Он обращает и к другим ( Мк.10:21 ; Лк.9:59–62 ); во всей Его проповеди есть нечто, говорящее о призвании следовать за Ним по новому пути, тайна которого Ему известна: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ; ср. Ин.7:17 ). И если есть много званных, но мало избранных ( Мф.22:14 ), то это потому, что приглашение войти в Царство Божие представляет собой личный призыв, к которому некоторые остаются глухими. Первохристианская Церковь сразу же восприняла состояние христианина как призвание. Первая проповедь апостола Петра в Иерусалиме обращается к Израилю с призывом, напоминающим призывы пророков, и стремится вызвать личное решение: Спасайтесь от рода сего развращенного ( Деян.2:40 ). Согласно апостолу Павлу, существует действительный параллелизм между им самим как призванным апостолом ( Рим.1:1 ) и римскими и коринфскими христианами как призванными святыми ( Рим.1:7 ; 1Kop.1:1–2). Чтобы вернуть коринфян к истине, он напоминает им об их призвании, так как благодаря ему Коринфская община есть то, что она есть: Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1Kop.1:26–29). Давая им правило поведения в этом мире, образ которого проходит, он увещает их оставаться каждому в том звании, в каком кто призван ( 1Кор.7:24 ). Христианская жизнь – призвание, потому что она – жизнь в Духе, потому что Дух представляет собою новый мир, потому что Он свидетельствует духу нашему ( Рим.8:16 ), дабы мы могли услышать Слово Отца, и пробуждает в нас сыновний ответ. Так как христианское призвание рождено Духом, а Дух, оживляющий все Тело Христово, един, в лоне этого единого призвания имеются различные дары служения... различные действия, но во всем многообразии харизм в конечном итоге есть только одно Тело и только один Дух ( 1Кор.12:4–13 ). Так как Церковь – община призванных – сама есть Ekklesis, «Призванная», как она есть и Ekklekte, «Избранная» ( 2Ин.1 ), все те, кто в ней слышит Божий зов, отвечают, каждый на своем месте, единому призванию Церкви, слышащей голос Жениха и Ему отвечающей: Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр.22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сегодня Православие испытывает колоссальное давление со стороны враждебных сил. Агрессивный секуляризм и тоталитарный либерализм стремятся при помощи средств массовой коммуникации насадить в сознании наших современников ненависть к Церкви, сформировать отрицательный образ христианина, обвинить пастырей и пасомых во всевозможных нравственных преступлениях, для того чтобы дискредитировать дело Божие. Но Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет своего существования неоднократно переживала подобные обвинения. Она преодолеет их и в этот раз, ибо ей устами своего Основателя обещана окончательная победа (см. Мф. 16:18). Однако всем нам и особенно архипастырям следует помнить слова Христовы: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Прими же сей жезл как знамение силы Божией, совершающейся в немощи (ср. 2 Кор. 12:9) и гряди к народу, молившемуся с нами за Литургией. И да будет преподанное тобой благословение добрым началом предлежащего служения, совершаемого во имя «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/2127785.ht...

