Рассуждение двадцать четвёртое. О наготе Блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит и узрят срамоту его ( Откр.16:15 ). § I Нагота душевная есть, когда душа наша в разуме повиновения Христова не одеяна пребывает; ибо сия есть одежда наша, которою мы облечены в Крещении, как пишет Павел: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ). Одел нас Христос одеждою спасения; спасение сие – Сам Он есть. Таковою наготой невинности и святости одеты были прародители наши, как объявляет Моисей: и беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася ( Быт.2:25 ). В сей то Адамовой наготе не вмещалось злое похотение и лукавое произволение. § II Нагота душевная есть, когда мы неправедны: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия ( Рим.3:23 ); когда присвояем мы себе правду и святость. В сем изобличая Бог Лаодикийского Епископа, говорит: глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую; и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ и слеп и наг ( Откр.3:17 ). В Ветхом Завете прокажённые ходили наги, не покрывая главы своей, как пишется: и прокажен, на немже есть язва, ризы его да будут раздраны, и глава его не покровена, и около уст своих да обвиется, и нечист прозовется ( Лев.13:45 ): мы все духовно прокажены есть, душа наша исполнена язвы греховной, одежда чистоты – раздрася, глава – Богомыслием непокровена, уста – злобою и клеветою обвиты, а следовательно и мы духовно нечисты должны именоваться. § III Плачевна человеческая нагота: 1) рождения. Древо с корою, животные с волною, птицы с перьями, волк и другие животные с одеждою, рыбы с чешуёй – один человек рождается наг и слаб. 2) Бедности, как Апостол Павел говорит: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся ( 1Кор.4:11 ). § IV Душевной наготе подобна телесная. Увеселения против бедственной наготы телесной: 1) Августин в книге утешений говорит к бедному человеку: „Бог тебе есть вся во всех, если ты алчешь – Он есть хлеб; если жаждешь – Он есть вода; следовательно и если ты наг – Он одежда будет во время Страшного суда, – одежда небесная» 34 . 2) Христос был наг. Не отречёмся убо, и мы следовать наготе Того, Который очистил наши грехи, загладил неправды, и одел нас в одежду святости, и Самому Себе нашу душевную наготу вменил. 3) Христос наг на поносном древе висел, и сия нагота Его была самопроизвольная: нас ради обнища богат сый, да мы нищетою его обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Помышляй убо, о Христианине, Христа, тебя ради обнищавша, и горесть бедствия – сладостным терпением растворяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

1 Флп 3:15—16. В Синод, пер.: ..так и должны мыслить и по тому пра­вилу жить. 2 Ин 15:22. 3 Рим 1:18—20. 4 В Синод. Пер.: … безответны. 5 Иак 1:13—15. 6 Притч 19(по LXX). В Синод.пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 7 О том, что книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, некоторые называют Екклезистик, то есть ‘церковная книга’ (ecclesiasticus liber), Августин сообщает в трактате « О различных вопросах к Симплициану» (De diversis quaestinibus ad Simplicianum, 1.2.20), написанном ок. 397г. Такое название за этой книгой закрепилось и в Вульгате. 8 Сир 15:11—18. 9 Пс 1:2. 10 Рим 12:21: noli vinci a malo. В Синод, пер.: Не будь побежден злом. — Здесь и далее Августин основывается на связи, существующей в латин­ском языке между глаголом по1о (происходит от поп vo1o " не желаю, " не хочу) и существительным voluntas " воля. Более того, в отличие от других языков, в латинском языке этот глагол служит для образования отрицательной формы повелительного наклонения всех других глаго­лов, поэтому неудивительно, что многие приводимые ниже цитаты из Свящ. Писания у Августина отличаются как от греческого оригинала, как и от русского Синодального перевода. — Прим. ред. 11 Пс 31:9. 12 Притч 1:8. В Синод.пер.: Не отвергай завета матери твоей. 13 Притч 3:7. 14 Притч 3:11. 15 Притч 3:1; 4:2. 16 Притч 3:27. 17 Притч 3:29. 18 Притч 5:2. 19 Пс 35:4. 20 Притч 1:29. 21 Мф 6:19. 22 Мф 10:28. 23 Мф 16:24; Лк 9:23. 24 Лк 2:14. 25 1 Кор 7:36—37. 26 1 Кор 9:17. 27 1 Кор 15:34. 28 2 Кор 8:11. 29 1Тим 5:11. 30 2 Тим 3:12. 31 1 Тим 4:14. 32 Флм 1:14. 33 Еф 6:6—7. 34 Иак 2:1. 35 Иак 4:11. 36 1 Ин 2:15. 37 Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12. 38 Рим 2:12. 39 Лк 12:48, 47. 40 Пс 35:4. 41 Пс 78:6. 42 Ср.: 2 Фес 1:7—8. В Синод. пер.: В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога. 43 Пс 31:9. 44 Притч 29:19. 45 Ср.: Рим 7:18. 46 Рим 12:21. 47 Иер 17:5. 48 Речь идет об африканских соборах 416—418 гг. против Пелагия, Целестия и их последователей. — Прим.ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Общение с Богом Общение наше с Богом в Святом Писании представляется под образом: а) обитания в нас Иисуса Христа: Да даст вам Отец верою вселиться Христу в сердца ваши ( Еф.3:16 ). Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор.13:5 ). Что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам ( 1Ин.3:24 ). Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ); б) пребывания нашего во Христе: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне ( Ин.15:4 ). Да будем в истинном Сыне Его [Бога] Иисусе Христе ( 1Ин.5:20 ). Кто сохраняет заповедь Его, тот пребывает в Нем ( 1Ин.3:24 ). Единение или общение с Сыном а) ведет к общению с Отцом: Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ); б) соединено с общением святых: О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его ( 1Ин.1:3 ); в) происходит от Бога: утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог ( 2Кор.1:21 ). Кто во Христе, тот новая тварь: все же от Бога ( 2Кор.5:17,18 ). Господь а) обещал общение: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ); б) молился, чтобы все верные имели общение с Ним и Отцом: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:21 ). Единение или общение с Господом производится и поддерживается а) верою: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены ( Кол.2:6,7 ); б) словом Его: Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце ( 1Ин.2:24 ). Пребывающий во учении Христовом имеет и Отца, и Сына ( 2Ин.1:9 ); в) духовною пищею Тела и Крови Его: Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:56 ). Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор.10:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Любовь О любви Господа нашего Господь наш явил Свою беспредельную любовь а) пришедши спасти погибших: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ); б) пришедши спасти мир: Я пришел не судить мир, но спасти мир ( Ин.12:47 ); в) пожертвовавши добровольно Своею жизнью: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее ( Ин.10:17–18 ). Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас, в приношение и жертву Богу. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:2,25 ); г) давши Свою жизнь для искупления многих: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ); д) положивши жизнь Свою за нас: Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал апостолам , говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк.22:19–20 ). Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:20 ). Господь дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония ( Тит.2:14 ). Христос, чтобы привести нас к Богу, пострадал за грехи наши ( 1Ин.3:18 ); е) давши Свою жизнь и претерпевши смерть за всех людей: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор.5:15 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ); ж) умерши для спасения грешников: Христос в определенное время, умер за нечестивых ( Рим.5:6 ). Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим.1:15 ); з) ходатайствуя пред Богом за нас: Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас ( Рим.8:34 ); и) посредством Своих обличений и наказаний: Кого Я люблю, тех и обличаю и наказываю ( Откр.3:19 ). Любовь Господня беспредельна и непостижима: Да дает вам Бог верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф.3:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

За смертью каждого человека, как мы уже сказали, следует, тотчас, частный Божий над ним суд, с определением ему заслуженной участи, и этому – смерть человека не только не мешает, а, напротив, всецело способствует. Ибо, что такое смерть человека, по отношению к душе его? Она, по изображению Писания, есть не что иное, как изведение из темницы ( Пс.141:8 ) или разрешение от уз тела души ( Флп.1:23 ), а также исход ( Лк.9:31 ; 2Пет.1:15 ; Евр.13:17 ) или отшествие ( 2Тим.4:6 ) ее из сего временного, удоборазрушимого жилища, и переселение в другой, нерукотворный вечный мир ( 2Кор.5:1 ), с сохранением при этом полной целостности своей духовной природы. Потому что, по слову Христову, тогда, как тело, в котором живет душа, может быть убито и умереть, душа быть убитою или умереть не может ( Мф.10:28 ), и Бог , назвавший Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, уже после смерти их, несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мф.22:32 ), что и на самом деле подтвердилось фактом явления во время Преображения Господня, не только взятого живым на небо Илии, но и умершего, подобно другим, Моисея, которые беседовали с Ним об Его исходе ( Лк.9:30, 31 ). Кроме того, Христос же в Своей притче о состоянии по смерти душ богатого и Лазаря, изобразил сии души не только живыми, но и, всецело сохранившими при себе, как те способности и силы, которыми они обладали во время своего союза с телами, так и то доброе и злое, что тогда ими было приобретено при их посредстве ( Лк.16:22–31 ). А ап. Иоанн, в Откровении, свидетельствует, что он видел под жертвенником (небесным) души, убиенных за слово Божие, и слышал, как они громким голосом взывали ко Господу, говоря: «Доколе, Владыко святый и истинный, не судишь и не мстишь, живущим на земли, за кровь нашу» ( Откр. 6:9, 10 ), чего