Глава VIII Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею (1–4). Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела (6–7), большой горы в море после второй трубы (8–9) и большой звезды – полыни после третьей трубы (10–11); поражение третьей части вселенной после четвертой трубы (12–13). Откр.8:1 .  И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. В 8 главе в явлениях и образах дается объяснение, какие именно скорби постигнут мир и все человечество. Иоанн снова видит таинственную книгу в деснице Сидящего, видит и Агнца. Агнец снимает последнюю, седьмую печать с запечатанной книги. Но Иоанн уже не упоминает более ни о животных, ни о старцах, ни о светильниках, их уже не было пред взором Иоанна. Непосредственным следствием снятия седьмой печати было то, что на небе водворилось молчание как бы на полчаса. Молчание означает не просто тишину, прекращение звуков вообще, но прекращение звуков человеческой речи. И если теперь, по снятии седьмой печати, на небе водворилось безмолвие, то, стало быть, прекратилась песнь хвалы небожителей. Все небожители, невольно обнаруживая благоговение пред Вседержителем, замолкли на короткое время пред предстоящими обнаружениями Божественного гнева как непостижимыми действиями Божественного промысла. Но это молчание могло быть только кратковременным, как бы получасовым. Именно, выражение «как бы на полчаса» имеет значение приблизительного указания времени и не может быть понимаемо в буквальном смысле слова. Откр.8:2 .  И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Откр.8:3 .  И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Откр.8:4 .  И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Под семью Ангелами, которые и в дальнейших видениях остаются пред престолом подобно четырем животным и старцам ( Откр.7:13 ), можно видеть указание на Ангелов известного чина, предстоящих пред престолом Божиим. Это их значение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешным миром, как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи Ангелов Иоанн видит еще новое. Этот последний предстал не пред престолом, но пред жертвенником, о котором упоминалось в ст.9 и под которым нужно разуметь жертвенник всесожжения. С этого жертвенника Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. При этом фимиам дан был Ангелу для того, чтобы он (Ангел) помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и Ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который по повелению Божию (фимиам дан от Бога) приставлен служить святым 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стих Откр.11:19 в величественной картине завершает описание событий седьмой трубы. Открывается небесный прообраз земного храма. Является Ковчег Завета, который был перенесен царем Соломоном в построенный им храм на Сионе ( 3Цар.8:1,6 ). Согласно иудейскому преданию, Ковчег перед разрушением храма был спрятан, и должен снова быть открыт народу Божьему, когда явится слава Божья. Пророк Иеремия, «по бывшему ему Божественному откровению, повелел Скинии и Ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел Наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда Скинию и Ковчег… и заградил вход… Это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится Слава Господня» (2Макк.2:4–8). Явление Ковчега на небе символизирует верность Бога Завету, который Он заключил с Его народом. Молнии, голоса, громы, землетрясение и великий град напоминают о ветхозаветных богоявлениях (ср. Исх.19:16 ; Пс.17:13 ; Пс.103:7 ). «И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» ( Ис.30:30 ). Здесь эти признаки богоявления – знаки суда, гнева Божьего, постигающего врагов Церкви Христовой. Такие знамения богоявления усиливаются по мере приближения к концу. В Откр.4:5 : «молнии и громы и гласы», в Откр.8:5 (седьмая печать): «голоса и громы, и молнии и землетрясение», в Откр.11:19 (седьмая труба): «молнии и голоса, и громы и землетрясение, и великий град», в Откр.16:18–21 (седьмая чаша гнева): «молнии, громы и голоса, и… великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле… град, величиною в талант». Итак, после предельно сжатого изложения откровения в притче о двух свидетелях начинают последовательно раскрываться отдельные символы и образы, промелькнувшие в этой притче. Автор еще не закончил своего повествования. Его цель – показать характерные свойства «последних времен». Уже свершается спасение, уже происходит суд Божий. Дальнейшее повествование похоже на то, как если бы бутон притчи о двух свидетелях раскрывался теперь своими лепестками. Начиная с главы 12, Иоанн приступает к более конкретному описанию ситуации Церкви. Язык описаний при этом тоже будет символичным и потребует расшифровки. 3. Истинный народ Божий и его враги (12:1–4:20)

