22 Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» ( Втор.5:15 ). 23 Блаженный Феофилакт Болгарский , толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». 24 Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2е послание Коринфянам, VII. 25 См. также Лк.6:7-9 . 26 Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328–329). 27 Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231. 28 Являясь в божественном достоинстве в откровении апостолу Иоанну, Христос особо подчёркивает, что Он «был мёртв, и се, жив во веки веков» и имеет «ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336. 30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335. 31 Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям» (Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 336).

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogoslovie...

    Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,     когда утверждал вверху облака,     когда укреплял источники бездны,     когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,     когда полагал основания земли:     тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день,     веселясь пред лицем Его во все время,     веселясь на земном кругу Его,     и радость моя была с сынами человеческими.    (Притч. 8: 22-31)    Синоптические Евангелия начинают свое повествование с исторических событий: рождения Иисуса, его крещения и начала его проповеднического служения. В противоположность им Евангелие от Иоанна начинается с намеренной параллели между историей сотворения мира и историей нового творения во Христе: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1); В начале было Слово (Ин. 1:1).    Наша привычная современная методология изучения Нового Завета предлагает нам видеть в Евангелии от Иоанна богословскую интерпретацию уже существовавшего базового повествования синоптиков. С исторической точки зрения это, несомненно, верно. Однако богослужебная традиция толкует Евангелие от Иоанна как основание церковной керигмы: в православной церкви пролог Евангелия от Иоанна читается за ночной Пасхальной литургией и, таким образом, открывает собой цикл чтений на весь богослужебный год. Что кроется за этой богослужебной практикой? Она подразумевает, что в воскресении Христа, в том, что пуста Его гробница, в радости таинственных встреч Воскресшего Господа с учениками открывается смысл творения. Рассказ книги Бытия не может быть понят без откровения — во Христе — о том, каков же был истинный замысел Бога в акте творения: новая тварь, новое человечество, новый космос, явленные в воскресении Христовом, то что от начала замыслил Господь. Как сказано в книге Притчей, Бог веселился на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими (Притч. 8:31). Но люди отвергли дружбу Бога; их взаимная радость была вытеснена гордым самодовольством человечества, что могло вызвать только Божий гнев: но здесь, в Иисусе, — новое начало, новая радость. И все это возможно потому, что новое творение совершается по воле Того же Бога и осуществляется Тем же Логосом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Да, все это так, но христиане первых веков воспринимали Апокалипсис Иоанна Богослова еще и как великое откровение о долгожданной победе добра над злом. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21: 4). Эта книга возвещала верующим о грядущей победе христианства, давала надежду, вдохновляла на мученичество во имя веры. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель (Откр. 19: 6). Вот, к примеру, «краткий пересказ» Апокалипсиса апологетом II века Мелитоном, епископом Сардийским: «Таким же образом, в последнее время будет потоп огненный, и сгорит земля с горами ее, сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и со статуями, которым они поклонялись, и сгорит море с островами его, но праведные сохраняются от гнева, как сохранились праведные в ковчеге от вод потопа». На рубеже II–III веков был составлен список книг, признаваемых Церковью священными (так называемый канон Муратори), в который был включен и Апокалипсис Иоанна Богослова. Клюкина О. П. Святые в истории. Жития святых в новом формате. I–III века. — М.: Никея, 2014. — 304 с.: ил. Стали появляться и многочисленные подражания, которые мы называем апокрифами. Например, в Апокалипсисе Петра грешников в аду наказывают Ангелы в темных одеждах — по мнению автора, там слишком много дыма и копоти, и во время работы ангелы могут перепачкаться. Но разве сравнишь все эти человеческие измышления с грандиозными видениями апостола Иоанна? В 96 году император Домициан был убит заговорщиками у себя в спальне. Не помогли ни зеркальные залы, ни толпы осведомителей... Сразу же после смерти Домициана сенаторы распорядились убрать в Риме его памятники и сбить с общественных зданий все надписи с его именем. На престол взошел Нерва, и заключенных при предыдущем правителе стали возвращать из тюрем и ссылок. Апостол Иоанн и Прохор тоже вернулись в Эфес, где с радостью были встречены христианами. В это время епископом Эфесской Церкви был Тимофей, любимый ученик Павла, который с большим благоговением относился к тому, которого любил Иисус (Ин. 13: 23). В Эфесе апостол Иоанн поселился в том же самом доме, где жил до ссылки, и прожил в нем до самой кончины. В этот период он напишет еще одно величайшее произведение — Евангелие от Иоанна.

