12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Теперь описывается величие и слава грядущего Судьи. «Очи как пламень огненный» повторяет сказанное о Христе в Откр.1:14 и Откр.2:18 . Это символ всепроницающего взора Судьи. «Много диадим», то есть царских корон на голове, – символ господства и величия – противопоставлены семи диадимам дракона ( Откр.12:3 ) и десяти диадимам зверя ( Откр.13:1 ). Конечно, нам может показаться странным наличие многих корон на голове. Однако в древней истории это было вполне естественно. Царь мог носить столько корон, сколько стран находится у него в подчинении. На голове Христа много корон, чтобы показать, что Он – Господь всех царств земных. Что касается имени, «которого никто не знал, кроме Его Самого», то имя, как мы знаем, выражает сущность того, кто это имя носит. Неизвестности имени в античном мире придавалось большое значение. Неизвестность имени обозначала власть и свободу. Если я не знаю имени какой-то личности, то я и не властен над этой личностью. Впрочем, было много разных предположений, что за имя было «написано» на грядущем Христе. Например, что это Имя Божье, священная тетраграмма Яхве (JHWH), по-гречески передающаяся как Кириос (Kyrios), то есть Господь. Но это и все другие предположения как-то проходят мимо того факта, что это имя неизвестно в принципе, о чем и говорит текст: его никто не знает, кроме самого Христа. в) Первое видение. Строфа 3. Христос-воитель ( Откр.19:13–14 ) 13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Третья строфа характеризует Иисуса Христа как военачальника в сопровождении своего воинства. Одежда Его обагрена кровью, не Его кровью, а кровью Его врагов. Иоанн, как всегда, берет этот образ из Ветхого Завета, он переносит на Иисуса Христа описание Бога, возвращающегося после битвы, которое дано у пророка Исаии:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава IX Видение саранчи, ее появление из кладезя бездны по звуку трубы пятого Ангела (1–2); внешний вид саранчи; мучения от нее людям, не имеющим на себе печати Божией (3–10); ее царь Аполлион (11). Появление конного войска по звуку трубы шестого Ангела, описание коней и их вредоносности для нераскаявшихся людей (12–21). Откр.9:1 .  Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. По звуку пятой трубы Иоанн видит звезду, упавшую с неба. Словами «падшая с неба» тайнозритель, несомненно, хочет сказать, что и пятая казнь также происходит по пущению Божию и во время указанное волею Божией. Этот символ становится понятным только из последующего. Звезде, упавшей с неба дан ключ от кладезя бездны, который соединен непосредственно с бездною. Самое наименование бездны есть указание на преисподнюю, где осуждены пребывать злые духи. Бездну, таким образом, нужно отличать от ада и от геенны, места страданий умерших. Бездна есть местопребывание демонов, где они заключены и как бы заперты на ключ, т. е. лишены свободы действия. По действию Промысла Божия (павшая звезда) эта темница отпирается, и то, что находится внутри бездны чрез колодезь, соединяющий бездну с поверхностью земли, получает возможность появиться над землею. Откр.9:2 .  Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. От вышедшего дыма потемнело солнце. Правильнее не придавать самостоятельного значения этой черте символического видения, и указание на потемнение солнца и воздуха рассматривать как переход к выяснению последующего. Откр.9:3 .  И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. Откр.9:4 . И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. Откр.9:5 .  И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Общераспространенное у нас мнение, что Апокалипсис по своей таинственности и загадочности не должен, да и не может быть толкуем. Самая попытка толковать Апокалипсис является для большинства публики – даже и не неверующей – чем-то вроде сумасбродства, религиозной мечтательности, по меньшей мере, непростительным анахронизмом среди современного направления мысли и жизни. Может быть многие и из благочестивых сочтут такую попытку дерзкой ввиду того, что сама церковь из всех новозаветных книг один только Апокалипсис, как книгу недоступную для простого человеческого разумения, не употребляет для чтения при богослужении, и что сам писатель книги говорит в заключении слов пророчества своего: «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:1819 ). От указанных нареканий считаем нужным освободить предлагаемое исследование. – Прещение апостола на прибавляющих или отнимающих что-либо от слов его пророчества направлено против злонамеренного повреждения самого текста его книги: такое повреждение было весьма возможно при прежнем способе распространения книг через письмо, и уже апостол Павел указывал на распространение между верующими подложных посланий ( 2Сол.2:2, 3:17 ). Сам писатель Апокалипсиса не только не запрещает, но напротив требует сознательного понимания его книги: это видно не только из слов: «имеющий ум сочти число зверя» ( Откр.13:18, 17:8 ), но и из обращения