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Апостолы, по примеру Иисуса Христа, признавали святость храма иерусалимского, как «дома Божия», «дома молитвы»: «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ; сн. Деян. 2:46; 3:1; 22:17; 24:11,12 ). По открытии Церкви Христовой в день Пятидесятницы мы видим, что христиане «пребывали в храме» иерусалимском, участвуя в богослужении иудейском, но для совершения христианского богослужения, т. е. св. причащения, собирались «в домах», за отсутствием особо устроенных храмов. Церковь состояла тогда из нескольких тысяч верующих ( Деян. 2:41 ; сн. 4:4); один дом не мог их вместить, почему упоминается в кн. Деяний (2:46) о многих домах. В Антиохии место христианских богослужебных собраний впервые именуется „церковью»: «целый год собирались они в церкви» ( Деян. 11:26 ). Такое название входит в употребление. Апостол Павел, требуя благоговейного отношения к храму, где совершается «трапеза Господня», указывает на высокое значение «церкви», в сравнении с обыкновенным домом: «когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» ( 1Кор. 11:18–22 ). «Самое место ты присвояешь себе», замечает св. И. Златоуст, «пользуясь церковию, как бы своим домом. Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово: «церковь» ( κκλησα – собрание)». 5 «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34,35 ). В церквах были особые места для «простолюдинов» ( 1Кор. 14:16 ) и для «предстоятелей» ( 1Фес. 5:12 ). Катакомбы являются свидетелями существования храмов у первых христиан. Таинство причащения, по слову апостола, будет совершаться до второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 11:26 ), а, следовательно, и храмы будут у христиан до того времени, сн.: «сын погибели (антихрист)... в храме (ες τν ναν от νας; храм, место, где находится статуя бога (у греков); святое святых, часть το ερο – целого места, занимаемая святыней, храмом) Божием сядет» ( 2Фес. 2:3–4 ). Подобно тому как скиния, храм Соломона, храм Заровавеля устроены были по образцам, Богом показанным, так и христианские храмы по образу, показанному Богом ( Откр. 11:1,19 ) имеют жертвенник ( Откр. 8:3,5; 9:13 ), престол ( Откр. 4:10; 7:15; 11:16 ), кадило ( Откр.8:3.5 ), семисвечник ( Откр. 4:5 ). Колокола заменили трубы, устроенный Моисеем по повелению Божию «для созывания общества... и для напоминания о вас перед Богом» ( Чис. 10:2,10 ; сн. Пс. 88:16 ). Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Из последующих слов видно, что орудием этого прославления должны быть страдания и смерть: „если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода“ ( Ин.12:24 ). Начало особенного прославления Сына Человеческого, по Евангелию, совпадает с началом Его страданий ( Ин.13:1 ). В первосвященнической молитве, далее, Христос просит: „ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира“ ( Ин.17:5 ). Здесь неоспоримо сказывается взгляд на уничижение Христа, как на откровение Его славы 1208 . Но то же самое воззрение легко заметить и в Апокалипсисе. По его учению, Христос является владыкою мира, потому что Он победил ( Откр.5:5 ), а победа Его, очевидно, выразилась в том факте, что Он был заклан ( Откр.5:9 ). Ввиду этого, Он „достоин взять книгу и снять с нее печати“; „достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение“ ( Откр.5:9:12 ). Побеждающему Христос обещает дать сесть на Его престоле, как и Он Сам победил и сел на престоле Отца ( Откр.3:21 ). Впрочем, необходимо также иметь в виду в данном случае и то, что хотя страдания Христа у Иоанна и считаются орудием Его прославления, однако ни 4 Евангелие, ни Апокалипсис не представляют дело так, что Божественные свойства получены Господом только после прославления чрез страдания. Это следует само собой из общего характера христологии этих писаний. Если между Христом и Богом наблюдается отношение единства по существу, то