Авва Иоанн, живший в горе, называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала своего брата авву Иоанна и внушила ему, чтобы он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из обители в течение двадцати четырех лет и не виделся с сестрой. Она же очень хотела увидеться с ним. Потому часто писала ему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия из тела, чтоб ей присутствием его утешиться в любви Христовой. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, написала очередное письмо, в котором было сказано: “Так как ты не хочешь прийти ко мне, необходимо мне прийти к тебе, чтобы по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой твоей любви.” Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собой: “Если я позволю сестре прийти ко мне, это даст повод и другим родственникам и знакомым навещать меня.” Он решил, что лучше сам посетит сестру. Пошел к ней, взяв с собой двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, Иоанн сказал громким голосом: “Благословите, примите странников!” На голос вышла его сестра, отворила дверь и не узнала брата. Он не сказал ни слова, чтоб не выдать себя голосом. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: “Просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали с дороги.” Им подали воды, и они попили. Потом, сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабой Божией, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его прийти к ней для свидания прежде ее кончины для совершения молитвы в ее келии. Он написал ей ответ и послал его с монахом своего монастыря. В ответе было сказано: “По благословению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала воды, я принял ее из твоих рук и пил, и, возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 298).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Авва Моисей однажды был искушаем от блудного помысла. Не имея сил сидеть в келии, он пошел и рассказал о своем искушении авве Исидору. Старец убеждал его возвратиться в свою келию. Но он не соглашался и говорил: “Не могу.” Авва Исидор взял его с собой, возвел на крышу и говорит ему: “Смотри на запад.” Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: “Посмотри и на восток.” Авва Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых Ангелов, облеченных славой. Затем сказал ему авва Исидор: “Вот те, которых посылает Господь на помощь святым. А те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо больше.” Тогда авва Моисей, возблагодаря Бога, ободрился и возвратился в свою келию. (Достопамятные сказания. С. 156). 789. Преподобный Макарий был чудесно перенесен к месту, куда шел Говорили об авве Макарий, что, идя из скита и неся корзины, он утомился, сел и начал молиться: “Боже, Ты знаешь, что у меня уже нет сил.” И тотчас очутился он при реке, вблизи того места, куда шел. (Древний патерик. 1874. С. 439). 790. Больному старцу, оставленному всеми, в течение семи дней служили Ангелы См. также: Ангелы ; Надежды . Старец-отшельник заболел. Он не имел при себе никого, кто бы послужил ему, и потому вставал с одра и употреблял в пищу то, что мог найти в своей келии. Так прошло много дней, и никто не пришел посетить его. Когда исполнилось тридцать дней и никто не приходил к нему, Господь послал Своего Ангела для служения ему. Так протекли еще семь дней. Тогда вспомнили о нем отцы и сказали: “Пойдем навестим старца, может быть, он болен.” Когда они пришли и постучали в дверь, Ангел отступил от него. Старец же из келии закричал им: “Братия, уйдите отсюда.” Они сняли двери с крючьев, вошли и спрашивают, отчего он кричал. Он отвечал: “Тридцать дней я томился в болезни, и никто не посетил меня. Вот уже семь дней, как прислуживает мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли, он отступил от меня.” Сказав это, он почил в мире. Братия удивились и прославили Бога, говоря: “Господь не оставляет уповающих на Него.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 496. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Радость духовная См. также: Подвиг . 733; Покаяние . 770. 