Уже в древности существовала тенденция (Ориген и др.) мыслить вечные гееннские мучения в относительном смысле, понимая под «вечностью» некоторый «век», «период», поскольку вечность мучений будто бы несовместима с представлением о благости Творца. В основе таких рассуждений лежит недооценка человеческой свободы: Бог не может спасти человека помимо его воли, ибо любовь не может быть навязана человеку насильно.    Священное Писание не дает оснований для понимания вечности гееннских мучений в относительном смысле, но прямо говорит, что не покоряющиеся благовествованию Господа подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Сол.1:9) и дым мучения их будет восходить во веки веков (Откр.20:10; ср.: Мф.25:41, 46; Иуд.1:7; 2 Сол.1:9-10; Откр.14:11). О вечном характере гееннских мучений учили и отцы Церкви, начиная с древнейших времен. Однако так строго будет поступлено с грешниками не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но потому, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Сол.2:10). Бог же хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2:4). 2.8.2. Мздовоздаяние праведникам, вечность и степени блаженства праведников    После Всеобщего суда праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира (см.: Мф.25:34), жизнь в котором будет «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем», ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2:9).    Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное сопребывание и общение с Ним (см.: Ин.14:1-3, 17:24): тогда мы увидим Его, как Он есть (1 Ин.3:2; ср.: Мф.5:8), и будет Бог все во всем (1 Кор.15:28), и мы всегда с Господом будем (1 Сол.4:17). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе», ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие (1 Кор.15:53; ср.: Откр.7:16; 21:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, " всеобщего священства " , исходя из слов Откровения: " ... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему " (Откр. 1:6), " И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле " (Откр. 5:10); " Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр. 20:6). Опираясь на эти стихи, баптисты самомысленно перевод делают в пользу принципа всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом (Исх. 28:1-43. Лев. 8:6:12. Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но, нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду (Деян. 9:15), навстречу Анания из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла (Деян. 9:17). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: " Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу... " (14:23). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда, даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных людей, отсылал показаться священникам: " Пойдите, покажитесь священникам " (Лк. 17:14). " Вы — соль земли... Если соль потеряет силу... " (Лк. 14:34). Баптисты толкование этих слов переводят самомысленно, что эта соль и есть они, т.е. нет сугубых священников, но всякий уверовавший уже есть священник. Православное толкование Христовых слов в том, что Господь называет учителей церковных солью, дабы показать в них нужду, показать, что простые люди без них оставшись несолеными, воссмердят и породят червя (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Богу поклонись» ( Откр.22:8–9 ). Здесь уместно заметить, что глагол «поклоняться» и соответствующее существительное «поклонение» в Писании имеют особенный смысл: поклониться – это не просто «сделать поклон», но пасть к ногам, пасть на свое лицо (для такого «поклонения» в науке существует термин «проскинеза»). Ангел запрещает совершить перед ним проскинезу, ибо такое «поклонение» подобает только Богу. Но в Откр.1:17 никто не упрекает Иоанна за поклонение, за то, что он пал к ногам явившегося ему прославленного Иисуса Христа. Это означает, что поведение Иоанна (поклонение) правильно. Подобный Сыну Человеческому – равен Богу. Он возлагает на Иоанна свою десницу и таким образом возвращает его к жизни: «Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся». Жест рукоположения и требование не бояться восходит к описанию пророком Даниилом своего видения Архангела Гавриила: «В оцепенении пал я на лицо мое и лежал лицом к земле. Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. И сказал он мне: “Даниил, муж желаний! …стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне”. Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. Но он сказал мне: “не бойся, Даниил…”» ( Дан.10:9–12 ). Возложение десницы (рукоположение) означает наделение силой и благословение на тот труд, к которому теперь будет призван Иоанн. Иисус как Богоравный, Иисус Христос говорит Иоанну: «Не бойся. Я есмь Первый и Последний». Это слова Бога из книги пророка Исаии, где Бог Израиля описан как единственный Бог Творец всего и суверенный Господь истории, противостоящий идолам Вавилона. Не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал… Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога ( Ис.44:2.6 ; ср. Ис.41:4 ; Ис.48:12 ). Выше мы уже говорили о том, что здесь, в Откр.1:17 , Иисус Христос впервые называет себя, и что это первое из Его имен («Первый и Последний») равнозначно имени Бога, которое приведено в оракуле 1:8 – «Альфа и Омега». Как Первый и Последний Христос – живой.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5-я печать. Когда Агнец снял пятую печать, ап. Иоанн увидел «под жертвенинком души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр. 6, 9–11 ). По мнению адвентистов, в этом месте Откровения предметы несуществующие («души убиенных») изображаются так, как если бы они существовали; душам умершим приписывается жизнь, живое существование (ср. Рим. 4:17 ). «Души убиенных» это все те, которые были умерщвлены Римской церковью как еретики, при господстве мрака н суеверий «4-й печати». Реформация «обелила» их, признала их праведными. Это и означают слова: «им были дани одежды белые». Все эти мученики должны успокоиться на малое время, пока к ним не придут другие, которые, подобно им, будут умерщвлены за слово Божие. Все они будут воскрешены в нетление славы. 6-я печать. Когда Агнец снял шестую печать, то «произошло великое землетрясение и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» ( Откр. 6:12–13 ). В этих словах, по мнению адвентистов, предсказаны: 1) великое землетрясение 1 ноября 1755 г., во время которого был разрушен г. Лиссабон; 2) самый темный день и самая мрачная ночь 19 мая 1780 г., и 3) необычайное падение звезд, наблюдавшееся в С. Америке 13 ноября 1833 г. «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих» ( Откр. 6:14 ). Эти слова указывают на то, что произойдет в явление Господа. Признаки Его пришествия все налицо: мир ожидает лишь последней трубы. Тогда нечестивые побегут в пещеры и в ущелья гор, дабы укрыть свою вину от, гнева Того, Который воссядет на Престоле в день суда (Отвр. 6:15–17). Шестая печать началась с 1755 г. (год Лиссабонского землетрясения) и будет продолжаться вплоть до явления Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Ин.14:16–17, 26, 16:13 ; Еф.1:17 ; Деян.4:31, 10:47, 11:15 ). Он – главный Христов Апостол: Все-Апостол. Боголюбивым душам сообщает Он самое совершенное знание о Владыке Христе, к какому только способно людское существо. Поэтому духоносный благовестник пишет христианам: Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё – οδατε πντα ( 1Ин.2:20 ): знаете всё, что может знать человек о Боге, о мире, о человеке, о жизни, о вечности. Лишь духоносцы ведают Богочеловеческую тайну. Таковы, прежде всего, святые. Несомненно, и каждый христианин через святые таинства и святые добродетели становится духоприимцем и духоносцем. Однако святые удерживают в себе Духа Святого святыми евангельскими добродетелями, святой евангельской жизнью, а огорчаем мы Его грехами, а подчас и изгоняем из себя. Потому как имеют они в себе Духа Святого, открывающего им глубины Божии, которые в Господе Иисусе Христе, святые Отцы и являются единственно правильными и достоверными, богомудрыми истолкователями Священного Писания и Личности Богочеловека Христа. Погруженные в несказанные совершенства Троичного Божества, праведники в вечной жизни воссияют, как солнце, в Царстве Отца Небесного, и радости их никто у них не отнимет (см. Мф.13:43 ; Ин.16:22, 24 ). Питая и душу, и тело Божественными истинами и благами, праведники уже не будут алкать и жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной ( Откр.7:16 ; ср. Ис.49:10 ). И в себе самих, и вне себя они будут находить источники вечной радости, ибо смерти уже не будет ни в них, ни вокруг них и не станет она уже огорчать их жизнь ( Откр.21:4 ). Их радость нарочито будет возрастать от того, что жить они будут на новом небе и новой земле, где всё будет сиять своей Божественной безгрешностью и где вся богозданная тварь будет радостно участвовать в блаженстве и славе сынов Божиих (ср. Откр.21:1 ; 2Кор.12:4 ; Рим.8:21 ). Своим безгрешным и бессмертным телом они будут сообразны славному телу Христову (см. Флп.3:21 ); они будут общаться с Ангелами как со своими святыми братьями, ибо приступят к горе Сиону, и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Откр. 16:21. Зах. 5:7. И се, талантъ оловянъ вземляйся, и се, жена едина сдяше посред мры. И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы. Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Откр. 17:1–3. И npiuдe единъ от седми Ангелъ имущихъ седмь фiaлъ, и глагола со мною, глаголя ми: npiuдu, да покажу ти судъ любодйцы beлukiя, cдящiя на водахъ многихъ: съ неюже любодяша цapie зeмcmiu, и упишася жubyщiu на земли от вина любoдяhiя ея. И веде мя въ пусто мсто духомъ: и видхъ жену сдящу на зври червлен, исполненмъ именъ хулныхъ, иже имяше главъ седмь и роговъ десять. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Один из семи Ангелов предложил св. Иоанну показать ему суд над великой блудницей, сидящей на водах многих, с которой блудодействовали цари земные, и вином любодеяния которой упивались живущие на земле. Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах. Семью главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь (1–4 века). Св. Андрей, приводя это мнение, далее говорит: «Мы же, руководствуясь И сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницею называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста» (гл. 53). Некоторые толкователи видят в этой блуднице неверную Христу церковь , поклонившуюся антихристу, или богоотступническое общество – ту часть человечества христианского, которая вступит в тесное общение с миром греховным, будет ему служить и опираться всецело на его грубую силу – силу зверя–антихриста, почему жена эта и показана была Тайновидцу сидящей на звере багряном. «Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием серовости, жестокости и предрасположения к убийствам» (св. Андрей, гл.53). Откр. 17:4.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Откр.3:15–16 . «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Объясн. И богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть или тщательно быть холодным. И подлинно, ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит её; а горящий духом чрез крещение и охладевший потом от лености отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры: Евр.6:4–6 (толков. Андрея, Арх. Кесарийского). Откр.3:20 . «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной». Объясн. «Се, стою у дверей и стучу». Не вынужденно Моё присутствие. Толкаю в двери сердца и с отверзающими его сорадуюсь о их спасении; его почитаю Я вечерей и пиршеством, насыщаемый тем, чем они насыщаются и отгоняют голод слышания слова Господня и тьму заблуждений: Ин.14:23 (Толк. его же). Откр.18:4 . «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её». Объясн. Под «народом», которому голос с неба повелел выйти из блудницы, нельзя разуметь самообольщённых еретиков, отвергающих, например, Крещение: Ин.3:5 , Причащение: Ин.6:53 ; последние, как незаконно подвизающиеся ( 2Тим.2:5 ), подлежат отлучению от Христовой Церкви: Мф.18:17–18 ; и именно от них повелено православ. верующим христианам отвращаться: Тит.3:10 . Пс.13:1:3 . «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро... Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Объясн. Думать, что нет Бога, но что всё произошло само собой, – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам по меньшей мере безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистым и свободным: 1Ин.1:8 ; Пс.115:8 ; Рим.7:15–17 , но есть грехи против догматов веры вследствие заблуждения человеческого ума или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6 , не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29 , не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Блаженное состояние! Сладка и любезна рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Глава 12. О мире христианском   Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. (Рим. 5:1)   § 508. Сколь тяжко