к читателям в начале и конце книги: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» ( Откр.1:3, 22:7 ). Равным образом, нельзя думать, чтобы Апостол писал Апокалипсис лишь только для хранения его в церковных архивах: он назначает свои апокалипсические послания к разным церквам и предполагает чтение всей книги в церквах, на что указывает и оборот речи: «блажен читающий и слушающее слова пророчества сего», и следующее затем приветствие к церквам ( Откр.1:3–4 ), и заключительное в конце книги обращение: «Я, Иисус, послал Ангела моего засвидетельствовать вам сие в церквах» ( Откр.22:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Преображение в этом случае обычного звездного небосклона характеризуется в Откровении словами: «Небо скрылось, свившись как свиток». Землетрясения разрушают города и жилища, и поэтому люди будут стремиться скрыться в пещерах и ущельях. Последние слова из Откровения ( Откр.6:16–17 ) говорят об их отчаянии и ужасе перед происходящими космическими явлениями. Однако начало наступления периода небесных знамений еще не ведет сразу же к непосредственному концу мира. До снятия седьмой печати произойдет еще радостное событие, о котором говорится ниже. 14. Ангелы, держащие четыре ветра земли; снятие седьмой печати (Откр. 7:2–17, 8:1) Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам. ( Откр. 7:3 ) Седьмая глава Откровения повествует о событии, которое явится светлым пятном на мрачном фоне самых последних времен Новозаветной Церкви. Согласно тексту Откровения, это событие наступит в период между снятием шестой и седьмой печатей. Откровение описывает его такими словами: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» ( Откр.7:1–3 ). Итак, от Самого Господа (Ангел от востока с печатью Бога живого) идет повеление временно приостановить земные бедствия (чтобы не дул ветер), сохраняя от них все народы – и языческие (море), и христианские (земля), и всех пастырей и учителей Церкви (дерева). Вероятно, это произойдет в начале периода развития небесных знамений и еще до великого землетрясения. Как говорит Откровение, тогда произойдет то обращение в христианство многих из евреев, о котором говорилось выше – в главе о Филадельфийской церкви. Откровение так описывает его: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч...» И далее идет перечисление всех других колен, впрочем, кроме колена Данова (см. Откр.7:4–8 ). Про последнее издревле имеются предсказания, что из него произойдет антихрист. Можно думать поэтому, что оно оказалось недостойным, чтобы дать своих избранников в Царство Небесное 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Это те 144 000, о которых уже шла речь в седьмой главе ( Откр.7:1–17 ). Заметим, что эти 144 000 «запечатленных» там символизируют новый, истинный Израиль в его неисчислимом множестве ( Откр.7:9 )! Согласно древним иудейским представлениям Мессия соберет вокруг себя спасенный народ Божий в конце времен на горе Сион: «Когда это будет, и явятся Знамения, которые Я показал тебе прежде, – тогда откроется Сын Мой, Которого ты видел, как Мужа восходящего. И когда все народы услышат Глас Его… и соберется в одно собрание множество бесчисленное, – Он станет на верху Горы Сиона» ( 3Езд.13:32–35 ). Почему Сион? Сион слыл как гора спасения, и считалось, что именно на Сионе Мессия соберет в эсхатоне свой народ: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь» ( Иоиль.2:32 ). Тот, кто принадлежит к истинному Израилю ( Откр.7:1–8 ), в конце веков будет спасен, собранный на горе Сион. Имеется в виду, конечно, не земной, а «небесный Сион», так как Иоанн видит Агнца на небе (глава 5). б) Песнь, которую могли выучить только святые Божьи ( Откр.14:2–3 ) 2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Иоанн слышит громкий небесный голос, как шум водопада или морских волн, обрушивающихся на берег и на скалы, как шум грома и в то же время как успокоительную музыку, которую играют на кифарах (гуслях). Чей голос так красочно описывается? Скорее всего, ангелов перед престолом Божьим. Поется песнь хвалы Богу. Эта «новая песнь» спасения уже упоминалась в Откр.5:8–9 . Но содержание ее нам пока неизвестно. Только 144 000 могут ее выучить, а в главе 19 они будут ее петь, ибо успели выучить. Выучить что-то могут только хорошие ученики. Здесь – это христиане, сохранившие верность Господу вплоть до мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Надпись 19: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, и на голове Его много диадем. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19, 11.13) 20-я сцена: Ангел влачит закованного в цепи Сатану (Откр. 20, 1-3) Изображается ангел, который занимает почти все пространство росписи сверху вниз: в правой руке он держит большой ключ, чтобы открыть, а потом закрыть дверь бездны. Левой он держит конец красной цепи, которой он сзади связал руки Диавола, и ведет его в правую сторону. Дьявол черный и с рогами. Он шагает к пещере бездны, где он скованный будет заперт тысячу лет. Надпись 20: И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (Откр. 20, 1-2). 