Понятие В., брани в НЗ часто используется в духовно-аскетическом смысле: «Облекитесь во всеоружие Божие,- призывает христиан ап. Павел,- чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6. 11-12). В Посланиях ап. Павла военные образы и метафоры несут большую смысловую нагрузку. Апостол рисует образ жизни христиан, употребляя военные термины: «...будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...» (1 Фес 5. 8), «возьмите щит веры... шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 16-17; ср.: Евр 4. 12-14); говорит об апостольском служении, сравнивая его со служением воинским: «...мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем (στρατευμεθα). Оружия воинствования (στρατεας) нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь...» (2 Кор 10. 3-4); называет христианина добрым воином (καλς στρατιτης) Иисуса Христа (2 Тим 2. 3). В контексте борьбы с грехом, со злом НЗ полагает как наиболее важные, радикально отличные от всех предшествующих представлений об отношениях между людьми заповеди «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал 5. 14) и «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6. 27-28; ср.: Мф 5. 43-44); «если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... Но вы любите врагов ваших...» (Лк 6. 32, 35). В людях, причиняющих зло, тем не менее должно видеть образ Божий, относиться к ним так же, как относится к человеку Бог, от Которого происходит любовь и Который Сам есть любовь (1 Ин 4. 7-8). Проявлению вражды, ненависти между людьми противопоставляется в НЗ, т. о., не справедливое возмездие, а любовь. Залог этой любви - даваемый Христом духовный мир («мир Мой даю вам» - Ин 14. 27). Высшей степенью любви к человеку, по словам Христа, является жертва собой, отдание своей души за друзей (Ин 15. 13). К такому жертвенному подвигу любви относится гибель на поле сражения, смерть от ран и перенесенных лишений во время В. в защиту отечества (см. также ст. Военная служба ).

http://pravenc.ru/text/155138.html

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пророки и праведники всех времен будут пытаться уничтожить зло/поразить змея в главу/, но диавол будет успешно находить их слабые места/ср. с " ахиллесовой пятой "/. Главной " пятой " окажется, конечно, смертность и беззащитность праведника, и зло будет часто торжествовать. Но однажды явится Тот, Кто уничтожит корень зла/на славянском это звучит конкретно: " семя жены сотрет главу змия "/. Подобное сообщение прежде всего отражает древнейшую надежду человечества на спасение от власти зла и греха. Но в столь очевидных образах/" Он " , " семя жены " , " поразит в главу "/Церковь не могла не усмотреть первого в библейской истории пророчества об Иисусе Христе. Поразительно: еще до того, как Бог определяет наказание Адаму и Еве за совершенное в раю, Он уже произносит Свое первое Евангелие, содержащее обещание непременного спасения! А ведь для Бога это означает отдание Сына на крест. Далее Бог определяет человеку наказания, которые в то же время можно назвать последствиями первородного греха/см. 3, 16-21/: беременность жены отныне скорбна и роды болезненны в браке неравенство: муж будет господствовать над женой в любовь вошла нечистота, похоть земля/природа/отныне " проклята " за человека, больна, враждебна ему (св. ап. Павел говорит, что всё творение совокупно мучается из-за человека/.../); " кожаные одежды " , данные Богом/3, 21/, могут говорить либо о неком иммунитете либо об огрубении человека в связи с изменившимся климатом Труд из благодатной задачи становится мучительной необходимостью для добычи пропитания. Самым страшным последствием первородного греха становится смерть. Она описана вначале просто как причина жизненной бессмыслицы: человек в поте лица добывает хлеб, произрастающий из земли, для того, чтобы сей хлеб, становясь частью самого стареющего человека, возвратил его в ту землю, из которой он был/материально/образован: " земля еси, и в землю отыдеши " (свт. Иоанн Дамаскин, из последования панихиды). Но стихи/3, 22-24/глубже объясняют эту тему: " И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас...и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни ...и не стал жить вечно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Отдание чести Святым Дарам  Честь Святым Дарам воздает Высокопреосвященный Константин, архиепископ Курганский и Шадринский. Призвав народ молиться Богоматери (что хор и делает, воспевая Ей песнь Достойно есть…), священник (или епископ) тихо продолжает: …О святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и достохвальных апостолах, о святых (перечисляет имена), память которых мы сегодня празднуем, о всех святых Твоих – по молитвам их, посети нас, Боже. (Рус.) Эта тайная священническая молитва из Литургии св. Иоанна Златоуста представляет собою уникальное явление! В ней отражены взгляды первохристианского времени. В первой части этой молитвы мы не просим святых молиться за нас или вместе с нами, как обычно бывает, но молимся сами за них! Приносим Тебе эту молитву о почивших в вере… Молились о святых лишь в первом – начале второго века христианской эры. Но уже во втором веке сформировалось убеждение, что святые в нашей молитве не нуждаются. Они и так с Богом, это они молятся о нас. Несколько слов об этом. Около 100 года по Рождестве Христовом Евангелист Иоанн приводит слова Спасителя, в которых Господь называет праведников Своими друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15, 14 ). Более того, Спаситель обещает принять их сразу после смерти в небесные обители: «Пойду и приготовлю вам место… и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14, 3 ). Несомненно, что Христос выполняет обещание. И в Откровении мы читаем, что Иоанн Богослов видит под небесным жертвенником «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели». И далее: «И возопили они [души убитых за Христа праведников] громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (6, 9–11). То есть здесь мы видим, что мученики имеют возможность общаться с Богом и от Него уже получили награду.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет повествует о возникшем конфликте между Спасителем и фарисеями относительно исполнения субботы. Фарисеи увидев, что ученики Христовы срывают колосья в поле, обличили их в нарушении субботы — дня покоя, посвященного Богу. Однако Христос обличил их в лицемерии — покой субботы означает отдание себя Милостивому Богу. Именно в этот день человек, отрешившись от суетности повседневных дел должен творить дела милосердия : «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» . ( Мф.12:1-8 ). Описание Работа Гюстава Доре иллюстрирует с достоверной точностью известный библейский сюжет. В центре композиции Иисус Христос, окруженный фарисеями. Рукой Спаситель указывает на своих учеников, которые поодаль собирают в поле колосья пшеницы. Художник показывает их со спины, испуганно оглядывающимися на фарисеев, исполненных завистью и злостью. Христос защищает своих учеников от несправедливых упрёков и обличает фарисеев в недостатке любви. Противопоставление двух групп – учеников и фарисеев создает контраст. Беззащитность и открытость апостолов, чувствующих смущение и осуждение , намерение найти повод для обвинений у тех, кто считался прежде образцом благочестия. Истинная любовь и напускная набожность, горячая вера и холодная расчетливость: так, на чаше весов в день Страшного суда окажутся деяния человеческого рода. День, посвященный Богу, не подразумевает безделье и праздность. Напротив, праведные дела должны пребывать с честным христианином в любое время. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/ucheniki-sryvayut-k...