( 1Кор.13:7–8 ). Таким образом, имущество и дом святых «никогда не перестают», никогда не отделяются от их прав. Ибо как можно забрать у священников дом, построенный «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:20 )? Но о том, что этот дом иногда может быть продан, то есть что это строение может грех апостола Павла: «Я, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы» ( 1Кор.3:10–12 ). Итак, ты видишь, что на основании – Христе можно строить «из дерева, сена, соломы», то есть из дел греховных. Но кто строит из этого, тот, без сомнения, продает свой дом худшему из покупателей – дьяволу , от которого каждый согрешающий получает цену греха, удовлетворение своих желаний. И если совершим нечто неправедное, то поспешим скорее выкупить, скорее вернуть себе утраченное, пока есть время, пока есть возможность покаяться, чтобы обманом лишиться жительства в вечном доме, но стать достойными того, чтобы «приняли [нас] в вечные обители» (ср. Лк.16:9 ) через Христа Господа нашего, «Которому слава и держава в веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия XVI О благословениях книги Левит 1 . В состязаниях атлетов, как правило, соблюдаются некоторые степени и различия отдельных категорий, чтобы каждый получил приз за победу в определенном виде соревнований. Например, если кто-то состязается среди мальчиков, среди юношей или среди мужчин, предписано, каким установлениям необходимо следовать для каждой возрастной группы, что разрешается и что не разрешается и какие правила борьбы должно соблюдать. И то, какую награду заслуживает рука победителя после окончания состязаний, также установлено самими правилами соревнований. Так и Всемогущий Бог, Который в этом мире устраивает для смертных состязание в соблюдении Его закона, впоследствии сообщает, сколько всего необходимо соблюдать, что следует делать и чего не следует, и соответственно предписывает в конце книги Левит, где приведено каждое отдельное установление, какая награда тем, кто исполняет их, и какое наказание тем, кто их не соблюдает.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В. Иисуса Христа производила сильное впечатление на людей, она проявлялась во всем Его служении. Она заставила учеников бросить дом и последовать за Ним; В. Своей Он изгнал торговцев из храма (Мк 11. 15-17); В. Своей побудил уверовать в Него язычника сотника (Мф 8. 8-9). У иудеев возникает вопрос: какой В. Он это делает, кто дал Ему такую В. (Мф 21. 23 слл.; Мк 11. 27-33; Лк 20. 1-8)? Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос (Мф 21. 24-25, 27). Ответ заключается уже в словах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: «Приходящий свыше есть выше всех... Приходящий с небес есть выше всех. ...Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3. 31-35). Искушая Иисуса Христа, диавол предлагал Ему В. над всем миром, если Он покорится ему (Мф 4. 8-9; Лк 4. 5-7), но Иисус Христос проявляет совершенное послушание Богу; пройдя через поругания как «Царь Иудейский» (Ин 19. 2-3 слл.), через унижение на кресте, через смерть, он обретает положение Властителя неба и земли. «Дана мне всякая власть на небе и на земле»,- провозглашает Христос (Мф 28. 18). Царство Божие Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Если в Дан 7. 14 содержится указание на буд. владычество Сына Человеческого, «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится», то НЗ свидетельствует, что оно уже воплотилось в жизнь (Откр 12. 10). О Царстве Божием проповедовал Иисус Христос с самого начала Своего служения, «говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Мф 16. 28). А на вопрос фарисеев о том, когда придет Царствие Божие, Он отвечал, что о нем нельзя сказать, «вот, оно здесь» или «вот, там», его приход не будет приметен, «ибо Царствие Божие внутри вас есть» (Лк 17. 