ясно, что это отношение должно быть предвечным. Но, кроме того, в 4 Евангелии Христос прямо и ясно говорит о славе, которую Он имел у Отца прежде бытия мира. Спрашивается: если Христос-Логос является предвечно Божественным существом, то как возможно говорить о принятии Им власти и славы от Отца после прославления через страдание и смерть? Пояснить подобные выражения можно ссылкой на аналогичные места Апокалипсиса, касающиеся Самого Бога Отца. Так, после звука седьмой трубы Апокалиптик слышит громкие голоса, раздавшиеся на небе: „царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков“ ( Откр.11:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Откр.22:11–12 . «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мной, чтобы воздать каждому по делам его». Объясн. Сказано сие не как одобрение неправды и скверны, но как сохранение непринуждаемости разума, как бы так сказано: пусть каждый делает что ему нравится, по его произволению. Показывается этим то, что за всяким действованием следует соответственный ему конец: воздаяние каждому по делам его: Откр.20:12 . Лк.6:38 . «Давайте и дастся вам: мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам». Объясн. Общая мысль здесь такова: кто много даёт нищим по любви христианской, тот и получит многое воздаяние за то. И на земле к людям добрым люди добры, но особенно воздаяние на небе: Мф.25:34 ; 1Кор.2:9 . О загробной жизни Откр.20:4:6 . См. объяснение выше, под заголовком: «О всеобщем воскресении». О новом небе и новой земле Откр.21:1–4 . «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». Объясн. Здесь указывается на обновление твари к лучшему, как говорит апостол: «сама тварь освобождена будет от рабства тлению»: Рим.8:21 . И святой царь Давид говорит: «как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся»: Пс.101:27 . Самый же город святый, виденный святым Иоанном, составляется из святых, о которых написано: «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его»: Зах.9:16 , имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель царственной Троицы, ибо в нём обитает и ходит Она по обетованию: 2Кор.6:16 . «И смерти не будет уже...» И сие по Писанию: Ис.25:8:35:10 . А слова: «прежнее прошло» означают, что злострадания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них: Откр.20:13 (Толк. на Апокалипс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(36) Стандартное слово для обозначения белизны. Белыми как волна и как снег являются волосы подобного Сыну Человеческому (Откр 1. 14), Он же является на белом облаке (14. 14), белый камень (так в Синодальном переводе; в переводе еп. Кассиана (Безобразова) более тонко: «камешек» — греч. yÁfoj) обещается побеждающему в послании Пергамской церкви (2. 17), ношения белых одежд удостаиваются верные Христу люди (3. 4 – 5, 18; 6. 11; 7. 9, 13), в белые одежды облечены также двадцать четыре старца перед престолом Божиим (4. 4) и небесные воинства (19. 14). Всадник на белом коне появляется после снятия Агнцем первой печати с запечатанной книги (6. 2), на белом коне и в сопровождении небесных воинств появляется для низложения своих врагов торжествующий Христос (19. 11). Окончательный суд над миром происходит перед великим белым престолом (20. 11). (37) «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр 1. 12 – 16). (38) Ср. присутствующие здесь мотивы света (21. 11, 23 – 25; 22. 1, 5), драгоценных камней (21. 11, 18 – 21), золота (21. 15, 18, 21).   (39) Престол Божий как разделяемый и Христом представлен уже в обетовании побеждающему в послании лаодикийской церкви (Откр 3. 21), и уже здесь провозглашается возможность сесть на этом престоле и самому «побеждающему», то есть верному Христу человеку. Путь вхождения человека в эту скинию, процесс его приобщения Агнцу, и через Агнца – Богу, описывается в Апокалипсисе двояко, но в обоих случаях с использованием образности, связанной с красотой. С одной стороны, это приобщение доступно лишь тем, кто «следует за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр 14. 4), то есть следует за Ним вплоть до Креста. Изображение последователей Христа как прекрасных в своем подвиге мучеников – стандартный прием в Апокалипсисе. Под жертвенником оказываются «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» – «и даны были каждому из них одежды белые» (Откр 6. 9 – 11).