Религиозное горение (на 14 год правления – сбор великого народного собрания в Иерусалиме, заключение торжественного завета, “чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей”, причем за идолопоклонство была назначена смертная казнь). Измена завету (упование на помощь Сирийского царства от угрозы со стороны Израиля ценой проданного из храма и дворца), укор пророка Анании 256 , гнев царя и заключение пророка в темницу, на 39 году жизни – тяжелая болезнь ног, которая, развиваясь постепенно, “поднялась до верхней части тела, но он и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей”. Оставил о себе добрую память в народе. Царствовал на престоле 41 год. ( 3Цар. 15, 9–24 ). Иосафат 257 – четвертый царь Иудейский: продолжение искоренения идолопоклонства, – награда от Господа – высшее благоденствие. Царствовал на престоле 25 лет ( 3Цар. 22, 41–50 ). Ахаз – двенадцатый царь Иудейский 4Цар. 16, 1–4 : Нечестие Ахаза 262 , воздвижение идолов Ваалу и приношение в жертву Молоху 263 собственных детей. 4Цар. 16, 5–9 : Нападения объединенных сил царя Сирийского и царя Израильского (Факея 264 ) и нападения других языческих народов, как расплата за идолопоклонство. Искание помощи у могущественной Ассирии. Убеждение пророка Исаии о необходимости пламенно держаться единственного знамени спасения – веры в имеющего придти Эммануила, что значит с нами Бог . В это время и сказано знаменитое пророчество: “се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил”. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе. Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ея” ( Ис. 7, 14–16 и Мф. 1, 23 ). Отдание всех сокровищ храма могущественному царю Ассирийскому Феглаф-Фелласару 265 II. Закрытие храма Иерусалимского. Водворение идолопоклонства. Пророк Исаия Предсказание о разрушении Царства Иудейского, пленении Вавилонском, возвращение из плена при Кире Персидском, о рождении Мессии – Спасителя от Девы, Его страданиях на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

С этими словами как бы перекликается возглас Иисуса: " В последний великий день праздника... Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой " . И тут же следует объяснение евангелиста: " Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него " (7. 37-39). Жажда и ее утоление, более того — потоки воды живой, пробегающие через душу! Это один из самых типических и характерных образов мистической жизни души, прикасающейся к Богу. Недаром еще древний псалмопевец пел: " Как лань жаждет потоков воды, так жаждет душа моя Тебя, Боже! " (Пс 41. 1), а Исайя восклицал: " Жаждущие, приходите и пейте! " (55. 1). Здесь, у Иоанна, не только утоление жажды, но верующие в Иисуса сами становятся местом прохождения потоков воды живой - они текут через него. Душа насыщается избытком благодати, избытком присутствия Духа, как уже в прологе Евангелия мы читали: " И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать " (Ин 1. 16). Или вот еще " встреча " , связанная с ощущением близости Божественного: исповедание слепорожденного, которого Он исцелил: " Он же (исцеленный) сказал: верую, Господи! и поклонился Ему " (9. 38). В притче о Добром Пастыре раскрывается тайна Его добровольного отдания Себя ради нас: " Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец... " (10. 11). Безмерное, добровольное отдание Себя. " Потому любит, Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою... Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее... " (10. 18). И через это раскрываются просторы Вечной Жизни. " Вор приходит только, для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели в избытке — (να ζων χωσιν κι περισσν χωσιν — 10. 10). И вместе с тем подчеркивается мистическая нота - глубокого, личного общения нашего с Пастырем Добрым. Он зовет Своих овец по имени, и они идут за Ним. " Я знаю моих, и мои знают Меня — как знает Меня Отец и Я знаю Отца - и Я душу Свою полагаю за овец " . Близость, единение овец с Ним коренится в Его единении со Отцом, о чем будет говориться потом в " Первосвященнической молитве " : " Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино... "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Сегодня мы последний раз приветствуем друг друга восклицанием: «Христос воскресе!». Завтра Господь вознесется на небо. А сегодняшнее Евангелие напоминает нам о другом последнем дне Господа Иисуса: о последнем, самом великом дне Его земной славы: вот Он торжественно входит в Иерусалим, а завтра же начнется закат Его земной жизни, начнется Его крестный путь, когда многие соблазнятся о Нем. И сегодня, в этот последний день перед Вознесением, Церковь напоминает нам, что Он сказал в тот последний день: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» … Последний день Его земной славы, когда даже младенцы восклицали: «Благословен грядый во имя Господне!»; последний день Его земной жизни, когда даже солнце померкло и земля сотряслась; последний день перед Его вознесением на небо – ведь это те самые дни, которые «многие пророки и праведники желали видеть … и не видели». Да и все дни пребывания Господа на земле, – все это были такие небывалые и