21-я сцена: Новый Иерусалим (Откр. 21, 1-27) Этой сценой завершается цикл росписей на тему Откровения апостола и евангелиста Иоанна, праздником радости завершаются и ужасные образы разрушения мира. Сверху справа изображен ангел Господень, обративший голову к восхищенному ап. Иоанну, которому правой рукой он показывает на Новый Иерусалим со словами: «Се скиния Бога с человеками». Город занимает нижнюю часть композиции, от одной вертикальной плоскости до другой. Помимо зубчатых стен, различаются церковные, общественные и другие здания. На возвышающихся башнях над каждыми воротами изображаются стоящие ангелы-стражи. Неотмирность образа передается испускающим лучи золотым треугольником Святой Троицы, который выходит из-за облаков и устремляется к городу. В действительности речь не идет о «новом Иерусалиме» царствии Божьем, где удел получат победители соблазнов и страстей мира сего. Этим завершается земная история и совершается сказанное Спасителем своим ученикам: «Когда же придет Сын Человеческий в славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престол славы Своей, и соберутся пред Ним все народы», и пойдут одни в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную (Мф. 25; 32,46). «И сказал сидящий на престоле: «Се творю все новое» и ап. Иоанн увидел «новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21, 1-6) Описанием Нового Иерусалима заканчивается Откровение тайнозрителя.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Согласно Откр.11:5–6 два свидетеля находятся под особой защитой и покровительством Божьим. Как Илия для подтверждения того, что он – человек Божий, посылал огонь на своих врагов ( 4Цар.1:10–12 ), так и из уст свидетелей исходит огонь, чтобы пожрать их врагов. То, что огонь выходит из уст, указывает на их слово, на пророческую деятельность. Как Илия, они имеют власть затворять небо, чтобы не шел дождь ( 3Цар.17:1 ; Сир.48:3 ; Лк.4:25 ; Иак.5:17 ). Как Моисей, они имеют силу превращать воду в кровь и насылать всякие язвы на противников ( Исх.7:17–20 ). Отсюда, кстати, видно, в каком смысле надо понимать «казни», природные катастрофы, изображенные ранее, – как способы вызвать покаяние. Ну а здесь, в случае пророчества двух свидетелей, речь явно идет не о природных катастрофах. Как уже было упомянуто, свидетельство нового народа Божьего, представленного двумя свидетелями, доставляет мучение грешному человечеству ( Откр.11:10 ). Но мучение это не физическое. Цель же всего – покаяние и обращение. Защита и покровительство, которые даны двум свидетелям во время их деятельности, указывают вперед, на образ жены, облеченной в солнце, из видений главы 12. Там эта жена символизирует народ Божий. Она тоже пребывает под защитой Божьей в течение того же срока: «тысяча двести шестьдесят дней»=«время, времена и полвремени» ( Откр.12:6,14 ). 7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Параллель между двумя свидетелями и новым народом Божьим, то есть Церковью , подтверждается еще тем, что здесь впервые появляется «зверь, выходящий из бездны» ( Откр.11:7 ), который в Откр.13:1 назван «зверем, выходящим из моря», и затем отождествляется с Римской империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава VIII Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею (1–4). Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела (6–7), большой горы в море после второй трубы (8–9) и большой звезды – полыни после третьей трубы (10–11); поражение третьей части вселенной после четвертой трубы (12–13). Откр.8:1 .  И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. В 8 главе в явлениях и образах дается объяснение, какие именно скорби постигнут мир и все человечество. Иоанн снова видит таинственную книгу в деснице Сидящего, видит и Агнца. Агнец снимает последнюю, седьмую печать с запечатанной книги. Но Иоанн уже не упоминает более ни о животных, ни о старцах, ни о светильниках, их уже не было пред взором Иоанна. Непосредственным следствием снятия седьмой печати было то, что на небе водворилось молчание как бы на полчаса. Молчание означает не просто тишину, прекращение звуков вообще, но прекращение звуков человеческой речи. И если теперь, по снятии седьмой печати, на небе водворилось безмолвие, то, стало быть, прекратилась песнь хвалы небожителей. Все небожители, невольно обнаруживая благоговение пред Вседержителем, замолкли на короткое время пред предстоящими обнаружениями Божественного гнева как непостижимыми действиями Божественного промысла. Но это молчание могло быть только кратковременным, как бы получасовым. Именно, выражение «как бы на полчаса» имеет значение приблизительного указания времени и не может быть понимаемо в буквальном смысле слова. Откр.8:2 .  И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Откр.8:3 .  И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Откр.8:4 .  