932. О духовной радости насельников обители аввы Аполлония На лице иноков обители аввы Аполлония сияло дивное веселье н радость – некий божественный восторг, какого не увидишь у других людей на земле. Мы не видели там ни одного печального лица. Если же кто-либо иногда казался несколько омраченным скорбью, авва Аполлоний немедленно спрашивал о причине печали. Очень часто при желании со стороны брата скрыть причину скорби он сам открывал, что таилось у того в душе, и тогда приходилось сознаваться тому, кто испытал на себе прозорливость аввы. Тогда авва начинал увещевать его, говоря, что вовсе не должно быть места скорби у тех, для кого спасение – в Боге и надежда – в Царстве Небесном. Пусть предаются скорби язычники, пусть плачут иудеи, пусть любят все земное, радуются тленным и ненадежным предметам, нам же должно гореть восторгом, если только мы действительно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас Апостол: “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” ( 1Фес. 5:16–18 ). (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 50). 933. На лице святого Григория Синаита отражалась радость жизни в Боге Однажды, видя преподобного Григория Синаита выходящим из своей келии с радостным лицом, я (жизнеописатель святого. – Ред.) в простоте сердца спросил его о причине такого явления. Приснопамятный муж как чадолюбивый отец отвечал мне так: “Душа, прилепившаяся к Богу и снедаемая любовью к Нему, восходит выше творения, живет выше видимых вещей и, наполнившись вся желанием Божиим, не может укрыться. Ведь и Господь обещал ей, говоря: ”…Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” ( Мф. 6:6 ), – и еще: ”…да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” ( Мф. 5:16 ), – ибо тогда сердце прыгает и веселится, ум бывает весь в приятном волнении, лицо весело и радостно, по словам: веселое сердце делает лице веселым…” ( Притч. 15:13 . Афонский патерик. Ч. 1. С. 389). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Ученик, сидя долго, был побеждаем помышлениями потихоньку уйти и лечь спать, но он понудил себя, воспротивился помышлению и остался. После этого сон начал склонять его, но он не ушел. До семи раз повторилось с ним такое колебание, но он с твердостью устоял. По прошествии полуночи старец проснулся и, увидев ученика сидящим близ себя, сказал: “Отчего ты до сих пор не ушел?” Ученик отвечал: “Оттого, отец, что ты не отпустил меня.” – “Почему ты не разбудил меня?” – “Я не осмелился толкнуть тебя, чтобы не беспокоить.” Они встали и начали отправлять утреню. По окончании утрени старец отпустил ученика. Оставшись один, старец пришел в исступление. И вот некто показывает ему прославленное место, в нем трон и над троном семь венцов. Старец спросил того, кто показывал: “Кому все это принадлежит?” Тот отвечал: “Ученику твоему даровал Бог и место это, и трон за его жительство. Эти же семь венцов он заслужил в эту ночь.” Услышав это, старец удивился, позвал ученика и спросил его: “Скажи мне, что сделал ты этой ночью?” Он отвечал: “Прости меня, отец! Я ничего не сделал.” Старец, думая, что он говорит по смирению, сказал: “Поверь, я не успокоюсь, пока не скажешь мне, что сделал или что помышлял ты ночью.” Брат, не зная за собой никакого дела, не находил, что сказать, и потому отвечал старцу: “Прости меня, отец! Я ничего не сделал, разве только то, что до семи раз был склоняем помышлениями уйти и лечь спать, но не пошел, потому что не был отпущен тобой по обычаю.” Старец, услышав это, тотчас понял, что ученик столько раз был увенчан Богом, сколько раз противостал помышлениями. Он ничего из виденного не возвестил брату, чтоб не нанести ему вреда, но поведал это духовным отцам. Уясним, что за победу и над малыми помышлениями Бог венчает нас. Благо человеку понуждать себя ради Бога во всяком деле. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11:12 ). (Еп. Игнатий. Отечник. С. 495. 100). 823. Авва Антоний надеждой будущего мздовоздаяния отгонял бесовские помыслы См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