http://pravoslavie.ru/70857.html

Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования. Христианство всегда говорило нам об этом. В Откровении святого Иоанна Богослова сказано: " Блаженны мертвые умирающие в Господе… они успокоятся и дела их идут за ними " . Христианство всегда знало и учило, что человек – это больше чем мясо и кости или простое сочетание химических элементов, что кроме тела человек имеет душу и что в момент смерти тела душа не умирает, а исходит из тела и продолжает жить и развиваться в новых условиях. Вот несколько цитат из Священного Писания. Совершенно определенно говорит о вечной жизни Сам Иисус Христос. Обращаясь к своим ученикам -апостолам, Он сказал: " Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную " . Это из Евангелия от Иоанна (гл. 6, стих 47). И еще: " И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне " (от Матфея 10, 28). А вот еще слова Иисуса Христа: " Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь " (от Иоанна 5, 24). И еще: первое свидетельство от Луки (20, 38), второе от Иоанна (12, 50 и 14, 1-2). " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " . " Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Да не смущается сердце ваше " – то есть не сомневайтесь – " в доме Отца Моего обителей много… " Ближайших учеников Иисуса Христа называли апостолами – столпами веры. Сначала их было двенадцать, потом еще семьдесят. Они пришли ко Христу в разное время. Среди них были и простые люди – рыбаки, были и ученые. Апостол Лука, из числа семидесяти, был врачом. Они пошли за Христом, оставив все и постепенно познавая новое для них, пришли к глубокой вере в единого Бога и вечную жизнь. После того ни у одного из них никаких сомнений больше не было. Они видели, что Иисус Христос возвращал умерших к жизни, и значит, смерть на земле не всегда окончательна. Они видели Иисуса Христа распятого, умершего на кресте, через три дня восставшего из гроба для жизни вечной и несколько раз являвшегося им в новом теле. Все они посвятили свою жизнь служению Иисусу Христу, подвергаясь преследованиям и мучениям. Одиннадцать из двенадцати приняли мученическую кончину. Они приняли ее радостно, без колебаний, так как знали, что умирает только тело, а душу убить нельзя, потому что она бессмертна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

И Господь возлежал, и Иоанн лежал рядом с ним, лежал на персях Его. Он как ближайший друг лежал на груди Иисусовой, и он слышал биение сердца Господня. И это сердце бьющееся, готовящееся к смерти, непрестанно молящееся сердце. Потому что сердце Христово – это сердце непрестанно молящееся. Оно звучало в ушах Иоанна Богослова. И потом он стоял под крестом один из всех апостолов, и Господь дал ему Свою Маму на попечение, потому что у Нее больше никого нет. Иосиф умер Обручник, Сын единственный на кресте, больше нет никого. И он усыновил Иоанна Божией Матери, и они стали родственниками, под крестом обручились в священное родство. И он хранил Её, берег, т.е. он хранитель самых великих тайн, Иоанн. Он потому и никуда не лезет, он все знает, никуда не лезет. Нужно сказать, что всюду лезут те, кто ничего не знают. Чем больше знает человек, тем меньше лезет. Потому что он боится навредить, наступить не туда, не то сказать, не то сделать. А люди, которые не понимают ничего, они прут как трактор по бездорожью, чем больше рассудительности, тем меньше активности. Иоанн, он созерцатель, хранитель и вместитель больших откровений. И о нем Господь говорит: если я захочу, чтобы он прибывал до конца, пока Я приду, что тебе? Вполне возможно, ведь мы знаем из предания, что Иоанна похоронили, потом пришли и не нашли его в гробу. Взят ли он был из гроба, что с ним было? Мы сейчас с трудом можем сказать, не знаем. Вполне возможно, что он является наследником той же благодати, которая есть у Еноха и Илии, и Богородицы. Потому что Божией Матери тоже в гробу нет, Её гроб пуст. Нет мощей Богоматери на земле. Богоматерь взята в небо. И Иоанна в гробу нет. И Господь заранее Петру говорит: если я хочу чтобы он пребывал, когда Я приду, что тебе? Ты по Мне гряди. И пошел голос по братии, что ученик тот не умрет, пока Господь не придет. И не сказал ему Господь, что не умрет. Просто был голос между учениками. Если я хочу, чтобы он пребывал, когда Я приду, что тебе? Этот ученик написал в своем Евангелии, и мы знаем, он опять в третьем лице о себе говорит, т.е.

