б) Личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет: аа) ведение: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Иоан. 10:15; 17:25; Матф. 11:27, Лук. 10:22); бб) волю: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Иоан. 17:24; 10:18; 5:30); вв) деятельность: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5:17—36; 17:4), и когда говорит с подробностью, что Сын приходил в мир и воплотился для нашего спасения (Иоан. 1:14; Евр. 2:14), а по вознесении своем на небеса ниспослал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа (Иоан. 16:7; 17:18; 20:21; Лук. 24:49), что Сын любит Отца и мир (Иоан. 10:11; 14:31; 15:9), сообщил людям откровение (Иоан. 1:18; 8:28; 17:6,26), дарует блага просящим (Иоан. 14:13), прощает грехи (Марк. 2:9—10) и под. в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает: аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11); бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян. 15:28; 2:4; 1 Кор. 12:11); вв) деятельность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:7,11), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его (Иоан. 15:26; 16:14), возрождает людей (Иоан. 3:5—8; 1 Петр. 1:3; Тит. 3:5), наставляет их на всякую истину (Иоан. 14:26; 16:13), возвещает будущее (16:13), поставляет пастырей (Деян. 20:28) и под. Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличительное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Таким образом, лесковский «рождественский рассказ» «Запечатленный Ангел» – этот, по слову А.А. Измайлова, «Василий Блаженный в письменности» – явился образцом «редкого отеческого художества», которое возможно только при условии высочайшей нравственности, красоты духовной самого художника, творца прекрасного, вдали от суеты и корысти.  Знаменательна в повести фигура отшельника Памвы, который «весь любовью одушевлён». Образ жизни в лесном ските смиренного «анахорита», «беззавистного и безгневного» отца Памвы: «согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!» – напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его тяжёлым и скорбным и в то же время благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. Как замечал знаток древнерусской религиозности Г.П. Федотов: «найдётся иногда лесной скиток или келья затворника, где не угасает молитва. Преп. Серафим распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошёл на икону, среди святителей, из числа новейших подвижников. Оптина Пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Также и старец Памва в рассказе Лескова толкует о грядущем «распечатлении» Ангела: « Он в душе человеческой живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать … » Этими словами святого отшельника – героя своей повести – Лесков спустя 140 лет после создания «Запечатленного Ангела» подаёт нам надежду на любовь и милосердие Божие. Писатель ободряет нас, сегодняшних, загоняемых в электронный концлагерь, с его ужасающей перспективой нанесения «печати зверя». То, что многие считали жутким кошмаром, на наших глазах превращается в реальность и совсем уж близко к воплощению: «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откровение. 13: 17). Но святому Иоанну Богослову в его видении предстали также «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откровение. 15: 2). И один из семи Ангелов, исполнивши волю Божию, открыл святому Иоанну: «Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдёт в погибель» (17: 8); «и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые, избранные и верные» (Откровение. 17: 14). 

http://bogoslov.ru/article/3726249

Преображение в этом случае обычного звездного небосклона характеризуется в Откровении словами: «Небо скрылось, свившись как свиток». Землетрясения разрушают города и жилища, и поэтому люди будут стремиться скрыться в пещерах и ущельях. Последние слова из Откровения ( Откр.6:16–17 ) говорят об их отчаянии и ужасе перед происходящими космическими явлениями. Однако начало наступления периода небесных знамений еще не ведет сразу же к непосредственному концу мира. До снятия седьмой печати произойдет еще радостное событие, о котором говорится ниже. 14. Ангелы, держащие четыре ветра земли; снятие седьмой печати (Откр. 7:2–17, 8:1) Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам. ( Откр. 7:3 ) Седьмая глава Откровения повествует о событии, которое явится светлым пятном на мрачном фоне самых последних времен Новозаветной Церкви. Согласно тексту Откровения, это событие наступит в период между снятием шестой и седьмой печатей. Откровение описывает его такими словами: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» ( Откр.7:1–3 ). Итак, от Самого Господа (Ангел от востока с печатью Бога живого) идет повеление временно приостановить земные бедствия (чтобы не дул ветер), сохраняя от них все народы – и языческие (море), и христианские (земля), и всех пастырей и учителей Церкви (дерева). Вероятно, это произойдет в начале периода развития небесных знамений и еще до великого землетрясения. Как говорит