http://pravmir.ru/krasota-v-apokalipsise...

а) Первое видение. Скование сатаны на тысячу лет ( Откр.20:1–3 ) 1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. В конце главы 19 было написано: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк… и оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20 ). И вот, после окончательного осуждения и уничтожения этих двух пособников дракона близится конец и самому дракону, той силе, которой были обязаны своей властью зверь и лжепророк. Вспомним: «и дал ему [то есть зверю] дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Но прежде происходит следующее: Иоанн видит, что некий Ангел сходит с неба. У него есть ключ от бездны, предварительного места заключения в подземном мире. Об этом «ключе от кладезя бездны» ( Откр.9:1 ) уже говорилось, когда прозвучала пятая труба. Есть у Ангела и большая цепь для того, чтобы сковать дракона на тысячу лет и бросить его в бездну. Мы знаем, что дракон – это сатана и диавол. Об этом говорилось прежде ( Откр.12:9 ), это утверждается и теперь, во втором стихе. Сатана не смеет, как прежде, прельщать, то есть совращать народы к безбожным делам. В образе сковывания силы погибели отражено древнее мифическое представление, которое мы находим во многих древних религиях, а также в Ветхом Завете. Так, например, пророк Исаия пишет о заключении врагов Божьих в яму, в преисподнюю: И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны ( Ис.24:22 ). Бог победит власть хаоса, или злого ангела, свяжет его и заключит в месте наказания, в преисподней. То, что Бог словом своим в начале творения сделал с морским хаосом бездны, сделает Он и в конце времен. Таково было ожидание ветхозаветной религии, отраженное в псалмах и молитвах. Обещанное время Тысячелетнего царства должно быть свободно от нападок сатаны на освобожденных праведников. Впрочем, после тысячи лет сатана по воле Божьей должен будет на короткое время освободиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

8,2-5) 8-я сцена: Пятая труба (Откр. 9, 1-12). Справа верху изображен трубящий пятый ангел, обращенный к центру, тогда как большую часть композиции занимает построенный из равной величины камней «кладезь бездны» со звездой и человеческим ликом (головой) в дыму, поднимающемся из колодца в виде ядерного дымового гриба. Из-за дыма помрачены солнце и луна, а люди внизу пали мертвыми. Одновременно с небес падают многочисленные крылатые чудища (саранча) с человеческими головами, царскими венцами и хвостами с жалом, имеющая своим царем Аввадона, или Аполлиона (Губителя). Эта саранча, согласно мнению многих Отцов, скорее всего выпущенные на волю демоны, которые в течение «пяти месяцев» страшно жалит и мучает людей, не носящих печать Божию на челе. Так, что «в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9, 6) Третья часть человечества при этом погибнет, а те грешники, которые останутся в живых все равно «не раскаялись в делах рук своих» (Откр. 9, 20). Рис. 8 Восьмая сцена Апокалипсиса на фресках монастыря Дионисиат. Фото автора 2014 г. Надпись 8: Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, и помрачилось солнце, и из дыма вышла саранча, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы (Откр. 9,1-4). 9-я сцена: Шестая труба (Откр. 9, 13-21). За небесным жертвенником Иисус, одетый в белое (см. 7-ю сцену), тогда как из верхнего левого угла к центру композиции летит трубящий шестой ангел. В нижней части изображены 4 освобожденные шестой трубой ангела Божьего суда (губители) связанные ранее на р. Евфрат. Они должны умертвить треть людей среди 200 млн. какого-то войска, собранного на брань в месте называемом Армагеддон. Вместе с ангелами в бойне участвуют загадочные, алчущие крови всадники, сидящие на львах с хвостами змей, а из пасти зверей извергается сера и дым. Это соответствует тексту Апокалипсиса, описывающему полное уничтожение воинства антихриста в окрестностях Иерусалима (скорее всего в долине Иосафатовой).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