не могло бы быть, если бы они, по разлучении с своими телами, не сохранили прежнего своего полного сознания и такой же самодеятельности. И ап. Павел не иное мыслил о состоянии душ за гробом, когда о себе писал: желание имый разрешитися и со Христом быти ( Флп.1:23 ); так как подобное бытие души со Христом возможно только при сохранении ею самосознательного и личного бытия 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Разделы портала «Азбука веры» Вечность – 1) Вечность Божия — свойство Божественной сущности , состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа . В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни. Вечность Божественная Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть ( Ин.8:58 ). Гораздо логичнее в подобной конструкции использовать прошедшее время этого же глагола: прежде, нежели был Авраам, Я был . Однако Спаситель указывает на то, что для Него вся человеческая история от начала до конца – вечное сейчас . митрополит Макарий (Булгаков) Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество – а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек ( Втор.32:40 ); Я тот же, Я первый и Я последний ( Ис.48:12 ; срав. Ис.41:4, 44:6 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8, 17 ); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис.43:10 ); Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26-28 ); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний ( Пс.89:5 ); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим ( Ис.40:28 ; срав. Ис.57:15 ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ( Иер.10:10 );

http://azbyka.ru/vechnost

Свойства Церкви Христова Церковь вечна и неодоленна: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его?» ( Мф.12:29 ). Церковь есть «дом Божий ( 1Тим.3:15 ), «а Христос – как Сын в доме Его» ( Евр.3:6 ). Христос непобедим ( Ин.16:33 ; Откр.1:18 ), следовательно, никто не расхитит и дома Божия – Церкви Христовой. Церковь непрерывна: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Богу «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф.3:21 ). Церковь сокрыться не может: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы»...( Мф.5:14 ). «для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд, или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» ( Мк.4:21 ) (ср. Лк.11:33 ). Церковь Христова безусловно одна: Христос сказал: «Я создам Церковь Мою», значит, одну, а не много ( Мф.16:18 ). Господь пророчествовал о единстве Его стада: «И будет одно стадо и один пастырь» ( Ин.10:16 ). Даже Каиафа пророчествовал и признавал это: «Иисус умрет за народ (т.е. за Иудеев) и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин.11:51, 52 ). Христос – Глава Церкви, и у одной головы может быть только одно тело: «одно тело и один дух... Один Господь, одна вера»... ( Еф.1:22; 4:4–6 ). Единая, истинная, непрерывная от Сошествия Святого Духа, никогда не скрывавшаяся, неодолимая Церковь – есть Церковь Православная. Она одна создана Господом Спасителем и, кроме ее, другой не может быть. Господь молился о сохранении этого единства: «Да будут все едино»... ( Ин.17:21 ). Господь предсказывал о разделениях: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят» ( Мф.24:4–5 ). «Тогда, если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, я наперед сказал вам» ( Мф.24:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Затем Иоанну возвещается о будущем явлении двух великих свидетелей Божиих, которые будут пророчествовать 1260 дней, т. е. 42 месяца ( Откр.11:3 ). По мысли Отцов Церкви, это Енох и Илия, которые явятся перед кончиной мира для проповеди покаяния и противодействия антихристу (св. Ипполит, св. Андрей Кесарийский ). Пророк Малахия прямо указывает на Илию как на предтечу второго пришествия Господня ( Мал.4:5 ); и Господь подтвердил это пророчество: «Илия придет и устроит все» ( Мф.17:10–13 ). Под вторым свидетелем все согласно подразумевают Еноха, как не вкусившего еще смерти. Эти два свидетеля будут действовать в духе великих пророков, но зверь (антихрист) сразится с ними и убьет их. Трупы их будут лежать на улицах города, «где и Господь наш распят» ( Откр.11:8 ), т. е. Иерусалима. Через три дня Господь воскресит их и возьмет к Себе. Звук седьмой трубы возвещает начало на земле вечного царства Христова и последнего, отчаянного наступления сил зла на Церковь Божию ( Откр.11:15–13 ). 