Откровение, тогда произойдет то обращение в христианство многих из евреев, о котором говорилось выше – в главе о Филадельфийской церкви. Откровение так описывает его: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч...» И далее идет перечисление всех других колен, впрочем, кроме колена Данова (см. Откр.7:4–8 ). Про последнее издревле имеются предсказания, что из него произойдет антихрист. Можно думать поэтому, что оно оказалось недостойным, чтобы дать своих избранников в Царство Небесное 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Стих 14:17 на первый взгляд может нас озадачить: «Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; Вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет». Если можно сделать какие–то предположения относительно того, что означает знание Духа, так в беседе с Никодимом говорится, что рождённые от Духа могут слышать Духа (3:7 – 8). То, как можно Его увидеть, неясно. На самом же деле нам требуется только сопоставить стих 17 со стихом 7: 14:7 «Если бы вы знали Меня, то и Отца Моего знали бы. И отныне Вы знаете Его и видели Его», 14:17 «Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает, вы же знаете его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет». Сын является не только откровением Отца, но и откровением Духа. Дважды в четвёртом Евангелии учение Иисуса Христа приписывается Св. Духу: «Ибо Тот, Кого послал Бог, Говорит слова Божии; ибо не мерою Бог дает Духа» (3:34); «слова, которые Я сказал вам, это дух» (6:63). Евангелист Матфей приводит указание Самого Господа, что Его чудеса совершаются действием Св. Духа: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, достигло до вас Царствие Божие» ( Мф 12:28 ). Значит, за время общественного служения Иисуса Христа апостолам уже был открыт Св. Дух, благодаря проповеди и чудесам Учителя. В Иисусе Христе Св. Дух уже пребывает с ними, но впоследствии он будет в них самих, то есть станет их внутренним неотъемлемым достоянием. Здесь содержится величайшее из всех обетований Нового Завета, которое заключается в том, что Св. Дух поселяется в каждом верующем. Определение Утешителя как Духа истины вытекает из утверждения, что Сам Иисус есть истина. «Господь, – объясняет свт. Кирилл Александрийский , – называет Его Духом истины, выше сказав, что Он и Сам есть истина, ибо Он – Его Дух» 176 . Однако пришествие «другого Утешителя» не означает, что ученики уже больше никогда не смогут увидеть Иисуса Христа. От обетования о ниспослании Св. Духа Иисус вновь обращается к обещанию Своего скорого возвращения: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (14:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Апокалиптический образ Агнца - теперь уже Небесного - представлен в Откровении ап. Иоанна Богослова . А. Б. изображен здесь не только закланным за грехи и искупившим грехи людей «из всякого колена и языка, и народа, и племени» (5. 9), но и «сидящим на престоле» (5. 13), ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (5. 12). Христос в Откровении - одновременно и Агнец, поскольку Он отдал Себя в жертву за грехи людей, и «лев от колена Иудина» (5. 5), победивший в мире силы зла и освободивший народ Божий, плененный этими силами (12. 10-11). Небесный Агнец благодаря совершенному Им на земле делу спасения облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах мира (снимать семь печатей - 6. 1, 3, 5, 7, 9, 12; 8. 1), и в частности о судьбах праведных (3. 4-5) и нечестивых (6. 16-17), и вести эсхатологическую брань с силами зла (17. 14). «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно воздает «благословение и честь, и славу... во веки веков» (5. 13). Те же, к-рые пришли «от великой скорби... омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7. 14), «пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (7. 15). Для них уготован брак Агнца (19. 7, 9), на к-ром они будут прославлять его как «Господа господствующих и Царя царей» (17. 14; 19. 16), ибо Он, соделавший их «царями и священниками Богу» (5. 10), «будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7. 17), являясь для них одновременно и Агнцем, и Пастырем . Образ Агнца нашел свое отражение в литургической жизни Церкви (см. Агнец , в богослужении). Лит.: Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исаии. К., 1908; Walther G. Jesus, das Passahlamm des Neuen Bundes. Guttenberg, 1950; Булгаков С. , прот. Агнец Божий. П., 1993. М., 2000п. М. С. Иванов Иконография Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан)

http://pravenc.ru/text/63318.html

