 Пет 1:18—21, 1 Пет 2:21—25, 1 Пет 3:18—22 а «новые песни» книги Откровение сами являются эскизом раннехристианских богослужений (Откр 4:8—11, Откр 5:9—13, Откр 7:10—12, Откр 11:15—18, Откр 12:10—12, Откр 15:3—4, Откр 19:1—8, Откр 21:3—4). Угождение Богу     Хорошо известна истина, что целью жизни каждого христианина должно быть прославление Бога. В этом, собственно, и состоит призвание верующего. Все, что мы говорим и делаем, все наше послушание Божьим заповедям, все наши отношения с другими людьми, все наши дары, таланты и возможности, данные нам Богом, вся наша стойкость, проявляемая в неблагоприятных ситуациях и атмосфере людской враждебности, все это должно служить нам средством почтить и прославить Бога за Его премудрость и благость (1 Кор 10:31 ср. Мф 5:16, Еф 3:10, Кол 3:17).    Равно важна и та истина, что каждый христианин призван угождать Богу. Как Иисус жил не для того, чтобы угождать Себе, так же должны жить и мы (Ин 8:29, Рим 15:1—3). Угождение Богу должно быть нашей целью. Достижению этой цели служит сочетание веры (Евр 11:5—6), хвалы (Пс 68:31—32), благотворительности (Флп 4:18, Евр 13:16), послушания установленным Богом авторитетам (Кол 3:20) и целеустремленности в христианском служении (2 Тим 2:4). Бог делает нас способными к жизни в соответствии с Писанием, и Он доволен, когда мы этим служим Ему Такова природа Бога по Своей произвольно являемой благодати дать людям то, что Он от них требует, и наслаждаться результатом (Евр 13:21 ср. Флп 2:12—13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иак.1:26 : не обуздова вм. не вьстаи, не въхластаа, не въстза; Рим.8:32 : за насъ всх вм. за ны вс; и под.; 1Кор.10:25 : мсниц; 1Кор.11:18 : расдоры вм. распри; 1Кор.12:17 : обоннье вм. ухани; 2Кор.1:22 : залогъ (то же Еф.1:14 ); —19— Еф.5:1 : аки вм. ко; Флп.4:1 : желанна вм. драга, вожделнна, любима; Кол.4:6 : солью потрено вм. растворено; 2Фес.3:6 : кутатис; 2Фес.3:8 : даром вм. туне; Евр.8:10 : вотъ заветъ вм. сь, се, сеи; Откр.5:8 : гндъ; Откр.5:11 : одежа бла вм. ризы блы; Откр.8:5 : полчаса вм. полгодины; Откр.8:7 : треть вм. Г-а часть; Откр.9:1 : кладз вм. студенца и 2 ст. кладезнаго вм. студенечнаго; Откр.19:11 : сивъ вм. серенъ; Откр.21:16 : четвероуголенъ. Однажды нами замечена описка: зъ, как и в Духовном завещании. [Знатоки, быть может, найдут также достопримечательным в каком-либо отношении: Мф.24:7 ср. Лк.21:11 : осопи – λοιμο; Мф.26:53 : топерво – теперь, ρτι, формы; Мф.8:31 : молхт; Мф.9:24 : насмисахутс; Мф.24:21 : напаит; Мф.27:48 : слжахт; ( Мк.1:13 ): емъ; ( Мк.3:10 ), молитьс (супинъ, Мк.4:36 ); Мк.2:1 : прилога, π βλημα; Мк.7:4 : опаница; Мк.9:2 : пралинкъ; Лк.6:38 : Лк.12:59 : цту; Лк.7:14 : рац; Лк.18:2 : н в ком (как и в Христин.); Лк.9:7 : н Лк.27:27 (? Корр.): нвкую; Ин.6:12 : штнь=ϑρμματα; Ин.7:52 и Деян.7:28 : ци; Деян.7:54 : скрегтаху; Деян.5:39 : богокоторинци; Деян.8:23 : в золчи; Деян.22:7 : на тлх=ες τ δαφος; 1Пет.1:19 : не клосна; Ефес.5:1 : аки, – коуд; 3Ин.1:9 : рудн, рудости; Иак.2:2 и 1Пет.3:21 . Впрочем, при суждении об этих, как и обо всех других, вышеуказанных словах, необходимо принимать во внимание: 1) возможность литературного влияния источников, коими пользовался Святитель; 2) невыдержанность редакции в Чудовском списке; и 3) личное влияние писца (описки и рефлексы), если бы то был не сам св. Алексий. Что чудовской список принадлежит русскому образованному человеку, практически знавшему греческий язык и не владевшему достаточными пособиями научными для вполне проверенной редакции славянского перевода по греческому тексту, а отнюдь, по крайней мере, не образованный грек, практически владевший русским и церковнославянским языком, – о сём свидетельствуют такие, только для русского возможные, переводы и чтения:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Можно думать, напр., что в первой половине Апокалипсиса, соответственно эсхатологической беседе, св. Иоанн Богослов изображает более общие бедствия будущего (особенно 6 и 7 гл.), тогда как во второй половине его преимущественное внимание привлекает к себе скорбь последнего времени ( Откр.11:7 ; Откр.13:14 ; Откр.19:20 ;), конец которой полагает Верный и Истинный. Кроме того многие отдельные символические картины Апокалипсиса представляют собой поэтическую переработку и расширение простых и сжатых евангельских изречений и даже слов. Таковы, напр., видения семи печатей в 6 главе. Рыжий конь второй печати и сидящий на нем, которому дано было взять мир с земли, служит, очевидно, картинным изображением тех политических беспорядков, тех кровавых войн, которые, по евангельскому изречению, составляют „начало болезней“ ( Откр.6:3–4 , ср. Мф.24:6–7 ; Мк.13:7–8 ; Лк.21:9–10 ). Такое толкование подтверждается и библейским словоупотреблением. Если конь на языке библейском есть по преимуществу животное битвы, войны (ср. Иов.39:19–25 ) и потому употребляется в пророчествах как символ мировых политических волнений ( Зах.1:8 ; Зах.6:2 ), то конь рыжий (красный, кровяной), очевидно, обозначает войну не с другой какой стороны, как именно со стороны кровопролитной смерти 284 . Подобным образом черный цвет есть символ сильной скорби и смерти ( Зах.6:2 ), а мера или весы есть образ дороговизны хлеба, который приходится есть по весу. ( Лев.26:26 . Иез.4:16 ) 285 . Поэтому, вороной конь третьей печати и всадник на нем с мерой в руке, являясь символическим изображением голода, есть ничто иное, как картина к евангельским словам „и будут глади“ ( Откр.6:5–6 ; ср. Мф.24:7 ; Мк.13:8 ; Лк.21:11 ). Подобную же картину к евангельскому изречению „и пагубы“ (κα λοιμο) представляет видение четвертой печати, открывающее бледного коня и всадника на нем, имя которому смерть ( Откр.6:7–8 ср. Мф.24:7 ; Лк.21:11 ). Моровые язвы, повальные губительные болезни, составляющие естественное следствие войн с их нарушением нормальной деятельности человека, как нельзя лучше олицетворяются в бледном (бледно-желтом) коне – символе истощенной, угасающей жизни и усиленной смертности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010