4. Семь знамений (Откр.12:1– 15, 4) (Третья седмерица видений) а) Первое знамение: жена, облечённая в солнце, и дракон (12 гл.) В образе жены является сама Церковь , облеченная в солнце, т. е. в Христа. Луна под ногами ее означает земную, преходящую славу Ветхого Завета, а 12 звезд на главе ее означают 12 апостолов, т. е. соборное единство Церкви ( Откр.12:1 ). Жена – это также и Богородица, как Мать Христа, ближайшее Тело Его, поэтому Она и есть в собственном смысле Церковь ( Откр.12:2 ). Церковь всегда духовно рождает чад своих и в них рождает через таинства Христа ( Откр.12:3 ). Против жены (Церкви) выступил дракон (диавол) с семью головами и десятью рогами с намерением поглотить имеющее родиться дитя. Но оно было восхищено к Богу, а жена бежала в пустыню, где оставалась три с половиной года ( Откр.12:3–6 ) (подобно Израилю, Церковь подвергается испытанию в пустыне, где верующие питаются сокровенной пищей – манной небесной, доступной только вере. Пустыня – это область бесстрастия, т. е. победы над грехом. В эту область Церковь ведет всех для обладания истиной). Затем Иоанну открыта была извечная борьба между падшими духами и светлыми ангелами в образе борьбы Архангела Михаила, покровителя народа Божия, с диаволом. С победой Христа над силами зла диавол был низвержен с неба на землю, и в его власти остались лишь те, которые добровольно поработили ему свою волю ( Откр.12:7–12 ). б) Второе знамение: образ зверя, выходящего из моря (Откр.13:1–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Откр.19:14 .  И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Откр.19:15 .  Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Иисуса Христа, как Судию и Мздовоздателя, сопровождают небесные воинства, состоящие исключительно из бесплотных Ангелов ( Мф.16:27, 25:31 ). Воинство следовало на белых конях, чтобы соответствовать Своему предводителю, а одежда их была из белого виссона. Оружие, которым Христос побеждал врагов, есть меч, выходящий из Его уст ( Откр.1:16, 2:12 ). Этот меч есть Его слово, слово Его всемогущества и всевеления. Он пасет народ жезлом железным, ибо всецело подчиняет их Своей власти и Своему решению. Он топчет точило вина ярости и гнева Божия ( Откр.14:19–20 ). Весь символический образ есть изображение страшного суда и мздовоздания, когда нечестивые будут приведены к сознанию своего полного ничтожества. Христос, как всемогущий Царь, один только и может носить имя Царя и Господа. Откр.19:16 .  На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Откр.19:17 .  И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, Иоанн, далее, видит одного Ангела, стоящего на солнце. Это нужно понимать так, что он стоял окруженный лучами солнца. Его миссия в том, чтобы созвать птиц на предстоящую вечерю Божию. Она будет состоять в уничтожении птицами трупов убитых врагов Царства Божия. Враги собрались целым войском. Это собрание всех нечестивых нужно понимать так, что по премудрому промыслу Божию и Его всемогущему действию все нечестивые пред страшным судом будут отделены и испытают на себе то, что заслужили. По слову Апостола все живущие, дожившие до второго пришествия Господа, испытают изменение своих тел ( 1Кор.15:51–52 ). Должны подвергнуться этому изменению и грешники, последователи антихриста. И если это изменение для праведников будет блаженным, спокойным и радостным, то для нечестивых оно будет мучительно. Ангельский призыв хищных птиц питаться трупами врагов Царства Божия есть указание на ужасы и страдания этих последних при окончательном перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. Откр.11:14 .  Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. «И даша славу Богу». По наказании нечестивых и прославлении мучеников за Христа удостоившиеся спасения восхвалят Бога. За вторым бедствием после седьмой трубы идет третье горе. Статья тридцать вторая О седьмой трубе и о святых, прославляющих Бога за будущий Суд Откр.11:15 . И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. Откр.11:16 .  И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, Откр.11:17 .  говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился. Откр.11:18 .  И рассвирепели язычники; Святые Ангелы и жившие по-ангельски благодарят Бога, ибо Он соизволил ради нас как Человек принять Царство, которым обладал как Бог от начала, и, долготерпев, послал наконец наказание на неверных язычников, раздражившихся этим новым и странным учением. Поэтому и говорит дальше: и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. Указывается на время воскресения мертвых, когда каждому будет дано воздаяние соответственно его делам. Под пророками, святыми и боящимися Бога нужно разуметь три степени людей: дающих плод в сто, шестьдесят и тридцать, тогда как апостолы унаследуют первое место и двенадцать престолов. «Малыми и великими», мы думаем, называются или святые меньшие и высшие, или же малые – грешники, униженные в будущей жизни, а великие – праведники. Статья тридцать третья О гонениях Церкви прежде и при антихристе Откр.11:19 . И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. Отверзение неба и явление кивота означает открытие благ, уготованных святым; они, по слову апостола, все сокрыты во Христе, в Коем обитает вся полнота Божества телесне ( Кол. 2:3, 9 ). Когда беззаконных и нечестивых постигнут страшные «гласы, молнии, громы и град», эти блага и откроются чрез перемену настоящего в землетрясении, когда начнутся и вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010