. Ср. Дан 12:11,12. . Зах 4:3, 11-14, где «две маслины по обеим сторонам светильника» означают первосвященника и светского правителя Израиля. . Иер 5:14. . Исх 7:19. . Еврейская эсхатология предусматривала, что явлению Мессии будет предшествовать приход пророка Илии, который «обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я (=Господь), придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4:6/3:24). Вера в приход Илии перед пришествием Мессии нашла отражение в Новом Завете: Мф 11:4; 17:10-11: Мк 9:12. В христианстве концепция предтечи Мессии была перенесена и на ожидаемое второе пришествие Христа. В данном месте Откровения говорится даже о двух предтечах – «свидетелях». В одном из них традиционно видят того же Илию; слова «огонь выйдет из уст их» и «имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь» напоминают чудеса, творимые пророком Илией (ЗЦар 17:1; 4Цар 1:12; Сир 48:1). Относительно второго «свидетеля» мнения расходятся. Одни предполагают, что это будет Енох, который, как и Илия, живым был взят на небо, – таково толкование стиха Быт 5:24 «и не стало его, потому что Бог взял его» (ср. Евр 11:5), – и явится снова, чтобы принять, наконец, естественную смерть. В Книге Еноха предсказывается, что её герой спустится на землю во время страшного суда (1Ен 90:31). По мнению других, второй «свидетель» – это Моисей; слова «поражать землю всякою язвою» напоминают десять казней египетских. Кроме того, именно Моисей и Илия встречаются с Христом в евангельской сцене Преображения (Мф 17:3; Мк 9:4; Лк 9:30). . Аллюзия на видения Книги Даниила (7:3-7). Объяснение этого зверя» следуете 17:7-12. . Этот город, несомненно, Иерусалим, правда, находящийся под властью «зверя». В этом месте автор Откровения, очевидно, ориентировался на Ис 1:9: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре». . Не следует, впрочем, считать, как предлагают некоторые толкователи, что море в еврейской апокалиптике всегда олицетворяло язычество. У 3-го Ездры «из моря» является также «крепкий муж» – Мессия (13:3, 5, 25).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

В западной библеистике вокруг этого места Писания развернулась большая дискуссия, в основном из-за 4-го стиха. Было предложено несколько вариантов перевода и толкования. По одному из них, вселенная нема и не является откровением. По другому толкованию, хотя природа и содержит общее откровение, но из-за греха это откровение невозможно принять и понять. Третье толкование говорит о том, что в природе не существует общего откровения, но те, кто уже познал Бога, видит Его в творении с помощью особого откровения. Однако наиболее верен следующий вариант: «Нет языка и нет наречия, на которых это послание не было бы слышно». Этот перевод подчёркивает, что объективное общее Откровение существует, но не представлено письменным или устным языком. Напротив, оно выражено на языке природы, который превосходит любой человеческий язык, оно распространилось до края земли и доступно человечеству 52 . Иов восклицает: «спроси у скота – и научит тебя, у птицы небесной – и возвестит тебе; или побеседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» ( Иов.12:7–9 ). Священное Писание Нового Завета так же свидетельствует об универсальности общего Откровения. Св. ап. Павел говорит об обращении «к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» ( Деян.14:15–17 ). Он объяснял греческим философам: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё» ( Деян.17:24–25 ). Этим он учит, что Бог есть Творец и Правитель вселенной, самодостаточный источник жизни и податель благ, разумная Личность, планирующая Свою деятельность, участвующая в жизни мира и являющаяся источником и основой человеческого бытия 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Согласно символике Апокалипсиса, происходит соглашение между историческими деятелями (семь голов – семь царей, десять рогов – десять царей, которые «имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» – 17, 9–13). Они «возненавидят блудницу и разорят ее... потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий» (16–17). Пути Божий исполняются даже чрез мысли и дела ведущих брань с Агнцем, как и с теми, «которые с Ним, суть званные и избранные и верные» (14). Одним словом, уроки Божественной педагогии неравно воспринимаются разными людьми. Однако для тех, кто способен к духовному возрастанию, они становятся источником вразумления, прежде всего как наказание суда Божия, а затем и откровения правды Его. Только Богу принадлежит власть и разум наказания: «Мне отмщение и Аз воздам», люди же способны судить лишь post factum. Но они должны вразумляться громами событий и читать книгу судеб Божиих, которые и суть ея письмена. Так начертывается трагедия истории. Война прежде всего означает ощутительное приближение смерти, которое дает и углубленное трагическое чувство жизни. Человек невольно освобождается от обычной обмирщенности. В нем пробуждается орган софийности, чувство божественного в мире и в истории. В душе начинает звучать торжественный звон вечности. Конечно, это чувство Бога борется и смешивается с ревом звериного царства. Война есть организованное зверство, по крайней мере, столько же, сколько и энтузиазм жертвенности. Но и софийность как откровение тварной Софии в истории есть такое же противоборство света и тьмы. «Свет во тьме светит, и тьме его не объять». Эпоха войны есть интенсивное откровение истории с ее светом и тенью, величием и низостью. Война есть разрушительная стихия, пожар, катастрофа. Она, конечно, полагает поэтому предшествующее строительство истории, в котором проявляется положительное откровение софийности. Однако история и не может строиться бестрагично, если в ней борются две силы, между собою непримиримые.