12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; 6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. 28 и дам ему звезду утреннюю. 29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. Несколько замечаний к приведенному тексту: Ирония заключается в том, что самое развернутое обращение адресовано Фиатирской церкви, о которой меньше всего известно, а самое короткое — в знаменитый город Смирну. Ничего плохого не сказано о церквах Смирны и Филадельфии, а о церквах Сардиса и Лаодикии — наоборот, ничего хорошего. О различных дарах, которые обещаются побеждающему, сказано на языке церковных Таинств. Так, белые одежды (3, 5), венец (2, 10; 3, 11), новое имя (2, 17) напоминают о Крещении, а манна (2, 17), плоды древа жизни (2, 7), Вечеря (3, 20) — о Евхаристии . Наиболее специфичные и интересные подробности связаны с географическими, политическими и даже коммерческими особенностями того города, в котором находится та или иная церковь. Можно привести наиболее яркие примеры. Так, в адрес Ефесской церкви говорится: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2, 7). Здесь можно услышать отзвук того факта, что великий храм Артемиды — одно из семи чудес света в Древнем мире – был построен над примитивнейшей деревянной гробницей, а его притвор был своего рода приютом. Конечно, здесь обязательно нужно помнить и гораздо более значимые библейские аллюзии: древо жизни в Быт. 2, 9; 3, 22, а также и Древо Креста. Выражение «Венец жизни» в обращении к Смирнской церкви (Откр. 2, 10) может быть соотнесено с цепью красивых строений, окружающих и венчающих гору Пагус (Pagus). О Пергаме говорится как о городе, где есть «престол сатаны» и «где живет сатана» (Откр. 2, 13). Это может быть объяснено тем, что город имел статус важного центра имперского культа в Малой Азии. Храмы в честь римских богов стали появляться там еще с начала II века до Р. Х., а храм в честь Августа возник в 29-м году до Р. Х. (На самом деле имперские храмы имелись во всех упоминаемых городах, кроме Фиатир.) Возникает и другое объяснение: под «престолом сатаны» подразумевается жертвенник Зевсу, воздвигнутый на холме высотой около 250 метров над городом, а сейчас в превосходном состоянии хранящийся в Берлинском музее . Сатаной, возможно, именуется змея, изображенная в качестве эмблемы процветавшего там эскулапова культа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Блаженное состояние! Сладка и любезна рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Глава 12. О мире христианском   Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. (Рим. 5:1)   § 508. Сколь тяжко подданному гнев Государя своего над собою чувствовать, – невозможно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питье, ни жена, ни дети, ни друзья, ни иное что. Потому бывает, что многие сами себя, не стерпя гнева того, погубляют и желают умереть, нежели жить под гневом тем. Как несравненно тяжелее Божий гнев терпеть. Насколько Бог от человека отстоит, – отстоит же бесконечно, – настолько тяжелее Божий гнев в сравнении с гневом царским. Посему нечестивые в день Страшного Божиего Суда и праведного Его гнева пожелают скрыться в пещерах и в ущельях гор, и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6:15-17). Но насколько тяжко и горько Божий гнев чувствовать, настолько утешительно и благоприятно благость и милосердие Его в сердце своем ощущать. Это несравненно всякую радость и сладость мира сего превосходит. Как доброзрачная и благовонная роза природная изящнее и благоприятнее, нежели сотворенная из какого другого вещества, или искусством живописца написанная, так малейшее вкушение благости Божией намного лучше и увеселительнее, более всякого увеселения и утешения мира этого. Это та сладкая вечеря, которую обещает Христос предложить слушающему Его голос и отверзающему двери сердца своего: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Это вкушение сокровенной манны, которое обещается Тем же Господом побеждающему: Побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17). Это вкушение вечной радости и сладости и есть малейшая частичка того увеселения, вкусив которого, рабы Христовы забывают всю утеху мира сего и все его увеселение, как болото, мутное и смрадное, или как горесть вменяют, но того единого желают все больше и больше. Посему говорит премудрость Божия: воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать (Сир. 24:22-23). Это сладчайшее увеселение только те чувствуют и познают, сердца которых им услаждаются. Ибо как сладость меда вкушающим только чувствительна, а не вкушающим же неизвестна, так духовная эта сердечная сладость только познающим ее и вкушающим известна, а прочие же ее не знают. И сия сладость есть мир Божий, превосходящий всякий ум, которого апостол филиппийцам желал: Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, " всеобщего священства " , исходя из слов Откровения: " ... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему " (Откр. 1:6), " И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле " (Откр. 5:10); " Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр. 20:6). Опираясь на эти стихи, баптисты самомысленно перевод делают в пользу принципа всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом (Исх. 28:1-43. Лев. 8:6:12. Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но, нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду (Деян. 9:15), навстречу Анания из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла (Деян. 9:17). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: " Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу... " (14:23). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда, даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных людей, отсылал показаться священникам: " Пойдите, покажитесь священникам " (Лк. 17:14). " Вы — соль земли... Если соль потеряет силу... " (Лк. 14:34). Баптисты толкование этих слов переводят самомысленно, что эта соль и есть они, т.е. нет сугубых священников, но всякий уверовавший уже есть священник. Православное толкование Христовых слов в том, что Господь называет учителей церковных солью, дабы показать в них нужду, показать, что простые люди без них оставшись несолеными, воссмердят и породят червя (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

5-я печать. Когда Агнец снял пятую печать, ап. Иоанн увидел «под жертвенинком души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр. 6, 9–11 ). По мнению адвентистов, в этом месте Откровения предметы несуществующие («души убиенных») изображаются так, как если бы они существовали; душам умершим приписывается жизнь, живое существование (ср. Рим. 4:17 ). «Души убиенных» это все те, которые были умерщвлены Римской церковью как еретики, при господстве мрака н суеверий «4-й печати». Реформация «обелила» их, признала их праведными. Это и означают слова: «им были дани одежды белые». Все эти мученики должны успокоиться на малое время, пока к ним не придут другие, которые, подобно им, будут умерщвлены за слово Божие. Все они будут воскрешены в нетление славы. 6-я печать. Когда Агнец снял шестую печать, то «произошло великое землетрясение и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» ( Откр. 6:12–13 ). В этих словах, по мнению адвентистов, предсказаны: 1) великое землетрясение 1 ноября 1755 г., во время которого был разрушен г. Лиссабон; 2) самый темный день и самая мрачная ночь 19 мая 1780 г., и 3) необычайное падение звезд, наблюдавшееся в С. Америке 13 ноября 1833 г. «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих» ( Откр. 6:14 ). Эти слова указывают на то, что произойдет в явление Господа. Признаки Его пришествия все налицо: мир ожидает лишь последней трубы. Тогда нечестивые побегут в пещеры и в ущелья гор, дабы укрыть свою вину от, гнева Того, Который воссядет на Престоле в день суда (Отвр. 6:15–17). Шестая печать началась с 1755 г. (год Лиссабонского землетрясения) и будет продолжаться вплоть до явления Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Замечательно с разбираемой стороны также изображение, содержащееся в 4, 5 гл., где Апокалиптик описывает престол Божий, окружаемый различными существами, причем идет речь о том, что в то время, как четыре животных воздают славу, честь и благодарение Сидящему на престоле, – двадцать четыре старца поклоняются Живущему во веки веков и поют гимн. В Откр.5:8–12 говорится уже о поклонении животных и старцев Агнцу, при этом приводятся гимны, воспетые Ему как этими существами, так и тьмами тем ангелов. Наконец, в Откр.5:13 приводится общее славословие Богу и Агнцу, – которое воспевается всяким созданием, находящимся на небе и на земле, и под землею и на море. Все это описание явно возвышает Христа над всеми небесными и земными существами и положительно приравнивает Его к Богу. Вообще же сопоставление Бога и Агнца производит такое большое впечатление и имеет столь громадное значение при установлении учения новозаветного Апокалипсиса о лице Иисуса Христа, что Völter, например, однажды признал даже, что части, содержащие подобные сопоставления, отражают