21). Бог царствует над людьми «правдою, ведением и истиною», сего-то царства и велит искать нам Господь, «т. е. искать, да царствует и над нами Бог»: Он держит Своими руками желания наших душ, управляя ими, словно конями, и находит нас послушными - «этим способом,- заключает прп. Симеон Новый Богослов,- царствует Бог в тех, в которых никогда не царствовал, после того как они очищаются посредством слез и покаяния и делаются совершенными духовною мудростью и разумом. ...Да приидет и воцарится в каждом из нас Тот, Кто есть выше всякого начала и власти...». Увидеть Царство Божие - значит увидеть, что в нас царствует Бог ( Sym. N. Theol. Or. 52. 3).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Подобное Сам Бог говорит у пр. Исайи: «праотец твой согрешил и ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). И у Пророка Иеремии находим свидетельство о ходатайстве святых ( Иер.7:16 ; ср.: Иер.7:2,25 ). Отсюда ясно, что ходатаев- молитвенников пред Богом у христиан много . У вас, как вы говорите, таких ходатаев нет; значит, вы не Евангельские христиане... § III. Козьма Трифонович соображал ответ на мое возражение. Его помощник, диакон штундовый, сказал: – Это правда, что у людей много ходатаев-молитвенников, но только живых. А когда помирают братья, то они уже не могут молиться за нас... Я ответил: – Ошибаешься ты, друг, не зная Писания. У Бога нет мертвецов; «у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Значит, как с телом мы можем молиться Богу, так и без тела. Это видим из Свящ. Писания. В книге Маккавейской читаем: видение Иуды было такое: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго..., – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж... И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Вот несомненно отсюда, что святые праведники молятся о нас и после своей смерти. – Да, – возразил Козьма Трифонович, – но только Маккавейские книги – не канонические... – Это верно, – заметил я. – Но неканонические книги – не значит – ложные . Неканонические книги для христиан имеют великое значение. Они нам указывают, как в древние времена верили благочестивые мужи, напр., о молитвах за нас умерших праведников. И свидетельство неканонических книг мы принимаем за истинное , если его подтверждают другие свидетельства, взятые из канонических книг. А таково именно и есть учение о молитвенном ходатайстве за нас усопших праведников. В кн. Откровения мы читаем: «я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истиный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ст.). Вот вам уже несомненное доказательство того, что усопшие святые молятся за нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

4. Употребление частиц. В этой области приходится отметить чрезвычайную скудость Апокалипсиса. Связь между предложениями здесь в высшей степени однообразна и устанавливается, по большей части, посредством κα. Другие частицы находят употребление самое ограниченное. Чаще других ставится γρ ( ). В апокалипсических посланиях имеем: λλ ( Откр.2:4, 6, 9, 14, 20; 3:4 ), ον ( Откр.1:19; 2:5, 16; 3:3:19 ), δ ( Откр.1:14; 2:5, 16:24 ), φελον ( Откр.3:15 ), πλν ( Откр.2:25 ). Кроме того δ стоит в: Откр.10:2; 19:12; 21:8 . Иногда переход к следующему предложению делается через δο ( Откр.2:10, 22; 3:8, 9:20 ), иногда же чрез μετ τατα ( Откр.4:1; 7:9; 18:1 и др.) и μετ τοτο ( Откр.7:1 ). Таких частиц, как μν и τε, Апокалипсис не имеет. Союзы для соединения придаточных предложений упомянуты в отделе о спряжении. 