Глава XIV Видение 144 тысяч прославленных девственников, воспевавших новую, никому не понятную песнь (1–5). Видение Ангела, летевшего по небу с вечным Евангелием и призывавшего к покаянию (6–7); видение двух других Ангелов с вестью о падении Вавилона (8–11); утешение и ободрение праведников (12–13). Видение подобного Сыну Человеческому, сидящего на облаке с серпом в руках. Жатва (14–16). Ангел, срезающий серпом виноград для точила гнева Божия (17–20). Откр.14:1 .  И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. Откр.14:2 .  И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Чтобы более пролить утешения в сердца истинных христиан, Иоанн видит и описывает новое, не земное, но небесное отрадное явление. Взор христиан возводится к небу, к Бож. престолу и сонмам небожителей, окружающих его. На горе Сионе, которая есть небесный храм, где Господь обитает среди Ангелов и прославленных людей, Иоанн видит Агнца и с Ним 144 тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах. Кто эти 144 тысячи? Они не те, которые упомянуты в Откр.7:9–17 . Они другие. Они первее всего суть христиане прославленные, ибо являются не на земле, а на небе и вместе с Агнцем. На их челах написано имя Агнца и имя Его Отца, как награда за предшествовавшие подвиги земной жизни. Их земная жизнь, их христианские подвиги, их неуклонное последование и подражание Иисусу Христу – Агнцу непорочному так проникли все их существо, что как бы отражались на их челах и говорили о их принадлежности к Богу и Агнцу, а потому о заслуженности их блаженства. Откр.14:3 .  Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Небесное блаженство прославленных состоит в слушании и участии в небесном песнопении, которое слышалось с неба, т. е. с той же сионской горы, от того же небесного престола. Голоса при пении сливались в одну дивную гармонию с мелодичными и тихими звуками гуслей. По содержанию песнь называется новою – новою в том смысле, что содержит в себе хвалу и благодарность 144 тысяч за все Божественные благодеяния, которых они удостоились в свое время. Поэтому никто и не мог научиться этой песне ( Откр.2:17 ) и понять ее, кроме тех 144 тысяч, которые сами были свидетелями всего этого ( 1Кор 2:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое пророческое откровение принимало форму «слова Божия» церкви, в состоянии вдохновения Духом Божиим. Оно произносилось от имени Бога или Христа, так что «Я» в пророчестве – «Я» Бога или Христа, Которые обращаются к церкви через пророка. Раннехристианские пророки получали также откровения в видениях, которые они затем сообщали церкви. Вспомним знаменитое видение Апостола Петра, о котором рассказано в Книге Деяний ( Деян. 10:9 – 11:18 ). Видения были личными переживаниями (иногда и во время богослужения), но сообщались всей церкви, как пророчества. Можно провести границу (правда, не абсолютную) между двумя типами пророчеств: оракулами, от имени Бога или Христа, и сообщениями о видениях. Почти вся Книга Откровения – отчет о видениях, но содержит и некоторые оракулы. Например, в прологе через пророка говорит Бог: «Я есмь Альфа и Омега, говорит Господь Бог , Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Откр.1:8 ). Оракулы от имени Иисуса Христа мы видим в эпилоге: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец» ( Откр.22:12–13 ); «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» ( Откр.22:16 ); «ей, гряду скоро!» ( Откр.22:20 ). Семь вестей церквам ( Откр.2:1 – 3:22 ) тоже оракулы, «речи Христа» церквам. В книге есть и несколько других оракулов. Эти оракулы перемежаются с пророческими сообщениями о видениях. Хотя Книга Откровения в целом похожа на пророчество св. Иоанна, которое он как бы устно изрекает (или диктует стенографу) под воздействием Духа, она всё же – сложная композиция, разработанная гораздо тщательнее, чем это возможно при спонтанном наитии. Откровение – удивительно искусный литературный труд. Безусловно, св. Иоанн имел замечательный визионерский опыт. Но в процессе долгой рефлексии, богословского осмысления он переработал этот свой опыт в литературный труд, задача которого была не столько репродуцировать видения, сколько сообщить о смысле открытого ему в видениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010