подданному гнев Государя своего над собою чувствовать, – невозможно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питье, ни жена, ни дети, ни друзья, ни иное что. Потому бывает, что многие сами себя, не стерпя гнева того, погубляют и желают умереть, нежели жить под гневом тем. Как несравненно тяжелее Божий гнев терпеть. Насколько Бог от человека отстоит, – отстоит же бесконечно, – настолько тяжелее Божий гнев в сравнении с гневом царским. Посему нечестивые в день Страшного Божиего Суда и праведного Его гнева пожелают скрыться в пещерах и в ущельях гор, и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6:15-17). Но насколько тяжко и горько Божий гнев чувствовать, настолько утешительно и благоприятно благость и милосердие Его в сердце своем ощущать. Это несравненно всякую радость и сладость мира сего превосходит. Как доброзрачная и благовонная роза природная изящнее и благоприятнее, нежели сотворенная из какого другого вещества, или искусством живописца написанная, так малейшее вкушение благости Божией намного лучше и увеселительнее, более всякого увеселения и утешения мира этого. Это та сладкая вечеря, которую обещает Христос предложить слушающему Его голос и отверзающему двери сердца своего: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Это вкушение сокровенной манны, которое обещается Тем же Господом побеждающему: Побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17). Это вкушение вечной радости и сладости и есть малейшая частичка того увеселения, вкусив которого, рабы Христовы забывают всю утеху мира сего и все его увеселение, как болото, мутное и смрадное, или как горесть вменяют, но того единого желают все больше и больше. Посему говорит премудрость Божия: воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать (Сир. 24:22-23). Это сладчайшее увеселение только те чувствуют и познают, сердца которых им услаждаются. Ибо как сладость меда вкушающим только чувствительна, а не вкушающим же неизвестна, так духовная эта сердечная сладость только познающим ее и вкушающим известна, а прочие же ее не знают. И сия сладость есть мир Божий, превосходящий всякий ум, которого апостол филиппийцам желал: Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

– О, на поправку наш больной пошел, на поправку пошел, о, и аппетит даже появился. А это первый признак близкой кончины, вот такое успокоение. Господь и здесь посылает помощь человеку, то есть Бог заботится о каждом из нас до конца. Бог доказал Свою любовь к нам. И мы читаем далее: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» ( Откр.22:16 ). Вот это свидетельство мы принимаем в нашем храме сегодня, когда заканчиваем изучение Откровения, и мы правильно делаем, что изучаем эту Книгу, потому что Господь послал ее для того, чтобы об этой Книге свидетельствовать церквам. Далее Сын Божий говорит: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» ( Откр.22:16–17 ). Итак, Он есть «корень и потомок Давида» , Он есть «звезда светлая и утренняя» . «И Дух и невеста…» – это Дух Святой, Который обитает в Церкви, и благодаря этому Церковь уневестена Небесному Жениху, и вот этот Дух восклицает в наших сердцах, когда мы видим безысходность этого мира, наступление апокалипсических знамений, из наших сердец так и рвется: «прииди!» Давайте вместе скажем: «Приди!» – Приди! Церковь всю свою историю обращается к Богу в ожидании. Когда Господь вознесся на Небо и ученики стояли ошарашенные тем, что Он ушел, к ним подошли два Ангела и сказали: «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). И с этого момента история Церкви становится историей ожидания: когда же Он вернется. И Церковь постоянно говорит: «прииди! И слышавший да скажет прииди!» И мы читаем далее: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22:17 ). Видите, даром! Не надо ничего оплачивать, да и денег не хватит, о чем тут говорить-то! Я помню, когда я был молодым человеком, я решил себе купить где-нибудь Новый Завет. У меня была большая книга, и ее неудобно было носить с собой, я хотел книгу маленького формата. Мне сказали, что можно купить в католическом костеле в Москве. Тогда Православную Церковь угнетали, и у нас не было возможности печатать Евангелие. И я пришел в католический костел, и подошел к ксендзу, он переодевался в ризнице. И я спрашиваю:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010