явное монархианство 534 . Ввиду всего изложенного, должно признать, что христология новозаветного Апокалипсиса неизмеримо возвышается над иудейскими представлениями о Мессии 535 , поскольку Христос по своей премирной сущности не только никогда не ставится в ряд с какими-либо особо избранными мужами и самими ангелами, но, наоборот, сопоставляется с Богом так, что приходится признать божественную природу этого христианского Мессии, Его равенство с Богом. Сообразно характеру и цели писания, Апокалиптик мало говорит нам о Христе, как человек. В 12 гл. экзегет может найти указание на земную жизнь Господа, – о чем у нас еще будет подробная речь. Здесь же из сравнительно темных указаний мы хотели бы обратить внимание на одно, содержащееся в Откр.1:17,18 , где вместе с Th. Zahn’oм 536 можно видеть след личного обращения Апокалиптика с Господом во время Его земной жизни, так как вся сцена производит впечатление необычайной задушевности, какой не встречается еще и в самом Апокалипсисе. „Когда я увидел Его (т. е. прославленного Христа), то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: „не бойся, Я есмь Первый и Последний и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков аминь, и имею ключи ада и смерти“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   Помните ли и внимаете ли тому, что Гос­подь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Госпо­ди, Господи! Раб верный волю господина сво­его творит и послушлив ему.    Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и ра­бов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пасты­рей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и воз­раст? И вы, и я на том суде явимся. И поста­вит Судия праведных «по правую Свою сторону», а грешных — «по левую», и после суда и опреде­ления Судии «пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:31—46).    Помните ли, что «придет день Господень, как тать ночью», то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают (2 Петр 3:10; 1 Фес 5:2, 4). Тогда нежданно услышится глас: «Вот, Жених идет, выходите навстречу ему» (Мф 25:6). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд!    Помните ли, что «от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место» (Откр 20:11)? «И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр 6:14—17)? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие за­хватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносят­ся, как кедры ливанские.     «Близко» уже день тот (Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20; Иак 5:8—9). Уже знаки его являются, а «тог­да небеса с шумом прейдут, стихии же, разго­ревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). Имеющие же страх Гос­подень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, да­бы не застал вас неготовыми. «Блаженны те, которых» Господь, «придя, найдет бодрствую­щими» (Лк 12:37). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, челове­колюбец, грешника!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Однако и в применении к этому гонению последних дней мы опять-таки не можем согласиться с тем способом освобождения от него Богом исповедников Своих – филадельфийцев, какой указан был перед этим св. Андреем как «разрешение их от сей жизни», т. е., очевидно, смерть их до наступления той ужасающей годины. Но если бы дело обстояло так, то, очевидно, никто бы не мог погубить в эту пору венца их терпения, а равно неуместным был здесь и приводимый св. Андреем Кесарийским призыв – «хранить сокровище веры нерасхищенным», в коем он передает смысл слов Господа: Держи, еже имаши... се, гряду скоро. Нет, по смыслу всей речи Господа к церкви Филадельфийской, оберегать и соблюдать ее испытанных в вере чад Он Сам обещает на самую ту пору, уже и по наступлении годины испытаний, а как, об этом речь будет ниже – там, когда перейдем мы к протолкованию самых глав об эпохе антихристовой. 12–13. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Проф. Жданов, ссылаясь на другие места Апокалипсиса, где речь идет не о земном храме, в каком бы значении мы ни понимали последний, а о храме небесном, духовном, – месте обитания Бога и особенного проявления славы Его (см.: Откр.7:10–12, 14 ; ср.: 11:19; 14, 15. 