140. Некоторый брат был в скорби на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к первому брату. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к некоторому старцу и пересказал ему о случившемся. Старец отвечал: посмотри - нет ли этому причины в сердце твоем? не признаешь ли себя правым в сердце твоем? не имеешь ли намерения обвинить брата своего, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся сердца его, и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват пред тобою, положи в сердце твоем, что ты виноват пред ним, и оправдай брата своего; тогда Бог вложит в сердце его желание примириться с тобою. При этом старец поведал брату следующее событие: были два благочестивые мирянина: согласившись между собою, они приняли монашество. Поревновав исполнить евангельское слово, но не по разуму его, они скопили себя как бы ради Царства Небесного. Архиепископ, узнав об этом, отлучил их от церкви. Они, думая, что сделали хорошо, пришли в негодование против него, сказали: мы ради Небесного Царства скопили себя, а он отлучил вас! пойдем в Иерусалим! будем просить суда у архиепископа Иерусалимского. Они отправились, представили дело на рассмотрение архиепископу Иерусалимскому. Он отвечал им: и я отлучаю вас. Огорченные, они пошли с жалобою к архиепископу Антиохийскому, но и этот также отлучил их. Тогда сказали они друг другу: пойдем в Рим к папе: он защитит нас от всех этих. Они прибыли к архиепископу Рима и объяснили ему свой поступок, говоря: мы пришли к тебе, потому что ты - старший всех. Он сказал им: и я отлучаю вас: вы впали в заблуждение. Отлученные всеми, они пришли в уныние и сказали друг другу: эти епископы стоят один за другого и согласны между собою, как имеющие нужду в таких отношениях по съездам их на соборы. Но пойдем к человеку Божию, святому Епифанию, епископу Кипрскому: он пророк и не приемлет лица человеческого. Когда они приближались к городу, в котором епископствовал Епифаний, открыто было ему о них: и он выслал к ним навстречу сказать: не входите в этот город. Тогда они возвратились и сказали: по истине виноваты мы; зачем же оправдываем себя? положим, что те отлучили нас несправедливо; неужели поступил так и этот пророк? ведь Бог открыл ему о нас. И очень упрекали они себя за сделанное ими. Сердцеведец, увидя, что они искренно обвинили себя, открыл об этом епископу Епифанию. Он опять послал к ним, велел привести их к себе, утешил, принял в общение. Написал он и к архиепископу Александрийскому: прими сынов твоих: потому что они принесли истинное покаяние. - Старец, рассказывавший это событие, присовокупил: в том заключается здравие человека и того хочет от него Бог, чтоб человек возлагал вину на себя и повергался в покорности пред Богом. Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот, только что понял пришествие его, отворил тотчас дверь и, прежде нежели пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними величайший мир [ 10 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

14. Поведал один из старцев: просил я авву Сисоя сказать мне назидательное слово; он сказал мне: монах мнением о себе должен быть ниже идолов. Я возвратился в хижину мою, и не поняв, чтоб значило быть ниже идолов, по прошествии года опять пришел к старцу и сказал ему: что значит быть ниже идолов? Старец сказал мне: Писание говорит о идолах, что уста имут, и не глаголют; очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат (Пс. 134, 16-17): таким должен быть и инок. Идолы суть мерзость: и монах да думает о себе, что он мерзость [ 12 ]. 15. Некоторый мирянин шел с сыном своим к авве Сисою в гору аввы Антония. На пути сын умер. Отец не смутился, но с верою отнес его к авве и припал к ногам его вместе с сыном, как бы кланяясь ему, чтоб почить благословение. Потом отец встал, и оставив отрока при ногах аввы, вышел из келлии. Старец, полагая, что отрок продолжает поклонение, и не зная, что он умер, сказал ему: встань и поди отсюда. Отрок немедленно встал и вышел вон. Отец, увидев его, удивился; вошедши в келлию, он поклонился авве до земли и сказал ему о случившемся. Старец, услышав это, опечалился, потому что не хотел совершать знамений, а ученик его запретил мирянину сказывать кому-либо о совершившемся чуде до смерти старца [ 13 ]. 