И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Под семью Ангелами, которые и в дальнейших видениях остаются пред престолом подобно четырем животным и старцам ( Откр.7:13 ), можно видеть указание на Ангелов известного чина, предстоящих пред престолом Божиим. Это их значение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешным миром, как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи Ангелов Иоанн видит еще новое. Этот последний предстал не пред престолом, но пред жертвенником, о котором упоминалось в ст.9 и под которым нужно разуметь жертвенник всесожжения. С этого жертвенника Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. При этом фимиам дан был Ангелу для того, чтобы он (Ангел) помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и Ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который по повелению Божию (фимиам дан от Бога) приставлен служить святым 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIV Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую, никому не понятную песнь (1–5). Видение Ангела, летевшего по небу с вечным Евангелием и призывавшего к покаянию (6–7); видение двух других Ангелов с вестью о падении Вавилона (8–11); утешение и ободрение праведников (12–13). Видение подобного Сыну Человеческому, сидящего на облаке с серпом в руках. Жатва (14–16). Ангел, срезающий серпом виноград для точила гнева Божия (17–20). Откр.14:1 .  И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Откр.14:2 .  И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Чтобы более пролить утешения в сердца истинных христиан, Иоанн видит и описывает новое, не земное, но небесное отрадное явление. Взор христиан возводится к небу, к Бож. престолу и сонмам небожителей, окружающих его. На горе Сионе, которая есть небесный храм, где Господь обитает среди Ангелов и прославленных людей, Иоанн видит Агнца и с Ним 144 тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. Кто эти 144 тысячи? Они не те, которые упомянуты в Откр.7:9–17 . Они другие. Они первее всего суть христиане прославленные, ибо являются не на земле, а на небе и вместе с Агнцем. На их челах написано имя Агнца и имя Его Отца, как награда за предшествовавшие подвиги земной жизни. Их земная жизнь, их христианские подвиги, их неуклонное последование и подражание Иисусу Христу – Агнцу непорочному так проникли все их существо, что как бы отражались на их челах и говорили о их принадлежности к Богу и Агнцу, а потому о заслуженности их блаженства. Откр.14:3 .  Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Небесное блаженство прославленных состоит в слушании и участии в небесном песнопении, которое слышалось с неба, т. е. с той же сионской горы, от того же небесного престола. Голоса при пении сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей. По содержанию песнь называется новою – новою в том смысле, что содержит в себе хвалу и благодарность 144 тысяч за все Божественные благодеяния, которых они удостоились в свое время. Поэтому никто и не мог научиться этой песне ( Откр.2:17 ) и понять ее, кроме тех 144 тысяч, которые сами были свидетелями всего этого ( 1Кор 2:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для совершения казни посредством 200-миллионного воинства саранчи, что Откровение именует вторым горем, освобождаются связанные при великой реке Евфрат «четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, чтобы умертвить третью часть людей саранчей, у которой хвосты подобны змеям, и головы, как головы у львов, изо рта выходит огонь, дым и сера» ( Откр. 9:15–17 ). Какое тут значение имеет упоминание реки Евфрат? По всей вероятности то, что театром последних мировых событий будет Малая Азия. На ее исторической реке, надобно полагать, возникнет последнее Вавилонское царство ( Зах. 5:8–11 ), которое с антихристом во главе превратится, по преданию св. отцов, во всемирную монархию со столицей в Иерусалиме ( Откр. 13:2–7, 11:2, 8 ). Поэтому надобно полагать, что и последние казни будут преимущественно в Малой Азии на Евфрате. Связанные четыре Ангела, вероятно, подобны тем, которые имеют власть удерживать четыре ветра земли ( Откр. 7:1 ) и тем вредить земле, морю, древам и людям. Связаны они велением Божиим дотоле, пока не настанет день и час последних казней для вразумления грешников. Что же грешники? Вразумятся ли? Откровение возвещает, что прочие люди, которые не умерли от огня, дыма и серы, «не раскаялись в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» ( Откр. 9:21 ). Беседа 3. Призвание к пророчеству Тайнозрителя. – Раскрытие мировых событий в семи громах. – Повеление скрыть то, что сказали громы. – Предтечи второго пришествия Христова для всего мира. – Царство антихриста. «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные» ( Откр. 10:1 ). Сравнивая изображение Божества в видениях у пророков и в Откровении Иоанна, нельзя сомневаться, что изображаемая здесь Святейшая Личность – есть Одно из Лиц Пресвятой Троицы. К этому заключению следует присоединить еще и то предположение, что явившееся Иоанну Лицо св. Троицы есть Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010