http://pravoslavie.ru/93797.html

Иероним. De viris illust., 18. 46 9 . Написал он (Иоанн) также и одно послание, начинающееся словами: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ), которое признается всеми церковными и учеными мужами. Остальные же два, из коих одно начинается словами: «Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину» ( 2Ин.1:1 ), а другое: «Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине» ( 3Ин.1:1 ) приписываются Иоанну пресвитеру, коего другая (из двух, называемых Иоанновыми) гробница и теперь находится в Эфесе, хотя некоторые думают, что были две гробницы одного и того же Иоанна-евангелиста, о чем мы будем говорить, когда дойдем по порядку до Папия, ученика Иоаннова. Иероним. De viris illust., 9. 47 10 . Более того, слух, достигший тебя – что я перевел книги Иоанна и творения св. Папия и Поликарпа – неверен; я не имею ни времени, ни способностей переводить произведения, подобные этим, на другой язык с надлежащей элегантностью. Иероним. Ad Lucinius. (Ep.71.5). 48 11 . Ириней… ученик Папия (который был слушателем Иоанна-Евангелиста)… связывает… Иероним. Ad Theodora. (Ep.75.3). 49 12 . Признавая, однако, божественное вдохновение книги (т.е. «Откровения Иоанна»), мы считаем излишним говорить много, так как блаженный Григорий (я имею ввиду Богослова) и Кирилл, так же как и представители более ранних поколений, а именно Папий, Ириней, Мефодий и Ипполит, свидетельствуют о ее подлинности. Андрей Кесарийский (563–637). Предисловие к Апокалипсису. 50 13 . Но Папий говорит, слово в слово: «Некоторых из них» – ясно имея в виду тех, которые ранее были святыми, – «он назначил управлять аккуратно устроенной землей и поручил им управлять хорошо». И далее он говорит: «Но как оказалось, их управление не привело ни к чему хорошему. И великий дракон, древний змей, который зовется Дьяволом и Сатаной, был свергнут; и обманщик всего мира был сброшен под землю вместе со своими [падшими] ангелами».

http://azbyka.ru/otechnik/Papij_Ierapols...