16. Авва Аммон сказал авве Сисою: когда читают книги, хочу замечать мудрые изречения, чтоб иметь их в памяти на случай нужды. Старец отвечал ему: это не нужно! нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, возложившись на Бога [ 14 ]. Авва Силуан 1. Авва Силуан однажды, в присутствии бывших у него братий, пришел в исступление и пал ниц на лицо свое. После продолжительного времени он встал и предался плачу. Братия начали успокаивать его, говоря: что с тобою, отец? Но он молчал и плакал. Они упрашивали его дать им ответ, и он сказал: я был восхищен на суд и видел, что многие из нашего иноческого чина шли в муку, а многие из мирян шли в царство небесное. И плакал старец, не хотел выходить из келлии своей, хотя и упрашивали его выйти. Когда же он выходил, то покрывал куколем лице свое, говоря: зачем мне смотреть на этот временный свет, в котором нет ничего полезного для меня [ 1 ]?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

15:9). Как же мы, будучи грешны, грешными устами похвалим того, как прославим того, о котором можем сказать, что не было лести в устах его!? Как грешным гласом достойно воспоем того, кто достоин быть воспетым голосами преподобных? Но знаем, что похвала каждого святого бывает похвалою Богу (как в похвале святому Афанасию написал святой Григорий Назианзин: " Афанасия хваля, восхвалю добродетели; хваля же добродетели, восхвалю Бога, от Которого истекают все добродетели. " Ибо нет лицеприятия у Бога " (Рим. 2:11). Поэтому мы, грешные и неразумные, дерзаем восхвалить своего преподобного, вспоминая его великие добродетели. Ибо Сирах говорит: " Восхвалим славных мужей и отцов нашего рода " (Сир. 44:1). Если люди восхваляют того святого, кто прославил жизнь свою одной какою-нибудь добродетелью, выделявшейся над прочими, по слову - " память праведника пребудет благословенна " (Прит. 10:7) то, тем более, особой похвалы от нас достоин преподобный отец наш Антоний Печерский, который прославил себя на земле не единой, но всеми добродетелями, украшающими инока. Прежде всего прославил он себя любовью к Богу. От юности отвергся мира, богатства и славы и всего, что обещал мир, и посвятил себя на служение Богу иноческим житием, говоря: " Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица моего " , и я буду искать лица Твоего, Господи " (Пс. 20:8). И знал он тогда, что иноческое житие есть жизнь подвижническая, мирская же жизнь суетна, иноческая жизнь - преподобна, мирская же полна клевет; иноческая жизнь - духовна, мирская же - плотская. Иноческая жизнь - небесная, мирская - земная, как говорят учители. Иной в юности старается угодить миру; старание же преподобного отца нашего Антония Печерского было в том, чтоб угодить единой Божией любви, которую избрал себе в невесты, говоря: " Ее возлюбил, ее возжелал я от юности моей, и искал ее, как невесту себе, и чтил я красоту ее " . И кому было ему в юности своей уневестить себя, как не любви Божией, так как и самое имя города Любеча, в котором он родился и был воспитан, возбуждало к любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

15. Поведал авва Арсений о некотором скитянине, великом по подвижничеству и славном по вере, но погрешавшем в ней по невежеству, следующее: Скитянин говорил, что в святом причащении мы приемлем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в святом причащении мы принимаем не тело Христово, но образ тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию святой, соборной, апостольской Церкви. Мы веруем, что хлеб есть самое тело Христово, а в чаше - самая кровь Христова, - отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть телом, но так как Господь сказал о хлебе: сие есть тело Мое, то мы веруем, что хлеб есть истинное тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия. Также и старцы, пришедши в хижины свои, молили Бога в течение всей недели об этой тайне, и говорили: Господи Иисусе Христе! открой об этой тайне старцу, чтоб он не пребывал в неверии и не погубил труда своего. И послушал их Бог. По прошествии недели они пришли в церковь, сели все трое на одной циновке, и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал младенца; кровь из него излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, - Ангел резал младенца на малые части. Когда приступили к принятию святых тайн, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что хлеб есть тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось хлебом по обычаю таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл тело Свое видом хлеба, а кровь видом вина. Два старца возблагодарили Бога, не попустившего подвигу третьего старца сделаться тщетным [ 12 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