неповторимые дни человеческой истории, когда поистине солнце сошло с неба и было совсем рядом, было во всей своей страшной силе, но не сжигало, а давало каждому ровно столько тепла и света, сколько он мог вместить … А наша земная жизнь – это зачастую жизнь упущенных возможностей. Упустить какие-то слова Господа, что-то недоделать, в чем-то недоразобраться в иные неповторимые дни, – все это очень печально. И не случайно нам часто бывает грустно, что вот прошел пост, приходит Пятидесятница, вот уже и отдание Пасхи, скоро Троица, а мы все те же, с теми же грехами! «Столько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него!». Правда, не все же не веровали. Вот даже и «из начальников многие уверовали», но … «ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили более славу человеческую, нежели славу Божию». Вот она – наша вера! И хотя Господь рад всякому нашему шагу навстречу, но мы-то сами должны иметь мужество все называть своими именами, никогда не почитать себя совершенными и всегда быть открытыми для обличения и исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Нелегко отрешиться от чувства грусти, когда только что совершено «отдание» праздника Пасхи и перестали петь «Христос воскресе». А между тем, в праздник Вознесения Церковь зовет к радости: не потому ли только, чтобы утешить нас подобно тому, как мать старается своей улыбкой вызвать улыбку на лице огорченного дитяти? Но призыв Церкви уверенный, громкий, твердый. Видно, Церковь имеет ясное знание о чем то новом, что дано Вознесением. И апостолы быстро победили чувство разлуки и вернулись с горы Елеонской «с радостью великою» . Что случилось такое благодетельное, что в нем разсеялась возможность личной грусти? Ряд великих благодеяний, связанных с Вознесением Христовым, открывается нам в писаниях апостолов. Первая истина: Господь вознесся, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцем Своим во имя Своей крестной жертвы. Он есть Агнец закланный за нас, стоящий перед престолом Божиим, и вместе Он Сам Первосвященник – Ходатай, возносящий жертву. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником», поясняет апостол, ибо здешния жертвы только образы и тени небесного. Но Он, как «Ходатай нового завета» вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. III и IX гл.). И Отец, любящий Сына, не только принимает Его жертву, как искупление за весь мир, но и отдает Ему власть над миром и суд над миром. Сын Божий взял на Себя весь ответ за нас. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он ходатайствует за нас». «Если Бог за нас, кто против нас?» Вот первая наша радость Вознесения. Раскрывается, далее, перед нами новая истина. Своим Вознесением Господь соединил небо с землей и открыл людям двери неба и путь в небо . Небо стало для человечества доступным, желанным, своим. «Я вижу небеса отверстыя, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», воскликнул во время своей проповеди св. первомученик Стефан. «Знаю», говорит о себе ап. Павел, «человека, который был восхищен до третьего неба и... слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку пересказать». Нет преграды, нет средостения, открыт свободный вход в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Слово Божие учит, что отдание своей земной жизни ради Христа и Евангелия (см. Мк. 8, 35 ) и ради других людей не вредит спасению человека, но, наоборот, приводит его в Царство Небесное (см. Ин. 15, 13 ). Церковь почитает подвиг мучеников, даже до смерти послуживших Господу, и исповедников, не отрекшихся от него перед лицом гонений и угроз. Православные христиане также чтят героизм тех, кто отдал жизнь на поле брани за Отечество и ближних своих. В то же время Церковь осуждает самоубийство, поскольку совершающий его не приносит себя в жертву, а отвергает жизнь как дар Божий. В связи с этим неприемлема легализация так называемой эвтаназии – содействия уходу из жизни людей, которое представляет собой сочетание убийства и самоубийства. Право на жизнь должно подразумевать защиту человеческой жизни с момента зачатия. Всякое посягательство на жизнь формирующейся человеческой личности является нарушением этого права. Современные международные и национальные юридические акты закрепляют и охраняют жизнь и права ребенка, взрослого и пожилого человека. Эта же логика защиты человеческой жизни должна распространяться на ее отрезок от момента зачатия до появления на свет. Библейское представление о богоданной ценности человеческой жизни с момента ее зачатия выражено, в частности, в словах святого царя Давида: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» ( Пс. 138, 13,15–16 ). Признавая, что смертная казнь была приемлема в ветхозаветные времена, а указаний на необходимость ее отмены «нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви», нельзя не вспомнить о том, что « Церковь часто принимала на себя долг печалования об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, IX.3). Защищая человеческую жизнь, Церковь , вне зависимости от отношения общества к смертной казни, призвана исполнять этот долг печалования.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010