5. Анаколуф. Встречаются в Апокалипсисе обороты речи анаколуфические. Здесь нужно, прежде всего, отметить такие случаи, когда в начале предложения стоит nominativus pendens, например: νικν κα τηρν χρι τλους τ ργα μου, δσω ατ ( Откр.2:26 ); νικν, ποισω ατν στλον ( Откр.3:12 ); νικν, δσω ατ καθσαι ( Откр.3:21 ). Иногда местоимение ατς, стоя после причастия и в том же падеже, как причастие, по положению своему является плеоназмом: τ νικντι δσω ατ ( Откр.2:7:17 ); τ καθημν... δθη ατ ( Откр.6:4 ). Такое же положение часто занимает ατς после относительного местоимения: ν οδες δναται κλεσαι ατν ( Откр.3:8 ); ος δθη ατος ( Откр.7:2 ); ο ο γγραπται τ νομα ατο ( Откр.13:8 ); ср. также Откр.7:9; 20:8; 17:9; 12:6, 14 . 6 . Отсутствие согласования. Особый колорит придает языку Апокалипсиса весьма частое игнорирование правил согласования. Приложение и определение здесь нередко ставится в именительном падеже, в каком бы другом падеже ни стояло слово определяемое: π ησο Χριστο, μρτυς πιστς ( Откр.1:5 ); τς καινς ερουσαλμ, καταβανουσα κ το ορανο ( Откр.3:12 ); κρτησεν τν δρκοντα, φις ρχαος ( Откр.20:2 ); ср. Откр.2:20; 7:4; 14:12 . Определение с определяемым часто не согласуется в роде: φων... λγων ( Откр.4:1 ); ζον χων ( Откр.4:7 ); φωνν... λγοντα... γγλ, χων ( Откр.9:13:14 ); οτο εσιν α δο λααι... α... σττες ( Откр.11:4 ); φωνα μεγλαι... λγοντες ( Откр.11:15 ). Замечательно: ες τν ληνν... τν μγαν ( Откр.14:19 ). Наблюдается отсутствие согласования в числе: ο κατοικοντες π τς γς, ο ο γγραπται τ νομα ατο ( Откр. 13:8 ; ср. Откр.9:12 ). Отметим еще такие характерные обороты: χλος πολς... σττες... περιβεβλημνους ( Откр.7:9 ); ο κατοικοντες π τς γς... βλεπντων ( Откр.17:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Следующее видение Апокалиптика, предметом которого служат „души убитых за слово Божие и за свидетельство, которое они имели“, с несомненной очевидностью указывает на те кровавые преследования христиан, которые так ясно предрекает Спаситель в эсхатологической беседе ( Откр.6:9–11 ср. Мф.24:9 ; Мк.13:9 ;. Мк.13:12–13 ; Лк.21:12 ; Лк.21:16 ). Видение шестой печати, рисующее необычайные перевороты в природе физической и смертельный ужас в мире человеческом, служит прекрасной параллелью к тем непосредственным предзнаменованиям парусии, которые с различных сторон отмечены передающими эсхатологическую беседу синоптиками. ( Откр.6:12–17 ср. Мф.24:29 ; Мк.13:24–25 ; Лк.21:25–26 ). Наконец, можно думать, что белый конь первой печати и всадник на нем, украшенный венцом как символом победы и окруженный, по другому видению, воинством небесным, является символическим изображением паки-грядущего Сына Человеческого. ( Откр.6:1–2 ср. Откр.19:11–14 ср. Мф.24:30 ; Мк.13:26 ; Лк.21:27 ). Белый цвет в Апокалипсисе употребляется довольно часто, как символ невинности, чистоты, правосудия ( Откр.6:11 ср. Откр.19:14 ), а также, как символ духовного старшинства, совершенства ( Откр.1:14 ), небесной власти ( Откр.20:11 ) 286 . Само собой понятно, что в приложении к Сыну Человеческому все эти значения как бы объединяются и вместе с белым конем дают образ победоносного шествия и господства. Из других Апокалипсических видений, возникших не без влияния эсхатологической беседы Спасителя, можно отметить видение ангела, имеющего благовествовать евангелие всем живущим на земле. Едва ли нужно говорить, что это видение представляет собой образное выражение мысли о всемирной проповеди евангелия, мысли так ясно выраженной Христом Спасителем в эсхатологической беседе ( Откр.14:6 ср. Мф.24:14 ; Мк.13:10 ). Заметим также, что изречение Христа о лжепророках последнего времени, имеющих знамениями и чудесами прельщать верующих, нашло себе соответствующее изображение и в Апокалипсисе. Описывая скорбь грядущего времени, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Далее следуют подробности поклонения Агнцу ( Откр.5:8 ). Это поклонение построено параллельно поклонению Богу в Откр.4:8–11 . Совершается небесная литургия. «Двадцать четыре старца пали перед Агнцем», как они падали перед Богом в конце главы 4. Разница в том, что теперь они держат «гусли» (по-гречески «кифары», инструменты типа арфы) и «золотые чаши, полные фимиама». Этот фимиам – молитвы святых, то есть христиан. Этот образ известен из Ветхого Завета: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою», или в Синодальном переводе: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое» ( Пс.140:2 ). Посредничество ангелов в молитве идет из иудейской традиции ( Тов.12:12 ). Так и христиане в своих молитвах уже сейчас участвуют в небесной литургии. Поклонение небесных сил выражает себя также в новой песне ( Откр.5:9–10 ). Это первый из трех гимнов главы 5. Песнь эта новая в сравнении с той, которая звучала в главе 4. Кроме того, здесь намек на многие места из Псалмов, где говорится о новой песне Господу ( Пс.32:3 ; Пс.39:4 ; Пс.97:1 и проч.). Так и пророк Исаия призывал: «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них» ( Ис.42:10 ). Это – новая песнь и хвала Богу за спасение Его народа, за новый исход. Как во время первого спасения, старого исхода, звучала хвалебная песнь, так теперь, в новом исходе, звучит новая песнь. Эта песнь обращена к Иисусу Христу, с которым началось новое время, которое завершится в «новом Иерусалиме» ( Откр.3:12 ; Откр.21:2 ), на «новом небе и на новой земле» ( Откр.21:1 ), когда Бог все сотворит новым ( Откр.21:5 ). В Откр.14:3 и в Откр.15:3 еще раз прозвучит новая песнь. И во всех этих случаях, как и в главе 5, воспевается спасительное деяние Божье в Иисусе Христе. Гимн возвещает «аксиос» («достоин») Агнцу: Он достоин «взять книгу и снять с нее печати». Достоинство достигнуто тем, что Агнец был заклан, то есть принес себя в жертву. Эта жертва привела к победе ( Откр.5:5 ) и к новому началу. Теперь Агнец изображен как «Искупитель». Он «искупил» для Бога людей всего мира, заплатив за них своею кровью (ср. 1Кор.6:20 ; 1Кор.7:23 : «вы куплены дорогою ценою»). Понятно, что речь идет о выкупе из рабства греху и смерти. Интересно, что универсальность искупления, его всемирное значение показано нанизыванием четырех почти синонимов: «из всякого колена и языка, и народа и племени» (ср. Дан.3:4,7 ; Дан.5:19 ). Мы уже говорили, что число 4 – символ всего мира, и что это выражение из четырех синонимов встречается в книге Апокалипсис ровно семь раз. Это подчеркивает не только всемирность, но и полноту, завершенность искупления. Христос искупил абсолютно всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   Слово «псалмы» относится, в первую очередь, к произведениям, входящим в ветхозаветную Псалтырь (Лк 20:42, Лк 24:44, Деян 1:20, Деян 13:33), но оно может относиться также и к новым богослужебным композициям (1 Кор 14:26, где греческое слово «псалмос» использовано, скорее всего, в значении «гимн»). Прилагательное «духовный» (греч.: «пневматикос»), служит определением к существительному «песня» (которое само по себе может иметь совершенно светское значение) и указывает, что данное произведение преподано Святым Духом или направлено Им (1 Кор 2:6, 1 Кор 15:44—45).    