182. Господь научает: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия предаст тя слузе и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуда, дондеже воздаси последний кодрант (Мф. 5, 25-26). Объясняют Отцы, что соперником названа здесь совесть, как сопротивляющаяся человеку, когда он захочет исполнять пожелания падшего естества. Если человек не окажет ей повиновения: то она, по праведному суду Божию, предает его врагам-демонам [ 18 ]. 183. Пророк Осия с плачем говорил о Израильском племени Ефрема: соодоле Ефрем соперника своего, и попра суд: Египта моляше (искал помощи у Египта), и во Ассирианы взят бысть насильно (Ос. 7, 11). Ефрем, ищущий помощи у Египтян, изображает собою сердце, стремящееся к исполнению плотских пожеланий; взятием Ефрема в страну Ассириан изображается порабощение сердца демонам уже против воли его. Невольное бывает следствием произвольного [ 19 ]. 184. Приложим попечение о себе, чтоб не впасть в руки врагов наших, то есть, чтоб не возобладала над нами воля плоти нашей и не увлекла нас насильно в страну Ассириан, чтоб не раздалась о нас горестная весть: " совершил царь Ассирийский нашествие на землю Израильскую, переместил племя Ефрема из отечества его в страну Ассирийскую, поселил там на реках Алои и Аворе [в русской Библии - В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских.] (4 Цар. 17, 6)Там они и до сего дня " . Постигло бедствие Ефрема за то, что он поступал вопреки представлениям соперника-совести и попрал суд [ 20 ]. 185. Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей - поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самым делом, то не возможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей [ 21 ]. 186. Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне: то истинное видение не открывается ему [ 22 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

18. Поведал нам некоторый ученик об отце своем: он в продолжении двадцати лет не спал, лежа на ребрах своих, но спал, сидя на том стуле, на котором он занимался работою. Употреблял он пищу во второй, третий и пятый день. Я сказал ему: авва! для чего ты так поступаешь? Он отвечал мне: я представляю пред очами моими суд Божий, и, видя его, не могу переносить сего видения. Однажды мы совершали правило; я читал псалмы и от забвения пропустил одно слово в псалме, не обратив на это внимание. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: я, совершая мое служение, представляю себе, что предо мною горит огонь, почему ум мой не может уклониться направо или налево; где же был твой ум, когда ты читал псалмы и пропустил слово псалма? разве ты не знаешь, что, молясь, стоишь пред Богом и говоришь Богу? Опять однажды вышел старец ночью и нашел, что я сплю посреди двора келлии; он остановился недалеко от меня и начал плакать, говоря: где мысль его, что он спит так спокойно [ 8 ]. 19. Брат безмолвствовал в некотором монастыре, и молитва его постоянно состояла в следующем: Господи! нет во мне страха Твоего: пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтоб хотя таким образом пришла окаянная душа моя в страх Твой. Знаю, что грех мой сам по себе непростителен: много согрешил я пред Тобою, Владыка, согрешил много и тяжко; но ради милости Твоей, по святой воле Твоей, прости мне грех мой. Если же и этого не может быть: то помучь меня здесь, чтоб здешними муками была несколько ослаблена мука будущая. Начни казнить меня отселе, Владыка, казнить не в гневе Твоем, а в человеколюбии. Брат провел целый год, молясь таким образом в сокрушении и смирении сердца, в строгом посте. Между тем постоянно соприсутствовала ему мысль: какое значение имеют слова Господа: блажени плачущие, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). Однажды, когда брат, объятый печалию, по обычаю сидел на земле и плакал, напал на него тонкий сон. Явился ему Христос, воззрел на него милостиво и сказал тихим голосом: что с тобою? о чем ты плачешь? Брат отвечал Господу: Господи! я пал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010