Имена Божии в книге Откровения Иоанна Скачать epub pdf §1. Особенности учения о Боге в книге Откровения Иоанна В самом начале своей книги Откровения Иоанн говорит о Боге в его троичности: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (1:4б-5а). Эти слова – часть прескрипта (salutatio). Стандартную (двойственную) форму salutatio мы находим в посланиях апостола Павла ( Рим 1:7 ; 1Кор 1:3 ; 2Кор 1:2 ; Гал 1:3 ; Флп 1:2 ; Кол 1:3; 1 Фесс 1:1; Флмн 1:3), а также в более поздних посланиях Нового Завета. Эта форма имела большое богословское значение. Она ставила Иисуса Христа и Бога на один божественный уровень. Древние христиане, еще не имея онтологической концепции отношения Иисуса к Богу, имплицитно говорили об Иисусе как о Боге. Он – божественный посредник спасения, которое приходит к людям от Бога. Но у Иоанна мы встречаемся не с двойственностью, а с уникальной троичностью в salutatio. Тринитарные формулы в Новом Завете изредка встречаются ( Мф 28:19 ; 2Кор 13:13 ; 1Петр 1:2 ), но в Откровении эта формула именно уникальна. Возможно, что она – оригинальная адаптация Иоанном двойственной формулы. Изменения произведены и в замене «Бога Отца» и «Господа Иисуса Христа» их описаниями в характерной для Откровения манере. Иоанн творчески размышлял о христианской концепции Бога. Свой характерный язык богословия он, конечно, не изобрел, но творчески использовал в нем ресурсы иудео-христианской традиции. Разумеется, Иоанну не следует приписывать более позднее патристическое учение о Троице. Но оригинальная форма salutatio показывает, что его понимание Бога сознательно тринитарно: Иисус Христос и Дух включены в иудейскую монистическую веру в Бога. Эту концепцию Иоанн выражает в особых терминах. Правда, скорее следует говорить о тринитарной концепции не Бога, а «божественного». Ибо слово Бог Иоанн, как и все авторы Нового Завета, относит к Единому Богу, Отцу Иисуса Христа. Конечно, и слово «божество» (как природа Бога) чуждо Иоанну, но иначе мы не можем говорить о той божественной реальности, в которую включен как Иисус, так и Святой Дух (здесь символизированный «семью духами»).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Ин.1:29 . Во утрий же виде Иоанн Иусуса грядуща к себе и глагола: се агнец Божий, вземляй грехи мира. Ин.1:30 . Сей есть, о нем же аз рех: по мне грядет муж, иже предо мною бысть, яко первее мене бе. Крещение, Господом воспринятое от Иоанна Крестителя, начертано у первых трех Евангелистов; Иоанн Богослов и не повторяет сказания о сем событии, но с одной стороны сказует о первом появлении на служение Господа, а с другой записывает свидетельство Иоанна Крестителя о личности Господа при Его появлении и о схождении на Него Духа Святого, когда Иоанн крестил Его. Здесь в стихе 29-м рисуется первое появление Господа народу. Господь восприял крещение от Иоанна, Дух Святой, сходящий на Крещаемого и Глас с небеси «Сей есть Сын Мой возлюбленный о немже благоволих» ( Мф. 3:16–17 ) в торжественном Богоявлении возвестили Иоанну, что это есть Тот, о котором он должен свидетельствовать и возвещать. После сего Господь во плоти отведен был Духом в пустыню и искушен быв, поразил диавола словом Своим. Тогда наступила минута появления Господа на проповедь. Эту минуту изображает Евангелие. В начале бе Слово, говорит Евангелист: Слово стало плотию: предвестником Его был Иоанн Креститель, он засвидетельствовал о Нем народу, что Он среди их и грядет; и се Он в смиренном образе человека появляется: все взоры обращены на Него, и Иоанн восклицает: «се агнец Божий вземляй грехи мира». Народ и книжники, стоявшие в безмолвном ожидании и посланные от Синедриона не могли не понять, что Грядущий, на Коего указывал Иоанн, был предсказан пророками. Они не могли не помнить, что пророк Исайя говорил о Мессии «Он был презираем и мы ни во что ставили Его»... «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»... «Он истязуем был, но страдал добровольно»... как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» 115 . В этом именно смысле с прямым указанием на пророчества и называет Иоанн грядущего Господа «агнцем иже вземляй грехи мира». И агнец пасхальный был прообразованием великой жертвы, приносимой за греха наши. Но указывая на человеческую личность, являющуюся народу, Иоанн опять повторяет те таинственные слова, которые мы читали в ст. 27 (и ст. 15) «предо мною бысть», «первее мене бе», то есть удаляет существование Сего (по образу) человека в таинственную глубь прошедшего, и ныне указывая на Него, свидетельствует, что он о Нем вещал, когда вещал о Великом, Коему он недостоин развязать ремень обуви Его. Далее Иоанн еще величественнее раскрывает откровение, от Бога им полученное, и священное видение, указавшее ему Агнца Божия, Крестящего Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как много здесь общего с Прологом Ин.! Вновь говорится о Слове, которое есть жизнь. Его явление было настолько реальным (в Ин. говорится о воплощении), что его осязали руки, видели очи... В стихах 3–4 апостол говорит от своего лица, но его слова созвучны со словами Христа на Тайной Вечере о совершенной радости (см. Ин. 15, 11; 16, 24 ) и о Его общении с Отцом (см. Ин. 17, 11. 21–22 ). Мы привели только четыре первых стиха Послания, в которых очевидны параллели с Прологом Ин., но список всех таких параллелей будет почти равен объему Послания. В Послании содержится одно из наиболее ярких и однозначных свидетельств о воплощении (любимая тема евангелиста Иоанна): 2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4:2–3 ). Вновь те же темы и термины, что и в Ин.: любовь, любить, познать, общение, пребывать в..., грех, диавол, мир, дух лжи, антихрист, свет, тьма, жизнь, смерть... Богословие св. Иоанна – не устремленное лишь к небу желание получить какое-то оторванное от реальности знание о Боге, а трезвое принятие жизни здесь в свете откровения о Боге. Св. Иоанн устремлен к небу, но твердо стоит на земле. Таким образом, Послание затрагивает очень интересную и важную тему: как соотносится мистика, знание (или познание) Бога, богословие и, с другой стороны, повседневность, практика христианской жизни. Знаменательно, что ее затрагивает величайший мистик ибогослов – св. Иоанн. Церковная традиция давно по достоинству оценила столь удивительный парадокс мистики св. Иоанна. Созерцая и чуя божественную тайну, он сумел сочетать это созерцание и чутье с практическим требованием единственного, что достойно такого богословия – любви между учениками. Он использовал довольно мало слов (см. выше), а те, что использовал, выражали одновременно и то, и другое. «Иоанн Богослов в молчании» – так называется одна из икон, изображающая св. апостола, который прикрывает свои уста указательным перстом, тем самым призывая к молчаливому созерцанию тайны Бога и Его любви, открывшейся в Иисусе Христе. § 48. Второе и Третье Соборные Послания св. Иоанна Богослова