Искупительный подвиг Христа повлек за собой появление множества хвалебных гимнов, созданных Его народом, образцом для которых часто служили песни, входящие в Ветхий Завет (напр., Лк 1:46—53,67—79, Лк 2:14,29—32). У самого Павла был определенный опыт поклонения Богу посредством музыки (Деян 16:25), и уже давно замечено, что в его посланиях содержатся отрывки, по форме напоминающие церковные гимны (Еф 5:14, Флп 2:6—11, Кол 1:15—20, 1 Тим 3:16). Раннехристианские песни хвалы лежат, как представляется, и в основе таких фрагментов Писания, как Ин 1:1—14, Евр 1:3, 1 Пет 1:18—21, 1 Пет 2:21—25, 1 Пет 3:18—22 а «новые песни» книги Откровение сами являются эскизом раннехристианских богослужений (Откр 4:8—11, Откр 5:9—13, Откр 7:10—12, Откр 11:15—18, Откр 12:10—12, Откр 15:3—4, Откр 19:1—8, Откр 21:3—4). Угождение Богу     Хорошо известна истина, что целью жизни каждого христианина должно быть прославление Бога. В этом, собственно, и состоит призвание верующего. Все, что мы говорим и делаем, все наше послушание Божьим заповедям, все наши отношения с другими людьми, все наши дары, таланты и возможности, данные нам Богом, вся наша стойкость, проявляемая в неблагоприятных ситуациях и атмосфере людской враждебности, все это должно служить нам средством почтить и прославить Бога за Его премудрость и благость (1 Кор 10:31 ср. Мф 5:16, Еф 3:10, Кол 3:17).    Равно важна и та истина, что каждый христианин призван угождать Богу. Как Иисус жил не для того, чтобы угождать Себе, так же должны жить и мы (Ин 8:29, Рим 15:1—3). Угождение Богу должно быть нашей целью. Достижению этой цели служит сочетание веры (Евр 11:5—6), хвалы (Пс 68:31—32), благотворительности (Флп 4:18, Евр 13:16), послушания установленным Богом авторитетам (Кол 3:20) и целеустремленности в христианском служении (2 Тим 2:4). Бог делает нас способными к жизни в соответствии с Писанием, и Он доволен, когда мы этим служим Ему Такова природа Бога по Своей произвольно являемой благодати дать людям то, что Он от них требует, и наслаждаться результатом (Евр 13:21 ср. Флп 2:12—13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

344 Вставка Кройманна. 345 См.: Пс. 104 103:4. 346 Греческое слово διβολος означает «клеветник». 347 Ср.: Быт. 3:1. 348 Ср.: Быт. 3:4. 349 Ср.: Быт. 3:5. 350 Вставка Кройманна. 351 Ср.: Быт. 3:1. 352 Первый акт творения — создание идеального мира (Быт. 12:3); второй акт творения — создание реального мира (Быт. 2:4—25). 353 По словам Э. Эванса, идея, что животные из Быт. 2:18—20 суть ангелы, фантазия (fancy) Тертуллиана. 354 Ср.: Быт. 2:8. 355 Ср.: Лк. 10:18. 356 Ср.: Лк. 10:18; ср.: Ис. 14:12; Откр. 9:1. 357 A die conditionis conditus ut a bono conditore conditionum. 358 Ex quo apparuerunt laesurae tuae, — Тертуллиан не стремится к точному цитированию даже того библейского текста, который он сам только что приводил: donee inventae sunt laesurae tuae. 359 Ср.: Иез. 28:16. 360 Букв.: «отмеривает провиант». 361 Букв.: «Судией и суровым». Эти слова противоречат утверждению в Tert. Adv. Marc., II, 12, 3. 362 Отметим, что при полемике с еретиками, отвергающими мученичество, Тертуллиан, говоря о жестокости христианского Бога (crudelem deurn, qui non intellegit, credit — Tert. Scorp., 7, 5), делает Его образ похожим на образ Сатурна (См.: Stockmeier P. Gottesverstandnis und Sa-tumkult bei Tertullian/Studia patristica. 1979. Vol. 17. S. 830, 832). 363 Ср.: Быт. 3:16. 364 См.: Быт. 1:28. 365 Ср.: Быт. 2:20—22. 366 Ср.: Быт. 3:17. 367 Ср.: Быт. 3:18. 368 Ср.: Быт. 3:19. 369 Inmunis. Ср.: «без принуждения (inmunis) все давала земля» (Ov. Met., I, 101—102). 370 Ср.: Быт. 2:16. 371 Ср.: Быт. 3:21. 372 Два совмещенных варианта: 1) «ибо благость, если не управляется справедливостью, чтобы быть справедливой, не будет благостью», 2) «ибо благость не будет благостью, если будет несправедливой». 373 Ср.: Быт. 1:4. 374 Ср.: Быт. 1:5. 375 Ср.: Быт. 1:7. 376 Ср.: Быт. 1:10. 377 Ср.: Быт. 1:16. 378 Интерполяция, по мнению Кройманна. 379 Ср.: Быт. 2:9. 380 Ср.: Мф. 7:13. 381 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3; Мф. 9:13; 12:7. 382 Ср.: Иез. 33:11. 383 См.: Втор. 6:5; Мф. 22:37; Мк. 12:30; Лк. 10и в др. местах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010