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Не включается ли оно в общее уготовление места ученикам, о котором говорится в Ин. 14:3 , конечно, в отношении не только к одним ученикам, но и к верующим вообще, ко всему человечеству: «и когда пойду и приготовлю место вам, приду опять я возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Взятие к Себе относится ко Второму пришествию во славе, к Парусии, ко всеобщему воскресению и преображению мира, приготовление же завершается в небесах, начиная с десятидневия между Вознесением и Пятидесятницей – но далее это неведомое для нас дело Христово продолжается в небесах и на земле до Второго Пришествия. Но это дело уготовления Откровение расширяет, поскольку оно совершается не только в небесах, но и на земле, и не только через Параклета, Утешителя, который «с вами пребывает и в вас будет» (14:17), но и через личное явление Христово («Я возлюблю его и явлюся ему Сам», 14:20), причём даже не говорится, каково будет это явление, духовное лишь и невидимое или же видимое, как Он являлся избранным. Но кроме этих личных явлений Откровение вообще свидетельствует о неких явлениях Христа, притом духовных. Это пришествие Христово будет не только духовно-благодатным, но ещё и воинствующим, с «мечом». Как бы ограничительно мы это ни истолковывали, как бы ни спиритуализировали эту гневную воинственность, но несомненно речь идет именно о таком явлении лика Христова, который лишь в отдельные мгновения просвечивает в Евангелии, здесь же является со всей силой. Мы бессильны приблизить к своему сознанию это откровение, чтобы выразить в словах и понятиях эту огнепалящую силу, которую в страхе и лености духовной хотим угасить в сладкой сентиментальности. «Кто близ Меня, тот близ огня» (апокриф. ев.) – огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лк . 12:49). В образах же Откровения этот пик выражается с беспощадной и даже жестокой силой. И эта сила есть действие Христова воцарения в мире, оно совершается и продолжается на земле, не взирая на вознесение и одесную Отца сидение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Образ брака часто употребляется в Писании, как образ совершенного единения. Сын Сирахов говорит, что Господь «видел и измерил Премудрость, пролил как дождь ведение и разумное знание и возвысил славу обладающих Ею» (I, 19). Уже Адам получил от Бога не только все способности познания, но и само знание и закон жизни от Бога и видение и слышание Славы Божьей (XVII, 9). Откровение в слове и именах Божиих. Откровение Премудрости Божией связывается Ветхим Заветом со словом Божиим. Сын Сирахов даже говорит, что «источник Премудрости — Слово Бога Всевышнего и шествие Ее — вечные заповеди» (I, 5). Изречение это можно понять, как указание на то, что Премудрость есть имя и свойство Сына Божия, но можно понять и так, что откровение Премудрости связано со «словами» Божиими, которые могут быть восприняты человеком (Прем. Сол., VIII, 18). Слышание слов Божиих или Божественных наставлений — главное основание пророчеств (Иер., XXIII, 28). Весь Закон Божий выражен в слове (Пс. CXVIII, CXLVII, 8): «весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор., XXX, 14). За ним не надо «подыматься на небо», — Бог открыл его нам… Слово имеет звуковую форму. И слово Бо–жие было слышимо пророками. Но в Самом Боге слово тождественно мысли. «Как возвышены для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли перечислять их, но они многочисленнее песка!» (Пс. •. CXXXVIII, 17–18). Мысли Божии — не человеческие мысли; они совершенны и непреложны и осуществляются словом Божиим, посылаемым в мир (Ис., LV, 8–11). Моисей видит прообраз Скинии, который показан ему в Боге (Исх., XXV, 9, 40). Особая форма богооткровения в слове есть богооткровение в именах Божиих. Имя Божие, как человеческое слово, конечно тварно ), но в нем может пребывать и действовать Сам Бог. Божественная сторона имени Божия есть как бы «самоопределение» Божие или мысль Бога о Себе Самом. Наличие Божественного начала в именах Божиих следует из всего отношения к ним Ветхого Завета. Имя Божие Свято и Бог Сам святит Себя в Своем имени (Лев., XXII, 32). Люди могут оскорблять имя Божие своими грехами (Am., II, 7). Бог действует ради Своего имени (Иез., XXXIX, 7, 25). Имя Божие едино, велико и вечно, как Сам Бог (Пс., VIII, 2, CXXXIV, 13; Зах., XIV, 9); Бог действует через него (Пс., LIV, 3). Если бы в имени Божием не было ничего Божественного, как можно было благословлять, прославлять–и любить его, поклоняться и служить ему, радоваться о нем и быть за него гонимым? Наконец, замечательно, что Бог открывает Свои имена (напр., Исх., III, 13–14, VI, 3), следовательно они выражают подлинную Божественную реальность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010