17-я и др. главы), подводит под такое понятие и данные слова о храме в обращении Иисуса Христа к филадельфийцам. Таким образом, говорит он, «для праведника пребывание в небесном храме начинается с момента победы, т. е. блаженной смерти его (ср.: Откр. 2:10 ), и обнимет период тысячелетнего пребывания со Христом 132 – до окончательного вечного упокоения в Небесном Иерусалиме» 133 , о котором сказано, что храма уже не будет в нем, ибо Господь Бог Вседержитель будет храмом его, и Агнец ( Откр.21:22 ). Но, отнюдь не отрицая той, верной самой по себе, мысли, что праведные прямо по смерти телесной входят в Церковь Небесную, нужно признать совершенно произвольным такое объединение тех и других упоминаний о храме, резко различающихся между собой и по месту в книге, Апокалипсисе, и по ближайшему контексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Помните ли и внимаете ли тому, что Господь говорит: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? Если помните и разумеете, то творите то, что Он говорит, и тогда зовите Его: Господи, Господи! Раб верный волю господина своего творит и послушлив ему. Помните ли, наконец, что Тот же Господь, Который за всех умер, придет во славе Своей судить всех, живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всякий пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И поставит Судия праведных по правую Свою сторону, а грешных – по левую, и после суда и определения Судии пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:31-46). Помните ли, что придет день Господень, как тать ночью, то есть неожиданно, придет тогда, когда люди не чают (2 Петр 3:10; 1 Фес 5:2, 4). Тогда нежданно услышится глас: Вот, Жених идет, выходите навстречу ему (Мф 25:6). Вот Судия идет, вставайте мертвые, идите на суд! Помните ли, что от лица Судии побежит небо и земля, и не найдется им место (Откр 20:11)? И небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скроются в пещеры и в ущелья гор, и будут говорить горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр 6:14-17)? Видите, что будет тогда: какой страх, трепет и ужас будет тогда даже тем, которые здесь на земле страшны людям! Пожелают скрыться в пещерах и камнях те, которые ныне в своих палатах и земле не вмещаются, но чужие захватывают. Захотят спрятаться под горами и камнями те, которые ныне высоко возносятся, как кедры ливанские. Близко уже день тот (Откр 1:3; 22:7, 10, 12, 20; Иак 5:8-9). Уже знаки его являются, а тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр 3:10). Имеющие же страх Господень, бодрствуйте, молитесь и кайтесь, дабы не застал вас неготовыми. Блаженны те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими (Лк 12:37). Бодрствуй и ты, душа моя, молись, припадай пред Господом твоим, дабы милостив был к тебе тогда. Берегись греха, как змия. Пощади, Господи, пощади, человеколюбец, грешника!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Глава II Послания к церквям: Ефесской (1–7), Смирнской (8–11), Пергамской (12–17) и Фиатирской (18–29), состоящие из обращения, похвалы и порицания увещания, и обещания награды. Откр.2:1 .  Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: Откр.2:2 .  знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; Откр.2:3 .  ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Со второй главы начинается изложение тех самых посланий, которые св. Иоанн должен был написать и послать малоазийским церквам. Все семь посланий по своей внешней форме весьма похожи одно на другое и одинаково состоят из надписания, вступления, главной части, воззвания и награды. В надписании указывается наименовение церкви; во вступлении изображается явившийся Иоанну Господь с атрибутом, соответствующим состоянию данной церкви; в главной части говорится о ее достоинствах и недостатках; в воззвании – призыв к совершенной жизни, награда же является возмездием за эту жизнь. На первом месте среди семи церквей поставлена церковь Ефесская, как ближайшая к о. Патмосу. Ефес – славный старинный город на берегу Икарийского моря между Смирной и Милетом. – К предстоятелю (Ангелу) Ефесской церкви Господь обращается, указывая на Свои атрибуты: семь светильников и семь звезд, и говорит: знаю дела твои, т. е. всю твою жизнь, как обнаружение души твоей; знаю твои усилия, чтобы стоять на высоте нравственного совершенства; знаю и твое терпение, с которым ты переносишь от язычников все преследования и стеснения. В похвалу ефесянам поставляется их отношение к развратным, т. е. к людям дурной нравственности, и тем непризванным и злонамеренным проповедникам. И Ефессянам при их, очевидно, не вполне ясном христианском догматическом знании нужно было много любви и преданности – Ап. Павлу и Иоанну, чтобы остаться при своем прежнем христианском учении и не изменить ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010