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. ( Притч. 8: 22–31 ) Синоптические Евангелия начинают свое повествование с исторических событий: рождения Иисуса, его крещения и начала его проповеднического служения. В противоположность им Евангелие от Иоанна начинается с намеренной параллели между историей сотворения мира и историей нового творения во Христе: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); В начале было Слово ( Ин. 1:1 ). Наша привычная современная методология изучения Нового Завета предлагает нам видеть в Евангелии от Иоанна богословскую интерпретацию уже существовавшего базового повествования синоптиков. С исторической точки зрения это, несомненно, верно. Однако богослужебная традиция толкует Евангелие от Иоанна как основание церковной керигмы: в православной церкви пролог Евангелия от Иоанна читается за ночной Пасхальной литургией и, таким образом, открывает собой цикл чтений на весь богослужебный год. Что кроется за этой богослужебной практикой? Она подразумевает, что в воскресении Христа, в том, что пуста Его гробница, в радости таинственных встреч Воскресшего Господа с учениками открывается смысл творения. Рассказ книги Бытия не может быть понят без откровения – во Христе – о том, каков же был истинный замысел Бога в акте творения: новая тварь, новое человечество, новый космос, явленные в воскресении Христовом, то что от начала замыслил Господь. Как сказано в книге Притчей, Бог веселился на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч. 8:31 ). Но люди отвергли дружбу Бога; их взаимная радость была вытеснена гордым самодовольством человечества, что могло вызвать только Божий гнев: но здесь, в Иисусе, – новое начало, новая радость. И все это возможно потому, что новое творение совершается по воле Того же Бога и осуществляется Тем же Логосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010